Этапы и закономерности развития личности

Этапы и закономерности развития личности

В условиях формирующего педагогически! и вил-действия происходит развитие личности, станов­ление ее важнейших психологических свойств и качеств. Что же является движущими силами развития личности, способствующими достижению ею социаль­ной зрелости?

В истории психологии существовало два направления в ре­шении вопроса о движущих силах, источнике развития и ста­новления личности. Эти направления получили название био­генетической и социогенетической концепций развития.

Биогенетическая концепция исходит из того, что развитие личности человека определяется биологическим, преимущест­венно наследственным, фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер. Согласно этой точке зрения, человек от природы имеет предрасположе­ние не только к некоторым особенностям протекания эмоцио­нальных реакции, особенностям темпа действий, но и к опре­деленному комплексу мотивов (предрасположение к преступ­ности у одних, к успехам в административной деятельности у других и т. п.).

В человеке якобы от природы запрограмми­рованы не только формы его психической деятельности, но и их содержание, изначально определены этапы психического раз­вития и порядок их возникновения.

Биогенетическая концепция, представляющая личность че­ловека лишенной собственной активности, продуктом действия фатальных биологических факторов, делала и педагога пассивным свидетелем рождения этих роковым образом предопре­деленных качеств личности. Разрешите ребенку быть эгоистом, позвольте ему лгать, обманывать, пока эти силы не исчерпают себя; яркие эгоистические поступки порождают у ребенка идею его “Я”,—призывали биогенетпки педагогов, оставляя за по­следними лишь право знать, какие качества личности должны фатально появиться у ребенка, и обязанность не препятствовать их появлению, а, наоборот, способствовать ему.

Социогенетическая концепция рассматривает развитие лич­ности как результат прямых воздействий окружающей соци­альной среды, как слепок со среды. При этом, так же как и в биогенетической концепции, игнорируется собственная актив­ность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстанов­ке. Если следовать социогенетической концепции, то остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди.

53 стр., 26024 слов

Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...

... Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в ... развития творческих способностей. Разработать технологию развития творческих способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы ... которое характеризует данную личность. Причем эти отдельные ... в три этапа. На первом, подготовительном этапе (июль ...

Таким образом, ни биогенетическая, ни социогенетическая концепции не могут быть приняты за основу понимания зако­номерностей развития личности. Ни та ни другая не способны выявить движущие силы психического развития. Не позволяет это осуществить и теория механического взаимодействия, или конвергенции, двух факторов (среды и наследственности), в которой не преодолевались ошибки двух концепций развития, а скорее удваивались.

Диалектико-материалистическая позиция при решении проб­лемы движущих сил развития личности с необходимостью тре­бует обращения к характеристике тех противоречий, разреше­ние которых и обеспечивает осуществляющийся в развитии пе­реход от низшего (простого) к высшему (сложному).

Актив­ность личности обусловливается совокупностью потребностей, побуждающих человека через сложную систему осознанных и неосознанных мотивов к деятельности. Однако процесс удов­летворения потребностей является внутренне противоречи-в ы м. Потребности, как правило, не удовлетворяются немед­ленно после их возникновения. Для их удовлетворения необ­ходимы материальные средства, определенный уровень готов­ности личности к деятельности, знания, умения и т. п. Движу­щие силы. развития личности выявляются в противоречии меж­ду изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.

Удовлетворение потребностей вновь и вновь воспроизводит ситуацию, в которой обнаруживается противоречие между дос­тигнутым уровнем развития потребностей человека и реаль­ными возможностями их удовлетворения. Преодоление проти­воречий, ведущее к развитию личности, происходит в деятель­ности путем овладения определенными средствами ее осуще­ствления (приемами, способами, операциями, умениями, зна­ниями и т. д.), что происходит в процессе обучения. При этом удовлетворение потребностей посредством активной деятель­ности закономерно порождает новую, более высокую по уров­ню потребность.

Вот почему развивающаяся личность, постоянно воспроизво­дя новые и новые потребности (а следовательно, и разветвлен­ную систему мотивации), в свою очередь является результа­том развития потребностей. Развитие, отбор и воспитание пот­ребностей, приведение их к той нравственной высоте, которая должна быть свойственна человеку коммунистического обще­ства, является одной из центральных задач формирования личности советского человека.

Формирование личности происходит в условиях включения ее в коллектив. Как подчеркивал А. С. Макаренко, личность развивается в коллективе и через коллектив, который представляет собой группу высокого уровня развития, обла­дающую наиболее благоприятными условиями для формиро­вания ценных качеств личности. Именно в коллективе полу­чает полноценное удовлетворение потребность индивида быть личностью, активным участником строительства нового обще­ства, происходит всестороннее ее развитие.

Ведущая роль в формировании личности принадлежит це­ленаправленным воздействиям на нее — воспитанию. Воспита­ние направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, заданными обществом. При этом воспитание не только определенным образом организует, упорядочивает жизнь и деятельность ребенка, но и создает в соответствии с существующими педагогическими принципами специальную со­циальную среду или ситуацию развития, наилучшим образом выявляющую возможности конкретной личности, создает ус­ловия для проявления ее активности, формируя и направляя ее. Здесь психология личности уступает место педагогике вос­питания личности, методике коммунистического воспитания, в задачу которых входит выявление средств и путей всесторон­него развития личности, формирования нравственного созна­ния, воспитания сознательной дисциплины, социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма. Осуществле­ние этих высоких задач и обеспечивает становление личности советского человека—строителя коммунистического общества.

2 стр., 618 слов

Факторы речевого развития человека

... Важным условием для своевременного и правильного протекания речевого развития детей является сохранная психологическая база. Организм человека - это сложная взаимосвязанная система, следовательно, психические процессы ... воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение. Общая картина развития речевых навыков у ребенка может существенно меняться при выраженном снижении ...

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта