Оглавление.Введение. 2 История представлений о темпераменте. 6 Характеристика типов темперамента. 10 Свойства темперамента. 14 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 19 Темперамент и личность. 23 Значение темперамента в психологии и жизни человека. 28 Список использованной литературы. 31 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности. Введение.
Каждый человек неповторим и отличается от другого разными особенностями, которые и характеризуют его индивидуальность. Все мы различаемся по реакции на окружающие воздействия, по проявляемой нами энергии и быстроте психических процессов. Такие особенности характеризуют активность и эмоциональные проявления индивида. Важнейшим компонентом психики человека являются свойства нервной системы. Тип нервной системы определяет темперамент личности и отражается на его поведении. Темперамент – это жизненная энергия, биологический фундамент личности, дар природы, совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении.
С точки зрения современной психофизиологии он даётся человеку от рождения на всю жизнь. По ходу жизни темперамент остаётся стабильным, но может до определённой степени измениться под воздействием психических состояний и жизненных ситуаций.
В своих проявлениях темперамент зависит не только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние на скорость развития темперамента и на способы его проявления личностью. Темперамент оказывает значительное воздействие на формирование характера и поведение человека, определяет его поступки и индивидуальность. Он является связующим звеном между личностью, организмом и познавательными процессами. Психологами установлено, что в темпераменте отражаются такие психологические свойства человека как: общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность, волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности и т.д. Знание сущности темперамента, умение грамотно определять его типы, равно как и знание психологических свойств личности важны не только педагогу, школьнику и практическому психологу. Они необходимы для руководителя предприятия, менеджера в социальной сфере.
Исследование темперамента и его свойств
... деле тип темперамента - это тип работы нервной системы. Объект исследования - темперамент как психическое свойство личности. Предмет исследования - особенности исследования темперамента и его свойств. Цель исследования - изучить особенности темперамента и его свойств. В связи ...
Это будет способствовать формированию у него высокой психологической культуры отношений: умению обращаться и работать с людьми, регулировать своё поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, знать свои индивидуальные психологические качества и возможности адекватно оценивать возможности себя и подчинённых. В этом заключается актуальность выбранной мною темы. Кроме того, эта тема вызывает у меня повышенный интерес и позволяет повысить образовательный уровень.
Цель моей работы заключается в изучении темперамента как понятия: его типов, свойств, влияния на личность и индивидуальный стиль деятельности.
Для выполнения намеченной цели необходимо решить следующие задачи: подобрать соответствующую теме литературу, изучить имеющиеся сведения, проанализировать полученную информацию и сделать выводы. Научное изучение темперамента сложно и противоречиво. Вряд ли в психологии найдется еще одно такое фундаментальное понятие, которое было бы всем так хорошо понятно на уровне здравого смысла, но фактически было бы так мало изучено, несмотря на многочисленные посвященные ему публикации.
Для своего исследования я выбрал книгу Анатолия Васильевича Батаршева «Темперамент и характер. Психологическая диагностика» , статью Владимира Михайловича Русалова «О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека» , а также энциклопедии и другую литературу. В своей книге Батаршев подробно изложил сущность темперамента, его характерологические особенности, взаимосвязь с типами высшей нервной деятельности, с другими психологическими свойствами личности, методики практического определения типов темперамента, уровней экстраверсии, интроверсии и эмоциональной устойчивости, особенности характера и его типологию. Автор предлагает новейшие тесты для определения типов темперамента, описывает различные подходы к его исследованию, методику определения уровня тревожности, самооценки психических состояний, определения свойств темперамента в спортивных коллективах.
Батаршев так пишет о темпераменте и его связи с высшей нервной деятельностью: «Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека…, с обменом веществ в организме. И.П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности человека, свойства нервной системы.
Эти свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению» . Русалов в своей статье своеобразно излагает об истории изучения темперамента и о биологических типах человеческого организма составляющих основу темперамента. Автор выделяет в человеческой психике два аспекта: формально-динамический и содержательный, темперамент состоит из двух подструктур общей активности и эмоциональности.
Доказательно демонстрирует разницу между понятиями «темперамент», «личность», «характер», определяет критерии для соотношения различных психологических свойств к темпераменту, научно обосновывает концепцию высокой эффективности совместной работы людей противоположенных по темпераменту. Русалов уделяет особое внимание влиянию темперамента на личность человека и формирование его индивидуальности.
Исследование cвязи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента
... ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА. § 1.1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, ...
Статья написана сложным научным языком, но именно этим она и интересна. Русалов так описывает подструктуры темперамента и его связь с личностью: «В темпераменте мы выделяем… две подструктуры: общую активность и эмоциональность, которые в качестве необходимых компонентов включаются… в более высокоорганизованные психические структуры, первая — преимущественно в общие способности (интеллект), вторая — в характер. … Включение темперамента в структуру личности, с нашей точки зрения, позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые ответственны за формирование и функционирование собственно личностных качеств индивида» . Оба автора дают научное обоснование темперамента, его типов, свойств, связи темперамента с личностью и индивидуальным стилем деятельности, но обоснования каждого из них своеобразны.
Мне очень понравилась книга Батаршева и я полностью разделяю точку зрения автора. Книга Русалова не вызвала у меня достаточного интереса.
Не все научные взгляды автора мне импонировали. Многие учёные отмечают, что вопрос о природе темперамента пока остается открытым, поскольку существуют как теоретические, так и научные противоречия, связанные с разными исследовательскими подходами, которые формулируются в различных психологических школах и направлениях.
История представлений о темпераменте
Первые дошедшие до нас систематические описания различий между людьми были сделаны в Древнем Китае в VII в. до н.э. Древнекитайские медики выделяли неуравновешенных и подвижных, сильных и храбрых, медлительных и неповоротливых людей, сравнивая их поведение с животными.
