ТЕМА № 1: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Конфликтология– это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а так же о принципах и технологиях управления ими. Как самостоятельное направление возникло из социологии в 50х годах 20 века. В настоящее время курс конфликтологии является составной частью педагогики, психологии, социологии. Т.к. конфликт не относится к тем явлениям и процессам, которыми можно управлять не только на уровне опыта, нужны знания.
Слово «konfliktus» состоит из:
приставки «kon» — вместе, с, против кого-то,
глагола «flik» — бить, толкать, пинать.
Т.о. слово «конфликт» означает столкновение, борьбу, противостояние, спор.
Основы возникновения конфликта является объективно-существующие противоречия между отдельными индивидами, группами, государствами, социальными классами и нациями.
Особенности педагогических конфликтов:
1. Ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций,
т.к. школа- это модель общества, где ученики усваивают нормы отношения с людьми.
2. Участники конфликтов имеют разный социальный статус.
3. Разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликта.
4. Различное понимание событий и их причины (глазами ученика и учителя), поэтому учителю не всегда легко справиться с непониманием глубины переживаний ребёнка, а ребёнку сложно справиться с ребёнком и подчинить их разуму.
5. Присутствие других учеников делит их из свидетелей в участники, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для других.
6. Профессиональная позиция учителя обязывает его взять на себя инициативу его разрешения и на первое место поставить интересы ученика как формирующейся личности.
7. Контролируя свои эмоции быть объективным и дать возможность учащимся обосновать свои претензии.
8. Не приписывать ученику своё понимание его позиции. Перейти на «я — высказывание».
9. Не оскорблять ученика.
10. Стараться не выгонять ученика из класса.
11. По возможности не обращаться к администрации.
12. Не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личность, анализировать только его поступок, не осуждать особенности его семьи. Дать себе и ребёнку право на ошибку. Не зависимо от результатов разрешения противоречий постараться не разрушить отношения с ребёнком.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста 2
... Роль учителя в период адаптации ребёнка к школе. Отношениеучителякученику Адаптация ребёнка к ... особенностей развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы позволят учителям не без помощи психологов устранять трудности, сопровождающие обучение детей в школе. Внутренние конфликты, ... то, как будут складываться взаимоотношения учитель - ученик, отношения, определяющие в значительной степени ...
ТЕМА № 2: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
Существуют «трудные» в общении люди:
Активные конфликтанты:
- агрессивисты
других люди, которые «задирают» других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают;
- всезнайки
люди, которые считают себя выше других, полагают, что знают все на свете, делают это с целью показать своё превосходство;
- максималисты
настаивают на своем до конца и требуют от других удовлетворения собственных желаний и уступок, даже когда в этом нет необходимости;
- скрытые
держат все отрицательные чувства в себе, но в самый неожиданный момент выпускают их на окружающих в агрессивной форме;
Пассивные конфликтанты:
- сверхпокладистые
всегда говорят «да» и обещают поддержку: но, тем не менее, в решающий момент склонны к уклонению от обещаний;
- жалобщики
всегда на что-то жалуются, но сами, обычно, ничего не делают для решения проблемы;
- вечные пессимисты
всегда считают, что ничего не получится, но, тем не менее, это делают, всегда стараются сказать «нет»;
- молчуны
спокойны и немногословны, вы не можете знать, о чем они действительно думают или чего хотят, разговор «сам с собой»;
- нерешительные
боящиеся принять какое-либо решение из-за страха ошибки и потому откладывающие его до самого последнего момента;
- невинные лгуны
вводят других в заблуждение ложью или обманом и сами верят в свою ложь;
11. ложные альтруисты
делают вам или другому человеку добро, но в душе сожалеют об этом и периодически выплескивающие свое недовольство, требуя компенсации за свой альтруизм.
С активными конфликтантами нужно быть сильным, спокойным и уверенным человеком, проявлять разумную сдержанность и в случае необходимости дать бой. 1. Агрессивисту противопоставьте спокойствие силы, за которой должна угадываться ваша способность в случае крайней нужды выдать гораздо более мощную агрессию, пока умело придерживаемую вами или «срезать» его убийственным юмором.
2. Всезнайке можете противопоставить иронию или демонстрацию еще большей осведомленности с вашей стороны, высказываемую с подчеркнуто-скромной интонацией, на фоне которой его самоуверенность выглядит комично.
3. Максималисту продемонстрируйте выдержку и терпение, на фоне которых его завышенные требования не будут выглядеть серьезно.
4. Скрытному и неожиданно взрывающемуся человеку покажите, что вы абсолютно открыты и не стремитесь к каким-то интригам или манипуляциям в его сторону.
С пассивными конфликтантами нужны терпение и гибкость, позволяющие вытащить их из скорлупы конфликта. Полезно задать себе вопрос: в чем причина «трудности» этого человека, почему он стал таким? Если в ваших силах устранить эту причину, обязательно сделайте это. Попытайтесь понять, всегда ли он труден или только во время общения с вами? Может быть, в этом есть какая-то вина или ошибка с вашей стороны, которую нужно понять и устранить. Затем нужно выбрать правильную стратегию поведения с этим человеком и ее осуществлять.
Понятие и сущность конфликта в деловом общении
... наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми и явными, но в основе их всегда ... и протекания. Раскрыта структура этих конфликтов: участников конфликта, причины конфликта и повод. 1. Социально-психологические предпосылки и особенности конфликтов в деловом общении. Конфликт как психологически осознанное столкновение ...
5. Сверхпокладистого человека попробуйте поймать на нереальности и недостаточной искренности его обещаний и добейтесь от него не механического, а полностью ответственного отношения к своим словам, заставив его зафиксировать внимание и несколько раз осознанно повторить, чего же он вам на самом деле обещает.
6. Жалобщика ободрите и немного пошутите над его привычкой воспринимать все в мрачных тонах, обвиняя других.
7. Пессимизм пессимиста можно нейтрализовать оптимизмом, который вы должны излучать в общении с ним. Только старайтесь уважительно относиться к причинам, породившим его пессимизм: в противном случае вы очень легко можете оскорбить его ранимую личность.
8. Молчуна попытайтесь разговорить, найдя взаимно интересные темы.
9. С нерешительным также полезно вести тактику ободрения и настройки на укрепление воли — такого человека нужно специально тренировать.
10. Невинных лгунов нужно разоблачать, делая это изящно и тонко и подключая к данному процессу других людей.
11. Ложному альтруисту надо уметь показать небескорыстный оттенок его внутренней психологической бухгалтерии и привести ему несколько ярких аргументов морального плана.
Советы по общению с «трудными» людьми:
1. Осознайте, что человек труден в общении и определите его тип;
2. Не попадайте под влияние этого человека;
3. Постарайтесь поговорить с ним и выяснить причины его трудности;
4. Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд;
5. Используйте совместный подход к предупреждению и разрешению конфликтов.
Совместный поиск выхода из конфликтных ситуаций предполагает соблюдение ряда условий:
1. Отделить реальные причины конфликта от инцидента, т.е.формального повода для начала столкновения;
2. Сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;
3. Действовать по принципу «здесь и сейчас». Т.е. не вспоминать другие спорные события;
4. Создавать обстановку равного участия в поисках вариантов решения конфликтов;
5. Говорить только за себя, уметь слушать и слышать другого;
6. Не переходить на личности;
7. Создать климат взаимного доверия и сотрудничества.
Косвенные методы урегулирования конфликта:
1.Метод выхода чувств:
Оппоненту дают возможность высказать все, что у него «наболело» для понижения эмоционально-психического напряжения. После этого человек более предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтов;
2.Метод положительного отношения личности;
3.Метод вмешательства авторитетного третьего;
4.Метод принудительного слушания оппонента.
5.Обмен позициями.
Хирена Корнелииус:
«Сама по себе готовность разрешить проблему вовсе не означает, что вы неправы, это означает, что вы отказываетесь от ваших попыток доказать, что другая сторона не права: вы готовы позабыть прошлое и начать все сначала.»
ТЕМА № 3: КОНФЛИКТОГЕНЫ
Конфликтоген — то слово, действие, бездействие, которые могут привести к конфликту и направленные на то, чтобы обидеть, унизить оппонента, вывести его из себя.
