1) Теоретические и методологические аспекты концепции социального обмена

Теория социального обмена

Теория социального обмена, которую вышедшая в 1992 году в США «Энциклопедия социологии» называет «одной из основных социологических перспектив в социологии», рассматривает социальное поведение преимущественно через интеракцию, взаимодействие, подкрепляемое достижением наград и избежанием санкций. Объяснение социального обмена посредством категории интеракции базируется на том обстоятельстве, что многие виды вознаграждений, к которым стремятся люди, могут быть получены только в процессе социального взаимодействия людей.

В качестве самостоятельного методологического направления в социологии теория социального обмена оформилась в 50−60-х гг. нашего века в США в полемике прежде всего со структурным функционализмом и в стремлении, с одной стороны, преодолеть статичность, явно не достаточный учет в нем динамических изменений социальных процессов, а с другой стороны, полнее, глубже учесть личностные аспекты, характеризующие социальные процессы.

Центральным в теории обмена является анализ отношений между акторами (субъектами деятельности) в различных социальных структурах. Индивиды вступают во взаимодействие для удовлетворения своих потребностей. Социальные отношения и социальные структуры, порождаемые узами, связывающими людей в различные формы ассоциаций, рассматриваются теоретиками данной концепции в качестве основных объектов социального исследования.

Основными темами исследований в рамках этой концепции являются природа и взаимосвязи между акторами и распределение власти в рамках структур обмена. Властные и статусные отношения между авторами в различных типах социальных структур определяются как ключевые силы, детерминирующие природу структурных изменений в ходе времени. Наиболее детально представителями этого направления в настоящее время проработаны категории власти, структурных источников власти, динамика использования власти. Становление теории социального обмена. Непосредственными предшественниками теории социального обмена называют такие теоретические направления современной социальной мысли, как социальный бихевиоризм, утилитаризм и структурный функционализм. Кроме того, очень родственны теории социального обмена и основы микроэкономики. Однако корни данного методологического подхода прослеживаются гораздо глубже. Один из авторов теории социального обмена Питер Блау начинает исторический экскурс своей концепции с «Никомаховой этики» Аристотеля, отмечая, что Аристотель отличает социальный обмен от экономического, говоря, что первый основывается на закрепленных условиях, но выступает как подарок либо услуга другу, хотя дающий ожидает получить эквивалент, либо что-то большее взамен, как если бы это был не свободный дар, но займ [Blau P. Social Exchange // International Encyclopedia of the Social Sciences. V. 7. — N. Y.: Macmillan, 1968].

11 стр., 5009 слов

Тема 6. Институционально-социальное направление и его эволюция

... -социальное направление в межвоенные годы. 2. Й.Шумпетер об экономической динамике и общественном развитии. 3. Концепция человеческого капитала. (Г.С.Беккер). 4. Теории ... способностями, в которых нуждается современная промышленная технология и планирование". 2. Власть техноструктуры безлика, поскольку все решения вырабатываются постепенно и коллективно, принимаются ...

В числе предшественников он упоминает также Ларошфуко, Мандевиля, Адама Смита.

Главные положения теории социального обмена. Основные теоретические формулировки, базирующиеся на допущении о том, что поведение есть функции последствий, соответствующих вознаграждений и наказаний, были разработаны Хомансом в 1961 г. и уточнены в 1974 г. Они включают пять главных положений:

1. «Положение об успехе». Чем чаще деятельность вознаграждается, тем более вероятно ее осуществление. Поведение, порождающее позитивные последствия для индивида, с очень большой вероятностью повторяется.

2. «Положение о стимуле». Схожие обстоятельства или аналогичные ситуации будут стимулировать такое поведение, которое вознаграждалось в аналогичных случаях в прошлом. Это позволяет обобщать поведенческие реакции на «новые» ситуации.

3. «Положение о ценности». Чем более ценны результаты действия для актора, тем более вероятно то, что действие будет совершено.

4. «Положение о депривации — пресыщении (satiation)» вводит общую идею уменьшения маргинальной полезности (utility).

