Хрест_готовая

  1. Найдите языковые и контекстуальные антонимы в газетных заголовках и отрывках из статей.
  1. Говорят деньги – пушки молчат. 2) Богатый не обеднеет, бедный не разбогатеет.3) В Воронеже греются на пожарищах – в Лондоне мерзнут бомжи. 4) Тайное станет явным. 5) Свое грабим, чужое покупаем. 6) Беда и счастье на кончике пера. 7) Что вчера было не можно, то сегодня ерунда. 8) Все уже случилось – и ничего не произошло. 9) Как необычные дети становятся обычными взрослыми. 10) Может ли отечественная косметика конкурировать с импортной? 11) Здравомыслящие люди знают, а глупые уже догадались, что жизнь не будет автоматически становиться лучше и лучше. 12) Старый город – новое лицо. 13) Опубликованный текст свидетельствует об одном: между публичной и реальной позицией Запада по отношению к России особой разницы нет.

(Ципилева В.)

  1. Дайте стилистическую оценку использованию слов, имеющих различную экспрессивную окраску и функционально-стилевую закрепленность. Укажите лексические ошибки в тексте, исправьте их.

Январь – вершина зимы, пора жгучих морозов. Вот и нынче он блеснул продолжительными холодами. Подолгу с оконных стекол не сходил затейливый орнамент – ледяные папоротники и хризантемы. Любуйтесь на них, вышивальщицы, и не забывайте воеводу-мороза.

С приростом дня все дольше сияет солнышко. В лесу больше звуков – глухозимье отходит. Наперебой стучат дятлы, добывая поживу, зазывнее голоса лазоревок и московок, задорнее мелодия овсянок. Сороки летают прямо как стрелы, кажется, нет в лесу такого события, о котором бы они не стрекотали. Даже на жестком снегу легко прочесть зайчишкины следы. Пройдите по ним, следы обязательно приведут к обгрызенным веточкам – остаткам пиршества зверька. Если в лесу встретятся погрызы покрупнее, значит, здесь столовались лоси.

(К. Килина)

  1. Насладитесь бессмертным творением великого классика. Выделите в тексте все средства языковой выразительности, отметьте их функции в данном стихотворении.

  К***

     Я помню чудное мгновенье:

   Передо мной явилась ты,

   Как мимолетное виденье,

   Как гений чистой красоты.

  

   В томленьях грусти безнадежной,

   В тревогах шумной суеты,

   Звучал мне долго голос нежный

   И снились милые черты.

12 стр., 5753 слов

Вертинский А.Н. Текст о мимолётности славы

... книг, посвящённых истории.   Вертинский А.Н. Текст о мимолётности славы Текст: (1)Моя дружба с Иваном Мозжухиным (первым ... экрана, не знали, что говорить, чтобы создалось впечатление разговора (текста ведь не было никакого). (9)Сценарии примитивные, режиссёров нет. ...   Некрасов В.П. По повести "В окопах Сталинграда"   Текст: (1)Стоял сентябрь. (2)Мы уже десятый день на этом сталинградском ...

  

   Шли годы. Бурь порыв мятежный

   Рассеял прежние мечты,

   И я забыл твой голос нежный,

   Твои небесные черты.

  

   В глуши, во мраке заточенья

   Тянулись тихо дни мои

   Без божества, без вдохновенья,

   Без слез, без жизни, без любви.

  

   Душе настало пробужденье:

   И вот опять явилась ты,

   Как мимолетное виденье,

   Как гений чистой красоты.

  

   И сердце бьется в упоенье,

   И для него воскресли вновь

   И божество, и вдохновенье,

   И жизнь, и слезы, и любовь.

(Тарханова А.)

  1. Дайте стилистическую оценку использованию слов, имеющих различную экспрессивную окраску; выделите диалектную и специальную лексику. Отредактируйте заметку для газеты.

Справными нагрянули средизимные стужи, прозванные в народе тимофеевскими. Трещали и знобили на славу. Нынешняя зима не пропустила ни одного исконного своего морозца, все отметила по календарю. Знатная, пылкая, по-настоящему русская зима!

Крепко затянуты водоемы и водотоки. А ледяной настил становится все толще. Особенно он внушителен на участках со сдутым снегом. Оседая, лед давит на поверхность воды, трескается с гулом. Затянулись полыньи, зарастают лунки и проруби. Настает самое суровое испытание для пресноводных обитателей – угроза замором. Острая нехватка кислорода может причинить растительному водоему невосполнимый ущерб. Обычно в феврале как раз «горят» озера и пруды. Куда же подевается кислород? Почему именно его не хватает? Ответ элементарен: в заморном водоеме кислород «съедается» гниющим органическим остатком.

