Тема 1. Предмет и объект психологии. Структура современной психологии. Специальные и прикладные области психологии

Тематическое планирование по дисциплине «психология и педагогика «:

Тема 2. Методы психологии. Этика научного исследования

Тема 3. Психология в системе наук

Тема 4. Понятие о психике человека. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выгодского

Тема 5. Мозг и психика. Структура психики. Функции психики

Тема 6. Классификация психических явлений

Тема 7. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза

Тема 8. Сознание как высшая форма психики

Тема 9. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека бессозна-тельного, подсознательного и сознательного

Тема 10. Психика и деятельность. Психологическая теория деятельности

Тема 11. Структура деятельности. Основные виды деятельности: строение, особенности, специфика

Тема 12. Основные психические процессы

Тема 13. Ощущение: общая характеристика, закономерности, свойства, классификации

Тема 14. Особенности отдельных видов ощущений

Тема 15. Восприятие: основные свойства и виды

Тема 16. Представление: общая характеристика

Тема 17. Внимание: основные функции и виды

Тема 18. Память: общая характеристика и виды

Тема 19. Мышление как процесс. Мыслительные операции: общая характеристика. Виды мышления

Тема 20. Интеллект: общая характеристика, теории, структура

Тема 21. Творчество. Творческое мышление

Тема 22. Воображение: общая характеристика и виды

Тема 23. Эмоциональная регуляция поведения

Тема 24. Волевая регуляция поведения

Тема 25. Психические состояния: виды, классификации, характеристики

Тема 26. Понятие личности в психологии. Личность и общество

Тема 27. Теории личности

Тема 28. Психологическая структура личности

Тема 29. Типологии личности

Тема 30. Направленность личности. Развитие личности. Теории мотивации

Тема 31. Понятие о характере. Основные составляющие и структура характера

Тема 32. Темперамент — биологический фундамент личности. Свойства и типы темпе-рамента

Тема 33. Способности: психологический механизм и структура. Задатки и способности

Тема 34. Понятие об общении. Основные функции и средства общения

6 стр., 2976 слов

Понятие личности и ее структура.

... психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго ... особь. Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности. Следовательно: а) личность - это любой человек ( ... общих верований и чувств грозит дезинтеграцией общества, его распадом. Силу общественного сознания, его воздействие на индивида Дюркгейм представил в виде ...

Тема 35. Психология межличностных отношений

Тема 36. Психология конфликта

Тема 37. Малые социальные группы: структура, классификации, уровни развития

Тема 38. Педагогика как наука

А) Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи и функции

Б) Связь педагогики с другими науками

В) Категориальный аппарат педагогики

Г) Методология педагогики. Научные исследования в области педагогики

Д) Методы педагогического исследования

Тема 39. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс

А) Образование как общественное явление

Б) Образовательная система России: общая характеристика

В) Цели и содержание современного образования

Г) Современные тенденции развития образования

Д) Педагогический процесс: сущность, закономерности и принципы

Тема 40. Воспитание в педагогическом процессе

А) Сущность воспитания. Основные закономерности и принципы воспитания

Б) Понятие воспитательного процесса.

В) Основные функции и задачи воспитания

Г) Воспитательное пространство. Виды воспитания

Д) Воспитательная система школы

Е) Система методов воспитания

Тема 41. Основные формы, методы, приемы и средства организации и управления педагогическим процессом

А) Основные системы организационного оформления педагогического процесса

Б) Формы организации педагогического процесса

В) Сущность методов обучения и их классификации

Г) Классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений

Д) Классификация методов обучения М. Н. Скаткина, И.Я. Лернера

Е) Классификация методов обучения (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко)

Ж)Активные методы обучения

З) Средства обучения

Тема 42. Педагогические технологии

А) Сущность педагогической технологии. Классификация педагогических технологий

Б) Дистанционные технологии обучения

В) Технология педагогического общения. Стили педагогического общения

Г) Педагогический конфликт: виды, причины, способы урегулирования

Д) Организационная культура учебного заведения

Е) Технология контроля образовательного процесса

3 стр., 1072 слов

Анализ программного обеспеченния обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей

... групп по этапам обучения и воспитания, психолого-педагогическая характеристика детей каждого этапа обучения и воспитания. Даны рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в дошкольной группе ... записках даны некоторые методические рекомендации, выделены основные задачи, очерчена этапность работы, указаны некоторые эффективные методы. Следует отметить, что данные программы предполагают ...

Тема 43. Управление образовательными системами

А) Понятие управления образовательными системами

Б) Методы управления образовательными системами

В) Управленческая культура руководителя школы

Г) Повышение квалификации и аттестация работников школы

Д) Инновационные образовательные процессы

Е) Глобализация образования

Вопросы для рубежного контроля, примерная тематика контрольных работ по дисциплине «психология и педагогика «:

1. Что является объектом и предметом психологии?

2. Какое место занимает психология в системе наук?

3. Каковы основные отрасли психологии?

4. Какими методами пользуется психология?

5. Каковы основные задачи психологии в современных условиях?

6. Какие этапы можно выделить в истории психологии?

7. Что такое психика?

8. Какова структура психики?

9. Какова связь психики и мозга?

10.Как развивается психика человека?

11.Каково происхождение и значение ощущений для человека?

12.Каковы основные свойства восприятия?

13.Какие особенности внимания как психического процесса можно выделить?

14.Что такое память?

15.Как можно классифицировать людей по типам мышления?

16.Каковы основные отличия воображения от образов памяти и восприятия?

17. Каковы виды речи и их назначение?

18.Как проявляются чувства и эмоции в художественном творчестве?

19.Что такое воля и каковы ее основные признаки?

20.Какие процессы памяти являются основными?

21.Что понимается под педагогикой?

22.Объект и предмет педагогической науки.

23.Структура современной педагогической науки.

24.Что такое педагогический идеал?

25.Какие цели ставят перед собой педагоги?

26.Сущность педагогического процесса.

27.Охарактеризуйте принципы педагогического процесса.

28.Методы формирования сознания учащихся.

29.Основные требования к личности педагога.

30.Понятие педагогической культуры и педагогического мастерства современного специалиста.

31.Что понимается под образованием?

32.Какая система образования существует в РФ?

33.Что понимается под процессом воспитания?

34.Что является результатом функционирования процесса обучения?

35.Какие закономерности процесса обучения вам известны?

36.Отражением чего являются принципы обучения?

37.Что такое принципы обучения?

38.Какие принципы обучения вам известны?

39.Что такое методы обучения, и какие методы вам известны?

40.Дайте общую характеристику теориям обучения.

41.Раскройте современные взгляды на процесс воспитания человека.

42.Охарактеризуйте социально-педагогический механизм воспитания человека.

43.Раскройте содержание воспитания современного специалиста.

44.Система принципов воспитания и их реализация в практике специалиста гуманитарного профиля.

45.Раскройте содержание одного из принципов воспитания (по выбору преподавателя) и обоснуйте его требования.

46.Раскройте сущность одного из методов воспитания (по выбору преподавателя) и охарактеризуйте условия его применения.

47.Раскройте сущность и содержание семейного воспитания.

48.Дайте характеристику основным типам общения родителей с детьми.

49.Назовите основные причины трудностей в отношениях родителей и детей.

50.Раскройте основные направления деятельности современного специалиста по самосовершенствованию.

51.Раскройте основные закономерности процесса обучения.

52. Дайте общую характеристику принципам обучения.

53.Расскажите о методах обучения и их реализации в конкретных методиках обучения.

54.Дайте общую характеристику теориям обучения, используемым в высшей школе.

55.Педагогические проблемы воспитания гармонично развитой личности.

56.Что понимается под процессом воспитания? Охарактеризуйте социально-педагогический механизм воспитания человека.

57.Раскройте содержание воспитания современного специалиста.

58.Система принципов воспитания и их реализация в практике специалиста гуманитарного профиля.

59.Раскройте сущность одного из методов воспитания (по выбору преподавателя) и охарактеризуйте условия его применения.

60.Методы и средства индивидуальных воспитательных воздействий на человека.

61.Раскройте основные направления деятельности современного специалиста по своему самосовершенствованию.

62.Сущность и содержание педагогической культуры специалиста (на примере избранной профессии).

Задания для самостоятельной работы

Содержание задания

Ответ/Решение

1.Какие этапы можно выделить в развитии педагогики?

2.Что сделал для педагогики Я. А. Коменский? Когда это было?

3.Какие уровни методологии характерны для педагогики?

4.Назовите и охарактеризуйте основные виды экспериментов.

5.Как понимать двусторонний характер процесса обучения?

6.Какие связи имеются между закономерностями и принципами обучения?

7.Раскройте сильные и слабые стороны концепции проблемно-деятельностного обучения.

8.Докажите на примерах, что воспитание-это и социальное, и педагогическое явление.

9.Представьте в логической последовательности взаимосвязь методов, принципов, приемов, средств, закономерностей, форм воспитания.

10.Что Вы скажите ребенку. который радостно сообщает: «НАША КОШКА УЖЕ СТАРАЯ, И ПАПА ОБЕЩАЛ ПРИНЕСТИ АНГОРСКОГО КОТЕНКА «

11.Что означает понятие «психология»?

12.Чем отличается научная психология от житейской?

13.Как соотносятся мозг и психика?

14.Что включает в себя анализатор?

15.Как соотносятся внимание и память?

16.Определите место представлений в психике человека.

17.В каких формах осуществляется мышление?

18.Чем отличается аффект от стресса?

19.Чем вызываются волевые действия?

20.Представьте структуру сложного волевого акта.

Литература:

1.Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. — м., 2002

2.Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2003.

3.Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В. А. Сластени­на. — М., 2002.

4.Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит З.Е. Введение в психоло­гию: Учебник для университетов / Пер. с англ. / Под ред. В.П. Зинченко. — М., 1999.

  1. Бодалев А. А., Рудкевич ЛА. Как становятся великими или выдаю­щимися? — М., 2003.
  2. Большой толковый психологический словарь / Сост. А.Ребер. — М., 2000.

7.Выгomский Л.С. Психология — М., 2000.

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию — М., 2000.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1997.

10.Годфруа Ж. Что такое психология? — М., 1996.

11.Григорович ЛА. Педагогическая психология. — М., 2003.

12.Демидова И.Ф. Психология развития и возрастная психология.- Таганрог, 2003.

13.Дубровина и.в. Психология. — М., 1999.

  1. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. — М., 2002.
  2. Еникеев М.И., Кочетков О. К Общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь. — М., 1997.
  3. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. — М., 1990.

17.ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2004.

  1. Ильин Е.Л. Психология индивидуальных различий. — СПб., 2004.
  2. Казаков B.Г., Кондратьева л.л. Психология. — М., 1989.
  3. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. — СПб., 2003.
  1. Келлер В., Коффа К. Гештальтпсихология. — М., 1998.
  2. Клuмов ЕА. Общая психология. М., 2001.
  3. Князева Е.Н., Курдюмов с.п. Законы эволюции и самоорганиза­ции сложных систем. — М., 1994.
  4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировиде­ние: диалог с Пригожиным / / Вопросы философии. 1992. М12.
  5. Колесов д.в. Введение в общую психологию. — М., 2002.
  6. Кордуэл М. Психология: А — Я словарь справочник / Пер. с англ. к.с. Ткаченко. — М., 2000.
  7. Крайг Г., ВОУМ Д. Психология развития. — СПб., 2004.
  8. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. — М., 1985.
  9. Кулагина Н.Ю., Колюцuй В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М., 2004.

30.Леоптьев а.Н. Лекции по общей психологии. — м., 2000. 31. Леонтьев ан. Проблемы развития психики. — м., 1981.

  1. Лuбин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М., 2000.

33.Лурuя А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб., 2004.

  1. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 2002.
  2. Маклаков A.Г. Общая психология. -СПб., 2005.
  3. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 2003.
  4. Немов Р.С. Психология. — М., 2001.
  5. Образцов П.Н. Методы и методология психолого-педагогического исследования. — СПб., 2004.
  1. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М., 1998.

40. Общая психология / Под ред. А.В. Карпова. — М., 2002.

41.Петровскuй А.В., Ярошевкuй М.Г. Психология. — М., 2002.

42.Почебут л.г., Чuкер ВА. Организационная социальная психология. — СПб., 2000.

  1. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова. — М., 1983.
  2. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. — СПб., 2000.
  3. Психология / Под ред. А.А. Крылова — М., 2001.
  1. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реа­на. — СПб., 2003.
  2. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2002.

48. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 2003.

49.РубuпштеUп С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2002.

  1. Рыбал1СО Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — Л., 1990.
  1. Саен1СО Ю.В. Общая психология. — Таганрог, 2005.
  2. СемеЧ1Сuп Н.И. Социальная психология. — СПб., 2004.
  3. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. — М., 1999.
  4. Солсо Р. Когнитивная психология. — СПб., 2002.
  5. Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. — М., 2002.
  6. Социальная психология / Сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанце­ва. — М., 2001.
  7. Станкип МИ. Общая психология: функциональные явления че­ловеческой психики. — М., 2001.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д, 1997.
  9. Теnлов Б.М. Практическое мышление / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981.

60. Холодная ма. Психология интеллекта. — сПб., 2002

61. Хэйес н., Оррелл с. Введение в психологию. — м., 2003.

  1. Чуnрикова Н.И. Психология умственного развития: Принцип диф­ференциации. — М., 1997.

63.Шаnоваленко и.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология).

— м., 2005.

  1. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.
  2. Агапонов С. В. и др. Средства дистанционного обучения: Ме­тодика, технология, инструментарий. — СПб., 2003.
  3. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанци­онное обучение» / / Открытое образование. 1998. NQ 4.
  4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.
  5. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983
  6. Бодровская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов.­СПб, 2001.
  7. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекст­ный подход. — М., 1991.
  8. Гершунекий Б. С. Прогностические методы в педагогике. ­Киев, 1974.
  9. Гессен С. Н. Oсновы педагогики: Введение в прикладную фи­лософию. — М., 1995.
  10. Гuльбух Ю. З. Психодиагностика в школе. — М., 1989.
  11. Григорович Л. А. Педагогическая психология. — М., 2003.
  12. Давыдов В. П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования. — М., 1997.
  13. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процес­са. — М., 1989.
  14. Загвязинский В. Н. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / / Инновационные процессы в обра­зовании. — Тюмень, 1990.
  15. Загвязинский В. Н., Атаханов Р. Методология и методы пси­холого-педагогического исследования. — М., 2001.
  16. Зотов Ю. Б. Организация современного урока: Кн. для учи­теля. — М., 1984.
  17. Ильина Т. А. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М., 1984.
  18. Казанская В. Г. Педагогическая психология. — СПб., 2003.
  19. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. ­СПб., 2005.
  20. Карпенко М. П. Дистанционное образование как современное средство непрерывного образования. — М.: МЭСИ, 2001.
  21. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта).

    — М., 1989.

  22. Коджаспирова Г. М. Педагогика. — М., 2004.
  23. Козырев Т. И. Конфликтология. Конфликты в социально-пе­дагогическом процессе / / Социально-гуманитарные знания. 2000. NQ 2.
  24. Коротков Э. Н. Технологии проблемно-деятельностного обу­чения в вузе. — М.: ВПА, 1990.
  25. Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного про­цесса. — М., 1983.
  26. Кохановский В. П. Философия и методология науки. — Рос­тов н/Д, 1999.
  27. Кукушин В. С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — Ростов н/Д, 2002.
  28. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
  29. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1992.
  30. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. — М., 1989.
  31. Моносзон Э. И. Введение в научное исследование по педаго­гике. — М., 1988.
  32. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эво­люции // Педагогика. 1997.
  33. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагоги­ческого исследования. — СПб., 2004.
  34. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1986.
  35. Панарина Н. А. Дистанционное обучение: к вопросу об основ­ных понятиях / / СОЦИС. 2004. № 4.
  36. Педагогика высшей школы / Под ред. Н. М. Пейсханова. ­Казань, 1985.
  37. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидка­систого. — М., 2005.
  38. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Ми­щенко, Е. Н. Шиянов. Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1997.
  39. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В. С. Ку­кушина. — М., 2004.
  40. Подласый Н. П. Педагогика: новый курс: Учебник для студен­тов педагогических вузов. — М., 2000.
  41. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагоги­ческий аспект. — Казань, 1989.
  42. Проблемы методов обучения в современной общеобразова­тельной школе / Под ред. Ю. К. Бабанекого и др. — М., 1980.
  43. Психолого-педагогические проблемы формирования лично­сти в воспитательно-образовательных системах: труды меж­дународной педагогической конференции. — М., 1998.
  44. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Пет­ровского. — М., 1987.
  45. Радугин А. А. Педагогика. — М., 2002.
  46. Рувинский Л. Н., Кобылятскuй Н. И. Основы педагогики. ­М., 1985.
  47. Сарычев С. В., Логвинов Н. Н. Педагогическая психология. ­СПб., 2006.
  48. Сластенин В. А., Подымова Л. с. Педагогика: инновационная деятельность. — М., 1997.
  49. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995.
  50. Толлингерова Д. А. Опережающее управление учебной деятель­ностью: Автореферат дис. д-ра психол. наук. — М., 1981.
  51. Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методи­ка. — Ростов н/Д, 2001.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector