Глава 2.Характеристика и анализ потребительских свойств электроплит

Глава 1.Понятие потребительских свойств и их классификация. Место надежности товара в потребительских свойствах.

Введение……………………………………………………………………3

1.1.Понятие потребительских свойств……………………………….4

1.2.Классификация потребительских свойств…………………………6

1.3.Надежность и свойства надежности товара……………………17

Глава 2.Характеристика и анализ потребительских свойств электроплит

2.1.Характеристика потребительских свойств электроплит…………21

2.2.Анализ потребительских свойств электроплит……………………24

Список используемой литературы……………………………………26

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в наши дни ассортимент электроплит, а также производителей, очень велик и разнообразен, что приводит к затруднению выбора при покупке данного товара. Производители с каждым годом выпускают все больше усовершенствованных электроплит. В связи с этим покупателям все сложнее сделать выбор в таком большом разнообразии электроплит.

Потребительские свойства формируют полезность товара как потребительной стоимости.

Перед тем как начать производить товар, необходимо провести анализ его потребительских свойств, в том числе выявить причины, по которым приобретаются товары конкурентов.

Данные последнего опроса свидетельствуют о том, что 8 покупателей из 10 отдают предпочтение потребительской ценности товара, а не его стоимости. 20 лет назад соотношения было 3 из 10.

Выделяют следующий перечень потребительских свойств товара: качество; удобство и простата в применении; соответствие цены, качества и потребительской ценности; престиж торговой марки; надежность поставки; послепродажный сервис; возможность выбора и т. д.

Потребители в современных условиях характеризуются большой разницей в получаемых ими доходах и, поэтому, имеет место спрос как на самые дешевые и (как правило) ненадежные марки электроплит, так и на самые дорогие, хотя, безусловно, они и не по карману большинству людей.

Наибольшей популярностью у покупателей пользуются электроплиты

средней ценовой категории, к которой относятся и модели, рассматриваемые

в данном курсовом проекте.

Целью данной курсовой работы является анализ потребительских свойств

бытовых электроплит.

Для достижения поставленной цели работы предстоит решить

10 стр., 4815 слов

Анализ работ Э. Мейо, значение хоторнских экспериментов

... включала три части: изучение и анализ времени выполнения операций для установления норм или стандартов, дифференциальная оплата сдельной работы, плата человеку, а не занимаемой ... первоклассным рабочим и обеспечение его стимулами для наивысшей производительности. Понимая, что система работы зависит от тщательного планирования, Ф.Тейлор основал концепцию управлениями заданиями, которая ...

следующие задачи:

1.Дать определение потребительским свойствам товаров

2.Дать классификацию потребительских свойств электроплит

3.Показать какое место занимает надежность в потребительских свойствах

4.Дать характеристику потребительских свойств электроплит

5.Провести анализ потребительских свойств электроплит

Глава 1. Понятие потребительских свойств и их классификация. Место надежности товара в потребительских свойствах.

1.1.Понятие потребительских свойств

Потребительскими свойствами называют объективные особенности товара, проявляющиеся в процессе потребления и обеспечивающие удовлетворение конкретных потребностей человека. Потребительские свойства формируют полезность товара как потребительной стоимости. Номенклатура потребительских свойств для конкретного товара может включать десятки наименований. В зависимости от функционального назначения товара она может различаться. Выбор номенклатуры этих свойств для конкретных товаров является важной задачей товароведения.

Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими. 

Выделяют позитивные и негативные свойства товара. Например, к позитивным можно отнести теплозащитные свойства зимней одежды, а к негативным — ее загрязняемость, тяжеловесность.

По своей природе потребительские свойства делятся на физические, химические, физико-химические и биологические.

К физическим свойствам относятся механические (прочность, деформация, др.), термические (теплоемкость, теплопроводность, огнестойкость, термостойкость и др.), оптические (цвет, блеск, прозрачность, лучепреломляемость и др.), акустические (тембр, высота звука, звуковое давление и др.), электрические, а также общие физичеческие свойства (масса, плотность, пористость). 

Химические свойства характеризуют отношение товара к действию различных химических веществ и агрессивных сред. Эти свойства зависят от химического состава строения материалов. Наиболее важными из них являются водостойкость, кислотостойкость, щелочестойкость, отношение к действию органических растворителей, света, погодных условии,  физико-химические свойства объединяют свойства, проявление которых сопровождается физическими и химическими явлениями одновременно. Важнейшими физико-химическими свойствами являются сорбционные свойства, т. е. способность поглощать и выделять газы, воду, растворенные в ней вещества, адгезионные свойства, т.е. свойства слипания или склеивания, свойства проницаемости (воздухо-, паро-, водо- и пылепроницаемость). 

Биологические свойства характеризуют устойчивость товаров к действию микроорганизмов (бактерий, плесневых грибков, дрожжей), насекомых (моли, тараканов и пр.) и грызунов (мышей, крыс).