В воде еще пороговая величина выживания сохраняется, а рыба уже паникует, подает сигнал бедствия. Но вот вода более тухнет, приобретая тяжелый сероводородный запах. Далее, если не принять срочных мер, наступят заморные явления.

На выручку рыбе издавна приходят люди. На «горящих» водоемах они прорубают проруби, впуская через эти живительные оконца свежий воздух. Природолюбы заботятся увеличить проточность озера или пруда. А в настоящее время воду аэрируют с помощью бесшумных машин, предотвращая заморные явления. Где люди спешат на выручку рыбам, там зимовье обитателей оканчивается счастливо.

(Килина К.)

  1. Прочтите стихотворение автора из сети Интернет — -petua>. Укажите использованные тропы.

Вечная боль

Так необычен день, что неопознан. Во мраке тень пылает, блик луны  Качает скупо призрак дряхлой ночи О нем со мною позабыла ты. Намокли спички, шум прибоя сладок Растопит чувство аромат ветров Кораблик по волнам идет устало  Пронзая мачтой свиту облаков. С тобою – мне спокойствие награда Устал от будней я и лишних дел. Для счастья мне совсем не много надо Сказать ЛЮБЛЮ – я так и не сумел.

(Ципилева В.)

  1. Укажите стиль текста. Какие языковые средства использовал автор? Какова роль глаголов в тексте, в каком времени они употреблены и какую функцию выполняют?

Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идет полная талой воды дорожка. Рядом вьется сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

7 стр., 3132 слов

УКАЖИТЕ ТОЛЬКО ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

... 3. дошкольный возраст 4. младший школьный возраст 5. подростковый возраст   003. Укажите наиболее критический период в жизни семьи: 1. 1-3 года 2. 3 ...

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных сережек. Вершины молодых берез стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдет день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зеленые язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он еще не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листья­ми и горьковатой свежестью почек! (по Э.Скребицкому).

(Ципилева В.)

  1. Выделите в тексте все средства языковой выразительности, отметьте их функции в данном отрывке.

(1)С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной. (2)Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.

(З)Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. (4)Эта смена происходит порою буквально в считанные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. (5)Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному ветерку. (б)Ржаное поле и берёзовый лес, речное лоно и луговая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод. (8)Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехолодную ночь. (9)Вспомним короткие, почти чёрно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и постройки. (10)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре!

(По В. Белову, подготовила К. Рейс)

  1. Прокомментируйте использованные автором научно-популярной книги о Пушкине приемы популяризации с использованием разностилевой лексики. Дайте оценку уместности ее использования. 
  1. Как я уже замечал выше, задача этой книжки – представить всю многоликость и даже разномастность Пушкина. 
  2. Но в тот момент среди камер-юнкеров пушкинского гражданского чина примерно треть была его же возраста или даже шибко старше. 
  3. Генерал-губернатор схлестнулся с ним не на поэтическом турнире, а в житейском море, где у каждого сугубо свое плавсредство. 
  4. Похоже, он и впрямь не закручинился о горькой доле Амалии Ризнич. А это бесило Пушкина, кичившегося своим дворянским стажем по батюшкиной линии. 
  5. Получается, царь поэтов русских явился в книжной торговле первым автором бизнес–плана и первым маэстро по маркетингу. 
  6. Примерно за месяц до декабристского путча, а точнее 7 ноября 1825 года, Пушкин приветствовал друга из Михайловского. 
  7. Ближайшим подельником Булгарина был Николай Иванович Греч, который изо всех сил делал вид, что состоял при Булгарине не по своей душе, но по жизненным обстоятельствам.
  8. Во всяком случае, поэт иной раз усматривал различие между корешами. 
  9. Булгарин уловил рыночную конъюнктуру и стал разворачиваться в сериал, выпустив еще и другие книги. 
  10. Почему Пушкин в ответ на ругань за негритянские ингредиенты корил рэкетира польскими корнями.

(Тарханова А.)

2 стр., 942 слов

Анализ предложений на слова и синтез слов в предложения

... предложений на слова и синтез слов в предложения Определение количества и последовательности слов в предложении ________ ________________   Выделение слов (первых, вторых, … последних) из предложений и составление из них нового предложения ... воспроизводить звукослоговую структуру изолированных слов и слов в составе предложений: ___________________________________ ________ Строение органов ...

  1. Выполните итоговые задания для закрепления умений.
  1. Определите стилистическую окраску (кн., нейтр., разг.) следующих фразеологизмов: 

Прокрустово ложе, на чем свет стоит, играть роль, ничтоже сумняшеся, собаку съесть в чем-либо, тихой сапой, воскурять фимиам. 

  1. Из данных слов выпишите благозвучные (с точки зрения носителя русского языка):

Протозоология, береза, цапфа, неделя, медонос, хихикать. 

