Цель урока должна быть реальной, достижимой и измеряемой

Билет 18

  1. Раскройте понятие учебного занятия (урока) как основной формы учебного процесса в ССУЗе.

Основными формами организации учебного процесса в ССУЗе являются урок, лекция, семинарское занятие, лабораторное (практическое) занятие, практика, самостоятельная работа студентов, дипломная работа и др.

Комплексный урок – форма организации учебного процесса, характеризующаяся единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности преподавателя и студентов, определенностью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала.

Урок одна из основных форм организации учебного процесса, характеризующаяся единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности преподавателя и студентов, определенностью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала.

Цель урока:

образовательная (дидактическая),

развивающая (навыки самообразования, логического мышления и пр.),

воспитательная (реализация содержания предмета и методики преподавания своей личностью).

Цель урока должна быть реальной, достижимой и измеряемой.

Назначение урока:

освоение студентами основных знаний, умений, навыков по теме учебной программы;

формирование навыков самообразования, логического мышления;

формирование у студентов интереса к изучаемой теме учебной дисциплины.

Требования к качеству урока:

методическая оптимальность,

научный уровень,

воспитательная направленность.

Качественные характеристики урока:

Методическая оптимальность:

создание условий активного восприятия учебного материала;

целесообразность выбора типа урока;

последовательность элементов занятия;

достижение цели в результате проведения занятия, соответствие учебного материала поставленной цели, учебной программе, календарно-тематическому плану занятия;

доступность, логичность и последовательность изложения учебного материала, связь материала с изучением других предметов, умение создать проблемные ситуации, использование технических средств, программированного обучения, наглядность.

9 стр., 4345 слов

В результате освоения темы занятия студенты

... результате освоения темы занятия студенты должны знать: аспекты общения – цель, содержание, средства; структуру ... Вид занятий: практическое занятие 4. Продолжительность занятий: 6 час. 5. Оснащение: дидактический материал 6. Структура занятий: ... кто отработает 30 минут после уроков на пришкольной территории. Получивший сообщение ... разработанана основании типовой учебной программы дисциплины Педагогика ...

Научный уровень:

научность, точность фактического материала, строгая доказательность, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе.

Воспитательная направленность:

связь излагаемого материала с достижениями российских ученых в развитии рассматриваемых вопросов;

аккуратность и опрятность преподавателя, культура речи;

педагогический такт.

Формы уроков:

1.традиционные;

2. нетрадиционные.

Нетрадиционные уроки основаны на совместной деятельности преподавателя и студентов на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью активизации обучения, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Типы уроков:

Традиционные:

организация восприятия и усвоения новых знаний;

формирование навыков и умений;

формирование опыта творческой деятельности (или проблемный урок);

комбинированный (объединяющий два или три первых типа);

систематизация знаний (урок обобщения);

повторение и закрепление знаний;

контрольный урок.

Нетрадиционные:

урок-деловая игра

урок-конференция

урок-соревнование и пр.

Структура урока (любого) полностью определяется типом урока, который в свою очередь определен дидактической целью.

Элементы урока

Типичными структурными элементами урока являются:

1.Организационный момент

2. Восприятие

3. Осознание и закрепление в памяти информации

4. Овладение навыками (на основе усвоенной информации) и творческим опытом деятельности

5. Усвоение системы и норм эмоционального отношения к миру и деятельности в нем

6. Контроль и самоконтроль.

Организационный момент включает в себя приветствие преподавателя, формулировку темы занятия, характеристику ее профессиональной значимости, изложение цели занятия.

Для проверки домашнего задания и повторения ранее изученного материала используются:

  1. контролирующая беседа по ранее изученной теме;
  2. фронтальная самостоятельная работа;
  3. опрос нескольких человек у доски с одновременной работой группы над общим заданием;
  4. комментированное чтение, пересказ, изложение, составление плана, тезисов, устный логический анализ текста, упражнения, решение задач, тестовые задания;
  5. сообщения студентов, доклады, рефераты.

Для ознакомления студентов с новым учебным материалом могут использоваться следующие формы и методы:

6 стр., 2562 слов

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

... и педагогической документацией класса. Планирование работы на первую неделю практики. Посещение уроков. Самостоятельная работа студентов под руководством педагога-методиста. Отражение изученного и проанализированного материала в соответствующих разделах дневника практики. ...

  1. рассказ, беседа по теме и демонстрация опытов, фрагментов кинофильма, диафильма, дипозитивов, кодокарт, электронных презентаций;
  2. беседа с применением проблемного обучения, опорой на ранее изученные положения и последующие выводы и обобщения;
  3. задание для самостоятельной работы студентов и последующая беседа и выводы;
  4. беседа с включением в нее элементов самостоятельно работы студентов и др.

