1) Цели, задачи, средства и методы фр

Главными задачамиреабилитации являются:

а) функциональное восстановление (полное или компенсация при недостаточном или отсутствии восстановления);

б) приспособление к повседневной жизни и труду;

в) привлечение в трудовой процесс;

г) диспансерный надзор за пациентами.

Основная цельфизической реабилитации — адаптация к работе на предыдущем месте труда или реадаптация, то есть работа с меньшими нервно-психическими и физическими нагрузками.

Средствафизической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: произвольная экономизация дыхания, разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хореотерапия, трудотерапия и др.; к пассивным – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и преформированные природные факторы; к психорегулирующим – психопотенцирование, аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.

2) Хар-ка пед., медико-биол. и псих.средств

Одно из центральных мест в отношении обеспечения условий для качественного восстановления отводится педагогическим средствам, которые можно определить как наиболее целесообразно организованную в данных условиях мышечную деятельность, максимально рациональную смену периодов работы различной величины и содержания и отдыха. Это разные варианты пауз отдыха между упражнениями, занятиями, рациональное сочетание и последовательность нагрузок, их направленность.

Особое место среди средств восстановления, способствующих повышению физической работоспособности, а также препятствующих возникновению различных отрицательных последствий от физических нагрузок, занимают медико -–биологические средства, к числу которых относятся:

-большой комплекс гигиенических мероприятий (сбалансированное питание, витаминизация, прием продуктов повышенной биологической ценности, различных питательных смесей, личная гигиена и т.п.)

Питание – главный фактор восстановления работоспособности.

Так же к медико-биологическим средствамотносят применение медикаментозных и витаминных препаратов, обеспечивающих профилактику нарушений в состоянии здоровья, повышение резистентности организма по отношению к различным нагрузкам, стрессовым воздействиям и т.д.

Психологические средствавосстановления предусматривают создание оптимального фона для протекания восстановительных процессов. Это использование различных вариантов аутогенной тренировки, рациональной психотерапии, создание оптимального психологического климата в команде, в быту и др. Важной задачей психологического компонента восстановления является настройка на предстоящую деятельность, что служит одновременно и профилактикой срывов, и повышением резистентности организма к соответствующим воздействиям, а стало быть, и стимуляцией адаптационных возможностей.

11 стр., 5089 слов

Особенности применения различных наглядных средств по развитию ...

... зрительно-сенсорным воспитанием. Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В ... зависят от ориентировочно-исследовательской деятельности. Зрительное восприятие включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов: зрительное ... Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного ...

3) Лфк, используемые в реабилитации больных и инвалидов. Классификация физических упражнений. Понятие о типовой и индивидуальной программе реабилитации больных и инвалидов.

Лечебная физическая культура (ЛФК)— метод лечения, который используют средствами ФК с лечебно-профилактической целью, для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного человека.

Классификация упражнений:

-Утренняя гимнастика,

-Лечебная гимнастика

-Дозированная ходьба

-Производственная гимнастика

-Лечебное плавание.

-Гидрокинезотерапия.

-Механотерапия.

-Трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе.

-Игры, спортивные игры.

-Туризм.

-Терренкур.

-Физические упражнения в воде.

-Ходьба.

-Восхождения

-Занятия на тренажерах.

-Плавание

Типовая программа реабилитации.

Является общей программой, которая излагает вкратце общие методы реабилитации инвалидов на всех этапах и периодах, при этом не обозначаются какие либо сроки, дозировка и продолжительность.

Индивидуальная программа реабилитации.

В ней указываются сроки, дозировка, продолжительность, интенсивность, определенные методы реабилитации, непосредственно упражнения ЛГ.

4) Методика применений фу при различных заболеваниях

Правильно подобранные и строго дозированные по указанию врача физические упражнения являются весьма эффективным средством прежде всего в профилактике различных сердечно-сосудистых заболеваний. При отдельных болезнях сердца, даже таких тяжелых, как, например, инфаркт миокарда, который требует соблюдения длительного постельного режима, на определенном этапе лечения гимнастика помогает человеку восстановить свое здоровье.

Переход от постельного к активному двигательному режиму должен осуществляться при помощи специальных гимнастических упражнений. Подбирать их необходимо только по указанию лечащего врача, который обязательно учитывает характер течения болезни и состояние сердечнососудистой системы.

Особенно большое значение имеют физические упражнения в домашних условиях в период выздоровления. Именно гимнастика, превосходно укрепляющая и тренирующая всю сердечно-сосудистую систему, служит лучшим средством для восстановления трудоспособности и возвращения человека к нормальной жизни.

Вне зависимости от заболевания каждому необходимо при занятиях физическими упражнениями придерживаться определенных общих для всех методических правил.

Запомните правила, которые надо выполнять при занятиях гимнастикой:

1.Все движения делайте спокойно, плавно, без лишнего напряжения.

2.Переходите от одного исходного положения в другое (садитесь, ложитесь, вставайте) не спеша, избегая резких движений.

14 стр., 6683 слов

Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела.

... выдающиеся соотечественники И.П.Павлова и Н.А.Берштейна. Данная программа составлена на основании упражнений «Гимнастики мозга», разработанной американским психологом Полом Деннисоном в рамках образовательной кинесиологии ... координацию, делают дыхание более глубоким и спокойным. 1.6. Обсуждение   Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела. 2.1. «Ритмирование» (см. п.1.5.) ...

3.В первые одну-две недели упражнения для ног можно выполнять, держась за спинку стула или кровати.

4.Вначале каждое движение повторяйте наименьшее из указанного количества раз, затем постепенно, с разрешения врача, увеличивайте число повторений.

