Введение
1. Психологические барьеры в общении.
1.1. Коммуникативная депривация.
1.2. Функции психологических барьеров.
1.3. Пути преодоления психологических барьеров.
Список используемой литературы.
Введение
Проблема трудностей межличностного общения привлекает в последнее время все большее внимание специалистов. Согласно выполненным исследованиям затрудненное общение представлено разнообразными характеристиками. Столь же многообразны в научной литературе и попытки классификации трудностей общения и вызывающих их причин. Под психологическими трудностями общения следует понимать нарушения контактов и хода взаимодействия партнеров, вплоть до их разрыва, когда общение складывается неблагоприятно, и партнеры (или один из них) испытывают эмоциональное неблагополучие, напряжение, что сопровождается дезадаптацией поведения. Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют их появлению. Ведь у партнеров по общению часто разные, нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие. Чтобы научиться успешно преодолевать такие психологические барьеры, необходимо вооружиться элементарными знаниями сущности потребностей, характеров, установок, темпераментов.
-
Психологические барьеры общения.
БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений [1].
трудности и дефекты общения в психологии.Виды трудностей и способы ...
... трудностей и дефектов общения 3.Исследовать взаимосвязь дефектов и трудностей общения с типом темперамента личности. Методы исследования: Теоретический анализ психологической, педагогической литературы, наблюдение, тестирование Данная работа состоит из двух глав, введения, ... «Академия», 2012. - 288 с. 8.Садохин А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в процессе коммуникации // Обсерватория ...
Существуют так называемые психологические барьеры общения, когда «недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе мешают понять человеку другого. Человек чувствует дискомфорт, тревожность, нервозность, возникают следующие барьеры:
— «барьер» несовпадения установок;
— «барьер» сужения функции общения;
— «барьер» негативной установки;
— «барьер» прошлого негативного опыта общения, в результате собственных неудач;
— «барьер» боязни ошибки;
— «барьер» подражания;
— «барьер» отсутствия контакта.
Под барьерами общения подразумеваются те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. С психологическими барьерами чаще всего приходится сталкиваться. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манера общения и, наконец, разное самочувствие. Каждый из этих факторов может стать препятствием на пути к взаимопониманию, породить взаимное недовольство, а то и конфликт. Чтобы успешно преодолевать личностные барьеры, следует вооружиться хотя бы элементарными знаниями о сущности потребностей, характеров, установок, эмоций и т.д.
В общении необходимо сопоставлять желания свои и партнеров по общению, ибо, если они противоположны и принципиальны, возникает реальная угроза конфликта.
Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии:
— общей;
— возрастной и педагогической;
— социальной;
— психологии труда;
— юридической и медицинской;
— психологии индивидуальных различий.
Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого из них проявляются те или иные психические свойства личности. Таким образом, стоя на позициях общей психологии, можно исследовать типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, и выявлять трудности общения, то есть те характеристики психических процессов, состояний и свойств личности, которые, объединяясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающее критериям психологически оптимального общения.
А какое же общение считается психологически оптимальным? Психологически оптимальное общение имеет место тогда, когда в нем осуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения. При этом было бы ошибочно полагать, что психологически оптимальное общение — это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая смерть Как утончить ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...
Поскольку общение — это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.
Конкретными психологическими причинами этого могут быть:
— нереальные цели;
— неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов;
— неверное представление своих собственных возможностей;
— непонимание характера оценки и отношения партнера;
— употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.
При изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перцептивных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения.
Среди личностных образований, детерминирующих постановку целей, выделяют мотивацию общения, которая обусловливает трудности межлюдского взаимодействия. Характер рассматриваемых нами трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотивации; ее влияние проявляется в нарушении какой-либо из функций общения (перцептивной, коммуникативной и интерактивной).
Коммуникативный барьер в общении связанный с возрастным различием. В этих трудностях, связанных с возрастом общающихся, надо обязательно видеть и изучать общее, особенное и единичное, относящееся непосредственно к психологическим характеристикам каждой возрастной группы, и делать поправку на то, где и почему они возникают у ребенка, подростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и женщины, у пожилых и стариков. И особое внимание надо обращать на зависимости между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности, к постижению другого человека с помощью интуиции.
Коммуникативный барьер в общении с группами. В общении перед нами всегда малая группа, члены которой по своим общим жизненным установкам, по положению, которое каждому из них хотелось бы занимать в группе, по пониманию роли партнера в их совместном взаимодействии и по обращению с ними могут стоять и часто стоят на диаметрально противоположных позициях. Естественно, все это не может не вызвать трудности в их общении, а порой не породить и конфликты. Кроме того, нельзя не учитывать влияние, которое оказывает на общающихся их окружение.
Это окружение может быть по-разному значимым для них. И они (один или сразу оба) могут, взаимодействуя, «петь не своим голосом» и подстраиваться к мнению авторитетных для них групп лиц или отдельных людей. Нужно так же иметь в виду, что в условиях неофициального общения в малой группе за каждым членом иногда очень прочно и надолго закрепляется определенная роль (например, «критикана», «громоотвода», «мальчика для битья» и т. д.).
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Это ведет к тому, что у всех других членов группы по отношению к ним формируются более или менее стойкие стереотипы восприятия, эмоционального отношения и обращения. И как следствие — у них возникает своеобразная слепота и глухота к попыткам людей выйти из рамок порой навязанной им роли и заговорить с членами группы о проблемах, не сопрягающихся со сложившимся «имиджем» каждого.
Установлено также, что трудности общения, испытываемые руководителями, порождают неготовность к сотрудничеству. В качестве ключевых выделяются такие типы трудностей общения руководителей, в которых фиксируются прежде всего нарушения инструментальной и социально-психологической функций общения, поскольку именно они «обслуживают» совместную управленческую деятельность. В структуре совместной управленческой деятельности выступают три группы трудностей общения.
Первую группу составляют трудности, связанные с процессом вхождения личности в группу. Они могут характеризоваться следующими личностными особенностями руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.
Во вторую группу входят трудности общения, связанные с развитием отношений, групповых процессов, с группообразованием, сохранением группового единства для руководителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ролевого поведения; неприятие помощи со стороны партнеров; стремление «помогать» партнеру без «запроса» с его стороны; концентрация на содержание собственного «Я»; отношение к другому человеку в рамках «должного», а не реального; декларация псевдообщности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежнего опыта взаимодействия, нормативных предписаний и т. п., в результате чего понятие «Мы» используется не как результат формирования психологической общности, а декларативно, в чем проявляется отсутствие отношения к партнерам и в целом к группе как к реальным субъектам.
В третью группу включаются трудности общения, связанные с отсутствием, несформированностью средств групповой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумение вести обсуждение, дискуссию и т.п.
Были обнаружены специфические психологические трудности общения, нередко возникающие между формальным и неформальным лидерами группы, за которыми стоят не всегда осознаваемые чувства ревности и соперничества.
К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между взаимодействующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью общающихся лиц, их членством во враждующих группировках или в группах, значительно различающихся по своей направленности.
Одна из трудностей рассматриваемого вида может возникать из-за плохого владения специфическим языком, характерным для общности, с представителем которой приходится вступать в контакты.
Коммуникативные барьеры в общении с позиции психологии труда. Особый вид трудностей общения может быть проанализирован с позиций психологии труда. Как известно, во многих видах деятельности не обойтись без межлюдского взаимодействия. И, чтобы эти виды деятельности успешно выполнялись, их исполнителям необходимо по-настоящему сотрудничать. А для этого они должны знать права и обязанности друг друга, причем знание, имеющееся у одного участника, не должно чрезмерно отличаться от знания этих прав и обязанностей другими участниками деятельности и их использования и исполнения на практике.
Специфика проявления психологических закономерностей общения ...
... людьми. 2. Специфика профессионального общения в деятельности сотрудника органа внутренних дел, психологические условия осуществления эффективного общения с различными категориями граждан. Трудности в общении сотрудника ОВД с различными ... к сотрудникам милиции, обществом и государством выдвигаются высокие требования, как к личности, так и к качеству и результативности их профессионального труда. В ...
Когда, например, взаимодействуют мастер и рабочий или сотрудник ИТУ и осужденный, а в армии — офицер и солдат, то они ведут себя, как правило, лишь в соответствии с теми правами и обязанностями, которые каждому из них положены в том или ином виде деятельности. Однако в жизни так бывает не всегда. Например, поведение мастера может не соответствовать эталону, сформированному у рабочего. Недостаточная профессиональная компетентность мастера в глазах рабочего, формальное отношение к процессу и к результатам его труда могут явиться основанием для возникновения психологических трудностей при их общении.