На этапе закрепления нового материала планируется закрепление новых понятий и способов действия. Однако, надо помнить, что формирование умений и навыков должно проходить на каждом учебном занятии и на всех его этапах.

Для этой цели служат:

  1. беседа по вопросам составления плана;
  2. перевод текста, комментированное чтение;
  3. решение типовых задач, умение формировать вопрос или ответ на вопрос, находить причину по следствию;
  4. самостоятельная работа: составление схем, таблиц, построение графиков, работа с книгой (первоисточником), работа с нормативно-технической документацией, анализ статистических данных, сравнение рисунков и схем с моделями и макетами, работа с карточками программированного опроса, текстами и т.п.

Задавая домашнее задание, преподаватель должен указать его вид, название учебника (пособия, автора, страницы и т.д.).

Формы внеаудиторной самостоятельной работы студентов включают:

изучение раздела по учебнику (учебному пособию);

конспектирование литературы;

работа с первоисточником;

решение задач;

ответ на вопросы;

повторение изученного ранее материала;

работа над дополнительной, нормативной, научной литературой;

написание рефератов.

Основные критерии оценки качества урока

Критерии оценки содержания урока:

соответствие тематическому плану и рабочей программе курса;

качество плана (полный, детальный, перегруженный и т.п.);

отчетливость постановки цели урока;

обсуждение вопросов по контролю исходного уровня знаний;

рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники и т.п.;

раскрытие органического единства теории и практики;

профессиональная направленность урока, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

соотношение урока с содержанием учебника;

реализация в содержании урока внутри и междисциплинарных связей.

  1. Психотехнологии воспитания социально и профессионально значимых качеств.

Психотехнология — технология решения практических проблем психической деятельности людей; система базовых психотехник (В. Штерн, Х. Мюнстерберг): принципов, методов и средств воздействия на человеческое поведение посредством воздействия на человеческую психику; технологические приемы, используемые для экспериментального исследования, наблюдения и тестирования психического поведения и деятельности человека.

14 стр., 6725 слов

Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...

... - Изучить профессионально-значимые качества личности учителя музыки. - Выявить характерологические особенности личности учащихся и учителя музыки в контексте музыкальной деятельности. Методологическая основа исследованиясоставляет идеи гуманизации, личностной ориентированности образования, его диалогической ...

Термин «профессионально значимые качества» трактуется в научной литературе неоднозначно. Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально-личностных качеств, ими называются те качества личности, которые «призваны обеспечить ее успешный трудовой старт и высокие производственные показатели»

Профессионально важные качества формируются в ходе учебно-воспитательного процесса под влиянием внешних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успешным. Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками. Немаловажное значение имеет опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или иному профессиональному вопросу, проблеме.

Вопрос о формировании профессиональных качеств выпускников, связанный с современным этапом научно-технического прогресса, является одним из важнейших в системе профессионального образования.

Работодателями обозначено формирование заказа на качество профессионального образования не столько в формате знаний выпускников, сколько в терминах способов профессиональной деятельности: знание новых информационных технологий; наличие широкого кругозора, в основе которого лежат общеобразовательные знания; мобильность в общении; готовность молодых специалистов к «командной» работе; умение налаживания социальных связей; опыт работы с информацией; а также сознательная потребность к непрерывному самообразованию. Речь идет об особых образовательных результатах системы среднего профессионального образования – профессиональных компетенциях.

Психологи рассматривают воспитание как формирование понятий, принципов, качеств личности: «Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производственному труду». Из этого определения следует, что воспитание — это «силовое воздействие», являющееся условием развития человека.

Образование и воспитание трактуются как противоположные понятия, психологи имплицитно сводят воспитание к развитию личности. Учитывая противоречивость толкования понятия «воспитание», примем в качестве исходного положения, что воспитание — это часть образования, направленная на становление личности. Под становлением мы понимаем «формообразование» личности, адекватной требованиям общества и потребностям личности в развитии и реализации себя.

8 стр., 3531 слов

Духовно-нравственное воспитание личности, особенности его реализации ...

... и образование: проблемы и перспективы сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2012. С. 118-120. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности ...

В условиях перехода от стабильного общества к динамическому, изменяющемуся чрезвычайно актуальным становится социально-правовое воспитание. Потребность в нем обусловлена также профилактикой девиантного поведения. В любом учебном заведении имеется устав, определяющий права и обязанности членов коллектива, традиционные формы поведения и общения, нормы дисциплины. Принятие этих норм и следование им составляют содержание конвенционально-нормативного воспитания. И, наконец, важным разделом всей воспитательной работы профессионального учебного заведения является профессиональное воспитание будущего специалиста.

В настоящее время на смену когнитивно ориентированному образованию приходит личностно ориентированное. Значит, и воспитание как часть образования должно стать личностно ориентированным. В профессиональном учебном заведении образование должно обеспечить полноценное профессиональное становление личности. Важное значение в этом возрасте приобретают социальное становление личности, активное усвоение социальных норм поведения взрослого человека — гражданина своей страны.

Таким образом, воспитание в учебном заведении должно быть личностно- ориентированным и социалъно-профессиональным. Конституирующими основами этого типа воспитания являются учебно-познавательная деятельность, профессия и социальная практика. Процесс воспитания направлен на обеспечение социально-профессионального становления личности, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении.

Целями воспитания являются развитие профессионально-нравственного сознания и поведения, формирование социально профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентации, обеспечивающих саморазвитие и самоактуализацию, а также полноценное участие в профессиональной жизни.

Задачи личностно ориентированного социалъно-профессионалъного воспитания:

адаптация первокурсников к учебно-профессиональной среде;

создание условий для дальнейшей социализации учащейся молодежи;

обеспечение духовно-нравственного становления будущих специалистов;

оказание помощи учащимся в социальном и профессиональном самоопределении;

развитие социально значимых и профессионально важных качеств личности;

содействие нахождению своего места в профессиональном мире после завершения образования, формирование профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников;

формирование профессионально-этических норм поведения;

освоение личностью объективной системы социальных ролей;

становление профессиональной культуры будущего специалиста,

Основные принципы воспитания:

признание приоритета личности, ее жизненного опыта и самоценности;

гуманизация взаимоотношений всех субъектов профессионально-образовательного процесса;

2 стр., 993 слов

Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию

... дополнительного образования, отдел профессионального образования и отдел аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию. С целью методической поддержки ... апробированная специалистами государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее - СПб АППО). Анкета ...

принятие личностью ответственности за свое социальное и профессиональное становление.

Ведущей детерминантой личностного развития является, как отмечал С.Л. Рубинштейн, самодеятельность. Исходя из этого, актуальным становится развитие различных форм ученического и студенческого самоуправления.

Итак, для того чтобы развить, сформировать качества, поведение, востребованные профессиональными технологиями, нужно вовлечь учащегося в разнообразные личностнообразующие виды деятельности и стимулировать их переход в самодеятельность. Каким образом можно реализовать это концептуальное положение?

3. Составьте и обоснуйте собственную программу повышения научно-методической компетентности.

Методическая компетентность представляет собой структуру из профессиональных знаний, умений, личностных качеств, которые обеспечиваются дидактическими, организационными, аналитическими способностями педагога. Необходимость постоянного повышения уровня квалификации преподавателей в условиях появления новых педагогических технологий подняла на высокий уровень проблему развития методической компетентности. Это обусловлено тем, что в условиях совершенствования процесса образования важно, чтобы специалист ориентировался в многообразии научно-педагогических подходов, мог не только использовать готовые методические материалы, но и самостоятельно выполнять научно-методическую работу. Формирование методической компетентности важно, потому, что только в процессе её развития можно сформировать устойчивый интерес преподавателя к методической и научно-методической работе и создать новые учебные пособия, разработки, электронные средства обучения. Методическая компетентность педагога обеспечивает результативность и повышает качество процесса обучения.

Методическая компетентность педагога проявляется в двух видах деятельности — научно-методической и учебно-методической. Научно-методическое обеспечение обучения является одним из существенных условий повышения качества образования, предполагает обеспечение системы образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики.

1.) Этап диагностики. Диагностика позволит осознать собственные мотивы и потребности в научно-методической работе; выйти на составление собственной траектории профессионального развития.

2.) Выбор форм научно-методической работы, с помощью которых будет повышаться квалификация, учитель осуществляет самостоятельно в соответствии с планом профессионального развития, и направления повышения квалификации не будут являться статичными.

11 стр., 5211 слов

Методическая система и интенсивные технологии обучения

... беседа, просмотр иллюстраций. В совокупности получается методическая система объяснительно-иллюстративного, воспроизводящего обучения. Если ведущей целью обучения определено развитие творчества, самостоятельности обучающегося, то основными ... и частными методиками вопросы методологии, философии и истории образования. Задача технологии обучения сводится к тому, чтобы разработанные в дидактике законы ...

3.) Инновационная деятельность. Обучение и самосовершенствование;

4.)Реализация (представление образовательных продуктов своей профессиональной деятельности).

10