5.При занятиях гимнастикой никогда не задерживайте дыхания.

6.После трудного для вас упражнения обязательно делайте паузу, отдыхая 30—40 секунд. В это время желательно медленно походить по комнате, глубоко дыша.

7.Занятия обычно начинают с ходьбы или имитации ее в положении лежа или сидя

8.Комплекс упражнений меняйте не чаще чем 2 раза в месяц. Делайте это по указанию врача, постепенно заменяя отдельные упражнения новыми.

9.Перед началом и после занятий гимнастикой рекомендуется производить подсчет пульса, при этом надо сидеть.

10.Занимаясь гимнастикой, следите за своим самочувствием.

11.Помните, что лечебная гимнастика принесет пользу только тогда, когда вы будете заниматься ею систематически в течение длительного времени.

5) Методы исследования больных и инвалидов (клинические, биомеханические, соматоскопические, антропометрические, лабораторные, элтрофизиологические).

Клини́ческое иссле́дование — научное исследование с участием людей,  жалобы больного и те объективные признаки, которые могут быть установлены методами клинического, лабораторного и инструментального исследования.

Соматоскопическое исследование —  метод изучения вариаций строения тела, основанный на рассмотрении и точном описании, в отличие от измерительного метода, или соматометрии.

Антропометрические

  • Масса тела 
  • Окружность грудной клетки 
  • Рост

Лабораторные

  • Анализ крови. Клинический анализ крови выявляет при уроло­гических заболеваниях изменения содержания лейкоцитов и лей­коцитарной формулы, а также количества эритроцитов, гемогло­бина, тромбоцитов, протромбина, увеличение скорости оседания эритроцитов (СОЭ).
  • Анализ мочи. Для общего анализа мочи следует брать ее утрен­нюю порцию.

Электрофизиологические —  процедура, направленная на получение записи биологических потенциалов с внутренней поверхности сердца, используя при этом специальные электроды-катетеры и регистрационную аппаратуру.

Биомеханические — Метод биомеханики в наиболее общем виде имеет в своей основе системный анализ и системный синтез действий с использованием количественных характеристик, в частности моделирование движений.

6) Учет эффективности фр

Реабилитационные мероприятия имеет большой спектр воздействия. Направленность реабилитационных мероприятий зависит от множества факторов, к основным из которых относится характер и степень повреждения спинного мозга или спинно-мозгового канала, уровень повреждения, период протекания заболевания, характер осложнений и последствий. В связи с этим, актуальным является комплексная программа физической реабилитации, основу которой составляют: лечебная физическая культура, массаж, различные виды упражнений в воде, мануальная терапия и традиционные средства лечения. Так же уделяется значительное внимание профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение пояснично-крестцового остеохондроза позвоночника.

18 стр., 8599 слов

Развитие общих физических качеств баскетболистов младшего школьного ...

... психологических особенностей. Целью данной работы является выявление наиболее эффективных специальных упражнений для развития физических качеств баскетболистов младшего школьного возраста. Гипотеза: Мы ... процесс развития физических качеств баскетболистов младшего школьного возраста средствами специальных упражнений Использованные методы: 1. Анализ и обобщение литературных источников; 2. Тестирование; ...

Для определения эффективности ЛФК прово­дятся постоянные наблюдения за больным (врачеб-но-педагогические наблюдения), определяющие его состояние, воздействие применяемых упражнений, отдельного занятия, определенного периода лече­ния. Большое значение имеют также специальные исследования функционального состояния, которые дают объективную оценку состояния больного, его индивидуальных особенностей, адаптации к физиче­ской нагрузке

7) Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, основанный на правильном дыхании, и направленный на растяжку определённых групп мышц. Гимнастика делает акцент на дыхании, принципиально отличающемся от обычного. Многочисленные проблемы организма, связанные с нездоровым состоянием, происходят от недостатка кислорода в тканях. Восполнить же запас кислорода и насытить им организм, можно, создав временную искусственную задержку вентиляции – то есть, задерживая дыхание.

Первая фаза. Вдох. До предела наполните воздухом нижние доли легких. Одновременно брюшная стенка должна до предела выпятиться и стать твердой.

Вторая фаза. Задержка дыхания. С помощью зеркала убедитесь, что гортань остается открытой, а дыхательные мышцы — напряженными. Обратите внимание на продольно боковой тяж в области шеи — это грудино-ключично-сосцевидная мышца. Она должна четко вырисовываться и оставаться напряженной, твердой на ощупь. Кадык должен быть опущен, дно надключичных ямок углублено. При этом недопустимо покраснение лица и появление в груди ощущения тяжести, распирания. Живот остается выпяченным вперед, мышцы его — твердыми, напряженными. Засеките секундомером продолжительность дыхательной паузы сначала при обычном дыхании, а затем после максимального вдоха и при физических нагрузках. Как правило, продолжительность второй фазы наибольшая во всем дыхательном цикле. По образному выражению кандидата медицинских наук К.П. Бутейко, каждая приобретенная секунда задержки дыхания — предстоящее полугодие жизни. Ведь она увеличивает резервы всего организма. Если человек способен задержать дыхание на 2—3 мин — это уже настоящий современный йог. Но конечно, при физической работе такая длительность задержки не требуется.

Третья фаза. Полный активный короткий выдох. В странах Востока при выполнении физической работы, в том числе и упражнений, выполняется оздоровительное полное дыхание. В этом случае не только вдох, но и выдох является полным. Для этого после обычного пассивного выдоха подтяните живот, сократите мышцы брюшной стенки, напрягите мышцы поясницы и подвздошно-поясничную мышцу. Расслабленная и приподнятая диафрагма также напрягается и вдается в грудную полость. Грудная клетка максимально сдавливается нижней зубчатой мышцей и межреберными мышцами, чтобы максимально вывести воздух из легких. Сохраняется лишь остаточный объем, который всегда присутствует в них. Чем быстрее и полнее будет изгнан из легких отработанный воздух, тем чище будет свежая его порция, поступающая с очередным вдохом. При этом количество углекислого газа в легких будет минимальным.

