8
Тема 7. Произвольность и воля
Образовательные задачи:
– Понять основные принципы формирования волевого акта.
– Осознать взаимосвязь произвольной деятельности и специфике волевого регулирования личности.
– Усвоить основные понятия волевого регулирования.
– Сформировать представление о структуре и особенностях волевого акта, специфике его формирования в воспитательном процессе.
Содержание
1. Понятие о произвольной деятельности и волевом поведении.
2. Классификация волевых психических состояний.
3. Теории воли.
1. Понятие о произвольной деятельности и волевом поведении
Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.).
Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами [3; 4].
До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму.
Эмоционально-волевая сфера человека
... желаний и подчинение их другим, более значимым целям. В психической деятельности человека воля выполняет активизирующую и тормозящую функцию. Структура волевого действия: Цель Пути реализации Способы достижения Решение Исполнение Оцениваем ...
Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля – это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.
Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное [5].
Выделяют 2 функции воли:
стимулирующая и
тормозящая.
Формы проявления волевых процессов могут быть разнообразными, например, Мясищев выделяет 3 основные формы проявления воли:
1) при выполнении физической и умственной работы;
2) при наступившем утомлении или отказе от удовольствия во имя выполнения заданий по мотивам объективного характера;
3) при изменении привычного темпа деятельности и действия [6].
Волевые свойства личности: сила воли, целеустремленность, выдержка, решительность, инициативность, настойчивость.
По структуре волевые действия бывают простые и сложные.
К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели.
Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:
1. Осознание цели и стремление достичь ее.
2. Осознание ряда возможностей достижения цели.
3. Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности.
4. Борьба мотивов и выбор.
5. Принятие одной из возможностей в качестве решения.
6. Осуществление принятого решения.
7. Преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы [1; 2].
Все этапы волевого действия пронизывает волевое усилие, переживаемое субъективно человеком, как эмоциональный стресс.
2. Классификация волевых психических состояний
Волевая регуляция деятельности выражается в системе волевых психических состояний:
инициативности,
целеустремленности,
уверенности,
решительности,
настойчивости и др.
Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на протяжении всей деятельности. Однако на отдельных этапах деятельности определенные волевые состояния приобретают ведущее значение.
Все волевые состояния связаны с соответствующими волевыми качествами личности.
Рассмотрим волевые состояния в последовательности, соответствующей структуре деятельности.
« Воля и волевые качества личности».
... цели и сдерживание их. Таким образом, воля обнаруживает одну из важнейших функций—функцию контроля, регулирования поведения. Волевая сфера постоянно стимулирует активность человека (В.М.Мельников, 1985). Волевое действие ... А.Ц. Проблема произвольной (психической) регуляции двигательной деятельности в спорте // Теория и практика физической ... Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека М.: – Просве- ...
Состояние инициативности – это повышенная возбудимость к поиску цели.
При наличии же ряда целей первостепенное значение приобретает состояние решительности. Решительность – это психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения.
Целеустремленность как психическое состояние характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия человека достижению поставленной цели.
Уверенность как волевое психическое состояние – это высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Это состояние в значительной мере определяет результативность деятельности.
Настойчивость как психическое состояние состоит в длительном преодолении трудностей, в контролировании действия и направлении его на достижение запланированного результата.
Существуют различные подходы к классификации волевых психических состояний. Наиболее распространенной является классификация, выделяющая практические и мотивационные состояния с точки зрения их роли в организации жизни и деятельности человека (см. рис. 7.1).
Рис. 7.1. Классификация волевых психических состояний
3. Теории воли
Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями:
в бихевиористски ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения,
в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления,
в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности.
Поскольку развитие регуляторных процессов проходит большой путь на протяжении школьного возраста, ближайшие взрослые на разных этапах должны по-разному контролировать поведение ученика, переходя от достаточно жесткого контроля к контролю смягченному и эпизодическому, побуждающему ребенка к самоконтролю.
Без самоконтроля, умения управлять собой невозможно развитие воли. Продолжая тотальный контроль за поведением и учебной работой подростка и старшего школьника, родители обрекают его или на трудное, конфликтное становление воли и характера, или на безвольную исполнительность.
Родители и учителя, передавая функции контроля самому ребенку, делают это на основе доверия к нему. Благодаря этому они создают благоприятные условия для развития его волевой саморегуляции. Важным моментом является и эмоциональная поддержка волевых усилий ученика при решении им трудных учебных задач, стремление к тому, чтобы он получал удовлетворение от сделанного [7].
Резюме
Воля – это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением. Проявляется воля в деятельности, поэтому она теснейшим образом связана с мотивационной и эмоциональной сферами. Наличие мотивов и других побуждений, борьба между ними составляет важную закономерность волевого процесса. Волевая регуляция поведения – это подчинение поведения жизненным позициям человека, системе его ценностных ориентаций. Волевая регуляция обусловлена требованиями социальной среды. Воспитание волевого поведения предполагает постепенное развитие самоконтроля в подростковом возрасте. |
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Каковы основные механизмы и структура волевого действия?
2. Каково отношение воли и деятельности?
3. Какие волевые качества личности вы знаете? Охарактеризуйте их.
Библиографический список
1. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М., 2001.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2006.
3. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 2004. – Т. 1.
4. Еникеев, М. И. Общая психология: учеб. для вузов / М. И. Еникеев. – М., 2000.
5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология: учеб. / Б. Д. Карвасарский. – М., 2004.
6. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 т. / Р. С. Немов. – М., 2005. – Т. 1: Общие основы психологии.
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.