Контрольная работа — Внутриорганизационные конфликты: методы ...
... людей 2.1. Стратегии конфликтного взаимодействия 13-17 2.2. Влияние противоречий на течение конфликта 17-18 2.3. Инициаторы внутриорганизационных конфликтов 18-20 Глава III. Управление внутриорганизационным конфликтом 3.1. Методы ... типы внутриорганизационных конфликтов Реализация интересов людей всегда осуществляется посредством власти, поэтому во внутриорганизационном конфликте принимают участие ...
На конфликтоген человек, как правило, реагирует конфликтогеном, что составляет суть эскалации конфликта.
Типы конфликтогенов:
-приказ
-угроза
-негативная оценка
-критика
-обвинение
-сарказм
-хвастливость
-категоричность
-чрезмерная уверенность в своей правоте
-навязывания советов
-перебивание собеседников
-скрытие важной информации
-нарушение этики
-насмешки
-ложь
-перенесение ответственности на других
-напоминание про ситуации, в которых оппонент проявил слабость.
По мнению древнеримского историка и политика Тацита: «Благодеяния приятны, если за них можно отплатить; если нет, то вместо благодарности возникает ненависть»
2. Проявление агрессивности.
По происхождению агрессивность бывает:
1. природная
человек с повышенной природной агрессивностью получает психологическое расслабление за счёт других, человек с пониженной природной агрессивностью бесхарактерный, неспособный отстоять свою точку зрения, нерешительный;
2. ситуативная
проявляется как защитная реакция на конфликтную ситуацию из-за фрустрации (эмоциональное состояние человека, вызванное непредвиденной преградой на пути к цели);
3. возрастная.
По используемым средствам агрессия бывает:
1. вербальная: с помощью слов, фраз и т.п;
2. невербальная: выражение агрессии посредством мимики и жестов;
3. физическая.
3. Проявление эгоизма
Эгоизм – это ценностная ориентация личности, где приоритетами выступают корыстные потребности, без учета интересов других людей. Эгоистичный человек не склонен помогать другим, стремиться выиграть за счёт другого. Такой человек соглашается сотрудничать на правах лидера.
По мнению Аристотеля, эгоизм состоит не в любви себя к себе, а в большей чем нужно мере этой любви.
Блокирование конфликтогенов:
1. Блокировка превосходства или доминирования происходит как убеждение человека в том, что образно высказал философ Лао-Цзы: «Реки и ручьи отдают свою воду морям, потому, что те ниже, чем они. Так и человек, желая возвеличиться, должен держаться ниже, чем другие».
2. Сдерживание агрессии достигается следующими способами:
— пассивный (путём высказывания негативных эмоций, жалоб, высказывания сочувствия);
— активный (путём двигательной активности, увлечением дела);
— логичный (путём анализа неприятностей и выбора правильного решения).
3. В адрес эгоиста вести себя как эгоист.
ТЕМА № 4: ПРИЧИНЫ БЛОКИРОВКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРОСТКАМИ
- Неумение педагога прогнозировать поведение учеников. Непредсказуемость часто нарушает запланированный ход урока, вызывает раздражение и стремление любыми средствами убрать помехи. Недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения педагога.
- Свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому педагог стремится сохранить свой социальный статус любыми методами и доводит ситуацию до конфликта.
- Педагогом, как правило, оценивается не сам поступок, а личность, что определяет отношение к ученику других учителей и сверстников.
- Оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье.
- Педагог затрудняется проанализировать сложившуюся ситуацию, торопится наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость не повредит.
- Причиной конфликтов могут выступать личностные качества педагога: раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность. Необходимо так же добавить преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к работе, жизненное неблагополучие педагога, общий климат в педагогическом коллективе.
ТЕМА № 5: ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ
Демонстративный тип:
— хочет быть в центре внимания;
— любит хорошо выглядеть в глазах других;
— его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;
— хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
— ему легко даются поверхностные конфликты, в которых он любуется своими страданиями,
переживаниями и стойкостью;
— рациональное поведение выражено слабо, больше выражено эмоциональное;
— планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь;
— не уходит от конфликта, в ситуациях конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо;
— кропотливой, систематической работы избегает.