  1. Что означает данный перифраз? 

Покорители горных вершин.

  1. Определите, какие тропы использованы С. Носовым ­ автором романа «Дайте мне обезьяну». 

1.Боже, есть ведь слова, как дубиной по темечку! 2. Был он сегодня утесом-скалой, неприступной крепостью. 3. Этим летом он расстался с волоокой причиной своих прежних безумств и вообще отчего-то со всеми ссорился. 4. Public relations — вот муза, которой он служит. 5. Она во всем, решительно во всем разочаровалась. Прямо-таки какой-то Онегин в юбке. 6.Бывшему редактору Филимонову никогда не доводилось редактировать Чехова. 7. Он больше похож на бродячего проповедника или городского сумасшедшего, чем на модного политтехнолога. 

(Тарханова А.)

  1. Выполните стилистическую правку предложений. Какой тип ошибок здесь представлен?

Школьная футбольная команда потерпела фиаско.

Хозяин решил презентовать своему гостю старинные часы.

После долгих дебатов договорились назначить прогулку на ближайшие выходные.

В коридоре висит анонс, информирующий о предстоящем собрании.

В концерте превалировали вокальные номера.

4. Укажите значение данных устойчивых выражений.

Волком смотреть, выкинуть номер, достать из-под земли, несолоно хлебавши, после дождичка в четверг, сидеть как рак на мели, чужими руками жар загребать.

(Подготовила К.Рейс)

  1. Выполните итоговые задания для закрепления навыков.

1. Прочитайте словосочетания. Укажите, где прилагательные употреблены в прямом, а где — в переносном значении:

Высокое мнение, глух к просьбам, горячая беседа, железная руда, золотое кольцо, заячья натура, тонкая тетрадь, холодный ответ, угловатый камень.

2. Прочитайте слова. В каждом синонимическом ряду отметьте слова книжные, нейтральные, разговорные, просторечные.

Беседовать, болтать, говорить, калякать, разговаривать, толковать.

Извести, истратить, издержать, израсходовать, промотать, просадить, разбазарить, расточить, растранжирить, растратить, ухлопать.

Возмездие, кара, наказание.

3. Исправьте предложения, заменяя иноязычные слова русскими.

В сочинении ученика много дефектов.

(Подготовила К.Рейс)

  1. Выполните упражнения по стилистике деловой речи.
  1. Исправьте предложения с нарушением лексической сочетаемости слов. 

1. В переходный период многие предприятия и организации не могут вести поступательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 2. В дипломной работе рассматриваются проблемы формирования и развития рыночного механизма управления хозяйством крупного города, дается теоретическое осмысление такого опыта. 3. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 

  1. Отметьте случаи лексического плеоназма, речевой избыточности, тавтологии и отредактируйте фразы. 

1. В состав структуры вошли: страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма. 2. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела». 3. Он приехал на стройку два года тому назад. 

  1. Составьте словосочетания с данными паронимами: 

исполнительный – исполнительский;

исторический – историчный; 

командированный – командировочный. 

  1. Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших слов, исправьте предложения. 

1. По получении оного (распоряжения) материал будет немедленно отослан в ваше распоряжение. 2. Просим передать излишки оборудования, каковые, по данным управления, числятся за вашим предприятием, в фонд объединения. 3. Препровождаем при сем акт на списание сеялки. 

  1. Исправьте данные предложения, обратив внимание на искажение грамматической формы компонентов фразеологических оборотов, на неоправданную замену в них предлогов.  1. Во главе угла партия поставила два вопроса. 2. Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши. 3. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла. 
  2. Прочитайте предложения, взятые из различных документов. Найдите ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов, и исправьте их. 

1. Пришлось ознакомиться с выводами комиссии, проведенной год назад. 2. Эта проблема с каждым днем ухудшается. 3. В этом главное место переживаемого момента. 

(Тарханова А.)

  1. В тексте укажите лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Выделите лексику терминологического характера. К какому подстилю может быть отнесен данный текст? Аргументируйте свое мнение.

Основной массив идиом «сосредоточен» на характеристике свойств лица, на событиях, связанных с акциональными проявлениями этих свойств, на акциях поведенческого типа, на социальных диспозициях лица, на ментальных состояниях и на чувствах; обозначение объектов, нуждающихся в четкой идентификации (предметы, вещи), лиц по роду их профессиональных занятий или обозначение через отношение к другим лицам (имена функциональные и реляционные), а также собственно физических состояний или акций крайне нехарактерно для идиом, хотя продуктивно обозначение качественных признаков физических акций и состояний, которые не идентифицируют, а квалифицируют их. (В.Н. Телия. Русская фразеология.)

