Социальная психология как наука, подход к проблеме, место соц. Психологии в системе научного знания

Экзамен социальная психология

1. Социальная психология как наука, подход к проблеме, место соц. психологии в системе научного знания. 2

2. Социально-психологическая комплектность личности. 2

3. Методы соц.-психологического исследования. 2

4. Характеристика соц. психологических теорий личности (на примере психоанализа З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера и др.) 3

5. Психоанализ Карла Юнга 4

6. Психоанализ А.Адлера. 4

7. Понимание личности с позиции гуманистической психологии. 5

8. Трансакционный анализ по теории Берна 5

9. Социально-психологическая комплектность личности. 5

10. Средства общения. 6

11. Невербальные средства общения. 7

12. Социально – психологическая характеристика общения. 7

13. Виды социальных отношений. 8

14. Виды общения. 9

15. Функция общения – информационная — коммуникативная. 9

16. Функция общения – аффективно-коммуникативная. 10

17. Подтверждающая функция общения. 10

18. Трудности общения. 10

19. Деформация общения. 11

20. Коррекция общения. . 12

21. Криминогенный аспект в общении. (уч. стр. 111) 13

22. Сущность социально-психологического воздействия. (уч. стр.279) 13

23. Способы и методы социально-психологического воздействия. (уч. стр 280) 14

24. Особенности императивного вида общения. 14

25. Особенности манипулятивного вида общения. 14

26. Типология манипуляций. 15

27. Актуализация. Самоактуализация. 15

28. Причины манипулирования. 15

29. Сравнительная характеристика манипуляторов и актуализаторов. 16

30. ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ(УЧЕБНИК).

16

31. Психология моды.(интернет) 18

32. Перцептивные механизмы в ситуациях межличностного взаимодействия.Эмпатия.Каузальная атрибуция. 18

33. Модель «Окно Джогарри».(конспект) 19

34. Механизмы идентификации и аттракции.(конспект) 19

35. Понятие личности в социальной психологии. Темперамент. Характер.(конспект) 19

36. Акцентуация характера.(конспект) 20

37. Классификация акцентуации характера. (конспект) 20

38. Виктимология как наука. Виктимность (википедия) 21

39. Социально-психологическая классификация семьи. 21

40. Функции семьи 22

41. Социально-психологические проблемы семьи 22

42. Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска 23

43. Факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивной функции семьи 23

3 стр., 1469 слов

Конспект по юридической психологии

... определенной категории преступлений. Кроме того, криминальная психология исследует механизм иммунитета личности к криминогенной ситуации и разрабатывает рекомендации по профилактике преступности. ... осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье и, в первую очередь, семьям, не справляющимся самостоятельно ...

44. Социально психологические проблемы семьи 24

45. Стрессоустойчивость 24

46. Социальная напряженность 24

47. Причины социальной напряженности 25

48. Характеристика конфликтов 25

49. Конфликты в различных общностях 26

50. Урегулирование конфликтов 27

Психология с греческого – психея (душа) и логос (учение).

Взаимодействие людей образует тот круг явлений, который и составляет предмет социальной психологии. Дата рождения соц. психологии – 1908 г., когда появились работы Мак-Даугалла и Росса с термином – соц. психология.

Своебразный подход к выделению основной проблематики соц. психологии проявили представители таких научных направлений, как психология народов и масс, теория инстинктов соц. поведения и групповой динамики, социал-дарвинизм и бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ, интеракционизм, когнитивизм, экзистенциальная психология и трансактный анализ и др.

Первоначально, соц. психология не могла точно обозначить свой предмет. Её считали:

— отраслью социологии

— частью общей психологии

— промежуточное связующее звено между социологией и общей психологией.

Предмет соц. психологии однозначно до сих пор не определен.

  1. Социально-психологическая комплектность личности.

Социально-психологическая комплектность личности представляет собой специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т.д. Она позволяет личности ориентироваться в любой соц. ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей.

Соц. психологическая комплектность делится на 2-а вида:

Житейская и Профессиональная

Житейская – результат социализации, адаптации к конкретным условиям. В основе лежат бытовые картины мира, стереотипы, художественные образы, народный опыт и пр. Её называют народной мудростью.

Профессиональная –складывается из научных картин мира и знаний в области общения. Имеет особое значение для актеров, соц. работников, дипломатов, и пр.

Соц. психологическая комплектность сводится к знаниям, но это не значит, что она не играет никакой практической роли в профессиональной деятельности.

  1. Методы соц.-психологического исследования.

Соц. психология состоит их 2-х частей – теорииипрактики

Главная задача соц. психологической теории состоит в освещении основных характеристик соц. психологических явлений, объяснении причин и механизмов, построении прогнозов, их развития, а также в научном раскрытии и обосновании существа приемов оказания соц. психологической помощи.

Структура соц. психологической теории включает в себя следующие компоненты:

1)методологию

2)феноменологию

3) закономерности и механизмы

4) теоретическое обоснование праксиологии

  1. Характеристика соц. Психологических теорий личности (на примере психоанализа з. Фрейда, к. Юнга, а. Адлера и др.)

Зигмунд Фрейдсчитал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической деятельности в ... возникают методологические проблемы. Б.Ф. Ломов выдвинул главные категории психологии: отражение, деятельность, личность, общение, понятия «социальное» и «биологическое». Выявление связей ...

Ввел понятие бессознательного.

Выделил три сферы психического: сознание,предсознаниеибессознательное.

Существует два основных инстинкта: либидо и инстинкт агрессии, стремление к смерти.

В структуре личности существует три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго).

Ид– основная первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна. Ид не знает ценностей, добра и зла, морали.

Эго– с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется требованиям реальности.

Супер-Эго – развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы не соответствующие нормам вытесняются в область бессознательного или предсознания.

Вытесненные желания прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, случайных оговорок, неожиданных действий и т.п.

Общеизвестен предложенный комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь мальчика к собственной матери и отсюда ненависть к собственному отцу.

Карл Юнг предложил идею существования наряду с индивидуальным бессознательнымколлективного бессознательного, содержанием которого являются так называемыеархетипы,некие общие формы мысленных представлений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Коллективное является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом.

Юнг выделил несколько основных архетипов:

Персона– это то, какими мы представляем себя миру: характер, соц. роли, одежда.

Эго – центр сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.

Тень – центр личного бессознательного, в котором сосредоточен материал, вытесненный из сознания. Включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам.

Анима и Анимус – идеальное бессознательное структуры, отражающие представление о женственности и мужественности.

Самость – центральный архетип порядка и целостности личности.

Другая известнейшая идея – понятие об интроверсии (внутр.) иэкстраверсии (внешн.).

Энергия преимущественно направленная либо к внутреннему, либо к внешнему миру. Никто не является чистым интровертом или экстравертом, но каждый склонен к одной из этих ориентаций.

Основные принципы Альфреда Адлера– холизм, единство индивидуального стиля жизни, соц. интерес или общественное чувство и напряженность поведения на достижение цели.