Процессы гниения, плесневения товаров вызываются соответствующими видами микроорганизмов.  Не все свойства товаров являются потребительскими. Потребительские характеризуют ту часть свойств, которая проявляется в процессе потребления или эксплуатации. А общественная значимость потребительских свойств зависит от того, в какой мере они удовлетворяют потребности.  Не являются потребительскими свойства стандартизации и унификации, конструктивные и патентно-правовые, свойства транспортабельности и др. Однако они оказывают влияние на потребительские свойства. Совокупность потребительских свойств составляет качество. Иногда под качеством товаров понимают лишь соответствие товара требованиям нормативных документов и (или) условиям договора поставки. В этом случае имеют в виду техническое качество; оно не отражает всей полноты понятия качества. Качество, как и потребительная стоимость, мерой которой оно является, имеет социально-экономический аспект.  Высокое качество выпускаемой и используемой продукции проявляется в том, в какой мере она позволяет удовлетворять потребности людей. Высокое качество способствует повышению престижа производителя. Низкое качество изделий, наоборот, становится источником немалых трудностей и даже проблем не только в сфере производства, но и при реализации, эксплуатации или потреблении.  Качество оценивают по определенным признакам продукции.  Признак продукции — это качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции. К качественным признакам относятся цвет материала, форма изделия, наличие на поверхности определенного покрытия (защитного, декоративного и др.), способ скрепления деталей изделия (сварка, склейка, клепка и др.), способ настройки или регулировки технического устройства (ручной, полуавтоматический и др.).  Параметр продукции количественно характеризует ее свойства или состояние, в том числе составляющие качества продукции. Таким образом, показатель качества — частный случай параметра продукции.  Многие показатели качества продукции являются функциями ее параметров. Например, показатели качества высокомолекулярных соединений являются функцией их коэффициентов полимеризации.  Показатель долговечности сверла зависит от ширины направляющей ленточки — геометрического параметра и механических характеристик материала сверла — структурных параметров.  Геометрические параметры продукции обеспечиваются, как правило, конструктивно, а структурные — конструктивно и технологически.  Качественный признак продукции может влиять на вид функциональной зависимости показателей качества продукции от ее параметров.

7 стр., 3212 слов

Потребительные свойства товаров аптечного ассортимента. Факторы, ...

... Экологичность d. Совместимость e.   Взаимозаменяемость 34.Способность упаковки не изменять потребительские свойства упакованных в нее товаров – это: a.   Надежность b. Безопасность c.   ... коррозией e.   усталостью 29.СРЕДСТВО ИЛИ КОМПЛЕКС СРЕДСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАЩИТУ ПРОДУКЦИИ ОТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ПОВРЕЖДЕНИЯ, ПОТЕРЬ И ОБЛЕГЧАЮЩИХ ПРОЦЕСС ОБРАЩЕНИЯ: ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ...

  1. Классификация потребительских свойств

Классификация потребительских свойств и показателей совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей. По сути, эта номенклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров.

В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы :по назначению,надежности,эргономическим,эстетическим,экологическим,по безопасности и др..

1.Назначение

Назначение — способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации.

Назначение относится к одному из определяющих свойств качества товаров. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, то остальные свойства утрачивают для него привлекательность. Например, если одежда и обувь недостаточно защищают организм человека от неблагоприятных внешних воздействий, то их надежность, эстетические и другие свойства для большинства потребителей не имеют существенного значения.

7 стр., 3277 слов

51. Критерии сегментации рынка товаров промышленного назначения

... - степень приверженности торговой марке; - степень готовности покупки, восприятие товара; - отношение к товару. 53. Сегментирование рынка и основные этапы процесса сегментации. Рынок состоит ... политику изготовителя. Франшиза — вертикальная договорная маркетинговая система для сбыта потребительских товаров и услуг, которая предусматривает долгосрочные договорные отношения между изготовителем и фирмой ...

В зависимости от удовлетворяемых потребностей свойства назначения подразделяют на подгруппы:

-функционального назначения

-социального назначения

-классификационного назначения

-универсального назначения

Свойства функционального назначения (функциональные свойства) отражают способность товаров выполнять их основные функции.

Эта подгруппа свойств и показателей чаще всего удовлетворяет физиологические потребности (пищевые продукты, одежно-обувные и т.п.) или выполняют вспомогательные функции (посуда, средства ухода за одеждой, обувью и т.п.).

Так, для всех продуктов питания определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая ценность; для группы одежно-обувных товаров — это защитные свойства (от неблагоприятных внешних воздействий).

При определении функциональных свойств необходимо установить основное назначение товара и условия использования по назначению, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей.

Свойства социального назначения — способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности.

Для большинства товаров (за исключением ранее перечисленных) степень значимости этой подгруппы потребительских свойств ниже, нем функциональных. Например, для модной одежды, обуви социальное значение имеет большое значение, но функциональное назначение все же важнее.

Показателями социального назначения зачастую выступают внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компонентов (например, драгоценных металлов, камней, ароматических веществ и т. п.).

Нередко эти показатели могут быть измерены лишь качественно и связаны с психолого-физиологическим восприятием товара потребителем. К таким показателям относятся имидж товара, внешний вид (например, модный в этом сезоне цвет), иногда аромат (для духов, кремов и т. п.) или звук (для аудиотехники).

В отличие от показателей функционального назначения, которые характеризуются относительной стабильностью в течение длительного времени, показатели социального назначения (мода, стиль, имидж товаров) подвержены значительным изменениям, порой в течение сравнительно небольших периодов. Не случайно многие изготовители прибегают к стратегии постоянного поддержания имиджа фирмы и товарных марок своих товаров как части общего имиджа товара, его социального назначения.

Классификационное назначение — способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков.

13 стр., 6032 слов

Основы управления ассортиментом товаров

... Анализ рынка шампуней для волос 2.3 Характеристики потребительских свойств шампуней для волос. 2.4 Изучение и анализ потребительских ... по изменению характеристик продукта, его цены, позиционирования, чтобы товар по-прежнему представлял ценность для потребителя. Образ ... и место жительства. Представители различных социальных классов различаются стилем одежды, речью, организацией отдыха и многими другими ...