Чем чаще человек получал конкретное вознаграждение за действие, тем менее ценным является дополнительный элемент такой награды. Таким образом некоторые вознаграждения становятся менее эффективными, приводя к свертыванию некоторых специфических действий. Правда, это положение менее справедливо в отношении генерализованных обобщений, таких как деньги и чувства (affections), либо еще чего-нибудь, где насыщение случается с меньшей вероятностью, за исключением крайних случаев.

4 стр., 1664 слов

анализ основного содержания теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау.

... наблюдения поведения в межличностных отношениях. Социальное взаимодействие понималось им как процесс обмена, в результате которого каждый участник получает выгоду за счет действий других людей, и ... теория Дж. Хоманса и П. Блау. Предметом исследования являются основные положения теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау. Методы исследования. В процессе ...

5. «Положение об эмоциональности». Речь идет об условиях, в которых люди эмоционально реагируют на различные вознаграждающие ситуации. Это положение охватывает два типа реакций. Ожидается, что люди, не получающие того, что они предполагали, становятся рассерженными и начинают вести себя агрессивно. Это поведение описывается гипотезой Миллера — Долларда [Miller N.E., Dollard J. Social Learning and Imitation. — N. Haven: Yale Un-ty Press, 1941]. Люди же, получающие больше, чем они предполагали, или не получающие предполагающихся наказаний, будут счастливы и ведут себя положительно (approvingly).

Хоманс, в частности, использует этот набор идей для объяснения таких явлений, как использование власти и авторитета, сотрудничество, конформность, соревнование структуры чувства и итерации, статус и влияние, справедливость, возникновение стратификации. Все эти явления он рассматривает преимущественно в терминах природы задействованных межличностных отношений. Более того, он акцентирует внимание на «элементарных» формах поведения. Все это он называет субинституциональным уровнем анализа. «Мы получаем, — пишет он, — самое полное понимание элементарных черт социального поведения, наблюдая взаимодействия между членами малых, неформальных групп» [Homans G. Social Behavior as Exchange. — N. Y.: Harcourt, 1974. — Р. 12].

Именно Хомансу современная социология обязана сосредоточенностью на изучении микрооснований социальных структур и социальных изменений.

Основные допущения теории социального обмена

Люди вступают в новые для себя социальные связи и союзы в ожидании того, что это вознаградится, они поддерживают отношения со старыми партнерами и расширяют свое взаимодействие с ними потому, что они действительно находят эти действия вознаграждаемыми. Взаимодействие с другим человеком может быть непосредственно вознаграждаемым, как, например, в любви или в общении, или же может приносить опосредованное вознаграждение в виде совета коллеги либо помощи от соседа. В каждом из этих случаев предполагается, что желание удовлетворить какую-либо потребность лежит в основе любой ассоциации.

3 стр., 1343 слов

В социальной психологии взаимодействие понимается как

... , порождающих их взаимную обусловленность или связь3. В социальной психологии взаимодействие понимается как непосредственная организация людьми совместных действий, позволяющих группе сформировать общую для её ... , в его основе заложена идея достижения определённой цели. В ходе взаимодействия людей осуществляется обмен идеями, образами, мыслями, воздействие на оценки и мнение другого ...

Конечно, не все потребности или интересы удовлетворяются непосредственно в социальном взаимодействии, например чувство, и не всякое социальное взаимодействие мотивируется в качестве ведущего фактора заинтересованностью в вознаграждении, поскольку на него также влияют как иррациональные моменты, так и нравственные ценности.

Однако многие аспекты социальной жизни действительно отражают интерес в получении выгоды от социального взаимодействия. Именно они и являются центральными в теории социального обмена. Теория эта далека от того, чтобы ограничиваться строго рациональным поведением, ориентированным на материальную выгоду, однако она считает своей главной целью объять все усилия по вознаграждаемому социальному опыту, включая и желание реализовать гуманитарные идеалы, либо духовные ценности, равно как и поиск личных преимуществ и положительных эмоций.

Концепция социального взаимодействия как процесса обмена логически вытекает из предположения, что люди стремятся обрести вознаграждение в своих социальных ассоциациях. Если человек привязан к другим потому, что он ожидает, что сотрудничество с ними будет для него вознаграждаемым, он захочет реализовать предполагаемые выгоды. Аналогичным образом другие люди, чтобы участвовать в социальном обмене, также должны иметь в этом свой интерес. Но их интерес в сотрудничестве с ним будет зависеть, согласно предположению теории социального обмена, от ожидания их собственного вознаграждения.

