Алешина Ю.Е. основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:
1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.
2. Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.
3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь — показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.
Р. Кочунас. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера». Все определения включают несколько сходных положений:
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию личности.
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
5. Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.
Интернет-консультирование в качестве новой технологии психологического ...
... задач консультационного контакта в процессе консультирования Психоанали- тическое направление Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и ... Экзистенциально-гуманистическая терапия Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать ...
Таблица 1. Современные представления о целях консультирования
Направление |
Цели консультирования |
Психоаналитическое направление |
Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность |
Адлерианское направление |
Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми |
Терапия поведения |
Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению |
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) |
Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем |
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) |
Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность |
Экзистенциальная терапия |
Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы |
2. Эмпатия в консультировании
Р. Кочунас. Эмпатия является непременным условием консультирования Она включает идентификацию с другим лицом, при которой становится возможным взаимопонимание разных людей.
«Эмпатия появляется, когда один человек разговаривает с другим. Невозможно понять другого индивида, если не идентифицировать себя с ним… Если мы пытаемся обнаружить, откуда возникает способность действовать и чувствовать наподобие другого человека, то открываем существование врожденного социального чувства. Оно носит космический характер и представляет собой непременную характеристику бытия человека». A. Adler
Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире. Такое «вхождение» должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства — злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, — клиент имеет возможность лучше услышать и понять себя.
Неэмпатическое регирование: отклик, который не показывает наше понимание чувств клиента(суждение, совет, комментарии).
Уровни эмпатии: 1) сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым); 2) сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому); 3) симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям, отвлеченное, объективне понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального вовлечения).
Консультант не должен теряться в системе ценности клиента, чувство его недолжно перегружать настолько, что он не мог с ним справиться.
Цикл эмпатического реагирования.
1. Терапевт имеет эмпатическую установку по отношению к клиенту.
2. Фаза эмпатического резонанса: У консультанта возникают чувства, образы, воспоминания в ответ на то, что он видит, слышит и чувствует вместе с клиентом.
3. Фаза выражения эмпатии: Вербальный/невербальный эмпатический отклик, но здесь важно передавать эмоции.
4. Фаза получения эмпатии. Это фаза при положительном принятии клиента.
В консультировании два Человека – психолог и клиент – создают общую ситуацию взаимодействия, максимального понимания друг друга, ситуацию взаимного доверия, открытости к изменениям. И в результате каждый из них обогащается: клиент личным опытом, психолог профессиональным.
3. Качества эффективного консультанта.
Р. Кочюнас Качества личности, необходимых консультанту США:
- проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. чувствительность к установкам и поведению других людей;
- эмоциональная стабильность и объективность;
- доверие к людям, способность вызывать доверие других людей;
- уважение прав и ценностей других людей, отсутствие предубеждений
- проницательность, самопонимание, сознание профессионального долга.
К особо вредным для консультанта чертам относятся авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.
Модель личности эффективного консультанта.
Аутентичность — стержневое качество психотерапевта и важнейшая экзистенциальная ценность. Три основных признака аутентичного существования: полное осознание настоящего момента; выбор способа жизни в данный момент; принятие ответственности за свой выбор. Аутентичность это выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Соприкоснуться с жизнью клиента мы можем, только оставаясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.
Открытость собственному опыту. Эффективный консультант не должен отгонять любые свои чувства, в том числе и отрицательные. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
Развитие самопознания. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.
Сила личности и идентичность. Действия консультанта под руководством собственной внутренней позиции позволяет ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
Толерантность к неопределенности. Именно ситуации неопределенности и составляют «ткань» консультирования. Ведь мы никогда не знаем, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие придется принимать решения. Консультанту совершенно необходима уверенность в себе.
Принятие личной ответственности. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Критика в таких случаях служит полезной обратной связью.
О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Эффективный консультанту способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.
Постановка реалистичных целей. Если мы допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.
Эмпатия является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта.
Зрелость предполагает: 1) Личную зрелость: консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе. 2) Социальную зрелость: консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, если он откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам. 3) Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние: невозможно быть зрелым всегда и везде.
4. Определение проблемы клиента
Определение проблемы клиенты — один из шагов психотерапевтического консультирования.
Клиент жалуется, изливает душу, консультант в это время должен разбираться в фактах, в конкретике и понять, что главное в этом ворохе проблем, где суть, где копать.
Одновременно с этим важно уяснить внутреннюю картины клиента (что клиент видит как проблему, как это переживает), понять, какая его объективная жизненная и личная ситуации, уровень его интеллекта и культуры, его состояние, настроение и пр.
Как найти и проверить гипотезу
В чем консультант разглядит причину клиента, зависит и от клиента, и от самого консультанта, от его личной истории и психологической школы, в которой он проходил профессиональную подготовку.
Как проверить, что гипотеза верна? Задаем вопросы чтобы подтвердить или опровергнуть. Видим очевидное согласие либо эмоциональный отклик — скорее всего копать тут.
А если гипотез пока нет? — Если вы не опытны и не знаете, что делать, пусть клиент сделает какую-то объемную работу: пройдет тест, заполнит какую-нибудь анкету. У вас появится материал для дополнительных размышлений, ну и просто будет дополнительное время подумать.
Конструктивность в психологическом консультировании
Очень часто проблема возникает и не решается в силу того, что она формулируется клиентом на неконструктивном, проблемном языке: языке чувств и языке негатива. Пока клиент остается в рамках этого языка, решения нет. Если психолог остается вместе с клиентом только в рамках этого языка, он решения не найдет также. Если же проблемная ситуация будет переформулирована на язык конструктива (язык поведения, язык действий) и на язык позитива, решение возможно.
См.вопр.5
5. Декларируемые и скрытые цели обращения за консультацией
Существуют универсальные цели, которые не зависят от теоретической ориентации. Эти цели сводятся к “достижению состояния психологического комфорта и сохранению душевного здоровья”. Конкретные цели клиентов имеют четыре составляющих:
— когнитивная (понимание того, в чем состоит проблема, в чем причина, истоки проблемы т.д.);
— эмоциональная (улучшение эмоциональное состояния, снятие чрезмерного эмоционального напряжения и т.д.);
— поведенческая составляющая (изменение поведения для улучшения межличностного взаимодействия, достижения успеха, изменения условий жизни и т.д.).
