1. Конвенция ООН о правах ребенкапринята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
2. ПерреМ., ЛайрейтерА.-Р., БауманнУ. (Perrez M., Laireiter A.- R., Baumann U.) Глава 17. Стресс и копинг как факторы влияния. Клиническая психология. Под ред. М. Пере, У. Бауманна. – СПб.: Питер 2002. – С. 358-392.
3. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса / под общей редакцией Н.В. Тарабриной. – Часть 1. Теория и методы. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2007. – 208 с.
4. Фромм Э. (FrommE.) Душа человека. – М.: «Издательство АСТ ЛТД», 1998. – 664 c.
5. DurkgeimE. (DurkheimE.)Sociologyanditsscientificfield // EmileDurkheim: ACollectionofEssays / Ed. K. Wolff. N.Y., 1960.
6. The United Nations Secretary General’s Study on Violence against Children, 2006 // www.violencestudy.org
Часть 2. Методология психологического исследования, позволяющая выявлять группы риска детей, переживших опыт насилия, а также наиболее уязвимых в отношении различных форм насилия
1. Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказовв психологической диагностике и консультировании детей и подростков. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Издательство СПбМАПО, 2009. – 52 с.
2. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
3. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
4. Психологическая поддержка детей города Ош во время и после чрезвычайных ситуаций. Методические рекомендации для социальных педагогов / Под ред. И.В. Добрякова, Е.С. Молчановой. – 2011. – 59 с.
5. Психология посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы / Под ред. Н.В. Тарабриной. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2007. – 208 с.
Приложение 1.
Анкета «Актуальные проблемы подростков»
Уважаемый друг!
Просим тебя принять участие в анонимном тестировании по изучению актуальных проблем подростков в сферах здоровья, социально-психологического благополучия и безопасности окружающей среды. Твои ответы помогут определить направления и содержание необходимой помощи подросткам и организовать эту работу.
Психологический портрет ребенка, подвергшегося сексуальному насилию
... (1961) определил сексуальное насилие над детьми как «вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые ... особенности посттравматического синдрома, который обязательно развивается после травмы, люди с большим трудом рассказывают о насилии, ... касание интимных частей тела ребенка (например, во время купания); рассматривание половых органов ребенка; демонстрация своего ...
Благодарим за сотрудничество!
Инструкция: Выберите и подчеркните или впишите нужный вариант ответа
1.Дата и время заполнения анкеты____________________________________________
2. Пол:
a) мужской
b) женский
3. Возраст __________________
4. Школа ___________________
5. Класс ____________________
6. Место проживания/нахождения в настоящее время:
a) семья
b) интернат
c) детский дом
d) спецшкола
e) колония
f) приют
g) другое _____________________
7. Семейное положение
a) полная семья
b) родители в разводе
c) сирота
d) другое_____________________
8. Проживание до поступления в социальное учреждение:
a) с обоими родителями
b) с одним из родителей
c) с одним из родителей и отчимом /мачехой
d) с другими родственниками ___________________
e) в приемной, опекунской, патронатной семье
f) другое ____________________________________
9. Национальность_______________________________
10.Инструкция : Пожалуйста, оцените свое состояние, обведя кружком нужную цифру:
Состояние моего здоровья в целом:
ОЧЕНЬ ПЛОХОЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ
11. Инструкция: пожалуйста, оцените степень, в которой вас беспокоят следующие физические жалобы, и обведите кружком подходящую цифру
Меня беспокоят:
a) боли в сердце, сердцебиения
НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ
b) изменение артериального давления
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
c) головные боли
НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ
d) кашель, одышка
НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ
e) боли, неприятные ощущения в животе
НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ
f) нарушение опорно-двигательного аппарата
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
g) частые простуды
НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ
12. Какие еще жалобы на физическое самочувствие Вас беспокоят?
______________________________________________________________________
13.Инструкция: пожалуйста, оцените степень вашей удовлетворенности различными сторонами жизни
и обведите кружком соответствующую цифру
a).
