71
Тема № 8 География межнациональных конфликтов |
Теоретическая часть
Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую структуру, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Неравномерность социально-экономических, этнических и демографических процессов в развитии народов мира сказалась на политической карте мира. Все этнические общности Земли входят в состав немногим более 200 государств. Поэтому большинство современных государств полиэтнично. Полиэтничность особенно характерна для развивающихся стран. Так, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей разного типа, в Индонезии их насчитывается более 150, в Нигерии официально живет 200 народов, в Кении — более 70 и т.д.
Неоднородность этнической структуры закономерно порождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в отношениях между народами. Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий (ирландцы и англичане в Ольстере, фламандцы и валлоны в Бельгии, англо- и франкоканадцы в Канаде), другие резко обострились в последние 10-15 лет (в республиках бывшего СССР и Югославии, в ряде стран Африки).
По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира в середине 90-х гг. XX в. более 70% военных конфликтов по всей планете были межэтническими. Поэтому проблема этнических конфликтов в этнологической науке является, пожалуй, самой важной и актуальной.
Природа любого социального конфликта, в том числе и этнического, всегда сложна и противоречива, поскольку обусловлена комплексом причин и конфликтогенных факторов, связана с явными и латентными (скрытыми) интересами сторон, проходит определенные этапы развития и формы противоборства. Однако всякий этнический конфликт начинается с состояния этнической напряженности — особого психического состояния этнической общности, которое формируется в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие.
Как и всякий живой организм (а этнос является биосоциокультурным образованием) этническая общность либо противится деструктивным действиям, либо ищет формы адаптации, чтобы ослабить эти действия. Можно сказать, что состояние межэтнической напряженности — не только психологический фон конфликта, но и способ мобилизации внутренних психологических ресурсов этноса для защиты своих интересов. Степень этнической напряженности зависит от структуры и содержания межэтнических коммуникаций, особенностей этнической культуры взаимодействующих общностей и исторического характера отношений между ними. Эти компоненты обретают свое существование в виде представлений, мнений, убеждений, выражающих отношение к практике межэтнических отношений в государстве; в виде этнокультурных установок, поведенческих моделей; в виде отдельных фрагментов исторической памяти этноса, включающей оценочное знание исторических событий в сфере межэтнических отношений. В формировании межэтнической напряженности большую роль играет история межэтнических отношений. В исторической памяти особенно хорошо сохраняются национальные обиды и признательности, причем митинги на исторические темы способствуют переводу социальной напряженности в межэтническую. Всегда проще указать на исторического врага, чем разобраться в том, кто виноват в сегодняшнем положении народа и, самое главное, что нужно сделать, чтобы изменить это положение. В таком случае прошлое начинает восприниматься через призму настоящего.
Межэтническая напряженность, как и социальная, характеризуется и таким пограничным психическим состоянием, как массовая невротизация, на основе которой развиваются страх культурной ассимиляции и ощущение необходимости этнической консолидации. Это состояние отличается повышенным эмоциональным возбуждением, вызывающим различные негативные переживания: тревогу, массовую национальную напряженность, беспокойство, раздражительность, растерянность, отчаяние.
Эти состояния вызывают широкие негативные эмоции — увеличивается круг раздражителей, вызывающих отрицательные реакции. Самые обычные, нейтральные слова становятся агрессивными, люди кажутся менее симпатичными и т.д. Еще резче поляризуются отношения «свои — чужие»: своя этническая группа оценивается более позитивно, а чужие — более негативно. Например, все успехи — это наши внутренние заслуги, все неудачи вызваны внешними обстоятельствами, а главное — кознями внешних врагов, под которыми автоматически понимаются иноэтнические группы.
Напряженность конфликтной ситуации, затрудненность информационного общения и убежденность партнеров во взаимной несовместимости создают условия для формирования у них состояния агрессивности. Известно, что такое психическое состояние делает человека невосприимчивым к рациональному поведению, а любое действие вызывает резкую ответную реакцию другой стороны и в итоге завершается общим противоборством ее участников. Межэтнический конфликт представляет собой форму гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют и страдают по признаку этнических различий.
Межэтническая напряженность и конфликты порождаются не самим фактом существования этносов, а политическими, социально-экономическими и историческими условиями, в которых они живут и развиваются. Историческое исследование вопроса о причинах этнических конфликтов показывает, что одной из главных среди них является территориальная проблема, территориальные споры. Поскольку этносы — территориально организованные общности людей, постольку любое посягательство на этническую территорию воспринимается как посягательство на само существование этноса.
Причины возникновения межэтнических конфликтов (Приложение 3):
1) Территориальные причины.
Для обоснования территориальных претензий используются, как правило, исторические факты. В качестве аргументов и доказательств выдвигается утверждение о принадлежности той или иной территории определенному этносу в прошлом. При этом каждая из сторон обладает, по ее мнению, бесспорными историческими доказательствами, закрепляющими именно их право на владение спорной территорией. Суть проблемы обычно состоит в том, что в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса в прошлом неоднократно менялась и менялись границы государств. Эпоха, от которой производится отсчет этнической принадлежности спорной территории, стороны выбирают достаточно произвольно в зависимости от целей спорящих сторон. Обоюдное углубление в историю не только не приводит к разрешению споров, но, наоборот, делает их более запутанными и субъективными. В силу своей сложности территориальные споры практически неразрешимы, а включение соответствующих проблем в программы политических движений и отдельных лидеров чаще всего является признаком назревающего этнического конфликта.
Примером межэтнического конфликта, причиной которого стали территориальные разногласия, может служить конфликт между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Конфликт вылился в вооруженное столкновение на островах между аргентинскими и британскими войсками в 1982 году. Конфликт не разрешен до сих пор.
2) Политические причины.
Вторая группа экстерриториальных проблем связана с вопросом создания независимых территориально-государственных образований. Основная часть этносов на земном шаре не имеет собственных независимых национально-государственных образований. По мере демократизации общества и повышения вследствие этого фактического статуса этносов, не имеющих собственных суверенных государств, развития их экономики и культуры, в их среде нередко возникают движения, имеющие своей целью создание независимого национального государства. Подобное движение может быть особенно влиятельным в том случае, если этнос на каком-то этапе своей истории уже имел государственность и впоследствии утратил ее. Подобные стремления к изменению своего государственного статуса служат одной из наиболее частых причин этнических конфликтов. К такого рода конфликтам можно отнести грузино-абхазский и армяно-азербайджанский конфликты.
3) Экономические причины.
Следующая важная причина этнических конфликтов сводится к борьбе этносов за материальные ресурсы и собственность, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. В случае возникновения подобного спора каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов. Подобные «ресурсные» конфликты имеют тупиковый характер, поскольку попытка передела собственности и ресурсов приводит к противостоянию интересов местных этнических элит с федеральным центром. Стремление к суверенизации и есть форма подобного противостояния. Примером такого конфликта может служить чеченская война.
4) Социальные причины.
Еще одна причина этнических конфликтов заключается в том, что этнический конфликт может стать эффективным способом отвода социального взрыва в русло межэтнической борьбы.
Историческая практика показывает, что в условиях кризисного состояния общества всегда складываются предпосылки для различного рода экономических, социально-политических противостояний и конфликтов, которые влекут за собой перераспределение власти и ресурсов. В основе этого типа этнических конфликтов лежат процессы модернизации и интеллектуализации народов.
Создание интеллектуальной элиты в этнических общностях приводит к тому, что в престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и основными этносами. Вследствие представлений о самодостаточности и самостоятельности представители титульных этносов начинают претендовать на престижные и привилегированные места, в том числе и во власти. Подобные причины лежат в основе этнических конфликтов валлонов и фламандцев в Бельгии.
5) Этно-профессиональные причины.
Наконец, среди причин, порождающих конфликты на этнической почве, следует выделить сложившееся в большинстве полиэтнических государств разделение труда между этническими группами. Поскольку разные сферы приложения труда дают различные доходы, то между этническими группами, естественно, складываются негласная конкуренция, пристрастное сопоставление трудового вклада и вознаграждения за него. Если же обнаруживается определенная корреляция между сферами труда и этническими общностями, эта конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает напряженность в межэтнических отношениях – первый признак назревающего конфликта.
Типология этнических конфликтов
Этнический конфликт представляет собой одну из разновидностей социального конфликта наряду с религиозным, расовым, межгосударственным. Вообще под этническим конфликтом понимают динамично меняющуюся ситуацию, порожденную неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющуюся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:
1)начавшейся этноизбирательной миграции из региона, которую общественное мнение данной группы определяет как «исход», «массовое переселение» и т.п. и которая существенно изменяет местный этнодемографический баланс в пользу остающихся этнических групп;
2)создания политической организации (национального или культурного движения, партии), декларирующей необходимость изменения создавшегося положения в интересах указанной этнической группы и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов государственной власти и/или политическую мобилизацию другой местной этнической группы в защиту существующего положения, вполне ее удовлетворяющего;
3)спонтанных (не подготовленные легально действующими организациями) акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы и/или против органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов.
Таким образом, об этническом конфликте как реальном феномене политического процесса можно говорить тогда, когда организационно оформляется и приобретает влияние национальное движение или партия, ставящая своей целью обеспечение национальных интересов определенного народа и для достижения этой цели стремящаяся изменить существовавшее и прежде бывшее терпимым либо привычным положение в культурно-языковой, социально-экономической или политической сферах жизни. Этнический конфликт — всегда явление политическое, ибо даже если инициаторы перемен стремятся к изменениям ситуации только в культурно-языковой или социально-экономической области, они могут достичь своих целей лишь путем обретения определенных властных полномочий.
Существует несколько типов классификаций этнических конфликтов. Так, по форме проявления принято различать латентные (скрытые) конфликты и актуализированные (открытые).
Латентные конфликты могут длиться десятилетиями и более и лишь в определенных общественных условиях перерастать в открытые. Как правило, латентные конфликты не создают непосредственной угрозы для жизнедеятельности людей и именно в этой форме конфликты лучше всего разрешать.
По характеру действий конфликтующих сторон межэтнические конфликты можно классифицировать как насильственные или ненасильственные. Все формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологические напряжения, фрустрации (чувства безысходности) в этнических группах, переселения (турки-месхетинцы в Таджикистане), а насильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными переселениями (армяно-азербайджанский конфликт).
К насильственному типу в полной мере можно отнести конфликт между сербами и албанцами в Косово, а второй тип имеет место в Кабардино-Балкарской автономной республике, где конфликт между кабардинцами и балкарцами не перерос в насильственные действия. Насильственные конфликты проявляются в форме региональных войн (вооруженных столкновений) с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений, а также кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть конфликтами-бунтами, конфликтами-погромами.
К ненасильственным конфликтам можно отнести институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Другой формой таких конфликтов являются митинги, демонстрации, голодовки, акции «гражданского неповиновения».
Перечисленные конфликты отличаются «действующими лицами», т.е. основными субъектами конфликта. В институциональных конфликтах главными действующими лицами являются властные структуры, политические партии и объединения, общественные движения, реализующие свои требования через институты власти.
В манифестирующих конфликтах субъектом выступают значительные массы людей, поэтому такие конфликты называют еще конфликтами массовых действий. Хотя понятие «массовые действия» относительно, но в зонах конфликтов всегда можно четко разделить действия отдельных групп и массовые выступления.
По основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами, выделяются статусные этнические конфликты, возникающие в результате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликт этого типа сводится к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства (примером такого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзной республики).
К этому же типу конфликтов можно отнести этнические движения за создание своих национальных образований (движение ингушей за создание собственного национально-государственного образования, т.е. своей республики).
Такие конфликты можно привести к компромиссу за счет изменения системы государственного устройства путем передачи части властных полномочий от центрального правительства к органам управления экстерриториальными автономиями при сохранении исходного полиэтнического общества в трансформированном виде.
Этнотерриториальный этнический конфликт предполагает притязания и споры одной этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. При этом оспаривается право другого этноса проживать на спорной территории. Как правило, современные этнотерриториальные конфликты являются следствием этнических репрессий и возникают в ходе реабилитационного процесса. Некоторые конфликты этнотерриториального типа возникают в ходе восстановления территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, социальной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и др.).
В эту группу входят конфликты, вызванные стремлением этносов воссоединиться с соседним «материнским», или «родственным» государством (косовские албанцы).
Обычно такие конфликты самые трудные для разрешения, поскольку компромисс здесь обычно невозможен, конфликт может быть либо подавлен силой, либо решен эмиграцией (депортацией) конфликтогенного меньшинства.
К этой же группе относятся социально-экономические конфликты, возникающие на основе требования выравнивания уровня жизни у представителей разных этносов, представительства в элите либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам. Эти конфликты возможно привести к компромиссному варианту за счет перераспределения власти и экономических ресурсов при сохранении исходной структуры общества.
Культурно-языковые конфликты возникают на основе требований разрешить и оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или общественной жизни. Здесь также возможен компромисс за счет изменения культурно-языковой политики при сохранении исходного общества либо признания территориальной автономии этнических меньшинств.
В настоящее время самой актуальной и распространенной является классификация на основе содержания конфликтов целевых устремлений конфликтующих сторон. В рамках данной типологизации оказываются конфликты с самым широким диапазоном целей — от этнополитических до этнотерриториальных.
Анализ этнических конфликтов разного типа и форм их проявления в границах постсоветского пространства послужил основанием отечественным ученым Э.А. Паину и А.А. Попову предложить еще одну типологию межэтнических конфликтов, согласно которой этнические конфликты разделяются на три категории: 1) конфликты стереотипов; 2) конфликты идей; 3) конфликты действий.
Конфликты стереотипов — это такой тип конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы» (например, с этого начинался армяно-азербайджанский конфликт).
Характерными чертами конфликта идей является выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в средствах массовой информации, в литературе и других средствах коммуникации появляется информация, обосновывающая «историческое право» на самостоятельную государственность или на территорию другой этнической группы. Конфликт действий связан с проведением митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений с оппонентами и органами власти.
Данная типология, как и все другие, достаточно условна, поскольку любой этнический конфликт соединяет в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для точной оценки конфликта следует устанавливать не только его основные причины, но и определять составляющие его факторов.
Нужно упомянуть и классификацию этнических конфликтов по особенностям противостоящих сторон. При этом выделяют конфликты между этнической группой и государством (Абхазия и Нагорный Карабах до создания самопровозглашенных государств) и конфликты между этническими группами (погромы турок-месхетинцев в Фергане, конфликт между киргизами и узбеками в Ошской области).
Интересную классификацию предложил известный американский этнолог Д. Горовитц. Она основана на оценке соотношения относительных уровней экономического развития и социальной модернизированности сепаратистских регионов и этнических групп в сравнении со средним для государства в целом и для доминирующего большинства его населения в частности. Возможны четыре варианта конфликтов:
1) сепаратизм отсталой этнической группы в отсталом регионе страны;
2)сепаратизм отсталой этнической группы в развитом регионе страны;
3)сепаратизм развитой этнической группы в отсталом регионе;
4)сепаратизм развитой этнической группы в развитом регионе страны.
Формы и способы урегулирования этнических конфликтов
Этнические конфликты, возникшие на постсоветском геополитическом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных явлений. Все они имеют аналоги в истории и современном мире, что позволяет прогнозировать их развитие и использовать наиболее эффективные способы их разрешения.
Урегулирование этнических конфликтов имеет целью нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где он возник и развивался. Урегулирование должно привести к полному вытеснению этнической проблематики из политической жизни полиэтничного общества, поскольку для ее сохранения уже не остается оснований.
Полное урегулирование возможно только в случае конфликта по культурно-языковому поводу при условии, что требования меньшинства в этом отношении не встречают резкого неприятия у этнического большинства. Конфликты социально-экономического характера связаны со значительными вероятными материальными затратами, что делает урегулирование практически недостижимым.
В развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, но в каждом из конфликтов участвуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера острого напряжения приводит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, которое удовлетворило бы конфликтующих в полной мере, очень мала.
В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает конфликт по существу, окончательно, а переводит его в латентное состояние. При этом нет гарантий, что следующие поколения конфликтующих этнических общностей будут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый конфликт. В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтрализации конфликта. Надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями достигается при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при обоснованной уверенности в том, что этносепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах в органы государственной власти.
Такой вариант решения проблемы достаточно реален. При этом спецслужбы осуществляют действия по дискредитации и дезорганизации деятельности наиболее радикальных лидеров и организаций и одновременно поощряют и содействуют акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к насилию.
Особо сложным является регулирование и разрешение этнотерриториальных конфли-ктов.
Еще один реальный и часто встречающийся исход — «естественное» развитие и последующее затухание этнических конфликтов. В данном случае конфликт проходит все стадии своего развития, а в ходе постоянной эскалации он перерастает в насильственное противостояние сторон и заканчивается в результате разрушения прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник. Но этот процесс уже нельзя назвать урегулированием конфликта, так как этнический конфликт внутри полиэтнического государства превращается в межгосударственный конфликт между вновь образовавшимися государствами.
Обычно этот вариант разрешения проблемы протекает по одному из двух возможных сценариев. Территория изменяется за счет проведения новых государственных границ, разделяющих конфликтующие стороны, но иногда изменяется этнический состав населения за счет депортации враждебных групп. В реальности чаще всего оба сценария сочетаются (Босния и Герцеговина, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и т.д.).
Очень редки случаи саморассасывания конфликта, т.е. его угасания без каких-либо существенных изменений причин и факторов, его породивших. Одним из немногих подобных примеров является отказ лужицких сербов в Германии начала XIX в. от активного национального движения в пользу культурного.
Таким образом, из четырех вариантов разрешения этнических конфликтов наиболее труден и оптимален путь реального решения проблем и достижения компромисса; наименее вероятен вариант саморассасывания конфликта; наиболее катастрофично «естественное» развитие событий. Очевидно, что практически приемлемым является способ нейтрализации конфликтов.
Все способы урегулирования этнических конфликтов можно объединить в три группы.
1) Первая из них предполагает полную победу одной стороны над другой, т.е. решение конфликтной ситуации с позиции силы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликта. Однако, как показывает история этнических конфликтов XX в., в большинстве из них невозможно добиться силовой победы одной стороны над другой; конфликты могут консервироваться на многие десятилетия, переходя из открытого состояния в латентное. У побежденной стороны, как правило, остается чувство национальной обиды, горечь поражения, которые передаются из поколения в поколение, и через значительный промежуток времени такой конфликт может обостриться с новой силой.
2)Вторая группа способов разрешения актуализированного этнического конфликта — взаимное поражение конфликтующих сторон. Чаще всего к такому результату приходят, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе, но ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое обычно не удовлетворяет обе стороны. Если этим способом все-таки удается урегулировать конфликт, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Данный способ разрешения конфликта также характеризуется высокой вероятностью последующей актуализации.
3)Третья группа способов разрешения конфликта может принести взаимный выигрыш сторонам в виде достижения позитивного согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества для разрешения стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования конфликта вполне реальна, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. Конфликт перейдет в латентное состояние на продолжительное время.
Стадии развития этнических конфликтов.
Как и любой другой социальный процесс, этнический конфликт имеет свои этапы (фазы) созревания, на каждом из которых следует использовать определенные приемы и способы его урегулирования. Согласно данным современной этнической конфликтологии, каждый межэтнический конфликт имеет по крайней мере четыре этапа (фазы) в своем развитии: латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта.
В латентный период для предотвращения конфликта следует, прежде всего:
• добиться практической реализации принципа гражданского равноправия;
• в новых национально-государственных образованиях начать свою деятельность с нулевого варианта гражданства, т.е. все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность получения гражданства;
• проводить политику социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп, а особенно тех групп, которые ранее подверглись дискриминации;
• реализовывать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.
Переход конфликта в фазу проявления конфликта можно определить по ряду характерных для нее признаков: усиление взаимных обвинений в злонамеренности; появление сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой; требования чрезвычайных мер для защиты угнетаемых этнических групп или этнических меньшинств; начало этнической миграции. Для снятия этнической напряженности в этот период административным органам необходимо:
• создавать этнически нейтральные подразделения полиции и армии с определением их четких функций и полномочий в конфликтных действиях;
• организовать подачу и изложение точной и непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой информации;
• осуществлять особый контроль за сохранностью и движением оружия;
• максимально строго преследовать по закону организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнением приговоров.
В период активного течения конфликта главной задачей правительства является максимально быстрое прекращение военных действий, для чего нужно принять следующие меры:
• удаление из зоны конфликта, арест или временное задержание сторонников экстремистских методов решения конфликта;
• предотвращение раскола по этническому признаку в государственных и силовых структурах, обеспечивающих общественный порядок;
• введение особого контроля за средствами связи и объективностью средств массовой информации;
• создание механизма прекращения боевых действий и начала переговорного процесса;
• проведение комплекса мер по обеспечению минимизации человеческих жертв и материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенных пунктов и городов);
• предотвращение мародерства и военных преступлений.
Наконец, четвертая фаза развития конфликта (последствия конфликта) предусматривает устранение последствий конфликтных действий и примирение конфликтующих сторон. В соответствии с этими задачами властным органам необходимо:
• дать общую оценку последствий конфликта и объявить программу (план) воссоздания единства гражданского общества на условиях национального примирения;
• придать восстановительному процессу этнически нейтральный характер (освобождение заложников, возврат беженцев, ответственность за присвоение чужой собственности, организация медицинского обслуживания);
• не допускать героизации террористов и экстремистов во избежание превращения их в политических лидеров;
• начать общественный диалог всех этнических групп для реформирования общества;
• отказаться от драматизации конфликта и не допустить его фиксации в «исторической памяти» этноса, чтобы последующие поколения не могли возродить вновь «дух конфликта».
Перечисленные способы и методы регулирования этнических конфликтов на каждом из периодов их развития могут быть дополнены методами ослабления и торможения конфликта. К ним относятся следующие:
• метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, склонных к компромиссам и переговорам;
• использование разного рода санкций (от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам, например прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам; прекращение с ними торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе его имеют место массовые нарушения прав человека;
• прерывание конфликта на короткое время путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.
2) Политические причины.
Вторая группа экстерриториальных проблем связана с вопросом создания независимых территориально-государственных образований. Основная часть этносов на земном шаре не имеет собственных независимых национально-государственных образований. По мере демократизации общества и повышения вследствие этого фактического статуса этносов, не имеющих собственных суверенных государств, развития их экономики и культуры, в их среде нередко возникают движения, имеющие своей целью создание независимого национального государства. Подобное движение может быть особенно влиятельным в том случае, если этнос на каком-то этапе своей истории уже имел государственность и впоследствии утратил ее. Подобные стремления к изменению своего государственного статуса служат одной из наиболее частых причин этнических конфликтов. К такого рода конфликтам можно отнести грузино-абхазский и армяно-азербайджанский конфликты.
3) Экономические причины.
Следующая важная причина этнических конфликтов сводится к борьбе этносов за материальные ресурсы и собственность, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. В случае возникновения подобного спора каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов. Подобные «ресурсные» конфликты имеют тупиковый характер, поскольку попытка передела собственности и ресурсов приводит к противостоянию интересов местных этнических элит с федеральным центром. Стремление к суверенизации и есть форма подобного противостояния. Примером такого конфликта может служить чеченская война.
4) Социальные причины.
Еще одна причина этнических конфликтов заключается в том, что этнический конфликт может стать эффективным способом отвода социального взрыва в русло межэтнической борьбы.
Историческая практика показывает, что в условиях кризисного состояния общества всегда складываются предпосылки для различного рода экономических, социально-политических противостояний и конфликтов, которые влекут за собой перераспределение власти и ресурсов. В основе этого типа этнических конфликтов лежат процессы модернизации и интеллектуализации народов.
Создание интеллектуальной элиты в этнических общностях приводит к тому, что в престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и основными этносами. Вследствие представлений о самодостаточности и самостоятельности представители титульных этносов начинают претендовать на престижные и привилегированные места, в том числе и во власти. Подобные причины лежат в основе этнических конфликтов валлонов и фламандцев в Бельгии.
5) Этно-профессиональные причины.
Наконец, среди причин, порождающих конфликты на этнической почве, следует выделить сложившееся в большинстве полиэтнических государств разделение труда между этническими группами. Поскольку разные сферы приложения труда дают различные доходы, то между этническими группами, естественно, складываются негласная конкуренция, пристрастное сопоставление трудового вклада и вознаграждения за него. Если же обнаруживается определенная корреляция между сферами труда и этническими общностями, эта конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает напряженность в межэтнических отношениях – первый признак назревающего конфликта.
Этнический конфликт представляет собой одну из разновидностей социального конфликта наряду с религиозным, расовым, межгосударственным. Вообще под этническим конфликтом понимают динамично меняющуюся ситуацию, порожденную неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющуюся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:
1)начавшейся этноизбирательной миграции из региона, которую общественное мнение данной группы определяет как «исход», «массовое переселение» и т.п. и которая существенно изменяет местный этнодемографический баланс в пользу остающихся этнических групп;
2)создания политической организации (национального или культурного движения, партии), декларирующей необходимость изменения создавшегося положения в интересах указанной этнической группы и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов государственной власти и/или политическую мобилизацию другой местной этнической группы в защиту существующего положения, вполне ее удовлетворяющего;
3)спонтанных (не подготовленные легально действующими организациями) акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы и/или против органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов.
Таким образом, об этническом конфликте как реальном феномене политического процесса можно говорить тогда, когда организационно оформляется и приобретает влияние национальное движение или партия, ставящая своей целью обеспечение национальных интересов определенного народа и для достижения этой цели стремящаяся изменить существовавшее и прежде бывшее терпимым либо привычным положение в культурно-языковой, социально-экономической или политической сферах жизни. Этнический конфликт — всегда явление политическое, ибо даже если инициаторы перемен стремятся к изменениям ситуации только в культурно-языковой или социально-экономической области, они могут достичь своих целей лишь путем обретения определенных властных полномочий.
Существует несколько типов классификаций этнических конфликтов. Так, по форме проявления принято различать латентные (скрытые) конфликты и актуализированные (открытые).
Латентные конфликты могут длиться десятилетиями и более и лишь в определенных общественных условиях перерастать в открытые. Как правило, латентные конфликты не создают непосредственной угрозы для жизнедеятельности людей и именно в этой форме конфликты лучше всего разрешать.
По характеру действий конфликтующих сторон межэтнические конфликты можно классифицировать как насильственные или ненасильственные. Все формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологические напряжения, фрустрации (чувства безысходности) в этнических группах, переселения (турки-месхетинцы в Таджикистане), а насильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными переселениями (армяно-азербайджанский конфликт).
К насильственному типу в полной мере можно отнести конфликт между сербами и албанцами в Косово, а второй тип имеет место в Кабардино-Балкарской автономной республике, где конфликт между кабардинцами и балкарцами не перерос в насильственные действия. Насильственные конфликты проявляются в форме региональных войн (вооруженных столкновений) с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений, а также кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть конфликтами-бунтами, конфликтами-погромами.
К ненасильственным конфликтам можно отнести институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Другой формой таких конфликтов являются митинги, демонстрации, голодовки, акции «гражданского неповиновения».
Перечисленные конфликты отличаются «действующими лицами», т.е. основными субъектами конфликта. В институциональных конфликтах главными действующими лицами являются властные структуры, политические партии и объединения, общественные движения, реализующие свои требования через институты власти.
В манифестирующих конфликтах субъектом выступают значительные массы людей, поэтому такие конфликты называют еще конфликтами массовых действий. Хотя понятие «массовые действия» относительно, но в зонах конфликтов всегда можно четко разделить действия отдельных групп и массовые выступления.
По основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами, выделяются статусные этнические конфликты, возникающие в результате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликт этого типа сводится к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства (примером такого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзной республики).
К этому же типу конфликтов можно отнести этнические движения за создание своих национальных образований (движение ингушей за создание собственного национально-государственного образования, т.е. своей республики).
Такие конфликты можно привести к компромиссу за счет изменения системы государственного устройства путем передачи части властных полномочий от центрального правительства к органам управления экстерриториальными автономиями при сохранении исходного полиэтнического общества в трансформированном виде.
Этнотерриториальный этнический конфликт предполагает притязания и споры одной этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. При этом оспаривается право другого этноса проживать на спорной территории. Как правило, современные этнотерриториальные конфликты являются следствием этнических репрессий и возникают в ходе реабилитационного процесса. Некоторые конфликты этнотерриториального типа возникают в ходе восстановления территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, социальной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и др.).
В эту группу входят конфликты, вызванные стремлением этносов воссоединиться с соседним «материнским», или «родственным» государством (косовские албанцы).
Обычно такие конфликты самые трудные для разрешения, поскольку компромисс здесь обычно невозможен, конфликт может быть либо подавлен силой, либо решен эмиграцией (депортацией) конфликтогенного меньшинства.
К этой же группе относятся социально-экономические конфликты, возникающие на основе требования выравнивания уровня жизни у представителей разных этносов, представительства в элите либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам. Эти конфликты возможно привести к компромиссному варианту за счет перераспределения власти и экономических ресурсов при сохранении исходной структуры общества.
Культурно-языковые конфликты возникают на основе требований разрешить и оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или общественной жизни. Здесь также возможен компромисс за счет изменения культурно-языковой политики при сохранении исходного общества либо признания территориальной автономии этнических меньшинств.
В настоящее время самой актуальной и распространенной является классификация на основе содержания конфликтов целевых устремлений конфликтующих сторон. В рамках данной типологизации оказываются конфликты с самым широким диапазоном целей — от этнополитических до этнотерриториальных.
Анализ этнических конфликтов разного типа и форм их проявления в границах постсоветского пространства послужил основанием отечественным ученым Э.А. Паину и А.А. Попову предложить еще одну типологию межэтнических конфликтов, согласно которой этнические конфликты разделяются на три категории: 1) конфликты стереотипов; 2) конфликты идей; 3) конфликты действий.
Конфликты стереотипов — это такой тип конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы» (например, с этого начинался армяно-азербайджанский конфликт).
Характерными чертами конфликта идей является выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в средствах массовой информации, в литературе и других средствах коммуникации появляется информация, обосновывающая «историческое право» на самостоятельную государственность или на территорию другой этнической группы. Конфликт действий связан с проведением митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений с оппонентами и органами власти.
Данная типология, как и все другие, достаточно условна, поскольку любой этнический конфликт соединяет в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для точной оценки конфликта следует устанавливать не только его основные причины, но и определять составляющие его факторов.
Нужно упомянуть и классификацию этнических конфликтов по особенностям противостоящих сторон. При этом выделяют конфликты между этнической группой и государством (Абхазия и Нагорный Карабах до создания самопровозглашенных государств) и конфликты между этническими группами (погромы турок-месхетинцев в Фергане, конфликт между киргизами и узбеками в Ошской области).
Интересную классификацию предложил известный американский этнолог Д. Горовитц. Она основана на оценке соотношения относительных уровней экономического развития и социальной модернизированности сепаратистских регионов и этнических групп в сравнении со средним для государства в целом и для доминирующего большинства его населения в частности. Возможны четыре варианта конфликтов:
1) сепаратизм отсталой этнической группы в отсталом регионе страны;
2)сепаратизм отсталой этнической группы в развитом регионе страны;
3)сепаратизм развитой этнической группы в отсталом регионе;
4)сепаратизм развитой этнической группы в развитом регионе страны.
Формы и способы урегулирования этнических конфликтов
Этнические конфликты, возникшие на постсоветском геополитическом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных явлений. Все они имеют аналоги в истории и современном мире, что позволяет прогнозировать их развитие и использовать наиболее эффективные способы их разрешения.
Урегулирование этнических конфликтов имеет целью нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где он возник и развивался. Урегулирование должно привести к полному вытеснению этнической проблематики из политической жизни полиэтничного общества, поскольку для ее сохранения уже не остается оснований.
Полное урегулирование возможно только в случае конфликта по культурно-языковому поводу при условии, что требования меньшинства в этом отношении не встречают резкого неприятия у этнического большинства. Конфликты социально-экономического характера связаны со значительными вероятными материальными затратами, что делает урегулирование практически недостижимым.
В развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, но в каждом из конфликтов участвуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера острого напряжения приводит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, которое удовлетворило бы конфликтующих в полной мере, очень мала.
В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает конфликт по существу, окончательно, а переводит его в латентное состояние. При этом нет гарантий, что следующие поколения конфликтующих этнических общностей будут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый конфликт. В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтрализации конфликта. Надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями достигается при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при обоснованной уверенности в том, что этносепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах в органы государственной власти.
Такой вариант решения проблемы достаточно реален. При этом спецслужбы осуществляют действия по дискредитации и дезорганизации деятельности наиболее радикальных лидеров и организаций и одновременно поощряют и содействуют акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к насилию.
Особо сложным является регулирование и разрешение этнотерриториальных конфли-ктов.
Еще один реальный и часто встречающийся исход — «естественное» развитие и последующее затухание этнических конфликтов. В данном случае конфликт проходит все стадии своего развития, а в ходе постоянной эскалации он перерастает в насильственное противостояние сторон и заканчивается в результате разрушения прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник. Но этот процесс уже нельзя назвать урегулированием конфликта, так как этнический конфликт внутри полиэтнического государства превращается в межгосударственный конфликт между вновь образовавшимися государствами.
Обычно этот вариант разрешения проблемы протекает по одному из двух возможных сценариев. Территория изменяется за счет проведения новых государственных границ, разделяющих конфликтующие стороны, но иногда изменяется этнический состав населения за счет депортации враждебных групп. В реальности чаще всего оба сценария сочетаются (Босния и Герцеговина, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и т.д.).
Очень редки случаи саморассасывания конфликта, т.е. его угасания без каких-либо существенных изменений причин и факторов, его породивших. Одним из немногих подобных примеров является отказ лужицких сербов в Германии начала XIX в. от активного национального движения в пользу культурного.
Таким образом, из четырех вариантов разрешения этнических конфликтов наиболее труден и оптимален путь реального решения проблем и достижения компромисса; наименее вероятен вариант саморассасывания конфликта; наиболее катастрофично «естественное» развитие событий. Очевидно, что практически приемлемым является способ нейтрализации конфликтов.
Все способы урегулирования этнических конфликтов можно объединить в три группы.
1) Первая из них предполагает полную победу одной стороны над другой, т.е. решение конфликтной ситуации с позиции силы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликта. Однако, как показывает история этнических конфликтов XX в., в большинстве из них невозможно добиться силовой победы одной стороны над другой; конфликты могут консервироваться на многие десятилетия, переходя из открытого состояния в латентное. У побежденной стороны, как правило, остается чувство национальной обиды, горечь поражения, которые передаются из поколения в поколение, и через значительный промежуток времени такой конфликт может обостриться с новой силой.
2)Вторая группа способов разрешения актуализированного этнического конфликта — взаимное поражение конфликтующих сторон. Чаще всего к такому результату приходят, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе, но ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое обычно не удовлетворяет обе стороны. Если этим способом все-таки удается урегулировать конфликт, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Данный способ разрешения конфликта также характеризуется высокой вероятностью последующей актуализации.
3)Третья группа способов разрешения конфликта может принести взаимный выигрыш сторонам в виде достижения позитивного согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества для разрешения стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования конфликта вполне реальна, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. Конфликт перейдет в латентное состояние на продолжительное время.
Стадии развития этнических конфликтов.
Как и любой другой социальный процесс, этнический конфликт имеет свои этапы (фазы) созревания, на каждом из которых следует использовать определенные приемы и способы его урегулирования. Согласно данным современной этнической конфликтологии, каждый межэтнический конфликт имеет по крайней мере четыре этапа (фазы) в своем развитии: латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта.
В латентный период для предотвращения конфликта следует, прежде всего:
• добиться практической реализации принципа гражданского равноправия;
• в новых национально-государственных образованиях начать свою деятельность с нулевого варианта гражданства, т.е. все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность получения гражданства;
• проводить политику социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп, а особенно тех групп, которые ранее подверглись дискриминации;
• реализовывать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.
Переход конфликта в фазу проявления конфликта можно определить по ряду характерных для нее признаков: усиление взаимных обвинений в злонамеренности; появление сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой; требования чрезвычайных мер для защиты угнетаемых этнических групп или этнических меньшинств; начало этнической миграции. Для снятия этнической напряженности в этот период административным органам необходимо:
• создавать этнически нейтральные подразделения полиции и армии с определением их четких функций и полномочий в конфликтных действиях;
• организовать подачу и изложение точной и непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой информации;
• осуществлять особый контроль за сохранностью и движением оружия;
• максимально строго преследовать по закону организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнением приговоров.
В период активного течения конфликта главной задачей правительства является максимально быстрое прекращение военных действий, для чего нужно принять следующие меры:
• удаление из зоны конфликта, арест или временное задержание сторонников экстремистских методов решения конфликта;
• предотвращение раскола по этническому признаку в государственных и силовых структурах, обеспечивающих общественный порядок;
• введение особого контроля за средствами связи и объективностью средств массовой информации;
• создание механизма прекращения боевых действий и начала переговорного процесса;
• проведение комплекса мер по обеспечению минимизации человеческих жертв и материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенных пунктов и городов);
• предотвращение мародерства и военных преступлений.
Наконец, четвертая фаза развития конфликта (последствия конфликта) предусматривает устранение последствий конфликтных действий и примирение конфликтующих сторон. В соответствии с этими задачами властным органам необходимо:
• дать общую оценку последствий конфликта и объявить программу (план) воссоздания единства гражданского общества на условиях национального примирения;
• придать восстановительному процессу этнически нейтральный характер (освобождение заложников, возврат беженцев, ответственность за присвоение чужой собственности, организация медицинского обслуживания);
• не допускать героизации террористов и экстремистов во избежание превращения их в политических лидеров;
• начать общественный диалог всех этнических групп для реформирования общества;
• отказаться от драматизации конфликта и не допустить его фиксации в «исторической памяти» этноса, чтобы последующие поколения не могли возродить вновь «дух конфликта».
Перечисленные способы и методы регулирования этнических конфликтов на каждом из периодов их развития могут быть дополнены методами ослабления и торможения конфликта. К ним относятся следующие:
• метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, склонных к компромиссам и переговорам;
• использование разного рода санкций (от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам, например прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам; прекращение с ними торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе его имеют место массовые нарушения прав человека;
• прерывание конфликта на короткое время путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.
Источники: «Этнология». Садохин А. П.
Практическая часть
Цели занятия:
- Закрепить теоретические знания.
- Проанализировать географию распространения очагов межнациональных конфликтов.
- Выявить основные особенности развития межнациональных конфликтов.
- Изучить меры по урегулированию межнациональных конфликтов.
Вопросы для собеседования:
- Дайте определение межнационального (этнического) конфликта.
- Чем бывают вызваны межнациональные (этнические) конфликты.
- Проследите основные стадии развития межнационального (этнического) конфликта.
- Назовите меры способствующие предотвращению и урегулированию межнационального (этнического) конфликта.
Задание 1.
- Используя материалы теоретической части главы и материалы докладов, на контурной карте покажите очаги межнациональных конфликтов. Цветом покажите степень их развития (красный – обостренный, желтый -разгорающийся, синий – перешедший в русло переговорного процесса (потенциально – затухающий).
- На той же контурной карте крестиками укажите очаги терроризма.
- Выявите закономерность между распространением очагов терроризма и очагами межнациональных конфликтов.
Рекомендуемая литература по теме
- Весь мир: Расы, народы, нации и народности. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 400 с.
- География террора/ «National Geographic Россия». – ноябрь, 2004.
- Млечин Л. М. Кто взорвал Америку? Империя террора: от «Красных бригад» до «Исламского джихада» — М.; ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. – 492 с.
- Народы мира. Историко-этнографический справочник / под ред. Бромлея Ю. М.: Советская энциклопедия, 1988 — 625 с.
- Народы России: энциклопедия/ под ред. В. А. Тишкова – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994 – 479 с.
- Садохин А. П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – 256 с.
- Татевосов Р. В. География населения: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. – 76 с.
- Этнология. Учебное пособие. М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1997, 320 с.