Раздел 1. ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Тема 1. История изучения пограничных психических расстройств
Понятие психического здоровья. Понятия нормы и патологии. Границы душевного здоровья в работах французских и немецких психиатров (Трела, Моро де Тур, Кох и др.).
Изучение пограничных состояний российскими психиатрами (В.Х.Кандинский, С.С.Корсаков, П.Б.Ганнушкин).
Тема 2. Особенности пограничных состояний
Отличия пограничных состояний от психических заболеваний (психозов).
Причины и механизмы возникновения неврозов и психопатий.
Основные понятия
Пограничные психические расстройства (пограничные состояния) – это нерезко выраженные нарушения, которые граничат с состоянием здоровья с одной стороны, и патологическими психическими проявлениями, с другой. При этом пограничные состояния не являются в основном начальными, промежуточными фазами или стадиями основных психозов, а представляют собой особую группу патологических проявлений, имеющих свое начало, динамику и исход, зависящие от формы или вида болезненного процесса. Пограничные состояния рассматривают в основном в рамках неврозов и психопатий.
Различия между неврозами и психопатиями
|
Неврозы |
Психопатии |
Определение |
Нерезко выраженные нарушения психической деятельности, вызванные воздействием психотравмирующих факторов. |
Аномалия характера, которая определяет весь психический облик человека, не подвергается существенным изменениям на протяжении жизни, от которой страдает сам человек и общество. |
Причины возникновения |
Социальные: психотравмирующие ситуации, стрессовые ситуации психические травмы и т.п. |
Биологические: наследственность, родовые травмы, вредные воздействия на организм беременной женщины химических веществ (алкоголь, наркотики, сильнодействующие лекарства), инфекционные заболевания с осложнениями на мозг и нервную систему, черепно-мозговые травмы и т.д. |
Основные признаки |
|
|
Раздел 2. Виды пограничных состояний
Тема 3. Психопатии
Понятие психопатий. Основные признаки психопатий по П.Б.Ганнушкину. Динамика психопатий. Понятия компенсации и декомпенсации. Причины возникновения психопатий. Типы психопатий.
Основные понятия
Психопатия — аномалия характера, которая определяет весь психический облик человека, не подвергается существенным изменениям на протяжении жизни, от которой страдает сам человек и общество.
Признаки психопатий: тотальность, стабильность патологических черт характера, нарушение адаптации.
Причины возникновения психопатий: наследственность, алкоголизм и наркомания родителей, негативные факторы внутриутробного развития, родовые травмы, заболевания ЦНС, черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции, недостатки воспитания.
Тема 4. Акцентуации характера
Понятие акцентуации характера. Отличия акцентуаций характера от психопатий. Проблематика психопатий и акцентуаций характера в работах К.Леонгарда и А.Е.Личко. Типы акцентуаций характера.
Основные понятия
Акцентуации – это крайний вариант нормы, проявляющийся в заострении определенных черт характера, при негативном воздействии на которые возникают нарушения поведения. Акцентуации возникают чаще всего в подростковом возрасте; они могут сгладиться, исчезнуть, но могут стать основой для формирования психопатии.
Типы акцентуаций и психопатий (по А.Е.Личко)
Тип акцентуаций и психопатий |
Основные признаки |
Гипертимный тип |
Почти всегда хорошее настроение, очень высокая активность, оптимизм и хороший жизненный тонус, неразборчивость в выборе знакомств, склонность к недолгим вспышкам раздражительности и гнева, разнообразие и непостоянство увлечений. |
Циклоидный тип |
Наличие субдепрессивных фаз, которые возникают в подростковом возрасте: снижение работоспособности, сильное переживание неприятностей и неудач, пессимизм, раздражительность, унылое настроение. В промежутках между фазами данные симптомы исчезают. |
Лабильный тип |
Изменчивость настроения: настроение меняется часто и круто по ничтожному поводу. Тяжело переносят неприятности, а похвалы и поощрения доставляют им искреннюю радость. Способны на глубокие и искренние чувства. |
Сенситивный тип |
Не любят озорных и шумных игр, избегают больших компаний, не склонны к легкому общению с людьми (однако со знакомыми достаточно общительны). Большая привязанность к родным. Привыкнув к коллективу, тяжело переносят переход в другой. Упреки, критика вызывают угрызения совести вплоть до отчаяния. В себе видят много недостатков. |
Шизоидный тип |
Замкнутость, отгороженность от окружающих, эмоциональная холодность, неспособность или нежелание устанавливать контакт, уход в себя. Необычность увлечений. Попытки вторгнуться в мир их интересов, фантазий, увлечений вызывают бурную негативную реакцию. |
Эпилептоидный тип |
Склонность к дисфориям, аффективная взрывчатость. Аффекты отличаются большой силой и продолжительностью, возникают по случайному, иногда ничтожному поводу. Могут быть нарушения в инстинктивной сфере (жестокость, аномалии влечений и т.д.). Вязкость и тугоподвижность мышления. Стремление властвовать, склонность к азартным играм. |
Истероидный тип |
Беспредельный эгоцентризм, жажда постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, сочувствия. Не выносят безразличия и равнодушия к себе. Склонность к рисовке, пазерству и лжи. Демонстративность и театральность в поведении. |
Неустойчивый тип |
Трудно формируются социально приемлемые формы поведения, в основе чего лежит сильная тяга к удовольствиям и развлечениям. Неустойчивость эмоций, слабость воли. |
Астено-невротический тип |
Повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондричности. Раздражение возникает по ничтожному поводу, изливается на окружающих, но быстро сменяется раскаянием и слезами. Повышенная забота о своем здоровье. |
Психастенический тип |
Нерешительность, склонность к рассуждениям, тревожная мнительность, любовь к самоанализу, легкость возникновения навязчивых страхов, сомнений, опасений, действий и ритуалов. Ранние интеллектуальные интересы. |
Конформный тип |
Постоянная готовность подчиняться большинству, шаблонность, банальность, благонравие, консерватизм. В жизни руководствуются сентенциями, не могут противостоять окружению, лишены собственной инициативы. |
Тема 5. Неврозы
Понятие неврозов. Основные признаки неврозов. Причины возникновения неврозов. Виды неврозов. Невротические проявления и реакции. Патологические привычки. Работа психолога с неврозами и невротическими личностями.
Основные понятия
Неврозы – это группа пограничных психических заболеваний, которые характеризуются нерезко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванными воздействиями психотравмирующих факторов.
Признаки неврозов
- Вызываются психотравмирующими ситуациями и психическими травмами.
- Человек, больной неврозом, осознает свою болезнь и стремится ее преодолеть.
- Сохраняется способность адаптироваться к окружающей среде.
- Неврозы имеют четкое начало, динамику и конец.
- Неврозы обратимы (успешно корректируются или лечатся).
Виды неврозов
Виды неврозов |
Основные симптомы |
Неврастения |
|
Истерический невроз (истерия) |
Чаще всего напоминают проявления самых различных болезней, которых на самом деле у больного нет.
Общее для любых истерических нарушений
|
Невроз навязчивых состояний |
Навязчивые состояния
|
Тема 6. Невротические состояния у детей и подростков
Невротическое заикание (логоневроз).
Невротические тики. Реактивные состояния. Реактивная депрессия. Аффективно-шоковые психогенные реакции.
Основные понятия
Заикание (логоневроз) – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте.
Невротические тики – различные автоматизированные привычные элементарные движения (мигание, наморщивание лба, облизывание губ, покачивание головой и т.д.), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного действия, первоначально имевшего целесообразный характер.
Реактивные состояния – это патологические реакции невротического или психотического уровня на психогенные травмы или неблагоприятные ситуации.
Реактивная депрессия – это депрессия, возникающая в ответ на тяжелую психическую травму (смерть близкого человека, тяжелую жизненную ситуацию и т.д.).
В отличие от естественной психологической реакции горя и печали, которая может возникать в такой ситуации у любого психически здорового человека, патологическая реакция характеризуется чрезмерной силой и длительностью.
Аффективно-шоковые психогенные реакции – это реакции, вызванные внезапным сильным страхом в связи с угрозой для жизни (например, при массовых катастрофах – землетрясение, наводнение, пожар и пр.).
Проявляются в двух формах – в форме реактивного возбуждения и реактивного ступора.
Тема 7. Задержка психического развития (пограничная умственная отсталость)
Задержки темпов психического развития и их причины. Интеллектуальное развитие при ЗПР. Варианты ЗПР: психический инфантилизм, врожденная субдебильность, задержки развития, обусловленные органическим поражением мозга, задержки развития, обусловленные дефицитом информации в раннем детском возрасте (педагогическая запущенность), интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов чувств.
Основные понятия
Задержка психического развития (ЗПР) – это относительно легкое расстройство, которое проявляется в недостаточном развитии интеллекта вследствие нарушений общего психического развития. Данная патология занимает промежуточное место между нормальным развитием и олигофренией.
Виды ЗПР |
Причины возникновения |
Проявления |
Психический инфантилизм |
Заболевания эндокринной системы, поражение головного мозга вследствие заболевания внутренних органов, гиперопека и изнеживающее воспитание.
|
Эгоцентризм, капризность, беззащитность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, зависимость, детскость в поведении и суждениях, плохая приспособленность к жизни (грубые нарушения интеллекта отсутствуют). |
Врожденная субдебильность |
Генетическая предрасположенность, тяжелые инфекционные заболевания, неблагоприятные факторы беременности и родов. |
Малый запас знаний и представлений, бедность ассоциаций, конкретность мышления, неспособность к творческому осмыслению знаний, недостаточная критичность мышления, отсутствие интеллектуальных интересов. |
Психогенно (социально) обусловленные задержки развития |
Педагогическая запущенность, малое внимание ребенку в семье, отсутствие нормальных условий для обучения и воспитания, госпитализм. |
Недостаточный запас знаний, бедный словарный запас, недостаточное интеллектуальное развитие. При создании нормальных условий для обучения и воспитания ребенка задержка проходит. |
Задержки развития в связи с ранним органическим повреждением мозга |
Патология беременности и родов, поражение головного мозга вследствие заболевания внутренних органов, тяжелые отравления с осложнениями на мозг, черепно-мозговые травмы. |
Неравномерность в развитии интеллектуальных функций, быстрая утомляемость, эмоциональная неустойчивость, двигательная расторможенность, быстрая истощаемость и отвлекаемость внимания. |
Задержки развития при сенсорной депривации |
Слепота, глухота, глухонемота и их сочетания. |
Глухота: интеллектуальная недостаточность, эмоционально-волевая незрелость, отсутствие самостоятельности, наивность, внушаемость, необщительность, невротические симптомы. Слепота: обстоятельность, вязкость, тугоподвижность мышления, излишняя детализация, склонность к патологическому фантазированию. |
Тема 8. Нарушения поведения у подростков
Влияние психопатий и акцентуаций характера на возникновение поведенческих нарушений у подростков. Наиболее распространенные поведенческие реакции: реакция отказа, реакция протеста (оппозиции), реакция имитации, группирование со сверстниками, девиантное и делинквентное поведение, реакция эмансипации, реакции увлечения, реакции компенсации и гиперкомпенсации.
Основные понятия
Подростковые реакции – специфические формы реагирования подростка на различные внешние воздействия и нарушения поведения, которые могут быть обусловлены проблемами и трудностями подросткового возраста, а также проявлением имеющегося у него психического заболевания.
Компенсация и гиперкомпенсация – личностные проявления и формы поведения, с помощью которых подросток старается скрыть или замаскировать свои слабые стороны.
Девиантное поведение — отклоняющееся поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Делинквентное поведение – разновидность девиантного поведения, характеризующаяся незначительностью правонарушений.
Тема 9. Посттравматическое стрессовое расстройство (птср)
Стресс. Травматический стресс, его особенности и фазы. Типы травматических ситуаций. ПТСР: диагностические критерии и типы. Индивидуальные особенности личности, влияющие на возникновение ПТСР. Способы коррекции ПТСР.
Основные понятия
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – непсихотическая затяжная или отсроченная реакция на травматический стресс (ситуации, сопряженные с серьезной угрозой для жизни или здоровья), способный вызвать психические нарушения практически у любого человека.
Травматические ситуации – экстремальные критические события, обладающие мощным негативным воздействием, ситуации угрозы, требующие от человека экстраординарных усилий по совладанию с последствиями данного воздействия.
Типы травматических ситуаций
- Краткосрочное, неожиданное травматическое событие (сексуальное насилие, естественные катастрофы, ДТП).
- Постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора (повторяющееся физическое или сексуальное насилие, боевые действия).
Тема 10. Зависимость проявлений пограничных состояний от индивидуальных особенностей личности
Роль индивидуально-типологических особенностей личности в становлении и развитии психических нарушений. Важнейшие индивидуальные особенности характера человека, внутриличностные переживания, межличностные отношения. Роль нервно-психической деятельности человека, врожденных и приобретенных свойств личности. Роль темперамента, стеничности, сензитивности личности в возникновении пограничных состояний.
Тема 11. Психотерапия и коррекция основных форм пограничных психических расстройств
Определение показаний и особенности психотерапии пограничных состояний. Психотерапия при неврозах. Психотерапия при акцентуациях характера и психопатиях. Психотерапия при ситуационных реакциях.
Основные способы коррекции пограничных психических расстройств
Название методики |
Краткое описание |
Показание к применению |
Поведенческая психотерапия |
Формирование новой реакции, не имеющей ничего общего со страхом, и единовременно-условное торможение страха. Практический прием заключается в постепенном демонстрировании клиенту, находящемуся в состояние релаксации, иерархии обстоятельств, вызывающих страх (системная десенсибилизация) |
Навязчивые страхи (фобии), навязчивые мысли (обсесии). |
Когнитивная психотерапия |
Обучение клиента более оптимистическому восприятию себя и окружающего. Реализуется в расширении активности клиентов, постановке реалистических задач, мыслительной переоценке ложных умозаключений, обучении приемам противостояния аффективным нарушениям. |
Депрессии легкой и средней степени тяжести, реакции утраты, тревожно-депрессивные расстройства, различные виды страхов. |
Гештальттерапия |
Применяется в виде последовательной системы упражнений и группового взаимодействия. Включает в себя «чувствование актуального», базовое переживание ощущения «здесь и теперь», техники «внимания и сосредоточения» и др. Метод является выражением психологической (неклинической) модели психотерапии. |
Используется для решения проблемных ситуаций, острых переживаний, поведенческих аномалий и др. |
Библиотерапия |
Вид эстетотерапии, лечебное воздействие которого на психику человека осуществляется с помощью чтения книг. Подбор книг осуществляется в соответствии с психотравмирующей ситуацией. В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник, анализ которого играет роль объективного критерия оценки его состояния в процессе терапии и при подведении ее итогов. |
Невротические реакции, все формы неврозов. Может применяться в индивидуальной и групповой форме. |
Музыкотерапия |
Основана на использовании музыки в лечебных целях. Основные методы: 1) методы, направленные на отреагирование эмоций; 2) тренинговые методы; 3) коммуникативные методы; 4) творческие методы; 5) музыкальные тренинги чувствительности для выработки способности видеть проявления и отзвуки жизни в музыке и др.
|
Все виды невротических и неврозоподобных расстройств. Применяется в индивидуальной и групповой форме. |