Ввел термин «комплекс неполноценности»,пологая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие малых физических размеров и недостатка сил и возможностей. Это чувство вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Агрессию понимал как сильную инициативу в преодолении препятствий. Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более общего мотива – стремления к превосходству и самосовершенствованию. Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной.

16 стр., 7912 слов

Влияние воображения на жизнь и творчество человека

... являются виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека. Цель исследования - определение путей, способов, средств, инструмента в изучении данного ... новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, ...

Борьба за личное превосходство – невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Каждый человек выбирает свой жизненный стиль, т.е. уникальный способ следования своей жизненной цели.

Конструктивное стремление к совершенству, сильное общественное чувство и кооперация – основные черты здорового индивида.

Психоанализ Карла Юнга

    Карл Юнг предложил идею существования наряду с индивидуальным бессознательнымколлективного бессознательного, содержанием которого являются так называемыеархетипы,некие общие формы мысленных представлений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Коллективное является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом.

    Юнг выделил несколько основных архетипов:

    Персона– это то, какими мы представляем себя миру: характер, соц. роли, одежда.

    Эго – центр сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.

    Тень – центр личного бессознательного, в котором сосредоточен материал, вытесненный из сознания. Включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам.

    Анима и Анимус – идеальное бессознательное структуры, отражающие представление о женственности и мужественности.

    Самость – центральный архетип порядка и целостности личности.

    Другая известнейшая идея – понятие об интроверсии (внутр.) иэкстраверсии (внешн.).

    Энергия преимущественно направленная либо к внутреннему, либо к внешнему миру. Никто не является чистым интровертом или экстравертом, но каждый склонен к одной из этих ориентаций.

    1. Психоанализ а.Адлера.

    Основные принципы Альфреда Адлера– холизм, единство индивидуального стиля жизни, соц. интерес или общественное чувство и напряженность поведения на достижение цели.

    Ввел термин «комплекс неполноценности»,пологая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие малых физических размеров и недостатка сил и возможностей. Это чувство вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Агрессию понимал как сильную инициативу в преодолении препятствий. Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более общего мотива – стремления к превосходству и самосовершенствованию. Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной.

    Борьба за личное превосходство – невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Каждый человек выбирает свой жизненный стиль, т.е. уникальный способ следования своей жизненной цели.

    Конструктивное стремление к совершенству, сильное общественное чувство и кооперация – основные черты здорового индивида.

    1. Понимание личности с позиции гуманистической психологии.

    Основатель гуманистической психологии Роджерс полагал, что в каждом из нас есть стремление стать компетентным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически. Человек склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может судить о том, каков он на самом деле. Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона. Однако есть актуальный жизненный опыт, который может противоречить сложившейся Я-концепции.

    3 стр., 1217 слов

    Общение: вербальные и невербальные компоненты. Виды общения

    ... отношение коммуникатора к реципиенту. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. К средствам невербальной ... способ выражения мыслей. Эмоциональное отношение, сопровождающее высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией. Средствами невербальной коммуникации являются жесты, ...

    Маслоу – один из основателей гуманистической психологии – всю свою работу связывал с проблемами личностного роста и развития. Центральным понятием для гуманистической психологии является самоактуализация. Маслоу отмечал, что самоактализирующиеся личности отнюдь не совершенны, они тоже могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорным, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Самоактуализация – это не уход от проблем, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным.

    Другая идея Маслоу – концепция иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших к высшим. Это физиологические потребности, потребность безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации.

    Трансакционный анализ по теории Берна

      Эрик Берн постулирует три возможных состояния «Я» человека: Родитель, Взрослый, Ребенок.

      1. У каждого человека были родители, и каждый независимо от возраста хранит в себе набор состояний «Я», повторяющих состояния «Я» его родителей
      2. Все люди способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их «Я»
      3. Любой человек был раньше ребенком, поэтому несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться.

      Трансакцией называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом или трансакционной реакцией.

      Берн утверждает, что большинство людей в своей жизни в основном занимаются играми, очень мало времени посвящая подлинной жизни, искренней человеческой близости, дающей истинное удовлетворение

      1. Социально-психологическая комплектность личности.

      Комплектность означает доскональные знания в какой-либо области. Комплектный человек – это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т.е. комплектность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональной области.

      Социально-психологическая комплектность личности представляет собой специальные знания об обществе, политике, экономике, культуре и т.д. Она позволяет личности ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей.

      Социально-психологическая комплектность делится на два вида: житейская и профессиональная.

      Житейская социально-психологическая комплектность – результат социализации, т.е. адаптации к конкретным условиям. В основе лежат бытовые картины мира, стереотипы, художественные образы, многолетние наблюдения, народный опыт, знания в той или иной области. Её называют народной мудростью.

      3 стр., 1303 слов

      трудности и дефекты общения в психологии.Виды трудностей и способы ...

      ... В.А трудности общения классифицирует следую­щим образом: 1) объективные, возникшие в результате реальных взаимоотношений, и субъективные, имеющие отношение к различным формам функционирования человека; 2) первичные ... возникших в результате общения. Во время общения у людей, кроме трудностей, возникают еще и дефекты, также мешающие полноценному общению. Что же такое дефекты общения? Это помехи, ...

      Профессиональная социально-психологическая комплектность складывается из научных картин мира и знаний в области общения. Имеет особое значение для представителей властных структур, работников сценического жанра, соц. работников, дипломатов, педагогов, психологов и врачей, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов.

      1. Средства общения.

      В психологии категория «общение» определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией.

      Средства общения делятся на вербальные (устная и письменная речь) и невербальные(неречевые).

      В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важны жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз, поза, движение всего тела в целом, дистанция и т.п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику.

      В межличностном общении обычно применяются письменный и устный язык. Преимущества письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово.

      Устный язык имеет свои правила и даже грамматику. Основное его преимущество перед письменным языком заключается в экономности, т.е. для устной передачи какой-либо мысли требуется меньше слов, чем для письменной. Недостатками устного языка являются речевые ошибки, многозначность. Преимущества устного языка проявляются и там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять.

      Искусство общения предполагает, во-первых, безупречное владение письменным языком, во-вторых, хорошее владение устным языком, в-третьих, умение правильно устанавливать оптимальное соотношение устного и письменного языка для каждой ситуации.

      Невербальные средства общения нужны для того, чтобы создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции.

      Невербальные средства общения делятся на 3группы:

      1) визуальные

      ( выражение глаз, лица; движение рук, ног, головы; дистанция; поза)

      2) акустические (звуковые)

      Связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, речевые паузы)

      Не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи)

      3) тактильные

      Физическое воздействие – ведение слепого за руку, контактный танец

      Такевика — пожатие руки, хлопанье по плечу.

      Невербальные средства общения

        Невербальное общение – общение без помощи слов, часто возникает бессознательно.

        Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

        Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

        Невербальное общение – не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.

        26 стр., 12766 слов

        Психологические трудности общения осужденных женщин с комплексом недостаточности

        ... психологических трудностей общения осужденных с комплексом недостаточности представляется важным и актуальным. Цель работы изучение психологических трудностей общения осужденных женщин с комплексом недостаточности. Предмет - психологические трудности общения осужденных женщин с комплексом недостаточности. Объект - психологические трудности общения. ...