— мотивационная (насколько цель привлекательна, чтобы затрачивать усилия для ее достижения).
Как правило, клиент, ставит себе целью решение какой-либо одной стороны проблемы, (иногда двух): когнитивной, эмоциональной или поведенческой. Например, при проблеме в отношениях с мужем, женщина может поставить для себя цель понять, что ее (или ее мужа) так не устраивает в отношениях, или понять, что она хочет от этого брака (когнитивная составляющая).
Другой целью может быть улучшение эмоционального самочувствия: чувствовать себя свободно и независимо в браке, или больше не обижаться, не раздражаться на мужа (эмоциональная составляющая).
Также целью может служить изменение поведения мужа и своего собственного для улучшения взаимоотношений (поведенческая составляющая).
Все эти составляющие тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в процессе работы над проблемой. На практике далеко не всегда происходит совпадение общих целей консультирования с конкретными целями клиента и конкретными целями консультанта.
При определении целей клиента прежде всего, следует разделять повод обращения к психологу, собственно цель получения психологической помощи и задачи, которые выполняются в процессе работы над проблемой.
Повод – это то, что клиент заявляет как беспокоящий его фактор, цель – это для чего он обратился к психологу, и что хочет получить от психолога-консультанта, а задачи – это каким образом эта цель будет достигнута, то есть какие шаги нужно будет предпринять на пути достижения цели. По идее, цели и задачи консультирования должны вытекать из повода обращения к психологу. Но клиент часто заявляет одну проблему, а на самом деле его беспокоит совсем другой вопрос.
Поэтому полезно всегда в начале консультации, задать три вопроса:
- Что для Вас будет хорошим результатом встречи с психологом, после чего Вы сможете сказать, что не зря пришли на консультацию?
- В чем Вы видите мою роль, как специалиста, чем я, как Вы считаете, могу Вам помочь?
- Что было сделано до прихода к психологу для решения проблемы (что конкретно, с каким результатом и считаете ли Вы, что было сделано все возможное)
Мальчик сообщает в полицию о бомбе – мама обращается к психологу по поводу поведения сына но с целью снизить штраф.
Другим важным моментом в определении целей, является разделение и осознание целей консультирования и целей самого психолога-консультанта. Если психолог преследует только цели консультирования, то он забывает о том, что он тоже человек, и у него есть свои цели, которые он преследует в процессе работы. Это его мотивационная, движущая сила, то, для чего он собственно пошел в эту профессию. У психолога есть свои скрытые цели, о которых он, к сожалению, не всегда догадывается. В таком случае, происходит та же самая картина, что и с клиентом, пришедшим на консультацию: смешивание повода и причины. Только у психолога-консультанта поводом является оказание психологической помощи, а причиной совсем другие цели, достижение которых жизненно необходимо психологу-человеку.
Таких скрытых целей множество, они все встречаются в той или иной мере в обычной жизни: повышение самопринятия и самоуважения, стремление к власти, реализация амбициозных устремлений, интерес к людям, общение, отыгрывание несформированных ролей, накопление профессионального опыта, жажда любви, стремление помогать и спасать, снижение собственной тревоги, осуществление контроля над жизнью и т.д. Некоторые из этих скрытых целей, являющимися двигателем работы психолога-консультанта трудно совместимы с профессиональной деятельностью. И здесь, безусловно, может помочь только личная психотерапия, которая каждому психологу обязательна.
Далеко не все цели являются недопустимыми в работе психолога. Большинство из них вполне удачно сочетаются с профессиональной деятельностью, именно они, являясь сильным мотивирующим фактором, позволяют работать с полной самоотдачей и удовольствием. Все дело в осознанности этих целей, и в степени, которую их достижение занимает в деятельности.
Когда психолог-консультант ясно осознает свои цели, то есть понимает, что лично он получает в процессе своей профессиональной деятельности, он способен в полной мере реализовывать универсальные цели консультирования, помогая клиенту также осознать свои истинные цели. Таким образом в пространстве консультирования остается совместная работа над общими целями, а мотивы оказываются той энергией, которая помогает реализовать эти цели.
6. Понятие контракта в психологическом консультировании
Это соглашение, чаще всего устное, между клиентом и консультантом о совместной работе, целью которой является избавление клиента от психологических затруднений. Термин «контракт» используется для обозначения согласованного набора ожиданий в отношении процесса и результатов консультирования, который вырабатывается совместно консультантом и клиентом.
Контракт – это договоренность, которая касается трех основных вопросов, соглашение по которым достигается в течение первой консультативной встречи, а в дальнейшем, при необходимости, может быть скорректировано.
Во-первых, в контракте оговаривается согласие клиента на консультирование или психотерапию. По результатам первичной диагностической беседы консультант обобщает сложившиеся у него впечатления, и предлагает некоторые рекомендации с учетом целей дальнейшего консультирования. При согласии клиента на дальнейшую работу с консультантом, заключается контракт. Консультант кратко разъясняет суть предлагаемого метода воздействия и объясняет, в чем заключается консультирование.
Во-вторых, клиент и консультант обсуждают цели консультирования.
Для достижения надежного терапевтического альянса консультант и клиент должны одинаково понимать цели и процедуры совместной работы. Для этого в процессе обсуждения психотерапевтического контракта стороны должны эти цели проговорить.
Ясно сформулированное соглашение о целях не только облегчает процесс психотерапии, помогая избежать тупиковых ситуаций и наладить продуктивные рабочие отношения, но и позволяет определить оптимальный момент завершения работы.
В третьих – клиент и консультант, принявшие решение о совместной работе и определившие цели консультирования, договариваются по поводу организационных вопросов (времени и места консультирования, частоты встреч и оплаты).
Обычная продолжительность сеанса – 1-2 часа, частота встреч – через 7 – 14 дней. Предпочтительно, чтобы сеансы проводились в одном и том же месте. Людям легче раскрыться, если они чувствуют себя «как дома», а обстановка кабинета постепенно становится знакомой, что создает у клиента чувство комфорта.
Консультант должен обязательно убедиться в том, что клиент знает о стоимости предоставляемых услуг, считает ее разумной и приемлемой и имеет возможность задать вопросы на эту тему.
