На определение психологического климата в коллективе

МЕТОДИКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ»

г. Вологда

 

ТЕСТ

На определение профессиональных характеристик работников.

 

 

Инструкция. Просим Вас принять участие в эксперименте, в котором Вы должны будете обнаружить знание уровня развития профессионально значимых качеств у сотрудников Вашего трудового коллектива.

 

Шкала оценки.

5 – качество особенно ярко выражено

4 – качество скорее выражено, чем нет

3 – затрудняюсь ответить

2 – качество скорее не сформировано

1 – качество совершенно не проявляется

 

Бланк ответов

Ф.И.О.________________

Должность_____________

Дата заполнения_________

№ п/п Профессионально значимые качества Оценка
1. Общая профессиональная компетентность  
2. Умение на практике применять полученные знания  
3. Творческая самореализация в труде  
4. Личная ответственность, добросовестность, дисциплинированность  
5. Организаторские способности  
6. Высокая культура и исполнительность  
7. Аналитический склад ума и широта мышления  
8. Настойчивость, высокие волевые качества  
9. Требовательность к себе и подчиненным  
10. Коммуникабельность, общительность  
11. Инициатива и предприимчивость  
12. Скромность, тактичность, выдержка  
13. Мотивированность повседневной деятельности  
14. Самостоятельность, умение отстоять свою позицию  
15. Духовное богатство и высокий интеллект  
16. Тщательность и повседневная усидчивость  
17. Способность к риску в трудовой деятельности  
18. Критичность и объективность в самооценках  
19. Принципиальность в реальных взаимосвязях, отношениях и взаимодействиях  

 

Обработка результатов.

 

1. На основании индивидуальных ответов испытуемых сделать заключение об уровне развития личных профессиональных качеств.

2. Заполнить таблицу по группе, используя в качестве оценки средний групповой показатель.

3. Сделать вывод о сформированности профессиональных характеристик работников.

 

 

ТЕСТ

На определение коммуникативно-организационных

Способностей работника

Инструкция: В какой степени к Вам подходит каждое из 20 предлагаемых высказываний? Укажите цифру в соответствующей графе ответов.

Бланк ответов.

Высказывания Совершенно верно Верно Иногда верно Очень редко верно Неверно
1. Я весь вскипаю, когда возникают проблемы.
2. Все время думаю о работе.
3. Я уважаю чувства и мнения других.
4. Я принимаю свои недостатки за достоинства.
5. Не так уж много людей в коллективе, которых можно назвать друзьями.
6. Я использую свои способности, как на работе, так и в свободное время.
7. Мне быстро все надоедает.
8. Мне нравиться беседовать с людьми, которые имеют свое мнение.
9. Часто беру себе дело не «по зубам»
10. В дни отдыха я бываю очень активным.
11. Я люблю работать с людьми, которые чем-то напоминают меня.
12. Я работаю в основном из-за того, что мне нужно зарабатывать себе на жизнь.
13. Я хорошо знаю свои достоинства и недостатки.
14. Обычно я стараюсь доказывать собеседнику свою точку зрения.
15. Нередко мне приходится нелегко на работе.
16. У меня широкий круг интересов.
17. Я огорчаюсь, когда дела идут не так, как я бы хотел.
18. Часто я не знаю, как поступить в сложной ситуации.
19. Если мне встречается препятствие в моих делах, я обхожу его.
20. Я часто бываю согласен со своим начальником или коллегами.

 

Обработка результатов.

 

Тест имеет 5 шкал:

1. Знание себя – 4,9,13,18

2. Широта интересов – 2,5,7,16

3. Постоянство поведения – 1,11,17,19

4. Внимание к другим – 3,8,14,20

5. Продуктивность деятельности – 6,10,12,15

 

Подсчитайте количество набранных баллов по каждой шкале. Количество баллов от 12 и выше указывает на тот факт, что это слабое место. Следует обратить на это внимание.

Подчитайте общее количество баллов по всему тесту. Показатель от 60 и выше балов свидетельствует о том, что человеку трудно справляться со своей работой.

 

Таблица результатов.

 

Название шкалы № утверждения Сумма баллов
1. Знание себя Итого:  
2. Широта интересов. Итого:  
3. постоянство поведения. Итого:    
4. Внимание к другим. Итого:  
5. Продуктивность деятельности. Итого:    

 

 

ТЕСТ

на определение психологического климата в коллективе.

 

Инструкция: Определите психологическую атмосферу в вашей группе по следующей методике.

Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых вы можете описать атмосферу в вашей группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак «х» (зачеркните соответствующую цифру), тем более выражен признак в вашей группе.

 

Для атмосферы в вашей группе характерны.

 

  1 2 3 4 5 6 7 8  
1. Дружелюбие   Враждебность
2. Согласие   Несогласие
3. Удовлетворенность   Неудовлетворенность
4. Увлеченность   Равнодушие
5. Продуктивность   Непродуктивность
6. Теплота   Холодность
7. Сотрудничество   Отсутствие сотрудничества
8. Взаимная поддержка   Недоброжелательность
9. Занимательность   Скука
10. Успешность   Неуспешность

 

Обработка результатов.

 

Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «х», тем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в группе. Итоговый показатель может колебаться от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная) баллов.

 

ТЕСТ-ОПРОСНИК Г.АЙЗЕНКА

ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СВОЙСТВ И ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

(EPQ, ФОРМА А)

Инструкция. Вам предлагается 57 вопросов об особенностях поведения и ваших чувств. Если согласны, ставьте «плюс», если нет – «минус». Работайте быстро, не затрачивая много времени на обдумывание ответов, так как наиболее интересна ваша первая реакция, а не результат слишком долгих раздумий. Помните, что отвечать надо на каждый вопрос. Здесь не может быть хороших или плохих ответов. Это не испытание ваших способностей, а лишь выяснение особенностей вашего поведения.

 

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, поискам приключений, смене обстановки?

2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые понимают все, могут ободрить и утешить?

3. Вы человек беспечный, беззаботный?

4. Очень ли вам трудно сказать кому-то «нет»?

5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-то предпринимать?

6. Если вы обещаете что-либо сделать, то всегда ли сдерживаете свое слово?

7. Часто ли у вас меняется настроение?

8. Обычно вы действуете и говорите быстро, не задумываясь?

9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком, без достаточных на то причин?

10. Упорно ли вы спорите, до конца отстаивая свою точку зрения?

11. Появляется ли у вас чувство робости или смущения, когда хотите познакомиться с симпатичным представителем противоположного пола?

12. Выходите ли вы иногда из себя, сердясь не на шутку?

13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли вы переживаете оттого, что сделали или сказали такое, что не следовало бы?

15. Отдаете ли вы обычно предпочтение книгам, а не встречам с друзьями?

16. Легко ли вас обидеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?

18. Возникают ли у вас мысли, которые хотели бы скрыть от других?

19. Бывает ли так, что иногда вы так полны энергией, что все горит в руках, а иногда вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь меньше друзей, но зато особенно близких?

21. Часто ли вы мечтаете?

22. Когда с вами говорят в повышенных тонах, отвечаете ли тем, отвечаете ли тем же?

23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и как следует повеселиться в компании?

26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли вас окружающие живым и веселым человеком?

28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете такое чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Когда находитесь в обществе других людей, вы больше молчите?

30. Не бывает ли так, что иногда вы сплетничаете?

31. Случается ли так, что вы не можете заснуть оттого, что в голову лезут разные мысли?

32. Ели вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочтете прочитать об этом в книге, газете, чем спросить?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая постоянного внимания?

35. Бывает ли такое состояние, что вас бросает в дрожь от волнения в какой-то экстремальной ситуации?

36. Всегда ли вы платали бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Неприятно ли вам находиться в обществе, где подшучивают, насмехаются друг над другом?

38. Вы раздражительны?

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Волнуетесь ли вы по поводу неприятных событий?

41. Вы ходите медленно, не спеша?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или встречу?

43. Часто ли вы видите кошмарные сны?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая побеседовать даже с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным, ели бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

47. Можно ли назвать вас нервным человеком?

48. Есть ли среди знакомых те, кто вам явно не нравится?

49. Можно ли сказать, что вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вы обижаетесь, если другие указывают на ваши ошибки в работе или личные недостатки?

51. Считаете ли вы, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Случается ли говорить о вещах, в которых вы не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы шутить?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?

 

Все 57 вопрос делятся на 3 группы. 24 вопроса выявляют, экстраверт вы или интроверт. Следующие 24 вопроса связаны с вашей эмоциональной устойчивостью или неустойчивостью. А оставшиеся 9 вопросов определяют, насколько вы искренни в ответах.

 

Обработка результатов

За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл. Баллы по каждой из трех шкал суммируются.

 

Ключ к опроснику:

Шкала интроверсии – экстраверсии

1+,3+,5-,8+,10+,13+,15-,17+,20-,22+,25+,27+,29-,32-,34+,37-,39+,41-,44+,46+,49+,51-,53+,56+.

 

Шкала эмоциональная устойчивость – неустойчивость

2+,4+,7+,9+,11+,14+,16+,19+,21+,23+,26+,28+,31+,33+,35+,38+,40+,43+,45+,47+,50+,52+,55+,57+.

 

Шкала скрытность – откровенность (искренность)

6+,12-,18-,24+,30-,36+,42-,48-,54-

Опросник Леонгарда.

 

ИНСТРУКЦИЯ. Вам нужно ответить на каждый вопрос «да» или «нет». Отвечать нужно быстро, долго не раздумывая.

 

1. Пытаетесь ли Вы проверить, после того как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть там?

2. Считаете ли Вы, что у других людей меньше порядка в делах, вещах, чем у вас?

3. Очень ли Вам мешает косо висящая на окне штора или неровно постланная скатерть, стараетесь ли Вы сразу устранить эти недостатки?

4. Выполняете ли Вы кропотливо «черную» работу так же медленно и тщательно, как и свое любимое дело?

5. Уйдете ли Вы с работы или из дома, если у Вас там что-то не в порядке?

6. Трудно ли Вам будет заснуть, если Вы целый день размышляли над своим будущим или над какой-либо проблемой?

7. Следите ли Вы с большим вниманием за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?

8. Есть ли у Вас привычка проверять перед сном или перед тем как уйти, выключены ли газовые и электрические приборы, хорошо ли заперта дверь?

9. Была ли у Вас привычка в школьные годы (или есть в настоящее время) переписывать лист тетради, если Вы в нем допустили ошибку и без исправления не обойтись?

10. Возникала ли у Вас мысль, против собственной воли бросится под приближающийся поезд или выброситься из высоко расположенного окна?

11. Стремитесь ли Вы как можно добросовестнее выполнить свою работу?

12. Боретесь ли Вы за свои интересы, когда кто-либо поступает с Вами несправедливо?

13. Высказываете ли Вы обычно людям Ваше откровенное мнение по тому или иному вопросу?

14. Склонны ли Вы заступиться за человека, с которым поступили несправедливо?

15. Упорно ли Вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?

16. Сильно ли Вы страдаете от несправедливости?

17. Если Вас кто-то обидит, то быстро ли Вы забываете обиду?

18. Сделаете ли Вы первый шаг к примирению, если кто-то Вас лично оскорбил?

19. Приходилось ли Вам в школьные годы (или приходится в настоящее время) пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?

20. Долго ли Вы злитесь на кого-нибудь?

21. Можно ли сказать, что Вы недоверчивый и осторожный человек?

22. Бывают ли у Вас состояния сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления к чему-либо?

23. Быстро ли Вы можете разозлиться на кого-нибудь или на что-нибудь?

24. Убегали ли Вы из дома, когда были ребенком?

25. Можете ли Вы выйти из себя и дать волю рукам, если Вас умышленно кто-то рассердит, обидит?

26. Есть ли у Вас предрасположенность к головной боли?

27. Тянет ли Вас иногда в даль?

28. Становитесь ли Вы после принятия алкоголя резким, делающим все не раздумывая и быстро?

29. Считаете ли Вы себя деловым, предприимчивым, постоянно активным человеком?

30. Трудно ли Вам длительное время спокойно просидеть на стуле?

31. Как Вы считаете, подходите ли Вы для проведения увеселительных мероприятий?

32. Можно ли сказать, что и при неудачах Вы не теряете чувство юмора?

33. Нравится ли Вам работа организаторского характера?

34. Можно ли Вас назвать оживленным и бойким человеком?

35. Легко ли поднимается Ваше настроение в дружеской компании?

36. Бывает ли Ваше настроение чаще всего подавленным, угнетенным?

37. Считаете ли Вы, что жизнь, в целом, тяжелая штука?

38. Считаете ли Вы, что в будущем ничего хорошего Вас не ожидает?

39. Предпочитаете ли Вы во время беседы, в основном молчать?

40. Можете ли Вы быть бесшабашно веселым?

41. Много ли Вы общаетесь, разговариваете с другими?

42. Часто ли Вы смеетесь?

43. Сильно ли связано Ваше настроение с жизненными событиями, переживаниями?

44. Часто ли у Вас без причин меняется настроение?

45. Являетесь ли Вы общительным человеком?

46. Считаете ли Вы, что Ваше настроение зависит от погоды?

47. Приходилось ли Вам спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и еще несколько часов оставаться в таком настроении?

48. Изменяется ли Ваше настроение во время алкогольного опьянения?

49. Становитесь ли Вы радостным в веселом окружении?

50. Можете ли Вы сильно вдохновляться, воодушевляться на что-либо?

51. Бывают ли у Вас состояния, когда Вы чувствуете себя целиком проникнутым чувством радости?

52. Случалось ли Вам переживать глубокое отчаяние, полную безнадежность?

53. Может ли Ваше настроение за короткий промежуток времени измениться от высочайшей радости до глубокой тоски?

54. Испытывали ли Вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?

55. Трудно ли Вам спуститься в темный подвал?

56. Мучают ли Вас неопределенные мысли о том, что с Вами или вашими родными случится какое-нибудь несчастье?

57. Трудно ли Вам ночью пройти через кладбище?

58. Считаете ли Вы себя пугливым человеком?

59. Часто ли Вы видите страшные сны?

60. Считаете ли Вы себя сейчас более смелым человеком, чем в детском возрасте?

61. Можете ли Вы назвать себя мягкосердечным человеком?

62. Оказывает ли на Вас воздействие вид крови?

63. Любите ли Вы животных?

64. Может ли Вас так захватить кинофильм, что слезы выступят у Вас на глазах?

65. Считаете ли Вы себя большим любителем природы?

66. Сильно ли Вы переживаете, когда горе случилось у другого человека?

67. Смогли бы Вы убить человека?

68. Всегда ли Вы искренни со своими знакомыми?

69. Был ли у Вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?

70. Всегда ли Вы старательно относитесь к своей деятельности?

71. Охотно ли Вы в школе выступали с чтением стихотворений?

72. Бывали ли у Вас конфликты и неприятности, которые так изматывали Вам нервы, что Вы не ходили на работу или в школу?

73. Легко ли Вам приспосабливаться к новой ситуации?

74. Можете ли Вы быть приветливы с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?

75. Охотно ли Вы в юности участвовали в кружках художественной самодеятельности или в театральном кружке?

76. Легко ли Вы можете отвлекаться от обременительных проблем и вопросов и не думать постоянно о них?

77. Смогли бы Вы, если бы пришлось участвовать в театральном представлении, с полным перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

78. Трудно ли Вам выступить на сцене перед большим количеством народа?

 

КЛЮЧИ.

I.Педантичные личности: 1 Д, 2 Д, 3 Д, 4 Д, 5 Н, 6 Д, 7 Д, 8 Д, 9 Д, 10 Д. Коэффициент 2

II.Застревающие личности: 11 Д, 12 Д, 13 Д, 14 Д, 15 Д, 16 Д, 17 Н, 18 Н, 19 Н, 20 Д, 21 Н. Коэффициент 2

III.Возбудимые личности: 22 Д, 23 Д, 24 Д, 25 Д, 26 Д, 27 Д, 28 Д. Коэффициент 3.

IV.Гипертимные личности: 29 Д, 30 Д, 31 Д, 32 Д, 33 Д, 34 Д, 35 Д. Коэффициент 3.

V.Дистимические личности: 36 Д, 37 Д, 38 Д, 39 Д, 40 Н, 41 Д, 42 Н. Коэффициент 3.

VI.Циклотимические личности: 43 Д, 44 Д, 45 Д, 46 Д, 47 Д, 48 Д, 49Д. Коэффициент 3.

VII.Экзальтированные личности: 50 Д, 51 Д, 52 Д, 53 Д. Коэффициент 6.

VIII.Тревожно-мнительные личности: 54 Д, 55 Д, 56 Д, 57 Д, 58 Д, 59 Д, 60 Н. Коэффициент 3.

IX.Эмотивные личности: 61 Д, 62 Д, 63 Д, 64 Д, 65 Д, 66 Д, 67 Н. Коэффициент 2.

X.Демонстративные личности: 68 Д, 69 Д, 70 Д, 71 Д, 72 Д, 73 Д, 74 Д, 75 Д, 76 Д, 77 Д, 78 Н. Коэффициент 2.

До 13 – норма.

13 – 20 – скрытая акцентуация

Выше 20 – явная акцентуация

Нанесите на координатную сеть точки, соответствующие количеству баллов, набранному Вами по каждой из шкал, соедините между собой, постройте график.

 

Опросник Томаса Килменна.

Инструкция. Вам даны 30 пар утверждений, характеризующих поведение человека. Выберите из каждой пары одно утверждение, которое Вам больше подходит и отметьте его.

1 а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся с деловым партнером, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2 а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и своих собственных.

3 а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Стремлюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4 а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5 а) Улаживая спорную ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

б) Стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6 а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7 а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы в главном добиться своего.

8 а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят затронутые интересы и спорные вопросы.

9 а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10 а) Я твердо стремлюсь достичь своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11 а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12 а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13 а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14 а) Я сообщаю другому мою точку зрения и спрашиваю его о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15 а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

б) Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать неприятности.

16 а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.

17 а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

б) Стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18 а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19 а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20 а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я пытаюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21 а) Проводя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22 а) Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения партнера.

б) Я отстаиваю свои интересы.

23 а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание свое и своего партнера.

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24 а) Если позиция другого кажется ему самому очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желанию.

б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25 а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

б) Проводя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.

26 а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

27 а) Часто я избегаю позиции, которые могут вызвать споры.

б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28 а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого.

29 а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30 а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

Ключ к тесту:

I. соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

II. Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

III. Компромисс: 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

IV. Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

V. игнорирование: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.