Удовлетворенность жизнью в целом
НЕ УДОВЛЕТВОРЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВДЕТВОРЕН ПОЛНОСТЬЮ
b).
Удовлетворенность собой
НЕ УДОВЛЕТВОРЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВДЕТВОРЕН ПОЛНОСТЬЮ
c).
Удовлетворенность хозяйственно-бытовыми условиями проживания
НЕ УДОВЛЕТВОРЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВДЕТВОРЕН ПОЛНОСТЬЮ
d).
Удовлетворенность отношениями с сотрудниками социального/образовательного учреждения
НЕ УДОВЛЕТВОРЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВДЕТВОРЕН ПОЛНОСТЬЮ
e).
Удовлетворенность дружескими взаимоотношениями
НЕ УДОВЛЕТВОРЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВДЕТВОРЕН ПОЛНОСТЬЮ
Теоретические и методологические аспекты удовлетворенности трудом
... на поддержание уровня стремления и полной удовлетворенности. Удовлетворенность трудом в смирении(удовлетворенность трудом ... увеличивает уровень своего стремления. Стабильная удовлетворенность трудомСуть данной формы заключается в том, что работник по настоящему удовлетворен от конкретной работы, но мотивирован ...
f).Удовлетворенность взаимоотношением с противоположным полом
НЕ УДОВЛЕТВОРЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВЛЕТВОРЕН ПОЛНОСТЬЮ
g).
Удовлетворенность процессом учебы
НЕ УДОВЛЕТВОРЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВЛЕТВОРЕН ПОЛНОСТЬЮ
h).
Удовлетворенность условиями учебы
НЕ УДОВЛЕТВОРЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВТВЛЕТВОРЕН ПОЛНОСТЬЮ
i).
Удовлетворенность проведением свободного времени
НЕ УДОВЛЕТВОРЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВЛЕТВОРЕН ПОЛНОСТЬЮ
j).
Удовлетворенность безопасностью окружающей среды
НЕ УДОВЛЕТВОРЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВЛЕТВОРЕН ПОЛНОСТЬЮ
k).
Удовлетворенность семейными взаимоотношениями
НЕ УДОВЛЕТВОРЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВЛЕТВОРЕН ПОЛНОСТЬЮ
l).
Уверенность в своем будущем
НЕ УВЕРЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ПОЛНОСТЬЮ УВЕРЕН
14.Инструкция: пожалуйста, обведите кружком цифру, которая Вам подходит в оценке настроения
Мое настроение чаще:
ОЧЕНЬ ПЛОХОЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ
15. Инструкция: пожалуйста, оцените выраженность жалоб на психическое самочувствие
и обведите кружком соответствующую цифру.
В последнее время меня беспокоят:
a) нарушения сна
НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ
b) нарушения аппетита
НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ
c) неустойчивость настроения
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
d) повышенная тревожность
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
e) различные страхи
НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ
f)раздражительность
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
g) вспышки агрессии
НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ
h) неуверенность в себе
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
i) нежелание жить
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
j)Быстрая утомляемость и истощаемость
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
k)низкая работоспособность
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
l)плохие память, внимание
НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ
m)плохая успеваемость
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
n)конфликтность
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
o)неумение общаться
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
p) наличие вредных привычек
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
q) постоянная обида
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
r) отсутствие жизненных перспектив
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
s) чувство небезопасности
НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
16.Какие жалобы на психическое самочувствие Вас еще беспокоят? Укажите их
_____________________________________________________________________
17.Инструкция: пожалуйста, обведите кружком цифру,
которая больше соответствует ВОЗМОЖНОСТЯМ Вашей жизнедеятельности:
a).
Возможности для получения образования
ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ
b).Возможности для получения профессии
ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ
c).
Возможности для проявления активности, инициативы
ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ
d).
Возможности высказывать свою точку зрения
ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ
e).
Возможность обратить внимание на свои затруднения, просьбы
ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ
f).Возможности обратиться за помощью к воспитанникам социального учреждения
ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ
g).
Возможности обратиться за помощью к работникам социального учреждения
ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ
h).