Очевидно, что консультант должен гарантировать безопасность и конфиденциальность любой полученной от Клиента информации, каких-либо сведений, и самого факта обращения за психологической помощью.
В результате консультирования клиент может ожидать:
— улучшения межличностного взаимодействия;
— повышения самооценки, уверенности в себе и самоуважения;
— возрождения интереса к жизни, прилива энергии и появления удовлетворенности;
— большей веры в собственную компетентность и в собственные возможности;
— значительного снижения остроты проблем (ослабление симптоматики), заставивших клиента обратиться за помощью;
7. Установление терапевтического альянса
Терапевтический альянс — это относительно неневротические, рациональные взаимоотношения между пациентом и аналитиком, которые дают возможность пациенту целеустремленно работать в аналитической ситуаций. Альянс терапевтический (альянс рабочий) (фр. alliance — союз, — 1) в широком смысле — совокупность всех рациональных неневротических взаимоотношений между психологом и клиентом, позволяющих им действовать совместно и целенаправленно в терапевтическом (консультационном) процессе; 2) в узком смысле — система правил и норм, регулирующих взаимоотношения между психотерапевтом (психологом) и пациентом (клиентом) в психотерапевтическом или консультационном процессе.
Наличие А. т. характеризуется тем, что а) клиент готов выполнять различные процедуры; б) клиент готов к работе с темами и инсайтами, которые причиняют душевную боль; в) психотерапевт способен осознавать и держать под контролем возникающие в процессе взаимодействий невротические переносы.
Альянс формируется между сознательным Я пациента и анализирующим Я аналитика. Важным событием является частичная и временная идентификация пациента с отношением аналитика и его методами работы, которые пациент использует в первую очередь в регулярных аналитических сеансах. Аналитик содействует рабочему альянсу, настойчиво делая ударение на осознании и понимании путем анализа сопротивлений, используя свое сочувствующее, эмпатическое, откровенное и некарающее отношение.
Некоторые авторы отстаивают возможность ‘перевода’ качественных особенностей взаимодействия в детском возрасте но язык социально пригодных характерологических черт, способностей и видов деятельности, относительно независимых от их детских первоисточников и влияний конфликта. Сторонники этой точки зрения рассматривают основные аспекты сотрудничества пациента и его вовлеченности в совместную терапевтическую работу в качестве рациональной и разумной позиции, анализ истоков которой может, однако, привести к несоответствующим результатам и даже повредить аналитической процедуре.
Большинство психотерапевтов советуют начинать терапию больного с индивидуальных встреч. Однако во всех случаях для результативной психотерапевтической работы необходимо постоянно держать в фокусе внимания формирование и укрепление терапевтического альянса между психотерапевтом и пациентом.
В процессе установления терапевтического альянса с больным необходимо терпение, профессионализм, хорошее знание клинической картины заболевания, вопросов его этиологии и патогенеза, тщательное соблюдение разумной и уважительной дистанции с пациентом, последовательность действий, откровенность, чуткость, искренность. Важно придерживаться достигнутых с пациентом договоренностей. Многие психотерапевты, особенно сторонники психоанализа, говорят о необходимости сохранять нейтральность не только по отношению к личности больного, но даже к отдельным симптомам. Психотерапевт, работающий с больным, балансирует на грани завышенных и заниженных требований, в зависимости от особенностей психического статуса последнего. В этом ему помогает постоянная проверка реальности происходящих событий, стремление направлять беседу в русло «здесь и сейчас».
Психотерапевт как бы становится помощником для пациента в его стремлении понять расстройства восприятия и объяснить происходящее с ним. Представление о течении заболевания и динамике его отдельных синдромов необходимо для предвосхищения поступков пациента, включая его склонность к импульсивным действиям.
Сегодня не вызывает сомнения, что одной из задач психотерапии является формирование адекватной внутренней картины болезни, осознание больным факта ее наличия, при этом психотерапевт должен принять больного как личность, оказавшуюся в сложной ситуации.
В процессе беседы с пациентом не следует делать больших различий между различными соматическими и неврологическими заболеваниями, находя общее между ними, например, необходимость придерживаться здорового образа жизни или адекватное отношение к длительному приему медикаментов.
Работа психотерапевта с внутренней картиной болезни предполагает совместный с пациентом поиск тех проявлений психического расстройства, которые последний сам считает болезненными. Это может быть раздражительность, нарушение сна, неустойчивое настроение, трудности коммуникации, вегетативные расстройства, сложность концентрации внимания, изменение мышления.
Нахождение компромисса между пациентом и психоаналитиком относительно понимания сущности заболевания и целей терапии является первым шагом на пути установления терапевтического альянса (Агеносов М.В., 1999).
Причем важно быстро сформировать с ним и в дальнейшем поддерживать доверительные отношения. Пациент должен видеть перед собой высококомпетентного специалиста
По мере воздействия биологической терапии больной постепенно начинает «открываться» для психотерапевтической работы. Сначала это может быть десять-пятнадцать минут, затем больше. В то же время пациент может по-прежнему проявлять негативизм и сопротивляться терапии. Обратная связь помогает пациенту выражать свою мысль более четко, задумываясь над смыслом сказанных фраз.
8. Структура процесса консультирования
Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.
1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.
2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.
4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и др.).
5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.
Здесь следует еще раз подчеркнуть то, о чем упоминалось выше, — в процессе консультирования важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта
9. Этические и правовые аспекты консультирования
Р.-А.Б. Кочюнас [1999, с. 227-233], проанализировав зарубежную литературу, сформулировал следующие принципы этичного поведения в психологическом консультировании:
1. Консультант ответственен в своей работе:
перед своим клиентом,
перед членами семьи клиента,
перед организацией, в которой он работает,
вообще перед общественностью, ,
перед своей профессией.
2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
об основных целях консультирования,
о своей квалификации,
об оплате за консультирование,
о приблизительной продолжительности консультирования,
о целесообразности консультирования в данной ситуации,
о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования,
о границах конфиденциальности.
Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудиои видеозаписи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов).
Без согласия клиента это исключается.