13 стр., 6320 слов

Оздоровительная ходьба как способ повышения двигательной активности

... и обязательным начальным этапом самостоятельных занятий, поскольку при ходьбе нагрузка на ноги в 2 раза меньше, чем при беге. А ... жизни. 2. Некоторые виды ЛФК (оздоровительный бег и ходьба) 2.1 Оздоровительный бег В лечебной практике бег не является ... если вспомнить, что сегодня есть множество людей, ведущих сидячий образ жизни, то разговор о спортивной ходьбе ...

Четвертая фаза. Задержка дыхания на выдохе. В дыхании для мышц этой фазе придается небольшое значение, а при значительной физической нагрузке и многих упражнениях она вообще исключается, и дыхание становится трехфазным.

8) Методы расслабления и устранения напряжения. Внушения наяву, в состоянии естественного и гипнотического сна

Методы расслабления и устранения напряжения:

-Медитация (Медитация освобождает мозг от всех неприятных мыслей и волнений).

-Упражнения с мышечным расслаблением:

1. Лягте на пол, лицом кверху; глаза закройте.

2. Напрягите мышцы лица и затем расслабьте.

3. Поднимите голову и свободно опустите обратно. Расслабьте шею и челюсти, чтобы ощущать горло открытым.

4. Прижмите плечи к полу и затем расслабьте их и т.д.

-Дыхательные Упражнения.

Внушения в состоянии естественного сна:

Сон представляет собой сложно организованное функциональное состояние мозга, во время которого отмечаются выраженные физиологические и вменения во всех отделах и системах. Организм как бы работ на другом энергетическом уровне. Наиболее яркой характеристикой сна является его цикличность — чередование фаз медленного (ФМС) и быстрого сна (ФБС).

Очевидно, что периодичность состояний бодрствования и сна является циркадным ритмом, и эта ритмичность осуществляется с помощью «биологических часов», «встроенных» в головной мозг. Во время ФМС (обычного сна) отмечается замедление ритма дыхания и сердечной деятельности, а также появление на ЗЭГ медленных волн. Во время ФБС или сна со сновидениями наблюдаются быстрые движения глаз, изменчивость, нерегулярность вегетативных проявлений (пульса, дыхания и др.).

Внушения наяву

Внушение наяву является традиционным средством воздействия при неврозах и составной частью любой методики психотерапии. Внушающим действием в ситуации лечения могут обладать не только слова врача, но и его взгляд, манера поведения, обстановка, в которой проходит прием, и мн. др. Поэтому выделить внушение в чистом виде можно только условно. От других видов словесного воздействия внушение отличается сочетанием направленности, директивности, необычности, экспрессивности, динамичности, информативности и убедительности. 

Внушения гипнотического сна

Как говорилось выше, гипнотизирует все, что раньше совпадало с сонным состоянием. С помощью слова можно вызвать и внушить ощущения и представления подобных состояний, предложив пациенту представить, например, состояние усталости, разбитости и т.п.

Гипнотизируемый станет вашим союзником, если вы предварительно скажете ему о том, что успех зависит от него: от того, как он расслабится; от того, хватит ли у него силы воли, чтобы удалить из головы посторонние мысли; от того, будет ли духовное содействие с его стороны.

Нужно подчеркнуть тот факт, что чем выше интеллект гипнотизируемого, тем ему это легче удается. Еще яснее это видно из того факта, что именно из-за отсутствия интеллекта опыты над животными заканчиваются, как правило, неудачей.

Формула внушения должна быть строго индивидуальной, как и вообще сама форма гипноза. Прежде всего она должна быть понятна и коротка, произносить ее необходимо всегда отчетливо. Формула внушения должна быть реальной, так как испытуемый не сможет представить то, что никогда не видел и не ощущал.

6 стр., 2589 слов

Оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, самоконтроль при ...

... nbsp;                                      &nbХОДЬБА. Этот простейший вид физической активности для людей,ведущих сидячий образ

Голос не должен быть пронзительным, и в то же время не должен быть замогильным. Как те, так и другие звуки одинаково не нравятся.

Самое главное — говорить кратко, просто и убедительно.

Гипнотизер должен говорить вежливо и мягко, звук речи должен быть такой интенсивности и с такой интонацией, чтобы каждое слово «проникало в душу».  

9) Ходьба как естественный способ передвижения человека. Фазы ходьбы. Влияние ходьбы на физическое состояние человека

Ходьба- наиболее естественное и доступное упражнение для организма человека, оказывающее гармоничное, положительное воздействие на все его функции. Ходьба является врожденным безусловным рефлексом человека. Ходьба это физическое упражнение при выполнении, которого в той или иной степени работают практически все мышцы со значительной нагрузкой. Все другие виды физических упражнений, в основе которых лежит циклическое перемещение (бег, коньки, лыжи др.) это лишь произвольное ходьбы шагательного рефлекса. Ходьба применяется как средство реабилитации после различных заболеваний ССС, н/с, дых/с, травмы. Наибольшая значимость ее как средство профилактики заболеваний и повышение уровня умственной и физической работоспособности и физического совершенствования человека. Ценность ходьбы в том что у нее широкий диапазон нагрузочного воздействия, что позволяет легко дозировать нагрузку применительно к возрасту и степени подготовленности, используется различные виды ходьбы.

