Министерство образования Республики Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Факультет истории и социологии
Кафедра социологии и специальных социологических дисциплин
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Часть 2. Методы сбора социологической информации
Планы проведения
практических, лабораторных занятий и КСР
для студентов 2 курса специальности «Социология», 4 семестр
дневное отделение
Гродно 2010
Практическое занятие № 1 по теме:
Метод опроса в социологии (2 часа)
Задания и упражнения:
- Какие организационные формы проведения опроса Вы знаете? Представьте их развёрнутую характеристику.
- Письменно выполните следующее задание: Разработайте тест либо кроссворд (на ваш выбор) по данной теме
- Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Социологический опрос: за и против». Сформулируйте достоинства и недостатки опросного метода в социологии.
Литература:
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с. (Классический университетский учебник)
- Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с. — («Gaudeamus»)
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – Москва : Омега-Л, 2007. – 567 с. – (Университетский учебник)
Практическое занятие № 2 по теме: Анкетирование как метод опроса и сбора социологической информации (2 часа) Задания:
1. Перечислить особенности метода анкетирования и сформулировать проблемные ситуации, которые возможно исследовать методом анкетного опроса.
Метод социологического исследования. Социологический опрос
... Глава I. Методы социологических исследований 1.1 Контент-анализ 1.2 Опросные методы 1.3 Социологическое наблюдение 1.4 Кейс-стади 1.5 Социологический эксперимент Глава II. Практическая часть 2.1 Описание социологического опроса 2.2 Сущность метода соцопроса Приложение ...
2. Составить развернутую классификацию основных видов анкетного опроса.
3. Указать требования, предъявляемые к конструированию анкеты.
4. Представить в виде наглядной схемы классификацию вопросов, используемых при разработке анкеты.
5. Привести перечень традиционных советов, рекомендаций, которые целесообразно включать в текст инструкции анкетеру. Составить макет инструкции.
Литература:
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с. (Классический университетский учебник)
- Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с. — («Gaudeamus»)
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – Москва : Омега-Л, 2007. – 567 с. – (Университетский учебник)
Практическое занятие № 3 по теме: Социологическое интервью (2 часа) Задания:
- Что такое интервью? Дайте определение своими словами. Отличается ли интервью от естественного общения?
- В чем заключается диалектика достоинств и недостатков метода интервью? Приведите примеры. Дайте сравнительный анализ достоинств и недостатков интервью по сравнению с другими методами, например, анализом документов, наблюдением, анкетным опросом.
- Каковы функции исследовательского интервью?
- Для чего социологу-практику нужны классификации видов интервью? Какие вам известны классификации?
- Каковы стадии подготовки опросника?
- Какие существуют способы фиксации ответов опрашиваемых в процессе интервьюирования?
- Как может повлиять социальная ситуация на ход интервью? Приведите примеры.
Литература:
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с. (Классический университетский учебник)
- Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с. — («Gaudeamus»)
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – Москва : Омега-Л, 2007. – 567 с. – (Университетский учебник)
Лабораторная работа № 1
Анкетирование как метод опроса и сбора социологической информации
Организация социологических исследований
... исследовании; .выявление трудностей, которые могут встретиться при его проведении. Для проведения разведывательного СИ используют один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (анкетный опрос или опрос-интервью), ... отечественные - Ю. Арутюнян, О. Шкаратан, Л. Гордон, В. Ядов и др. Проблема выбора методологии исследования была важна всегда и для любой науки. Однако на ...
(2 часа)
Задания и упражнения:
Первый этап: Разработать свой вариант анкеты по интересующей вас проблеме, отразив составные части бланка вопросника.
Второй этап: Обмен анкетами внутри группы, после чего на занятии будет проведено обсуждение результатов работы: какие изменения необходимо внести в анкету, какие трудности возникли в ходе ее разработки и т.п.
Результат: Бланк анкеты, выполненный в компьютерной графике
Литература:
-
Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. — М., 1989.
- Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. — М., 1989.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. — Екатеринбург. 1998.
- Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. — М., 1990.
- Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. — М.,1993.
- Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В.Осипов, В.Н.Иванов. — М., 1983.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. — М., 1998.
Лабораторная работа № 2
Социологическое интервью
- часа)
Задания и упражнения для письменного выполнения:
Первый этап: Составьте план группового фокусированного интервью по какой-нибудь конкретной теме.
Второй этап: Группа выбирает понравившуюся тему интервью. Автор интервью выступит в роли модератора.
Литература:
- Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. — М., 1989.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. — Екатеринбург. 1998.
- Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. — М., 1990.
- Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В.Осипов, В.Н.Иванов. — М., 1983.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. — М., 1998.
Лабораторная работа № 3
Экспертный опрос
(2 часа)
Цель занятия:
- Отработка процедуры составления программы экспертного опроса
- Отработка процедуры проектирования инструментария экспертного опроса
- Отработка процедуры подбора экспертов по избранной вами теме экспертного опроса
РЕЗУЛЬТАТ:
1. Оформленная в компьютерной графике программа экспертного опроса с описанием методологических и методических аспектов его организации
Основные разновидности социологического опроса
... поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных ... социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов ...
2. Разработанный инструментарий экспертного опроса
3. Подробное описание процедуры подбора экспертов по избранной вами теме экспертного опроса.
Литература
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973.
- Масленников Е.В. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании.: выявление, оценка и обобщение эмпирического знания. (Спецкурс).
М.: Изд-во МГУ. 1992.
- Рабочая книга по прогнозированию. Под ред. И.В.Бестужева-Лады. М.:Наука, 1982.
- Алексеев А.Н. Ожидали ли перемен? (Из материалов экспертного опроса рубежа 70-80-х годов).
М., 1991.
- Батыгин Г.С. Использование экспертных оценок для построения системы показателей // Социальные показатели образа жизни советского общества. М.: Наука, 1980. Стр. 102-125.
- Маслов С.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная модель экспертного опроса // Социологические исследования, 1994. №1.
- Экспертные оценки в социологических исследованиях. (Крымский С.Б., Жилин Б.Б. и др.).
Киев: Наукова думка, 1990.
Лабораторная работа № 4 Методы анализа документов (4 часа)
1. Традиционный анализ документов (2 часа)
Выбрать документы (в качестве документа может быть выбрана статья из периодической печати, текст закона и т.п.).
Изложить основные моменты документа, следуя следующему плану:
- Внешний анализ, цель которого – определить:
— что из себя представляет документ, его состояние, подлинность;
— кто его автор, кому адресуется;
— каковы обстоятельства создания документа, как он согласуется с другими источниками информации;
— какова достоверность документа, насколько он соответствует объективным фактам;
— отвечает ли документ целям и задачам исследования, можно ли его использовать в изучении конкретной проблемы;
2. Внутренний анализ:
— что излагается в документе, его фактическое и оценочное содержание;
— кому он понадобился, зачем, его контекст;
— какие выводы можно сделать из анализа документа.
- КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (2 ЧАСА)
Проанализировать этот же документ, но при помощи метода контент-анализа, следуя следующему плану:
— формулирование цели, задач, гипотез исследования; определение объекта и предмета исследования;
— выделение категорий анализа;
— определение единиц анализа;
— определение единиц счета;
— фиксирование единиц анализа в оговоренных единицах счета на бланках протоколов или в матрицах контент-анализа;
— обобщение результатов контент-анализа;
— формулирование практических выводов и рекомендаций; составление отчета.
Литература:
- Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. — М., 1989.
- Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. — М., 1990.
- Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В.Осипов, В.Н.Иванов. — М., 1983.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. — М., 1998.
Лабораторная работа № 5
Метод наблюдения в социологии
(2 часа)
Цель лабораторной работы — конкретизировать представления о познавательных возможностях метода наблюдения, активизировать ориентацию на использование метода наблюдения, дать практические навыки разработки программы и методики наблюдения.