Великий греческий целитель Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) первым в истории выделил типы темперамента. В организме человека присутствуют четыре жидкости или жизненных сока. От соотношения четырёх жидкостей в организме зависят особенности психики и поведения человека. Греческое название жидкостей: крови (сангвис), жёлтой желчи (холе), чёрной желчи (мелайна холе), лимфы (флегма), как раз и послужили для обозначения типов темперамента, широко используемых до сих пор: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Теория Гиппократа была усовершенствована врачом Клавдием Галеном (200-130 гг. до н.э).
Он жил в Римской Империи при императоре философе Марке Аврелии. Изучив труды своих предшественников он перевёл греческое слово «кризис» на латынь как «темперамент». Труды Гиппократа и Галена легли в основу гуморальной (жидкостной) теории темперамента, во многом предопределив дальнейшее его изучение. В последствии сформировалось два подхода к проблеме исследований темперамента.
Первый развил традицию античности и был связан с поиском биологических основ темперамента, а второй обратил внимание на психологическое содержание темперамента. Сторонники биологического подхода к концу XIX началу XX в. отошли от гуморальной теории. Российский физиолог Пётр Францевич Лесгарт считал, что в темпераменте особую роль играют свойства крови или особенности системы кровообращения, в первую очередь сердце и стенки сосудов. Немецкий психиатр Э. Кречмер полагал, что темперамент определяется типом телосложения.
Нервная система человека
... соматической. Посредством соматической нервной систем человек может управлять движениями, произвольно вызывать или прекращать их. Часть нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов называют автономной. Работа автономной нервной системы не подчиняется воли человека. Нельзя, например, ...
Он утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента. Решающий сдвиг в изучении темперамента произошел в начале 30-х гг. ХХ века благодаря работам Ивана Петровича Павлова (1849-1936).
Он впервые высказал мысль, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы. Русалов пишет об учении Павлова: «И. П. Павлов однозначно связывал свойства нервной системы — комбинацию силы, уравновешенности и подвижности — с тем или иным типом темперамента. … И. П. Павлов не только не усомнился в правильности психологической типологии темперамента, которая в те годы была широко представлена четырьмя гиппократовскими типами (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), а попытался, взяв эти типы как нечто реально существующее, подвести под них научную физиологическую базу…» . Тип высшей нервной деятельности характеризуется комбинацией свойств возбуждения и торможения.
Исходя из разных сочетаний силы, скорости и уравновешенности этих процессов, он предложил выделять четыре основных типа высшей нервной деятельности.
Слабый тип свойственный меланхолику отличается относительно неразвитыми процессами возбуждения и торможения. Люди этого типа не могут выдержать длительные, сильные раздражители. Сильный тип характерен для холерика. У него сильная нервная система при неуравновешенности основных нервных процессов.
Возбуждение преобладает над торможением. Сильный уравновешенный тип соответствует сангвинику. Процессы возбуждения и торможения уравновешены, но быстрота, подвижность и лёгкая перемена психологических процессов ведут к неустойчивости нервных связей. У флегматика характеризующего сильным уравновешенно- инертным типом малоподвижные, но спокойные нервные процессы. Они внешне всегда невозмутимы и редко приходят в состояние возбуждения. Павлов особо подчёркивал, что слабость нервной системы не является отрицательным качеством.
Сильная нервная система приспособлена к одним жизненным ситуациям, а слабая к другим. Слабая даёт высокую чувствительность, а сильная более устойчива к интенсивным и продолжительным стимулам. Иван Петрович выделил и эмоциональные особенности этих типов. Холерик склонен к ярости, меланхолик к страху, сангвиник к положительным эмоциям, а флегматик никак внешне не реагирует на происходящее вокруг. Павловская концепция связи типов темперамента с типами нервной системы стала новой вехой на пути исследования классификации темпераментов, она направила внимание учёных к дальнейшей детализации – соотнесению отдельных свойств нервной системы с конкретным типом темперамента.
Борис Михайлович Теплов (1896-1965) вместе со своим учеником и коллегой Владимиром Дмитриевичем Небылицыным (1930-1972) на основе проведённых ими исследований пришли к выводу, что лучше говорить не о типах, а о свойствах нервной системы, комбинация которых определяет тот или иной темперамент. Особое значение при этом имеют общие свойства нервной системы: общая активность проявляющаяся в движении человека, познании окружающего мира, общении с другими эмоциональность т.е. чувствительность, восприимчивость человека к направленным на него воздействиям.
Следующим этапом в изучении темперамента стало учение английского психолога Ганса Юргена Айзенка (1916-1997).
Он был одним из лидеров биологического направления психологии, создания факторной теории личности, где была дана нейрофизиологическая характеристика в которой выделялись — фактор экстраверсии-интроверсии и фактор нейротизма. Он начал свои исследования базовых признаков личности с анализа результатов психиатрического обследования групп здоровых солдат и признанных невротиками.
Темперамент, его типы и свойства
... работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в ... немецкому философу И. Канту2 И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. К первым относится меланхолический и сангвинический, а ...
В результате анализа было выделено 39 переменных по которым данные группы оказались различны. Факторный анализ этих групп позволил выделить четыре фактора: экстроверсия, интроверсия, нейротизм и психопатия.
Высокий балл по первой шкале соответствует более высокому порогу двигательной активации, скорости реакций а низкий — низкому. Другому свойству — нейротизму соответствует уровень активации нервной системы: повышенный нейротизм, более эмоциональная реакция на события во внутренней среде организма. В середине 80-х г. российский психолог Владимир Михайлович Русалов (род. 1939) создал специальную теорию индивидуальности. Согласно ей общая психическая активность проявляется в четырёх аспектах поведения. Первый эргичность или выносливость, определяет уровень интенсивности взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми.
Второй пластичность или гибкость сказывается в разнообразии форм поведения, в лёгкости перехода от одного вида деятельности к другому. Третий — темп определяющий скорость действий. Четвёртый — эмоциональность. Русалов предположил, что четыре составляющие темперамента независимы друг от друга и проявляются в трёх основных сферах деятельности человека: психомоторной (действия с предметами), коммуникативной (общение) и интеллектуальной.
