Социальная и биологическая основы материнства

Материнство — биологическое и социальное отношение матери к ребенку. Биологическое отношение определяется происхождением ребенка от матери. Биологическое и юридическое материнство могут не совпадать. Материнство, будучи основной частью социального института родительства, влияет на функционирование семьи как малой социально-психологической группы. Материнство (вместе с отцовством) наиболее полно удовлетворяет сенсорные, когнитивные, эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему социальных отношений, обеспечивает усвоение социальных ролей.

Значение материнства как института воспитания меняется в зависимости от социально-экономических и других условий развития общества.

Стадии развития родительства по э.галински

В работах Э. Галински выделяются шесть стадий родительства.

Первая стадия — стадия формирования образа — продолжается от момента зачатия до рождения ребенка и рассматривается как исходная в формировании родительской позиции. Именно на этой стадии формируется первичный образ детско-родительских отношений, включающий представление о целях и ценностях воспитания, образ идеального родителя как эталона, представление о ребенке и взаимодействии с ним. На второй — стадии выкармливания (от рождения до 1 года) — центральной задачей становится формирование привязанности и первых форм сотрудничества и совместной деятельности с ребенком.

Стадия авторитета (от 2 до 5 лет) знаменует переход родителей к решению задач социализации ребенка и, соответственно, к первой оценке эффективности процесса воспитания. Насколько мой ребенок отвечает идеальному его образу, созданному в моем представлении? Могу ли я принять ребенка таким, какой он есть? Насколько я сам удовлетворяю себя как родитель? Ответы на эти вопросы предполагают рефлексию, развернутую родителем по поводу содержания и оснований его отношений с ребенком и переход к более продуманной системе воспитания с учетом ≪работы над ошибками≫ раннего периода становления родительства. Четвертая стадия —стадия интерпретации — приходится на младший школьный возраст: здесь родители подвергают ревизии и пересмотру многие концепции воспитания, которых прежде придерживались в своем общении с детьми. Пятая — стадия взаимозависимости — характеризуется изменением структуры властных отношений: родители должны перестроить свои отношения с подростками с учетом их стремления к автономии и независимости. На шестой стадии — стадии расставания — родители должны окончательно признать взрослость и независимости детей, принять их психологический ≪уход≫ и решить непростую задачу переосмысления и оценки того, какими же родителями они были.

13 стр., 6468 слов

Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля ...

... родительскую позицию как систему отношений родителя к своему ребенку, к себе как родителю, к родительской роли, к родительству и воспитанию, как к определенному роду ... "доминирующий родитель - подчиняющийся ребенок", "доминирующий ребенок - потворствующий родитель". Каждый тип взаимодействия предполагает свою позицию родителя и ребенка. Отношение к родительству в целом может характеризоваться через ...

Причины нарушений родительской любви.

• Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспитанием ребенка. Депривация может охватывать достаточно широкий спектр потребностей, субъективная значимость которых во многом определяется степенью личностной зрелости родителя: потребность в сне и отдыхе; в безопасности; в общении с друзьями; личные достижения, карьера, профессиональный рост.

• Мистификация и искажение образа ребенка как результат проекции негативных качеств и приписывания их ребенку; идентификация ребенка с аверсивной личностью, вызывающей отвращение у родителя, и, как следствие, перенос на него негативного эмоционального отношения.

• Негативное эмоциональное отношение к ребенку как проявление посттравматического стресса. Возникает вследствие фатального совпадения рождения ребенка или начального периода его воспитания и психологической травмы, например утраты близкого человека. Ребенок приобретает значение символа травмирующей ситуации.

Личностные особенности родителя

Примером разрушающего влияния на психическое развитие ребенка может служить так называемая ≪шизофреногенная мать≫, обнаруживающая в отношениях с ребенком холодность, эмоциональную дистантность и отвержение, недостаток уважения и признания ребенка; ее поведение характеризуется властностью, деспотичностью, низкой эмпатией. Матери, переживающие депрессию, также склонны к отвержению ребенка.

•Индивидуально-типологические особенности ребенка — ≪трудный темперамент≫, чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнимательность, импульсивность

Низкая степень удовлетворенности браком и конфликтность в супружеских отношениях.

Типы родительской любви (по а.В. Спиваковской)

А. С. Спиваковская, исследуя родительские позиции, опирается в основном на понятие «типы любви», которые выстраиваются ею через координаты: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность в отношениях ребенок-родитель. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви:

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).

Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком).

5 стр., 2401 слов

Специфика эмоционального взаимодействия детей в учреждениях интернатного типа

... Их реакции содержат враждебность, угрозы по отношению к окружающим - по типу самозащитных. Дети занимают агрессивную позицию по отношению к другим людям. В результате анализа ... На сегодняшний день в области функционирует 20 образовательных учреждений интернатного типа, в которых воспитывается 1500 детей указанной категории. Семья - важный социальный институт, способствующий становлению личности. ...

«Смотрите, какой прекрасный у меня ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения).

«Мой ребенок не такой как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения(симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция).

«Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция).

«Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция).

«Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость).

«Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция).

«Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Характер и типы эмоциональных отношений родителей к детям.

В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями..

Рассматривая основные типы родительских отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка.

Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.

Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.

Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.

При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.

Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости.

Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.

9 стр., 4455 слов

Влияние стиля родительского воспитания на формирование и развитие ...

... формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от ... любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям (Захаров А.И., 1998, 2000). Семейное воспитание органично ...

Этапы формирования отцовской сферы

Первый: От зачатия до 3 лет – я сам!

«Ты – настоящий мужчина» — В этом возрасте в мальчике нужно формировать любовь к себе самому, как к представителю сильного пола: «Я мальчик – это хорошо». Трехлетний мужчина нуждается в постоянной поддержке этой уверенности

Нежность для мальчика — Некоторые мамы и многие отцы думают, что мальчик, в отличие от девочки, не нуждается в ласке и поцелуях.

Мужской объект для подражания — Очень важен для формирования отцовского инстинкта пример отца, который вступает в самый активный период авторитета, когда мальчик приближается к трем годам: именно в этот момент ребенок переключается с мамы на папу (мужской объект).

Культ самостоятельности — Важный момент первого этапа формирования отцовского инстинкта – культивация самостоятельности. Родители могут подавлять или наоборот развивать инициативность ребенка. Поощряйте их самостоятельность в любых ее проявлениях.

Второй: От 3 до 6 лет – игра в куклы

Этот этап формирования отцовской сферы психологи называют «игрой в куклы». И даже если он выражен не ярко, его всегда боятся мамы. «Мой сын не будет играть в девчоночьи игры» — говорят они и зорко следят, чтобы у мальчика были лишь машинки да конструкторы. А зря, ведь играя в куклы, мальчик проигрывает отношения в своей семье и учиться быть папой.

С 6-7 лет у всех детей, и у мальчиков в том числе, начинается очень интересный период – нянченье. Это закономерное продолжение эпопеи с игрушками: потренировались на куклах, пора закреплять полученный опыт на практике.

В этот период у мальчика формируется степень ответственности за подопечный объект.

Четвертый: половое созревание – я классный

Это период интимно-личностного развития, когда формируется понимание того, что собственное тело заслуживает уважительного отношения. Поллюции и мастурбация в жизни мальчика – абсолютно нормальное явление. И вообще в этом возрасте крайне важны партнерские отношения с авторитетным представителем сильного пола. Разговаривать нужно обо всем: особенностях своего тела, интимных отношениях, девушках, контрацепции.

Пятый: юношеский – закладка ценностей

С 15-16 до 25 лет в мужчине формируются понятия о приоритетах и ценностях. Если родители научат сына, что семья и дети – это важно, так оно и будет.

Шестой: собственная семья – преодоление страха

Рано или поздно в молодой семье начинаются разговоры о детях. Даже если мужчина всей душой хочет ребенка, мысли о том, что он действительно может появиться, могут ввести будущего папу в состояние ступора. И является свидетельством серьезного подхода к отцовству.

Седьмой: беременность – тактика малых добрых дел

Во время беременности мужчины часто испытывают чувство растерянности: они не знают, что делать.

Обязательно подключайте мужчину к «вынашиванию» малыша.

Важное условие нормального становления отцовской сферы – добровольное согласие мужчины участвовать во всех мероприятиях «ожидания».

22 стр., 10951 слов

Гендерные особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи

... дети, лишенные родительского попечительства [13, с. 32-33] Объект исследования: особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи. Предмет исследования: гендерные особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи. Цель исследования: выявление особенностей влияния воспитания ...

Восьмой: малыш родился! – папино время

После родов важно правильно расставить приоритеты: вы – с малышом, папа – добытчик средств к существованию. Но это в рабочее время, а по возвращении домой отец и его наследник должны общаться тет-а-тет хотя бы 10 минут.

Отцовство и его изучение в научной литературе

В научной литературе приводятся факты, иначе объясняющие современную ситуацию отцовства. Действительно, отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, но мужчины никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их тем, что особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими. Сравнительная холодность и наличие социальной дистанции во взаимоотношениях ребенка с отцом, часто рассматриваемые как свидетельство снижения отцовского авторитета, являются скорее пережитками нравов традиционной патриархальной семьи, в которой к отцу не смели приблизиться и сам он был обязан держаться «на высоте».

Родительские директивы.

Первая родительская директива: «Не живи!»

«Мне не нужна такая плохая девочка!», «Как же я от тебя устала…». Эти и подобные слова, необдуманно бросаемые родителями в адрес ребенка, могут привести к усвоению им страшной директивы «Не живи!». Регулярно слыша подобное, маленький человек решает, что именно он — источник всех родительских проблем, разрушитель их надежд и вообще — явно лишний на этом свете.

Становясь взрослыми, носители директивы «Не живи» прибегают к всевозможным способам саморазрушения. Это может быть пристрастие к алкоголю, наркотикам, выбор криминальной стези. Именно они, ощущая себя бесполезными, никому не нужными, недостойными любви, чаще других задумываются о самоубийстве.

Вторая родительская директива: «Не делай!»

«Не бегай — упадешь!», «Не открывай окно — простудишься!».

