Важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности, являются личностные качества учителя. Все личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Хороший учитель – это прежде всего хороший человек: порядочный, честный, добрый, справедливый.
Описывая в своих сочинениях любимых учителей, многие студенты повторяют: «…она была к нам очень добра, всегда нас понимала» и др.
Учитель начинается с таких качеств, как
- большая любовь к детям,
- интерес к профессии учителя.
Это необходимые качества, которые помогают достичь высокого уровня профессиональной деятельности в учебно-воспитательном процессе, которые можно назвать ПМ.
Вопрос о профессионально значимых качествах личности учителя неоднократно ставился в психолого-педагогических исследованиях: «В педагогике и дидактике, – писал В.Н. Сорока-Росинский,(1882 – 1960 г.- педагог, методист ЛГПИ им.А.И.Герцена, создал оригинальную систему воспитания трудных подростков)– очень много говорится об индивидуальном подходе к учащимся, о личности педагога, как, пожалуй, о самом важном факторе воспитания, о значении примера, который подает педагог. Но ничего не говорится об индивидуальном подходе к самому педагогу, о том, что такое его личность».
В начале 30-х гг. Б.Г. Ананьев(1907-1972г. — психолог, действительный член АПН, исследовал проблемы детской и педагогической психологии.), в монографии «Психология педагогической оценки», установил, что наиболее существенными качествами, которыми педагоги воздействовали на обучаемых, являются:
а) общее высокое культурно-политическое развитие и широкий научный кругозор;
б) активное отношение к предмету, побуждающее учащихся к упорной работе;
в) индивидуальный подход и справедливая оценка работы учащихся;
г) общительность.
Ф.Н. Гоноболин, выделяя десять наиболее существенных профессионально-личностных особенностей учителя (педагогический такт, способность к данному предмету, способность к творческой работе и т.д.), отмечал и его личностные качества: убежденность, целенаправленность, принципиальность, настойчивость, выдержка, находчивость.
Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности.
... учителю в определении индивидуальной траектории саморазвития, осуществлении жизненных планов. Целью курсового исследования является обоснование особенностей самореализации учителя в педагогической деятельности. Объект курсового исследования процесс самореализации учителя в педагогической деятельности. Предмет ... возможностей развития Я, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего ...
Ю.К. Бабанский составил свою классификацию профессионально-значимых качеств личности учителя.
С исследованными Н.В. Кузьминой профессиональными умениями педагога во многом совпадают восемь групп умений, которые выделяет в содержании профессиональной компетентности учителя А.К. Маркова.
По мнению Е.М. Павлютенкова, профессиональное мастерство учителя составляют следующие компоненты:
а) потребностно–мотивационная сфера личности – интегральное качество, характеризующееся совокупностью социальных установок, ценностных ориентаций, интересов;
б) сфера личности – интегральное качество, характеризующееся совокупностью общих и специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств;
в) самопознание личности. Вряд ли теоретически корректно выделять отдельно третий компонент, поскольку самопознание личности как функция познавательной потребности и специальных знаний может быть отнесено к первым двум сферам личности(Павлютенков Е.М. Профессиональное становление будущего учителя// Советская педагогика.1990.№11.С.64-69).
Ю.Н. Кулюткин выделил три группы качеств личности, имеющих для педагога профессиональную значимость, а именно:
- способность понимать внутренний мир другого человека,
- способность к активному воздействию на ученика и эмоциональную устойчивость, т.е. способность «владеть собой».
Выделив совпадающие в различных исследованиях качества эффективно работающих педагогов, Р. Бруннер предложил модель идеального учителя из следующих десяти компонентов:
- эмоциональная стабильность,
- положительная самооценка,
- дифференцированное и систематическое планирование обучения,
- партнерская установка на ученика,
- преобладание непрямых управленческих воздействий,
- избегание ригидных способов педагогического воздействия,
- применение методов взаимодействия между учащимися (групповых методов обучения),
- дифференцированное использование положительных подкреплений, стимулов,
- гибкость (дифференцированный подход к учащимся, к определению педагогических целей, к выбору средств и методов обучения и т.д.),
- знание и учет ожиданий партнеров по профессиональной роли.