Люди часто берут на себя хлопоты по оказанию услуг не только друзьям, но и просто знакомым и даже незнакомым, и, делая это, они создают социальные обязательства. Индивид, не выполняющий своих обязательств за оказанные услуги, тем самым лишает других стимула продолжать с ним дружеские отношения. Кроме того, очень вероятно, что такой индивид будет обвинен в неблагодарности. Именно подобное обвинение показывает, что люди ожидают взаимности за добровольно оказываемые услуги. Оно также служит социальной санкцией, чтобы отвратить людей от пренебрежения своими социальными обязательствами. В свое время Георг Зиммель заметил, что благодарность «устанавливает узы взаимодействия, взаимности услуг, ответной услуги даже тогда, когда они не гарантированы внешним понуждением» [The Sociology of G. Simmel / Ed. by K.H. Wolff. Glencoe, Ill.: Free Press, 1950. — P. 387].

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых ... выражает некое состояние организма. Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например ... хотя, разумеется, обязательно чем-то детерминировано. Экспрессивное поведение – это своего рода зеркало, оно отражает, обозначает ...

2) Социально-антропологические теории обмена

СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА КОНЦЕПЦИЯ- (1) — в узком смысле теория, разработанная в американской социологии усилиями Блау, Хоманса, P.M. Эмерсона и их последователей; (2) — в широком смысле — направление в социальном знании (социологии, социальной антропологии, социальной психологии, а также экономики и политологии), трактующие суть социальной жизни как обмен различными типами деятельности, которая, в свою очередь, понимается как обмен чего-либо на что-либо в актах социального взаимодействия с целью удовлетворения потребностей и интересов социальных субъектов (под которыми в большинстве случаев понимаются атомарные социализированные индивиды).

Теоретические основы С.О.К. были заложены в экономическом и этическом утилитаризме Смита, Бентама, Милля и др., закрепившем принцип оценки явлений с точки зрения их полезности и выгодности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. Согласно экономической версии С.О.К., человек рационально стремится максимально увеличить совокупность своих материальных благ в процессах обменных (деловых) операций, осуществляемых в рамках рынка. В рамках этих представлений была выработана модель так называемого «экономического» человека («калькулирующего» максимализацию выгоды и минимизацию затрат и действующего на основе расчета издержек) и представление о «невидимой руке рынка» (приводящей цели и интересы индивидов, противостоящие друг другу в конкретных экономических ситуациях (микроуровень), к «согласованию» (балансу) в рамках макроструктуры рынка как такового).

3 стр., 1209 слов

Социальная психология 18

... Скиннер, Доллард, Миллер, Бандура применили новую концепцию оперантного обуславливания. Она применялась для обьяснения формарования социального поведения и привела к созданию теории социального ... соц. обмена. Во всех теориях идеи подкрепления является основной. Психоанализ (З.Фрейд) или ... соответствия как основы индивидуального и социального поведения человека. В рамках когнитивизма сформированны ...

В этической версии утилитаризма поведение людей трактуется через их естественное стремление (рационализируемое в конкретных действиях и поступках) испытывать наслаждение и избегать страданий. Эти версии и модели, переосмысленные в прагматизме, и явились отправной точкой анализа в собственно С.О.К., развитие которой шло параллельно и во многом во взаимодействии (с заимствованием ряда идей и методологических принципов исследования) с антропологическими версиями С.О.К. (Малиновский, Мосс, Леви-Строс и др.).

Социальная антропология существенно изменила и усложнила представления о социальных обменах на основе анализа базовых процессов традиционных обществ. Было показано, что: 1) обмены сложно мотивированы; 2) они стремятся к институционализации и закреплению в культурных образцах и моделях; 3) институционализации обменов играют организующую роль в социальных структурах; 4) позиции, статусы и роли в обменах ведут к процессам социальной дифференциации и иерархизации; 5) значительную часть обменов составляют символические интеракции (взаимодействия), формирующие и закрепляющие наличные типы социальности, 6) обмены в большинстве случаев осуществляются внутри социальных групп и от их имени в сложных ценностно-нормативно организованных социальных структурах, 7) характер обменов зависит от ценности перераспределяемого в них ресурса и регулирующих их норм взаимности: обоюдные (прямые) обмены и односторонние (косвенные) обмены, в которых баланс интересов достигается лишь в конечном итоге через целую цепочку обменов и в только определенной социальной целостности. Развитие социологической С.О.К.

шло под лозунгом возвращения человека в социологический анализ, вызванном во многом неудовлетворенностью схемами анализа социального поведения, предложенного бихевиоризмом, с одной стороны, и необходимостью акцентировать внимание на микросоциологическом уровне анализа социальной реальности — с другой. Однако в отличие от символического интеракционизма, исходившего из тех же задач и пошедшего по пути преодоления принципов бихевиоризма и позитивистской методологии анализа, представители С.О.К. предложили по сути их новую реформированную редакцию. Так, вместо концептов пользы (выгоды) и издержек (затрат) были соответственно введены понятия вознаграждения и наказания, что позволило внутри теории обсуждать проблемы мотивированности как отдельных актов, так и обмена в целом, а также принципы выбора тех или иных стратегий поведения. Сохранив исходные положения о рациональности поведения участников и базово-сти для формированияя социальной реальности отношений обмена с целью получения вознаграждений и избегания наказаний, теоретики С.О.К. пошли по пути смягчения исходных посылок анализа. Было признано, что поведение людей далеко не всегда рационально, они редко действуют по экстремальным моделям (типа «стремления к максимальному увеличению прибыли»), часто избираются не самые эффективные стратегии поведения и т. д. Главное же — была выработана методологическая установка на преодоление бихевиористского редукционизма (в наибольшей степени он присущ внутри С.О.К. Хомансу) макроструктур к микроанализам непосредственного поведения. Основное внимание Блау и Эмерсона было уделено как раз поиску механизмов переходов от микроуровня к макроуровню социальной реальности и адекватных способов их описания (усиление внимания к ценностно-нормативным механизмам; обнаружение «вторичного» подкрепления удачных стратегий поведения (вне самой ситуации обмена); анализ механизмов распределения власти, взаимодействия групп, социальных институтов; учет фактора социокультурной памяти; введение концептов «обменные цепочки», «сети обмена», «продуктивный обмен» и т. д.).

4 стр., 1969 слов

Социальный проект «Навстречу друг другу»

... ребенка в приемной семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития). 3. Для государства: - уменьшение количества интернатных учреждений; - увеличение ... Индивидуальное, семейное и групповое консультирование по психолого-педагогическим, правовым, социальным вопросам, актуальным для принимающих родителей; Школа приемных родителей. Дети Подготовка ...

Многие положения С.О.К. близки концепции социальных ролей (Р. Линтон и др.), однако, в целом, отличаются от нее прежде всего акцентом на исследование процессуальности социальной реальности. Вместе с тем в поздних версиях С.О.К. заметно возрастание интереса к исследованию структур. В значительной мере С.О.К. (как и теория ролей) оказалась интегрирована в структурно-функциональный анализ в социологии.

3) Бихевиористская психология скинера

Бихевиористские концепции личности (Б. Скиннер, А. Бандура).

Беррес Скиннер (1904 — 1990) родился в США (штат Пенсильвания).

Воспитывался в теплой атмосфере семьи. С детских лет Скиннер занимался конструированием разных устройств (самокатов, каруселей и т. п.).

В 1926 г. Скиннер получил степень бакалавра в Гамильтоновскмом колледже (штат Нью-Йорк) по гуманитарным наукам (английская литература).

Пытался стать писателем, но затем отказался от этой карьеры и поступил в Гарвардский университет для изучения психологии. В 1931 г. получил степень доктора наук. Изучал нервную систему животных. Работал преподавателем в ряде университетов США. Приобрел известность как один из ведущих бихевиористов.

Его основные труды: «Поведение организмов» (1938), «Наука и поведение человека» (1953), «Режимы подкрепления» (1957), «О бихевиоризме» (1974).

Б.Скиннер выступил против концепций, подчеркивающих автономный характер человека и определяющих его поведение внутренними факторами (бессознательное, архетипы и пр.), ибо эти теории не доказуемы, не поддаются опытной проверке, носят умозрительный характер.

По мнению Б. Скиннера, интрапсихологические теории сродни философским абстрактным умствованиям. Все объясняется в поведении человека лишь на основе внешних обстоятельств. По Скиннеру, человеческий организм — это черный ящик и его содержание (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и пр.) надо исключить из сферы эмпирического исследования. Научное толкование поведения возможно только в анализе связи между стимулами и поведенческими реакциями, которые проявляются человеком. Отсюда Скиннер саркастически относится к генетико — физиологическим теориям поведения, ибо экспериментально нельзя определить их влияние на поведение человека. Понять поведение — значит проконтролировать его условиями окружения. Люди сложны, но в принципе это тоже автоматы. Механизмы поведения людей однотипны. Он поддерживал тезис И.П.Павлова: «Управляйте вашими обстоятельствами и вы увидите закономерности».

В своем учении о поведении человека Скиннер различает 2 его типа:

1. Респондентское поведение: это характерная реакция, которая вызывается стимулом. Стимул всегда предшествует реакции людей (отдергивании руки при воздействии на нее горячим предметом — чайник и т. д.).

Респондентское поведение похоже на павловские рефлексы (автоматическое слюноотделение у собаки при наличии стимула — мясо во рту);

2.Оперантное поведение (т.е. вызванное оперантным научением) — поведение, которое определяется событиями, которые следуют за реакцией. Если последствия благоприятны для организма, то вероятность повторения операнта усиливается. И наоборот, если последствия реакции неблагоприятны и не подкреплены, то вероятность получить оперант (=действие) уменьшается (так, если вы здороваетесь с человеком, а он никак не отвечает, то скоро вы перестанете с ним здороваться).

Б.Скиннер разработал метод, получивший название «свободный оперантный метод» на основе следующего опыта. Полуголодную крысу помещают в пустую комнату («ящик Скиннера»), где есть рычаг и миска для пищи. Сначала крыса совершает спонтанные случайные операнты (действия) ходит, принюхивается, чистит себя и пр., что не вызывается узнаваемым стимулом. Затем она нечаянно нажимает на рычаг и автоматически пищевой шарик попадает в миску. Потом крыса постепенно (пока ее оставляют голодать) все чаще нажимает на рычаг — то есть происходит оперантное научение через кормушку. То же в опыте с ребенком (оперантное научение поведению

плача): допустим ребенок плачет перед сном; родители обращают на него внимание, сидят в комнате до засыпания, то есть дают позитивное подкрепление. По совету врачей родители стали оставлять ребенка засыпать одного и не обращать никакого внимания на плач. В итоге через неделю поведение плача прекратилось. Смысл оперантного научения — подкрепленное поведение стремится к повторению, а не подкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться.

Скорость приобретения или сохранения оперантного поведения определяется режимом подкрепления. Б. Скиннер различал несколько форм подкрепления (режимов): режим непрерывного подкрепления, режим прерывистого или частичного подкрепления. Различается первичное и вторичное подкрепление. Первичные подкрепления для людей: пища, вода, секс, физический комфорт. Эти подкрепления — стимулы не зависят от научения, они обладают безусловным характером, так как удовлетворяют биологическую потребность. Вторичные подкрепления — это условные подкрепления, т. е. любые события, вещи и пр., которые приобретают свойство осуществлять подкрепление на основе связи с первичным подкреплением, которое обусловлено прошлым опытом организма (например, в качестве общих вторичных подкрепляющих стимулов у людей выступают деньги, внимание и пр.).

По Скиннеру, любой нейтральный стимул становится подкрепляющим, если ассоциируется с другими стимулами, которые раньше являлись подкрепляющими.

Скиннер считает, что в основном поведение человека контролируется агрессивными (неприятными, болевыми) стимулами. Типичными методами контроля являются наказание (например, студенту за шпаргалки на экзамене ставят двойку) и негативное подкрепление (процесс, в котором негативный стимул или ограничивается или его избегают — например, человек прячется от палящего солнца в помещении).

