Акварельный портрет в творчестве Петра Федоровича Соколова

Введение

Первая половина ХIХ в. — яркая страница в культуре, искусстве России. Все направления — литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность. В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма, значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. К 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение, и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций. Такая традиционная живопись становится устоявшимся официальным искусством, «академизмом», оторванным от жизни.

Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм — европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII-XIX веков. Один из основных постулатов романтизма, противоположный классицизму, — утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве. Закрепление за человеком права на личную независимость порождало особый интерес к его внутреннему миру, и в то же время предполагало свободу творчества художника. В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а в годы николаевской реакции — трагическую. В то же время романтизм в России всегда был формой художественного мышления, вольнолюбия.

В целом культурная жизнь данного периода была неоднозначной и многообразной: одни преобладающие тенденции в искусстве сменялись другими. Поэтому исследователи при более детальном рассмотрении искусства первой половины XIX века его обычно делят на два периода — первую и вторую четверти столетия. Однако стоит отметить, что данное разделение условно. Кроме того, говорить о классицизме, романтизме и реализме в чистом виде в этот период не приходится: их разграничение, как хронологически, так и по признакам не является абсолютным.

Живопись в первой половине XIX в. приобрела гораздо большую значимость в жизни общества, чем это было в XVIII в. Развитие национального самосознания, вызванное победой в Отечественной войне 1812 года, подняло интерес народа к национальной культуре и истории, к отечественным талантам. Появились специальные журналы, коллекционирование и показы русского искусства. При императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея. В практику Академии художеств с начала века вошли периодические выставки, которые привлекали немало посетителей, большим достижением был допуск на эти выставки по определенным дням простого народа, что вызывало возражения некоторых журнальных критиков. Под веянием эпохи, вследствие повышения интереса общества ко всему национальному, была изменена и тематика учебных и выпускных работ в Петербургской Академии художеств: ученикам стали задавать сюжеты бытового характера, стали частыми темы из отечественной истории.

6 стр., 2802 слов

Романтизм

... по душе бури, грозы, катаклизмы. В России романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе, так как в XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Можно ... Наступила пора разочарования. В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки ...

Выдающимися достижениями в русском искусстве начала ХIХ в. характеризуется портретная живопись. Русский портрет в течение всего столетия будет являться тем жанром живописи, который наиболее непосредственно связывал художников с обществом, с выдающимися современниками. Ведь, как известно, большое количество заказов от отдельных лиц художники получали именно на портреты. Эволюционным для классической школы живописи стало творчество живописцев, портретистов П.Ф.Соколова, К.П Брюлловва, А.П. Брюллова.

С.3

Глава 2 Основная часть

Акварельный портрет в творчестве Петра Федоровича Соколова

Пётр Фёдорович Соколо́в (1787-1848, Российская империя) — русский живописец-акварелист, талантливейший портретист, академик Академии художеств стал родоначальником жанра русского акварельного портрета 20-х- 40-х годов ХIХ в., мастером акварельного портрета.

В 1800 году поступил в Императорскую Академию художеств, обучался живописи под руководством профессора B. К. Шебуева, получил серебряные медали за рисунки с натуры, золотою медаль за картину по программе: «изобразить Андромаху, оплакивающую Гектора». Окончив Академию художник был оставлен при Академии в качестве пенсионера для дальнейшего усовершенствования в живописи.

Ему была задана программа на большую золотую медаль: «представить отъезд Великого Князя Дмитрия Донского на сражение с приближавшимся к Москве Мамаем, «приемлющего благословение на сие решительное дело спасения России от святого Сергия Радонежского чудотворца». За написанную картину Соколов не получил большой золотой медали, которая могла дать ему право поездки за казенный счет за границу, и в 1810 г. оставил Академию, стал учителем в одном семействе, выполнял заказы. Историческая живопись не была истинным призванием Соколова. После первых удачных опытов в акварели, он посвятил себя всецело акварельной портретной живописи, и скоро приобрел на этом поприще широкую и прочную известность. Соколов был первым по времени русским акварелистом, впервые показавшим различие между акварельной и миниатюрной живописью, вытеснил в русском искусстве портретную миниатюру — маленькие, иногда совсем крохотные изображения, акварельными красками по дереву, металлу, фарфору, слоновой кости. Ранние работы Соколова, особенно его многочисленные овальные портреты, по технике исполнения были близки к миниатюре. Однако вскоре художник отказался от традиционного в миниатюрном портрете примешивания к акварели белил, лишающих её прозрачности и воздушности. Он стал работать чистой незамутненной краской, что позволило ему в лучших своих работа передать богатство эффектов игры света и тени. Этот впервые примененный Соколовым в русском портрете технический прием был чрезвычайно смел и нов. Большая часть 20-х годов и последующие годы были для него временем творческого расцвета. Работал Соколов всегда очень быстро. Иногда портрет писался им в один сеанс.