Четыре основных свойства по-разному проявляются в трёх видах деятельности и дают 12 свойств темперамента. Русалов говорит по этому поводу: «Наиболее фундаментальной формально-динамической чертой, формирующейся при наличии постоянно одних и тех же биологических компонентов… является та, которая характеризует меру взаимодействия человека-субъекта со средой и другими людьми с точки зрения ее динамико-энергетической напряженности. … Другой важнейшей формально-динамической характеристикой… бесспорно относящейся к темпераменту, является эмоциональность человека» . Исследования в области темперамента продолжаются и по сей день, но учёные пока не смогли выработать единый подход к его изучению.
Исследования нервной системы человека и выработка окончательной теории темперамента дело будущих поколений.
Характеристика типов темперамента
Психологические различия в типах темперамента ярко проявляются в поведении людей в необычных жизненных ситуациях. У сангвиников психические процессы характеризуются большой скоростью протекания. Они обладают высокой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни и подвижностью. Их внимание не стабильно, быстро и легко переключается. Они инициативны, общительны, склонны к остроумию. Речь живая и быстрая, открытый взгляд, разнообразная мимика. Сангвиники с радостью берутся за каждое новое дело с увлечением, любят разнообразие ситуаций, перемену мест, избегают однообразия, шаблонов в работе, стараются спокойно пережить неудачи.
Больше всего им подходит работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности. У сангвиников наблюдаются следующие позитивные характерологические черты: высокая подвижность, лёгкая приспособляемость, общительность, доброжелательность, жизнерадостность, выразительность мимики и пантомимики, низкая склонность к самоубийству, но при этом они деятельны лишь при условии интересного дела, тяготятся однообразием, бывают резки при выполнении тех или иных действий, неусидчивы, малонастойчивы.
Связь темперамента человека с его поведением в экстремальных ситуациях
... темперамента аналогична типологии Галена. 1.2 Типы темперамента Холерик. Сильный неустойчивый тип нервной системы. Холерический темперамент связан с неуравновешенным типом нервной системы, возбуждение у таких людей ... 2.1 Поведение людей в экстремальных ситуациях Жизнь человека представляет собой ... темперамента. У сангвиника как правило преобладает хорошее настроение, которое редко меняется. Его реакции ...
Со стороны сангвиник представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется и столь же быстро остывает, много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья.
Его отличают доброта, готовность прийти на помощь. Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Своим внешним видом он выражает скорее склонность к бездеятельности, чем к напряжённой, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. Психические процессы флегматика характеризуются определённой инертностью и замедленным реагированием на раздражители. Уравновешенность и инертность нервных процессов позволяют флегматику оставаться спокойным в любых условиях. Это спокойный, всегда ровный, упорный труженик жизни. При наличии сильного торможения и слабого процесса возбуждения ему нетрудно сдерживать свои порывы, строго следовать выбранному распорядку жизни.
Флегматик солиден, работает неторопливо, ритмично, внимание в меру устойчиво, но его переключение замедленно. Чувства внешне проявляются слабо, он скуп на слова, взгляд маловыразителен, мимика бедна и однообразна.
В меру общителен, предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность, излишние самопроверки ему не мешают и не раздражают, редко сам проявляет инициативу. К характерологическим чертам флегматика относятся: ровность в отношении, спокойствие в общении, нераздражительность, высокая работоспособность, настойчивость, способность к большому напряжению в работе, инертность, малоподвижность, трудности при необходимости быстрого сосредоточивания внимания, медленность в принятии решений.
Нервные процессы холерика отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Он вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. У него выразительный, прямолинейный взгляд, движения резкие и быстрые, наблюдается резкая смена эмоций, склонен переоценивать свои собственные силы и недооценивать препятствия, встречающиеся на пути к цели, стремится в «первые ряды». Речь носит яркую эмоциональную окраску, излишне громкий голос, часто перебивает собеседника, в разговоре захватывает инициативу, горячо настаивает на своём. Если возражает и перебивает, то громкость и скорость речи возрастает.
Для холериков характерна цикличность в работе, они способны со всей страстью отдаться делу, за которое взялись, увлечься им. Однако при подавленном состоянии, при упадке веры в свои возможности, начатую работу забрасывают. Замедленный и спокойный темп работы холерики не любят. Для них больше всего подходит работа, требующая немедленного исполнения. Среди наиболее типичных свойств характерных для холерика выделяют: высокую активность, энергичность, быструю разведку обстановки, общительность, решительность, возбуждённую убедительную речь, цикличность в настроении, работе, поведении, вспыльчивость, резкость в отношениях, неустойчивость в поведении.
РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ХАРАКТЕР ...
... определенную организацию, характеризующую тип темперамента. Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, ...
Про холерика говорят, что он слишком горяч, несдержан. Но он быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут на встречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Меланхолик отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью. Сильные воздействия вызывают у него заторможенность характеризующуюся преобладанием тормозного процесса при слабости нервной системы. Слабое раздражение у меланхолика может переживаться им как сильное. Он склонен к внутренним переживаниям по любому незначительному поводу. Меланхолик замкнут, трудно сближается с людьми. Он обладает настороженным и тревожным взглядом, стремится быть в тени, отличается сдержанной, неопределённой и неуверенной мимикой, тихой, негромкой речью, осторожными и робкими движениями, придаёт большое значение мелочам.
Меланхолик опасается перемены мест, изменения в укладе жизни, склонен к внутренним стрессам, болезненно и долго переживает неудачи и наказания. В новых, особенно конфликтных, ситуациях он теряется, работает ниже собственных возможностей, склонен недооценивать свои силы и переоценивать препятствия. Для меланхолика больше всего подходит ровная, спокойная, требующая усидчивости и терпения работа.
В привычной обстановке монотонная работа его не тяготит, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело. Среди присущих меланхоликам свойств характера выделяют: высокую чувствительность, сердечность, тонкую восприимчивость, хорошую работоспособность в устоявшемся коллективе, чрезмерно лёгкую ранимость и застенчивость, мнительность, замкнутость, пониженную активность, неуверенность движений, низкую работоспособность в непривычных условиях.
Меланхолик живёт сложной и напряжённой внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается его, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой тип как правило бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, сильно перенживает, если не может выполнить данное им обещание, даже тогда, когда его выполнение от него самого мало зависит.
Деление свойств личности на позитивные и негативные носит очень условный характер. Каждый из типов темперамента имеет свои достоинства. Считается, что в будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях – меланхоликом, относительно влечений глубоко затрагивающих наши интересы – холериком и в исполнении раз принятых решений – флегматиком. Все характерологические особенности, которые на первый взгляд, кажутся отрицательными, в определённой жизненной ситуации могут сыграть на руку человеку.
В своей книге Батаршев пишет по этому поводу: «Следует отметить, что нет деления типов высшей нервной деятельности на «хорошие» и «плохие», точно также как и адекватных им типов темперамента. Каждый из типов ВНД и типов темперамента обладает определёнными достоинствами, а некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях и психическом состоянии индивида могут сыграть положительную роль. При этом нужно иметь в виду, что в чистом виде типы темперамента не существуют.
Между четырьмя типами темперамента располагаются до 16 промежуточных форм, как вариации основных типов». Наши врождённые особенности определяют динамику протекания наших психических процессов: их, темп, ритм продолжительность, интенсивность, а также некоторые черты поведения: подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций. Темперамент характеризует то, как мы действуем, а не то, что мы делаем.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Деление людей на четыре типа темперамента очень условно. Существуют переходные и смешанные темпераменты. Не соединяются лишь противоположенные: сангвиник, меланхолик и флегматик, холерик. Чистые темпераменты встречаются относительно редко. Среди великих людей были представители разных типов темперамента. Человечество обогатили сангвиники Моцарт и Пушкин, флегматики Кант и Черчилль, холерик Пикассо, меланхолики Лермонтов и Чайковский. Свой темперамент бесполезно переделывать.
Его нужно знать, понимать и использовать с умом, быть его хозяином, а не подчинённым. Свойства темперамента. Основной отличительный признак темперамента заключается в том, что он формирует динамику врождённых психических процессов. Именно поэтому свойства темперамента отличаются наибольшей устойчивостью и постоянством в сравнении с остальными особенностями человеческой психики. Свойства темперамента – это врождённые и устойчивые индивидуальные особенности психики, которые определяют характеристику различной деятельности человека.
У специалистов нет единства в конкретном количестве свойств темперамента, но принято выделять следующие: сенситивность, реактивность, активность, темп реакций, пластичность, регидность, экстроверсия, интроверсия, психотизм, эмоциональная возбудимость. Свойства темперамента определяются особенностями нервной системы человека. Сенситивность – это способность человека различать, ощущать и реагировать на внешние раздражители. Она отвечает за чувственные рефлексы человека.
Люди по-разному реагируют на происходящие с ними события. Одни пропускают всё через себя, а другие остаются выдержанными и, даже безразличными ко всему, что с ними происходит. Сенситивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к длительному переживанию произошедшим с ними событий, собственная недооценка, повышение уровня моральных претензий к себе. С возрастом сенситивность обычно сглаживается. Чаще всего она обусловлена наследственностью, неправильным воспитанием, (заниженной ролью ребёнка в семье), а также наступает в результате поражений головного мозга.
Предельно выраженная сенситивность является одной из форм психопатий. Реактивность – это способность организма реагировать на действия внешних раздражителей. Люди с повышенной реактивностью обладают быстрой реакцией на изменения ситуаций, сильным иммунитетом. Они способны мгновенно адаптироваться к работе в принципиально новых условиях. В свою очередь низкая реактивность характеризуется замедленностью реакций и слабостью процесса торможения.
Чрезмерно реактивным людям свойственна мощная агрессия, лёгкая возбудимость, склонность к переоценке собственных возможностей и недооценки препятствий. Реактивность напрямую связанна с другим свойством темперамента – активностью, только если реактивность характеризует скорость реакций человека, то активность показывает степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир, определяет целенаправленность и настойчивость в реализации своих планов, сосредоточенность внимания при длительной работе.
Активность проявляется в форме инициативности, повышенного интереса к жизни, мотивации в деятельности, огромных творческих, волевых способностях человека. Очень активный человек всегда энергичен, любит жизнь, не находит себе ни минуты покоя, привык всегда добиваться поставленных целей, шутник, предпочитает шумные компании. Однако чрезмерная активность может привести к тому, что человек может надоесть своему окружению, быстро потерять интерес к долгой и трудной работе, которую не удаётся выполнить с ходу, ослабить внимание к мелочам и т.д. Под темпом реакций понимается скорость протекания психических процессов: быстрота при движении или запоминании, темп речи, острота ума. Скорость реакций человека можно легко проследить по скорости его походки.
Психология личности и деятельности юриста
... сознания. Носителем сознания является личность. Личность - это человек в единстве всех его социально-психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность. Деятельность - это взаимодействие конкретного человека с объективной действительностью, в ...
Силу реакций определяет нейротизм. Люди с повышенным темпом реакций всегда активно реагируют на происходящее вокруг, направляя свою энергию или на людей, или в себя. Такие реакции в неблагоприятных ситуациях, например стрессовых, могут привести к развитию невроза или психическому расстройству, особенно в следствии испуга. Пластичность – это способность человека легко реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды.
Она лучше всего развита у детей дошкольного возраста, а к старости практически исчезает. Пластичные люди не могут спокойно сидеть на одном месте. Их девиз: «движение – это жизнь». Они ищут себя, возможности для самореализации, способны постоянно менять работу, жильё, любят активный отдых, шумные компания, застолья, у них множество друзей, больше всего на свете мечтают познать жизнь во всех её проявлениях.
Чрезмерно высокий уровень пластичности может привести к тому, что в погоне за новыми ощущениями человек способен частично потерять чувство страха и самозащиты и пойти на бессмысленный, опасный для жизни риск. Противоположное пластичности чувство называется регидностью.
Оно выражается в инертности, костности привычек, суждений. Регидные люди ведут малоподвижный образ жизни, малообщительны, замкнуты в себе, привыкли к постоянному и чётко оформленному режиму дня, трудно принимают всё новое, увольнение с работы способно довести их до психического расстройства, любят жить по заранее намеченным планам. Со стороны может показаться, что такие люди ленивы, но это не так. Просто им свойственен спокойный и размеренный стиль жизни. Однако излишне регидный человек рискует остаться один, без друзей и поддержки, в нём может развиться обида на окружающих людей и мир. Это может привести к дальнейшему развитию замкнутости и отчуждения такого человека в обществе, что ведёт к серьёзным психологическим расстройствам и создаёт почву для появления излишней агрессии и совершения преступлений.
Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» были введены в психологию швейцарским психологом Карлом Юнгом (1875-1961) основоположником одного из направлений аналитической психологии.
Айзенк наполнил их новым содержанием. Экстроверсия – это характеризующиеся возникшими в определённый момент внешними впечатлениями и направленные на мир и людей реакции человека. Типичный экстроверт отличается общительностью, широким кругом знакомств, импульсивностью, оптимистичностью, слабым контролем над эмоциями и чувствами. Интроверсия – это стиль поведения человека при котором реакции и эмоции человека направлены внутрь себя, а мысли сосредоточены на отдалённом прошлом или будущем.
Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый, углублённый в себя человек, отдалённый от всех, кроме близких ему людей. Он заблаговременно планирует свои действия, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Для интровертов характерно поведение связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями. Источником энергии для них является их внутренний мир идей, эмоций, и впечатлений. Психопатия – это неадекватное развитие эмоционально-волевых черт характера человека.
Как правило наступает в результате врождённой неполноценности нервной системы или травмы головы. Психотическая личность является эгоцентрической, эгоистической, бесстрастной, неконтактной. Высокая выраженность этого свойства у человека ведёт к психозу. Эмоциональная возбудимость отражает порог минимального взаимодействия необходимого для возникновения эмоциональной реакции на то или иное событие, а также быстроту её развития.
Чрезмерно эмоциональные люди легко заводятся по любому поводу и способны на достаточно агрессивные действия в отстаивании свои прав. Им достаточно малейшей причины чтобы начать нервничать, они крикливы, привыкли ярко проявлять свою индивидуальность. Как правило высокий уровень эмоциональности может быть свойственен всем типам темперамента кроме флегматика. В глубоком и чувственном восприятии событий немало плюсов, но излишне агрессивные люди рискуют переругаться со всем миром, с друзьями, коллегами, близкими и в конечном счёте остаться в одиночестве.
В своей книге Батаршев пишет об эмоциональности: «Эмоциональность образует комплекс свойств характеризующих, особенности возникновения, протекания, и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. В качестве основных характеристик эмоциональности выступают впечатлительность, импульсивность и эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям.
Импульсивность обозначает быстроту с которой эмоции становятся побудительной силой поступков действий без предварительного обдумывания и сознательного решения выполнять их. Под эмоциональной лабильностью понимается скорость, с которой прекращается эмоциональное состояние или происходит смена одного состояния другим» . К свойствам темперамента относятся отличительные и индивидуальные признаки человека, которые определяют двигательные аспекты его деятельности, характеризуют особенности протекания его психических процессов, сохраняются в течении длительного времени, проявляясь вскоре после рождения.
Русалов опираясь на возможности нервной системы, предложил свою концепцию свойств темперамента. В своей статье он пишет: «Согласно нашей концепции, в основании темперамента лежат свойства не той или иной отдельной, частной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма… сензитивность, определяется особенностями телесной конституции благодаря действию общего фактора — общей конституции… индивидуальный темп (скорость) положительно коррелирует с уровнем пространственно-временной синхронизации ЭЭГ-процессов.
Пластичность поведения положительно связана с вариабельностью вызванного потенциала. Умственная выносливость негативно сопряжена с энергетической выраженностью медленной ритмики ЭЭГ» . Таким образом, Владимир Михайлович связывает свойства темперамента не только с особенностями нервной системы человека, но и с состоянием его головного мозга.
В происхождении свойств темперамента главную роль играет наследственность. Наиболее убедительно это подтверждается, если сравнивать особенности темперамента у однояйцовых и двуяйцовых близнецов. Наследственные физиологические свойства однояйцовых близнецов одинаковы, а у двуяйцовых близнецов эти свойства различаются. Однако некоторые свойства темперамента в определённых пределах меняются в связи с условиями жизни и воспитанием.
Такие изменения часто наблюдаются в раннем детстве в результате перенесённых болезней, под воздействием бытовых условий, и в подростковом возрасте в зависимости от пережитых психологических конфликтов. Прижизненное изменение свойств не способно изменить тип нервной системы. Проявления темперамента человека несут на себе печать социальных явлений, общественных норм и требований, но у каждого человека свой тип темперамента, а лежащие в его основе свойства устойчивые. Нельзя не считаться с природным различием динамических особенностей психики.
Свойства темперамента зависят от одного общего типа нервной системы, представляют собой единую связанную друг с другом систему, которая образует фундамент человеческой психики.
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Определённое сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека образуют его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента особенностей поведения, которые характеризуют слова и поступки человека.
Индивидуальный стиль деятельности не сводится только к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Его можно рассматривать как результат приспособления врождённых свойств нервной системы и личных особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Этим приспособлением обеспечивается достижение наилучших результатов в поставленных целях с наименьшими затратами.
Люди различаются между собой не конечными результатами действий, а способами их достижения. Индивидуальный стиль деятельности позволяет людям с любыми типами темперамента, нервной системы, структурой способностей добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же работы, разными способами, компенсируя при этом личностные особенности, препятствующие достижению успеха. Одни и те же задачи и требования в какой-либо профессиональной учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены по-разному.