Ответьте письменно на следующие вопросы:
- Что из себя представляет социологическое наблюдение? Его отличия от обыденного наблюдения.
- Укажите достоинства и недостатки метода наблюдения.
- Представьте схематически либо в виде таблицы основные виды наблюдения.
- Какие существуют способы регистрации результатов наблюдения?
- Отметьте наиболее действенные, на Ваш взгляд, приемы контроля за качеством информации, получаемой в ходе наблюдения.
Практическая часть работы:
- При домашней подготовке к занятию Вам необходимо индивидуально продумать и выбрать проблему, явление, ситуацию для изучения методом наблюдения.
- Сформулировать цель, задачи, объект, предмет, гипотезы наблюдения.
- Составить план наблюдения, в котором следует оговорить ситуацию наблюдения, вид наблюдения, наблюдаемые характеристики. Определить частоту и продолжительность наблюдения, а также способы регистрации результатов наблюдения.
ИТОГ:
Разработанная программа наблюдения обсуждается на лабораторном занятии и оформляется в виде письменного отчета.
Литература:
- Бизюков П.В., Савельев Н.М. Метод структурированного наблюдения при оценке работы городского транспорта // Социологические исследования, 1991. №1. Стр. 88-90.
- Горяновский А. Украсть можно все. (Результаты включенного наблюдения) // Социологические исследования, 1990. №2.
- Ильясов Ф.Н. и Плотникова O.А. Нищие в Москве летом 1993 г. // Социологический журнал, 1994. №1.
- Методы сбора информации в социологических исследованиях. Под ред. В.Г. Андреенкова и О.М.Масловой. Кн. 2. Организационно–методические проблемы опроса. Анализ документов. Эксперимент. М.: Наука, 1990. Стр. 150-190.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. Стр. 110-119.
- Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. — М., 1989.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. — Екатеринбург. 1998.
- Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. — М., 1990.
- Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В.Осипов, В.Н.Иванов. — М., 1983.
Лабораторная работа № 6 Социометрический метод (4 часа)
На основе изучения содержания основных понятий, требований и процедур, касающихся организации социометрического опроса Вам предстоит решить следующие прикладные социологические задачи:
- Разработайте программу социометрического опроса.
- Сформулируйте социометрические критерии.
- Составьте формы социометрических карточек.
- Разработайте план дальнейшего проведения социометрического опроса и последующего анализа полученных данных.
Литература:
ОСНОВНАЯ:
1. Методы сбора информации в социологическом исследовании. / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М., 1990. Кн. 1. Социологический опрос. С. 183-207
2. Морено Дж. Социометрия. М., 1958.
3 Основы прикладной социологии: Учебник для вузов. / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М., 1996 С. 73-79
4. Рабочая книга социолога. М., 1983.С. 391-410.
5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001.С. 311-317
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
2. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1977.
3. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Киев, 1975.
4. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. Л., 1979.
Лабораторная работа № 7
Эксперимент в социологии
(2 Часа)
Вопросы для самоконтроля:
- Что из себя представляет эксперимент в социологии? В каких случаях его целесообразно использовать в качестве метода сбора социологической информации?
- Назовите достоинства и недостатки эксперимента как метода сбора информации.
- Представьте схематически либо в виде таблицы основные виды экспериментов, применяемых в социологических исследованиях (ПИСЬМЕННО)
- Укажите основные этапы проведения эксперимента в социологии.
- Отметьте основные ошибки в проведении эксперимента и условия их преодоления.
Практическая часть работы:
- Выберите и обоснуйте проблему, которую, на Ваш взгляд, можно исследовать экспериментальным методом.
- Составьте программу эксперимента. Что в Вашем исследовании будет выступать в качестве экспериментального объекта и экспериментального фактора? Какая экспериментальная ситуация может при этом возникнуть?
Результат:
РАЗРАБОТАННАЯ ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Литература:
- Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М.: Наука, 1981
- Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1971. 156 с.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.
- Методы сбора информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1990. Кн. 2. Стр. 190-214.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. Стр. 198-208.
Лабораторная работа № 8
Игровые методы в социологической деятельности
(2 часа)
Вопросы для самопроверки:
- Что такое «игра» в социологической деятельности? Выделите отличительные черты игровых методов в социологии.
- Какие этапы Вы можете выделить в процессе организации игры? Опишите каждый из них.
- Представьте схематически либо в виде таблицы основные виды игровых методов, применяемых в социологических исследованиях. Кратко охарактеризуйте каждый из них (ПИСЬМЕННО).
Индивидуальное задание:
- Разработайте сценарий деловой игры
Основной источник:
Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2005. — 1136 с. — («Gaudeamus»).
КСР № 1 по теме лекции:
Экспертный опрос
(2 часа)
Вопросы, вынесенные на КСР:
4. Виды экспертного опроса
Задание:
Представьте классификацию видов экспертного опроса в виде таблицы
Литература:
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с. (Классический университетский учебник)
- Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с. — («Gaudeamus»)
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – Москва : Омега-Л, 2007. – 567 с. – (Университетский учебник)
Кср № 2 по теме лекции:
Социометрический метод
(2 часа)
Вопросы, вынесенные на КСР:
4. Этапы социометрического опроса
Задание:
Заполните следующую таблицу:
Этап социометрического опроса |
Содержание этапа |
Литература:
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с. (Классический университетский учебник)
- Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с. — («Gaudeamus»)
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – Москва : Омега-Л, 2007. – 567 с. – (Университетский учебник)
Кср № 3 по теме лекции:
Игровые методы в социологической деятельности
(2 Часа)
Вопросы, вынесенные на кср:
4. Имитационные и репрезентационные игры
5. Инновационная игра
ПИСЬМЕННО ОТВЕТЬТЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
1. Выделите критерии для сравнения имитационных игр и игр открытого типа. Проведите на их основе сравнительный анализ данных типов игр.
2. Что такое «инновационная игра»? Охарактеризуйте ее основные признаки и принципы организации. Приведите примеры.
Основной источник:
Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2005. — 1136 с. — («Gaudeamus»).
Кср № 1 по теме лабораторного занятия:
Аналитические методы решения социальных проблем
(2 часа)
Рассмотрим в данной работе методы выбора управленческих решений.
Напоминаем: Управленческое решение — это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
Практическая часть работы:
Разработать модель принятия управленческого решения.
Примерная схема выполнения работы:
1. Уяснение проблемы
- Сбор информации;
- Анализ полученной информации;
- Выяснение актуальности;
- Выяснение, определение условий, при которых эта проблема будет решена.
2. Составление плана решения.
- Разработка альтернативных вариантов решения;
- Сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами;
- Оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;
- Оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;
- Составление программ решения;
- Разработка и составление детального плана решения.
3. Выполнение решения.
- Доведение решений до конкретных исполнителей;
- Разработка мер поощрений и наказаний;
- Контроль за выполнением решений.
Кср № 2 по теме лабораторного занятия:
Эвристические методы
(2 часа)
Задания:
1. На основе изучения литературных и Интернет-источников разработайте подробную классификацию эвристических методов в табличной форме (ПИСЬМЕННО)
2. Приведите 2 – 3 развёрнутых примера использования эвристических методов (на ваш выбор) в социологических исследованиях (ПИСЬМЕННО)
Источники:
1. Сайт TreKo.RU — портал TРEнеров и КОнсультантов. http://msk.treko.ru/show_dict_210
2. Сайт Центра Креативных Технологий http://www.inventech.ru/pub/methods/
КСР № 3 по теме лабораторного занятия:
Психология респондента. Условия и характер участия в исследовании
(2 часа)
Выберите тему из приведённых ниже и напишите по ней доклад:
- Способы установления контакта с респондентом
- Невербальное поведение респондента
- Стили поведения респондента
- Попытка создания комплексной ролевой теории респондента в социологии
19