Классификационными признаками могут служить многие показатели или свойства (химический состав и отдельные вещества, функциональные свойства и др.).

Так, содержание жира является классификационным признаком для жиросодержащих пищевых продуктов: творог бывает нежирный и жирный; молоко — 1,5%-; 2,5%-; 3,2%-; 6,0%-ной жирности; рыба — особо жирная, жирная, среднежирная и тощая.

Универсальное назначение — способность свойств и показателей удовлетворять разнообразные потребности.

Содержание жира в пищевых продуктах обусловливает энергетическую ценность, а незаменимых жирных кислот — биологическую ценность, т. е. определяет функциональное назначение жиросодержащих пищевых продуктов.

В то же время пропаганда здорового образа жизни, частью которой является разъяснение рациональных подходов к питанию за счет уменьшения калорийности пищевых продуктов, сформировала спрос на традиционные продукты питания пониженной калорийности. В результате показатель содержания жира стал выполнять и социальное назначение. Выше уже указывалось на возможность использования его в качестве классификационного признака.

Показатели и свойства универсального назначения могут относиться и к другим группам потребительских свойств. Например, многие показатели, обусловливающие социальные потребности в самосохранении, могут выступать и как показатели безопасности, например, содержание токсичных веществ в продуктах питания.

2.Надежность

Надежность — способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков.

Надежность постоянно изменяется вследствие процессов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуатации товаров. Это свойство не может быть безграничным. Речь может идти лишь об ограниченном ресурсе надежности, измеряемом определенным отрезком времени, в течение которого исходные свойства товара изменяются незначительно, что позволяет их использовать в соответствии с назначением.

3.Эргономические свойства

Эргономические свойства — способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя.

Эргономические свойства удовлетворяют физиологические и/или психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителя. В зависимости от этих характеристик эргономические свойства подразделяются на подгруппы:

-антропометрические свойства

— психологические свойства

-психолого-физиологические свойства

Антропометрические свойства — способность товаров при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя.

Эти свойства должны создавать комфортность, удобства при потреблении товаров. Наибольшее значение они имеют при оценке качества непродовольственных товаров, особенно одежно-обувных. Поэтому при проектировании и разработке продукции используются данные об антропометрических замерах населения, на основании которых устанавливаются размеры одежды, обуви, головных уборов.

Психологические свойства — способность товаров обеспечивать при потреблении (эксплуатации) душевную комфортность потребителю.

10 стр., 4559 слов

Свойства зрительного восприятия

... ка­тегоризация). // овладение перцептивными действиями требует обучения и практики. . Свойства зрительного восприятия ПРЕДМЕТНОСТЬ - отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру, т.е. ... СТРУКТУРНОСТЬ И ДЕТАЛЬНОСТЬ обус­ловлены способностью использовать знания общих свойств класса объектов в процессе восприятия одного из них. КОНСТАНТНОСТЬ - относительное постоянство воспринимаемых ...

Душевный комфорт — состояние внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с собой и окружающим миром.

Душевный комфорт одним потребителям могут создавать любимые, привычные вещи, а другим необходимо постоянное обновление их. Психологические требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображения и т. п. Например, восприятие отдельных пищевых продуктов в определенных регионах земного шара определяется национальными, религиозными, семейными и другими обычаями. Мясо лягушек, которое французы считают деликатесом, не принято употреблять в пищу в славянских странах.

Определенные психологические требования предъявляет потребитель и ко многим непродовольственным товарам, особенно сложнотехническим. Например, бытовая аудио- и видеотехника должна соответствовать психологическим возможностям человека воспринимать звуковую и визуальную информацию. Так, повышенная громкость звучания, большое количество кадров или строк в единицу времени вызывает быструю утомляемость, сильную возбудимость нервной системы. Поэтому длительная и частая эксплуатация таких товаров небезопасна для здоровья потребителей.

Психолого-физиологические свойства — способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека.

Одной из разновидностей этих свойств являются органолептические свойства, основу которых составляет психолого-физиологическое восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств. Органолептические ощущения зависят от физиологического и психологического состояния конкретного человека, что и предопределяет его потребности. Например, в состоянии утомления, стрессов, депрессий у разных людей возникают неодинаковые потребности. Кто-то пытается снять нервное напряжение с помощью алкогольных напитков, чая, кофе, табачных изделий, кто-то — с помощью сладких изделий (шоколад, конфеты и т. п.).

Одни и те же пищевые продукты у разных людей вы­зывают неодинаковое восприятие, а главное — чувство удов­летворения. Так, любители чая наибольшее удовлетворе­ние (ощущение комфорта) получают от чашки чая, а кофе­маны — от чашки кофе. Большинство российских потреби­телей предпочитают квашеную капусту или соленые огур­цы хрустящей консистенции, а размягченная консистенция воспринимается как значительный дефект.

4. Эстетические свойства

Эстетические свойства — способность товаров выра­жать в чувственно-воспринимаемых признаках формы об­щественные ценности и удовлетворять эстетические по­требности человека.

Показателями эстетических свойств товаров могут слу­жить внешний (товарный) вид, целостность, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения.

Внешний вид — комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности, иногда целостность. Для эстетического восприятия разных товаров значимость перечисленных единичных показателен внешнего вида не­одинакова и зависит от особенностей товаров.

Форма характеризуется геометрическими парамет­рами. На восприятие формы большое влияние оказывает соотношение размеров.

Цвет определяется световыми волнами определенной длины, воспринимаемыми глазом человека. Для эстетичес­кого восприятия имеют значение цветовое решение и цве­товая гамма. При их выборе необходимо соблюдать основ­ные положения цветоведения.

11 стр., 5301 слов

Эстетические свойства одежды

... геометрической форме, размеру, массе, цвету, свойствам материалов, а также свойствам, характеризующим внутреннее строение, содержание и ... с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция - ... и работоспособность человека. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей - пальтовые, ...

Состояние поверхности зависит от состава и структуры веществ или материалов, входящих в товары или упаковку. По степени значимости для эстетического восприятия этот показатель уступает форме и цвету. Эс­тетичность поверхности оценивается по ее состоянию (глад­кая, шероховатая, ворсистая и т.п.), текстуре, наличию вы­ступающих деталей. На эстетическое восприятие поверх­ности влияют форма и цвет, причем все три показателя оцениваются практически одновременно и в комплексе, со­ставляя целостность композиции.

Целостность композиции отражает рациональ­ную взаимосвязь внешних признаков с внутренней струк­турой и предполагает подчиненность главным элементам второстепенных, единство стилевого решения всех частей изделий.

Наряду с целостностью композиции, при эстетическом восприятии оценивают и целостность товаров, которая ха­рактеризуется отсутствием у них повреждений. Повреж­дения ухудшают форму (отсутствующие детали одежды, обуви, посуды вследствие механических повреждений), цвет (например, при микробиологической порче) и состояние поверхности (например, проколы, порезы, трещины, раз­рывы и др.).

Для ряда непродовольственных товаров целостность композиции характеризуется организованностью объем­но-пространственной структуры, пластичностью, графи­ческой прорисованностью формы и элементов. Органи­зованность объемно-пространственной структуры выра­жает учет пропорций, масштабов, ритмичности и дру­гих конструктивно-художественных средств композиции изделий. Пластичность определяет выразительность объ­емной и элементной форм изделия. Совершенство про­изводственного исполнения изделия определяется тща­тельностью покрытия и отделки поверхности, чистотой выполнения сочленений, информационных знаков, упа­ковки и т. п.

Следует отметить, что эстетическое восприятие всех показателей внешнего вида может относиться не только к товару, но и к упаковке. Причем эстетические свойства упа­кованных товаров во многом определяются внешним офор­млением упаковки, под которой может скрываться товар, обладающий невысокими эстетическими свойствами.

Дизайн товаров обусловлен их художественным кон­струированием и предполагает рациональное сочетание, показателей внешнего вида с функциональными и эргоно­мическими. Так, сочетание красивой и удобной при экс­плуатации формы определяет дизайн бытовой техники, одежды, обуви и т. п.

Стиль отражает определенные особенности художест­венной культуры, сформировавшиеся под воздействием социально-экономических условий развития общества в конкретный исторический период. Изменение этих усло­вий постепенно приводит к утверждению нового стиля. Стиль отражает взаимосвязь содержания и внешнего офор­мления товаров. Основное условие образования стиля — единство мироощущения и средств его выражения. Разли­чают стиль эпохи и фирменные стили.

Стиль эпохи — своеобразный «стержень» многих эстетических показателей на протяжении достаточно про­должительных этапов жизни общества. Примером могут служить стиль романтический, готический, эпохи Возрож­дения, барокко, рококо, ампир.

Фирменный стиль — единый четко выраженный стиль, определяющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров. Одно из главных его назначений — укрепление с помощью дизайна престижа фирмы, усиление «узнавае­мости» своих товаров для удержания определенного сег­мента рынка. Этим объясняется стремление многих круп­ных зарубежных фирм сохранить свой фирменный стиль на протяжении многих десятилетий и даже столетий. Осо­бенно это проявляется в художественном оформлении упа­ковки и маркировки. Например, компания «Пепси-Ко» («Pepsi-Co») многие десятилетия использует отличитель­ную этикетку с преобладанием голубого цвета (символ свежести, чистой воды и прохлады) с характерной надпи­сью красного цвета, указывающей наименование напитка.

Мода — проявление вкусов потребителей, сформиро­ванных или сложившихся в определенной общественной среде, через внешнее оформление товаров.

Мода в отличие от стиля представляет собой времен­ную общность формально-художественных средств, выра­жающих определенное мироощущение. Мода распростра­няется, как правило, на наиболее подвижные элементы вещ­ной среды и является следствием естественного стремле­ния людей делать все более красивыми и удобными окру­жающие их предметы, используемые товары. Кроме того, мода на товары отражает изменение вкусов людей с воз­растом. Об этом свидетельствует существование таких на­правлений моды на одежду, обувь, головные уборы, укра­шения, как молодежное, детское, для людей среднего и по­жилого возраста.

Эстетическое восприятие моды субъективно и связано с ее направлением, характерным для конкретного истори­ческого периода. Если в моде длинные платья или туфли на тонком каблуке, то это положительно воспринимается большинством потребителей как высокий уровень эстети­ческих свойств. Уходит мода, и восприятие этих товаров может быть прямо противоположным.

Мода изменяется в зависимости от социально-экономи­ческих условий, причем эти изменения происходят быстрее и чаще, чем изменения стиля. Наиболее быстро меняется мода на непродовольственные товары, особенно обувь, одеж­ду, головные уборы, украшения. Понятие «мода» почти не­применимо к продовольственным товарам и относится лишь к отделке или упаковке некоторых продуктов (например, подвержена изменениям моды отделка тортов, пирожных, других кондитерских изделий).

Оценку эстетических свойств выпускаемой продукции проводят экспертные комиссии. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный ряд изделий анало­гичного класса и назначения. В торговле оценку эстетичес­ких свойств товаров должны осуществлять товароведы, которые должны уметь различать стили, направления моды, распознавать модные товары.

5. Экологические свойства

Экологические свойства — способность товаров не ока­зывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении.

Примером экологических свойств автомобилей может служить содержание вредных веществ в выхлопных га­зах; для тканей и одежды — это прочность красителей; для порошкообразных товаров (муки, крахмала, мела, цемента, стиральных порошков) — надежность транспорт­ных средств или упаковки, которые должны предохра­нять от распыла.

Для многих пищевых продуктов экологические свой­ства могут быть выражены через возможность утилиза­ции отходов, упаковки или товаров, опасных для пище­вых целей. Показателями экологических свойств быто­вой техники являются характеристики электромагнитных полей, которые нарушают стабильность окружающей среды, громкость звучания (для аудиотехники), так как превышение установленных норм вызывает шумовое за­грязнение.

6 Безопасность

Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем . Применительно к качеству потребительских товаров безопасность может быть определена как отсутствие недо­пустимого риска для жизни, здоровья и имущества потре­бителей при эксплуатации или потреблении товаров.

Безопасность — важнейшее свойство качества, кото­рым должны обладать все потребительские товары. В от­личие от других потребительских свойств, ухудшение или утрата которых приводит к потерям функционального или социального назначения, превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в катего­рию опасной. Опасная продукция подлежит уничтожению, а продукция, утратившая иные потребительские свойства, или относится к условно пригодной и может быть исполь­зована на промпереработку, или ее утраченные свойства могут быть восстановлены после соответствующего устра­нения дефектов.

В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают следующие ее виды. Виды безопасности товаров и природа воздействий, влияющих на них представлены в приложении Б.

Химическая безопасность — отсутствие недопустимо­го риска, который может быть нанесен токсичными веще­ствами жизни, здоровью и имуществу потребителей.

Вещества, влияющие на химическую безопасность то­варов, подразделяются на следующие группы: токсичные элементы (соли тяжелых металлов); микотоксины; нитра­ты и нитриты; пестициды; антибиотики; гормональные пре­параты; высшие спирты и альдегиды; сложные эфиры; фур­фурол и оксиметилфурфурол; мономеры; запрещенные пищевые добавки; красители для упаковки; запрещенные полимерные материалы (для конкретных товаров).

Токсичные элементы оказывают существенное вли­яние на безопасность товаров. По степени значимости в убы­вающем порядке их можно расположить следующим обра­зом: мышьяк, ртуть, кадмий, свинец, медь, цинк, железо.

Эти элементы учитываются при сертификации всех пищевых продуктов, при подтверждении соответствия их показателям безопасности. Исключение составляет железо, предельно допустимые концентрации (ПДК) которого ус­танавливаются лишь для консервов в металлической таре, вина и виноматериалов.

Для непродовольственных товаров токсичные элементы также регламентируются: для посуды — кадмий (для всех групп), свинец (для керамической посуды); упаковочных материалов — свинец.

Токсичные элементы оказывают вредное воздействие на организм человека при потреблении внутрь (пищевые продукты), а также при контакте с незащищенными частя­ми тела. Превышение ПДК токсичных элементов может вызвать отравления разной степени тяжести, иногда даже со смертельным исходом.

Радиационная безопасность — отсутствие недопусти­мого риска, который может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу потребителя радиоактивными элементами (изо­топами) или ионизирующим излучением этих элементов.

Механическая безопасность — отсутствие недопусти­мого риска для жизни, здоровья и имущества потребите­лей, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий (ударов, трения, проколов, де­формации и т. п.).

Показатель механической безопасности устанавливает­ся в основном для непродовольственных товаров: одежды, обуви (коэффициент -толщины швов — для чулочно-носочных изделий, требования к швам и срезам — для бельевых швейных изделий, величина деформации подноска и зад­ника — для обуви и т. п.), автомеханических средств (нали­чие ремней безопасности, амортизаторов, отсутствие в са­лоне и на кузове выступающих деталей).

Электрическая, магнитная и электромагнитная без­опасность — отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнит­ных и электромагнитных полей при эксплуатации сложно-технических товаров.

Эти виды безопасности присущи только электротова­рам, при включении которых в источники электрического тока создаются электрические, магнитные и электромаг­нитные поля различной частоты и мощности. Эти поля ока­зывают негативное воздействие на организм человека, если нарушаются допустимые уровни.

Степень воздействия на организм человека зависит от вида и марки электротоваров, продолжительности их ра­боты и соблюдения правил эксплуатации. К бытовым при­борам, создающим наиболее сильные электрические и электромагнитные поля, относятся СВЧ-печи и телевизо­ры, особенно цветные.

Термическая безопасность — отсутствие недопусти­мого риска, наносимого потребителю воздействием высо­ких температур при эксплуатации и потреблении товаров. Термической безопасностью должны обладать нагрева­тельные приборы. Ее необходимо обеспечивать также при подаче и реализации готовых пищевых продуктов в горя­чем состоянии.

Санитарно-гигиеническая безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при раз­личного рода биоповреждениях потребительских товаров. К биоповреждениям относятся повреждения микробио­логические и зоологические.

Микробиологические повреждения (заболева­ния) вызывают разнообразные микроорганизмы. Различают бактериальные и грибные заболевания, являющиеся наи­более распространенными причинами, по которым пище­вые продукты утрачивают санитарно-гигиеническую без­опасность. При этом в продуктах накапливаются токсичес­кие вещества (микротоксины — при плесневении, трупные и иные яды — при гниении, токсины ботулинуса, сальмо­неллы, стафилококка, кишечной палочки и др.), которые вызывают отравления разной степени, иногда и с летальным исходом.

Микробиологические повреждения непродовольственных товаров встречаются реже, в основном это плесневение тка­ней, кожи, мехов и изделий из них.

Биоповреждения второй группы следует назвать зоо­логическими, так как их вызывают различные пред­ставители животного мира (насекомые, грызуны, птицы).

Результат таких биоповреждений — не только количе­ственные потери вследствие поедания части товаров животными, нарушения их целостности, но и утрата без­опасности, поскольку поврежденные товары загрязняют­ся экскрементами (испражнениями) насекомых, грызунов и птиц, а также могут быть инфицированы патогенными микроорганизмами, вызывающими такие болезни, как ящур, сибирская язва, чума, холера, псевдотуберкулез и др.

Насекомые наиболее часто повреждают пищевые продукты. Причем наибольший урон наносят вредители хлебных запасов — клещи, долгоносик, хрущак, амбар­ная моль, мукоеды; сельскохозяйственные вредители плодоовощных товаров — плодожорки, проволочник, щитовка, совка, морковная муха, клещи и нематоды; шоколадных изделий — шоколадная муха; сыра — сыр­ная муха и др.

Непродовольственные товары реже поражаются насе­комыми и грызунами, в основном это изделия из шерсти и меха (платяная моль).

Возможно также повреждение мно­гих товаров тараканами, которые всеядны и питаются не только пищевыми продуктами, но и бумагой, кожей, тка­нями.

Противопожарная безопасность — отсутствие недо­пустимого риска для жизни, здоровья и имущества потре­бителей при хранении и эксплуатации товаров в резуль­тате их возгорания или самовозгорания.

Этот вид безопасности присущ в большей степени не­продовольственным товарам, хотя при несоблюдении пра­вил пожарной безопасности гореть могут почти все потре­бительские товары, в том числе и продукты питания.

1.3 Надежность и свойства надежности товара

Надежность — сложное свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнить требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.

Надежность является одним из важнейших сложных свойств объекта, совокупность которых образует его качество.

В зависимости от критерия надежности различают следующие подгруппы: долговечность, безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Долговечность — способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания и ремонта.

Долговечность — свойство непродовольственных товаров длительного пользования. Оно нехарактерно для товаров продовольственных, а также непродовольственных, предназначенных для непосредственного потребления, в ходе которого они частично или полностью безвозвратно утрачиваются (например, парфюмерно-косметические товары).

Долговечность как показатель сохранения функционального назначения зачастую приходит в противоречие с социальным назначением. Так, многие непродовольственные товары, обладающие значительной долговечностью, морально устаревают, утратив социальное назначение. Это относится к одежде, обуви, головным уборам, некоторым сложнотехническим товарам.

Показателями долговечности могут служить срок эксплуатации изделий, ресурс и др.

Срок эксплуатации — продолжительность эксплуатации товаров, в течение которой они выполняют свои основные функции.

Ресурс — предельная возможность эксплуатации товаров, зафиксированная в нормативных документах. Например, число часов работы, количество включений и выключений (выключатели).

Безотказность — способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация.

Безотказность характеризуется сроками, в течение которых товары эксплуатируются без сбоев и отказов, а также количеством возникающих в течение обусловленного периода дефектов.

Безотказность как свойство надежности наиболее часто применяется для сложнотехнических товаров (бытовой техники), оборудования, транспортных средств и т.п.

Показателями безотказности могут служить средняя наработка до первого отказа, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы. Последний показатель означает, что в пределах заданной наработки отказ не возникает.

Ремонтопригодность — способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное назначение, после устранения выявленных дефектов. Ремонтные работы проводятся для восстановления основных свойств товаров, утраченных при эксплуатации или вследствие возникновения дефектов. Ремонт возможен лишь при наличии запасных деталей или комплектующих изделий.

Ремонтопригодность характерна для многих непродовольственных товаров, особенно сложнотехнических, которые по этому свойству подразделяются на ремонтопригодные и ремонтонепригодные.

Ремонтопригодные товары после «возникновения дефектов и их устранения могут быть использованы по назначению. К таким товарам можно отнести большинство бытовой техники и многие комплектующие изделия к ним (например, автомобили, телевизоры, многие марки утюгов).

Ремонтонепригодные товары не подлежат ремонту из-за определенных конструктивных особенностей или отсутствия запасных деталей. Например, непригодны к ремонту электрические лампы, батарейки, некоторые типы розеток, штепселей, авторучек одноразового действия и т.п. У этих товаров безотказность совпадает с долговечностью.

Ремонтопригодность тесно связана с долговечностью, так как позволяет увеличивать срок эксплуатации товаров. Это потребительское свойство наряду с долговечностью может быть положено в основу формирования предпочтений для того сегмента потребителей, которые отличаются бережливостью или не имеют достаточных материальных средств для частых повторных покупок товаров аналогичного назначения.

Для такого сегмента потребителей реализация этого свойства зависит от трех факторов: наличия запасных деталей, материалов, комплектующих изделий; платы за услуги по ремонту товаров; возможности проведения ремонтных работ самим потребителем.

Снабжение реализуемых товаров запасными деталями, комплектующими изделиями, инструкциями по самостоятельному проведению части ремонтных работ может рассматриваться как средство создания потребительских предпочтений (товар с «подкреплением»).

Например, к одежде могут быть приложены дополнительные пуговицы, лоскуты той же ткани; к бытовой технике — дополнительные комплектующие детали, которые наиболее часто выходят из строя. Это способствует реализации ремонтопригодности товаров так же, как низкая плата за ремонтные работы, производимые организациями бытового обслуживания. При высоких тарифах на ремонтные услуги ремонтопригодность товаров может не использоваться потребителями. Например, если ремонт дешевой обуви, одежды, бытовой техники стоит дорого, потребитель предпочитает покупать новые товары, а вышедшие из строя утилизировать.

Показателями ремонтопригодности служат параметр потока отказов, гарантийная наработка, наработка на отказ, сроки ремонта.

Параметр потока отказов — среднее количество отказов восстановленного изделия в единицу времени на определенный срок.

Гарантийная наработка — срок эксплуатации изделия, который гарантирует изготовитель при соблюдении условий эксплуатации.

Наработка на отказ — относительный показатель, который характеризуется отношением суммарной наработки восстанавливаемого изделия к суммарному ожидаемому числу его отказов в течение этой наработки.

Сохраняемость — способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока, если же эти потери происходят, то они должны быть экономически оправданы.

Сохраняемость присуща всем потребительским товарам, так как хранение — неизбежный этап любого товародвижения. Особенно важно это свойство для пищевых продуктов. Хранение начинается с момента выпуска готовой продукции и продолжается, до утилизации товара.

Этап хранения условно можно разделить на два периода: складского хранения у изготовителя, в оптовой и розничной торговле; домашнего хранения у потребителя.

Сохраняемость товаров обусловлена их структурой или строением, химическим составом и свойствами веществ, наличием защиты от неблагоприятных внешних воздействий (упаковка, защитные покрытия), зависит от условий и сроков хранения. Многофакторность, определяющая это свойство, требует для обеспечения сохраняемости профессиональных знаний и умения.

Во время первого периода хранения товароведы, материально ответственные лица и специалисты технических служб осуществляют контроль за своевременным установлением и поддержанием заданного режима хранения, соблюдением сроков хранения, что позволяет сохранить товары с наименьшими потерями.

Во втором периоде хранения товаров до их потребления или во время эксплуатации, когда они не используются (находятся в нерабочем состоянии), потребитель не всегда знает, как правильно и как долго можно хранить приобретенные товары. Поэтому для сохранения качественных, а иногда и количественных характеристик товаров необходимо информировать потребителя об условиях и сроках хранения их с помощью маркировки или эксплуатационных документов.

Показателями сохраняемости потребительских товаров являются потери, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения. Сохраняемость тесно связана с безопасностью многих товаров, особенно скоропортящихся пищевых продуктов, так как важнейшей целью хранения является обеспечение безопасности.

Глава 2.Характеристика и анализ потребительских свойств электроплит

2.1 Характеристика потребительских свойств электроплит

Показатели первого уровня

Показатели второго уровня

Единичные показатели

Показатели, характеризующие данное единичное свойство

Функциональные

Совершенство выполнения основной функции

Универсальность

Возможность одновременного приготовления нескольких блюд

Количество одновременно приготовленных пищевых продуктов.

Скорость приготовления пищи

Возможность регулировки температуры в широком диапазоне

Число конфорок

Объём духовки, л

Время разогрева до нужной температуры, сек

Максимальная температура нагрева, 0С

Число диапазонов переключения работы духового шкафа

Надежность

Безотказность

Долговечность

Гарантийный срок эсплуатации

Срок службы

Время гарантии производителя (поставщика) на безотказную работу

Максимальное количество лет эксплуатации

Эстетические

Совершенство исполнения

Композиционная целостность

Качество изготовления(монтажа)плит

Качество отделки

Гармоничность всех элементов

Размеры(ВхШхГ)

Наличие и конструкция комфорок различной мощности и программ

Сочетание с интерьером кухни

Современность элементов отделки

Эргономические

Удобство в эксплуатации

Гигиенические

Удобство установки

Удобство в управлении

Легкость отчистки

Цвет корпуса и панелей

Наличие труднодоступных мест

Электроплиты обладают определенным комплексом потребительских свойств

Таблица 1- Характеристика потребительских свойств электроплит

Данные показатели были отобраны по следующим причинам:

эргономические — единичные показатели данного свойства наиболее важны для монтажа, ремонтных и профилактических работ;

функциональные — эти показатели выбраны с учетом личного опыта экспертов по эксплуатации газовых плит;

эстетические — с учетом соответствия современного дизайна лучших мировых стандартов;

надежности — с учетом наиболее длительного и безопасного использования газовых плит.

Анализируя приведенные данные можно сделать следующие выводы:

Из всех потребительских свойств электроплит наиболее важными оказались функциональность и надежность.

Из функциональных свойств представляют такие свойства как число горелок стола, объём духового шкафа ,число диапазонов переключения работы духового шкафа ,максимальная температура нагрева ,время разогрева до нужной температуры .Такие предпочтения потребителей вполне обоснованны, т.к. основное предназначение газовой плиты — приготавливать пищу, при этом очень важным является скорость приготовления и количество приготавливаемых блюд или продуктов. Эти потребительские свойства обеспечиваются за счет определенного количества конфорок, определенного объема духового шкафа, температурного диапазона и т.п. все остальные показатели функциональных свойств в общей сложности важны для потребителей и рассматриваются как дополнительные, сопутствующие основной функции.

Из свойств надежности наиболее значимыми для потребителя такие свойства как максимальное количество лет эксплуатации и время гарантии производителя на безотказную работу .Выбор потребителями именно этих свойств вполне объясним: при покупке сложной бытовой техники, которая является дорогостоящей, потребитель рассчитывает на длительную ее эксплуатацию. А для меньших колебаний потребителей при покупке производитель дает гарантию на безотказную работу своей продукции и обеспечивает в течение определенного срока бесплатное сервисное обслуживание.

Из эргономических свойств наиболее важными для потребителя являются размеры ,наличие и конструкция конфорок различной мощности и программ ,наличие труднодоступных мест .Выбор потребителями именно этих свойств можно обосновать следующим образом: размеры плиты играют важную роль в размещении плиты на кухне. Ширина 50 см наиболее предпочтительна для мини кухни. Широкая плита обеспечивает повышенные удобства при пользовании в просторной кухне. На ее поверхности можно удобно разместить кастрюли и сковородки любых форм и размеров. Можно одновременно использовать несколько кастрюль больших размеров. Также размер плиты влияет на удобство установки на кухне, ведь плиту меньших размеров легче отодвинуть при уборке. Конструкция конфорок различной мощности и наличие дополнительных программ оказывает влияние на качество приготовляемых блюд, помогает облегчить труд хозяйке. Наличие труднодоступных мест влияет на удобство очистки, что также является немаловажным фактором при уходе за плитой.

Среди эстетических свойств потребителям важно отсутствие дефектов сборки, которые характеризуют совершенство внешнего вида ,современность элементов отделки, цвет корпуса и панелей ,сочетание с интерьером кухни .Такой выбор потребителей вполне закономерен: каждый покупатель при покупке хочет получить товар надлежащего качества и безупречного внешнего вида.

Помимо этого он, конечно, обращает внимание на современную отделку, которая должна подходить к интерьеру кухни. На этот фактор большое влияние оказывает цвет корпуса и панелей.

2.2 Анализ потребительских свойств электроплит

Объектом исследования являются стиральные машины — автоматы разных фирм-производителей. При выборе руководствовались основными техническими характеристиками:

-внешние размеры

-установленная мощность

-количество комфорок

-цена

Для анализа были взяты следующие образцы:

Образец 1 Электрические плиты Bosch

Образец 2 Электрические плиты Beko

Образец 3 Электрические плиты Gorenje

Таблица 2-Технические характеристики электроплит Bosch

Модели

Внешние размеры(ШхГхВ)

Установленная мощность(кВт)

Количество комфорок(шт.)

Цена(руб.)

Bosch HCE744320R

600х600х850

8,7

4

26600

Bosch HCE644120R

600х600х850

8,5

4

20800

Bosch HCE 644620R

600х600х850

8,7

4

25200

Таблица 3-Технические характеристики электроплит Beko

Модели

Внешние размеры(ШхГхВ)

Установленная мощность(кВт)

Количество комфорок(шт.)

Цена(руб.)

Beko CSE66300

600х600х850

7,7

4

11370

BEKO CSM 67300 GS

600х600х850

7,5

4

14710

BEKO CSM 67300 GA

600х600х850

7,6

4

17155

Таблица 4-Технические характеристики электроплит Gorenje

Модели

Внешние размеры(ШхГхВ)

Установленная мощность(кВт)

Количество комфорок(шт.)

Цена(руб.)

Gorenje-E 52260 AW

600х600х850

8,2

4

15800

Gorenje EC 55320 RW

850х500х600

8,5

4

21400

Gorenje EC 52303 ABR

850х600х500

8,3

4

17000

Можно сделать вывод,что электроплиты Beko превосходят электроплиты Gorenje и Bosch по своей цене,габаритам и потреблению элетроэнергии.

Потребителей от использования бытовых электроплит отпугивает значительный расход электричества. И даже, если учитывать, что устройство расходует электричество только в момент нагрева, потребители опасаются получить в итоге солидный счёт за электричество. 

Размеры электроплиты Beko являются наиболее удобными и востребованными.

Список используемой литературы

1.ГОСТ 14919-83 Электроплиты, электроплитки и жарочные электрошкафы бытовые. Общие технические условия.- Введ. 01.07.1984 г.

М.: Издательство стандартов, 1993- 35 с.

2.Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учеб. /М.А. Николаева. — М.: Норма, 2010. — 288 с.

3.Шепелев А.Ф.Товароведение экспертиза непродовольственных товаров: учеб. пособие/ А.Ф. Шепелев — М.: МарТ, 2011. — 672 с.

4. Тания Г. И. Потерянный быт: проблемы предпринимательства и развитие рынка бытовой техники // Российское предпринимательство. — 2010. –№5, -С. 54-58

5. Емельянов К.А. Чьи бренды сильнее // Российская торговля. — 2006. – № 10,- С. 20 — 23.

26