Люди выбирают те способы работы, какие больше всего подходят под их темперамент. Одно из важнейших условий возникновения индивидуального стиля сознательное отношение к тому, что делает человек. Он возникает только тогда, когда человек сам ищет подходы, которые бы позволяли ему добиться наилучших результатов в деятельности. Стиль не возникает спонтанно. Он формируется в результате обучения и воспитания, по ходу которых человек приспособляется к работе.
Людям с различными типами темперамента свойственны свои индивидуальные подходы к деятельности. Представителям инертного типа темперамента лучше не отрываться от начатого дела. Они легко осуществляют плавные движения, предпочитают стереотипные способы решения задач. Им больше всего подходит спокойный и монотонный стиль деятельности. Представители же подвижных типов темперамента никогда не найдут себе даже минуту покоя.
Они привыкли одновременно выполнять несколько дел. У них развиты способности к творческому поиску, нестандартным решениям проблем, они не терпят работы требующей усидчивости и плавности движений. На основании выявлений особенностей темперамента и характера определяют профессиональную пригодность человека к выполнению той или иной деятельности. Зная характерологические особенности того или иного типа темперамента необходимо подбирать соответственную им работу. Из холерика вряд ли выйдет хороший натурщик, а из флегматика быстрый курьер или почтальон.
Индивидуальный стиль работы зависит также и от эмоционально-волевой сферы личности. У интровертных типов воля методическая, интеллектуальная. Для них важен результат. Они готовы долго и напряжённо решать сложную математическую задачу и в конечном счёте находить её решение. У экстровертов воля эмоционально-порывистая. Для них в работе главная мотивация и понимание, зачем необходимо решать ту или иную задачу.
Восприятия реального времени у людей тоже отличается многообразием. У холерика субъективно переживаемое время сильно опережает течение реального времени. Поэтому его не интересует прошлое, но зато он сильно устремлён в будущее. Они привыкли строить планы на отдалённое будущее и неопределённость их убивает. Если на пути движения возникает препятствие, то оно вызывает у холерика агрессию и ярость. У сангвиника переживаемое время тоже опережает реальное, но не намного. Сангвиник просто спешит жить и постоянно испытывает дефицит времени. А вот у флегматика переживаемое время существенно отстаёт от реального.
Времени у него всегда хватает, даже есть некоторый его излишек, поскольку он никогда не возьмёт на себя работу, зная, что заведомо не сможет её выполнить. Он ориентирован в прошлое и медленно привыкает к изменениям. У меланхолика нет ни опережения, ни отставания времени. Его для него вообще не существует. Обездвиженность времени соответствует всем свойствам характера меланхоликов: внешней пассивности, замкнутости, тревожности.
Он как флегматик привязан к прошлому. Индивидуальный стиль деятельности проявляется и в том, как люди способны срабатываться друг с другом в трудовых коллективах. Наилучший результат показывают бригады с преобладанием людей с противоположенными типами темперамента. Русалов так объясняет этот на первый взгляд парадоксальный феномен: « …экстраверсия-интроверсия, представляет собой не что иное, как обобщение динамических, активностных компонентов в индивидуальной психике.
Эти компоненты формируются в деятельности за счет нейрофизиологической общности той части функциональных систем, которая связана с начальными фазами поведения, а именно с афферентным синтезом. «Широкий» афферентный синтез (большие энергетические возможности «захвата» внешнего мира) может быть, по-видимому, одной из главных причин формирования экстравертированного поведения. И наоборот, «узкий» афферентный синтез (меньшие энергетические возможности «захвата» внешнего мира) может быть основой интровертированного типа темперамента» . В любом коллективе найдётся разная работа требующая от сотрудников различных способностей и умений, а в бригаде набранной по принципу противоположенности темперамента, найдутся дела как для меланхоликов, так и для сангвиников, а в бригаде построенной на однотемпераментной основе, например экстровертной, будут наблюдаться серьёзные проблемы с работой требующей усидчивости и внимательности.
Противоположенные темпераменты будут дополнять друг друга и в конечном итоге результат их совместной работы будет наиболее эффективным.
Выявлен и так называемый равновесный тип личности. Этот человек будет находиться на стыке четырёх темпераментов, и фактически не будет относиться не к кому. У такого типа личности средние уровни возбуждения и торможения будут уравновешивать друг друга, не будет ориентации ни в будущее, ни в прошлое. Он живёт настоящим, здесь и сейчас. Отличительное свойство такого типа осторожность.
Своеобразна индивидуальная деятельность и в общении. Сангвиники быстро устанавливают социальные контакты. Они не способны предаваться мрачным мыслям и страхам. В общении они являются инициаторами, легко вступают в компании, способны занимать в них лидирующее положение. Холерики отличаются чрезмерной подвижностью и импульсивностью, и тоже быстро устанавливают контакты с окружающими. Однако если партнёры по общению не соответствуют ожиданиям холерика, он теряет к ним всякий интерес и завязывает новые знакомства. Флегматики медленно устанавливают социальные контакты и в новом окружении часто замыкаются в себе. Свои чувства проявляют мало, долго не замечают, что кто-то ищет повод познакомиться с ними, но зато устойчивы и постоянны в отношении к человеку, любят находиться в устойчивом кругу старых знакомых и привычной обстановке.
Но зато флегматики очень надёжные люди и преданные друзья. Меланхолики отличаются робостью, осторожностью в контактах, повышенным интуитивным восприятиям отношения к себе окружающих людей.
Чрезмерная чувствительность вызывает у них постоянную потребность в сопереживании. Именно это чувство движет меланхоликами в установлении ими контактов с людьми. Благодаря умению слушать и сопереживать из них получаются прекрасные психотерапевты. Каждый человек неповторим и чем-то отличается от другого. Существует немало определений индивидуального стиля деятельности. В своей книге Батаршев пишет: «Под индивидуальным стилем деятельности понимается обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящего к наилучшему выполнению возложенных на него обязанностей» . В общем индивидуальный стиль деятельности как и темперамент относятся к тем же индивидуально-психологическим особенностям по которым люди отличаются друг от друга.
В совокупности они представляют собой предмет психологии индивидуальных различий, делая каждого человека личностью.
Темперамент и личность. Темперамент и личность связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других свойств личности. Именно от темперамента напрямую зависит впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность – это сила воздействия на человека различных событий, стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же события оказывают на впечатлительного человека более значительное воздействие.
Он долгое время хранит в памяти содержание случившегося с ним и способен долго таить в себе обиду на раздражитель. Эмоциональность – это глубина и скорость реакций человека на те, или иные события. Импульсивность проявляется в несдержанности и спонтанности реакций, их появления ещё до того как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение относительно того как действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, затем делает, а потом только думает, правильно ли он поступил и часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается от спокойного тем, что у него часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страх. Ему кажется, что вся окружающая его действительность несёт для него угрозу. Такой человек может бояться всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.д. Фобии могут принимать порой самые разные экзотические формы.
Сочетание этих свойств и характеризуют личность. Темперамент влияет на развитие способностей человека, особенно двигательных, таких как темп, скорость реакций, возбудимость, тормозимость. В первую очередь эти способности, проявляются в динамике поведения человека. К ним также относятся способности связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.
Однако на базе любого темперамента можно развить в себе совершенно не свойственные врождённому темпераменту качества. Человек меняет себя в результате самовоспитания, кроме того на формирование личности человека оказывают влияние среда в которой он родился, воспитание, нравы принятые в обществе. Человек воспитывает себя на протяжении всей жизни. Знаменитый писатель А.П. Чехов будучи от природы холериком умел даже в самых сложных ситуациях оставаться внешне спокойным, считая, что порядочный человек не имеет право распускать себя. Регулирование поведения под соответствие требованиям общества может затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая саму личность и темперамент.
При этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться в противоречии с его поведением, которого он внешне придерживается. Но в итоге манеры, которым длительно придерживается человек, не могут не наложить на него своего отпечатка. Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент обусловлен реальностью и конкретным содержанием жизни человека.
Личность зависит не только от темперамента. Она формируется на базе огромного количества факторов. Темперамент напрямую связан с таким свойством личности как способности, направленность личности и мотивация. Способности – это индивидуально-психологические особенности, являющиеся обязательным условием выполнения той или иной работы. Способности человека стабильны и могут развиваться только в процессе обучения или самообучения.
На их формирование оказывают влияние воспитание и природные задатки человека. Способность к общению предполагает развитую степень социальной адаптации, проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на людей, убеждать их и располагать к себе. Способности не связанны с темпераментом напрямую. Среди выдающихся людей можно встретить личности с любым типом темперамента. Они обнаруживаются в процессе овладения какого-то дела. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностью человека к той или иной работе.
Направленность личности – это совокупность устойчивых, независящих от текущей ситуации мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами, которые выступают в качестве устойчивых, основных мотивов. В совокупности эти мотивы и создают мировоззрение личности. Кроме того огромную роль в формировании направленности личности играет психологическая установка.
Это неосознанная готовность личности действовать определённым образом. Она проявляется в целенаправленной избирательной активности человека при предвосхищении им какой-либо ситуации. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие его направленность. В мотивационной сфере поведение индивида объясняется совокупностью внутренних и внешних причин психологического характера. Когда мотивация человека основана на внутренних причинах (мотивы, потребности, намерения, цели, желания, интересы) такую мотивацию называют диспозиционной. Мотивация, возникающая в результате внешних условий, под давлением обстоятельств извне называется ситуационной.
Ещё одной разновидностью мотиваций является мотивация достижений. Она связанна со способностью и стремлением человека добиваться реализации своих планов в жизни и попытками избегать неудач. Люди, нацеленные на успех ставят перед собой задачи, достижение которых является для них главной мечтой жизни.
Они готовы во, чтобы то ни стало добиться успеха в своей деятельности и их не пугают временные трудности, смелы, решительны, рассчитывают на получение похвалы за усердие. На достижении целей они сосредотачивают все свои ресурсы и внимание. Люди, для которых на первом месте стоит стремление избежать неудач, ведут себя иначе. В любой работе для них самое важное правильно и грамотно выполнить порученное дело. Им свойственна неуверенность в себе, они не верят в возможность добиться успеха, боятся критики, не способны получать удовольствие от деятельности, в которой возможны временные неудачи.
На базе мотиваций и способов достижения желаемого каждый человек формирует свой жизненный стиль. Жизненный стиль – это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, приспособления к окружающей среде и взаимодействию с ней. Кажущиеся обособленными привычки и свойства поведения получают свое объяснение в контексте жизни и целях человека.
Каждый создает свое видение себя и мира. Представление человека о том, что его окружает, определяет его поведение. Человек избирательно подходит к своему опыту. Он активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему поведения и чувств. Человек сам формирует свою личность. В этом-то и заключается главное отличие личности от темперамента. Батаршев в своей книге очень подробно описал связь темперамента со свойствами личности. Подводя итог, он пишет: «Темперамент и отчасти способности (если рассматривать способности во взаимосвязи с задатками) относятся к тем особенностям индивидуальных различий, которые в значительной степени обусловлены наследственностью, изначально закреплены генетически.
Как для темперамента, так и для способностей характерна относительная высокая стабильность. Однако если свойства темперамента практически не поддаются изменению, то способности и характер формируются на протяжении всей жизни индивида, особенно в сензитивном возрасте и на первых стадиях социализации личности» . Формирование направленности и мотивации личности происходит уже на более поздней стадии социализации под влиянием общественного положения, воспитания, на моральных принципах индивида. Темперамент, способности и мотивация личности относятся к тем же индивидуально-психологическим особенностям, по которым люди существенно отличаются друг от друга.
В совокупности эти особенности составляют предмет психологии индивидуальных различий.
Хотя темперамент, не определяет отношения личности к миру и людям, ее стремлений, интересов, убеждений, ценностей, его характеристика и понимание связи с личностью играет огромную роль в понимании всей сложности и многообразии поведения человека. Насколько человек уравновешен в поведении, пластичен в деятельности, неадекватен и экспрессивен в реакциях, говорит об индивидуальных особенностях личности, ее возможностях, складывающихся на трудовой и общественной деятельности человека.
Темперамент не является чем-то внешним в структуре личности, а органически входит в неё. Отношения личности, ее убеждения, стремления, моральные принципы помогают преодолевать негативные свойства темперамента, чтобы организовать индивидуальное поведение в соответствии с общепринятыми нормами. Темперамент не определяет путь развития человека, он сам, встраиваясь в созданную человеком структуру личности, преобразуется под её влиянием. Развитие личности и темперамента происходят одновременно, и не останавливается никогда.
Но важно помнить, что те проявления темперамента, которые с годами становятся свойствами личности, зависят от обучения, воспитания, культуры, обычаев, традиций принятых в обществе, в котором проживает человек. Темперамент – это лишь фундамент, на котором каждый самостоятельно строит здание своей личности.
Значение темперамента в психологии и жизни человека
Особенности психики у каждого человека индивидуальны и имеют существенное значение при общении между людьми.
Прежде всего, индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов и свойствах темперамента. Реализуя свои интересы и убеждения, стремясь в жизни к определённым целям, в своём поведении и поступках люди проявляют различные индивидуальные особенности и своеобразно реагируют на происходящее. В этом и проявляются основы темперамента и неповторимости личности. У каждого человека свой тип темперамента и формирующиеся на его основе устойчивые свойства нервной системы.
С этим нельзя не считаться и необходимо учитывать. В жизни человека и общества темперамент имеет огромное значение. Его особенности необходимо учитывать при приёме на работу. Деятельность, требующая своевременного и быстрого реагирования, принятия решений подходит далеко не для каждого человека. В учёбе и массовых профессиях свойства темперамента необходимые для продуктивной работы встречаются не у всех, поэтому необходимо компенсировать их за счёт других свойств.
Зная и понимая свойства личности можно с пользой для каждого использовать каждый тип темперамента. Невнимательность к детскому темпераменту со стороны родителей может привести к очень пагубным последствиям. Агрессивная реакция на поведение холерика, приведёт к ответной агрессии, аналогичная реакция на поведение сангвиника доведёт до того, что ребёнок потеряет доверие к родителям, у ранимого меланхолика вообще чрезвычайно легко развить замкнутость и стремление к одиночеству, флегматики зачастую являются объектами насмешек даже среди сверстников.
Важно помнить, что, к примеру, холерика необходимо постоянно занимать важным для него делом, в противном случае это может привести к сложным конфликтам в коллективе. В нашей стране сейчас очень не хватает детских и подростковых организаций, которые могли бы занять школьников интересным для них делом. Все эти факторы во всех случаях ведут к осложнению внутреннего климата в семье, росту агрессивности и замкнутости детей, развитием недоверия и т.д. В итоге школьники остаются, предоставлены самим себе. Очень многие беды современного общества берут свои истоки как раз в непрофессионализме педагогов и родителей, а между тем в наше время, в эпоху, когда подростковая преступность, бродяжничество, преступления в отношении детей, приняли устрашающие масштабы, наши дети как никогда нуждаются в родительском понимании любви и ласке.
Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, оказывают прямое влияние на жизнь и проблемы в обществе.
В таких профессиях, как летчик-испытатель, космонавт, спасатель, чья работа связана с постоянным физическим и умственным экстренным перенапряжением, риском, опасностью, повышенным уровнем ответственности, требования к психике крайне высоки. Такие свойства темперамента как высокая тревожность, низкая пластичность не могут компенсироваться другими свойствами. В этих профессиях свойства темперамента вообще определяют профессиональную пригодность человека.
В таких видах труда проводится предварительный отбор людей по определённым свойствам, чтобы человек соответствовал требованиям и нагрузкам выбранной им специальности. Это и есть профессиональный отбор и подбор. Каждое свойство темперамента накладывает на человека свой отпечаток. Меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем представителям другого типа. От темперамента зависят и эмоции личности, а значит и эффективность дисциплины, к которой плохо поддаются экстровертные типы, а также побудительной силы мотива.
От темперамента зависит и влияние уровня нервно-психического напряжения. Каждый по-разному оценивает свою деятельность, ожидает её проверки и контроля, определяет скорость своей работы, реагирует на силу дисциплинарных воздействий. Всё это необходимо учитывать тому человеку, чья профессия непосредственно связана работой с людьми. Абсолютно при любом типе темперамента можно воспитать в себе все общественно важные и ценные свойства личности.
Но методы их развития будут сильно зависеть от темперамента. Подводя итог, развитию теории темперамента Русалов в своей статье пишет: «Таким образом, темперамент следует рассматривать как совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных характеристик, выступающих как проявление психических деятельностей под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант ». Таким образом, темперамент является одним из важнейших условий, с которым необходимо считаться при персональном подходе к воспитанию, обучению, социализации, формированию в человеке гармоничной и всесторонне развитой личности.
Темперамент – это дар природы, поэтому он не может быть хорошим или плохим. Человек проявляет свой темперамент, под воздействием социальных условий, общественных норм и требований. Мы понимаем, что деление людей на четыре типа темперамента условно.
Цельная человеческая личность возникает благодаря сложному и тонкому взаимодействию различных структур головного мозга. Кора больших полушарий – наиболее загадочное образование. Будем надеяться, что в XXI веке нас ждут удивительные открытия в области нейрофизиологии и психологии.
Список использованной литературы
. 1. Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. ВЛАДОС-ПРЕСС М. 2001 2. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. – 1985 — № 11. – С. 19-33. 3. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психических различий М. 1979 4. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента М. «Просвещение» 1964 5. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования – Пермь 1988 6. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека М. «Просвещение» 1966 7. Немов Р.С. Психология М. Владос 2003 8. Общая психология под. ред. А.В. Петровского М. «Просвещение» 1970 9. Общая психология под. ред. А.В. Петровского М. «Просвещение» 1986 10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии т. 2 М. 1989 11. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности М. 1986 12. Энциклопедия для детей «Аванта +» т. 18 Человек ч.2 М. 2003.