Правила конфиденциальности
1. Информацию о клиенте можно использовать только в профессиональных целях. Информация эта должна использоваться только для блага клиента.
2. Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной или преподавательской деятельности. Они не подпадают под требование конфиденциальности.
3. Ориентируясь на право клиента на доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц.
4. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
5. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.
Р.-А.Б. Кочюнас [1999] приводит примерный список обстоятельств, при которых требование конфиденциальности может быть нарушено:
1. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершаемые над несовершеннолетними.
2. Необходимость госпитализации клиента.
3. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.
4. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.
Выяснив в процессе консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан:
принять меры для защиты потенциальной жертвы или жертв,
проинформировать об опасности ее саму (или их),
проинформировать родителей или близких этого человека,
проинформировать правоохранительные органы.
Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.
10. Мораль и психологическое консультирование. Религия и психологическое консультирование.
Мораль, с другой стороны, связана с оценкой действий. Она ассоциируется с такими словами, как добро, зло, правильно, неправильно, возможно и должно (Brandt, 1959; Grant, 1992).
Консультантам присуши определенные моральные устои, а применяемые ими теории содержат предположения относительно человеческой природы, в которых явно или неявно присутствуют ответы на вопросы: «что представляет собой человек и каким он должен быть?»
Когда консультант морализирует, он оценивает поведение клиента, его воззрения и дает указания, что клиент обязан делать и какие чувства испытывать. Такая очевидная попытка изменить клиента, заставляя его принять ценности консультанта, вызывает у клиента чувство вины и не имеет ничего общего с целями психологического консультирования. Заявления типа: «Вы не имеете права ненавидеть свою мать», «Вы не должны так вести себя со своими детьми», «Аборт — это человекоубийство» — могут быть частью системы ценностей некоего человека, однако из уст консультанта они звучат как идеологические лозунги и демонстрируют не попытку понимания, а явное осуждение.
Вот почему необходимо подчеркнуть следующее: проблему клиента надо рассматривать не с точки зрения морали, а как вопрос душевного здоровья. Тогда оба участника процесса смогут объективно изучить проблему, без излишней щепетильности и стыдливости. Оставив в стороне обывательское морализирование, они скорее подойдут к пониманию истинной и устойчивой нравственности.
В современной практике психологической помощи часто возникает необходимость помощи религиозным клиентам, в России в основном идет речь о клиентах — христианах. Обычно при этом возникает ряд специфических вопросов, которые необходимо решить таким образом, чтобы не нанести вред клиенту, решая его проблему. Если обращение к психологу происходит по собственной инициативе, у религиозного клиента зачастую присутствует чувство вины как по поводу проблемы, так и по поводу визита к психологу. Если к психологу направляет клиента священник, понимающий, что трудности клиента носят не духовный, а психологический характер, то единственной мотиваций клиента может быть послушание, что также не способствует эффективному сотрудничеству с психологом. Таким образом, специфичность психологической помощи таким клиентам очевидна.
Можно выделить такие компоненты религиозности человека, как религиозные знания, религиозные представления, религиозные переживания и чувства, религиозные ценности, а также рассматривать религиозные действия и отношения в структуре религиозной деятельности.
Необходимо также отметить, что индивидуальные проявления религиозности неоднородны, в религиозности личности могут преобладать когнитивный, нравственный или эмоциональный аспекты.
Возможно выделить различные типы ситуаций взаимодействия психолога с религиозным клиентом:
1. Ситуация, когда кризис или возникшая у клиента проблема не связана с его религиозностью. К таким ситуациям можно отнести проблемы и конфликты, не затрагивающие ценностно-смысловую сферу личности.
2. Ситуация неглубокой религиозности клиента, когда его проблема связана с нравственным выбором либо определяет наиболее значимые для него бытийные отношения, но не осмысляется клиентом как религиозная проблема.
3. Ситуация клиента осмысливается как проблема, связанная с его религиозностью, психолог же не является религиозным либо его религиозность связана с исповеданием другой религии.
4. Ситуация клиента осмысливается как проблема, связанная с его религиозностью, психолог разделяет религиозные взгляды клиента.
Практикующий психолог, готовый помогать религиозным клиентам, должен быть подготовлен к ситуациям взаимодействия с представителями различных религиозных мировоззрений не только на уровне политкорректной «терпимости», но осмысливая религиозность клиента как фактор развития или препятствий в развитии его личности.
11. Активное слушание. Подстройка. Барьеры общения
вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.
Выслушивание прежде всего представляет собой обратную связь с мыслями и чувствами клиента, побуждает клиента далее говорить о своей жизни, о ее затруднениях и проблемах. Если консультант внимателен, клиент » заменяет точку в конце предложения запятой, и то, что казалось концом раскрытия, становится прелюдией к более глубокому откровению».
В любом случае правильное выслушивание — это активный процесс. Он охватывает «все виды ощущений плюс интуиция, отражение и эмпатия». Имеется в виду огромное внимание к деталям, какими бы незначительными они ни были. Слушателю необходимо проявлять заинтересованность и понимание, однако не мешать рассказчику оставаться в потоке переживаний; консультант, слушающий клиента, должен быть раскрепощен и наблюдателен, чтобы услышанные признания порождали обильный ассоциативный поток. Возникающие ассоциации служат определенными «ключами» к пониманию проблем клиента. Но не следует цепляться за них, поскольку часть возникших ассоциаций и идей позднее не подтверждается и отбрасывается. Не нужно делиться с клиентом своими ассоциациями, потому что они могут быть абсолютно ошибочными. Ассоциации скорее — это руководство к дальнейшему выслушиванию, задаванию вопросов, поощрению клиента к «исследованию» новых областей субъективного мира. Активное слушание такого рода помогает увязывать отдельные фрагменты повествования клиента, вследствие чего и реализуется главная задача консультирования — понимание клиента.
Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и препятствует неверному пониманию или ошибочной интерпретации информации, полученной от собеседника. Цель — получение максимально полной и точной информации для принятия верного решения.
Среди основных приемов, используемых при активном слушании, можно выделить следующие:
поощрение собеседника («Да-да», «Очень интересно», «Я вас слушаю » и т. п.);
уточнение («Что вы имеете в виду, говоря о…?», «Что значит…?» и т. п.);
дословное или почти дословное повторение слов собеседника («Если я правильно вас понял, вы предлагаете… «, «То есть вы считаете, что… «);
выражение сопереживания, понимания чувств собеседника («Я понимаю ваше состояние «, «Ваше возмущение можно понять «);
выдвижение гипотез и подведение итогов, позволяющие уточнить, насколько верно были поняты слова собеседника («Таким образом, можно сделать вывод о том, что…», «Вы хотите сказать, что… «, «Итак, подводя итоги… » и т. д.).
Техники активного слушания
Согласно психологу Карл Роджерсу, для разрешения проблем личности, для помощи человеку вполне «безусловного принятия» его вами, и совсем не обязателен длительный глубинный психоанализ.
Безусловное принятие — это, прежде всего, демонстрация другому человеку, что он существует, и что он значим. Это достигается с помощью многих факторов, в частности, благодаря задаванию вопросов, которые сами по себе показывают человеку, что его мнение важно для вас, что вы заинтересованы в его лучшем понимании. А еще… задав вопрос, очень важно услышать ответ, и здесь нам помогут техники активного слушания, основные из которых, по сути, тоже являются вопросами.
Техника «эхо», то есть дословное воспроизведение последних слов партнера с вопросительной интонацией;
Техника перефразирования — краткая передача сути высказывания партнера, начиная со слов «правильно ли я тебя понял, что ты…»
Техника интерпретации, то есть высказывание предположения об истинном значении сказанного, об его причинах или целях. Здесь можно использовать оборот «могу ли я предположить, что ты…»
Карл Роджерс изучал важность умения слушать. Открыв, что творческая способность решения проблемы есть в каждом человеке, он разработал методы раскрытия этой способности. Они включали активное слушание, безусловное положительное отношение, сопереживание и соответствующее несловесное поведение.
Роджер советовал следовать следующим принципам активного слушания:
· Слушай сопереживая -старайся понять и форму, и содержание.
· Старайтесь все прояснить для себя, перефразировав услышанную информацию или составив резюме.
· Задавайте вопросы и все выясняйте.
· Активное слушание принесет следующую пользу:
· Усилит чувство собственного достоинства.
· Поможет взаимодействию.
· Определит проблемы и способы их решения
Успешность беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и умения слушать. Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слушаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему или немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт и др. Умение слушать «всем телом» помогает вам лучше понять собеседника, показывает собеседнику заинтересованность в нем. При этом умение слушать подразумевает определенный алгоритм, который можно произвольно воспроизводить.
Смотрите на собеседника
Как уже было сказано ранее, зрительный контакт глазами является важным элементом коммуникации.
Если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым вы показываете, что вам важно и интересно то, что говорит собеседник. Если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», тем самым вы сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а то, что он говорит, — вторично. Если в то время, как собеседник что-то говорит, вы рассматриваете предметы в комнате, тем самым вы сообщаете, что вам не важен ни собеседник, ни то, что он говорит, по крайней мере в этот момент.
Реагируйте
Главный элемент активного восприятия — умение дать человеку понять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника киванием головы, произнесением сопровождающих слов типа «да», «понимаю вас…» и т. п. Важно реагировать на слова собеседника, но не следует переусердствовать. Гротескное реагирование и внимание могут вызвать напряжение и разрушить раппорт.
Не заканчивайте предложение вместо другого человека
Иногда у вас может появляться желание «помочь» говорящему и закончить за него начатую им фразу. Даже если вы уверены в том, что правильно понимаете, о чем хочет сказать человек, не следует стараться продемонстрировать это таким образом. Дайте человеку возможность самому понять и оформить мысль.
Задавайте вопросы на понимание.
Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Обращение к говорящему за уточнением, стремление получить дополнительную информацию, прояснить позицию собеседника — один из показателей активного слушания . Если вы поняли то, о чем хочет сказать человек, но он затрудняется выразить мысль, помогите ему вопросом. При этом помните, что каждый вопрос содержит в себе ограниченное количество возможных ответов на него. Ваш вопрос определяет те ответы, которые вы получите. Поэтому важно уметь задать правильный вопрос в нужный момент.
Перефразируйте
Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения говорящему его же сообщения, но своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают.
Замечайте чувства
Фразы «Я понимаю ваше состояние…»; «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» и т. п. — показывают собеседнику, что его состояние понимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.
Одной из причин неэффективности делового общения является наличие коммуникативных барьеров.
Они возникают из-за:
— Психологических особенностей партнеров (различий в интеллекте, темпераменте, мышлении и т.п.).
— Социальных, политических, религиозных, национальных, образовательных различий.
— Различий в словарном запасе и лексиконе.
— Различного знания предмета обсуждения.
Можно выделить следующие коммуникативные барьеры: понятийный барьер, барьер восприятия, фонетический барьер. Понятийный барьер возникает, прежде всего, из-за того, что люди в одно и то же слово, термин могут вкладывать различный смысл, в результате каждый говорит о своем, что затрудняет взаимопонимание. Барьер восприятия. Каждый из нас имеет свою картину мира, личный и социальный опыт, свои ценности, через призму которых воспринимает окружающий мир.
Фонетический барьер создается из-за особенностей речи говорящего. Учет этого барьера имеет большое значение для эффективного общения.
Коммуникативные барьеры можно преодолеть, если обучиться приемам активного слушания
12 Интерпретация
В консультировании очень важно выявить большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента.Для этого используется интерпретация повествования. Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями.
Сущность предлагаемой интерпретации в большой мере зависит от теоретической позиции консультанта. В ориентированной на клиента терапии уклоняются от прямых интерпретаций, не желая снимать с клиента ответственность за процесс консультирования. Совершенно противоположного взгляда на интерпретацию придерживаются представители психоаналитического направления. Здесь интерпретационные техники занимают центральное место, поскольку в психоанализе интерпретируется практически все — перенос, сопротивление, сны, свободные ассоциации, умалчивание и т.п. Таким образом психоаналитики стремятся более глубоко раскрыть психодинамический смысл проблем клиента. В «гештальт-терапии» сам клиент побуждается к интерпретации своего поведения, т.е. остается полностью ответственным за объяснение.