Н.Г. Зима классифицировала психологические трудности общения в трудовой деятельности и выделила наиболее распространенные в этой сфере:
— коммуникативные – отсутствие или искажение информации как по горизонтали, так и по вертикали в трудовом коллективе;
— интерактивные – низкий уровень профессионального общения, проявляемый именно при совместном труде.
С. В. Кривцова рассмотрела сложности общения в трудовой деятельности на примере сферы обслуживания, в которой она выявила избыток ролевого общения и дефицит межличностного, субъект-субъектного общения. Она, безусловно, правильно утверждает, что безадресность, игнорирование личности клиента, ощущение порабощенности обоими участниками общения — все это признаки «профессионального» психологически неквалифицированного общения многих продавцов, парикмахеров, экскурсоводов, преподавателей различных кружков и т. д. Причиной этого является, среди прочего, неумение строить общение с клиентом.
Коммуникативные барьеры общения с позиции индивидуально-психологических особенностей. Особый интерес представляют трудности, рассматриваемые в свете индивидуально-личностных различий.
Общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится и эгоцентризм. Из-за крайне сильной сконцентрированности на себе — своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях — индивид оказывается неспособным изменить исходную познавательную перспективу по отношению к другому субъекту, его мнению и представлению. Эгоцентрическая направленность личности проявляется не только в познавательном, но и в эмоциональном и поведенческом планах.
В познавательном плане эгоцентризм связан с приверженностью к известному способу решения проблемы, к своему приему рассуждений и доказательств, а это приводит к неспособности человека изменить познавательную перспективу, взглянуть иными глазами на других людей.
В эмоциональном плане он вызывается обращенностью к своим чувствам и нечувствительностью к переживаниям других людей.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ...
... малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность к общественно-историческому опыту. Социально-исторический образ жизни личности – источник развития лично-сти, который в ... ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существо-вания ...
Установлено, что люди с чрезмерной впечатлительностью в характерах, испытывают трудности в общении. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости и застенчивости. Вначале они производят впечатление крайне сдержанных, холодных, скованных, что также затрудняет их контакты с окружающими. На личностном уровне анализа у этой группы были обнаружены: повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость, высокий самоконтроль поведения. У них был отмечен высокий уровень самоотрицания, самоунижения. При опросах они говорили о своей замкнутости, застенчивости, зависимости.
Образ «Я» лиц этой группы включал такие параметры, как заниженная индивидуальная и социальная самооценка. Свой образ представлялся им пассивным, простым. Вместе с низким уровнем активности и способности «Я» к изменениям такое строение образа «Я» приводит к тому, что субъект становится закрытым для восприятия нового опыта, который мог бы изменить стиль его поведения и общения, и продолжает продуцировать низкоэффективные формы коммуникативной деятельности.
Существуют специфические трудности общения с лицами, у которых ярко выражена тревожность. Тревожность, возникшая вследствие «нецелостности», «безобразности», «слабости» «Я», может приводить к ослаблению «внутреннего контура» контроля его коммуникативной активности.
«Не находя себя в себе», «тревожный» пытается «найти себя вовне», в частности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более чувствительны, а где и инициируя их проявление.
Специфика активности «тревожного» состоит в предпочтении или инициации им форм деятельности и общения, обеспечивающих обратную связь с высокой вероятностью содержания оценок, мнений о нем. При этом общение такого человека может оказаться насыщенным противоречивыми выразительными формами и характеристиками его активности, в своей совокупности «транслирующими тревожность на собеседника», «размывающими» внешнее выразительное поведение «тревожного», а в конечном счете затрудняющими общение с ним. Это, в частности:
— инициирование «тревожным» оценок и одобрения окружающих посредством подчеркивания своей «вины» (в шутливо-иронической форме), «достоинств» на фоне неуверенности в себе;
— вызывающая, бравирующая искусственность внешнего выразительного поведения, призванного демонстрировать уверенность «тревожного» В себе, но, по существу, скрывающего нужду в положительной оценке его окружающими, и нередко воспринимаемая ими как претенциозность, амбиция;
— снижение интереса к общению, если оно не содержит оценок активности «тревожного» или не позволяет ему такие оценки инициировать у окружающих, к которым он может одновременно проявлять рефлексивное внимание, принимающее иногда грубые формы лести.
Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр
... требования к активизирующим задачам: сочетание посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий; включение операций сравнения, сопоставления, ... попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не ... ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно обширную ...
Еще одна трудность, относящаяся к рассматриваемому виду – застенчивость, которая представляет собой личностное свойство, возникающее в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения и психологического дискомфорта.
При этом застенчивые по своим личностным и коммуникативным свойствам не являются однородной группой. Среди них выделены неадаптированные (особо застенчивые и шизоидные личности) и адаптированные (застенчивые).
Освещая индивидуально-психологические различия между людьми по параметру испытываемых ими трудностей в общении, можно предложить типологию, конечно, очень условную и нуждающуюся в дальнейшем развитии и доработке:
1) глобальны или парциальны для личности трудности в общении;
2) по отношению к какому контингенту в окружении личности они испытываются;
3) вид нарушения;
5) их ситуативность или устойчивость;
6) глубина нарушений;
7) источники и причины, вызывающие у личности трудности в общении.
1.1. Коммуникативная депривация
К психологическим барьерам относится коммуникативная депривация. Термин «депривация» сегодня широко используется в разных науках: психологии, медицине, коррекционной педагогике и т.д. Он пришел из английского языка, и означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей человека и имеет для него негативные последствия. Понятие «психическая депривация» еще до конца не изученный феномен в науке и чаще оно употребляется, как психическое состояние, возникающее в результате ограничения возможности в удовлетворении основных психических и личностных потребностей. Коммуникативная депривация характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном развитии, нарушением социальных контактов.
Существенна психологическая сторона этих последствий и зависит от того, лишен ли он с раннего детства материнской любви, ограничен ли в ее ласке, отлучен ли он от культуры или от социума и т.д. Тревожность, страхи вызванные этими последствиями, характерны коммуникативной депривации.
Поэтому к факторам, влияющим на возникновение и развитие различного рода психологических проблем у человека, по мнению И.В.Фурманова, относятся лишения (отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности) и потери (утрата людей, представлений, ранее удовлетворяющих потребности).
В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – психосоциальную, материнскую, коммуникативную и другие.
В психологии существуют подходы и концепции объясняющие причины и описывающих последствия депривации. Методологической основой исследований является, и положение В.С.Мухиной о феноменологической сущности человека как совокупности двух исторически формирующихся начал: I – человек как социальная единица, 2 – человек как уникальная личность. Оба эти начала создают в человеке как общее, так и уникальное. По мнению В.С.Мухиной, в условиях депривации искажаются, страдают, изменяются обе стороны личности. У ребенка, как формирующейся социальной единицы искажается позиция на то, чтобы «быть как все», в то же время искажается и позиция притязаний на уникальность.
Волевые процессы личности человека
... качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные ... тем целям, которые ставил перед собой воспитатель»2 . Как и любые качества личности, волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру. Горизонтальную структуру образуют задатки, в ...
Депривация, по мнению Н.А. Государева, формулируется, как лишение возможности удовлетворять значимые потребности вследствие ограничения общения (коммуникативная депривация).
Коммуникативная депривация в деловом общении связана с подменой социально-одобряемых качеств социально-осуждаемыми качествами и недостоверностью информации представляемые партнерам.
1.2. Функции психологических барьеров:
а) психологическая защита (защита интересов, ценностей и автономии личности или общности);
б) стимулирующая (может выступать фактором развертывания внутреннего потенциала личности и общности за счет мобилизации их собственных ресурсов);
в) консервативная (“замораживание”, торможение духовного потенциала личности); при повышенной рефлексивности и чрезмерном самоанализе развивается замкнутость.
Необходимо различать барьеры в общении, порожденные самим этим процессом – процессом идентификации, стереотипизации, игры, и барьеры общения – барьеры личности или ее предметной деятельности, барьеры общности или барьеры психического состояния любого субъекта .
- Пути преодоления психологических барьеров.
Коррекция общения должна строиться на основе одновременной диагностики трудностей в его мотивации, потому что, изменяя только внешнюю операциональную сторону общения и не раскрывая глубинных причин затруднения и их устранения, невозможно гармонизировать человеческое взаимодействие.
Подготовка к общению должна разворачиваться на основе индивидуально-групповых программ обучения, учитывающих центральную проблему общения не только для группы, но и для каждого из ее участников. Программа обучения должна носить подвижный характер, изменяться в соответствии с развитием личности как субъекта общения и появлением новых трудностей.
Создание дифференцированных программ индивидуально-групповой работы предполагает решение ряда задач и, прежде всего, определение «поля» психологических трудностей общения участников обучения. Наряду с названной задачей необходимо изучить особенности оценки трудностей общения, по крайней мере, в двух аспектах: оценка и определение трудностей, которые испытывает сам субъект, и оценка трудностей, возникающих из-за партнера. И наконец, должен быть выделен комплекс устойчиво повторяющихся трудностей в ситуации изменения статусно-ролевых характepиcтик партнера.
Коррекционную работу, нацеленную на оптимизацию общения, следует строить с учетом возраста, вида труда, пола, индивидуальных особенностей и специфики социализации. В школьном возрасте бывает достаточно обучения внимательно выслушивать товарища или взрослого, адекватно понимать переживания и мотивы поступков людей, старательно следя за их невербальным поведением. В отношении же взрослых необходимо использовать приемы изменения базовых социальных установок их личности или ценностных ориентаций.
Общение как средство взаимодействия с людьми
... и получать сообщения делает возможным общение и понимание между людьми. Общение происходит, не только когда мы говорим или пишем, но его ... их, но для этого вам необходимо знать, как наиболее эффективно общаться с людьми. Эффективное общение требует вдумчивого отношения, повышенного внимания. навыка и сотрудничества. Наша способность посылать ...
Работа должна быть направлена не столько на отработку необходимых навыков общения, тренировку экспрессивно-речевых умений, сколько на коррекцию отношения к другим людям и связанной с ним самооценки, преодоления внутренних конфликтов, активизацию самосознания. Наиболее эффективным для таких людей является обучение самоанализу как средству, способствующему саморазвитию, а также групповой социально-психологический тренинг, повышающий готовность к принятию себя и других в общении.
Специалистами осуществлена систематизация отдельных техник социально-психологического тренинга. В поведенческом тренинге преимущественно имеет смысл использовать ролевую игру, в психокоррекционном — в основном групповую дискуссию.
Ролевая игра может:
— осуществлять поиски эффективных форм взаимодействия в рамках кооперации, демонстрировать недостатки уже имеющихся стереотипов поведения;
— закреплять ведущие к успеху модели поведения, цель которых — психологически нормальные контакты с другими людьми.
Групповая дискуссия может:
— осуществлять поиск эффективных форм взаимодействия в рамках кооперации;
— подавать обратную связь относительно поведения в ролевой игре.
Психологические приемы инновационных игр дают в групповой динамике скачок эмпатии участников от выявления ролевых позиций каждого в первый день до самоорганизaции группы к концу работы через развитие действенного сопереживания партнеров в достижении целей совместной деятельности.
Неся в себе общее в стратегии и тактике осуществления социально-психологического тренинга, этот вид психокоррекционной работы с людьми должен включать в себя и особенное, ориентированное на возраст, пол, профессию, и другие отличительные черты участников тренинговых групп. Так, вооружение педагогов элементами и приемами актерского и социально-психологического тренинга ускоряет их личностный рост, позволяет им осознать коммуникативные свойства своей личности и грамотно пользоваться ими в общении с воспитанниками, гармонизирует их взаимоотношения с окружающими людьми в целом.
Разработана специальная комплексная программа для педагогов, предполагающая осознание важнейших особенностей индивидуального экспрессивного репертуара, устойчивых невербальных паттернов, которые по тем или иным причинам могут затруднять профессиональное общение, а также самосовершенствование экспрессии и форм невербальной интеракции.
В программу включены приемы и упражнения, активизирующие направленное осознание различных форм невербальной активности, развивающие «чувства тела», специальные техники самомассажа для снятия напряжения в области «личностных зажимов», а также упражнения для совершенствования выразительных возможностей мимики, жестикуляции, голоса и др.
Для осуществления коррекции разрешения конфликтов был предложен цикл занятий, сочетающих традиционные (лекции, круглые столы и др.) и активные (тренинг, социально-ролевое проигрывание ситуаций, коррекционные педагогические игры и др.) методы обучения. Необходимыми компонентами такого мышления являются способность осуществлять процесс проблематизации в конфликтной ситуации, выход в рефлексивную позицию и рефлексивное мышление, а также навыки диалогического общения, обеспечивающие рефлексию конфликта и его разрешение.
В настоящее время широко практикуются различные формы социально-психологического тренинга, цель которых обучение психологически грамотному общению родителей, руководителей различных рангов, актеров, спортсменов, лиц, страдающих различными формами неврозов и испытывающих трудности в общении.
При этом специалисты единодушно отмечают, что особые преимущества для диагностики и коррекции трудностей общения появляются в условиях активного социально-психологического обучения и что новые возможности для достижения указанных целей дает видеотренинг, потому что его участники выходят в новое для них пространство — пространство «психической реальности». Последнее обстоятельство создает возможность для реализации различных гyманитарных программ по развитию личности ведущими тренинг-специалистами.
Одним из основных направлений работы по снятию псиxoлoгичecкиx трудностей в общении является индивидуальное психологическое консультирование.
Пути преодоления социально-психологических барьеров :
- использование средств психологической саморегуляции или социально-психологической культуры;
- знание, понимание себя, другого; распознавание барьеров;
- создание оптимального социально-психологического климата в группе и коллективе;
- чувство юмора;
- интонирование речи, возможности невербальных проявлений;
- социально-психологический тренинг.
Несомненный интерес представляют девять способов преодоления барьеров общения, сформулированные Д. Карнеги (1990):
- Если вам необходимо упрекнуть человека, то начинайте с похвалы и с искреннего одобрения. «Всегда легче выслушать неприятные вещи после того, как вы выслушали по хвалу в адрес ваших положительных сторон». (Например: «Вы же умный, исполнительный работник, как же вы до сих пор не выполнили это задание?»).
- Обращая внимание человека на его ошибки, не делайте это «в лоб». (Пример Карнеги: «Директор одного универмага заметил одиноко стоящего у прилавка покупателя, а в это время продавцы беззаботно разговаривали и шутили в стороне. Он, не сказав ни слова, спокойно зашел за прилавок и сам обслужил покупателя на глазах смутившихся продавцов»).
- Перед тем как критиковать человека, упомяните вначале о своих ошибках в аналогичных ситуациях. Тот, на кого направлена критика, гораздо быстрее признает свои ошибки, если знает, что и критикующий не безгрешен.
- Отдавая приказание, делайте это в форме вопроса. (Например: «Вас не затруднит сходить туда-то и сделать то-то»).
- Щадите гордость собеседника. Не перехлестывайте в критике через край, не критикуйте в присутствии других людей.
- Хвалите человека за каждое его, пусть даже самое незначительное, достижение. При этом будьте искренни в выражении своего одобрения. Заслуженная похвала побуждает человека реализовывать скрытые в нем возможности.
- Создайте человеку доброе имя, чтобы он мог жить в соответствии с ним. Человек будет стремиться доказать окружающим справедливость вашей высокой оценки его качеств, и постепенно новая для него социальная роль станет привычной. «Если хотите развить у человека определенные черты, ведите себя так, как будто эти черты уже присущи ему… Подарите человеку хорошую репутацию».
- Покажите человеку, что его недостаток или допущенный им промах легко устраняются, а дело, которым вы хотите его увлечь, нетрудно выполнить. «Одобрите человека… дайте ему понять, что у него даже есть интуиция, которую необходимо только развить, — и он будет работать до рассвета, чтобы добиться той цели, веру в которую вы в нем разбудили».
- «Старайтесь, чтобы людям было приятно делать то, что вы предлагаете. Любой человек охотнее выполняет те просьбы, поручения, которые приятны, интересны и полезны ему самому».
Таким образом, ключами к преодолению барьеров общения являются умение прощать и определение алгоритма поведения в конфликтной ситуации, следуя которому можно добиться наилучших последствий как для себя, так и для противоположной стороны. Это не означает, что вы вообще не можете выразить человеку свои претензии. Разница в том, что вы можете сделать это конструктивным образом
Список используемой литературы
- Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с., с. 110.
- Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М. 2006. – 224 с
- Учебно — методический комплекс под редакцией О.Н. Бондарева.
- Кукушкин В.С. Психология делового общения.- Москва ИД «МарТ» 2003 г.
18