Ригидный тип:
— подозрительный;
— обладает завышенной самооценкой;
— постоянно требует подтверждение собственной значимости;
— часто не учитывает изменение ситуации и обстоятельств;
— прямолинеен и не гибок:
— с большим трудом принимает точку зрения окружающих;
— почтение со стороны окружающих воспринимается как должное;
— выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду;
— малокритичен по отношению к своим поступкам;
— болезненно обидчив;
— повышеночувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Неуправляемый тип:
— импульсивен, недостаточно контролирует себя, непредсказуем;
— ведет себя вызывающе и агрессивно;
— часто не обращает внимание на принятые нормы общения;
— характерен высокий уровень притязаний;
— несамокритичен;
— во многих неудачах и неприятностях склонен обвинять других;
— не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно воплощать планы в
жизнь;
— недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
— из прошлого опыта извлекает мало уроков.
Сверхточный тип:
— скрупулезно относится к работе;
— предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, но делает это так, что другим
кажется, что он придирается;
— обладает повышенной тревожностью;
— чрезмерно чувствителен к деталям;
— склонен предавать излишнее значение замечаниям окружающих;
— внезапно разрывает общение с друзьями только потому, что ему кажется, что его обидели;
— слабо чувствует реальные взаимоотношения в крупе;
— сдержан во многих эмоциональных проявлениях;
— очень критически к себе относится, что приводит к негативным проявлениям.
«Бесконфликтный» тип:
— обладает легкой внушаемостью;
— не устойчив в оценках и мнениях;
— ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
— характерна непоследовательность поведения;
— недостаточно хорошо видит перспективу;
— не обладает достаточной силой воли;
— излишне стремится к компромиссу.
ТЕМА № 6: ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ
Основное содержание переговорного процесса:
- Подготовительный
— осуществляется сбор информации о содержании конфликта, об участниках конфликтного
взаимодействия, анализируются причины, последствия, варианты решения;
- Начало переговоров
— осуществляется взаимный обмен информации, участники конфликта высказывают свои
позиции, претензии, оценивают ситуацию, предлагают варианты выхода из неё;
- Поиски приемлемого решения
- Завершение переговоров
— обговаривание сроков выполнение обязательств, распределение обязанностей,
устанавливаются формы контроля
Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им.
Манипуляция– это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Виды манипуляций и способы противодействия с ними
Способ поведения |
Ожидаемая реакция |
Способ противодействия |
Манипуляции, основанные на правилах «приличия» и «справедливости» |
||
Просьба «войти в положение» |
Вызвать благосклонность и великодушие |
Не брать на себя конкретных обязательств. Найти компромисс. |
Создание видимости того, что позиция оппонента слишком сложна и непонятна |
Принудить партнёра раскрыть больше информации, чем ему нужно |
«Что конкретно тебя интересует?» «Что конкретно тебе не понятно?» |
Представление существующих проблем как несущественных побочных вопросов |
Показать, что вы не в силах справиться с ситуацией сами |
Твердо указать на то, что есть много препятствий для решения проблемы |
Поза «благоразумности и серьёзности», авторитетные заявления, основанные на очевидных идеях |
Страх показаться незнающим, несерьёзным, неопытным |
Заявить, что некоторые очень важные аспекты не были приняты во внимание |
Манипуляции, направленные на унижение оппонента |
||
Указания на возможную критику действий оппонента со стороны других людей |
Пробуждение чувства опасности и неуверенности |
Выразить возмущение тем, что вторая сторона опускается до таких методов |
Постоянная демонстрация упрямства и самоуверенности |
Показать оппоненту что его методы неуспешны, заставить его быть «просителем» |
Не терять уверенности в себе |
Постоянное подчеркивание того, что аргументы оппонента «не выдерживают никакой критики» |
Пробудить чувства бессилия, установку, что другие аргументы будут несостоятельные |
Вежливо сказать, что вторая сторона не совсем правильно Вас поняла |
Постоянно задаваемые риторические вопросы относительно поведения или аргументации оппонента |
Породить тенденцию оппонента отвечать в ожидаемом «ключе», либо вообще не отвечать в следствии чувство бессилия |
Не отвечать на вопросы, ненавязчиво заметить, что вторая сторона формулирует проблему не совсем корректно |
