1. Психологические барьеры в общении

Введение

1. Психологические барьеры в общении.

1.1. Коммуникативная депривация.

1.2. Функции психологических барьеров.

1.3. Пути преодоления психологических барьеров.

Список используемой литературы.

Введение

Проблема трудностей межличностного общения привлекает в последнее время все большее внимание специалистов. Согласно выполненным исследованиям затрудненное общение представлено разнообразными характеристиками. Столь же многообразны в научной литературе и попытки классификации трудностей общения и вызывающих их причин. Под психологическими трудностями общения следует понимать нарушения контактов и хода взаимодействия партнеров, вплоть до их разрыва, когда общение складывается неблагоприятно, и партнеры (или один из них) испытывают эмоциональное неблагополучие, напряжение, что сопровождается дезадаптацией поведения. Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют их появлению. Ведь у партнеров по общению часто разные, нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие. Чтобы научиться успешно преодолевать такие психологические барьеры, необходимо вооружиться элементарными знаниями сущности потребностей, характеров, установок, темпераментов.

  1. Психологические барьеры общения.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений [1].

3 стр., 1303 слов

трудности и дефекты общения в психологии.Виды трудностей и способы ...

... трудностей и дефектов общения 3.Исследовать взаимосвязь дефектов и трудностей общения с типом темперамента личности. Методы исследования: Теоретический анализ психологической, педагогической литературы, наблюдение, тестирование Данная работа состоит из двух глав, введения, ... «Академия», 2012. - 288 с. 8.Садохин А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в процессе коммуникации // Обсерватория ...

Существуют так называемые психологические барьеры общения, когда «недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе мешают понять человеку другого. Человек чувствует дискомфорт, тревожность, нервозность, возникают следующие барьеры:

— «барьер» несовпадения установок;

— «барьер» сужения функции общения;

— «барьер» негативной установки;

— «барьер» прошлого негативного опыта общения, в результате собственных неудач;

— «барьер» боязни ошибки;

— «барьер» подражания;

— «барьер» отсутствия контакта.

Под барьерами общения подразумеваются те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. С психологическими барьерами чаще всего приходится сталкиваться. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манера общения и, наконец, разное самочувствие. Каждый из этих факторов может стать препятствием на пути к взаимопониманию, породить взаимное недовольство, а то и конфликт. Чтобы успешно преодолевать личностные барьеры, следует вооружиться хотя бы элементарными знаниями о сущности потребностей, характеров, установок, эмоций и т.д.

В общении необходимо сопоставлять желания свои и партнеров по общению, ибо, если они противоположны и принципиальны, возникает реальная угроза конфликта.

Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии:

— общей;

— возрастной и педа­гогической;

— социальной;

— психологии труда;

— юридической и медицинской;

— психологии индивидуальных различий.

Во время общения у его участников наблюдаются различ­ные состояния, у каждого из них проявляются те или иные психические свойства личности. Таким образом, стоя на по­зициях общей психологии, можно исследовать типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, и выявлять трудности общения, то есть те характеристики психических процессов, состояний и свойств личности, которые, объеди­няясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающее критериям психологически оптимального об­щения.

А какое же общение считается психологически оп­тимальным? Психологически опти­мальное общение имеет место тогда, когда в нем осущест­вляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью та­ких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения. При этом было бы ошибочно полагать, что психологиче­ски оптимальное общение — это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъектив­ную дистанцию.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая смерть Как утончить ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...

Поскольку общение — это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеют­ся в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудов­летворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Конкретными психологическими причинами этого мо­гут быть:

— нереальные цели;

— неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов;

— неверное представление сво­их собственных возможностей;

— непонимание характера оценки и отношения партнера;

— употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

При изуче­нии трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перцеп­тивных функций. В действительности же эта проблема при­обретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения.

Среди личностных образований, детерминирующих по­становку целей, выделяют мотивацию обще­ния, которая обусловливает трудности межлюдского взаи­модействия. Характер рассматриваемых нами трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотива­ции; ее влияние проявляется в нарушении какой-либо из функций общения (перцептивной, коммуникативной и интерактивной).

Коммуникативный барьер в общении связанный с возрастным различием. В этих трудностях, связанных с возрастом общающихся, надо обязательно видеть и изучать общее, особенное и еди­ничное, относящееся непосредственно к психологическим характеристикам каждой возрастной группы, и делать по­правку на то, где и почему они возникают у ребенка, подро­стка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и жен­щины, у пожилых и стариков. И особое внимание надо обра­щать на зависимости между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств лично­сти, к постижению дру­гого человека с помощью интуиции.

Коммуникативный барьер в общении с группами. В общении перед нами всегда малая группа, члены которой по своим общим жизненным установкам, по положению, которое каждому из них хотелось бы занимать в группе, по пониманию роли партнера в их совместном взаимодействии и по обращению с ними могут стоять и часто стоят на диаметрально противоположных позициях. Естественно, все это не может не вызвать трудности в их общении, а порой не породить и конфликты. Кроме того, нельзя не учитывать влияние, которое оказывает на общающихся их окружение.

Это окружение может быть по-разному значимым для них. И они (один или сразу оба) могут, взаимодействуя, «петь не своим голосом» и подстраиваться к мнению авторитетных для них групп лиц или отдельных людей. Нужно так же иметь в виду, что в условиях неофициального общения в малой группе за каждым членом иногда очень прочно и надолго закрепляется определенная роль (напри­мер, «критикана», «громоотвода», «мальчика для битья» и т. д.).

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Это ведет к тому, что у всех других членов группы по от­ношению к ним формируются более или менее стойкие сте­реотипы восприятия, эмоционального отношения и обра­щения. И как следствие — у них возникает своеобразная сле­пота и глухота к попыткам людей выйти из рамок порой навязанной им роли и заговорить с членами группы о проб­лемах, не сопрягающихся со сложившимся «имиджем» каж­дого.

Установлено также, что трудности общения, ис­пытываемые руководителями, порождают неготовность к сотрудничеству. В качестве ключевых выделяются такие ти­пы трудностей общения руководителей, в которых фиксиру­ются прежде всего нарушения инструментальной и социаль­но-психологической функций общения, поскольку именно они «обслуживают» совместную управленческую деятель­ность. В структуре совместной управленческой деятельно­сти выступают три группы трудностей общения.

Первую группу составляют трудности, связанные с про­цессом вхождения личности в группу. Они могут характери­зоваться следующими личностными особенностями руково­дителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержан­ность.

Во вторую группу входят трудности общения, связанные с развитием отношений, групповых процессов, с группооб­разованием, сохранением группового единства для руково­дителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ролевого поведения; неприятие помощи со стороны партнеров; стремление «по­могать» партнеру без «запроса» с его стороны; концентрация на содержание собственного «Я»; отношение к другому челове­ку в рамках «должного», а не реального; декларация псевдо­общности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежнего опыта взаимодействия, норма­тивных предписаний и т. п., в результате чего понятие «Мы» используется не как результат формирования психологиче­ской общности, а декларативно, в чем проявляется отсутст­вие отношения к партнерам и в целом к группе как к реаль­ным субъектам.

В третью группу включаются трудности общения, связан­ные с отсутствием, несформированностью средств группо­вой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумение вести об­суждение, дискуссию и т.п.

Были обнаружены специфические пси­хологические трудности общения, нередко возникающие между формальным и неформальным лидерами группы, за которыми стоят не всегда осознаваемые чувства ревности и соперничества.

К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между взаимо­действующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью общающихся лиц, их членством во враждующих группировках или в группах, значительно различающихся по своей направ­ленности.

Одна из трудностей рассматриваемого вида может возни­кать из-за плохого владения специфическим языком, харак­терным для общности, с представителем которой приходит­ся вступать в контакты.

