Цели и задачи педагогики
Чапчаев Владимир
По моему убеждению, педагогическая деятельность – одна из важнейших форм самовыражения человека, сравнимая разве что с медицинской, правоохранительной и прочими видами деятельности, отвечающими за само существование человека. Однако педагогическая деятельность имеет от прочих одно важное отличие: когда все важнейшие виды деятельности призваны отвечать за физическое существование человека, педагогическая деятельность подготавливает его к жизни в обществе, проводя важнейшую часть его социализации, в ходе которой человек становится личностью.
Данный ВУЗ был выбран мною вполне осознанно, т.к. я убежден в том, что каждый человек должен так или иначе посветить свою деятельность совершенствованию и развитию общества. При этом человек не должен становится альтруистом, а, скорее, разумным эгоистом, когда он нормально и ответственно работая на себя одновременно работает и на общество. Самопожертвование в этом, на мой взгляд, излишне. Наиболее ярким примером я считаю коррумпированного врача, который отлично зная диагноз, представляющий угрозу для жизни пациента, лечения не начинает, ожидая «дополнительной оплаты» своих услуг, при отсутствии которой он не начнет правильного лечения, чем может просто убить своего пациента. Чтобы такая, к сожалению распространенная сейчас ситуация, оказалась невозможной, достаточно лишь того, чтобы человек, в данном случае врач, просто нормально выполнял свои обязанности.
О возникновении таких и аналогичных ситуаций в обществе часто ведутся бурные дискуссии, люди поражаются тому, как человек может быть таким эгоистичным безжалостным. Истинной же причиной, на мой взгляд, являются в большинстве случаев ошибки педагогов, которые в процессе социализации не заложили в человека тех основ, которые являются фундаментом формирующейся личности.
Этим рассуждением я хотел показать, что педагогика является, безусловно, важнейшей из гуманитарных наук, т.к. она начинает работу с человеком раньше остальных. Прочие же науки больше способствуют самосовершенствованию человека, которое, безусловно, важно, но которое начинается далеко не на первом этапе социализации и в значительной степени зависит от того, что было заложено в человека на более ранних этапах. Поэтому очевидно, что хотя бы ознакомиться с педагогикой должен каждый человек, которому так или иначе приходится регулярно общаться с детьми или подростками, т.к. любая ошибка в этом общении может привести любым последствиям, вплоть до искажения морально-нравственных ориентиров.
Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология
... взаимоотношения внутри педагогического коллектива Раздел: «Психология педагогической деятельности» Тема 1: Общая характеристика педагогической деятельности Педагогическая деятельность – социальная деятельность, направленная на ... способности – благоприятные возможности развития психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности – находчивость, сообразительность и др. & ...
К сожалению какой-либо серьезной педагогической практики у меня не было, но, как мне кажется, какие-то незначительные навыки в этой области мною были получены во время достаточно длительного и регулярного общения с людьми, деятельность которых непосредственно связана с педагогикой.
Проблемы педагогики
Наиболее ярко о проблемах педагогики говорится в статье Константина Дмитриевича Ушинского «О пользе педагогической литературы». Поднятые в ней проблемы актуальны как применительно к педагогам века XIX, так и к педагогам века XXI. Так, характеризуя некоторых, Ушинский говорит: « … каждый из них (педагогов) так гордится своей опытностью, высчитывая по пальцам года своей воспитательной деятельности», их он называет «машиной для задачи и спрашивания урока и наказания тех, кто попадается им под руку». Таким педагогам Ушинский отказывает в знании психологии и осознанности их деятельности, утверждая: «… сознательной деятельностью может быть названа только та, в которой мы определили цель, узнали материал, с которым мы должны иметь дело, обдумали, испытали и выбрали средства, необходимые к достижению сознанной нами цели». Об учениках таких педагогов Ушинский также отзывается весьма не лестно: «Они выполнили необходимую комедию детства и юности и принимаются за новые роли, не имеющие никакого отношения к старым, воспоминание о которых только мешает жить и чем скорее исчезнет, тем лучше». А о убеждениях этих учеников пишет, что у них не принято «ставить духовные наслаждения выше телесных, духовные достоинства выше случайных преимуществ».
Причину возникновения поднятых проблем Ушинский видит в недостатке педагогической литературы, он пишет: «Педагогическая литература … вводит его (педагога) в благородный круг мыслителей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания». Ушинский считает, что «педагогическая литература одна только может придать ей (педагогической деятельности) тот смысл и ту занимательность, без которой она делается машинальным препровождением времени, назначенного на уроки», а так же: «Педагогическая литература … знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных педагогов и … направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания».
Структура личности педагога, ее влияния на формирования личности
... среды Мониторинг профессионального развития обучаемых. Педагогическая интеракция субъектов образования Структура личности педагога, ее влияния на формирования личности Ниже приведена обобщенная форма ... ориентированного обучения. Развивающая функция порождает психолого-педагогическую компетенцию, включающую знание психологии личности и учебной деятельности учащихся. Производственно-технологическая ...
К недостаткам же современной педагогики никак нельзя отнести отсутствие соответствующей научной литературы. В чем же причина актуальности проблем, поднятых Ушинским, применительно к нынешнему образованию? Мне представляется, что Константин Дмитриевич ошибся, утверждая, что она кроется только в отсутствии педагогической литературы, так как таковая появилась, но не принесла с собой ни каких изменений. Истинная причина педагогической неграмотности, на мой взгляд, кроется не в невозможности читать педагогическую литературу, а в нежелании многих педагогов этого делать. А причина этого факта кроется в одной из проблем, также затронутых Ушинским, а именно в убежденности таких педагогов, что их профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Совершенно очевидно, что такое мнение ошибочно.
Как уже было сказано в начале, педагогика, как и любая наука, имеет значительную часть и от искусства. К сожалению среди современных педагогов наблюдается практически полное незнание научной части и, как следствие, их искусство становится сродни «дачной архитектуре», когда каждый садовод творит на своих 6 сотках то, что считает нужным, совершенно не задумываясь над тем, что у него при этом получается. Но класс учеников, доверенный педагогу, это далеко не дачные 6 соток. В школе закладываются и развиваются все важнейшие качества будущей личности, происходит важнейший этап ее социализации, на основе которой позже начнется индивидуализация личности. Нравственный упадок современного общества, как мне кажется, связан с отсутствием идеологии, как цели к которой нужно стремиться, и высококвалифицированных педагогов.
Отсутствие глубоких теоретических знаний приводит к тому, что педагог, опираясь только на свой опыт, начинает применять методы, кажущиеся ему правильными и действенными, но полностью противоречащие психологии. Он может начать считать, что ученика нужно как можно больше ругать, и как можно меньше хвалить, полагая, что ругань мобилизует, а похвала расхолаживает. Или начинать ответ на любой вопрос ученика с порицания, думая, что ученик от этого начнет лучше заниматься, стараясь найти ответ на вопрос самостоятельно. Или провоцировать публичное осмеяние ученика за допущенные ошибки, также стараясь таким зверским способом улучшить качество его самоподготовки. К сожалению приведенные мною способы не редкость, а постоянная практика, применявшаяся некоторыми педагогами в моей собственной школе, кстати, считающейся одной из образцовых в районе.
Педагогическая позиция педагога и стили педагогического руководства
... личности исполнителя [3, с.123]. А.А. Бодалев указывает, что авторитарные педагоги недооценивают учеников по таким параметрам, как коллективизм, инициативность, самостоятельность, требовательность к другим. ... часто недоброжелательно относятся к опыту коллег, сами же очень болезненно воспринимают критические замечания [4, с.65]. Для авторитарных педагогов характерна низкая удовлетворенность профессией ...
Педагогика – это наука и искусство. Но, к сожалению, сегодня наблюдается недопонимание этого многими из практикующих педагогов. К выполнению любой задачи нужно подходить со всей ответственностью и пониманием того, что теоретические знания и опыт дополняют друг друга, но никак не замещают. Педагогическая же практика – это особо ответственная задача, так как она непосредственно связана с работой с людьми, и не просто с людьми, а с детьми, будущими личностями. И то, на сколько эти личности смогу считаться таковыми зависит от профессионализма педагогов.