Проявление себя как «милого и подлого», т.е. демонстрация дружественности и вместе с тем постоянное возмущение |
Породить неуверенность, дезориентировать и напугать оппонента |
С прохладой относиться как к дружелюбию, так и к возмущению со стороны оппонента |
Стремление показать, что зависимость оппонента больше чем она есть на самом деле |
Заставить оппонента усомниться в себе настолько, чтобы он не был способен сохранять занятую позицию |
Продолжать задавать критические вопросы, реагировать демонстративно, хладнокровно |
Стратегии и тактики в переговорном процессе
Тип стратегии |
Стратегические цели |
Факторы стратегии |
Выигрыш-проигрыш |
Выигрыш за счёт проигрыша оппонента |
Предмет конфликта, завышен образ конфликтной ситуации, поддержка оппонента в форме подстрекательства со стороны других участников конфликтного взаимодействия или посторонних, конфликтная личность. |
Проигрыш-выигрыш |
Уход от конфликта, уступка оппоненту |
Занижен образ конфликтной ситуации, запугивание в форме угроз, блефа и т.д., низкие волевые качества, личность конформистского типа. |
Проигрыш-проигрыш |
Самопожертвование во имя поражения оппонента |
Неадекватен образ конфликтной ситуации, присуще агрессивность, отсутствие видения других вариантов решения проблемы |
Выигрыш-выигрыш |
Достижение взаимовыгодных соглашений |
Адекватен образ конфликтной ситуации, наличие благоприятных условий для конструктивного разрешения проблемы. |
Виды тактик:
1. Видимое сотрудничество
Партнёр, заявляет о своей готовности сотрудничать, но постоянно ищёт повод уйти от принятия соглашения. Данная тактика применяется с целью выигрыша времени для решительных действий.
2. Дезориентация партнёра
Достигается с помощью следующих приемов: использование неожиданной информации, критика предложений партнёра, угрозы и блеф, обман. Основной целью является принуждение партнёра в действии в направлении ваших интересов.
3. Провокация
Осуществляется путём вызывания чувства жалости у партнёра. Основной целью является усыпление бдительности соперника, снижение его активности, подталкивание на уступки. Приемы: излить душу, создать образ беззащитного слабого человека, жалобы на страдания, незаслуженные обвинения.
- Ультимативная тактика
Основные приёмы – угроза, демонстрация силы (возраст, власть, психологическая сила), манипуляции, «прием альтернатив», «приём затвора». «Приём альтернатив» состоит в том, что противнику предлагается выбор из нескольких непривлекательных для него вариантов решения проблемы, которые удовлетворяют вашим собственным интересам. Такой приём психологически рассчитан на ощущение мнимого выбора. «Приём затвора» отличается тем, что ультимативное воздействие на противника оказывается путём собственного ослабления контроля над ситуацией. В этом случае инициатор ультиматума имитирует создание безвыходной для себя ситуации, озвучивает тяжелые последствия при невыполнении требований другой стороны.
- Выжимание уступок
Отличается от ультиматума тем, что требования предъявляются сопернику не сразу, а поэтапно. Для этого применяются приёмы: «закрытая дверь» сводится к демонстрации отказа от вступления в переговоры из-за некоторых обстоятельств, причём такая демонстрация применяется при условии, что противник заинтересован в переговорах, поэтому он готов на уступки. «Пропускной режим» предполагает выдвижение предварительной уступки, как условия для начала переговоров или их продолжения. «Визирование» используется, когда соглашение по какому-то вопросу почти достигнуто, но оно не устраивает в полной мере инициатора «выжимания уступок». Тогда, для получения новой уступки он заявляет об ограничении своих полномочий на принятие решения в том виде, в каком оно подготовлено. И о том, что этот вопрос нуждается в дополнительном согласовании с другими людьми. Приём «внешней опасности» используется, как демонстрация готовности принять предложение соперника, но при этом делается заявление о том, что выполнение его ставиться под угрозу из-за вмешательства внешних сил. При этом оговариваются условия, которые исключали бы вмешательство внешних сил или позволили бы его нейтрализовать. Такие условия являются формой выжимаемой уступки. Прием «чтение в сердцах» — словам соперника приписывают скрытый смысл и «разоблачают» подлинные мотивы его слов и действий, с целью заставить его оправдываться в том, что не совершал. Прием «последнего требования» — когда длительные переговоры подошли к завершающей стадии или затянулись, уставшему от изнурительных, порой неприятных переговоров и предвкушаемому их финалу оппоненту выдвигают ещё одно требование. Как правило, оппонент соглашается.
ТЕМА № 7: ТИПЫ КОНФЛИКТОВ
По характеру взаимодействия:
— межличностные;
— межгрупповые;
— межнациональные
— межгосударственные;
— межполовые;
— внуртиличностные.
По признаку появления:
— открытые;
— скрытые.
По типу разрешения:
— простые (как правило, быстроразрешаемые);
— сложные.
По содержанию:
— реалистические (имеют реальную почву для конфликта);
— нереалистические (возникают из-за эмоциональных срывов).
По конечному результату:
— продуктивные (положительные функции конфликта);
— непродуктивные.
По направлению коммуникации (люди находятся в разных слоях общества):
— горизонтальный конфликт;
— вертикальный конфликт.
По количеству участников:
— парные;
— локальные (три-четыре человека);
— общие;
— межгрупповые.
На этапе возникновения:
— стихийные;
— запланированные;
— спровоцированные;
— инициативные.
На этапе разрешения:
— управляемые;
— плохоуправляемые;
— неуправляемые.
С этической точки зрения:
— социально принятые;
— непринятые.
По мнению Левина, существует 3 типа конфликтов:
«сближение-сближение»
Индивид стоит перед необходимостью выбора между двумя положительными (желаемыми) целями, однако выбор одной из них означает потерю другой, что приводит к колебаниям. После принятия решения по мере приближения к выбранной цели её привлекательность увеличивается, при этом удаление от второй снижают её притягательную силу. В результате человек ещё энергичнее стремится к достижению более близкой цели.
«избегание-избегание»
Это ситуация, в которой субъект вынужден выбирать между двумя нежелательными решениями или целями, причём уклонение от одной соответственно приближает его к другой. В этой ситуации до самого последнего момента сохраняется длительные колебания и эмоциональное напряжение. По мере приближения к одной из нежелательных целей её отталкивающая сила увеличивается, одновременно уменьшается непривлекательность другой. Деятельность приостанавливается, происходит возвращение к первоначальному положению. Обычно решения осуществляются вмешательством третьего лица или заменой одной цели другой, а нередко просто попыткой выйти из игры.
«сближение-избегание»
Возникает тогда, когда цель одновременно обладает как положительными, так и отрицательными свойствами. В этом случае силы притяжения и отталкивания уравновешиваются и приближение к цели увеличивает как одно, так и другое свойство. Соответственно удаление ославляет их оба.
ТЕМА № 8: ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФИКТ
Формы проявления |
Симптомы |
Неврастения |
Невыносимость к сильным раздражителям, поддавленное настроение, снижение работоспособности, плохой сон, головные боли. |
Эйфория |
Показное веселье, «смех сквозь слёзы», выражение радости неадекватной ситуации. |
Регрессия |
Обращение к примитивным формам поведения (запой, бездействие, беспорядок в доме), уход от ответственности. |
Проекция |
Приписывание негативных качеств другому, критика других, придирчивость. |
Номадизм |
Частая смена места жительства, сферы общения, места работы, семейного положения и т.п. |
Рационализм |
Самооправдывание своих действий и поступков. |
Способы разрешения внутрилоичностных конфликтов:
Компромисс |
Сделать выбор в пользу какого-то варианта, и приступить к его реализации. |
Уход |
|
Переориентация |
Изменение притязаний в отношение объекта, вызвавшее внутринею проблему. |
Сублимация |
Перевод психической энергии в другие сферы деятельности. |
Идеализация |
Предавания мечтам и фантазиям, уход из действительности, смотреть через «розовые очки» |
Вытеснение |
Подавление чувств. |
Коррекция |
Изменение «я-концепции» человека в направлении достижения адекватного представления о себе. |
Кризисы возраста
Свою теорию жизненного цикла Эриксон назвал эйпигенитической (грег.- после, поверх, происхождение, возникновение).
Эриксон пытался рассмотреть жизнь личности как психологическую драму. Он выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имею свою точку напряжения – кризис, порожденный конфликтом развития личности. Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. Когда у человека формируются те или иные качества личности он встречается с новыми задачами, которые ставит перед ним жизнь в соответствии с возрастом. Суть замысла Эриксона состоит в том, чтобы на каждом возрастном этапе возможно благоприятное или неблагоприятное преодоление кризиса. В первом случае личность овладевает средствами для решения новых личностных задач, во втором личность оказывается в следующей стадии, но с неизжитыми проблемами прошлого. Жизнь, таки образом выступает как путь, при прохождении которого у счастливой личности с каждым успешным разрешением кризиса вырастает новая пара крыльев, а у несчастной личности из-за неудач к ноге приковывается цепь с очередным ядром. Многих ждёт стезя каторжника, редких избранных – полёт ангела, а большинство, оказывается и окрылёнными и прикованными.
Стадии
Возраст |
Проявление |
От рождения до года |
При суровом или незаботливом отношении к себе, ребёнок начинает ощущать свою покинутость, мир представляется ему джунглями, полными угроз и неожиданностей. Недоверие формируется как реакция на необеспеченность своего бытия. Постоянно чего-то опасающийся, ребёнок слишком сосредоточится на себе и своём благе. При внимательном и сочувственном поведении взрослых, ребёнок приобретает установку, что в целом мир благостен. Ребёнок учится понимать, что достойно доверия, а что не достойно. |
От одного года до трёх лет |
Суровое или попустительское отношение к ребёнку со стороны взрослых препятствует овладению основными навыками: речь, простые умения и навыки самообслуживания, в результате чего у него слабо вырабатывается самоконтроль и автономия. Чувство неуверенности преобразуется в стыд и неудобство за себя. При положительном отношении личность начинает воспринимать себя, как активного, независимого и контролирующего свои действия субъекта. Закладываются основы успешной деятельности в будущем. |
От трёх до шести лет |
Ребёнок больше начинает играть, внося в стандартные действия элементы творчества, используя воображение в моделировании жизненных ситуаций. От родителей требуется поддержка, позволяющая расширить репертуар поведения. При неблагоприятных условиях растёт тревога по поводу своей ценности, стыд переходит в чувство вины, увеличивается пассивность. |
От шести до двенадцати лет |
Ведущим видом деятельности становится учебная, которая осознается ребёнком как серьёзная подготовка к взрослой жизни. В благоприятном случае ребёнок усваивает навыки самодисциплины, взаимодействует со сверстниками по определённым правилам, формируется логическое мышление, а так же стремление к успеху в учебной деятельности. При неблагоприятном развитии, ребёнок вырабатывает в себе чувство неполноценности, осознавая свою некомпетентность. Отношения с взрослыми принимают конфликтный характер. |
От двенадцати до девятнадцати лет |
Пора полового созревания, обретение взрослого внешнего вида, родители и учителя лишаются монополии на авторитетность, активизируются отношения внутри группы сверстников, что влияет на самооценку. Эриксон считал эту стадию одной из важнейших. Благодаря возросшим интеллектуальным способностям и активному взаимодействию со сверстниками, начинает формироваться ясное представление о себе (внутренняя тождественность). Такое благоприятный исход, при котором личность учится быть благожелательной к другим и к себе. Неудачное развитие приводит к размытости представления о себе, к импульсивному и ситуативному поведению. Часто происходит выпадение из нормальной социальной сферы, попадает под влияние вредных компаний. Возрастает агрессивность поведения как форма компенсации внутреннего конфликта – переживание неполноценности, ненужности, отвергнутости. |