(К. Килина)

  1. Найдите лексическая избыточность (плеоназм).

    Сделайте стилистическую правку. Обратите внимание на синонимы.

1) Эти пятна вывести практически почти невозможно. 2) Книга на первый беглый взгляд выглядит как-то документально. 3) В одном только лишь Лондоне туристы смогут посетить несколько десятков выставок. 4) Чего только нет в этом огромном жилом комплексе, поражающем воображение своими гигантскими размерами. 5) Им аплодировали и хлопали. 6) Стоит только иногда задуматься о чем-нибудь давно привычном и обыденном, и знакомые явления кажутся новыми. 7) Это решение скорее практическое, нежели чем политическое.

(Ципилева В.)

  1. Согласны ли вы с тем, что весь текст построен на основе парцелляции? Оправдано ли это?

Пришла. Села. Кивнул. Зачем кивнул. Кто я ему? Сват? Брат? За человека не считает, а кивает. Ладно. Господи, как она фальшивит. Это означает читать с выражением. Дура я. Не понимаю. Мальчик малоденький. Впереди сидит. Всем стихам в строчку кивает. Никто как бы не замечает этакую не нормативность. А он всё пропускает внутрь. Сдержать эмоции не может. Сам поди пишет. Читать зовут. Я что с дуба рухнула? Я что первоклассница? Я что так волнуюсь? А, он же смотрит. Может вышел? Нет. Всё плывёт. Не вижу. Наизусть даже не думаю. В книжицу вцепилась. Я старую книжицу взяла. Вклеила прилипалку. На ней нацарапала. Новый стих. Ну, курица лапой. Плывёт всё. Сейчас запнусь. Так и есть. Миллисекунда. А промах. Самое интересное. Что он подумал.

Чёрт. Он кто такой? Всё. Отчитать надо. И идти. Всё. Всё. Всё. Ноги отсюда. Воздух. Свобода. Сигарета. Автобус. Пешочком. Опять стишок. Наизусть. Прошлась. По строчкам. Где-то я проштрафилась… «И в этой маленькой тюрьме». Почему маленькой? «Возьмите в плен меня, слова». Почему тюрьма маленькая? Какая тогда тюрьма? Тьфу. Всё. Я маленькая. И тюрьма маленькая. Всё по росту. Пришла. Тук-тук. Привет, Маленькая.

(Автор Т. Котляревская,

подготовила К. Рейс)

  1. Сравните два приведенных ниже текста. Во второй текст внесены были лишь некоторые изменения. Согласны ли вы с ними? Внесите свои правки.

Путника, впервой попадающего в центральные районы высокогорного Тянь-Шаня, изумляют и восхищают отличные, классные горные дороги. Огромное множество машин и транспорта двигается по горным дорогам. Тяжелые машины, нагруженные тяжелым грузом и людьми, то вползают на высокие горные перевалы, то погружаются в глубинные горные долины. Чем выше горы, тем чище и свежее воздух. Быстрый и бурливый горный поток то перебивает горную дорогу, то пропадает в глубоком каменном русле. По бокам виднеются остатки скал, напоминающие руины и развалины. Дикое пустынное впечатление представляет раскинувшаяся вдоль горной реки глубокая горная ложбина. Дикую степь покрывают стебли высохших трав. Редкое дерево виднеется на берегу горной реки. Маленькие степные зайцы с прижатыми ушами прячутся в траве. Стадо джейранов перебегает дорогу. На склонах гор можно приметить стадо горных серн. Чуткие животные, вглядываясь в пробегающую внизу горную дорогу, возвышают головы, ибо боятся нападения хищников. Кто хоть раз побывал в этих местах, никогда этих мест не забудет.

Путешественника, впервой отправляющегося в центральные районы высокогорного Тянь-Шаня, изумляют и восхищают отличные, прекрасные горные дороги. Огромное множество машин и транспорта двигается по горным дорогам. Тяжелые машины, нагруженные тяжелым грузом и людьми, то вползают на высокие горные перевалы, то опускаются в глубинные горные долины. Чем выше горы, тем чище и прохладнее воздух. Стремящийся и бурливый горный поток то перебивает горную дорогу, то теряется в глубоком каменном русле. По бокам виднеются обломки скал, напоминающие руины и развалины. Дикое пустынное впечатление представляет раскинувшаяся вдоль горной реки глубокая горная ложбина. Дикую степь покрывают стебли высохших трав. Редкое дерево виднеется на берегу горной реки. Маленькие степные зайцы прячутся в траве, прижав уши. Стадо джейранов перебегает дорогу. На склонах гор можно приметить стадо горных серн. Чуткие животные, вглядываясь в пробегающую внизу горную дорогу, возвышают головы, ибо боятся нападения хищников. Кто хоть раз побывал в этих местах, никогда этих мест не забудет.