В результате давным-давно выросшие из «коротких штанишек» люди продолжают испытывать колоссальные трудности с принятием самостоятельных решений. Им свойственно откладывать «в долгий ящик» даже самые незатейливые дела вроде покупки новых ботинок или похода в кино, что уж говорить о принятии таких судьбоносных решений, как женитьба или смена места работы.

Третья родительская директива: «Не верь!»

«Верить никому нельзя. Мне — можно!» — говорил персонаж известного фильма. Примерно такое внушение получают от своих родителей носители этой директивы. Становясь взрослыми, они с большим трудом устанавливают близкие, доверительные отношения с людьми, особенно — с представителями противоположного пола.

Нередко, единственным человеком, достойным доверия, для них на всю жизнь остается мама или папа. Остальных же, опасаясь предательства, они не спешат «пускать к себе в душу», ограничиваясь лишь поверхностными, эмоционально не окрашенными контактами.

4 стр., 1769 слов

Влияния стиля родительского воспитания на тревожность детей дошкольного возраста

... работы определяется тем, что показана роль и значение стиля родительского воспитания в возникновение тревожности у детей дошкольного возраста. Обоснованные педагогические и психологические условия и ... для дальнейших научных исследований по проблемам связи стиля родительского воспитания и возникновения тревожности у детей дошкольного возраста. Практическая значимость. Результаты работы могут быть ...

Четвертая родительская директива: «Не будь ребенком!»

Эта директива хорошо знакома старшим детям в семье. Едва став счастливыми обладателями младшего братика или сестренки, они тут же узнавали, что теперь уже «совсем взрослые» и поэтому должны: уступать, помогать, делиться и во всем подавать пример подрастающему поколению.

Пятая родительская директива: «Не взрослей»

Часто эта директива налагается на младших или единственных детей. Ситуация усугубляется, если родители усматривают свою ценность лишь в том, чтобы быть хорошим отцом или матерью.

Модель а.Адлера, р. Дрейкуса и типы негативного поведения ребенка

Один из наиболее известных подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности, Которая иногда рассматривается как предшественник гуманистической психологии.

По А. Адлеру, человек – существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений.

Основными понятиями семейного воспитания, по Адлеру, является: равенство, но не тождественность между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности; сотрудничество; естественные результаты.

Последователем А.Адлера был педагог Р. Дрейкурс, который разделил и конкретизировал взгляды ученого, внедрил практику консультаций и лекций для родителей. Задачи воспитания родителям и своих детей он видел в:

— уважении уникальности, индивидуальности и неприкосновенности детей с самого раннего возраста;

— понимании детей, проникновении в их образ мышления, умении разбираться в мотивах и значении их поступков;

— выработке конструктивных взаимоотношений с ребенком;

— нахождении собственных приемов воспитания с целью дальнейшего развития ребенка как личности.

Формы неправильного поведения рассматриваются как ошибочные подходы, используя которые дети стараются найти себе место внутри семьи или группы и обеспечить чувство сопричастности, безопасности и признания.

Негативное поведение преследует вполне определенные цели.

Требование внимания различными способами, в том числе причиняя беспокойство, вызывая раздражение, особенно если в этом дети видят единственный способ, чтобы родители их заметили, занимались ими.

Демонстративное неповиновение является следствием ложного вывода детей о том, что они могут самоутвердиться, настояв на исполнении своих желаний, доказав свою силу в противоборстве со взрослым.

Месть, возмездие, желание причинять боль другим иногда кажутся детям единственным способом чувствовать себя «важными», значимыми.

Утверждение своей несостоятельности или неполноценности, демонстрация подлинного или воображаемого бессилия помогают отказываться от общения, поручений, ответственности.

Многие дефектные типы поведения – неуспеваемость, лень, ночное недержание мочи, ложь, воровство – могут быть выражением стремления к одной из перечисленных целей. Взрослый, высказав ребенку свое предположение о причинах плохого поведения, должен внимательно относиться к его эмоциональным проявлениям, ориентироваться на спонтанную реакцию, особую улыбку или блеск в глазах, рефлекс признания. Затем в подходящее время можно попытаться раскрыть смысл поступка в гипотетической, не осуждающей манере. При таком подходе дети могут по-новому осознать свои действия, опираясь на логические рассуждения взрослого.

6 стр., 2873 слов

Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам ...

... работать) аспекты воспитания в неполной семье. Ключевые слова: трансформация семьи, монородительская семья, неполная семья, развод, воспитание. Воспитание детей в обществе, переходящем от детоцентристской модели семьи к супружеской, ... является одной из причин отказа незамужней женщины от ребенка. Исследование девиантного поведения матери, проведенное В.И. Брутманом, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитовой ...

Чтобы дефектные цели детей изменились, родителям нужно преодолеть привычное стремление усилить нажим на ребенка и творчески подойти к поиску адекватных приемов установления новых, конструктивных взаимоотношений.

Вывод: дананя проблема актуальна в настоящее время, ЗНАНИЕ ЭТИХ ВОПРОСОВ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПОЛОНОГО нормального воспитания ребенка в семье.

7