Период преддошкольного и дошкольного возраста.
Преддошкольный, или ранний детский возраст (от 1 года до 3 лет), и дошкольный (от 3 до 6—7 лет) периоды имеют свои отличительные, характерные особенности, касающиеся как развития органов и систем ребенка, так и его умственного, нервно-психического, социального и познавательного развития.
В преддошкольном возрасте на 2-м году жизни ребенка принято выделять четыре возрастных подпериода, каждый из которых охватывает один квартал, т.е.
З мес, а на 3-м году жизни различают два подпериода, продолжительностью в полгода — от 2 до 2,5 лет и от 2 лет 6 мес до 3 лет. Такое деление обусловлено быстрым развитием ребенка в этом возрастном периоде. Особенно это касается интеллектуального, нервно-психического, социального и познавательного развития. Этот период длится 2 года, затем наступает дошкольный период жизни ребенка, причем, как и все возрастные периоды, он не имеет четких возрастных границ: некоторые ученые считают дошкольным периодом возраст от 2 до 5—6 лет, другие — от 3 до 7 лет.
Анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста. Физическое, нервно-психическое, социальное и познавательное развитие
Центральная нервная система
В преддошкольном возрасте продолжает интенсивно возрастать масса головного мозга, и к концу периода она утраивается по сравнению с массой головного мозга новорожденного, достигая в среднем 1050 г, но при этом происходит уменьшение массы головного мозга относительно массы тела до 1/п — х/н.
Масса головного мозга к концу дошкольного возраста составляет 1200—1290 г, а относительная масса продолжает уменьшаться.
к 3-летнему Возрасту практически завершается дифференцировка нервных клеток, интенсивно происходит миелинизация нервных путей, причем наиболее интенсивным этот процесс является в конце 1-го — начале 2-го года жизни ребенка, когда он начинает ходить. В целом завершение процесса миелинизации приходится на дошкольный возраст (3—5 лет).
Продолжает развиваться и спинной мозг: после 3 лет жизни начинают контурироваться его шейное и поясничное утолщения..
Кожа и подкожная жировая клетчатка. Кожа ребенка в преддошкольном возрасте очень нежная, и выполняет ряд важных функций, которые постепенно совершенствуются.
Защитная функция остается недостаточной, слабой, что может приводить к развитию повреждений, инфицированию, мацерации*; легко доступна воздействию химических веществ. Поэтому по-прежнему очень важно соблюдать правила асептики и антисептики, ухаживая за ребенком.
Несовершенна и функция терморегуляции, в формировании которой принимают участие и потовые железы. Формирование выводящих протоков потовых желез полностью не завершено, оно заканчивается лишь к концу дошкольного периода, к 7 годам, что вместе с созреванием вегетативной нервной системы к этому возрасту приводит к более адекватному потоотделению и улучшению терморегуляции.
Выделительная функция развита достаточно хорошо, что связано с обильным кровоснабжением кожи.
Организация нетрадиционных форм по здоровьесбережению детей в ...
... сравнение, обобщение. Глава 1. Организация здоровьесбережения детей в условиях дошкольного образовательного учреждения 1.1 Понятие здоровьесбережения Качество жизни любого человека и его успехи ... культуру здорового образа жизни воспитанников ДОУ. 3. Проанализировать возможность использования нетрадиционных форм по здоровьесбережению детей в условиях дошкольного образовательного учреждения 4. ...
В связи с обильным кровоснабжением повышена и резорбтивная функция.
Дыхательная функция по-прежнему имеет более существенное значение, чем у взрослых, но с возрастом она несколько утрачивается.
Лишь к 6 годам гистологическое строение кожи приближается к гистологическому строению дермы у взрослых.
Скопления жировой клетчатки в грудной и брюшной полостях, забрюшинном пространстве, почти отсутствующие в более ранних возрастных периодах, появляются только к концу дошкольного — началу младшего школьного возраста (к 5—7 годам), а в основном они формируются в период полового созревания.
Костно-мышечная система.
В начале преддошкольного периода (1 — 1,5 года, а иногда и ранее) закрывается большой родничок, расположенный в месте соединения венечного и продольного швов. Кости же черепа полностью сращиваются к 3—4 годам.
Продолжают формироваться изгибы позвоночника: после 9—12 мес становится заметным поясничный лордоз, таким образом, типичная конфигурация позвоночника устанавливается к концу преддошкольного — началу дошкольного возраста (к 3—4 годам), однако грудной кифоз окончательно закрепляется только к 6—7 годам.
Продолжается рост грудной клетки в длину, передние концы ребер опускаются, интенсивно растет поперечный диаметр, грудная клетка приобретает конусообразную форму, ее размеры увеличиваются, особенно к концу 2-го года жизни (21—24 мес).
С 3-летнего возраста становится эффективным грудное дыхание.
Кости таза относительно интенсивно растут до 6 лет, после чего наблюдается стабилизация размеров таза, которая сменяется интенсивным ростом в пубертатном возрасте.
Преддошкольный возраст характеризуется интенсивным прорезыванием молочных зубов, а период дошкольного возраста — появлением постоянных. В конце преддошкольного — начале дошкольного возраста (в 3—3,5 года) завершается первая стадия молочного прикуса, характеризующаяся тем, что зубы стоят плотно друг к другу, без промежутков между ними, стертость зубов незаметна. Прикус носит название ортогнатического, т.е. нижняя челюсть выступает несколько вперед. Второй период молочного прикуса, продолжающийся с 3,5 до 6 лет, характеризуется появлением физиологических промежутков между зубами (диастемы или тремы), стертостью зубных поверхностей. Прикус переходит из ортогнатического в прямой.
Период, в течение которого еще сохраняются молочные зубы и уже появляются постоянные, называется периодом сменного прикуса. При смене молочных зубов на постоянные между выпадением молочного зуба и прорезыванием постоянного обычно проходит 3—4 мес. Необходимо отметить, что прорезывание зубов является физиологическим процес-
Рис. 2.10. Сроки прорезывания молочных зубов. |
сом и не может служить причиной развития какого-либо заболевания.
Мышцы у детей преддошкольного возраста развиты недостаточно, сила их увеличивается с ростом ребенка и соответственно с ростом мышечной ткани, причем их рост, особенно в возрасте 1—2 лет, осуществляется преимущественно в длину благодаря наличию зон роста на концах мышечных волокон, поэтому мышечные пучки короткие, тонкие, с трудом прощупываются. К концу дошкольного периода масса мышц увеличивается, составляя около 25 % массы тела.
Развитие разных мышечных групп происходит неравномерно: сначала развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее, ближе к концу дошкольного возраста — мышцы рук, поэтому до 6 лет тонкие движения пальцами рук детям удаются плохо.
Дыхательная система. Размеры носа и его полости в преддошкольном возрасте остаются малыми, носовые ходы узкие, а раковины толстые. Нижний носовой ход не развит, он формируется лишь к 4 годам. Эти анатомические особенности, а также хорошо развитая сосудистая и лимфатическая сеть могут приводить к отекам слизистой оболочки при насморке, затруднению носового дыхания, т.е.
удовлетворение потребности в дыхании становится проблематичным, авследствие затрудненного дыхания может возникнуть и другая проблема — в нормальном питании. К особенностям анатомического строения можно отнести и наличие широкого слезно-носового протока, что способствует проникновению инфекции в конъюнктивальный мешок и развитию конъюнктивита*.
Придаточные полости носа, отсутствующие у детей грудного возраста, начинают оформляться только после 2 лет,
Широкая и короткая евстахиева труба у детей раннего возраста расположена более горизонтально, чем у старших детей, ее отверстие располагается ближе к хоанам — эти особенности являются предрасполагающим фактором к возникновению инфекции барабанной полости при насморке.
Гортань у детей раннего возраста расположена выше, чем у взрослых, подвижна, положение гортани непостоянно даже у одного человека. Форма гортани — воронкообразная, у мальчиков и девочек до 3 лет, т.е. до конца преддошкольного периода, одинакова, лишь после 3 лет у мальчиков угол соединения щитовидных пластинок становится острее, появляется легкое выпячивание, которое к 7 годам становится более заметным. Диаметр гортани небольшой, голосовая щель остается относительно узкой до 6—7 лет, голосовые связки широкие и короткие, поэтому голос у детей высокий. Только анатомическими особенностями строения гортани объясняется более высокая заболеваемость ларингитами* у детей, при этом возможно развитие стеноза (сужения) гортани, которое сопровождается нарушением дыхания, лающим кашлем.
Трахея мягкая, подвижная. Подвижность и мягкость трахеи, а также меняющийся просвет ее могут приводить к возникновению экспираторной* одышки или грубому хрипящему дыханию (врожденный стридор).
К 2 годам, когда хрящи трахеи становятся более плотными, вероятность развития этих симптомов уменьшается.
Легочная ткань в предцошкольном и дошкольном периодах окончательно не сформирована, процесс ее формирования продолжается на протяжении обоих возрастных периодов. Именно на этот возрастной этап приходятся основные периоды в развитии легких.
В этом возрасте завершается первый период развития легких, который длится от рождения до 2 лет, — период особенно интенсивного развития альвеол. К этому же возрасту размеры отдельных долей легкого соответствуют друг другу, как у взрослых. До этого верхняя доля левого легкого развита хуже, а верхняя и средняя доли правого легкого имеют почти одни и те же размеры.
Второй период в развитии легких, продолжающийся с 2 до
5 лет, характеризуется интенсивным развитием эластической ткани, лимфатической ткани, включенной в мышечные бронхи, что, возможно, объясняет возрастание числа случаев затяжных пневмоний и начало формирования хронических пневмоний в предцошкольном возрасте.
В третьем периоде развития легких (от 5 до 7 лет) завершается формирование альвеол, происходит окончательное созревание структур ацинуса, поэтому течение пневмоний становится более
Из особенностей дыхания в эти возрастные периоды можно отметить:
• уменьшение количества дыхательных движений до 30— 35 в минуту в возрасте 1—2 лет и примерно до 25 в минуту — в 5—6 лет;
• в возрасте 1—3 года преобладает брюшной (диафрагмальный) тип дыхания, в 3—5 лет начинает преобладать грудной тип дыхания.
Сердечно-сосудистая система. Рост сердца происходит неравномерно: на период преддошкольного возраста приходится интенсивный рост сердца, и уже к 3 годам масса сердца достигает 0,4—0,5 % от массы тела
К 3 годам масса сердца утраивается, к 4 годам увеличивается в 4 раза, к концу дошкольного возраста — примерно в6 раз, затем темпы роста сердца значительно замедляются. К 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной форме сердца у взрослого.
В этом же возрастном промежутке меняется гистологическая структура сосудов: до 5-летнего возраста интенсивно растет мышечный слой, затем все оболочки растут равномерно.
Частота сердечных сокращений с возрастом снижается и составляет в преддошкольном периоде 105—115 в минуту, в дошкольном — около 100.
В первые 2—3 года происходит интенсивный рост артериального давления, преимущественно за счет систолического (максимального), диастолическое (минимальное) давление имеет лишь тенденцию к повышению. Ориентировочно артериальное давление у мальчиков можно определить по формулам
АД = 90 + 2п (систолическое), АД = 60 + 2п (диастолическое),
где п — число лет.
Для девочек эти показатели на 5 мм рт. ст. ниже.
Пищеварительная система в раннем детском возрасте продолжает интенсивно развиваться: увеличивается длина пищевода, растет желудок, объем которого к началу дошкольного периода достигает 400—600 мл, а масса к 4—5 годам увеличивается в 6 раз, увеличивается и поверхность слизистой оболочки желудка. Но функциональное состояние слизистой оболочки желудка остается несовершенным (количество желудочных желез, продуцирующих желудочный сок, примерно в 2,5 раза меньше, чем у взрослого).
Кишечник у детей преддошкольного и дошкольного возрастов отличается большей относительной длиной, чем у взрослых, но темпы его роста отстают от темпов роста тела. Нервная регуляция моторики кишечника несовершенна, слизистая оболочка тонкая, слабо зафиксированная: все это способствует возникновению различных патологических процессов — инвагинации* кишечника, забросу содержимого толстого кишечника в тонкий, выпадению толстой кишки.
Поджелудочная железа также растет, причем наиболее интенсивный ее рост наблюдается именно в преддошкольном периоде, т.е. в первые 3 года жизни, но в это время ее функция еще несовершенна. Секреторная активность поджелудочной железы достигает уровня секреции взрослых к 5-летнему возрасту, при этом выполняются и внешнесекреторная, и внутрисекреторная функции.
Масса печени также нарастает параллельно массе тела, но скорость ее увеличения отстает от темпов увеличения массытела, поэтому нижний край печени в эти возрастные периоды всегда выступает из-под правого подреберья и легко прощупывается.
Мочевая система. К периодам преддошкольного и дошкольного возраста формирование мочевыделительной системы еще не завершено, хотя продолжается рост мочеточников, мочевого пузыря, а также почек, масса которых к дошкольному возрасту увеличивается в 5 раз. Но мочеточники остаются относительно широкими, имеют много изгибов. Эластическая и мышечная ткань в мочевом пузыре развита недостаточно. Эти особенности предрасполагают к застою мочи.
У детей этих возрастов почки более подвижны, что связано со слабым развитием околопочечной клетчатки и фасций, окружающих почки. Только к концу дошкольного — началу младшего школьного периода завершается формирование фиксационных механизмов, что уменьшает подвижность почек, их смещаемость при дыхании.
Количество мочи, выделяемой ребенком за сутки, можно приблизительно рассчитать по формуле
Д = 600 + 100 • (п-1)
где Д — количество мочи; п — число лет.
Не следует забывать, что диурез во многом зависит от питьевого режима, температуры окружающей среды.
Система кроветворения.
На протяжении преддошкольного и дошкольного периодов продолжается постепенное увеличение числа эритроцитов и повышение содержания гемоглобина, продолжается также замещение красного костного мозга трубчатых костей желтым костным мозгом, при этом увеличивается общая масса костного мозга. К концу преддошкольного возраста продолжительность жизни эритроцитов становится такой же, как у взрослых, — 80—120 дней. Относительное количество крови, приходящееся на 1 кг массы тела, продолжает снижаться и к концу дошкольного периода составляет 70—75 мл/кг, но все еще не достигает соответствующих показателей у взрослого.
Для этих возрастных периодов характерным является физиологический лимфоцитоз, т.е. относительно большое количество лимфоцитов. Но на дошкольный возраст приходится второй перекрест относительного количества нейтрофилов и лимфоцитов: в возрасте 4—6 лет вновь происходит выравнивание их числа.
ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Второй перекрест
относительного количествалимфоцитов и нейтрофилов приходится на возраст 4—6 лет.
Система анализаторов в преддошкольном и дошкольном периодах продолжает интенсивно развиваться, что связано в том числе и с развитием мозга.
Это касается прежде всего органа зрения: наиболее интенсивное увеличение размера и массы глазного яблока происходит именно в первые 3—5 лет жизни, масса глаза достигает к 5-летнему возрасту 6 г, что в два раза больше массы глаза новорожденного. После этого периода процесс роста глаза замедляется. Интенсивно растет роговая оболочка, горизонтальный размер которой к 5 годам достигает величины роговицы взрослых, увеличивается и диаметр радужной оболочки глаза.
Улучшается острота зрения, достигающая максимума к 3— 5 годам: в этом возрасте острота зрения ребенка становится такой же, как у взрослых. Еще раньше, в возрасте 2,5—3 лет, формируется осознанное ощущение цветов, таким образом, после 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением, а после 4 лет — совершенствуется восприятие цветовых оттенков.
В преддошкольном и дошкольном периодах мышцы глаза еще слабы, быстро утомляются, и хотя ребенок готов к начальному чтению, важно правильно выбрать режим зрительного напряжения.
Слух у дошкольников хорошо развит. Ребенок воспринимает не только громкость, но и высоту, мелодичность звука. Появляется способность воспроизводить мелодию сначала голосом, а затем и на музыкальных инструментах.
Дошкольник обладает развитым обонянием и хорошим восприятием вкуса. Вкусовая чувствительность с возрастом увеличивается, причем особенно интенсивно этот процесс происходит в возрасте 2—6 лет.
Физическое развитие. В преддошкольном периоде интенсивность нарастания длины тела ребенка снижается и составляет в среднем за второй год 12—13 см, за третий — 7—8 см и к концу преддошкольного периода длина тела равна в среднем 95 см. На период дошкольного возраста приходится первое ускорение роста у мальчиков (от 4 до 5,5 лет) и начало ускорения роста у девочек (после 6 лет).
ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Первое ускорение роста
у мальчиков приходится на возраст 4—5,5 лет, у девочек — после 6 лет.
Темпы прироста массы тела в преддошкольном периоде также несколько снижаются, составляя в среднем за первый год примерно 3 кг, в последующие годы — 2 кг. Ориентировочно массу тела в преддошкольном и дошкольном периодах, т.е. в возрасте 1—6 лет, можно определить по формуле (2.13):где М — масса ребенка, кг; п — число лет.
Закономерно меняются окружность головы и грудной клетки, а также площадь поверхности тела.
Окружность головы детей в возрасте от 2 до 5 лет ориентировочно определяют по формуле (2.14):
Сг = 50 — (5—п), (2.14)
где Сг — окружность головы; 50 — окружность головы в возрасте 5 лет; п — возраст ребенка в годах.
Окружность грудной клетки у детей старше 2 лет можно определить по формуле (2.15):
Сгк = 63 — 1,5 (Ю-п), (2.15)
где Сгк — окружность грудной клетки; 63 — окружность грудной клетки в возрасте 10 лет; п — возраст ребенка в годах.
С возрастом меняется и телосложение ребенка, его пропорции, однако имеются и стабильные черты, присущие детям во все возрастные периоды, а для предцошкольного и дошкольного периодов характерным является постоянное соотношение между параметрами конечностей и грудной клетки. Так, утроенная окружность плеча равна окружности груди, сумма окружностей бедра и голени равна окружности груди и утроенной окружности бедра, а ширина плеч во все периоды детства составляет длины тела. Такие соотношения позволяют оценивать правильность физического развития ребенка, правильность развития мышечной системы.
Нервно-психическое развитие является одним из наиболее важных показателей, характеризующих общее развитие ребенка. Процесс нервно-психического развития характеризуется неравномерностью и скачкообразностью, т.е. в определенном возрастном периоде ребенок не знает и не умеет того, что ему доступно в следующем возрастном периоде. Особенно это заметно в преддошкольном возрасте и на 2-м годужизни, когда в каждом квартале жизни ребенок умеет делать лишь то, что позволяют ему возможности его организма в этом периоде.
На каждом этапе детства есть свои ведущие линии развития, воздействуя на них можно развить соответствующие психические, интеллектуальные качества и процессы, которые трудно или даже невозможно сформировать в более поздние возрастные периоды, поэтому преддошкольный и дошкольный периоды исключительно важны для нервно-психического, интеллектуального, социального развития ребенка. Именно в этих возрастных периодах закладываются основы интеллекта, ребенок получает и осваивает массу информации, готовится сначала к посещению детского сада, а затем и школы.
В преддошкольном периоде на 2-м году жизни выделяют 6 ведущих линий развития, на 3-м — 5.
На 2-м году жизни к ним относятся:
1) степень понимания речи взрослого (понимаемая речь —
рп);
2) степень развития речи самого ребенка (активная речь —
Ра);
3) сенсорное развитие, т.е. умение ориентироваться в величине, форме предметов; самостоятельность (А);
4) моторное развитие, т.е. двигательные навыки (Д);
5) навыки в самоуходе (Н);
6) игровая деятельность и действия с предметами (И).
Для 3-го года жизни ведущими линиями развития являются:
1) активная речь (Ра);
2) сенсорное восприятие цвета (А);
3) игровая деятельность — сюжетная игра (И);
4) навыки в самоуходе (Н);
5) моторное развитие (Д).
Для дошкольного возраста определяющими линиями являются умственное развитие, сенсорное развитие, игровая деятельность, поведение, навыки.
Таким образом, опираясь на степень развития той или иной ведущей линии, можно ориентировочно определить общий уровень нервно-психического развития, гармоничность развития ребенка.
Для оценки уровня нервно-психического развития можно воспользоваться специальными таблицами, по которым определяют уровень развития каждого показателя и судят о наличии или отсутствии задержки нервно-психического развития. Затем находят показатель с наибольшей задержкой и определяют группу нервно-психического развития.
Всего выделяют четыре группы нервно-психического развития
:la — дети с опережением развития и 16 — дети с гармоничным развитием;
2а — дети с задержкой развития и 26 — дети с истинным негармоничным развитием;
За — дети со значительной задержкой развития и 36 — дети с нетипичным, ниже гармоничного, развитием;
4 — дети с резкой задержкой развития.
Для детей 2-го года жизни характерно быстрое нервно-психическое и социальное развитие, это период интенсивного формирования речи и ориентировки в окружающей среде. И ребенок в возрасте 1 года значительно отличается от ребенка 2- и тем более 3-летнего.
В возрасте 1 года 3 мес ребенок, как правило, хорошо ходит, сам встает, наклоняется, садится, поворачивается, осмысленно занимается игрушками. Он любит общество взрослых, проявляет чувство любви к близким, ласков с ними. У ребенка появляется большой познавательный интерес к окружающему миру — предметам, вещам, игрушкам. Он разглядывает их, трогает, пробует на зуб, вкус.
В этом возрасте ребенок понимает много слов из речи взрослого, он легко подражает часто слышимым словам, постоянно растет и его словарный запас. В игре воспроизводит разученные действия, «комментируя» их лепетом или отдельными словами. За едой, если он этому обучен, ест ложкой густую пищу.
От 1 года 3 мес до 1 года 6 мес продолжается расширение запаса понимаемых слов, по словам ребенок находит два одинаковых предмета, но собственная речь состоит в основном из облегченных слов, хотя встречаются и правильные слова. В этом возрасте ребенок много играет, различая при этом три разных по величине предмета, отражает в игре наблюдаемые действия. Во время игры развиваются и совершенствуются движения: ребенок умеет перешагивать через препятствия. За едой самостоятельно ест жидкую пищу.
От 1 года 6 мес до 1 года 9 мес ребенок начинает понимать несложный рассказ по картинкам, может ответить на простые вопросы. В общении со взрослыми часто пользуется речью, используя двусложные предложения, облегченные слова заменяются правильными. Во время игровой деятельности ребенок может строить что-то из кубиков, из разных предметов подбирает предмет такой же формы, возится с куклой, рассматривает книжки с картинками, охотно слушает четверостишия, песенки-потешки, повторяет их. Хорошо ориентируется в величине предметов, знает и различает понятия «большой», «маленький», «побольше», «поменьше».
В этом возрасте ребенок может ходить по ограниченной поверхности, частично раздеваться, аккуратно есть, держать ложку в правой руке, хорошо пережевывать пищу.В возрасте от 1 года 9 мес до 2 лет понимает рассказ без картинки, особенно если это знакомые ему события; сам говорит дву-, трехсложными предложениями, используя прилагательные, местоимения, может задавать вопросы. В игровой деятельности появляются элементы сюжетной игры, может самостоятельно заниматься игрой достаточно длительное время (15—20 мин).
В связи с развитием зрительного анализатора по образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
В этом возрасте частично одевается сам, помощь взрослых может быть небольшой.
От 2 лет до 2 лет 6 мес дети овладевают грамматическими формами активной речи, предложения становятся более многословными; они понимают все, о чем говорят взрослые, с ними можно вспоминать какие-то прошлые события. В речи появляются вопросы «что?», «где?».
В этом возрасте ребенок много и активно играет, в играх находят отражение отношения между родителями, некоторые черты их характера, некоторое время может играть с другими детьми, игры носят четкий сюжетный характер. Ребенок этого возраста может рисовать, проводить прямые и замкнутые линии. Дальнейшее развитие зрительного анализатора позволяет ребенку подбирать по образцу предметы основных цветов.
Развитие получают движения: ребенок перешагивает через несколько последовательных препятствий, лежащих на полу. Развиваются и навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, но застегивать пуговицы еще не умеет.
В возрасте от 2 лет 6 мес до 3 лет совершенствуется речь ребенка, быстро увеличивается его словарный запас, который к концу периода достигает 1200—1300 слов, обогащается состав речи — ребенок активно употребляет почти все части речи, хотя и не всегда правильно. Речь служит средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Появляются вопросы «когда?», «почему?».
В этом возрасте ребенок начинает планировать свою деятельность, появляются и новые виды деятельности: лепка из пластилина, рисование несложных предметов, развивается созидательная деятельность, т.е. он сам может соорудить что-то знакомое из кубиков, элементов конструктора.
Формируется избирательное отношение к детям, начинают складываться «детские коллективы», когда ребенок предпочитает играть с каким-то определенным ребенком или с 2—3 детьми.
Он начинает понимать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя, т.е. начинают проявляться индивидуальные черты личности.
В игре присутствуют элементы творчества, появляются также элементы ролевой игры, когда ребенок берет на себя определенную роль.
В этом возрасте ребенок может самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь с небольшой помощью взрослого. Он может самостоятельно и аккуратно есть, пользоваться салфеткой.
В дошкольном возрасте у ребенка продолжают формироваться представления о простейших явлениях природы и общественной жизни, значительно расширяется кругозор, повышается культура восприятия, развивается любознательность.
Навыки, которыми овладел ребенок в первые 3 года, закрепляются на 4-м году жизни. К 4 годам дети умеют сопоставлять предметы по длине, высоте, ширине, различают величины — выше, ниже, тоньше, толще. Появляются элементарные математические представления: дети различают геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг), пытаются считать до 5. Ориентируются в пространстве, пользуются временными понятиями: утро, вечер, день, ночь; различают времена года.
Ребенок с удовольствием наблюдает явления природы, может запомнить то, что характерно для данного времени года, например: осенью падают листья, зимой идет снег и т.д.
Происходит дальнейшее совершенствование речи, ребенок переходит от отдельных предложений к построению фраз, рассказов, у него улучшается произношение. В этом возрасте дети задают массу вопросов типа «Что я должен делать?», рассказывают выдуманные истории.
К 4 годам движения у ребенка становятся более координированными, он хорошо ходит, бегает, хорошо развито чувство равновесия, игры становятся более разнообразными, шумными.
К 4—5 годам у ребенка формируется понятие пола, которое отражает его способность представлять строение тела.
К 5 годам ребенок уверенно считает до пяти, умеет сравнивать цифровые величины, складывать, учится работать на компьютере, играет в компьютерные игры. Определяет предметы по величине путем сравнивания.
К этому возрасту еще больше развивается фантазия, но дети не всегда способны понимать образные выражения. Могут составлять из картинок группу предметов, классифицируя их, однако абстрактные понятия и логическое мышление еще не развиты.
На 5-м году жизни ребенок умеет тщательно умываться, полоскать рот, самостоятельно одевается и раздевается. Продолжается выработка правильной осанки: во время ходьбы голову ребенок не опускает, спину держит прямо.
Шестилетний ребенок практически готов к школе: он способен понимать поставленную задачу, выполнять ее самостоятельно или в сообществе с другими детьми, все большее значение для ребенка приобретает отношение к нему сверстников. В этом возрасте ребенок умеет читать, считать, считает двойками, тройками прямым и обратным счетом, понимает разницу между родным и иностранным языком, легко воспринимает и осваивает иностранный язык, может делать умозаключения, выводы.
Продолжают совершенствоваться и навыки: ребенок самостоятельно, без напоминаний, умывается, тщательно моет шею, уши, чистит зубы, во время еды пользуется вилкой и ножом.
Движения становятся все более энергичными и точными, приобретается легкость и изящество, развиваются тонкие движения рук, что позволяет ребенку хорошо рисовать, лепить, вырезать из бумаги, осваивать навыки письма.
Таким образом, оценивая общее развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста, необходимо учитывать степень его физического и нервно-психического развития, включающего уровень моторного развития, способность понимать обращенную к нему речь, активно разговаривать со взрослыми и детьми, степень сенсорного восприятия, способность к самостоятельности, включая навыки в самоуходе, уровень развития познавательных способностей, способность к игровой деятельности, контролю желаний, а также половую самоидентификацию и взаимоотношения со сверстниками.
На степень нервно-психического и физического развития влияет значительное количество факторов, включающих соблюдение режима дня, выбор игр и игрушек, специальные занятия с ребенком, подбор соответствующей детской литературы, музыкальных произведений, а также приемы закаливания.