Ходьба человека это моторный циклический процесс, т.е способ передвижения. Который осуществляется относительно опоры с периодическим повторением всех движений. В основе двигательного акта лежит двигательный рефлекс. Полный цикл движения при ходьбе включает в себя сумму движений двух одиночных шагов, который производится последовательно левой и правой ногами и тем самым образуют двойной шаг. В процессе его выполнения наблюдается 2 основных периода:

— двухопорный.

-одноопорный.

Шаг по фазам:

1 фазапередней ноги. Наблюдается от момента постановки ноги на грунт до момента вертикали т.е момента когда опорная нога выпрямлена в полном суставе. Эту фазу называютамортизационной т.к в ней происходит смягчение динамичного удара или торможения тела по вертикали и горизонтали. При его взаимодействии с опорой начинается с постановки пятки ноги на грунт. Затем в процессе переката с пятки на всю стопу происходит перемещение веса тела на опорную ногу и создается предпосылки для выполнения следующей фазы.

2 фаза задней опоры отталкивания.Наблюдается с момента вертикали до момента отрыва носка опорной ноги от грунта. Функция этой фазы заключается в достижении оптимальной силы отталкивания с целью наиболее экономичного эффекта продвижения вперед. Это ключевая фата шага т.к в наибольшей степени обеспечивает продвижение вперед.

3 фаза заднего шага. Наблюдается с момента отрыва носка опорной ноги от грунта до момента вертикали, когда суставы голеностопной, тазобедренной, локтевной и плечевой находятся по вертикали точно друг над другом, а носки стоп опорной ноги и переносящей ноги примерно расположены по одной линии. При этом центр тяжести переносящей ноги расположены непосредственно над тазобедренным суставом, данная фаза служит для расслабления определенного восстановления и отдыхания мышц.

23 стр., 11255 слов

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе

... Обработать результаты и сделать соответствующие выводы. Гипотеза: учащиеся с низким статусным положением имеют более высокую самооценку, чем учащиеся, имеющие высокий статус. Предмет исследования: ... ощущения, вызванные собственным телом, сознание "я" - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают ...

4 фаза переднего шага.Наблюдается с момента вертикали, до момента постановки пятки переносящей ноги на грунт которая в данный момент становится опорной тем самым цикл одиночного шага завершается.

10)Методика исследования ходьбы в норме и патологии

Чаще всего ходьбу приходится исследовать в случаях травм, заболеваний ног или опорно-двигательного аппарата в целом. Нижеприведенные методы помогают оценить опорную и двигательную функции конечностей, что помогает выбрать наилучший способ их коррекции. Мы назовем большинство диагностических методов, а более подробно остановимся на подографии. Кинематику ходьбы (движения опорно-двигательной системы) изучают с использованием контактных и бесконтактных датчиков измерения углов в суставах (гониометрия), а также с применением гироскопов — приборов, позволяющих определить угол наклона сегмента тела относительно линии гравитации. Важным методом в исследовании кинематики ходьбы является методика циклографии — метод регистрации координат светящихся точек, расположенных на сегментах тела. Динамику ходьбы (является производной от кинематики, подразумевает взаимодействие сил, действующих на стопу, и тех нагрузок и напряжений, которые возникают при воздействии этих сил) изучают с применением динамографической (силовой) платформы. При опоре на силовую платформу регистрируют вертикальную реакцию опоры, а также горизонтальные её составляющие.  Для регистрации давления отдельных участков стопы применяют датчики давления или тензодатчики, вмонтированные в подошву обуви.  Физиологические параметры ходьбы регистрируют при помощи методики электромиографии (регистрация биопотенциалов мышц).

Электромиография, сопоставленная с данными методик оценки временной характеристики, кинематики и динамики ходьбы, является основой биомеханического и иннервационного анализа ходьбы. Подография позволяет регистрировать моменты контакта различных отделов стопы с опорой для оценки временной структуры ходьбы. На этом основании определяют длительность отдельных периодов шага.

Для выполнения подографии необходимы дорожка с металлическим покрытием и обувь, снабженная металлическими пластинами — электрическими контактами. Обычно используют две контактные пластины — пяточную и носочную. С целью получения более детальной информации о временной структуре шага увеличивают количество пластин в пяточной и носочной частях обуви. Иногда для регистрации подограммы используют вмонтированные в обувь контактные элементы, замыкающиеся при давлении подошвы на опору. При этом естественно отпадает необходимость в использовании подографической дорожки.  Временная структура шага может быть исследована и на электроихнографической дорожке, которая выполнена в виде параллельно натянутых металлических струн, соединенных последовательно с резисторами. Помимо подографических показателей на электроихнографе записываются угол разворота стопы, ширина шага, прямолинейность походки. Подография не является самостоятельным диагностическим методом. Она позволяет получить уточняющую информацию, которая дополняет клинико-рентгенологическую картину. При травмах или заболеваниях нижних конечностей сокращается продолжительность периода опоры на больную ногу, изменяется соотношение времени, в течение которого нагрузке подвергаются различные участки стопы, замедляется темп ходьбы.  Подография с компьютерной обработкой полученной информации может применяться в амбулаторных условиях (например, в диагностических центрах) с целью объективной оценки опорной и локомоторной (служащей для передвижения) функций нижних конечностей при различных заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата, а также определения эффективности лечебных мероприятий. 

11 стр., 5260 слов

Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка

... в локте. Спина должна быть прямой. Упражнение выполняется только для левой ноги. Дети выполняют упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз. ... При этом нельзя брать за суставы, стараться не сорвать мышцы, упражнение должно доставлять не боль, а удовольствие. Левую руку ... опускание руки. Упражнение выполняется стоя вдвоём. Один медленно и равномерно поднимает правую руку до горизонтального положения (счёт ...

Дозированная ходьба. Являясь наиболее естественной формой лечебной физкультуры, этот вид лечения назначается больным на этапе реабилитации в целях оздоровления и повышения функциональных возможностей организма, развития приспособительных механизмов сердечно-сосудистой системы. Во время прогулки стимулируются процессы обмена веществ, кровообращения и дыхания, улучшается нервно-психическое состояние больного.

При ходьбе происходит ритмичное чередование напряжения и расслабления мышц нижних конечностей, что положительно влияет на крово- и лимфообращение, противодействуя возникновению застойных явлений. Дозированная ходьба — наиболее привычная нагрузка; ее целесообразно применять и в восстановительном лечении ослабленных больных. Физическую нагрузку увеличивают постепенно, удлиняя дистанцию, ускоряя темп ходьбы; при этом обязательно нужно учитывать рельеф местности.

Дозированные пешеходные прогулки проводятся по ровной местности, начиная с маршрута протяженностью 1000 м, затем по маршруту протяженностью до 2000 м и лишь затем до 3000 м. В начале лечения движением целесообразна ходьба в темпе, свойственном данному больному, а при хорошей переносимости прогулок через каждые 3—5 дней следует увеличивать дистанцию на 500—1000 м, ускоряя при этом темп ходьбы и соответственно уменьшая число пауз для отдыха и их продолжительность.

Рекомендуются следующие варианты скорости ходьбы:

— очень медленная — 60—70 шагов в минуту, или 2.5—3 км/ч;

— медленная — 70—90 шагов в минуту, или 3—3.5 км/ч;

— средняя — 90—120 шагов в минуту, или 4—5.6 км/ч;

— быстрая —120—140 шагов в минуту, или 5.6—6.4 км/ч;

— очень быстрая — более 140 шагов в минуту, или свыше 6.5 км/ч.

Благоприятное течение восстановительного этапа лечения больных, хорошая переносимость все возрастающих физических нагрузок лечебной физкультуры являются основанием для повышения интенсивности физических упражнений, подключения занятий с гимнастическими предметами, введения в комплекс реабилитации спортивно-прикладных и спортивных игр. Особенно на этом этапе следует предостеречь больных от самостоятельного, бесконтрольного расширения объема физических нагрузок. Субъективное ощущение хорошей переносимости все возрастающей физической активности выздоравливающих больных нередко опережает восстановление функционального состояния патологически измененных органов и тканей. Это может привести к срыву компенсации всего организма или его жизненно важных систем, развитию тяжелых и неблагоприятных последствий неадекватной реабилитации и осложнений заболевания, которые сведут на нет положительные результаты длительного лечения.

6 стр., 2785 слов

Комплекс упражнений первого блока

... голову вправо, произнося на выдохе КА-КО-КЭ. Упражнение “ Свеча”  Исходное положение – сидя за партой или стоя. Представьте, ... родов, вследствие тяжелых заболеваний на первом году жизни ребенка. Поэтому, воздействие, прежде всего, должно быть направлено ... процесс обучения. Двигательные упражнения Развивают общую и тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше ...

В этих случаях опасность возникновения осложнений, как правило, многократно превышает тяжесть острого периода заболевания, имевшегося до начала восстановительного лечения. Поэтому любые переходы к новому, более высокому уровню физической активности больных должны производиться по назначению лечащего врача и под наблюдением инструктора по лечебной физкультуре поликлиники.

Игровые виды спорта, велоспорт следует рассматривать как достаточно эффективные средства восстановительного лечения и профилактики заболеваний. В зависимости от диагноза и характера течения патологического процесса, возраста и интересов больного по рекомендации врача можно подобрать вид спорта, занятия которым в группах оздоровительной гимнастики или лечебной физкультуры могут принести большую пользу.

Если больным молодого возраста могут быть рекомендованы волейбол, бадминтон, теннис, плавание, другие подвижные виды спорта, то больным пожилого возраста весьма показаны городки, крокет, езда на велосипеде, а в ряде случаев плавание, бадминтон.

Терренкур (лечебная ходьба) — одна из форм ЛФК, которая осуществляется путем естественного физического упражнения (ходьбы по определенному маршруту).

Проводится терренкур в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности. При назначении терренкура предусмотрено дозирование физической нагрузки с учетом протяженности маршрута (дистанции пути, количества станций), угла подъема, темпа ходьбы (скорости движения больных), количества и продолжительности остановок для отдыха, использования дыхательных упражнений во время ходьбы и отдыха, количества прогулок по маршрутам терренкур (1–3) в течение дня, включение в индивидуальный режим больного дней отдыха наряду с днями терренкура, тренировок.

Маршруты терренкура прокладывают, как правило, в красивой пересеченной или горной местности, защищенной от ветра, с чистым сухим воздухом. Степень нагрузки при прохождении маршрута определяется дистанцией, величиной угла подъема (от 3 до 20°), темпом ходьбы (60–80 шагов в минуту — медленный, 80–100 шагов — средний, более 100 шагов в минуту — быстрый), количеством и продолжительностью остановок и другими факторами. Используются общекурортные и санаторные терренкуры. По степени нагрузки в санаторном терренкуре различают маршруты: легкий (№ 1) — до 500 м, средний (№ 2) — до 1500 м, трудный (№ 3) — до 3000 м. На пути движения через каждые 150–200 м в затененных местах устанавливают скамьи для отдыха. Общекурортные маршруты для отдельных курортов отличаются как по рельефу, так и по протяженности.