Возможности для получения необходимой помощи
ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ
i).
Возможности для интересного проведения свободного времени
ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ
j).
Возможности для занятий спортом
ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ
k).
Возможности для полноценного отдыха, восстановления сил
ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ
l).
Возможности иметь хороших и верных друзей
ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ
18. Насколько защищенным вы чувствует себя в социальном/образовательном учреждении от:
a).
Публичного высмеивания со стороны воспитанников/учащихся
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
b).Публичного высмеивания со стороны сотрудников/педагогов
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
c).
Оскорблений со стороны воспитанников/учащихся
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
d).
Оскорблений со стороны сотрудников/педагогов
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
e).
Унижений со стороны воспитанников/учащихся
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
f).
Унижений со стороны сотрудников/педагогов
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
g).
Угроз со стороны воспитанников/учащихся
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
h).
Угроз со стороны сотрудников/педагогов
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
i).
Того, что воспитанники/учащиеся заставят что-то нехорошее делать против вашего желания
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
j).
Того, что сотрудники/педагоги заставят что-то нехорошее делать против вашего желания
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
k).Игнорирования со стороны воспитанников/учащихся
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
l).
Игнорирования со стороны сотрудников/педагогов
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
m).
Проявлений физической агрессии со стороны воспитанников/учащихся
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
n).
Проявлений физической агрессии со стороны сотрудников/педагогов
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
o).
Лишения ваших вещей воспитанниками/учащимися
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
p).
Лишения ваших вещей сотрудниками/педагогами
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
q).Слежки и преследований со стороны воспитанников/учащихся
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
r).
Слежки и преследований о стороны сотрудников/учащихся
НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ
19. В какой еще ситуации вы чувствует себя незащищенным?
_________________________________________________________________________
20. Инструкция: Отметьте крестиком в соответствующих столбиках таблицы, как часто вы обращались к разным людям за помощью, когда чувствовали себя в социальном/образовательном учреждении особенно незащищенным
№пп | 0 никогда | 1 иногда | 2 часто | 3 почти всегда | |
1 | к директору/заместителю директора | ||||
2 | к учителю | ||||
3 | к воспитателю | ||||
4 | к психологу | ||||
5 | к врачу, к медицинской сестре | ||||
6 | к другому работнику учреждения (повар, охранник, уборщица, пр.) | ||||
7 | к старшим воспитанникам | ||||
8 | к одноклассникам | ||||
9 | к друзьям | ||||
10 | к родителям/опекунам | ||||
11 | к братьям/сестрам | ||||
12 | к другим родственникам | ||||
13 | к Богу/Аллаху | ||||
14 | ни к кому | ||||
15 | к другому лицу_____________________ ___________________________________ |
21. Если в вашем учреждении будет создана специальная служба для поддержки подростков и других воспитанников, то какие направления работы Вы, прежде всего, включили бы в сферу ее деятельности? (выберите один или несколько вариантов ответов)
a) помощь в учебной деятельности
b) медицинская помощь
c) психологические тренинги и консультации по личной проблематике
d) юридическая помощь
e) организация занятий спортом и спортивных мероприятий
f) организация досуга и культурных мероприятий
g) помощь в профессиональном самоопределении и трудоустройстве
h) другое_______________________________________________________________________________
Приложение 2.
Шкала ЛТ
Форма А
___________________________________________________________________________
Дата заполнения ____________________________________________________________
Возраст____________________________________________________________________
Пол _______________________________________________________________________
Школа_____________________________________________________________________
Класс______________________________________________________________________
Место проживания__________________________________________________________
Национальность_____________________________________________________________
ИНСТРУКЦИЯ:
На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
- Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.
- Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.
- Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.
- Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.
- При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.
Переверни страницу.
Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.
№ | Ситуация | нет | немного | достаточно | значительно | очень |
Пример | Перейти в новую школу | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Отвечать у доски | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Оказаться среди незнакомых ребят | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Слышать заклятия | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Разговаривать с директором школы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Сравнивать себя с другими | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Учитель смотрит по журналу, кого спросить | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Тебя критикуют, в чем-то упрекают | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Видеть плохие сны | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | После контрольной, теста – учитель называет отметки | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | У тебя что-то не получается | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | На тебя не обращают внимания | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Ждешь родителей с родительского собрания | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Тебе грозит неуспех, провал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Слышать смех за своей спиной | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Не понимать объяснений учителя | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
21 | Слышать предсказания о космических катастрофах | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Выступать перед зрителями | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | С тобой не хотят играть | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Проверяются твои способности | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | На тебя смотрят как на маленького | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | На экзамене тебе достался 13-й билет | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Оценивается твоя работа | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Не можешь справиться с домашним заданием | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Засыпать в темной комнате | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Не соглашаешься с родителями | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Берешься за новое дело | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Разговаривать с школьным психологом | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | Думать о том, что тебя могут «сглазить» | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Замолчали, когда ты подошел (подошла) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Слушать страшные истории | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Спорить со своим другом (подругой) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Думать о своей внешности | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала ЛТ
Форма Б
___________________________________________________________________________
Дата заполнения ____________________________________________________________
Возраст____________________________________________________________________
Пол _______________________________________________________________________
Школа_____________________________________________________________________
Класс______________________________________________________________________
Место проживания__________________________________________________________
Национальность_____________________________________________________________
ИНСТРУКЦИЯ:
На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
- Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.
- Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.
- Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.
- Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.
- При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.
Переверни страницу.
Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.
№ | Ситуация | нет | немного | достаточно | значительно | очень |
Пример | Перейти в новую школу | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Отвечать у доски | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Слышать заклятия | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Разговаривать с директором школы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Сравнивать себя с другими | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Учитель делает тебе замечание | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Тебя критикуют, в чем-то упрекают | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Видеть плохие или «вещие» сны | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | После контрольной, теста учитель называет отметки | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | У тебя что-то не получается | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | На тебя не обращают внимания | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Ждешь родителей с родительского собрания | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Тебе грозит неуспех, провал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Слышать смех за своей спиной | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Не понимать объяснений учителя | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Думаешь о своем будущем | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
21 | Слышать предсказания о космических катастрофах | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Выступать перед большой аудиторией | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Ссориться с родителями | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Участвовать в психологическом эксперименте | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | На тебя смотрят как на маленького | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | На экзамене тебе достался 13-й билет | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Не можешь справиться с домашним заданием | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Не соглашаешься с родителями | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Берешься за новое дело | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Разговаривать со школьным психологом | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | Думать о том, что тебя могут «сглазить» | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Замолчали, когда ты подошел (подошла) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Смотреться в зеркало | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Приложение 3.
Шкала РТС
___________________________________________________________________________
Дата заполнения ____________________________________________________________
Возраст____________________________________________________________________
Пол _______________________________________________________________________
Школа_____________________________________________________________________
Класс______________________________________________________________________
Место проживания___________________________________________________________
Национальность_____________________________________________________________
Инструкция. Перед тобой список трудностей, которые иногда возникают у тех людей, которым когда-то было очень страшно. Пожалуйста, отметь, как часто у тебя эти признаки наблюдались в течение последнего месяца.
Прочитай внимательно каждое утверждение из списка и обведи кружочком тот ответ, который подходит тебе больше всего. Постарайся ответить на все вопросы.
№ | В течение последнего месяца | никогда | 2 раза в месяц | 1-2 раза в неделю | 2-3 раза в неделю | Почти каждый день |
1 | Я был настороже по отношению ко всему, что обычно меня пугает | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Когда что-то напоминало мне о том, что произошло, я становился беспокойным, испуганным или грустным | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Даже когда я хотел думать об этом, мне приходили в голову грустные мысли, образы или звуки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Я был в плохом настроении, сердился или гневался | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Мне снились страшные сны | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Мне казалось, что я возвращаюсь назад во времени и снова переживаю все это. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | Мне хотелось находиться в одиночестве, без друзей. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Я чувствовал себя одиноким и изолированным от других людей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Я старался не разговаривать о том, что случилось, не думать об этом и не испытывать чувств, связанных с теми событиями | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | Мне было трудно ощущать себя счастливым и чувствовать любовь к другим людям, как будто мои чувства были заморожены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | Я часто вздрагивал или подпрыгивал на месте, когда слышал резкий звук или происходило что-то неожиданное | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12 | Мне было тяжело засыпать или я часто просыпался по ночам | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13 | Я думал, что в тех событиях есть и часть моей вины | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
14 | Мне было сложно вспомнить важные детали того, что случилось | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15 | Мне было трудно быть внимательным | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
16 | Я старался избегать людей, мест или вещей, которые напоминали мне о тех событиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
17 | Когда что-то напоминало мне о том, что произошло, мне становилось плохо (начинало биться сердце, я неожиданно покрывался потом, у меня начинал болеть живот, появлялась головная боль) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
18 | Я плохо (негативно) думал о своем будущем | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
19 | У меня возникал страх, что случившееся может повториться в будущем | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
20 | У меня стало меньше интересов, я стал более пассивным | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Приложение 4.
Методика «Незаконченные предложения»
___________________________________________________________________________
Дата заполнения ____________________________________________________________
Возраст __________________________________Пол______________________________
Школа __________________________________Класс______________________________
Место проживания__________________________________________________________
Национальность_____________________________________________________________
Инструкция. Перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, который первым пришел к тебе в голову. Это не текст, здесь нет правильных и неправильных ответов.
1. Я весь трясусь, когда ___________________________________________________________________________
2. Если бы все ребята знали, как я боюсь ___________________________________________________________________________
3. Если тебя разозлили, то нужно ___________________________________________________________________________
4. Воспитывать детей нужно с помощью ___________________________________________________________________________
5. Ребенок в семье ___________________________________________________________________________
6. Мои близкие думают обо мне, что я ___________________________________________________________________________
7. Я боюсь идти домой, когда ___________________________________________________________________________
8. Я лучше побуду один, чем с ___________________________________________________________________________
9. Когда я вижу, что кого-то бьют, я ___________________________________________________________________________
10. Бить другого можно, когда ___________________________________________________________________________
11. Ребенок с опаской относится к окружающим, потому что ___________________________________________________________________________
12. Применение физической силы к более слабому ___________________________________________________________________________
13. Родители кричат на детей, когда______________________________________________________________________
14. Когда у меня будут дети, я никогда ___________________________________________________________________________
15. Наша семья была бы идеальной, если бы не ___________________________________________________________________________
16. Я хочу побыть один после ___________________________________________________________________________
17. Я убежал бы из дома, если бы ___________________________________________________________________________
18. Больше всего я не люблю, когда мои родители ___________________________________________________________________________
19. Я хочу, чтобы меня ___________________________________________________________________________
20. Приемлемое наказание – это ___________________________________________________________________________
Спасибо!
Приложение 5.
Методика интервью
Инструкция. Перед тобой ситуации, в которые попадали твои ровесники. После каждой ситуации есть несколько вопросов. Обведи кружочком тот ответ, который больше совпадает с твоим мнением. Не надо думать над вопросами очень долго, это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.
Сегодняшняя дата______________________________________________________________
Твой возраст__________________________________________________________________
Твой пол______________________________________________________________________
Твой класс____________________________________________________________________
Кто живет (жил) с тобой в семье (у тебя дома)___________________________________________
1.
Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному ребенку: хорошая одежда, хорошая еда, игрушки, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноко, так как родителине интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.
Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному человеку: хорошая одежда, хорошая еда, игрушки, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноко, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.
- Как ты думаешь, в ситуации такой же, как у Кости, находятся….
Много детей
Мало детей
Никто
Не знаю
- Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Костей?
Я знаю многих таких
Я знаю одного такого
Не знаю ни одного
- Как ты думаешь, ситуация в твоей семье, по сравнению с семьей Кости….
Очень похожа
Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации
Совершенно другая
2.