4) Критика хоменса концепции дюркгейма и структурного функционализма парсонса

Дж. Хомaнс разрабатывает свою концепцию в оппозиции к структурному функционализму или функционализму, и прежде всего в оппозиции Дюркгейму и Пaрсонсу. По Хомaнсу, функционализм начинается с исследования норм, предсказывающих поведение индивидов в различных ситуациях. Наибольшее внимание функционализм проявляет к связке норм, (названных ролью), и к связке ролей, (названных институтами).

Все социальное исследование сводится анализу социальных ролей, а не индивидов. Направление работы функционалистов определялось интересом к взаимоотношению ролей и институтов. Но функционалисты прежде всего интересовались отношениями институтов, а не вопросом о причинах этих взаимоотношений. Это позволило рассматривать социальную структуру общества как нечто стабильное. Функционализм больше интересовался последствиями работы институтов для социального целого, чем их причинами. Эти последствия рассматривались как функции и призваны были обеспечить равновесное состояние социальной системы в условиях постоянного общественного движения. Главное положение социологии относилось не к поведению индивидов, а к обществу или другим социальным группам. Хоманс критикует структурализм, представленный Леви-Строссом, в следующих аспектах.

Структурализм подменяет анализ непосредственного обмена между индивидами, осмыслением различных форм обобщенного обмена, лишая понятие обмена всякого смысла.

Оспаривается точка зрения, согласно которой различные формы обмена символически воспроизводят социальные институты.

Структурализм пренебрегает психологическими механизмами организации социального взаимодействия.

В противоположность структурализму Хомaнс считал, что социальная теория должна сосредотачиваться на исследовании форм ограниченного и непосредственного обмена между индивидами.

5) Психологический редукционизм хоманса и блау

Конкретными создателями теории социального обмена справедливо считаются Джордж Хоманс и Петер Блау.

Джордж Каспар Хоманс (Homans), американский социолог и социальный психолог — один из основателей теоретического и эмпирического изучения малой группы. Он родился 11.08.1910 г. в Бостоне (США), преподавал в Гарвардском университете и Кембридже, избирался президентом Американской социологической ассоциации, с 1972 г. — действительный член Национальной академии наук США.

В процессе формирования как ученого в Гарварде, он начинал как структурный функционалист, создав теорию малой группы («Человеческая группа» — 1956 г.).

В качестве главного критерия малой группы он принял наличие в ней процесса непосредственного сотрудничества людей. В монографии была представлена оригинальная разработка весьма эффективной техники проведения конференций и дискуссий как метода эмпирического социологического исследования, примененного, в частности, при изучении промышленников, политических и военных бюрократий. Эта книга принесла Хомансу имя и известность в социологии как талантливого методолога. Предисловие к ней написал один из патриархов американской социологической мысли Роберт Мертон. В нем Мертон раскрывает стратегию изложения Хомансом аналитического материала: «Хоманс использовал метод презентации. Сначала он дает обширный набросок концептуальной схемы для первоначального обозрения фактов. Затем идет детальное описание фактов. Далее — раскрывается концептуальный инструментарий, используемый при анализе фактов. Наконец, когда данные того требуют, вводятся новые понятия для расширения понимания наблюдаемого поведения.

Таким образом, читатель видит социологическую теорию в работе — организующей, уясняющей и дающей плоды на основе данных, которые при ином подходе были бы просто инертными" [Homans G. The Human Group. — N. Y.: Harcourt, Brace and Co, 1950. — Р. XVIII].

Однако в начале 60-х годов Хоманс отошел от функционализма и провозгласил «предельный психологический редукционизм», при котором единицей анализа должно стать элементарное социальное поведение, то есть непосредственно контакты между индивидами. Социальное поведение он рассматривает как явление, основывающееся на принципе универсального обмена. Развивая этот подход, он формулирует важнейшие правила справедливого обмена. Наиболее известными научными трудами Хоманса являются его монографии «Человеческая группа» (1956), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967), «Определенности и сомнения» (1987).

Петер Михаэл Блау (Blau) — один из крупнейших специалистов в области социологии организаций. Его диссертация, опубликованная в 1952 году под названием «Динамика бюрократий», наряду с работами его коллег по колумбийской аспирантуре Филиппа Селзника и Алвина Гоулднера, заложила фундамент для одного из наиболее влиятельных направлений современной социологии — социологии формальных организаций.