Портреты Соколова, при замечательном сходстве, отличались прекрасным рисунком и приятностью красок. Граф Апраксин пригласил портретиста в Аничков дворец написать портрет великого князя — впоследствии императора — Александра Николаевича (тогда ещё трехлетнего ребёнка).

23 стр., 11175 слов

Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях ...

... уже имеют необходимые знания в работе с натуры. В портрете конкретного человека с помощью рисунка и живописи художник стремится передать психологическое состояние портретируемого, всю индивидуальность его характера, ...

Этот портрет очень удался Соколову и доставил ему целый ряд новых заказов от двора: портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны, великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны и многих иностранных принцев, приезжавших к русскому двору.

Портреты Соколова поражают тонкостью характеристики, безукоризненной композицией, виртуозностью художественного мастерства, богатством и согласованностью красок.

Соколов создал целую портретную галерею известных людей первой половины XIX века и их окружения. Им выполнено большое число портретов русских поэтов, художников, политических деятелей, артистов.

 

С.4

В 1824 г.создан портрет князя «Вяземкого», поэта, журналиста, критика, с которым был хорошо знаком художник. На акварельном портрете «Пушкина А.С.» в 1836 г. поэт изображен сидящим в кресле со сложенными перед собой руками, его взгляд как бы обращен «в себя», он глубоко задумался.

Соколов пишет акварельные портреты героя Отечественной войны 1812 года генерала Н. Н. Раевского, декабриста Н. М. Муравьева, знаменитой певицы и близкого друга И. С. Тургенева П. Виардо-Гарсиа, скульптора-анималиста П. К. Клодта, жены известного скульптора И. П. Витали и многих других.

Будучи в Париже, он написал портреты многих лиц тамошней русской колонии. Иностранные знатоки искусства высоко оценили работу Соколова; его усиленно приглашали в Лондон, но он отказался и в 1843 году возвратился на родину.

Вместе с акварельными портретами кисти К. П. Брюллова произведения Соколова составляют лучшее, что дал русский акварельный портрет первой половины XIX века. К. П. Брюллов и его брат А. П. Брюллов были товарищами Соколова по Академии художеств. Со временем Соколов породнился с братьями Брюлловыми, женившись на их сестре Юлии Павловне.Последние годы жизни художник провел в Москве, которую очень любил.

 

Акварельный портрет в творчестве Карла Павловича Брюллова

Карл Па́влович Брюлло́в (1799, Санкт-Петербург-1852, Италия) —русский художник, живописец, был блистательным портретистом первой половины ХIХ в. Сын академика орнаментальной скульптуры П. И. Брюллова. В 1809—1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал величайшее полотно «Последний день Помпеи» (1830—1833), удостоенное в Париже Гран-при. Громкую славу принес ему созданный в этот период портрет «Всадница» (1832), построенный как жанровая картина с двумя персонажами, которые объединены сюжетным действием и архитектурно — пейзажным фоном, где каждая форма несет смысл главной задачи — создать жизнеутверждающий образ прекрасного человека органически связанного с окружающей его природой.

В этот период времени многогранный талант художника раскрывается в создании множества акварельных портретов. Это классический потрет «Щедрина С.Ф.» в овальной рамке, написанный в Риме в 1824. С Щедриным Брюллов был дружен и хорошо знал его характер. На чуть размытом фоне слегка напряженное лицо, с недоверчивым взглядом усталых серых глаз, смотрящих прямо на художника. Это модный молодой человек – его прическа и одежда соответствует принятой моде. Черный шарф и черный пиджак подчеркивают бледность кожи, а фон сочетается с русыми кудрявыми волосами. Прекрасно выписаны все особенности хорошо знакомого художнику лица, видна текстура ткани его костюма. В этом же году написан акварельный портрет в романтическом стиле «В.А. Перовского на капители колонны». Акварельные портреты: «Камергера А.П. Собакина», последнего представителя старинного боярского рода, написанный в 1825 г. Портрет «Г.Н.Олениных» 1827 г. чиновника и его жены, исполненный с вдохновением, поэтичностью, прозрачность и чистота акварельных тонов, музыкальность и ритмичность плавных линий портрета удивительно тонко гармонирует с настроением ясного, летнего дня, заметна грусть в лице Олениной.

9 стр., 4351 слов

Словесный и субъективный портреты

... человека. Цель работы - выявить актуальность использования субъективного и словесного портретов в профессиональной деятельности полицейских. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ... габитоскопии: получение (изготовление), изучение и использование субъективных отображений - словесного портрета, наглядных изображений, оптических, компьютерных композиторов и др., а также получение ( ...

 

 

С.5

Наряду с Олениными особого внимания заслуживает «Портрет Нарышкиных» 1827 г. Различные по композиционному решению и колористической гамме, портрет Нарышкиных выполнен в теплой, Олениных в холодной. Для изображения путешественников Нарышкиных, Брюллов использовал трудную форму конного портрета, проявив в нем свой дар анималиста. Ритмичны и четки очертания лошадей, как всегда у Брюллова, благородной породы. Их темные силуэты красиво выделяются на фоне высокого ясного неба. Избегая назойливых повторов, выдвинув на первый план Нарышкину и тем оттеснив фигуру ее мужа, Брюллов внес в их изображения различные эмоциональные оттенки. Спокойно и сдержанно сидит на своем коне, держа в руке поводья, Нарышкина, созерцая природу окрестностей Рима. Иным показан Нарышкин с оживленным лицом, в приветственном жесте руки со шляпой, угадываются черты просвещенного человека с экспансивностью вельможи. В этот период времени созданы также акварельные портреты:«Неизвестной» 1827-1830 г., «А. Г.Гагарина Ребенок в бассейне» 1829 г., «Князя Г.Г.Гагарина» 1829 г., «графа А.И.Рибольера», 1829 г., «П.В. Басина 1830 г.», «Автопортет» 1830-1833 г., «Джованины Пачинини» 1831 г., «С.А. Соболевского» 1832 г.

В 1835г К.Брюллов отправляется с историко-художественной экспедицией в Грецию и Турцию. Судьба сводит его с прославленным впоследствии героем Севастополя В.А.Корниловым. Его бриг «Фемистокл» стоял на якоре в Афинах, туда же направлялись члены экспедиции. Там и завязалась дружба с капитаном Корниловым, что послужило созданию акварельного портрета. Полный человеческого достоинства, образ Корнилова в портрете Брюллова чарует изяществом осанки и благородной простотой. Изобразив Корнилова на борту брига «Фемистокл», художник окружил его родной стихией морских просторов. Прозрачная воздушная гамма светло-голубых тонов, в портрете созвучна с благородством облика Корнилова.Портрет Корнилова обладает чертами лучших работ художника. Он значительно перерос рамки камерного изображения, став портретом-картиной. В 1835 г. К.Брюллов пишет также ряд акварельных портретов «Княгини Е.П.Салтыковой», «Капитана А.М. Костина», «М.И. Бутенеевой с дочерью»…

2 стр., 909 слов

ДЕТСКИЙ ПОРТРЕТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.

... рассмотренного и изученного материала становится понятно, что для создания портрета художник пользуется массой художественных средств (цвет, тон, форма, свет и ... впечатление о натуре. Мы так же выяснили, что в портрете художник передаёт и своё собственное отношение к модели, ... внешнюю сторону ребёнка, но его внутреннюю сущность. Художник в детском портрете отражает не только внешнее сходство, но его ...

В связи с болезнью К. Брюллов в 1849 году уехал на остров Мадейра. За время жизни там выполнил большое количество акварельных портретов своих друзей и знакомых. Жемчужиной работ Брюлова считают портрет «Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849 г., где изображены наездники, размышляя над портретом мы переносимся в те традиции, видим роскошь одежды, статных знатных людей. К этому периоду творчества относится гениальный акварельный портрет «Прогулка» герцога М. Лейхтенбергского, Э.Мюссара, Е.И.Мюссара, княгини П.Р. Багратион, князя А. А. Багратиона, М.И.Железнова,И.А. Лукашевича, К.П. Брюллова 1849.

С1850 г. жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме. Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма, когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось ощущением трагизма и конфликтности жизни. Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, Брюллов совершил в своём творчестве показательную для эпохи романтизма эволюцию — от радостного приятия жизни ранних произведений до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как И. Е. Репин («Портрет М. П. Мусоргского», 1881).

 

С.6

В портретной живописи художника принято различать как бы два раздельных направления — с одной стороны, портреты, характеризующиеся глубоким психологическим анализом, с другой — парадные, торжественные портреты, где декоративные элементы преобладают над психологическими. Однако, подчёркивая это различие, можно отметить, преимущественно, внешние качества искусства Брюллова. По существу же во всех формах его портретной живописи проявляется один и тот же идейный строй, один и тот же внутренний принцип, который можно было бы определить, как постепенное преодоление романтических концепций и непрерывное нарастание и развитие принципов реализма.

В портретах-картинах романтические концепции ещё очень сильны и проявляются в подчёркнутой декоративности построения, в настойчивом стремлении художника опоэтизировать облик его героев. Но по сравнению с ранней «Всадницей», в портретах картинах конца 1830-х годов больше жизненной правды, больше индивидуальности в выражении характера, больше реалистичности и ясности в композиционной структуре. Раскрывается дар Брюллова — колориста. типичные для художника цветовые контрасты красного и синего, тонко продуманные градации красных, желтоватых, чёрных и серебристо-белых тонов

Акварельный портрет в творчестве Александра Павловича Брюллова

Алекса́ндр Па́влович Брюлло́в ( 1798 -1877, Санкт-Петербург) — русский художник и архитектор, старший брат Карла Брюллова. Вместе с младшим братом Карлом в 1809 году был принят в Академию Художеств, на казённый счёт, а в 1822 году за счёт Общества поощрения художников они были отправлены на 6 лет за границу, побывал в Сицилиии, в Помпеи, где А.П. Брюллов составил проект реставрации терм. «Помпейские термы» доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена академий художеств в Милане и Петербурге.

6 стр., 2597 слов

Судьба художника в драматургическом воплощении пьесы МБулгакова ...

... Пушкине, выводит все изображаемое на метафизический, надвременной уровень. Итоговые штрихи к портрету художника и изображению его судьбы сделаны автором в финальной сцене последнего для ... высочайшим разрешением на постановку опального "Тартюфа" становится очевидной губительная для художника нравственная цена, которой оплачена временная благосклонность власти, присваивающей себе право предопределять ...

Как архитектор Брюллов составил себе имя проектами зданий, строившихся в Петербурге и его окрестностях. В их числе обсерватория на Пулковской горе, здание штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, им воссозданы помещения Зимнего дворца после пожара, дворцовая галерея.

Брюллов был известен также как портретист рисовальщик акварелью. Первый опыт Александра Брюллова-портретиста относится к началу 1820-х г., в период пребывания в Италии. В Сорренто он исполнил эффектный портрет «В.А.Перовского» 1824 г. в полный рост, на берегу моря, на фоне гор, в изысканно-простом белом костюме, в шляпе, художник передает не столько портретный облик модели, сколько манеру держаться, позу. У А. Брюллова собственный тип портрета, отличный от Соколова и К. Брюллова и др. портретистов, его портреты парадны на показ, с усиленной внешней стороной жизни моделей. «Портрет Перовского» написан на десять лет раньше аналогичных изображений в пейзаже как у К.Брюллова, так что А.Брюллов впервые написал акварельный портрет-картину. В это же время он начал писать свой автопортрет.

 

 

С.7

В конце 1824 года Александр Брюллов обосновался в Неаполе, в доме на берегу залива, в квартире мастерской с видом на набережную Санта Лучия. В это время в Неаполь «наехало много чужестранцев, из коих очень много было русских, которые, увидев несколько портретов, сделанных мною в свободные минуты, почти шутя, пожелали, чтобы я сделал и для них», — писал Брюллов. Художник считал что создает эти портреты «почти шутя», серию так называемых «террасных» портретов. Художник начал с работ, сложных по композиции, где модели изображены в полный рост, с большим количеством аксессуаров. Это портреты 1824–1825 годов: княгини Н.С.Голицыной А.С.Пушкина, княгини П.А.Голицыной, графини Е.А.Воронцовой и княжны Голицыной, графини Е.А.Воронцовой, княгини М.А.Гагариной с дочерьми Марией и Леонилой, графини Е.Ф.Тизенгаузен и Д.Ф.Фикельмон. На первый взгляд эти акварели могут показаться однообразными: модели, сидящие или стоящие на открытой террасе, с которой открывается вид на Неаполитанский залив, набережную и курящийся вдалеке Везувий. Однако повторяемость одного и того же пейзажного мотива была скорее продиктована просьбой заказчиц, желающих портретироваться на фоне памятного для них места, а не отсутствием фантазии у художника. Брюллов ни на одном из портретов не повторяется, избирая различные ракурсы, представляя Везувий и залив с различных точек зрения. Художник ведет взгляд зрителя за модели, туда, где плещется синий Неаполитанский залив, виднеются острова, курится Везувий и «беспрерывный шум, живость и веселье на улицах».

Не выявляя психологических характеристик моделей, он как бы помещает их в то пространство, которое уже «расчерчено» Брюлловым-архитектором. Уже в ранних его портретах более сказывается «искусство представления», чем «искусство переживания», которое было столь характерно для работ его современника П.Ф.Соколова. Фигуры моделей несколько условны: преувеличенно тонкие талии и маленькие, почти кукольные, ножки. В лицах, освещенных мягкими лучами неаполитанского солнца, преобладают желтоватые оттенки. Занятия портретным искусством увлекли его как профессионала. В то же время заказами он зарабатывал себе на жизнь, так как Общество поощрения художников нерегулярно высылало пенсион.

22 стр., 10777 слов

Историко-психологический портрет императора Павла I

... Павла Петровича, который оборвался его трагической гибелью. В своей работе «Историко-психологический портрет императора Павла I» автор, на основе анализа исторической литературы о жизни и ...

В 1825 г. в Неаполе Александр Брюллов познакомился с Е.М.Хитрово, дочерью князя М.И.Кутузова и женой русского посланника во Флоренции Н.Ф.Хитрово, благодаря этому знакомству А. Брюллову представилась возможность писать портреты королевских особ. Именно благодаря удачно сделанным портретам художник получил разрешение неаполитанского короля на работу по обмеру и описанию созданию проекта реставрации помпейских терм.

С 1826 г. А.Брюллов работал в Париже. В 1829 г. А.П.Брюллов вернулся в Россию. Звание придворного архитектора открыло для него широкое поле деятельности: он получает заказы от императорского двора и частных лиц, исполняет должность профессора архитектуры в Академии художеств. Однако слава художника-портретиста продолжала «преследовать» его и в России: в 1830 г.Брюллов много работал на заказ, создавая акварельные портреты графини Н.В.Строгановой, Е.П.Полторацкой, в этот период писал в основном портреты погрудные, поколенные, в сравнении с произведениями 1820-х г. Менялось и их колористическое решение. «Портрет Пушкиной Н.Н.» 1832 г.- известная работа мастера где Пушкина в розовом бальном платье с жемчужной подвеской на лбу, такой как видел ее Пушкин «чистейшей прелести чистейший образец».

 

С.8

Глава 3

Заключение

Русская художественная культура истоки которой начинались с высокого классицизма, отражавшегося и в живописи, постепенно переходила от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве, в акварельной портретной живописи. Русские живописцы начала XIX века, в частности, П.Ф. Соколов, К.П. Брюллов А.П. Брюллов утвердили собственные принципы написания портрета, картин, выработав свои направления в живописи, в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции. Русские художники в своих работах постепенно отказывались от строгих принципов классицизма, академизма. Именно Соколов ушел от традиций миниатюрного холодного портрета, передавая через свои портретные работы характер человека, его психологическую сущность. Новшество в акварельный портрет внесли Брюлловы перейдя от портрета в общепринятом понимании к потрету-картине.

XIX в. ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором портретисты Соколов и братья Брюлловы оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутый духом всестороннего отражения человеческой жизни, заложив новое понимание в представление о портретном искусстве. Русское акварельное портретное искусство XIX в., в котором новаторскую, эволюционную роль сыграли великие русские портретисты Соколов и Брюлловы переоценить невозможно.

 

С.9

Список источников

1. Брюллов Александр Павлович — М.: Советская энциклопедия, 1969.

2. Петров В. Н. Петр Карлович Клодт, 1805—1867. Ленинград, 1985.

3. Города России: энциклопедия Гл. ред. Г. М. Лаппо.

4. М.: «Большая Российская энциклопедия»; 1998.

5. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

6. Историко-культурный журнал «Наше наследие» 2007 г.