11) Осанка, или манера держаться, в конце прошлого века была предметом особой заботы и заинтересованности. В начале двадцатого первого система выработки правильной осанки стала известна как «шведская гимнастика». Однако в последние пятьдесят лет на сохранение осанки почти перестали обращать внимание. Ортопеды иногда обращают внимание на осанку детей.

Многие предрасположены к определенной осанке, которая с годами становится характернее вследствие слабости мышц и утраченной гибкости. Ранее такое явление объяснялось каким-нибудь заболеванием. Является ли неправильная осанка следствием болезни или наоборот, пока неясно, но с уверенностью можно сказать, что высокий уровень физической подготовленности помогает ее исправлению. Хорошая осанка, как правило, сопутствует хорошему здоровью, плохая осанка обычно свидетельствует о слабом здоровье. Несомненно, нарушения осанки способствуют появлению чувства дискомфорта, болевых ощущений или даже деформации позвоночника. Малоподвижный стиль современной жизни, к сожалению, способствует плохой осанке, «одеревенелости» и атрофии мышц. Все эти недостатки можно и должно исправить физическими упражнениями. Пожилые люди, сохранившие хорошую осанку, менее подвержены разрушающему износу, обычно связываемому со старением организма. Сильные мышцы спины особенно важны для правильной осанки пожилых людей, так как позволяют сохранить прямое положение позвоночника. Они и предохраняют от болей в спине. И что крайне важно; помогают сохранить жизненную- емкость легких, особенно если выполнять специальные упражнения’ для   мышц   грудной   клетки   и   дыхательных   мышц. Помните, что осанка — это сохранение правильного» равновесия, а не искусственное удержание тела в том или ином положении.

Все отделы тела должны быть уравновешены относительно друг друга. Если такое равновесие достигнуто, то правильную осанку — стоя, сидя или при ходьбе — сохранить гораздо легче и мышцы будут испытывать меньшее напряжение. Самый простой способ исправления осанки — это постоянный контроль за положением тела стоя, сидя и при ходьбе, а также выполнение специальных упражнений.

Стоя.Встать спиной к стене, касаясь ее пятками, ягодицами и головой. Прямые руки поднять над головой, коснувшись стены, приподняться на носках. Повторить 5 раз. Регулярное выполнение этого упражнения поможет выработать чувство равновесия и координацию, необходимые для поддержания правильной осанки.

Сидя.Осанка важна, когда человек сидит за письменным или за обеденным столом, работает либо отдыхает. Сидя на стуле удобно и ровно, «голову и плечи следует держать прямо. При наклоне вперед из этого положения необходимо не только вытянуть вперед руки, но и Слегка продвинуться всем корпусом вперед. Потренируйте правильное положение сидя и «переката» вперед, чтобы оно стало удобным.

Ходьба.При ходьбе необходимо сохранять правильное положение центра тяжести: он должен располагаться над подушечками пальцев. При ходьбе движение начинается с бедра, а не со стопы. Время от времени практикуйте ходьбу по прямой линии, чтобы ноги не были широко расставлены или не ступали носками в стороны. (Такая походка более естественна для женщин, чем для мужчин.)

12) Фу, способствующие стабилизации деформаций позвоночника

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Исходное положение стоя:

1. Принятие правильной осанки путем касания стены или гимнастической стенки ягодицами, икроножными мышцами и пятками. Отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.

2.Исходное положение лежа на спине, руки вдоль туловища. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Приподнять голову и плечи, вернуться в исходное положение.

3. В корригированном положении туловища прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку.

Упражнения для укрепления мышечного «корсета».

Для мышц спины: исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую.

1. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение.

2. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны, к плечам.

3. Поднять голову и плечи: руки в стороны; сжимать и разжимать кисти рук.

4. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.

5. Приподнимание обеих прямых ног с удержанием 10-15 с.

Для мышц брюшного пресса: исходное положение лежа на спине, поясничная область прижата к опоре.

1. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах.

2. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.

3. Поочередно сгибать и разгибать ноги на весу — «велосипед».

4. Руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги. То же упражнение в сочетании с различными движениями рук.

13) Фу, направленные на коррекцию деформаций позвоночника при асимметрической осанке и сколиозе.

Асимметричные корригирующие упражнения.

1. Исходное положение стоя перед зеркалом, сохраняя правильную осанку, поднять плечи с поворотом вовнутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза.

2. Исходное положение лежа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять напряженные ноги и отвести их в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

3. Ходьба на гимнастической скамейке с мешочком на голове и отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

14) Врожденный вывих бедра– самая тяжелая форма дисплазии тазобедренных суставов. При нем кроме неправильной формы элементов сустава возникает полное разобщение суставных поверхностей, головка бедра выходит из суставной впадины и уходит в сторону и вверх.

Лечебная физкультура.

Раннее начало лечения, желательно еше в родильном доме или в первые недели жизни, сможет обеспечить оптимальные результаты — полное выздоровление ребенка.      Лечение положением — самая первая помощь.

1. Если предполагается незначительная дисплазия, не требующая лечения в шине, то ребенка в первые 3 мес жизни пеленают с разведением бедер (широкое пеленание).

Между согнутыми в суставах и отведенными бедрами кладут вчетверо сложенную пеленку. Ее фиксируют между бедрами штанишками, пеленкой.

2. Маму обучают правильно держать ребенка Она поддерживает ребенка одной рукой за спину, прижимая его к себе, другой — под ягодицы (когда мама стоит), ребенок расставленными ножками «обнимает» туловище мамы. То же положение ребенка на руках у сидящей матери, лицом к ней ребенок сидит на коленях мамы, которая поддерживает его обеими руками за спину. Нецелесообразно используемое в быту положение ребенка «верхом» на боку у матери, так как при этом положении ребенка позвоночник перестает занимать осевую линию (туловище асимметрично)

3. Можно использовать метод ношения ребенка, рекомендуемый медиками Польши. Ребенок сидит. В специальном переднике — «кенгуру» лицом к матери (спина прямая), ноги раздвинуты. Шьется такой передник из плащевой или палаточной ткани. Следует иметь в виду, что ежедневное длительное ношение ребенка в таком положении нежелательно, так как это может привести к привычному порочному положению стоп: отведению передних отделов кнаружи и вальгированию.

4. В положении ребенка лежа на животе его стопы должны быть вне матраца. В обычном положении лежа на плоскости обеими ногами — когда стопы принимают положение подошвенного сгибания-усиливается спазм мышц-аддукторов бедер.

Физические упражнения и массаж.

Они способствуют улучшению трофических процессов как в тазобедренных суставах, так и в окружающих тканях, содействуют остеогенезу и формированию сустава в функционально правильном положении.

Особенности: Ребенок с врожденным вывихом и дисплазией тазобедренного сустава находится на учете у ортопеда поликлиники.    Ортопед для лечения использует различного рода шины: Виленского, Волкова, ЦИТО, применяют также шины-палочки из винипласта или дерева. Шину накладывает врач-ортопед (в поликлинике, больнице или ортопедическом центре).

   Ортопед поликлиники направляет ребенка к врачу ЛФК для назначения лечения у массажистов-инструкторов ЛФК поликлиники и динамического наблюдения ребенка.

15) Фр больных с последствиями переломов трубчатых костей

15) Фр больных с последствиями переломов трубчатых костей.

Иммобилизационный метод состоит в наложении на поврежденную конечность различного вида гипсовых повязок. При П. со смещением отломков этому предшествует репозиция или скелетное вытяжение. Наиболее часто этот метод применяют при лечении П. без смещения или с небольшим смещением отломков. Гипсовая повязка может быть также использована для временной иммобилизации, если из-за тяжести общего состояния пострадавшего нельзя применить другой метод лечения П., а также в качестве транспортной иммобилизации. После прекращения иммобилизации в задачи ЛФК входят: восстановление подвижности в суставах, силы мышц, сложнокоординированных движений, особенно встречающихся в быту, и производственных навыков, тренировка выносливости к различным физическим нагрузкам. Это позволяет обеспечить полную медицинскую и профессиональную реабилитацию и создать условия для социальной реадаптации больных. При лечении П. широко используют физиобальнеотерапию. В ранние сроки после травмы для снятия болей, уменьшения отека и улучшения кровообращения применяют УВЧ, ультразвук, индуктотермию. Позднее, после снятия гипсовой повязки, назначают электрофорез или фонофорез с различными лекарственными веществами, УФ-облучение, электростимуляцию мышц. После полного сращения П. показаны хвойные или хвойно-соляные, хлоридно-натриевые, радоновые, йодобромные ванны. При внутрисуставных П. часто применяют талассотерапию, аппликации парафина и озокерита. Для стимуляции образования костной мозоли широко используют постоянный и переменный слабый электрический ток, аппликационную и дистанционную магнитотерапию, а также лазертерапию расфокусированным лучом лазера.

16) При переломе таза:ЛФК назначается на 2-й день после травмы и подразделяется на три периода длительность которых зависит от характера переломов.

Первый период ЛФК длится до момента, когда больной может поднять прямые ноги вверх, выше валика и перевернуться на живот. Задачи ЛФК в первом периоде:

— способствовать повышению общего тонуса организма;

— способствовать расслаблению мышц тазового пояса для правильной консолидации отломков и снятия болевых ощущений;

— ликвидировать кровоизлияние и отечность;

— восстановить мышечный тонус нижних конечностей (больной не может поднять прямую ногу вверх выше валика);

— нормализовать работу кишечника, органов выделения и кровообращения, улучшить обмен вещества;

— укрепить мышцы плечевого пояса, спины;

— обеспечить профилактику контрактуры суставов и атрофии мышц.

Под руководством инструктора ЛФК больной ежедневно занимается ЛГ. После обучения больного специальным упражнениям рекомендуется выполнять их самостоятельно по 6 — 8 раз в течение одного занятия, 3 — 4 раза в день.

Задачи ЛФК второго периода:

— повысить общий тонус организма;

— восстановить мышечный тонус нижних конечностей;

— укрепить мышцы спины и тазовой области;

— нормализовать работу кишечника, органов выделения и кровообращения, улучшить обмен веществ.

ЛФК этого периода способствует укреплению мышц нижних конечностей и тазового пояса, создавая тем самым устойчивое положение тазового кольца. Период начинается с поворота на живот и длится до вставания и хождения. Переход из положения лежа на спине в положение лежа на животе осуществляется следующим образом: лежа на спине больной должен передвинуться на край кровати с поврежденной стороны; ногу, которая ближе к краю кровати, положить на другую ногу и быстро повернуться на живот.

Задачи ЛФК в третьем периоде:

— создать предпосылки для перехода в положение стоя;

— восстановить нормальную походку.

При переломе шейных позвонков:1)Задачи ЛФК: стимуляция регенеративных процессов в поврежденном сегменте, улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, профилактика застойных явлений, атрофии мышц тела и конечностей, укрепление мышц шеи.2) После снятия гипса задачами ЛФК являются: восстановление подвижности в шейном отделе позвоночника, укрепление мышц шеи и верхнего плечевого пояса, устранение координационных нарушений, адаптация к бытовым и профессиональным нагрузкам.3) Трудоспособность больных возвращается через 3 — 6 месяцев, в зависимости от тяжести повреждения.

Реабилитация при компрессионных переломах грудных и поясничных позвонков. При переломах позвоночника в грудном и поясничном отделах чаще повреждаются позвонки на границе более или менее подвижных отделов (11 — 12 грудные и 1 — 2 поясничные позвонки).

Задачи первого этапа ЛФК: улучшить психоэмоциональное состояние больного и повысить общий тонус организма, предотвратить развитие осложнений, связанных с постельным режимом, улучшить регенеративные процессы. На первом этапе (длительность около 2 недель) используются общеразвивающие упражнения для мышц конечностей и туловища, специальные и дыхательные упражнения. Вначале больной, двигая ногами, не должен отрывать пятки от постели (чрезмерное напряжение подвздошно-поясничной мышцы может вызвать боль в области перелома).

Позднее добавляются упражнения на прогибание позвоночника и укрепление мышц передней поверхности голени, чтоб не отвисала стопа. Темп движений медленный и средний. Во время занятия ЛГ лямки для вытяжения снимаются. Длительность одного занятия 10 — 15 мин, но проводится они 3 — 4 раза в день.

Во втором этапе, продолжающемся в среднем 4 недели, задачами ЛФК: стимуляция регенеративных процессов, формирование и укрепление мышечного корсета, нормализация деятельности внутренних органов. В занятия включаются упражнения, интенсивно воздействующие на мышцы верхних и нижних конечностей, туловища и особенно спины. Физические упражнения больные выполняют лежа на спине и животе.

На третьем этапе ЛФК, который продолжается около 2 недель, стоят следующие задачи: продолжать стимулировать регенеративные процессы в области перелома, увеличивать силу мышц, формирующих мышечный корсет, постепенно приспосабливая позвоночный столб к вертикальным нагрузкам.

17) Фр больных с врожденными аномалиями ода

17) Фр больных с врожденными аномалиями ода.

Лечение врожденных заболеваний должно начинаться как можно раньше — с 10 — 12 дня рождения (после зарастания пупка).

К консервативным методам относятся: массаж, ЛФК, различные виды физиотерапии очень широко используются корригирующие повязки и ортопедическая обувь, корсеты, ортезы. Все эти методы консервативного лечения являются основными методами физической реабилитации, т.к. направлены на восстановление функциональных и анатомо-физиологических возможностей организма. Применение ЛФК в реабилитационном процессе происходит поэтапно (стационар, отделение выздоравливающих, санаторий, поликлиника, лечение на дому).

Для успешного восстановления двигательных функций ортопедических больных необходимо соблюдать постепенность и последовательность, а также сознательное отношение больных к методам восстановления.

18) Фр после хирургического вмешательства на органах брюшной полости.

В зависимости от характера заболевания и тяжести операции, состояния больного и назначенного двигательного режима лечебную физкультуру и массаж применяют в сроки от первых часов до 1-2 дней после операции, когда еще отчетливо выражено воздействие операции. Следует учитывать, что при неполноценном протекании регенеративных процессов повышение внутрибрюшного давления во время кашля, при натуживании, неосторожных поворотах в кровати может вызвать расхождение краев раны. Большинство больных первые 2-4 дня после операции даже при гладком течении послеоперационного периода находятся на постельном режиме, лишь с 5-7-го дня их переводят на палатный, а затем на свободный режим. У многих больных формируется порочная осанка.

Задачами лечебной физкультуры и массажав послеоперационном периоде (кроме указанных ранее общих задач) являются: максимально ранняя активизация дыхания для выведения наркотических веществ из дыхательных путей (предупреждение послеоперационной рвоты), предупреждение застойных явлений в сердечнососудистой системе, дыхательном и пищеварительном аппарате, восстановление брюшного дыхания предупреждение образования спаек в брюшной полости. С целью профилактики легочных и сердечных осложнений назначают дыхательные упражнения и упражнения для движений дистальных отделов конечностей

19) Нет ответа фр в полостной хирургии.

20) Фр при заболеваниях суставов и позвоночника.

В комплексном лечении суставов значительное место принад­лежит средствам физической реабилитации. Восстановление функции движения и профилактика ее нарушений в пораженном суставе и в окружающих тканях, обычно патологически изменен­ных (в мышцах, сухожилиях и их влагалищах и пр.), невозможны без применения ЛФК, физиотерапевтических методов, массажа, мануальной терапии и рационально построенного двигательного режима. Средства физической реабилитации воздействуют в пер­вую очередь на болезненные процессы в пораженных суставах с ус­корением рассасывания выпота и более быстром обратном разви­тии пролиферативных изменений. Этому способствует связанное с движениями улучшение местного кровообращения и биохимиче­ских процессов в тканях.

Средства физической реабилитации (в частности, ЛФК и тру­дотерапия), применяемые в целях нормализации двигательной функции, могут обеспечивать разрушение создавшихся неполно­ценных временных компенсаций, восстановление силы мышц и координации движений, улучшение бытовых и локомоторных движений.

Основные задачи средств физической реабилитации:

1)воздействовать на пораженные суставы с целью развития подвиж­ности и профилактики дальнейшего нарушения функции.

2)Укрепить мышечную систему и повысить ее работоспо­собность, улучшить условия кровообращения в области сус­тавов, стимулировать трофических процессов и борьба с гипотрофическими явлениями в мышцах.

3)Воздействовать на связочный аппарат, принимающий значитель­ное участие в патогенезе заболевания.

4)Противодействовать отрицательному влиянию длительного дви­гательного режима, направленного на щажение пораженной стопы при бытовых и производственных нагрузках.

5)Уменьшить болевые ощущения приспособлением поражен­ной стопы к дозированной физической нагрузке.