Он родился 07.02.1918 г. в Вене (Австрия), в 1939 г. переехал в США, в 1943 г. получил здесь гражданство. Докторскую диссертацию он защитил в 1952 г. в Колумбийском университете Нью-Йорка (а магистерскую в 1966 г. в Кембридже).

Блау преподавал в таких престижных американских университетах, как Корнуэльский, Чикагский (1953−1970), Колумбийский (1970−1988).

С 1988 года он — заслуженный именной профессор Университета Северной Каролины.

Первоначально Блау принял социально-психологический подход, сконцентрированный на межличностных отношениях людей в больших формальных организациях. Его исследование процессов того, как формальные структуры организаций сдерживают неформальные отношения бюрократов, считается классикой социологического анализа. Первая его крупная работа «Обмен и власть в социальной жизни» (1964) написана с социально-психологических позиций. Однако в конце 60-х гг. Блау переходит от социопсихологической к социоструктурной ориентации, от преимущественно «микро» к преимущественно «макро» социологии. В то же время он вышел за пределы изучения формальных организаций, написав вместе с Отисом Данкеном знаменитую работу «Американская структура занятости» (1967), в которой рассматривается межпоколенческая мобильность и успехи в продвижении по службе и были применены утонченные статистические разработки социальной стратификации и процессов достижения статуса (status attainment).

Данная проблематика привела Блау к написанию работы «Неравенство и гетерогенность» (1977), которая стала его новым вкладом в теоретическую социологию. В ней он, в частности, определяет социальную структуру как распределение людей по социальным позициям и высказывает ряд предположений, которые в настоящее время уже подтверждены эмпирически, например: когда социальная группа увеличивается в размерах, доля ее членов, вступающих в брак на стороне, уменьшается.

Говоря о его научном стиле, следует сказать, что его выкладки носят четкий характер, он точно определяет термины, ясно формулирует допущения и утверждает принципы так, чтобы они имели эмпирические дедукции.

Блау избирался президентом Американской социологической ассоциации в 1973—1974 гг. Наиболее известными его работами являются следующие монографии: «Динамика бюрократий» (1952), «Бюрократия в современном обществе» (1956), «Формальные организации» (1962), «Обмен и власть в социальной жизни» (1964), «Американская структура занятости» (1967), «Структура организаций» (1971), «Организация академической работы» (1973), «Природа организаций» (1976), «Неравенство и гетерогенность. Изначальная теория социальной структуры» (1977), «Пересекая социальные круги» (1983).

7) Принципы системного анализа соц группы в книге хоманса «человеческие группы»

Джордж Каспар Хоманс (1910 г.) начинал свою карьеру как структурный функционалист. Его работа «Человеческая группа"(1950г.), заслужившая очень высокую оценку социологического сообщества, написана в лучших функционалистских традициях. Анализируя пять эмпирических исследований малых групп, Дж. Хоманс создает обобщения, пригодные для описания функционирования малых групп вообще. В середине 50-х годов Дж. Хоманс порывает с функционализмом, ссылаясь на то, что функциональный подход неспособен теоретически объяснить поведение людей. Позднее, в 1964 г. в своем президентском обращении к Американской социологической ассоциации он объяснял этот разрыв, доказывая, что социальные явления могут быть объяснены только по отношению к мотивам действующих индивидов.

Теория должна не только открывать и описывать определенные явления, она также должна объяснять их, именно этим и определяется эффективность любой теории. Считая, что функционализм слишком сосредотачивается на уровне описания и ничего не делает для объяснения социальных явлений Дж. Хоманс ставил своей задачей создание теории, способной производить такие объяснения.

В отличие от сложившегося основного направления социологии рассматривающего общественные явления как социальные факты, объяснимые только на основании других социальных фактов, Дж. Хоманс подчеркивал важность психологии при объяснении социального мира, тем самым прорывая с «социологизмом» Э. Дюркгейма.

Таким образом, теория социального обмена Дж. Хоманса представляет собой очень рационализированную модель человеческого поведения, детерминированного внешними обстоятельствами и внутренними мотивами. Рациональность действия при этом заключена не в сознательном выборе людей (как у Т. Парсонса), а в следовании правилам социального обмена, и, следовательно, свобода человека оказывается лишь «иллюзией выбора», подчиненного психологическим правилам.

Хоманс использует индуктивную стратегию. Начинает с того, что вся предшествующая социология строилась неправильно — не соответствовала критериям научности — строилась на понятиях, которые он называет абстракциями второго порядка.

Абстракции 1 порядка — соотносятся с эмпирической реальностью.

Абстракции 2 порядка — не соотносятся с эмпирической реальностью.

Следовательно, утверждения где есть эти понятия нельзя проверить, доказать или опровергнуть.

Примеры понятий: статус, роль, структура, среда, функции.

Для науки нужно более прочное основание. Нужно исходить из действительно наблюдаемой социальной жизни.

Реальная социальная жизнь — поведение людей.

Реальное поведение людей всегда протекает в малых группах.

В малых группах развертывается реальный социальный процесс. Предмет изучения — не малые группы, а в поведение в них. Три исходные абстракции первого порядка — взаимодействие, деятельность, чувства. Все они количественно измеримы! Чувства — вид деятельность, имеющий внешнее проявление. Утверждения, — говорит Хоманс, — должны строится так: Х меняется только вместе с Y. Однако это только начальные формы утверждений, из которых должна состоять социологическая теория. Более точна формулировка: Х меняется вместе с Y при условиях С1, С2, С3… Хоманс в своей книге берет 6 разных исследований малых групп, от рабочего коллектива до уличной шайки. Анализируя материалы этих исследований Хоманс формулирует эмпирические закономерности.

2й этап.

Хоманс использует дедуктивную стратегию. Эмпирические закономерности, — пишет Хоманс, — ничего не объясняют, а наука должна объяснять.

Объяснение — подведение эмпирических утверждений под общие положения или постулаты, из которых их можно было бы логически вывести. С одной стороны эмпирические закономерности мы можем вывести из наблюдений (через пропозиции).

С другой — они могут быть выведены из неких постулатов. (собственно, это и есть индукция и дедукция).

Получив из постулатов новые закономерности, мы проверяем их наблюдениями и, если они не получают подтверждения, значит корректировки требуют постулаты. Постулаты тоже должны строиться на абстракциях первого порядка.

Где их взять? Хоманс говорит, что их можно и позаимствовать. И заимствует — из элементарной экономики и бихевиоризма.

Дискпритивные термины — основные наблюдаемые единицы — деятельность, взаимодействия, чувства.

Остальные термины — переменные — количество, ценности, вознаграждение, нормы, издержки, вложения, выгоды, распределительная справедливость.

Шесть положений (постулатов) теории обмена

Этот набор из шести положений, которые Дж. Хоманс предпочитает рассматриватъ как систему, по его мнению, объясняет, почему человек действует так ли иначе в любой ситуации.

Первое положение — положение успеха — состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится производить это действие.

Второе положение — положение стимула — описывает отношения между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул привел к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула или подобного ему, личность будет стремиться повторить действие.

Третье положение — положение ценности — определяет, что чем более ценно для личности достижение определенного результата, тем больше он будет стремится произвести действие, направленное на его достижение.

Четвертое положение — положение «насыщения-голодания» — определяет, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение подобной награды.

Пятое положение — положение «агрессии-одобрения» — определяет, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результаты такого поведения становятся для него более ценными. Наоборот, если человек получает ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше, чем-то, на которое он рассчитывал, или не получает наказание, которое он предполагал, то он стремится демонстрировать одобряемое поведение и результаты такого поведения становятся для него более ценными.

Шестое положеие — рациональность — при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения наибольшая.

Хоманс, в частности, использует этот набор идей для объяснения таких явлений, как использование власти и авторитета, сотрудничество, конформность, соревнование структуры чувства и итерации, статус и влияние, справедливость, возникновение стратификации. Все эти явления он рассматривает преимущественно в терминах природы задействованных межличностных отношений. Более того, он акцентирует внимание на «элементарных» формах поведения. Все это он называет субинституциональным уровнем анализа. «Мы получаем, — пишет он, — самое полное понимание элементарных черт социального поведения, наблюдая взаимодействия между членами малых, неформальных групп»

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector