Билет 18
- Раскройте понятие учебного занятия (урока) как основной формы учебного процесса в ССУЗе.
Основными формами организации учебного процесса в ССУЗе являются урок, лекция, семинарское занятие, лабораторное (практическое) занятие, практика, самостоятельная работа студентов, дипломная работа и др.
Комплексный урок – форма организации учебного процесса, характеризующаяся единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности преподавателя и студентов, определенностью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала.
Урок одна из основных форм организации учебного процесса, характеризующаяся единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности преподавателя и студентов, определенностью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала.
Цель урока:
образовательная (дидактическая),
развивающая (навыки самообразования, логического мышления и пр.),
воспитательная (реализация содержания предмета и методики преподавания своей личностью).
Цель урока должна быть реальной, достижимой и измеряемой.
Назначение урока:
освоение студентами основных знаний, умений, навыков по теме учебной программы;
формирование навыков самообразования, логического мышления;
формирование у студентов интереса к изучаемой теме учебной дисциплины.
Требования к качеству урока:
методическая оптимальность,
научный уровень,
воспитательная направленность.
Качественные характеристики урока:
Методическая оптимальность:
создание условий активного восприятия учебного материала;
целесообразность выбора типа урока;
последовательность элементов занятия;
достижение цели в результате проведения занятия, соответствие учебного материала поставленной цели, учебной программе, календарно-тематическому плану занятия;
доступность, логичность и последовательность изложения учебного материала, связь материала с изучением других предметов, умение создать проблемные ситуации, использование технических средств, программированного обучения, наглядность.
В результате освоения темы занятия студенты
... результате освоения темы занятия студенты должны знать: аспекты общения – цель, содержание, средства; структуру ... Вид занятий: практическое занятие 4. Продолжительность занятий: 6 час. 5. Оснащение: дидактический материал 6. Структура занятий: ... кто отработает 30 минут после уроков на пришкольной территории. Получивший сообщение ... разработанана основании типовой учебной программы дисциплины Педагогика ...
Научный уровень:
научность, точность фактического материала, строгая доказательность, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе.
Воспитательная направленность:
связь излагаемого материала с достижениями российских ученых в развитии рассматриваемых вопросов;
аккуратность и опрятность преподавателя, культура речи;
педагогический такт.
Формы уроков:
1.традиционные;
2. нетрадиционные.
Нетрадиционные уроки основаны на совместной деятельности преподавателя и студентов на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью активизации обучения, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Типы уроков:
Традиционные:
организация восприятия и усвоения новых знаний;
формирование навыков и умений;
формирование опыта творческой деятельности (или проблемный урок);
комбинированный (объединяющий два или три первых типа);
систематизация знаний (урок обобщения);
повторение и закрепление знаний;
контрольный урок.
Нетрадиционные:
урок-деловая игра
урок-конференция
урок-соревнование и пр.
Структура урока (любого) полностью определяется типом урока, который в свою очередь определен дидактической целью.
Элементы урока
Типичными структурными элементами урока являются:
1.Организационный момент
2. Восприятие
3. Осознание и закрепление в памяти информации
4. Овладение навыками (на основе усвоенной информации) и творческим опытом деятельности
5. Усвоение системы и норм эмоционального отношения к миру и деятельности в нем
6. Контроль и самоконтроль.
Организационный момент включает в себя приветствие преподавателя, формулировку темы занятия, характеристику ее профессиональной значимости, изложение цели занятия.
Для проверки домашнего задания и повторения ранее изученного материала используются:
- контролирующая беседа по ранее изученной теме;
- фронтальная самостоятельная работа;
- опрос нескольких человек у доски с одновременной работой группы над общим заданием;
- комментированное чтение, пересказ, изложение, составление плана, тезисов, устный логический анализ текста, упражнения, решение задач, тестовые задания;
- сообщения студентов, доклады, рефераты.
Для ознакомления студентов с новым учебным материалом могут использоваться следующие формы и методы:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
... и педагогической документацией класса. Планирование работы на первую неделю практики. Посещение уроков. Самостоятельная работа студентов под руководством педагога-методиста. Отражение изученного и проанализированного материала в соответствующих разделах дневника практики. ...
- рассказ, беседа по теме и демонстрация опытов, фрагментов кинофильма, диафильма, дипозитивов, кодокарт, электронных презентаций;
- беседа с применением проблемного обучения, опорой на ранее изученные положения и последующие выводы и обобщения;
- задание для самостоятельной работы студентов и последующая беседа и выводы;
- беседа с включением в нее элементов самостоятельно работы студентов и др.
На этапе закрепления нового материала планируется закрепление новых понятий и способов действия. Однако, надо помнить, что формирование умений и навыков должно проходить на каждом учебном занятии и на всех его этапах.
Для этой цели служат:
- беседа по вопросам составления плана;
- перевод текста, комментированное чтение;
- решение типовых задач, умение формировать вопрос или ответ на вопрос, находить причину по следствию;
- самостоятельная работа: составление схем, таблиц, построение графиков, работа с книгой (первоисточником), работа с нормативно-технической документацией, анализ статистических данных, сравнение рисунков и схем с моделями и макетами, работа с карточками программированного опроса, текстами и т.п.
Задавая домашнее задание, преподаватель должен указать его вид, название учебника (пособия, автора, страницы и т.д.).
Формы внеаудиторной самостоятельной работы студентов включают:
изучение раздела по учебнику (учебному пособию);
конспектирование литературы;
работа с первоисточником;
решение задач;
ответ на вопросы;
повторение изученного ранее материала;
работа над дополнительной, нормативной, научной литературой;
написание рефератов.
Основные критерии оценки качества урока
Критерии оценки содержания урока:
соответствие тематическому плану и рабочей программе курса;
качество плана (полный, детальный, перегруженный и т.п.);
отчетливость постановки цели урока;
обсуждение вопросов по контролю исходного уровня знаний;
рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники и т.п.;
раскрытие органического единства теории и практики;
профессиональная направленность урока, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
соотношение урока с содержанием учебника;
реализация в содержании урока внутри и междисциплинарных связей.
- Психотехнологии воспитания социально и профессионально значимых качеств.
Психотехнология — технология решения практических проблем психической деятельности людей; система базовых психотехник (В. Штерн, Х. Мюнстерберг): принципов, методов и средств воздействия на человеческое поведение посредством воздействия на человеческую психику; технологические приемы, используемые для экспериментального исследования, наблюдения и тестирования психического поведения и деятельности человека.
Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...
... - Изучить профессионально-значимые качества личности учителя музыки. - Выявить характерологические особенности личности учащихся и учителя музыки в контексте музыкальной деятельности. Методологическая основа исследованиясоставляет идеи гуманизации, личностной ориентированности образования, его диалогической ...
Термин «профессионально значимые качества» трактуется в научной литературе неоднозначно. Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально-личностных качеств, ими называются те качества личности, которые «призваны обеспечить ее успешный трудовой старт и высокие производственные показатели»
Профессионально важные качества формируются в ходе учебно-воспитательного процесса под влиянием внешних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успешным. Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками. Немаловажное значение имеет опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или иному профессиональному вопросу, проблеме.
Вопрос о формировании профессиональных качеств выпускников, связанный с современным этапом научно-технического прогресса, является одним из важнейших в системе профессионального образования.
Работодателями обозначено формирование заказа на качество профессионального образования не столько в формате знаний выпускников, сколько в терминах способов профессиональной деятельности: знание новых информационных технологий; наличие широкого кругозора, в основе которого лежат общеобразовательные знания; мобильность в общении; готовность молодых специалистов к «командной» работе; умение налаживания социальных связей; опыт работы с информацией; а также сознательная потребность к непрерывному самообразованию. Речь идет об особых образовательных результатах системы среднего профессионального образования – профессиональных компетенциях.
Психологи рассматривают воспитание как формирование понятий, принципов, качеств личности: «Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производственному труду». Из этого определения следует, что воспитание — это «силовое воздействие», являющееся условием развития человека.
Образование и воспитание трактуются как противоположные понятия, психологи имплицитно сводят воспитание к развитию личности. Учитывая противоречивость толкования понятия «воспитание», примем в качестве исходного положения, что воспитание — это часть образования, направленная на становление личности. Под становлением мы понимаем «формообразование» личности, адекватной требованиям общества и потребностям личности в развитии и реализации себя.
Духовно-нравственное воспитание личности, особенности его реализации ...
... и образование: проблемы и перспективы сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2012. С. 118-120. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности ...
В условиях перехода от стабильного общества к динамическому, изменяющемуся чрезвычайно актуальным становится социально-правовое воспитание. Потребность в нем обусловлена также профилактикой девиантного поведения. В любом учебном заведении имеется устав, определяющий права и обязанности членов коллектива, традиционные формы поведения и общения, нормы дисциплины. Принятие этих норм и следование им составляют содержание конвенционально-нормативного воспитания. И, наконец, важным разделом всей воспитательной работы профессионального учебного заведения является профессиональное воспитание будущего специалиста.
В настоящее время на смену когнитивно ориентированному образованию приходит личностно ориентированное. Значит, и воспитание как часть образования должно стать личностно ориентированным. В профессиональном учебном заведении образование должно обеспечить полноценное профессиональное становление личности. Важное значение в этом возрасте приобретают социальное становление личности, активное усвоение социальных норм поведения взрослого человека — гражданина своей страны.
Таким образом, воспитание в учебном заведении должно быть личностно- ориентированным и социалъно-профессиональным. Конституирующими основами этого типа воспитания являются учебно-познавательная деятельность, профессия и социальная практика. Процесс воспитания направлен на обеспечение социально-профессионального становления личности, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении.
Целями воспитания являются развитие профессионально-нравственного сознания и поведения, формирование социально профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентации, обеспечивающих саморазвитие и самоактуализацию, а также полноценное участие в профессиональной жизни.
Задачи личностно ориентированного социалъно-профессионалъного воспитания:
адаптация первокурсников к учебно-профессиональной среде;
создание условий для дальнейшей социализации учащейся молодежи;
обеспечение духовно-нравственного становления будущих специалистов;
оказание помощи учащимся в социальном и профессиональном самоопределении;
развитие социально значимых и профессионально важных качеств личности;
содействие нахождению своего места в профессиональном мире после завершения образования, формирование профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников;
формирование профессионально-этических норм поведения;
освоение личностью объективной системы социальных ролей;
становление профессиональной культуры будущего специалиста,
Основные принципы воспитания:
признание приоритета личности, ее жизненного опыта и самоценности;
гуманизация взаимоотношений всех субъектов профессионально-образовательного процесса;
Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию
... дополнительного образования, отдел профессионального образования и отдел аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию. С целью методической поддержки ... апробированная специалистами государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее - СПб АППО). Анкета ...
принятие личностью ответственности за свое социальное и профессиональное становление.
Ведущей детерминантой личностного развития является, как отмечал С.Л. Рубинштейн, самодеятельность. Исходя из этого, актуальным становится развитие различных форм ученического и студенческого самоуправления.
Итак, для того чтобы развить, сформировать качества, поведение, востребованные профессиональными технологиями, нужно вовлечь учащегося в разнообразные личностнообразующие виды деятельности и стимулировать их переход в самодеятельность. Каким образом можно реализовать это концептуальное положение?
3. Составьте и обоснуйте собственную программу повышения научно-методической компетентности.
Методическая компетентность представляет собой структуру из профессиональных знаний, умений, личностных качеств, которые обеспечиваются дидактическими, организационными, аналитическими способностями педагога. Необходимость постоянного повышения уровня квалификации преподавателей в условиях появления новых педагогических технологий подняла на высокий уровень проблему развития методической компетентности. Это обусловлено тем, что в условиях совершенствования процесса образования важно, чтобы специалист ориентировался в многообразии научно-педагогических подходов, мог не только использовать готовые методические материалы, но и самостоятельно выполнять научно-методическую работу. Формирование методической компетентности важно, потому, что только в процессе её развития можно сформировать устойчивый интерес преподавателя к методической и научно-методической работе и создать новые учебные пособия, разработки, электронные средства обучения. Методическая компетентность педагога обеспечивает результативность и повышает качество процесса обучения.
Методическая компетентность педагога проявляется в двух видах деятельности — научно-методической и учебно-методической. Научно-методическое обеспечение обучения является одним из существенных условий повышения качества образования, предполагает обеспечение системы образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики.
1.) Этап диагностики. Диагностика позволит осознать собственные мотивы и потребности в научно-методической работе; выйти на составление собственной траектории профессионального развития.
2.) Выбор форм научно-методической работы, с помощью которых будет повышаться квалификация, учитель осуществляет самостоятельно в соответствии с планом профессионального развития, и направления повышения квалификации не будут являться статичными.
Методическая система и интенсивные технологии обучения
... беседа, просмотр иллюстраций. В совокупности получается методическая система объяснительно-иллюстративного, воспроизводящего обучения. Если ведущей целью обучения определено развитие творчества, самостоятельности обучающегося, то основными ... и частными методиками вопросы методологии, философии и истории образования. Задача технологии обучения сводится к тому, чтобы разработанные в дидактике законы ...
3.) Инновационная деятельность. Обучение и самосовершенствование;
4.)Реализация (представление образовательных продуктов своей профессиональной деятельности).
10