(Подготовила К.Рейс)

  1. Сравните два текста. Обоснуйте причины внесенных исправлений и дополнений. Обратите внимание на сравнительные обороты.

Кровавый закат накрывал город. Уставшие за день окна медленно опускали драпированные различной тканью веки, а фонари же, напротив, только открывали отдохнувшие глаза. По хмурой улице медленно брел человек в старом и потрепанном жизнью пальто, изредка ежась от колючего ветра. Его день не удался. Он понял это еще с утра, когда хмурое небо накрыло потолком его небольшой городок. Настроение этого человека, назовем его Джимом, было крайне омерзительным. В этот день ему предстояло свершить немало скучных, но безотлагательных дел. Его понедельник протекал медленно, вязко, словно хотел впитать в себя всех и каждого, вместе с его будничными заботами и делами. Джиму не везло. На каждой из своих вынужденных остановок ему приходилось стоять в громадной очереди, которой не было ни конца, ни края. Жизнь казалась беспросветной…

Кровавый закат накрывал город. Уставшие окна медленно опускали драпированные веки, фонари поочередно моргали, сбрасывая с себя дневную дремоту. По безликой улице медленно брел человек, в чем-то отдаленно похожем на драповое пальто. Воротник его «одеяния» был поднят, карманы оттянуты, пуговицы держались на честном слове и паре ветхих ниток. Весь вид этого человека, назовем его Джимом, говорил о его усталости от жизни и нежелании что-либо в ней менять. Он шел будто бы бесцельно, его взгляд не останавливался на поблескивающих в багровом сумраке витринах, на лицах редких прохожих. В этот день Джим переделал немало однообразных бумажных дел. Его понедельник протекал медленно, вязко, словно хотел впитать в себя всех и каждого, вместе с будничной суетой. Чем же закончится этот тягучий день? Ответа на этот вопрос Джим не знал….

(Ципилева В.)

  1. Сравните два приведенных ниже текста. Во второй текст внесены были лишь некоторые изменения. Согласны ли вы с ними? Представьте этот отрывок в виде энциклопедической статьи.

Интерференция – ошибки в иностранном языке, причиной которому является родной. Например, типовая оговорка немца говорящего по-русски: Я видел никого. Почему? Да оттого, что по-немецки там нужно было лишь одно отрицание: Ich habe niemandem gesehen. Вот немец и «забывает» поставить второе отрицающее слово – Не. Интерференции могут быть и в лексике, то есть при употреблении слов, и в морфологии, и в области синтаксиса: допустим, те, кто изучают немецкий язык, обычно «забывают» , что в немецком языке обычно глагол в конце предложения. Проявляясь в фонетике, интерференцию обычно называют акцентом.

Интерференция – ошибки в иностранном языке, причиной которым является родной. Например, типичная оговорка немца, говорящего по-русски: «Я видел никого». Почему? Да оттого, что по-немецки там нужно было лишь одно отрицание: Ich habe niemandem gesehen. Вот немец и «забывает» поставить второе отрицающее слово – «не». Интерференции могут быть на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях: допустим, те, кто изучают немецкий язык, обычно «забывают», что чаще всего необходимо помещать в конец предложения. Интерференцию, проявившуюся в фонетике, обычно называют акцентом.

(Тарханова А.)

  1. Заполните таблицу: укажите тип ошибок, внесите свой вариант. Помните, что предложения можно удалять, объединять, изменять, но смысл текста не должен быть утерян. Постарайтесь сохранить авторский стиль.

Исходный вариант

Комментарии

Окончательный вариант

Петр на строительстве нового дома строил со строителями правый интерьер.

Был апрель месяц, и ему была дорога каждая минута времени.

Приближался все ближе первомайский праздник.

Петр закончил свои дела и сел в машину.

Выехав из города, его внезапно и неожиданно остановил дорожный патруль.

Он принял решение не останавливаться, так как ему показался этот патруль очень слишком подозрительным.

Петр, короче, газанул и вместе с машиной скрылся за горизонтом. 

Подъезжая к дому, он увидел толпу людей.

Среди них были мужчины и женщины.

Они с интересом рассматривали прейскурант цен, прибитый к доске объявлений.

Петр сбавил газ и вышел из машины.

Его интересовала будущая перспектива, поэтому он тоже заглянул. 

— Это что, стоимость цен на продукты? 

— Да нет, — ответил маленький мужичок небольшого роста. –

Это столько будет сумма цены за газ. 

— Ничего себе! Так же ж можно ж без штанов остаться! 

— Промышленная индустрия плохо работает, — заметил в шляпе высокий. 

— Да-а, трудное нелегкое время ныне, — сказала женщина, собираясь уходить. 

— Надо из Кремля в гости пригласить гостя. Может, что и сработает. 

— Да, надо нашей стране нагонять упущенное. 

— Надо внести коррективы и поправки в наши законы! 

Послушав вдоволь разных разнообразных советов, Петр пошел домой.

(Тарханова А.)

  1. Сделайте стилистическую правку текста. Предложите собственный вариант. Также, вы можете убирать и переставлять предложения в тексте, если считаете это необходимым.

Первоначальный вариант

Причины исправлений

Свой вариант

Когда весеннее солнце окончательно скрылось за крышами домов, мне стало немного не по себе.

Темное небо, до этого хотя бы изредка освещаемое последними лучами заходящего солнца, теперь стало абсолютно непроглядным, из-за чего казалось мне сплошной давящей на меня стеной.

Кроме того, я никогда не любила этот район города, он всегда был для меня слишком тих, слишком безмолвен, слишком безлик.

Если бы не задание моего многоуважаемого редактора я бы никогда сюда не сунулась.

Но, к сожалению, именно тут проживал объект моего интервью — заядлый путешественник Марк МакДжоунс.

Уроженец Шотландии, в свои 25 объездивший полсвета, был невероятно интересен нашему журналу о путешествиях «Все чудеса света в одной обложке».

Тем более, он совсем недавно побывал в Мексике, откуда привез множество тотемов и статуэток, которые и представляли наибольший интерес для нашей редакции.

Хрест_готовая — Стр 2

(Ципилева В.)

  1. Прочитайте предложения из рассказа Николя Крупски «Фантазерка». Укажите стилистические недочеты, речевые ошибки. Отредактируйте предложения, заполнив таблицу. Определите, какая стилистическая ошибка характерна для данных предложений.

Исходный текст

Ошибка, комментарий

Ваш вариант

Преподаватель пожилой мужчина, многого добившейся в жизни, довольно уважаемый в кругах своей профессии, конечно, он уже не в рассвете сил, но и не стар, только на висках его молодую душу тронула неизбежная седина.

Занятие проходит вполне бодренько, Анатолий Иванович в хорошем настроении и это чувствуется, группа увлечена решением очередной задачи.

И только одно звено выбивается из этой общей цепочки…это она..героиня нашей истории Николь… в ней есть что-то очень притягательное и манящее, может это ее необычный взгляд, с некоторой хитрецой, а может и изумительная  фигурка настолько тоненькая  и изящная , что казалось она вот-вот сломится  от малейшего дуновения  ветра.

«Это так чудесно»,- думала Николь, ей раньше и в голову не приходило, что этот пожилой человек в темно-синем пиджаке, когда-то был маленьким, может даже дворовым хулиганом, а может и жутко послушным ботаником.

Но ее бурная фантазия и быстрая мысль не хотели на этом останавливаться, и наша героиня неожиданно оказалась на месте матери преподавателя, она ругала своего ребенка, пытаясь ему объяснить неправильность его поступка, и на какое-то мгновение она даже почувствовала раздражение и разочарование своим сыном, но здесь Анатолий Иванович сделал замечание одному мальчику из группы и Николь, оторванная от своей мысли внезапно покраснела, стесняясь своих собственных фантазий.

Мы живем только сейчас, только в этот момент и нас окружают толпы людей и близких и не очень, и представляете, у всех есть своё неповторимое прошлое, свои ошибки, свои проступки, свои победы, свои поражения, это наверно единственное, что у тебя никто не может отнять.

(Килина К.)

  1. Перед вами отрывок из произведения «Памятка отпускнику» Негрустина (сайт Проза.ру).

    Заполните таблицу: укажите тип ошибок, внесите свой вариант. Помните, что предложения можно удалять, объединять, изменять, но смысл текста и авторский стиль должны быть сохранены.

Исходный вариант

Комментарий

Окончательный вариант

Эту историю мне рассказал приятель моей соседки.

Должен упомянуть его, чтобы никто не подумал, будто бы я приписываю себе авторство.

Мало ли что.

Произошел данный казус с подругой жены его дяди, которая летом, во время отпуска решила посетить брата племянницы своей сестры.

И вот, взяв с собой пару чемоданов, а также бой-френда, с которым познакомилась на вечеринке у внучки хозяев магазина, в котором работает тетя племянника его мамы, она села в электричку и отправилась в гости.

Встретил ее сосед знакомой двоюродной бабушки вместе с сестрой дедушки того самого брата.

Встретил и сообщил, что хозяева поехали в магазин бытовой техники, куда недавно завезли партию тибетских стиральных машин.

Отпуск отпуском, но пожалуйте к столу, пригласили соседи.

В две минуты гостей накормили вкусной тибетской едой из тибетских тарелок, которую пришлось есть ложками фэн-шуй, усевшись мордой на север, а всем остальным в другие части света.

Во время сытного обеда подруга жены дяди моего соседа вдруг вспомнила, что ей нужно отправить и-мейл.

И добрые люди проводили ее к компьютеру, изготовленному шаолиньскими монахами.

Вытащив из кармана тибетскую погремушку, она некоторое время сотрясала ею воздух, очищая оный от скверны, затем набрала в сети адрес сайта и заказала домой тибетский стиральный порошок со скидкой.

После чего вернулась на кухню и продолжила поедать тянь-шаньскую вегетарианскую курицу гриль под соусом из тибетского чеснока, стибренного у тибетского Ламы.

На кухне был установлен цветной тибетский телевизор «Горизонт», по которому шел матч по тибетскому футболу.

Сборная Тибета-1 встречалась со сборной Тибет-2.

Так что поглощая пищу, гости одновременно могли духовно обогащаться.

(Подготовила К.Рейс)

  1. Выполните стилистическую правку текста. Оформите свою работу в виде следующей таблицы:

Исходный текст

Ошибка

Ваш вариант

Люди-праздник (Галина Галоген)

Они дарят хорошее настроение и особенную атмосферу, куда бы не пришли…озаряя все и всех вокруг своим светом, засыпая конфетти из улыбок, зажигая и удивляя. Они приносят в сердце, словно в мешке, море счастливых воспоминаний и мгновений – и вместе с ними приходит все то хорошее, что было, есть и будет. Именно будучи рядом с такими людьми вспоминается что-то радостное, доброе… старое как мир… но такое важное для нас. Эти люди для каждого найдут доброе слово, улыбку, в которой можно прочитать “я в тебя верю, и понимаю тебя, улыбнись – ведь ты чудо”. И ты действительно чувствуешь себя ЧУДОМ…! Они берут тебя за руку, глядя в глаза – и даже когда на сердце тоска, нельзя не улыбнуться в ответ –улыбнуться искренне. И во время такой вот улыбки на сердце становится немножко легче…

Люди-праздники… не всем дано их встретить… но те, кто знаком с ними лично, знают, это – неповторимое чувство. Как будто возвращаешься в город детства, в тот мир, где не было тревог и печали, боли разочарований и слов “прощай”, “ненавижу”, “больно”. В мир, где есть лишь радость, тепло сердец и поддержка близких. Такие люди радуются каждому дню, плачут вместе с дождем, и улыбаются с солнечными зайчиками. Они могут сделать праздник из ничего – именно тогда, и для того, кому он очень нужен. У них в кармане всегда есть запасная коробочка красок и кисть – чтобы безжалостно закрасить черно-белые будни… добавить цвета… придать жизни…

Это они видят голубое небо над серым забором, они кормят бездомного всеми забытого котенка, они собирают огромный букет из одуванчиков и дарят его ветру. Это они приходят внезапно и всегда во время, чтобы подарить нам маленький, но очень важный праздник под названием “счастье”. А за собой они оставляют праздничный запах бабушкиных пирожков, горячего шоколада и ванили, корицы и апельсинов – запах того времени, когда мы были счастливы… этот запах запоминается НАВСЕГДА. Но у праздников тоже есть выходные. Те дни, когда им тоже очень нужен праздник, нужно знать, что их любят и в них нуждаются. Те дни, когда им нужны мы и наша поддержка. Наше понимание и вера в то, что наступит “завтра” и будет новый особенный праздник, а значит им нельзя опускать руки!

С какими трудностями вы столкнулись при правке текста?

Дайте рекомендации в стилистической правке текста будущим редакторам.

(Килина К.)

  1. Отредактируйте текст: устраните повторение слов.

А.С.Пушкин родился в 1799 году. Родители Пушкина были дворяне. Сначала Пушкин воспитывался дома под руководством домашних учителей, потом Пушкина отправили в Царскосельский лицей. Писать стихи Пушкин начал еще ребенком. Окончив лицей, Пушкин поступил на государственную службу. Вскоре за эпиграммы Пушкина сослали, а затем Пушкин был отправлен в деревню под надзор полиции. Имя Пушкина известно каждому грамотному человеку в нашей стране, широко известно имя Пушкина и за пределами нашей страны.

(Подготовила К.Рейс)

  1. Вашему вниманию представлен текст из заметки «Vkontakte». Оцените художественную ценность данного текста. К какому стилю и жанру он относится?

Проведите стилистическую правку текста, аргументируйте внесенные изменения.

Арабская притча

У одного знатного господина на Ближнем Востоке было всего лишь одно по-настоящему ценное имущество – прекрасная арабская кобыла. Все вокруг соглашались, что она была абсолютно идеальна. Соседи часто останавливались, чтобы сказать этому человеку, насколько он был счастлив, обладая такой прекрасной кобылой. Сам этот господин не знал, было ли обладание этой кобылой хорошо или плохо. Он просто знал, что владеет прекрасной лошадью. Однажды ночью эта лошадь вырвалась из загона, и когда человек встал на следующее утро, он обнаружил, что прекрасная арабская кобыла убежала. Все соседи собрались и начали обсуждать, насколько это было ужасно, а сам человек не мог понять, было ли это хорошо или плохо. Он просто знал, что кобыла убежала. Примерно через полторы недели кобыла возвратилась и привела с собой 7 прекрасных жеребцов прямо в загон. Эти жеребцы были просто без ума от нее. Когда пришли соседи, они стали говорить о том, насколько счастливым был хозяин кобылы. Они говорили: «К тебе не только вернулась кобыла, но она привела за собой семерых великолепных жеребцов!» Сам человек не знал, хорошо это было или плохо. Он только знал, что его кобыла вернулась, и в его загоне стояло семеро жеребцов. Пока человек и его соседи наблюдали за лошадьми в загоне, его сын решил объездить одного из жеребцов, чтобы семья смогла продать его. Жеребец сбросил его, и сын сломал себе ногу. Соседи пришли и сказали: «Это к несчастью». Человек не знал, было ли это к несчастью или нет. Единственное, что он знал, так это то, что у его сына сломана нога. Примерно в это же время Эмир послал своих военачальников призвать всех молодых и сильных на войну в этой стране. Сын человека не пошел, т.к. у него была сломана нога. Соседи снова пришли и сказали человеку, насколько он был удачлив, потому что его сыну не надо было отправляться на войну. Господин ответил: «Я не знаю, хорошо это или плохо. Все что я знаю, это то, что у моего сына сломана нога, и он не должен идти в армию».

(Тарханова А.)

  1. Вашему вниманию представлен текст, оцените его художественную ценность. К какому стилю и жанру он относится? Проведите стилистическую правку текста, аргументируйте внесенные изменения.

Что значит быть воспитанным?

Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.

Так что же такое воспитанность?

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.

Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях.

А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

(По С. Гиацинтовой,

подготовила К.Рейс)

  1. Во фрагменте материала газеты «Аргументы и факты» найдите лексические средства выразительности, определите их стилистическую роль.

В преддверии выборов Россию захлестнула новая политическая эпидемия – недержания величия.

Вместо того чтобы четко и ясно сказать людям, что именно та или иная партия, тот или иной политик, пройдя в парламент, попытаются сделать за три-четыре года, нас обильно потчуют «Манькой величия». Или байками о том, каким могучим станет Отечество через 15, 20 или 25 лет. Из уст политиков так и сыплются слова «величие», «процветание», «сила», «могущество», «держава». «Будущее России – стать страной номер один», «Россия должна сохранять роль самой сильной и первой в Арктике державы», «у нас будет самая выдающаяся Олимпиада в истории»…

Такое впечатление, что все предвыборные программы списаны с государственного гимна, где в первых строках звучит: «Россия – священная наша держава». Но то, что хорошо для исполнения по случаю праздников и парадов, мало подходит для реальной жизни.

Спору нет: людям нужно внушать «веру, надежду, любовь». После дефолта советского оптимизма, последовавшего за развалом СССР и крахом коммунистической идеи, нужны новые точки опоры. Но перед страной, перед населением нужно ставить реально выполнимые задачи, а не показывать на журавлей в небе. Даже после 6 лет нефтяного бума и высоких цен на нефть и газ Россия остается экономическим подростком. Зачем же раньше времени объявлять себя Гулливером? Наш ВВП в 13 раз меньше, чем в США, и в 2,5 раза меньше, чем во Франции и Англии. Наш новый, лучший за последние годы бюджет уже позволяет увеличить базовую пенсию. Но говорить об этом нужно спокойно, без захлеба, как о реальном, но скромном достижении.

Сегодня ни один социологический опрос, посвященный чаяниям россиян, не обнаруживает у широких слоев населения ни приступов величия, ни национальной гордыни. Россияне, уставшие быть «впереди планеты всей», сегодня не хотят быть ни первыми, ни последними. Они хотят нормальных условий жизни в нормальной стране. Чтобы из деревни можно было выехать на автобусе, а не шагать 5 км до ближайшего шоссе в резиновых сапогах. Чтобы на вокзалах и в аэропортах были чистые туалеты. Чтобы за каждым поворотом автомобилистов не подстерегал жадный гаишник. Чтобы лекарства можно было купить по доступной цене. Чтобы не было страшно летать на наших устаревших «тушках».

(К. Килина)

22