        Невербальные средства общения нужны для того, чтобы создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции.

        Невербальные средства общения делятся на 3группы:

        1) визуальные

        ( выражение глаз, лица; движение рук, ног, головы; дистанция; поза)

        2) акустические (звуковые)

        Связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, речевые паузы)

        Не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи)

        3) тактильные

        Физическое воздействие – ведение слепого за руку, контактный танец

        Такевика — пожатие руки, хлопанье по плечу.

        Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем.

        Можно использовать язык жестов, для того чтобы вводить людей в заблуждение и манипулировать ими.

        1. Социально – психологическая характеристика общения.

        Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение составляет основу жизненного и профессионального успехаи этому поспособствует искусство общения.

        Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

        Учитывая сложность понятия «общение», необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

        Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

        Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

        Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

        Идентификация — отождествление, уподобление, выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобле-ние себя ему.

        Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

        Виды социальных отношений

          Социальные отношения — отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

          12 стр., 5838 слов

          Психологические проявления лжи в общение людей

          ... признаков, на которые ориентируется человек, считающий, что партнер по общению выдает ложную или социально желательную информацию. Большое количество публикаций в зарубежной социально-психологической науке по проблемам ... правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему ...

          Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения.

          Национальные— это отношения между нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями.

          В системе национальных отношений ключевыми являются политические аспекты. Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный вопрос. Национальный вопрос — это, прежде всего, отношения национального неравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных, великодержавных.

          Основные признаки совместной деятельности (групповые) общая мотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат совместных действий.

          Механизмы взаимовоздействия в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, требовательный, деловой, позиционный.

          Личностныесоциальные отношения — относительно долгосрочные связи между двумя или более человек, которые могут быть основаны на эмоциях, как любовь и симпатия, регулярных деловых взаимодействиях и регулируются законами, обычаями, или взаимной договоренностью, и лежат в основе социальных групп и общества в целом.

          Наиболее важным элементом социальной структуры классовогообщества являются классы. Дело в том, что при всей важности других социальных общностей именно классы — такие социальные группы, существование которых непосредственно связано с основополагающим фактором жизни человечества, его совершенствования и развития — со способом производства материальных благ, их распределением и т. д. Социальная структура общества возникла вместе с обществом, а классовая структура есть результат формирования специфических социальных общностей — классов — на определенном этапе развития общества.

          1. Виды общения.

          Общение – процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения.

          Виды общения:

          1. Межличностное

          Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

          1. Групповое и межгрупповое
          2. Массовое

          Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

          1. Доверительное и конфликтное

          Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

          1. Интимное и криминогенное
          2. Деловое и личное

          Личное общение — это обмен неофициальной информацией. А деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

          4 стр., 1921 слов

          Социальные технологии реабилитации и механизмы социально-психологического ...

          ... восстановление и улучшение своей эстетичной внешности и создание внутреннего образа социально успешного человека. Эти направления используются для решения задач  реадаптации и ресоциализации больных. ... и нравственности, катарсиса и функционального соответствия, контраста и умеренности. Музыка, оказывает воздействие на центральную нервную системы и функции других жизненно важных физиологических ...

          1. Прямое и опосредованное

          Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

          1. Терапевтическое и ненасильственное

          Функция общения – информационная — коммуникативная

            Информационно – коммуникативная функция общения – это передача и прием информации как некоего сообщения. В нем имеют место 2 составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора).

            Изменение доли и характера этих составляющих, т.е. текста и отношения к нему сообщающего, может существенно повлиять на характер восприятия сообщения, на степень его понимания и принятия, а следовательно, отразится на процессе взаимодействия между людьми. Эффективность передачи информации может выражаться степенью понимания человеком переданного сообщения, его принятия (отвержения), включая новизну и актуальность информации для реципиента (Реципие́нт — это объект, получающий (принимающий) что-либо от другого объекта).

            1. Функция общения – аффективно-коммуникативная.

            Аффективно – коммуникативная функция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздействии. В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния другими людьми), внушения или убеждения. Потребность человека в изменении своего состояния проявляется у него как желание выговориться, излить душу и т.п. само общение может как усиливать, так и снижать степень психологического напряжения.

            1. Подтверждающая функция общения.

            В процессе общения с другими людьми человек получает возможность как бы подтвердить себя, утвердиться в том, что он есть. Еще У. Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть представленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Это состояние человека фиксируется в понятии «неподтверждения «. Причем, в отличие от отрицания, которое может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения, пусть и с негативной оценкой, неподтверждение означает «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь».

            Известный английский психиатр Р.Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего — шизофрении.

            Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу простейшей «подтверждающей терапии»: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности «.

            1. Трудности общения.

            Трудности общения могут быть рассмотрены с позиции различных отраслей психологии: общей, возвратной и педагогической, социальной, психологии труда.

            Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности.

            Поскольку общение – это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности при его протекании могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

            Причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление неподходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

            Можно также различать трудности, возникающие из — за несовершенства средств общения. Человек может из-за различных личностных особенностей вызвать у партнера отрицательную эмоциональную реакцию, общение с ним может препятствовать удовлетворению значимых для этого человека потребностей.

            Трудности в общении могут также возникать из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта. Несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп выражается в неодинаковом уровне развития.

            Трудности педагогического общения можно объединить в 3 основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.

            Информационные трудности проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль.

            Регуляционные трудности связаны с неумением стимулировать активность воспитанников.

            Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение.

            Специфическая группа трудностей общения возникает между людьми в ситуациях, рассмотрение которых является компетенцией юридической психологии. Общение следователя и подследственного, следователя и свидетеля, следователя и потерпевшего – все эти виды общения характеризуются своими психологическими трудностями.

            Специфические трудности общения характерны для лиц с ярко выраженной тревожностью. «Не находя себя в себе», тревожный пытается «найти себя во вне», в частности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более чувствительным, а иногда и инициируя их проявление.

            Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью – личностным свойством, свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного общения и проявляющимся в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.

            К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме застенчивости, отчужденность, одиночество, невротизация.

            Деформация общения

              Криминогенное общение имеет место не только в местах лишения свободы, однако именно здесь оно проявляется наиболее рельефно. Деформация общения осужденных – это количественно-качественная трансформация феномена общения под влиянием изоляции, негативных социально-психологических явлений и криминального профессионализма.

              Наблюдаются 3вида деформации общения осужденных:

              изоляционная, нравственная, криминальная.

              Для условий отбывания наказания в местах лишения свободы характерно появление следующих признаков специфических изменений общения по сравнению с нормой:

              1. частичная сенсорная депривация ( некоторый информационный голод)
              2. ограниченность в удовлетворении ряда витальных потребностей: пище, сексе и т.д.
              3. ограниченность пространства
              4. эмоциональная напряженность, возникающая у осужденных в результате адаптации к этим условиям.

              В результате изоляционной деформации общение осужденных становится замкнутым и ограниченным.

              Изоляционная деформация общения осужденных приводит к нравственной деформации:

              • самоутверждение противоправным путем
              • формирование склонности к риску для снятия эмоционального напряжения
              • увлечение порнографией, токсикоманией, наркоманией
              • изменение самооценки, возникновение комплекса неполноценности

              Нравственная деформация общения осужденных криминогенная потому, что в ее основе лежат такие стереотипы восприятия, которые оправдывают безнравственный способ удовлетворения потребностей, извлечение нетрудовых доходов, насилие, зависимость.

              К числу признаков криминальной деформации общения осужденных относятся условные средства связи. Условные средства общения – это своеобразный способ ухода субъекта от ответственности за подготовку и совершение антиобщественных действий. Попытка уйти от ответственности достигается с помощью условных средств общения и путем сокрытия преступных целей и действий. В качестве условных средств общения осужденные используют: вербальные и невербальные средства.

              1. Коррекция общения. .

              (уч. стр. 96)

              Коррекция общения должна строиться на основе диагностики трудностей в его мотивации, потому что изменяя только внешнюю сторону общения и не раскрывая глубинных причин затруднения и их устранения, невозможно гармонизировать человеческое взаимодействие.

              Коррекционную работу, нацеленную на оптимизацию общения следует строить с учетом возраста, вида труда, пола, индивидуальных особенностей и специфики социализации. В школьном возрасте бывает достаточно обучения внимательно выслушивать товарища или взрослого, адекватно понимать переживания и мотивы поступков людей, следя за их невербальным поведением. В отношении же взрослых необходимо использовать приемы изменения базовых специальных установок их личности или ценностных ориентаций.

              Работа должна быть направлена не только на отработку необходимых навыков общения, сколько на коррекцию отношения к другим людям и связанной с ним самооценки, преодоление внутренних конфликтов, активизацию самосознания.

              Специалисты систематизировали отдельные техники социально-психологического тренинга. В поведенческом тренинге имеет смысл использовать ролевую игру, в психокоррекционном – групповую дискуссию.

              Ролевая игра может способствовать:

              — поиску эффективных форм взаимодействия в рамках кооперации, демонстрации недостатков, стереотипов поведения.

              — закреплению ведущей к успеху модели поведения, цель которых – налаживание психологически нормальных контактов с другими людьми.

              — усвоению содержания проблемы и противоречия межличностных и внутриличностных отношений определенного человека.

              Цели групповой дискуссии:

              — экстериоризировать содержание проблемы и противоречия личностных отношений определенной персоны.

              — осуществлять поиск эффективных форм взаимодействия в рамках кооперации.

              — подавать обратную связь относительно поведения в ролевой игре.

              Криминогенный аспект в общении. (уч. Стр. 111)

                Криминогенное общение наиболее рельефно проявляется в местах лишения свободы.

                Деформация общения осужденных – это количественно-качественная трансформация феномена общения под влиянием изоляции, негативных социально-психологических явлений и криминального профессионализма. 3 вида деформации общения осужденных: изоляционная, нравственная, криминальная.

                Криминогенное общение возникает при социально-психологической адаптации осужденных к неофициальной структуре среды в результате:

                — добровольной ролевой ориентации вновь прибывших осужденных в негативных явлениях в ИТУ. Они стараются создать такой образ личности, который соответствует стереотипам и давал им возможность занять лидирующее положение. Это толкает заключенных на самоутверждение.

                — принудительной ролевой ориентации вновь прибывших в ИТУ осужденных в негативных социально-психологических явлениях, среди отрицательной части осужденных путем психологического насилия: оскорбления, угроз, распространения слухов.

                Нравственная деформация общения осужденных криминогенная потому, что в ее основе лежат такие стереотипы восприятия, которые оправдывают безнравственный способ удовлетворения потребностей, извлечение нетрудовых доходов, насилие, зависимость, обеспечивают жесткое выполнение предписанных ролей.

                1. Сущность социально-психологического воздействия. (уч. Стр.279)

                Психология воздействия – одно из самых традиционных направлений социально-психологического знания. Данная предметная область напрямую выходит на раскрытие механизмов, способов и методов управления психическими явлениями; определяет общую логику развития и основную «сверхзадачу» социальной психологии как научно-практической дисциплины, указывает на наиболее проблемные узлы соприкосновения психологической науки и общественно практики, социального заказа.

                Психологическое воздействие выступает в качестве системообразующей категории психологии, которая во многом определяет целевую перспективу (поиск законов управления психическими явлениями) и прикладной потенциал.

                Структуру социально-психологического воздействия или социальных влияний можно представить следующим образом: субъект, объект, способы влияния, средства, механизм.

                Субъект – человек, отдельная личность, общности.

                Объект – самые разнообразные социально-психологические явления: личность, общности, их образ жизни, стратификация общества, конфликты, толпа и пр.

                Способы – силовые административные приемы (военная сила), несиловые (увольнение, наказание), социально-психологические и психотерапевтические. Внушение, заражение, подражание, убеждение, а также аварии, митинги, слухи, мода, реклама, демонстрации, голодовки и пр.

                Вопрос о средствах и механизме соц. явлений выходит за рамки соц. психологии, так как это междисциплинарная проблема.

                1. Способы и методы социально-психологического воздействия. (уч. Стр 280)

                Способы: силовые административные приемы (военная сила); несиловые (увольнение, система наказания), социально-психологические и психотерапевтические.

                К традиционным способам влияния относили внушение, заражение, подражание, убеждение. Также относятся слухи, захват заложников, публичные террористические акты, аварии, эпидемии, митинги, демонстрации, голодовки, тачки, забастовки, религия, мода, реклама. Способы влияния еще могут быть правовыми и антиправовыми, стихийными и умышленными.

                В качестве современного примера использования целого комплекса методов психологического воздействия в целях личностной конверсии (обращения в новую идеологию) часто приводится случай с Патрицией Херст (классическая модель личностно-преоброазующего воздействия).

                (см. уч. стр 282).

                19-летняя Патриция была похищена группой ОСА, главной задачей которой была борьба за свободу всех угнетаемых капиталистической системой. После двух месяцев, две недели из которых она провела в чулане с завязанными и глазами, девушка сделала открытое заявление о решении вступить в члены ОСА. Ее видели вместе с другими членами ОСА, участвующими в вооруженном ограблении банка. 17 месяцев спустя ее арестовали. Патриция – Таня провозгласила себя навсегда «городской партизанкой».

                Особенности императивного вида общения

                  Императив – авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению.

                  Цель: достижения контроля над поведением партнера и внутренними установками, принуждая к определенным действиям или решениям.

                  Особенность: конечная цель незавуалирована (не скрыта), «Будешь делать, как я скажу».

                  По средствам приемов используются приказы, требования, выговоры, предписания, положение, инструкции, законы.

                  Используются в организациях: юриспруденция, тюрьма, военные организации.

                  Крайне ограниченные возможности применения в практике воспитания, кроме 3х норм:

                  — не делай того, что является угрозой для жизни;

                  — не делай того, что угрожает жизни другим;

                  — не наноси вред имуществу, ценностям своей семьи.

                  1. Особенности манипулятивного вида общения.

                  Манипуляция – это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений.

                  Сила манипуляции в ее скрытном характере: скрыт как сам фактор воздействия, так и его цель.

                  Используются психологически уязвимые места человека – черты характера, привычки, желания, достоинства, т. е. все то, что может сработать автоматически без сознательного анализа.

                  Подкрепляется специальными приемами воздействия, повышающими общую податливость партнеров. Проще всего манипулировать скрытыми, замкнутыми людьми.

                  У манипуляции есть 3 разновидности: ориентирован на прошлое (чувствует угрызения совести); настоящее (патологическая личность, суетится, состояние борьбы с собой, недовольствие) и будущее (живет обещаниями).

                  1. Типология манипуляций.

                  1) Диктатор – преувеличивает свою, власть, приказывает, цитирует и ссылается на авторитеты.

                  2) Тряпка – жертва диктатора, свойственны слабость, слезы, молчание, обиды.

                  3) Вычислитель – находит и контролирует сильные и слабые стороны других, шантажист.

                  4) Прилипала – преувеличивает свои возможности, демонстрирует жажду быть предметом забот, дурачимым, вечный ребенок

                  5) Хулиган – активный, преувеличивает агрессивность, оскорбитель, ненавистник.

                  6) Славный парень – самый опасный и сильный тип манипуляторов, проявляет заботу, внимание, любовь.

                  7) Судья – критикует, никому не верит, с трудом всех прощает.

                  8) Защитник – снисходителен к ошибкам другого.

                  1. Актуализация. Самоактуализация.

                  Актуализация —

                  Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

                  Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

                  Самоактуализация – это не отсутствие проблем, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным.

                  Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». В соответствии с его теоретическими положениями, человек способен к удовлетворению более высоких (по пирамиде) потребностей только после того, как удовлетворены более низкие. Следовательно, чтобы человек смог самоактуализироваться, ему сначала необходимо удовлетворить все остальные потребности в соответствии с пирамидой.

                  Причины манипулирования

                    1) Родители утешают тогда, когда не грустно, наказывают тогда, когда не виноват.

                    2) Из-за страха агрессивности окружающего мира мы одеваем маски.

                    3) Человек находится в вечном конфликте с самим собой.

                    4) Мы не умеем ценить другого человека.

                    5) Риск и неопределенность окружают нас. В любую минуту может случиться все, что угодно и поэтому можно ничего не делать.

                    6) Люди боятся тесных, межличностных контактов. Если человек закрыт, то можно лучше управлять его эмоциями.

                    7) Каждый из нас стремиться быть лучше, чем мы есть на самом деле.

                    1. Сравнительная характеристика манипуляторов и актуализаторов.

                    Манипуляторы – это люди, основная цель для которых контроль надо ситуацией. Манипулятор фактически не принимает себя как личность: не ценит себя и видит вокруг только вещи – объекты для манипуляции. Манипулятору свойственны ложь, неосознанность, цинизм, контроль. 99%.

                    Актуализаторы – индивиды, которые относятся к себе как к неповторимой личности, потому ощущают других так же, как неповторимые личности. Актуализатор проявляет интерес, им свойственны честность, правдивость, доверие, искренность, свобода, открытость, вера, осознание поступков. 1%.

                    1. Психология толпы(учебник).

                    В 1876 г. В. X. Кандинский произвел анализ явлений конформизма и психического индуцирования массовых экстатических

                    состояний.

                    В 1893 г. А.А.Токарский в докладе «Психические эпидемии» трактовал их как формы массового коллективного поведения. К ним он отнес народные волнения, религиозные движения и

                    явления паники.

                    С.С.Корсаков писал о психических эпидемиях в связи с анализом индуцированного помешательства и отмечал близость этих

                    явлений.

                    В 1897 г. В.М.Бехтерев произвел дифференциацию тех форм общения, которые характерны для коллективных, массовых его проявлений в виде психических «эпидемий».. Предметом исследования Д. Д. Безсонова была психология толпы. В ее характеристику он ввел понятия пассивности и активности: «С психологической стороны должно различать толпу

                    пассивную (выжидающую) и толпу активную (действующую)»

                    По определению, сделанному Л.Н.Войтоловским, главная ха­рактеристика толпы — однородность чувств людей. Поэтому в понятие «толпы» он включает неорганизованные скопления народа и такие большие группы, как классы, касты, трудовые коллективы-артели.

                    Эмоциональность темперамента толпы сродни темпераменту сангвиников, которые наиболее легко могут объединяться в такие общности. Толпа быстро переключает свое внимание, у нее быстро возникают чувства. Законы действия масс — это прежде всего законы эмоциональности.

                    Толпа — это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно.

                    Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В ней, в условиях анонимности, происходит растворение индивидуальной ответственности ее членов. Выделяют такие социально-психологические особенности толпы, как повышение групповой внушаемости повышение эмоциональности восприятия действительности, подавление чувства ответственности за собственные поступки, появление чувства силы и осознания анонимности.

                    Что касается механизма развития толпы, то основную роль здесь играет массовое общение. Массовое общение, обладая свойством психологического воздействия, влияет на поведение и деятельность участников толпы.

                    Внушение — один из основных способов информационного психологического воздействия личности или группы на других участников с помощью передачи различных по содержанию сообщений (уговоров, угроз, слухов, шантажа).

                    Внушение всегда вербализовано. Оно — сознательная деятельность со стороны субъектов воздействия.

                    Однако толпа не всегда возникает случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или умышленно создается. В этих случаях используются иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта.

                    Характеристика различных видов толпы

                    Различают простую (окказиональную), экспрессивную, конвенциональную и действующую толпу Простая, или окказиональная, толпа представляет собой скопление лиц, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Обычно ее образуют лица, испытывающие потребность в острых ощущениях, впечатлениях (любящих, иначе говоря, поглазеть).

                    Такая толпа может объединять от нескольких десятков до нескольких сотен лиц. Поводами для скопления ее служит какое-либо происшествие, как правило, дорожно-транспортное, поведение лиц, не соответствующее общепринятым нормам, необычное явление и т. п.

                    Экспрессивная толпа — это группа людей, совместно выражающих чувства радости, горя, гнева и т.д. Так, поклонники рок-музыкантов, эстрадных звезд отличаются высокой экзальтированностью в поведении.

                    Подобные группы нередко складываются из числа зрителей, присутствующих на спортивных состязаниях и выражающих восторг успехами спортсменов, а также любителей острых ощущений, возникающих под воздействием азартных игр, наркотиков.

                    Конвенциональная толпа образуется, например, во время спортивных состязаний. Болельщики на стадионе неистовствуют так, как никогда не ведут себя в других ситуациях. «Фанаты» представляют реальную угрозу для общественной безопасности..

                    Слово «паника» (от греч. panikon) означает безотчетный ужас. «Паника» как понятие в настоящее время употребляется психологами для обозначения психологического состояния, вызванного угрожающим воздействием внешних условий и выраженного чувством страха, охватывающего человека или общность, и неудержимым, неконтролируемым стремлением избежать опасной ситуации.

                    Ролевую структуру участников толпы образуют:

                    организаторы массовых эксцессов — лица, которые проводят подготовительную работу по их созданию

                    зачинщики — это лица, развертывающие активную подстрекательную деятельность, направляющие действия участников, распределяющие роли, распространяющие провокационные слухи и т.п.

                    активные участники, т.е. лица, составляющие «ядро» эксцессов. Они образуют самую опасную (ударную) группу;

                    конфликтные личности, которые примыкают к активным участникам эксцессов исключительно из-за появления возможности в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход своему необузданному нраву, садистским импульсам.

                    добросовестно заблуждающиеся, т.е. те, кто становится участником эксцесса: во-первых, из-за ошибочного восприятия при- чин сложившейся обстановки; во-вторых, из-за ложно понимаемого принципа справедливости; в-третьих, под влиянием слухов;

                    эмоционально-неустойчивые — лица, идентифицирующие свои поступки с общим направлением действий участников;

                    любопытствующие — те, кто наблюдает со стороны и не вмешивается в ход событий

                    примкнувшие — лица, которые становятся участниками эксцессов под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей

                    Психология моды.(интернет)

                      На примере моды особенно хорошо прослеживается психологический механизм инверсии- превращение отрицательных эмоций в положительные. То есть причинно-следственная связь травмирующего, опасного ипривлекательного, красивого. Например, желание сделать татуировку, пирсинг (персинг), одеть шокирующую одежду, в своей основе имеет очевидно неприятные эмоции: либо как результат травмирующих проколов (возможна проекция), либо вследствие неприязни к тем, кто превысил некий «разумный» порог (в том же пирсинге).

                      Происходит избегание чрезмерных раздражителей в пользу раздражителей средней силы. То есть желание иметь все то же самое, только в меньших количествах. Стремлением к экстравагантности, собственно, и подпитывается индустрия моды.

                      Психические процессы, лежащие в основе привлекательности пирсинга могут быть представлены несколькими вариантами. 1 вариант. Человек боится проколов, порезов (это естественно); страх смещается на острые предметы. Неприязнь вызывает внешний вид этих инородных (острых) предметов.     2 вариант. Человек в своём окружении видит людей, сделавших пирсинг; страх проколов и порезов смещается далее, уже на них (в виде неприязни к этим людям).

                          3 вариант. Человек в узком кругу вращаться среди людей, сделавших пирсинг; желание сблизиться с этими людьми, вызвать у них симпатию (мотивация) включает механизм инверсии: теперь пирсинг (и люди его сделавшие) кажется привлекательным. Появилось желание сделать пирсинг себе тоже.     4 вариант. Человек настолько увлекается пирсингом, что расширяет свои контакты: например, входит в тусовку или вступает в клуб любителей пирсинга (мотивация усиливается, становится доминирующей).

                          5 вариант. Увлечённый пирсингом человек попадает в среду, в которой не приветствуется пирсинг (школа, университет); мотивация сублимируется, например, в страсть к коллекционированию предметов, имеющих отношение к пирсингу (колечки, серьги и т.д.), без их ношения.

                      Эти варианты могут отражать отношение к персингу у разных людей, то есть каким-то одним вариантом для конкретного человека и ограничиться. Но эти же варианты — также и стадии возможного развития психического процессау человека, включая все предыдушие варианты-стадии.

                      1. Перцептивные механизмы в ситуациях межличностного взаимодействия.Эмпатия.Каузальная атрибуция.

                      • «Эмпатия», представляет собойспособ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия – это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, чтоэмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.(интернет)
                      • Межличностное восприятие — как перцептивная сторона общения(интернет)
                      • Общеизвестным является тот факт, что в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок
                      • Выделяют следующие основные функции социальной перцепции:
                      • — познание себя;
                      • — познание партнера по общению;
                      • — организация совместной деятельности на основе взаимопонимания (взаимопонимание — социально-психическое явление, ядро которого составляет эмпатия, связанное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга);
                      • — установление эмоциональных отношений.
                      • Каузальная атрибуция – это состояния механизма приписывания причины.(конспект)

                      Модель «Окно Джогарри».(конспект)

                      открытая

                      1. Известная

                      2.Слипая

                      закрытая

                      Открытое для себя и для других

                      Закрытая для себя и известная другим

                      3.Скрытая

                      4. Неизвестная

                      Открытая для меня и закрытая для других

                      Ни для меня не для других

                      Каждая личность есть совокупность 4-ёх психических зон.

                      1. Механизмы идентификации и аттракции.(конспект)

                      1. Идентификация— это уподобление себя другому, попытка понять другого, его состояния, проявление и внешнее тоже.

                      Почему не возводить себе кумира? –Человек — личность он должен проявлять какие-то свои возможности, а не копировать других.

                      1. Эмпатия –это постижение состояния другого в эмоциональном состоянии другого.
                      2. Аттракция— взаимное тяготение друг к другу на основе любви и ненависти.
                      3. Каузальная атрибуция – это состояния механизма приписывания причины.
                      1. Понятие личности в социальной психологии. Темперамент. Характер.(конспект)

                      Сангвиник характеризуется высокой активностью, эмоциональностью, экспрессивностью (выразительностью) поведения. Могут развиться трудности сосредоточения внимания, некоторая поверхность эмоциональных переживаний.

                      Холерик так же характеризуется высокой активностью с преобладанием возбуждения, резкости, яркости эмоциональных переживаний.

                      Флегматик имеет сниженную активность во внешней деят-ти, но высокую выносливость, работоспособность, Поведение невыразительное, ровное.

                      Меланхолик явл. менее выносливым, с трудом работает в условиях стресса, конфликта, перегрузки. Обладает хорошей концентрацией внимания, тревожностью, выражающейся в высоком чувстве ответственности и неутомимости.

                      3 свойства нервной деятельности по отношению к темпераметру (наследственное)-сила уравновешенность подвижность

                      I тип: сильный – уравновешенный – подвижный – сангвиник;

                      II тип: сильный – неуравновешенный – подвижный – холерик;

                      III тип: сильный – уравновешенный – инертный – флегматик;

                      IV тип: слабый – неуравновешенный – инертный или малоподвижный – меланхолик.

                      1. Акцентуация характера.(конспект)

                      Акцентуация -чрезмерная выраженность отдельных черт характера, их сочетания представляющие крайние варианты нормы, граничащие с психопатии.

                      Формируется под влиянием следующих факторов: семейное воспитание,социальное окружение,профессиональная деятельность,физическое и психическое здоровье.

                      1. Классификация акцентуации характера. (конспект)

                      • Гипертивный тип (холерик)
                      • Повышанное настроение и жизненный тонус,самоуверенный и общительный
                      • Циклоидный тип(Меланхолик,флигматик)
                      • Человек переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением.
                      • Лабильный(холерик,сангвиник)
                      • тип подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Астено-невротический
                      • тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью.
                      • Сенситивный
                      • Люди с этим типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью.
                      • Психастенический
                      • тип определяет склонность к самоанализу. Психастеники часто колеблются при принятии решений
                      • Шизоидный
                      • замкнутость индивида, его отгороженностью от других людей.
                      • Эпилептоидный
                      • Этот тип акцентуации характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида.
                      • Истероидный
                      • У людей с истероидным типом ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания
                      • Неустойчивый
                      • Неустойчивый тип акцентуации характера определяет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность.
                      • Конформный
                      • Конформный тип характеризуется конформностью окружению, такие люди стремятся «думать, как все»..
                      • Паранойяльный тип
                      • Завышенная самоотценка,отстаивают свои права.Все что они делают –правильно.
                      • Эффективно-экзатированный тип
                      • Способность восторгаться,восхищатся,альтруисты,сострадания,паникеры.Часто спорят,отстаивают свою точку зрения.

                      Виктимология как наука. Виктимность (википедия)

                      Виктимология (лат.victima — жертва,лат.logos — учение) — учение о жертве преступления, наука о потерпевших, обладающих индивидуальной или групповой способностью стать жертвами преступного деяния.

                      Определение Ежи Бафия: «Часть криминологии, занимающаяся участием физического лица-жертвы в формировании криминогенной ситуации (преступности)».

                      Наука возникла в 1960-е годы, сначала как раздел криминологии, позже как самостоятельная дисциплина.

                      Выделяют два основных типа виктимности: личностную и ролевую.

                      Виктимность (от лат.victima —жертва; ко́мплекс же́ртвы) — склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении его. Виктимность изучает межотраслевая дисциплинавиктимология.

                      Выделяют также общественную виктимность.

                      Свойства каждой человеческой личностипозволяют оценить вероятность того, что эта личность может стать жертвой преступления, — чем больше вероятность, тем выше виктимность этого человека. Виктимность зависит от личностных характеристик (в т.ч.социотипа),социального статусалица, степениконфликтностиситуации, места и времени развития ситуации.

                      Величина виктимности может изменяться. Её рост называется виктимизацией, снижение —девиктимизацией.

                      1. Социально-психологическая классификация семьи.

                      Социально-психологическая сущность семьи

                      Собственно семья — это не просто любые контакты между людьми, а такие, в которых реализуются определенные социальные связи и какие опосредствованы общей деятельностью этих людей.

                      В своей эволюции семья прошла путь от расширенного типа (состояла из представителей нескольких поколений) к современной нуклеарной (ядерной), что включает супругов и детей.

                      Предлагаются такие критерии эволюции семьи:

                      • структурные сдвиги (движение от родственности (отец — сын) к своячеству (муж — жена), нуклеарності);

                      • функциональные сдвиги (егалитаризация);

                      • активизация личностного взаимодействия членов семьи.

                      Семья как малая группа имеет определенные особенности:

                      • наличие не одной, а целого ряда общесемейных целей, которые изменяются в процессе ее становления;

                      • жесткие нормативные установки семейных отношений, которые предопределяют существование в каждой культуре четко очерченных представлений о том, когда наицелесообразнее создавать семью, которыми должны быть отношения между супружеством, родителями и детьми, как распределяются обязанности между членами семьи, которые поощрения и санкции следует применять к членам семьи в разных ситуациях и т.п.; кроме того, семья непосредственно зависит от общественных институтов, которые регулируют порядок взятия и разрыв брака, особых прав и привилегий, применение определенных санкций (например, лишение родительских прав) и т.п.;

                      • четко очерченную гетерогенность состава семьи за полом, возрастом, который предопределяет разные нужды, ценностные ориентации членов семьи и т.п.;

                      • закрытый характер семейной группы, которая предопределяется определенной конфиденциальностью отношений, ограниченной возможностью и четкой регламентацией порядка вхождения в семью новых членов и выхода из нее, больше того, иногда невозможностью выхода из семьи (например, невозможно прекратить объективно существующую родственность);

                      • четко определенную полифункциональность семьи, которая часто связана с большим количеством семейных ролей, многочисленными аспектами семейной жизни, которые имеют противоречивый характер;

                      • «историчность», т.е. на жизнедеятельность семьи влияют не только качественные этапы ее развития (ухаживание, рождение детей и др.), а и непосредственный опыт семейной жизни взрослых членов семьи в их родительских семьях, когда они сами были детьми;

                      • четко очерченную эмоциональность семейных отношений, которые имеют абсолютный характер, который предопределяет большую субъективную важность многих, даже объективно незначительных аспектов жизнедеятельности семьи и делает (с учетом влияния определенных культурных стереотипов) успех или неудачу в семье исключительно значащим для человека, влияя на ее мироощущение, психический и соматический залог здоровья.

                      Функции семьи

                        1. Социально-психологические проблемы семьи

                         епродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

                         экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

                         воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

                         коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

                        1. Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска

                        Признаки семьи группы риска:

                        1. семьи с большим количеством семей

                        2. 1 мать или один отец

                        Педагогически запущенные – недисциплинированные, агрессивность, плохая речь, плохо учатся. Такие дети – изгои.

                        Соц. запущенные – находятся под влиянием криминогенных структур, воруют, убегают из дома надолго, добывают деньги незаконным путем, бродяжничеством.

                        1. Факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивной функции семьи

                        Таким образом, исходя из результатов криминологических, психо­лого-педагогических и медико-социальных исследований, можно вы­делить следующие факторы социального риска, отрицательно сказыва­ющиеся на репродуктивных функциях семьи:

                        социально-экономические факторы (низкий материальный уро­вень жизни семьи, плохие жилищные условия);

                        медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные ус­ловия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследст­венность, вредные производственные условия родителей и особенно матери, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);

                        социально-демографические факторы (неполная либо многодет­ная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

                        социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и де­тей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким обще­образовательным   уровнем,   деформированными   ценностными ориентациями);

                        криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

                        Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении де­тей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих откло­нений. При этом одни факторы социального риска проявляют свое не­гативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние. Так, довольно стабильной среди семей подростков-правонарушителей является доля семей с низким прожиточным уровнем. По сравнительным результатам исследования в 1975 году, среди правонарушителей 41 % составляли подростки, воспитывающиеся в семьях, где доход на одного человека равнялся или был меньше прожиточного уровня (50 р.), в то время как среди семей благополучных сверстников таких было только 4%. По результатам исследования 1989 года, проведенном в Ревденском училище, 40% среди содержавшихся здесь правонарушителей также были из семей с минимальным прожиточным уровнем (70 р; и ниже).

                        Социально психологические проблемы семьи

                        1. Стрессоустойчивость

                        Стрессоустойчивость человека — умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья; Совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить стресс- значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, — без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

                        Типы стрессоустойчивости

                        Соционика – наука о переработке информации человеческим интеллектом, позволяющая прогнозировать поведение человека в самых разнообразных ситуациях, в том числе стрессовых.

                        Отдельный ее блок посвящен теории стрессоустойчивости, согласно которой все люди делятся на 4 группы:

                        • стрессонеустойчивые;
                        • стрессотренируемые;
                        • стрессотормозные;
                        • стрессоустойчивые.

                        «Стрессонеустойчивых»характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них – стресс.

                        «Стрессотренируемые»готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию.

                        «Стрессотормозные»отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу.

                        «Стрессоустойчивые»готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер – длительный или мгновенный – они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе

                        1. Социальная напряженность

                        Руковишников, Зайцев, Сухов..

                        Социальная напряженность- это массовый адаптационный синдром, который отражает степень физиологической, психофизиологической и социально- психологической адаптации различных категорий населения к хронической фрустрации , трудностям. Проявляется соц.напряженность в резвом росте недовольства , недоверия к властям , конфликтности в обществе, тревожности, экономической и психической депрессии, в ажиотажном спросе, ухудшении деморафической ситуации, агрессии. Определяются эти явления состоянием экономики , эффективностью власти, влиянием СМИ, оппозиции и криминальных структур.

                        Функционально соц. напряженность выполняет двоякую роль:

                        -деструктивную(разрушительным образом влиять на гос-во , экономику , власть и личность)

                        -конструктивную( мобилизовать на преодоление трудностей , фрустрации)

                        Выделяют 3 уровня развития: низкий, практически не влияющий на общественную стабильность, средний , заметно влияющий на жизнедеятельность общества, высокий, дезорганизующий функционирование соц.институтов и общностей.

                        Причины социальной напряженности

                          В качестве общей причины выступает кризис в области экономики, власти и общ-ва. Выделяют внешний и внутренний контуры.

                          Внешний связан с влиянием внешних условий: состоянием мировой эк-ки, экологии, международной безопасности.

                          Внутренний- сопряжен с ситуацией которая сложилась в сфере национальной эк-ки, власти и об-ва.

                          Иерархия причин соц.напряженности выглядит след.образом:

                          1)причины, связанные с компетентностью власти

                          2) причины зависящие от состояния экономики и об-ва.

                          Одним из существенных факторов опред. соц. напряженность явл. качество уровня жизни, соотношение между ценами на продукты , услуги, размерами з/п, доходами населения.

                          Одним из важных факторов вызывающих недовольство явл. состояние экологии.

                          Соц.напряженность переживают те, кто не может адаптироваться к соц.изменениям из за высоких цен, низкой з/п, пенсии , или стипендии..

                          Один из важнейших факторов соц.напряженности в условиях перехода к рыночной эк-ке явл. безработица.

                          Стр.247

                          1. Характеристика конфликтов

                          Термин «социология конфликта» впервые ввел немецкий философ и социолог Г. Зиммель.

                          Конфликт –многоуровневое , многомерное и многофункциональное соц.-психологическое явление.

                          Св-ва конфликта:

                          1. наличие противоречий , различий между интересами , ценностями , целями, мотивами, ролями субъектов.
                          2. Противодействие , противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту , травмировать «Я»
                          3. Негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

                          Люди пытаются анализировать создавшуюся ситуацию , но довольно часто ошибочно объясняют причины конфликтов. Это явление получило название каузальной атрибуции.

                          Выделяют 4 типа конфликтной ситуации:

                          А) конфликтная ситуация объективно сущ. но она не осознается , не воспринимается участниками .Конфликта как соц.- психологического явления нет

                          Б) конф.ситуация сущ.объективно , и стороны воспринимают ее как конфликтную однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности(случай неадекватног восприятия конфликта)

                          В) конф.ситуация объективно отсутствует , но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта )

                          Г) конфликтная ситуация объективно существует и участниками более или менее адекватно воспринимается (случай объективного конфликта)

                          Конфликты выполняют разнообразные функции , основными из которых явл.созидательная , разрушительная, диагностическая.

                          Разрушительная функция проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязна, эмоциональной напряженности, нарушениях закона, морали

                          Созидательная ф-я конфликта заключается в преодолении трудностей ,кризисов. Положительный конфликт способствует утверждению соц.-позитивных норм общения, приводит к повышению уровня организованности.

                          Диагностическая ф-я связана с пониманием причин возникшего противоборства , мотивов его участников.

                          Динамика конфликта включает след.стадии :

                          1. Предконфликтная ситуация характеризуется «натянутостью» отношений , подчеркнутой официальностью , расколом общности на группы и др.
                          2. Конфликтное взаимодействие, которое может протекать след.образом:1-ц вариант-выход из конфликта, 2-й вариант- конфликт, 3-й вариант- борьба до последнего конца.
                          3. Разрешение конфликта- обстановка после конфликта .

                          Конфликты в различных общностях

                            классификация конфликтов:

                            -соц.политические, в том числе этнополитические , конфликты

                            -межэтнические

                            -конфликты в сфере управления

                            -семейные и супружеские

                            -конфликты в сфере про-ва, услуг, торговли

                            -конфликты в научных , воинских подразделениях

                            -конфликты в условиях изоляции.

                            Существенной причиной межэтнических конфликтов явл. стремление нации к своей однородности ,чистоте, дискриминационное поведение представителей одной национальности в отношении представителей другой.

                            Когда определенные политические силы под предлогом повышения статуса республики и др. образований пытаются завладеть властью в своих интересах , межэтнические конфликты превращаются в этнополитические.

                            Производственные конфликты складываются из широкого спектра ситуаций- от затяжных межличностых конфликтов до одномоментных ситуаций. К причинам произ.конфликтов относятся:1) процедура и рез-ты приватизации, 2) неблагоприятные условия труда, 3) конкуренция, 4) противоречия в функциях их трудовой деятельности, 5) неплатежи, 6) безработица.

                            Супружеские конфликты имеют свою специфику. Если в жизнедеятельности супругов имеются сферы, где их интересы, потребности приходят в столкновение, то такие супружеские союзы называются конфликтными. Сущ. след. Классификация супружеских конфликтов:

                            1. Конфликты, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего « Я» , нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера.
                            2. Конфликты на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или более супругов.
                            3. Конфликты на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам , азартным играм , наркотикам
                            4. Конфликты на почве неудовлетворения потребности во взаимопомощи.

                            Сущ. также довольно распространенная ситуация именуемая любовным треугольникам : он-она-он, она-он-он.

                            В основе конфликтов в воинских подразделениях лежит деформация уставных отношений и стратификация в армейской среде. Тяжелые конфликты возникают в связи с сокращениям армии, ее реформированием.

                            Особняком стоят конфликты в условиях в условиях изоляции и к тому же преступной субкультуры. Конфликты в среде осужденных –это борьба между ними с помощью психического и физического насилия с целью занятия лидирующего положения, извлечения нетрудовых доходов.

                            1. Урегулирование конфликтов

                            Известны пять основных межличностных стилей урегулирования конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

                            Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта — это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

                            Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что “мы все — одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку”. “Сглаживатель” старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. Можно погасить стремление к конфликту у другого человека повторяя: “Это не имеет большого значения. Подумай о том хорошо, что проявилось здесь сегодня”. В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что в конечном счете произойдет взрыв.

                            Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том. что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.

                            Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. Такой компромисс — это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных.