Персональный сайт Олеси Раковой,
Психолога дополнительного образования, г. Степногорск, Казахстан,
Организация: подростково-молодежный центр «ТАНШОЛПАН»
перейти на сайт «Инсайт»
Электронная почта: olesyarakova69@rambler.ru
Аська: 495027915
* Любой человек обладает потенциалом изменений и адаптации.
* Актуальный уровень и потенциал развития человека определяется его индивидуальными и возрастными особенностями, значимыми отношениями, ценностями, материальной и культурной средой.
* На развитие ребенка в первую очередь оказывает влияние его семья; при нарушении семейных отношений значимой становится та среда, которую выбирает сам ребенок.
* Психологическая помощь детям и взрослым действенна постольку, поскольку она соответствует индивидуальности и социальной ситуации развития.
* Кабинет психологической помощи доступен всем, кто его признает и готов принять психологическую помощь. Отвергание психологической помощи иногда вызвано совершенно искаженными представлениями о ней, а реальная встреча с компетентным психологом кардинально меняет отношение.
Целевая группа:
Возраст клиентов, с которыми приходится работать различен.
Помощь ориентирована на школьников 13 — 18 лет. В кабинет психологической помощи обращаются также родители, имеющие проблемы со своими детьми в возрасте от 7 до 12 лет, молодые люди от 18 до 30 лет и взрослые люди, испытывающие психологические затруднения.
Основополагающие цели работы:
* Содействие социализации подростков и молодежи.
* Помощь в предупреждении и преодолении психологических проблем.
* Профилактика нарушений психологического здоровья детей и подростков.
Задачи:
* Помогать детям и взрослым в преодолении трудностей, выходе из жизненных кризисов. Способствовать развитию возможностей ребенка.
* Укреплять и поддерживать семью как основу роста детей и благополучия взрослых.
* Содействовать улучшению социально-психологической среды.
перейти на сайт «Инсайт»
Электронная почта: olesyarakova69@rambler.ru
Аська: 495027915
Главная страница
Информация о сайтеИстория создания
Идеи работы
О девиантности
Консультационный пунктКонсультации специалистов
С населением групповые
С населением индивидуальноИнициаторы обращений
Структура проблем
Этапы работы с клиентом
Выбор модели
Коррекционно-развивающие мероприятия
ТехнологииТренинг-клубСталкер
Тренинги 2006-07
Тренинги 2007-08
Тренинги 2008-09
ТехнологииКритерии эффективности
Официальная информация
Каталог файлов
Каталог статей
Фотоальбомы
Ознакомьтесь с запросом психологу образовательного учреждения. ...
... часть. Инструкция. Ознакомьтесь с запросом психологу образовательного учреждения. Разработайте стратегию психологической работы в условиях образовательного учреждения в течение некоторого времени. В маршрутном ... листе сопровождения необходимо учесть: а. Работу со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: учащимися (воспитанниками), родителями ( ...
Гостевая книга
Обратная связь
Доска объявлений
Вопрос-Ответ
Каталог сайтов
Видео отрывки
Предупреждение суицидального поведения
Учебная программа МЕДИА-ЦЕНТРА
Тесты от uCoz
Уровни профилактики суицида в образовательной среде
Диапазон (уровень) школы | Превентивный уровень | Уровни | Название | Цель | Контингент, адресат воздействия | Мероприятия |
1 уровень | Общая профилактика |
Повышение групповой сплоченности в школе (учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство) |
Учащиеся Педагоги Родители |
Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. |
||
2 уровень | Первичная профилактика |
Выделение групп суицидального риска Сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. |
Дети и подростки группы риска |
Диагностика суицидального поведения Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. |
||
Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации |
Участники образовательного процесса |
Классные часы, круглые столы, стендовая информация Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства |
||||
Уровень сдерживания, совладания с чрезвычайной ситуацией, работа после события | 3 уровень | Вторичная профилактика |
Предотвращение самоубийства |
Учащиеся, угрожающие кончить жизнь самоубийством | Оценка риска самоубийства: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы. |
|
4 уровень | Третичная профилактика | Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев | Очевидцы и свидетели происшествия |
Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению |
||
Уровень медицинских психологов, психотерапевтов | Социальная и психологическая реабилитация | Суициденты, оставшиеся в живых | Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем. |
Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Суицид — является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления.По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.
Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. В данном докладе будет предложена модель суицидальной превенции1 на уровне отдельного образовательного учреждения. Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло. Разрабатываемая модель является многоуровневой: охватывает все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции.
Цель создания модели суицидальной превенции в систематизации мер, предпринимаемых в учреждениях образования без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой.
Принципы модели:
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.
Модель суицидальной превенции «Уровни профилактики суицида в образовательной среде»
Первый уровень – общая профилактика
Цель — повышение групповой сплоченности в школе.
Мероприятия. Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Учащиеся, чувствующие, что учителя к нимсправедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Второй уровень – первичная профилактика
Цель — выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Мероприятия
Диагностика суицидального поведения
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
Классные часы, круглые столы, стендовая информация
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения… словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.
Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.
Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.
Третий уровень – вторичная профилактика
Цель — Предотвращение самоубийства
Мероприятия
Оценка риска самоубийства
Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.
Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.
Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей.
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.
Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.
Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.
• Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.
• Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.
• Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.
Четвертый уровень – третичная профилактика
Цель — Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия
Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. По мнению автора доклада, данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов.
Предложенная модель суицидальной превенции «Уровни профилактики суицида в образовательной среде» требует дальнейшего теоретического и практического осмысления. Предлагаемый психологический тренинг «Психологическая поддержка как фактор профилактики суицидального поведения» является попыткой практического осмысления данной темы.
Литература
Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде).
Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.
Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга).
Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.
Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения «Перекресток». Сайт фестиваля «Открытый урок»:
1 Модель профилактики суицидального поведения.