пять типов интерпретации:
1. Установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблемами или событиями. Например, клиенту, который говорит о страхе публичного выступления, низком уровне самооценки и трудностях в отношениях с другими людьми, консультант указывает на взаимосвязь проблем и влияние на их возникновение неадекватных ожиданий и притязаний клиента.
2. Акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента. Клиент, например, постоянно отказывается от работы, хотя высказывает желание работать. Консультант может сказать ему: «Вы, казалось бы, радуетесь появившейся возможности, однако, когда сталкиваетесь с неизбежными трудностями, убегаете».
3. Интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса. В вышеприведенном примере возможна интерпретация: «Судя по нашей беседе, побег является для Вас способом борьбы со страхом неудачи». Таким образом, здесь интерпретируется психологическая защита (побег) от тревоги (страха неудачи).
Интерпретация переноса представляет собой основную технику психоаналитического лечения. Клиенту стараются показать, что его прошлые отношения (обычно с отцом или матерью) мешают правильно воспринимать чувства и поведение консультанта.
4. Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым. Иначе говоря, консультант помогает клиенту усмотреть связь теперешних проблем и конфликтов с предшествующими психотравмами.
5. Предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.
Интерпретирование должно проводиться с учетом стадии консультативного процесса. Эта техника малопригодна в начале консультирования, когда предполагается достижение доверительных отношений с клиентами, но позднее она весьма полезна для раскрытия психодинамики проблем.
Эффективность интерпретирования в значительной мере зависит от его глубины и времени проведения. Хорошая интерпретация, как правило, не бывает слишком глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает. Действенность интерпретации тоже определяется своевременностью, готовностью клиента ее принять. Какой бы мудрой и точной ни была интерпретация — если она представлена в неподходящее время, эффект будет нулевым, поскольку клиент не сможет понять объяснений консультанта.
Эффективность интерпретации зависит и от личности клиента
Несмотря на значение интерпретирования, не следует им злоупотреблять; когда в процессе консультирования слишком много интерпретаций, клиент начинает защищаться от них и сопротивляется консультированию. Не надо забывать, что консультант, как и любой человек, может ошибаться, т.е. его интерпретации бывают неточными или вообще не соответствующими действительности.
Лучше всего интерпретативные положения начинать словами «полагаю», «вероятно», «почему бы не попробовать посмотреть так» и т.п. Гипотетический характер интерпретаций отнюдь не умаляет их ценности, если они оказываются точными и приемлемыми для клиента.
13. Конфронтация
Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, «игры», хитрости, извинения, «пускание пыли в глаза», т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.
выделяют три основных случая конфронтации в консультировании:
1. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. В этом случае можно говорить о двух ступенях конфронтации. На первой констатируется определенный аспект поведения клиента. На второй — противоречие чаще всего представляется, словечками «но», «однако».
2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей. Например, клиентка жалуется: «Мой муж нашел работу, связанную с длительными командировками, потому что не любит меня». Реальная ситуация такова, что муж поменял работу по требованию жены после долгих ссор, поскольку на прежней работе он мало зарабатывал. Теперь муж зарабатывает достаточно, однако редко бывает дома. В данном случае консультант должен показать клиентке, что проблема состоит не в любовных отношениях, а в финансовом положении семьи, необходимости, чтобы муж больше зарабатывал, хотя из-за этого он вынужден часто бывать в отъезде. Клиентка не оценивает усилий мужа добиться большого благосостояния семьи и трактует ситуацию удобным для себя способом.
3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем. Например, консультант высказывает клиенту удивление: «Мы уже дважды встречались, но Вы ничего не говорите о сексуальной жизни, хотя во время первой встречи выделили ее как свою важнейшую проблему. Всякий раз, когда мы приближаемся к основной теме, Вы уходите в сторону. Я раздумываю, что бы это могло означать».
Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем. Для правильного использования техники конфронтации важно знать и понимать ее ограничения. Kennedy выделяет несколько основных случаев:
1. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выражения консультантом враждебности.
2. Конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты клиентов. Ее назначение — помочь клиентам распознать способы, которыми они защищаются от осознания реальности.
3. Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта. Консультирование не та ситуация, где консультант должен демонстрировать свою мудрость и силу в целях самовозвеличивания. Задача консультанта не победить клиента, а понять его и оказать помощь. Неправильное применение техники конфронтации часто свидетельствует о том, что в процессе консультирования специалист решает личные проблемы.
Как отдельный вариант конфронтации заслуживает внимания прерывание повествования клиента. Позволив клиенту свободно рассказывать, консультант не должен забывать, что не все сведения одинаково важны, что некоторые темы или вопросы следует углубить. Прерывание клиента возможно, когда он «перескакивает» на другие проблемы, не исчерпав предыдущих. Если клиент изменил тему, консультант может вмешаться с замечанием: «Я заметил, что Вы изменили тему. Специально ли Вы сделали это?»
В психотерапии Конфронтация — один из основных технических приемов: предъявление пациенту или группе неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки. Может проводиться как в прямой (жесткой, вербальной) форме, так и в скрытой — с использованием психотерапевтических метафор и невербальных приемов.Ряд психотерапевтов негативно относятся к конфронтационным приемам и противопоставляют их эмпатическим (эмпатическая психотерапия).
Базируется это заблуждение на смешении психотерапевтического и социально-психологического смысла термина, когда К. понимается как «противоборство» психотерапевта и пациента или группы; на переоценке значения эмпатических приемов, являющихся основой установления контакта и диагностического этапа в работе с пациентами, но недостаточных для психокоррекционных вмешательств, эффективного завершения большинства краткосрочных форм психотерапии; на личностном избегании «жестких, психохирургических» техник, ставящих под угрозу «добрые» отношения с пациентом и психологический комфорт психотерапевта, но необходимых для радикальной помощи пациенту; на неконтролируемой идентификации с защитными установками пациентов («Хочу, чтобы зуб не болел, но сверлить не надо»).Наиболее разработаны конфронтационные приемы в психоаналитической психотерапии.
14. Психоанализ и психологическое консультирование.
Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее неофрейдистами, такими как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.
Основные положения психоанализа заключаются в следующем:
- человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
- эти влечения преимущественно бессознательны;
- попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
- помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
- конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;
- освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке.
Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.
Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи
Виды
- Индивидуальное психологическое консультирование;
- Семейное психологическое консультирование;
- Групповое психологическое консультирование;
- Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;
- Мультикультурное психологическое консультирование.
Этические принципы
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту ,Ориентация психолога на нормы и ценности клиента ,Запрет давать советы ,Анонимность ,Разграничение личных и профессиональных отношений.
15. перенос и контрперенос.
Перенос, или трансференция, – разновидность психологической защиты, при котором в человеке, с которым мы взаимодействуем, мы видим значимую для нас фигуру, чаще всего из нашего детства, обычно родительскую фигуру.
Перенос является чрезвычайно важным явлением в процессе взаимодействия “консультант-клиент”. Обычным здесь является перенос, который происходит у клиента в отношении консультанта, то есть клиент видит в консультанте значимую для себя родительскую фигуру. Явление переноса в психотерапии используется как мощный инструмент в работе, так как позволяет помочь клиенту осознать то, какими были значимые для него детские отношения с родительскими фигурами. Поэтому интерпретация переноса в психодинамической психотерапии – особая тема искусства психотерапевта-психоаналитика.
Контрперенос столь же универсальное явление в психологическом консультировании и психотерапии, как и перенос. Независимо от зрелости личности консультанта он — человек и непременно имеет неразрешенные внутренние конфликты. Болезненные темы и порождают контрперенос, если клиент невольно их затрагивает. Различают тотальное (слишком широкое) и классическое определение контрпереноса. Тотальное определение охватывает все эмоциональные реакции консультанта на клиента. К контрпереносу тогда относятся и совершенно естественные реакции консультанта, не связанные с его внутренними конфликтами. Классическое определение характеризует контрперенос как ответную реакцию на перенос клиента. Промежуточное определение обрисовывает контрперенос как проецирование консультантом своих проблем на предоставленный клиентом материал, как связанный с переносом, так и не связанный с ним.
Наиболее часто встречаются следующие причины контрпереноса:
Стремление консультанта понравиться клиентам, быть принятым ими и хорошо оцененным.
Боязнь консультанта, что клиенты могут о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.п.
Эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с клиентами.
Чрезмерная реакция на клиентов, провоцирующих у консультанта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами.
Стремление занимать пророческую позицию и давать клиентам навязчивые советы, как им следует жить.
16. Клиент-центрированная психотерапия
— метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом в качестве альтернативы психоанализу и бихевиоральной психотерапии. Он разрабатывался автором на протяжении нескольких лет, постоянно развиваясь и пополняясь новыми практическими методами. Первоначально подход Роджерса к терапии назывался недирективным, что отражало интерес ее автора к методам, которые способны изменить поведение. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним.
Позже Карл Роджерс акцентировал свое внимание на тех методах, которые позволяют терапевту лучше разобраться с тем, что происходит с пациентом в процессе лечения. Впоследствии данный подход был переименован в «клиент-центрированный», что подчеркнуло его основную идею — понять самовосприятие клиента.
Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения.
Для того, чтобы осуществить конструктивные изменения в личности клиента Карл Роджерс предложил шесть терапевтических условий. Рассмотрим их подробней.
- Пациент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте. Роджерс постулировал, что не состоится позитивного изменения в личности пациента, если нет взаимоотношений его с психотерапевтом.
- Пациент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. Это объясняется Роджерсом как несоответствие между действительным переживанием человека и его Я-концепцией относительно этого переживания.
- Психотерапевт гармоничен или интегрирован. Это означает, что психотерапевт должен тепло, искренне встретить человека, создать позитивную атмосферу в их взаимоотношениях. Психотерапевт должен быть открытым для всех переживаний человека.
- Психотерапевт испытывает позитивное внимание к клиенту. Он не дает оценок его переживаниям и чувствам, хвалит за те конструктивные изменения, которые происходят с клиентом. Он относится к нему с теплом и уважением. Сеансы терапии должны проходить в спокойной атмосфере. У клиента же должна создаться уверенность в том, что его понимают и принимают.
- Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту. Терапевт должен испытывать эмпатию по отношению к клиенту, что свидетельствует о том, что терапевт чувствует внутренний мир переживаний, так, как будто это его переживания и чувства.
- Должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Это говорит о том, что клиент также должен относиться к психотерапевту, ведь именно он ответственен за свой личностный рост, а психотерапевт только способствует этому росту.
17. Гештальт-терапия и психологическое консультирование.
Гештальт — фигура, образ, целостность, то, что «из ничего» стало «чем-то.
Одно из современных направлений исследования личности и психотерапии, разработанное Фредериком Перлзом в конце сороковых годов. Метод широко применяется в психологическом консультировании, в индивидуальной и семейной терапии, в бизнес-консультировании. Основа методики обучения – целостный подход к человеку, соединяющий эмоциональное, телесное и интеллектуальное начала.
Задача гештальттерапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой и реализовать ее.
Осознание потребностей и сосредоточение на настоящем. Осознание и сосредоточение на потребности является важным принципом в гештальттерапии, получившем название здесь и теперь. Гештальтистский подход в психотерапии состоит в том, чтобы не исследовать прошлое в поисках воспоминаний о травме или незаконченной ситуации, а предложить пациенту сфокусироваться на сознавании того, что переживается в настоящем; фрагменты незаконченных ситуаций из прошлого неизбежно всплывут как часть этого опыта в настоящем; тогда пациенту предлагается вновь проиграть их, вновь пережить их, чтобы закончить и ассимилировать их в настоящем. Тревожность Перлз определяет как разрыв между “сейчас” и “тогда”.
Противоположности. Речь идет о тех внутренних сторонах явлений, которые одновременно и предполагают, и исключают друг друга. Противоположности не просто существуют, они находятся в состоянии постоянного противоречия друг с другом.Противоположные стороны нашего Я в гештальттерапии получили название нападающего и защищающегося.
Одна из задач гештальттерапии — используя закон единства и борьбы противоположностей, помочь пациенту выделить фигуру из фона, завершить гештальт и снова возвратить его в фоновое окружение.
Функции защиты. Индивид реагирует на угрозу или стрессовую ситуацию посредством защитных реакций. Это и уход от проблемы, и искусственная невосприимчивость ситуации или даже болезнь. При возникновении невроза защитные механизмы искажаются и препятствуют росту личности. Перлз выделяет 4 реакции, препятствующие росту личности: реакцию слияния, ретрофлексию, интроекцию и проекцию.
При реакции слияния индивид не может дифференцировать себя от других, он не в состоянии четко определить, где оканчивается его Я и начинается Я другого человека, делает невозможным формирование гештальта.
Ретрофлексия означает “обращение назад на себя”. При ретрофлексии граница между личностью и средой смещается в сторону личности. Все усилия такого человека направлены не на борьбу с внешними трудностями, а на самоосуждение, самобичевание.
Интроекция — тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей без критики и попытки сделать их своими собственными.При гештальттерапии очень важно отличать итнроекции от собственных убеждений пациента. Корригировать можно только собственную позицию, чуждую нужно осознать и отбросить.
Проекция — это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри Я, на других, на окружающую среду.
В то время как интроецирующий субъект делает полем битвы свое Я, проецирующий — окружающий мир.
18 Трансактный анализ и консульт. (э. Берн)
Цель — не решить отдельную проблему клиента. А помочь клиенту “повзрослеть”, чтобы он самостоятельно справился с существующей, а также с последующими проблемами.Стратегия консультанта, работающего в концепции трансактного анализа следующая:
- Делать упор на стремление клиента к личностному росту, здоровью и адаптации.
- Уделять внимание эмоциональным, чувственным аспектам в равной степени, как и интеллектуальным.
- Работать с настоящим и будущим клиента.
- Использовать психологический альянс консультанта с клиентом как модель новых более продуктивных отношений.
- Опробовать модели нового поведения на взаимоотношениях с консультантом, в первую очередь, а потом уже вне стен кабинета.
Консультирование (Р.Нельсон-Джоуне) можно рассматривать в трёх аспектах, как вид помощи, как воздействие и как психологический процесс.
Помощь реализуется через активное слушание, в ТА “мотивационное слушание в сочетании с вознаграждением” (с поглаживаниями).
Для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения, используются методы воздействия:интерпретация, директива, совет, самораскрытие, обратная связь, логическая последовательность, воздействующее резюме.
Консультирование это психологический процесс, консультант в ТА работает с сознанием клиента и ближайшим бессознательным, активизируя мыслительные процессы. Консультативный процесс воздействует на чувства, мысли и действия (поведение) клиента и консультанта. Информация, полученная клиентом на сессии, осознается и используется им в интервалах между сессиями, для самопомощи и самопознания. Консультирование не является статичным, это процесс творческий для обеих сторон.
По задачам консультирование разделяют на консультирование, связанное с коррекцией, и консультирование, обеспечивающее условия роста и развития личности клиента. В ТА разделительная линия обозначается типом контракта, который заключается между клиентом и консультантом. Контракт по социальному контролю над симптомом, используется для коррекционной, исправительной работы. Контракт направлен на чувства, мысли и поведение клиента, которые не удовлетворяют его в настоящее время. Например, клиент агрессивен по отношению к ребенку. Контракт — не бить ребенка, даже если он провоцирует на это.
Коррекционная работа позволяет клиенту почувствовать себя лучше, однако Эрик Берн расценивал это, как превращение клиента в более довольную лягушку.
Задачи развития включают в себя как устранение негативных характеристик, так и усиление положительных качеств. В ТА используется контракт на автономию. Контракт на автономию заключается, когда симптомы негативного поведения прошли, и клиент желает продолжить работу.
Автономия — основная цель ТА. Автономность характеризуется высвобождением или восстановлением трёх человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности. Осознание — способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать мир вокруг без оценок, сравнений и обесценивания. Спонтанность предполагает наличие способности чувствовать непосредственно и выражать свои чувства прямо, а не в соответствии с тем, как человек был воспитан.
Интимность — это способность поддерживать отношения с людьми без игры и манипуляций, осознанно, спонтанно и с любовью.
Контракт на автономию включает в себя как психологическое консультирование, так и личную психотерапию.
Выполнение контракта на автономию Эрик Берн рассматривал, как “достижение выздоровления” или “излечения”, выхода из кожи лягушки и возобновления прерванного развития принца или принцессы (Берн, 1966, ст. 290).
Получение автономии и формирование интегрированного Взрослого позволяют достигнуть главной цели ТА — обрести жизненную позицию “Я благополучен — Ты благополучен”.
19.Бихевиоральное направление в психологическом консультировании
Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены в его поведении
Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиндера. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Отношение психолога и клиента. Психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во взаимодействии с собой.
2. Определение проблемы через операционализацию поведения. Психолог-бихевиорист основывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов Анализ предполагает ясное знание психологом того, что клиент делает и как он себя ведет.
Цель операционализации поведения — перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. Психолог-бихевиорист задает себе и решает вопрос «Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой клиент? »
3. Понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются внешнее поведение клиента.
4. Установление социально важных целей для клиента. обязательно предполагает участие клиента. Психолог выбирает и вырабатывает с клиентом для него цели, предполагающие конкретный план действий на будущее.
Бихевиоральный анализ — это акцент на конкретных действиях и поступках человека. Психолог-бихевиорист делает упор на действия человека, а не на его размышления по поводу действий.
Психолог-бихевиорист пользуется многими техниками. Среди них наиболее популярной является тренировка настойчивости Тренировка настойчивости позволяет большинству клиентов преодолеть беспомощность и неадекватность, а это наиболее часто встречающиеся у клиентов типы проблем.
При тренировке настойчивости в ходе интервью кроме открытых и закрытых вопросов психолог использует ролевые игры, в ходе которых с помощью директив задает направление интервью.
Среди процедур изменения поведения психолог-бихевиорист использует кроме тренировки настойчивости, тренировку релаксации, целенаправленное уменьшение тревожности.
Моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение.
Психологи-бихевиористы широко используют дневниковые и иные записи клиентов, которые они ведут во время работы с психологом.
В бихевиоральном консультировании широко используются психологические стратегии предотвращения рецидивов.Задача психолога состоит в том, чтобы на обобщающей стадии интервью построить программу, которая помогла бы справиться с рецидивом.
22