Содержание
I. Дать характеристику мышлению как высшему психическому процессу 3
II. Составить схему «Виды памяти» и таблицу «Процессы памяти» (название процесса, сущность, приемы) 11
III. Решить практические задачи 13
IV. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте 14
V. Составить рекомендации по развитию внимания в дошкольном возрасте 18
VI. Решить тест по теме «Свойства личности: темперамент, характер, способности» 22
Литература 23
I. Дать характеристику мышлению как высшему психическому процессу
Современная психология определяет мышление как психический по-знавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях; как вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [18].
Мышление относят к высшим психическим функциям, которые при-сущи только человеку, не являются врожденными и формируются прижиз-ненно в условиях социального окружения [3]. Человеческое мышление – это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Важной особенностью мышления является его опосредованность: в процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира (практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др.).
Мышление возникает на основе практической деятельности из чувст-венного познания и далеко выходит за его пределы. Источником мыслительной деятельности является чувственное познание. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Но в процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и пред-ставлений, человек выходит за пределы чувственного познания. Мыслительная деятельность является наиболее сложной формой переработки этой информации. В отличие от восприятия и ощущения, которые получают знание о мире с помощью чувств, мышление является рациональной формой познания реальности. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс. Он состоит в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов [1].
Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не даны в восприятии и не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы [10]. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью микроскопа. Их нельзя видеть, о них можно только мыслить. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается недостаточным или бессильным чувственное познание. Из этого вытекает первая важная особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное.
Свойства ощущений
... вкусы и т.д. Качество каждого ощущение определяется свойством того объекта, который его вызывает. Каждый анализатор отражает большой диапазон качеств.Образ восприятия отражает предметную определенность мира. Качества, ... известно, в сетчатке глаза предполагается наличие цветоощущающих элементов трех видов. В процессе раздражения они утомляются и становятся менее чувствительными.Когда мы смотрим на ...
Другая важная особенность мышления – его обобщенность. Обобще-ние как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном [14].
На практике мышление как изолированный психический процесс не существует, оно тесно связано с другими познавательными функциями: восприятием, вниманием, воображением, памятью. Мышление тесно связано с действием. Оно не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – первичная форма существования мышления [12].
Мышление как высшая психическая функция обладает системным строением и построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти и др.), при этом речь является основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется в единое психическое образование. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам, но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности и т.п. – это обобщения, выраженные словом [3].
Мышление в узком смысле понимается как процесс решения задач [4]. При этом под задачей имеют в виду цель, заданную в определенных условиях, а решение задачи понимают как процесс достижения по-ставленной цели, поиск необходимых для этого средств. Решая мыслитель-ные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания.
Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, – деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли – это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.
Начальным этапом мыслительной деятельности является осознание проблемной ситуации, возникающей при выполнении практического или теоретического задания, т.е. осознание того, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности [1].
Решение поставленных задач идет посредством умственных действий и мыслительных операций, составляющих различные взаимосвязанные стороны мыслительного процесса. Умственными действиями называются разнообразные действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во……
Применение экспериментальных методов в изучении процессов мышления
... чего снижаются критичность и результативность мышления. Социально это опасные ситуации, поскольку они предполагают возможность манипулирования сознанием. Процесс мышления не замыкается, однако, только на ... Долгое время считалось, что мышление вообще может быть изучено только с помощью интроспективного метода - самонаблюдения. Сейчас экспериментальная психология располагает целым комплексом ...
Литература
1. Брушлинский, А. В. Мышление как процесс и проблема деятельности [текст] / А.В. Брушлинский // Вопросы психологии. – 2002, № 2. – С. 28-40.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [текст] / Л.С. Выготский. – М., 1967. – 93 с.
3. Выготский, Л. С. Психология развития человека [текст] / Л.С. Выгот-ский. – М. : Смысл, Эксмо, 2005. – 1136 с.
4. Гальперин, П. Я. Введение в психологию: учебное пособие [текст] / П.Я. Гальперин. – М. : Книжный дом Университет, 2000. – 336 с.
5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций [текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2002. – 336 с.
6. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. – 1980. – № 2. – С. 107-114.
7. Исследование памяти [текст] / под ред. И.Н. Корж. – М. : Изд-во МПСИ, 2000. – 436 с.
8. Крутецкий, В. А. Психология [текст] / В.А. Крутецкий. – М. : Социосфера, 2001. – 352 с.
9. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [текст] / А.Н. Леонтьев / Проблемы развития психики: 4-е изд. – М. : МПСИ, 2003. – 480 с.
10. Маклаков, А. Г. Общая психология [текст] / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с.
11. Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций [текст] / А.М. Матюшкин. – М. : Изд-во МПСИ, 2009. – 533 с.
12. Немов, Р. С. Психология : Кн.1 Основы общей психологии [текст] / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2006. – 688 с.
13. Общая психология : хрестоматия [текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М. : МПСИ, 2008. – 710 с.
14. Платонов, К. К. Система психологии и теория отражения [текст] / К. К. Платонов. – М. : Наука, 1982. – 240 с.
15. Психология памяти [текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М. : Педагогика, 1998. – 816 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С.Л. Рубин-штейн. – СПб. : Питер, 2000. – 720 с.
17. Психология детства. Учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
18. Тихомиров, О. К. Психология мышления [текст] / О.К. Тихомиров. – М. : Академия, 2008. – 272 с.
19. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. – 6-е издание., перераб. и доп. – М.: Издательский цент «Академия», 2006. – 368 с.