Коммуникативные барьеры в общении с позиции психологии труда. Особый вид трудностей общения может быть проанали­зирован с позиций психологии труда. Как известно, во мно­гих видах деятельности не обойтись без межлюдского взаи­модействия. И, чтобы эти виды деятельности успешно вы­полнялись, их исполнителям необходимо по-настоящему сотрудничать. А для этого они должны знать права и обязан­ности друг друга, причем знание, имеющееся у одного участ­ника, не должно чрезмерно отличаться от знания этих прав и обязанностей другими участниками деятельности и их испо­льзования и исполнения на практике.

6 стр., 2996 слов

Специфика проявления психологических закономерностей общения ...

... людьми. 2. Специфика профессионального общения в деятельности сотрудника органа внутренних дел, психологические условия осуществления эффективного общения с различными категориями граждан. Трудности в общении сотрудника ОВД с различными ... к сотрудникам милиции, обществом и государством выдвигаются высокие требования, как к личности, так и к качеству и результативности их профессионального труда. В ...

Когда, например, взаимодействуют мастер и рабочий или сотрудник ИТУ и осужденный, а в армии — офицер и солдат, то они ведут себя, как правило, лишь в соответствии с теми правами и обязанностями, которые каждому из них положены в том или ином виде деятельности. Однако в жизни так бывает не всегда. Например, поведение мастера может не соответствовать эталону, сформированному у ра­бочего. Недостаточная профессиональная компетентность мастера в глазах рабочего, формальное отношение к про­цессу и к результатам его труда могут явиться основанием для возникновения психологических трудностей при их об­щении.

Н.Г. Зима классифицировала психологические трудно­сти общения в трудовой деятельности и выделила наибо­лее распространенные в этой сфере:

— коммуникативные – ­отсутствие или искажение информации как по горизонта­ли, так и по вертикали в трудовом коллективе;

— интерактив­ные – низкий уровень профессионального общения, про­являемый именно при совместном труде.

С. В. Кривцова рассмотрела сложности общения в трудовой деятельности на примере сферы обслуживания, в которой она выявила избыток ролевого общения и дефицит межличностного, субъект-субъектного общения. Она, безусловно, правильно утверждает, что безадресность, игнорирование личности клиента, ощущение порабощенности обоими участниками общения — все это признаки «профессионального» психо­логически неквалифицированного общения многих продав­цов, парикмахеров, экскурсоводов, преподавателей различ­ных кружков и т. д. Причиной этого является, среди прочего, неумение строить общение с клиентом.

Коммуникативные барьеры общения с позиции индивидуально-психологических особенностей. Особый интерес представляют трудности, рассматривае­мые в свете индивидуально-личностных различий.

Общение по­-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится и эгоцентризм. Из-за крайне сильной сконцентрированности на се­бе — своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, пережива­ниях — индивид оказывается неспособным изменить исход­ную познавательную перспективу по отношению к другому субъекту, его мнению и представлению. Эгоцентрическая на­правленность личности прояв­ляется не только в познавательном, но и в эмоциональном и поведенческом планах.

В познавательном плане эгоцентризм связан с привер­женностью к известному способу решения проблемы, к своему приему рассуждений и доказательств, а это приво­дит к неспособности человека изменить познавательную перспективу, взглянуть иными глазами на других людей.

В эмоциональном плане он вызывается обращенностью к своим чувствам и нечувствительностью к переживаниям других людей.

4 стр., 1805 слов

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ...

... малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность к общественно-историческому опыту. Социально-исторический образ жизни личности – источник развития лично-сти, который в ... ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существо-вания ...

Установлено, что люди с чрезмерной впечатлительностью в характерах, испытывают трудности в общении. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной ро­бости и застенчивости. Вначале они производят впечатле­ние крайне сдержанных, холодных, скованных, что также затрудняет их контакты с окружающими. На личностном уровне анализа у этой группы были обнаружены: повышенный уровень тревоги, эмоцио­нальная неустойчивость, высокий самоконтроль поведе­ния. У них был отмечен высокий уровень самоотрицания, самоунижения. При опро­сах они говорили о своей замкнутости, застенчивости, зависимости.

Образ «Я» лиц этой группы включал такие параметры, как заниженная индивидуальная и социальная самооценка. Свой образ представлялся им пассивным, простым. Вместе с низким уровнем активности и способности «Я» к изменени­ям такое строение образа «Я» приводит к тому, что субъект становится закрытым для восприятия нового опыта, кото­рый мог бы изменить стиль его поведения и общения, и про­должает продуцировать низкоэффективные формы комму­никативной деятельности.

Существуют специфические трудности общения с лицами, у которых ярко выражена тревожность. Тре­вожность, возникшая вследствие «нецелостности», «безоб­разности», «слабости» «Я», может приводить к ослаблению «внутреннего контура» контроля его коммуникативной ак­тивности.

«Не находя себя в себе», «тревожный» пытается «найти себя вовне», в частности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более чувствительны, а где и иниции­руя их проявление.

Специфика активности «тревожного» состоит в пред­почтении или инициации им форм деятельности и обще­ния, обеспечивающих обратную связь с высокой вероятно­стью содержания оценок, мнений о нем. При этом общение такого человека может оказаться насыщенным противоре­чивыми выразительными формами и характеристиками его активности, в своей совокупности «транслирующими тре­вожность на собеседника», «размывающими» внешнее вы­разительное поведение «тревожного», а в конечном счете затрудняющими общение с ним. Это, в частности:

— инициирование «тревожным» оценок и одобрения окружающих посредством подчеркивания своей «ви­ны» (в шутливо-иронической форме), «достоинств» на фоне неуверенности в себе;

— вызывающая, бравирующая искусственность внешнего выразительного поведения, призванного демонстриро­вать уверенность «тревожного» В себе, но, по существу, скрывающего нужду в положительной оценке его окру­жающими, и нередко воспринимаемая ими как претен­циозность, амбиция;

— снижение интереса к общению, если оно не содержит оценок активности «тревожного» или не позволяет ему такие оценки инициировать у окружающих, к которым он может одновременно проявлять рефлексивное вни­мание, принимающее иногда грубые формы лести.

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... требования к активизирующим задачам: сочетание посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий; включение операций сравнения, сопоставления, ... попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не ... ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно обширную ...

Еще одна трудность, относящаяся к рассматриваемому виду – застенчивость, ко­торая представляет собой личностное свойство, возникаю­щее в определенных ситуациях межличностного неформаль­ного общения и проявляющееся в состоянии нервно-психи­ческого напряжения и психологического дискомфорта.

При этом застенчивые по своим личностным и коммуни­кативным свойствам не являются однородной группой. Сре­ди них выделены неадаптированные (особо застенчивые и шизоидные личности) и адаптированные (застенчивые).

Освещая индивидуально-психологические различия между людьми по параметру испытываемых ими трудностей в общении, можно предложить типологию, конечно, очень условную и нуждающуюся в дальнейшем развитии и дора­ботке:

1) глобальны или парциальны для личности трудности в об­щении;

2) по отношению к какому контингенту в окружении лично­сти они испытываются;

3) вид нарушения;

5) их ситуативность или устойчивость;

6) глубина нарушений;

7) источники и причины, вызывающие у личности трудности в общении.

1.1. Коммуникативная депривация

К психологическим барьерам относится коммуникативная депривация. Термин «депривация» сегодня широко используется в разных науках: психологии, медицине, коррекционной педагогике и т.д. Он пришел из английского языка, и означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей человека и имеет для него негативные последствия. Понятие «психическая депривация» еще до конца не изученный феномен в науке и чаще оно употребляется, как психическое состояние, возникающее в результате ограничения возможности в удовлетворении основных психических и личностных потребностей. Коммуникативная депривация характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном развитии, нарушением социальных контактов.

Существенна психологическая сторона этих последствий и зависит от того, лишен ли он с раннего детства материнской любви, ограничен ли в ее ласке, отлучен ли он от культуры или от социума и т.д. Тревожность, страхи вызванные этими последствиями, характерны коммуникативной депривации.

Поэтому к факторам, влияющим на возникновение и развитие различного рода психологических проблем у человека, по мнению И.В.Фурманова, относятся лишения (отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности) и потери (утрата людей, представлений, ранее удовлетворяющих потребности).

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – психосоциальную, материнскую, коммуникативную и другие.

В психологии существуют подходы и концепции объясняющие причины и описывающих последствия депривации. Методологической основой исследований является, и положение В.С.Мухиной о феноменологической сущности человека как совокупности двух исторически формирующихся начал: I человек как социальная единица, 2 – человек как уникальная личность. Оба эти начала создают в человеке как общее, так и уникальное. По мнению В.С.Мухиной, в условиях депривации искажаются, страдают, изменяются обе стороны личности. У ребенка, как формирующейся социальной единицы искажается позиция на то, чтобы «быть как все», в то же время искажается и позиция притязаний на уникальность.

15 стр., 7455 слов

Волевые процессы личности человека

... качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные ... тем целям, которые ставил перед собой воспитатель»2 . Как и любые качества личности, волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру. Горизонтальную структуру образуют задатки, в ...

Депривация, по мнению Н.А. Государева, формулируется, как лишение возможности удовлетворять значимые потребности вследствие ограничения общения (коммуникативная депривация).

Коммуникативная депривация в деловом общении связана с подменой социально-одобряемых качеств социально-осуждаемыми качествами и недостоверностью информации представляемые партнерам.

1.2. Функции психологических барьеров:

а) психологическая защита (защита интересов, ценностей и автономии личности или общности);

б) стимулирующая (может выступать фактором развертывания внутреннего потенциала личности и общности за счет мобилизации их собственных ресурсов);

в) консервативная (“замораживание”, торможение духовного потенциала личности); при повышенной рефлексивности и чрезмерном самоанализе развивается замкнутость.

Необходимо различать барьеры в общении, порожденные самим этим процессом – процессом идентификации, стереотипизации, игры, и барьеры общения – барьеры личности или ее предметной деятельности, барьеры общности или барьеры психического состояния любого субъекта .

  1. Пути преодоления психологических барьеров.

Коррекция общения должна строиться на основе одно­временной диагностики трудностей в его мотивации, потому что, изменяя только внешнюю операциональную сторону общения и не раскрывая глубинных причин затруднения и их устранения, невозможно гармонизировать человеческое взаимодействие.

Подготовка к общению должна разворачиваться на осно­ве индивидуально-групповых программ обучения, учитыва­ющих центральную проблему общения не только для груп­пы, но и для каждого из ее участников. Программа обучения должна носить подвижный характер, изменяться в соответ­ствии с развитием личности как субъекта общения и появле­нием новых трудностей.

Создание дифференцированных программ индивидуаль­но-групповой работы предполагает решение ряда задач и, прежде всего, определение «поля» психологических трудно­стей общения участников обучения. Наряду с названной за­дачей необходимо изучить особенности оценки трудностей общения, по крайней мере, в двух аспектах: оценка и опреде­ление трудностей, которые испытывает сам субъект, и оцен­ка трудностей, возникающих из-за партнера. И наконец, должен быть выделен комплекс устойчиво повторяющихся трудностей в ситуации изменения статусно-ролевых харак­тepиcтик партнера.

Коррекционную работу, нацеленную на оптимизацию общения, следует строить с учетом возраста, вида труда, по­ла, индивидуальных особенностей и специфики социализа­ции. В школьном возрасте бывает достаточно обучения вни­мательно выслушивать товарища или взрослого, адекватно понимать переживания и мотивы поступков людей, старате­льно следя за их невербальным поведением. В отношении же взрослых необходимо использовать приемы изменения ба­зовых социальных установок их личности или ценностных ориентаций.

5 стр., 2038 слов

Общение как средство взаимодействия с людьми

... и получать сообщения делает возможным общение и понимание между людьми.   Общение происходит, не только когда мы говорим или пишем, но его ... их, но для этого вам необходимо знать, как наиболее эффективно общаться с людьми. Эффективное общение требует вдумчивого отношения, повышенного внимания. навыка и сотрудничества. Наша способность посылать ...

Работа должна быть направлена не столько на отработку необходимых навыков общения, тренировку экспрессив­но-речевых умений, сколько на коррекцию отношения к другим людям и связанной с ним самооценки, преодоления внутренних конфликтов, активизацию самосознания. Наи­более эффективным для таких людей является обучение са­моанализу как средству, способствующему саморазвитию, а также групповой социально-психологический тренинг, по­вышающий готовность к принятию себя и других в общении.

Специалистами осуществлена систематизация отдель­ных техник социально-психологического тренинга. В пове­денческом тренинге преимущественно имеет смысл исполь­зовать ролевую игру, в психокоррекционном — в основном групповую дискуссию.

Ролевая игра может:

— осуществлять поиски эффективных форм взаимодейст­вия в рамках кооперации, демонстрировать недостатки уже имеющихся стереотипов поведения;

— закреплять ведущие к успеху модели поведения, цель которых — психологически нормальные контакты с другими людьми.

Групповая дискуссия может:

— осуществлять поиск эффективных форм взаимодейст­вия в рамках кооперации;

— подавать обратную связь относительно поведения в ро­левой игре.

Психологические приемы инновационных игр дают в групповой динамике скачок эмпатии участников от выявле­ния ролевых позиций каждого в первый день до самооргани­зaции группы к концу работы через развитие действенного сопереживания партнеров в достижении целей совместной деятельности.

Неся в себе общее в стратегии и тактике осуществления социально-психологического тренинга, этот вид психокор­рекционной работы с людьми должен включать в себя и осо­бенное, ориентированное на возраст, пол, профессию, и дру­гие отличительные черты участников тренинговых групп. Так, вооружение педагогов элементами и приемами актер­ского и социально-психологического тренинга ускоряет их личностный рост, позволяет им осознать коммуникативные свойства своей личности и грамотно пользоваться ими в об­щении с воспитанниками, гармонизирует их взаимоотноше­ния с окружающими людьми в целом.

Разработана специальная комплексная программа для педагогов, предполагающая осознание важ­нейших особенностей индивидуального экспрессивного ре­пертуара, устойчивых невербальных паттернов, которые по тем или иным причинам могут затруднять профессиональ­ное общение, а также самосовершенствование экспрессии и форм невербальной интеракции.

В программу включены приемы и упражнения, активизи­рующие направленное осознание различных форм неверба­льной активности, развивающие «чувства тела», специаль­ные техники самомассажа для снятия напряжения в области «личностных зажимов», а также упражнения для совершен­ствования выразительных возможностей мимики, жестику­ляции, голоса и др.

Для осуществления коррекции разрешения конфликтов был предложен цикл занятий, сочетающих традиционные (лекции, круглые столы и др.) и активные (тренинг, социально-ролевое проигрывание ситуаций, коррекционные педагогические игры и др.) мето­ды обучения. Необходимыми компонентами такого мышления являются способность осуществлять процесс проблематизации в конфликтной ситуации, выход в рефлек­сивную позицию и рефлексивное мышление, а также навы­ки диалогического общения, обеспечивающие рефлексию конфликта и его разрешение.

В настоящее время широко практикуются различные формы социально-психологического тренинга, цель кото­рых обучение психологически грамотному общению родите­лей, руководителей различных рангов, актеров, спортсме­нов, лиц, страдающих различными формами неврозов и ис­пытывающих трудности в общении.

При этом специалисты единодушно отмечают, что осо­бые преимущества для диагностики и коррекции трудно­стей общения появляются в условиях активного социаль­но-психологического обучения и что новые возможности для достижения указанных целей дает видеотренинг, пото­му что его участники выходят в новое для них пространст­во — пространство «психической реальности». Последнее обстоятельство создает возможность для реализации раз­личных гyманитарных программ по развитию личности ве­дущими тренинг-специалистами.

Одним из основных направлений работы по снятию пси­xoлoгичecкиx трудностей в общении является индивидуаль­ное психологическое консультирование.

Пути преодоления социально-психологических барьеров :

  • использование средств психологической саморегуляции или социально-психологической культуры;
  • знание, понимание себя, другого; распознавание барьеров;
  • создание оптимального социально-психологического климата в группе и коллективе;
  • чувство юмора;
  • интонирование речи, возможности невербальных проявлений;
  • социально-психологический тренинг.

Несомненный интерес представляют девять способов преодоления барьеров общения, сформулированные Д. Карнеги (1990):

  • Если вам необходимо упрекнуть человека, то начинайте с похвалы и с искреннего одобрения. «Всегда легче выслушать неприятные вещи после того, как вы выслушали по­ хвалу в адрес ваших положительных сторон». (Например: «Вы же умный, исполнительный работник, как же вы до сих пор не выполнили это задание?»).

  • Обращая внимание человека на его ошибки, не делайте это «в лоб». (Пример Карнеги: «Директор одного универмага заметил одиноко стоящего у прилавка покупателя, а в это время продавцы беззаботно разговаривали и шутили в сто­роне. Он, не сказав ни слова, спокойно зашел за прилавок и сам обслужил покупателя на глазах смутившихся продав­цов»).

  • Перед тем как критиковать человека, упомяните вначале о своих ошибках в аналогичных ситуациях. Тот, на кого на­правлена критика, гораздо быстрее признает свои ошибки, если знает, что и критикующий не безгрешен.

  • Отдавая приказание, делайте это в форме вопроса. (Напри­мер: «Вас не затруднит сходить туда-то и сделать то-то»).

  • Щадите гордость собеседника. Не перехлестывайте в кри­тике через край, не критикуйте в присутствии других лю­дей.

  • Хвалите человека за каждое его, пусть даже самое незначительное, достижение. При этом будьте искренни в выраже­нии своего одобрения. Заслуженная похвала побуждает че­ловека реализовывать скрытые в нем возможности.

  • Создайте человеку доброе имя, чтобы он мог жить в соот­ветствии с ним. Человек будет стремиться доказать окру­жающим справедливость вашей высокой оценки его ка­честв, и постепенно новая для него социальная роль станет привычной. «Если хотите развить у человека определенные черты, ведите себя так, как будто эти черты уже присущи ему… Подарите человеку хорошую репутацию».

  • Покажите человеку, что его недостаток или допущенный им промах легко устраняются, а дело, которым вы хотите его увлечь, нетрудно выполнить. «Одобрите человека… дай­те ему понять, что у него даже есть интуиция, которую не­обходимо только развить, — и он будет работать до рассве­та, чтобы добиться той цели, веру в которую вы в нем разбудили».

  • «Старайтесь, чтобы людям было приятно делать то, что вы предлагаете. Любой человек охотнее выполняет те просьбы, поручения, которые приятны, интересны и полезны ему самому».

Таким образом, ключами к преодолению барьеров общения являются умение прощать и определение алгоритма поведения в конфликтной ситуации, следуя которому можно добиться наилуч­ших последствий как для себя, так и для противоположной сторо­ны. Это не означает, что вы вообще не можете выразить человеку свои претензии. Разница в том, что вы можете сделать это конструктивным образом

Список используемой литературы

  1. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с., с. 110.
  2. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М. 2006. – 224 с
  4. Учебно — методический комплекс под редакцией О.Н. Бондарева.
  5. Кукушкин В.С. Психология делового общения.- Москва ИД «МарТ» 2003 г.

18