Профессиональные качества являются важным компонентом в научно – теоретической модели личности преподавателя, разработанной под руководством В.А. Сластенина. К психолого-педагогическим качествам относятся:
педагогическая эрудиция,
педагогическое мышление,
педагогическая наблюдательность и зоркость,
педагогическая требовательность,
педагогический оптимизм,
педагогическая рефлексия,
чувство юмора,
доброта,
строгость,
требовательность.
В ряду специальных качеств преподавателя выделяются такие как:
научная эрудиция,
научное мышление,
увлеченность наукой и предметом,
чувство нового,
стремление к самообразованию.
Завершает ряд перечень методических качеств. К их числу относятся:
дидактические,
экспрессивно – речевые способности,
любовь к студентам и к профессии.
В качестве одного из вариантов классификации профессионально-значимых личностных качеств преподавателя можно привести авторскую разработку Т.П. Ивановой, В.С. Николаевой, В.П. Симонова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
№ |
Оптимальные характеристики качества личности |
Допустимые характеристики качества личности |
Критические характеристики качества личности |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.1 |
Сильный уравновешенный тип нервной системы |
Сильный неурав-новешенный тип нервной системы |
Слабый инертный тип нервной системы |
1.2 |
Тенденция к лидерству |
Властность |
Деспотизм |
1.3 |
Уверенность в себе |
Самоуверенность |
Самовлюбленность |
1.4 |
Требовательность |
Непримиримость |
Жестокость |
1.5 |
Добросердечие и отзывчивость |
Недостаточная самостоятельность |
Чрезмерный комформизм |
1.6 |
Гипертимность |
Педантичность |
Возбудимость, экзальтированность |
Таблица 2
Педагог в структуре межличностных отношений
1 |
2 |
3 |
4 |
2.1 |
Преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами |
Преобладание авторитарного стиля общения |
Преобладание либерального стиля общения |
2.2 |
Незначительные конфликты только по принципиальным вопросам |
Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами |
Постоянная конфликтность по большинству вопросов |
2.3 |
Нормальная самооценка |
Заниженная самооценка |
Завышенная самооценка |
2.4 |
Стремление к сотрудничеству с коллегами |
Стремление к соперничеству с коллегами |
Постоянные приспособления и компромиссы |
2.5 |
Уровень изоляции в коллективе равен нулю |
Уровень изоляции в коллективе в пределах 10 % |
Уровень изоляции в коллективе более 10% |
Таблица 3
Профессиональные черты личности преподавателя
1 |
2 |
3 |
4 |
3.1 |
Широкая эрудиция и свободное изложение материалов |
Знание только своего предмета |
Работа только по конспекту |
3.2 |
Умение учитывать психологические возможности учащихся |
Знания возрастной и педагогической психологии |
Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии |
3.3 |
Темп речи 120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность |
Темп речи ниже 120 слов в минуту |
Темп речи выше 150 слов минуту, неразборчивость речи |
3.4 |
Элегантный внешний вид, выразительные мимика и жесты |
Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов |
Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция, неадекватная мимика |
3.5 |
Обращение к участникам по именам |
Обращение к участникам по фамилиям |
Постоянное безадресное обращение к учащимся |
3.6 |
Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость |
Чуть замедленная реакция и находчивость |
Отсутствие находчивости и умение адекватно реагировать на ситуацию |
3.7 |
Умение четко формулировать конкретные цели |
Умение определять общие цели |
Отсутствие умений четкого целеполагания |
3.8 |
Умение организовать всех учащихся сразу |
Умение организовать работу большей части учащихся |
Работа только с отдельными учащимися при пассивности большинства |
3.9 |
Проверяет степень понимания учебного материала всегда |
Проверяет степень понимания учебного материала периодически |
Никогда не проверяет степень понимания учебного материала в ходе объяснения |
Профессионально значимые личностные качества учителя являются системообразующим элементом компетентности. Следовательно, их развитие выступает узловым моментом, важным условием формирования и повышения психолого-педагогической компетентности учителя.
Начинающие педагоги, как правило, плохо представляют слабые и сильные стороны своей личности, не развивают компенсаторные возможности. Попытки совершенствоваться идут чаще всего только по пути накопления знаний, а не развития у себя необходимых для педагогической работы качеств. Индивидуальный подход в обучении педагогическому мастерству состоит не в том, чтобы преобразовать тип высшей нервной деятельности в направлении некоего стандарта, а в том, чтобы сформировать индивидуальный стиль в зависимости от индивидуально-психологических особенностей учителя.
Для того чтобы наметить программу саморазвития профессиональных качеств, нам необходимо выяснить уровень их развития у каждого студента.
(решение тестов на определение уровня проявления профессиональных качеств у студентов)
Специфика педагогической деятельности обусловливает особую значимость социально-психологических качеств, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию учителя с учениками. Именно наличие этих качеств следует считать важнейшим признаком профессионализма. К их числу отнесем рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность.
Определение профессионально значимых качеств учителя музыки
Специфика учителя музыки состоит в том, что в его профессии специальные знания, умения и навыки должны находиться во взаимосвязи с педагогическими. Все виды деятельности и формы работы в школе (уроки музыки и различные внеклассные мероприятия) требуют от учителя профессиональных знаний и умений не только музыканта, но и прежде всего педагога.
В исследовании Л.Г. Арчажниковой условная модель будущего учителя музыки предстает как система общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков учителя, таких направлений в его работе, как организационная, познавательная, эмоциональная, исследовательская, а также требований, которые отражают содержание музыкально-теоретической, дирижерско-хоровой, инструментальной и методической подготовки. Задача формирования музыкально–эстетической культуры учителя музыки здесь соотносится с эмоциональным направлением его деятельности, которая связывается со способностью чутко реагировать на все прекрасное в жизни и искусстве, формировать чувство красоты у учащихся, поддерживать у них увлеченность музыкальным искусством.
Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести уроки; давать теоретические знания в доступной и увлекательной форме; вести различные виды внеклассной работы.
О широком профиле педагога–музыканта писали видные деятели музыкальной культуры – Б.В. Асафьев, С.Т. и В.Н. Шацкие, А.Б. Гольденвейзер, Н.А. Ветлугина, О.А. Апраксина и др. Еще в 20-е годы Б.В.Асафьев указал на качества, необходимые учителю–музыканту, он не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки, а должен быть и теоретиком и регентом, но в то же время и музыкальным историком и музыкальным этнографом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону. Как разносторонне образованный человек он не только находится в курсе всех музыкальных событий современности, но и знакомится с различными явлениями в смежных областях искусства.
В работе учителя музыки художественное творчество является одним из основных качеств. Что же представляет собой творчество? Можно ли деятельность учителя музыки отнести к творчеству и в чем это проявляется? Творческая деятельность предполагает педагогическую импровизацию. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого – педагогическая грамотность и научная эрудиция. Творчество проявляется в отборе и общении тех или иных жизненных явлений, в индивидуальной неповторимой форме их восприятия и познания.
Также творчество учителя музыки проявляется в решении бесконечного множества типовых и оригинальных задач, возникающих в работе с учащимися. Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, учителю необходимо:
- умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
- с целью формирования у школьников ассоциативного мышления привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов искусства;
- разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их постановки перед учащимися (в основном для этого используется внеклассная работа);
Активизация познавательных интересов учащихся способствует также создание учителем определенного эмоционального настроя в процессе занятий, пробуждение у школьников желания узнать новое, преодолеть затруднения.
Таким образом, для преподавания музыки необходимо наличие специфических профессионально значимых качеств личности, таких как креативность, разносторонняя музыкальная образованность, неординарное преподнесение учебного материала.
Какие качества учителя музыки можете выделить вы, опираясь на курс изучения Музыкальной психологии, Истории музыкальной педагогики, Основ теории и методики музыкального образования детей и свой личный опыт?
Г.М. Цыпин выделяет такие приоритетные качества учителя музыки как:
- музыкальность,
- любовь к детям,
- эмпатия,
- профессиональное мышление и самосознание,
- музыкально-педагогическая интуиция,
- артистизм,
- личностная профессиональная позиция учителя музыки.
Д/з составьте краткий конспект «Профессионально — значимые (приоритетные) качества учителя музыки. Критерии профессиональной компетентности». (Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пос. для студ. муз. фак. высш. пед. уч. завед. / под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. –С.10-16.
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. /Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – С.180-194)