МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ 2

Министерство образования Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Факультет истории и социологии

Кафедра социологии и специальных социологических дисциплин

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Часть 2. Методы сбора социологической информации

Планы проведения

практических, лабораторных занятий и КСР

для студентов 2 курса специальности «Социология», 4 семестр

дневное отделение

Гродно 2010

Практическое занятие № 1 по теме:

Метод опроса в социологии (2 часа)

Задания и упражнения:

  1. Какие организационные формы проведения опроса Вы знаете? Представьте их развёрнутую характеристику.
  2. Письменно выполните следующее задание: Разработайте тест либо кроссворд (на ваш выбор) по данной теме
  3. Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Социологический опрос: за и против». Сформулируйте достоинства и недостатки опросного метода в социологии.

Литература:

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с. (Классический университетский учебник)
  2. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с. — («Gaudeamus»)
  3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – Москва : Омега-Л, 2007. – 567 с. – (Университетский учебник)

Практическое занятие № 2 по теме: Анкетирование как метод опроса и сбора социологической информации (2 часа) Задания:

1. Перечислить особенности метода анкетирования и сформулировать проблемные ситуации, которые возможно исследовать методом анкетного опроса.

11 стр., 5081 слов

Метод социологического исследования. Социологический опрос

... Глава I. Методы социологических исследований 1.1 Контент-анализ 1.2 Опросные методы 1.3 Социологическое наблюдение 1.4 Кейс-стади 1.5 Социологический эксперимент Глава II. Практическая часть 2.1 Описание социологического опроса 2.2 Сущность метода соцопроса Приложение ...

2. Составить развернутую классификацию основных видов анкетного опроса.

3. Указать требования, предъявляемые к конструированию анкеты.

4. Представить в виде наглядной схемы классификацию вопросов, используемых при разработке анкеты.

5. Привести перечень традиционных советов, рекомендаций, которые целесообразно включать в текст инструкции анкетеру. Составить макет инструкции.

Литература:

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с. (Классический университетский учебник)
  2. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с. — («Gaudeamus»)
  3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – Москва : Омега-Л, 2007. – 567 с. – (Университетский учебник)

Практическое занятие № 3 по теме: Социологическое интервью (2 часа) Задания:

  1. Что такое интервью? Дайте определение своими словами. Отличается ли интервью от естественного общения?
  2. В чем заключается диалектика достоинств и недостатков метода интервью? Приведите примеры. Дайте сравнительный анализ достоинств и недостатков интервью по сравнению с другими методами, например, анализом документов, наблюдением, анкетным опросом.
  3. Каковы функции исследовательского интервью?
  4. Для чего социологу-практику нужны классификации видов интервью? Какие вам известны классификации?
  5. Каковы стадии подготовки опросника?
  6. Какие существуют способы фиксации ответов опрашиваемых в процессе интервьюирования?
  7. Как может повлиять социальная ситуация на ход интервью? Приведите примеры.

Литература:

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с. (Классический университетский учебник)
  2. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с. — («Gaudeamus»)
  3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – Москва : Омега-Л, 2007. – 567 с. – (Университетский учебник)

Лабораторная работа № 1

Анкетирование как метод опроса и сбора социологической информации

6 стр., 2845 слов

Организация социологических исследований

... исследовании; .выявление трудностей, которые могут встретиться при его проведении. Для проведения разведывательного СИ используют один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (анкетный опрос или опрос-интервью), ... отечественные - Ю. Арутюнян, О. Шкаратан, Л. Гордон, В. Ядов и др. Проблема выбора методологии исследования была важна всегда и для любой науки. Однако на ...

(2 часа)

Задания и упражнения:

Первый этап: Разработать свой вариант анкеты по интересующей вас проблеме, отразив составные части бланка вопросника.

Второй этап: Обмен анкетами внутри группы, после чего на занятии будет проведено обсуждение результатов работы: какие изменения необходимо внести в анкету, какие трудности возникли в ходе ее разработки и т.п.

Результат: Бланк анкеты, выполненный в компьютерной графике

Литература:

  1. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. — М., 1989.

  2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. — М., 1989.
  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. — Екатеринбург. 1998.
  4. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. — М., 1990.
  5. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. — М.,1993.
  6. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В.Осипов, В.Н.Иванов. — М., 1983.
  7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. — М., 1998.

Лабораторная работа № 2

Социологическое интервью

  1. часа)

Задания и упражнения для письменного выполнения:

Первый этап: Составьте план группового фокусированного интервью по какой-нибудь конкретной теме.

Второй этап: Группа выбирает понравившуюся тему интервью. Автор интервью выступит в роли модератора.

Литература:

  1. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. — М., 1989.
  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. — Екатеринбург. 1998.
  3. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. — М., 1990.
  4. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В.Осипов, В.Н.Иванов. — М., 1983.
  5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. — М., 1998.

Лабораторная работа № 3

Экспертный опрос

(2 часа)

Цель занятия:

  1. Отработка процедуры составления программы экспертного опроса
  2. Отработка процедуры проектирования инструментария экспертного опроса
  3. Отработка процедуры подбора экспертов по избранной вами теме экспертного опроса

РЕЗУЛЬТАТ:

1. Оформленная в компьютерной графике программа экспертного опроса с описанием методологических и методических аспектов его организации

5 стр., 2333 слов

Основные разновидности социологического опроса

... поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных ... социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов ...

2. Разработанный инструментарий экспертного опроса

3. Подробное описание процедуры подбора экспертов по избранной вами теме экспертного опроса.

Литература

  1. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973.
  2. Масленников Е.В. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании.: выявление, оценка и обобщение эмпирического знания. (Спецкурс).

    М.: Изд-во МГУ. 1992.

  3. Рабочая книга по прогнозированию. Под ред. И.В.Бестужева-Лады. М.:Наука, 1982.
  4. Алексеев А.Н. Ожидали ли перемен? (Из материалов экспертного опроса рубежа 70-80-х годов).

    М., 1991.

  5. Батыгин Г.С. Использование экспертных оценок для построения системы показателей // Социальные показатели образа жизни советского общества. М.: Наука, 1980. Стр. 102-125.
  6. Маслов С.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная модель экспертного опроса // Социологические исследования, 1994. №1.
  7. Экспертные оценки в социологических исследованиях. (Крымский С.Б., Жилин Б.Б. и др.).

    Киев: Наукова думка, 1990.

Лабораторная работа № 4 Методы анализа документов (4 часа)

1. Традиционный анализ документов (2 часа)

Выбрать документы (в качестве документа может быть выбрана статья из периодической печати, текст закона и т.п.).

Изложить основные моменты документа, следуя следующему плану:

  1. Внешний анализ, цель которого – определить:

— что из себя представляет документ, его состояние, подлинность;

— кто его автор, кому адресуется;

— каковы обстоятельства создания документа, как он согласуется с другими источниками информации;

— какова достоверность документа, насколько он соответствует объективным фактам;

— отвечает ли документ целям и задачам исследования, можно ли его использовать в изучении конкретной проблемы;

2. Внутренний анализ:

— что излагается в документе, его фактическое и оценочное содержание;

— кому он понадобился, зачем, его контекст;

— какие выводы можно сделать из анализа документа.

  1. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (2 ЧАСА)

Проанализировать этот же документ, но при помощи метода контент-анализа, следуя следующему плану:

— формулирование цели, задач, гипотез исследования; определение объекта и предмета исследования;

— выделение категорий анализа;

— определение единиц анализа;

— определение единиц счета;

— фиксирование единиц анализа в оговоренных единицах счета на бланках протоколов или в матрицах контент-анализа;

— обобщение результатов контент-анализа;

— формулирование практических выводов и рекомендаций; составление отчета.

Литература:

  1. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. — М., 1989.
  2. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. — М., 1990.
  3. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В.Осипов, В.Н.Иванов. — М., 1983.
  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. — М., 1998.

Лабораторная работа № 5

Метод наблюдения в социологии

(2 часа)

Цель лабораторной работы — конкретизировать представления о познавательных возможностях метода наблюдения, активизировать ориентацию на использование метода наблюдения, дать практические навыки разработки программы и методики наблюдения.

Ответьте письменно на следующие вопросы:

  • Что из себя представляет социологическое наблюдение? Его отличия от обыденного наблюдения.
  • Укажите достоинства и недостатки метода наблюдения.
  • Представьте схематически либо в виде таблицы основные виды наблюдения.
  • Какие существуют способы регистрации результатов наблюдения?
  • Отметьте наиболее действенные, на Ваш взгляд, приемы контроля за качеством информации, получаемой в ходе наблюдения.

Практическая часть работы:

  • При домашней подготовке к занятию Вам необходимо индивидуально продумать и выбрать проблему, явление, ситуацию для изучения методом наблюдения.
  • Сформулировать цель, задачи, объект, предмет, гипотезы наблюдения.
  • Составить план наблюдения, в котором следует оговорить ситуацию наблюдения, вид наблюдения, наблюдаемые характеристики. Определить частоту и продолжительность наблюдения, а также способы регистрации результатов наблюдения.

ИТОГ:

Разработанная программа наблюдения обсуждается на лабораторном занятии и оформляется в виде письменного отчета.

Литература:

  1. Бизюков П.В., Савельев Н.М. Метод структурированного наблюдения при оценке работы городского транспорта // Социологические исследования, 1991. №1. Стр. 88-90.
  2. Горяновский А. Украсть можно все. (Результаты включенного наблюдения) // Социологические исследования, 1990. №2.
  3. Ильясов Ф.Н. и Плотникова O.А. Нищие в Москве летом 1993 г. // Социологический журнал, 1994. №1.
  4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Под ред. В.Г. Андреенкова и О.М.Масловой. Кн. 2. Организационно–методические проблемы опроса. Анализ документов. Эксперимент. М.: Наука, 1990. Стр. 150-190.
  5. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. Стр. 110-119.
  6. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. — М., 1989.
  7. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. — Екатеринбург. 1998.
  8. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. — М., 1990.
  9. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В.Осипов, В.Н.Иванов. — М., 1983.

Лабораторная работа № 6 Социометрический метод (4 часа)

На основе изучения содержания основных понятий, требований и процедур, касающихся организации социометрического опроса Вам предстоит решить следующие прикладные социологические задачи:

  • Разработайте программу социометрического опроса.
  • Сформулируйте социометрические критерии.
  • Составьте формы социометрических карточек.
  • Разработайте план дальнейшего проведения социометрического опроса и последующего анализа полученных данных.

Литература:

ОСНОВНАЯ:

1. Методы сбора информации в социологическом исследовании. / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М., 1990. Кн. 1. Социологический опрос. С. 183-207

2. Морено Дж. Социометрия. М., 1958.

3 Основы прикладной социологии: Учебник для вузов. / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М., 1996 С. 73-79

4. Рабочая книга социолога. М., 1983.С. 391-410.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001.С. 311-317

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.

2. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1977.

3. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Киев, 1975.

4. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. Л., 1979.

Лабораторная работа № 7

Эксперимент в социологии

(2 Часа)

Вопросы для самоконтроля:

  • Что из себя представляет эксперимент в социологии? В каких случаях его целесообразно использовать в качестве метода сбора социологической информации?
  • Представьте схематически либо в виде таблицы основные виды экспериментов, применяемых в социологических исследованиях (ПИСЬМЕННО)
  • Укажите основные этапы проведения эксперимента в социологии.
  • Отметьте основные ошибки в проведении эксперимента и условия их преодоления.

Практическая часть работы:

  • Выберите и обоснуйте проблему, которую, на Ваш взгляд, можно исследовать экспериментальным методом.
  • Составьте программу эксперимента. Что в Вашем исследовании будет выступать в качестве экспериментального объекта и экспериментального фактора? Какая экспериментальная ситуация может при этом возникнуть?

Результат:

РАЗРАБОТАННАЯ ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Литература:

  1. Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М.: Наука, 1981
  2. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1971. 156 с.
  3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.
  4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1990. Кн. 2. Стр. 190-214.
  5. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. Стр. 198-208.

Лабораторная работа № 8

Игровые методы в социологической деятельности

(2 часа)

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое «игра» в социологической деятельности? Выделите отличительные черты игровых методов в социологии.
  2. Какие этапы Вы можете выделить в процессе организации игры? Опишите каждый из них.
  3. Представьте схематически либо в виде таблицы основные виды игровых методов, применяемых в социологических исследованиях. Кратко охарактеризуйте каждый из них (ПИСЬМЕННО).

Индивидуальное задание:

  1. Разработайте сценарий деловой игры

Основной источник:

Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2005. — 1136 с. — («Gaudeamus»).

КСР № 1 по теме лекции:

Экспертный опрос

(2 часа)

Вопросы, вынесенные на КСР:

4. Виды экспертного опроса

Задание:

Представьте классификацию видов экспертного опроса в виде таблицы

Литература:

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с. (Классический университетский учебник)
  2. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с. — («Gaudeamus»)
  3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – Москва : Омега-Л, 2007. – 567 с. – (Университетский учебник)

Кср № 2 по теме лекции:

Социометрический метод

(2 часа)

Вопросы, вынесенные на КСР:

4. Этапы социометрического опроса

Задание:

Заполните следующую таблицу:

Этап социометрического опроса

Содержание этапа

Литература:

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с. (Классический университетский учебник)
  2. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с. — («Gaudeamus»)
  3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – Москва : Омега-Л, 2007. – 567 с. – (Университетский учебник)

Кср № 3 по теме лекции:

Игровые методы в социологической деятельности

(2 Часа)

Вопросы, вынесенные на кср:

4. Имитационные и репрезентационные игры

5. Инновационная игра

ПИСЬМЕННО ОТВЕТЬТЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

1. Выделите критерии для сравнения имитационных игр и игр открытого типа. Проведите на их основе сравнительный анализ данных типов игр.

2. Что такое «инновационная игра»? Охарактеризуйте ее основные признаки и принципы организации. Приведите примеры.

Основной источник:

Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2005. — 1136 с. — («Gaudeamus»).

Кср № 1 по теме лабораторного занятия:

Аналитические методы решения социальных проблем

(2 часа)

Рассмотрим в данной работе методы выбора управленческих решений.

Напоминаем: Управленческое решение — это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.

Практическая часть работы:

Разработать модель принятия управленческого решения.

Примерная схема выполнения работы:

1. Уяснение проблемы

  • Сбор информации;
  • Анализ полученной информации;
  • Выяснение актуальности;
  • Выяснение, определение условий, при которых эта проблема будет решена.

2. Составление плана решения.

  • Разработка альтернативных вариантов решения;
  • Сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами;
  • Оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;
  • Оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;
  • Составление программ решения;
  • Разработка и составление детального плана решения.

3. Выполнение решения.

  • Доведение решений до конкретных исполнителей;
  • Разработка мер поощрений и наказаний;
  • Контроль за выполнением решений.

Кср № 2 по теме лабораторного занятия:

Эвристические методы

(2 часа)

Задания:

1. На основе изучения литературных и Интернет-источников разработайте подробную классификацию эвристических методов в табличной форме (ПИСЬМЕННО)

2. Приведите 2 – 3 развёрнутых примера использования эвристических методов (на ваш выбор) в социологических исследованиях (ПИСЬМЕННО)

Источники:

1. Сайт TreKo.RU — портал TРEнеров и КОнсультантов. http://msk.treko.ru/show_dict_210

2. Сайт Центра Креативных Технологий http://www.inventech.ru/pub/methods/

КСР № 3 по теме лабораторного занятия:

Психология респондента. Условия и характер участия в исследовании

(2 часа)

Выберите тему из приведённых ниже и напишите по ней доклад:

  1. Способы установления контакта с респондентом
  2. Невербальное поведение респондента
  3. Стили поведения респондента
  4. Попытка создания комплексной ролевой теории респондента в социологии

19