Чтение народных сказок: от полутора лет
Начинать знакомство со сказками лучше, конечно, не с их сочинения, а с чтения уже написанных, проверенных временем сюжетов. Именно поэтому сначала нужно отдать предпочтение сказкам народным, а не авторским. Народные сказки сложены очень давно, в них осталось самое ценное, сконцентрированное в очень обычных, простых сюжетах. В любой сказке есть поучение, однако мы сами уже с трудом можем увидеть эти «уроки» Так, многие взрослые, задумываясь над смыслом сказки «Курочка Ряба», недоумевают, где же логика: сами били — не получалось, а у мышки получилось, и все рыдают? В этом и состоит один из важнейших психологических эффектов чтения сказок — мы их воспринимаем в большей степени на бессознательном уровне: поучения, «уроки», «правила жизни» словно проваливаются в нас, минуя сознание. И мы учимся тем мудростям и премудростям жизни, которые нужны именно нашему народу. Если сказка сохранилась с давних пор, значит, в ней есть необходимый потенциал нравственности и духовности. Но сказки в большинстве своем неоднозначны, из одного текста можно сделать массу выводов, в том числе и противоположных. На одном из занятий по сказкотерапии я читаю вслух сказку «Колобок» и прошу взрослых написать две основные мысли сказки, главные выводы. Получается целый список разнообразных умозаключений, начиная с «Надо слушаться родителей, иначе ждет тебя неминуемая гибель» и заканчивая «Чем раньше вырвешься из родительского дома, тем более насыщенную жизнь сможешь прожить». Выводы противоположные, но оба следуют из одной сказки, не так ли? Именно поэтому дети готовы слушать сказку много-много раз. Какой из выводов правильный? Тот, который ближе на данный момент, который готов быть увиденным.
Совет родителям: После прочтения сказки желательно обсуждать действия героев, интересоваться мнением ребенка и озвучивать свои наблюдения. Читайте ребенку сказку столько раз, сколько он просит. Это вам уже мучительно надоела Маша и три медведя, а ребенку они почему-то еще нужны. Если просит, значит, сказка себя еще не исчерпала, и ребенок продолжает делать выводы.
Волшебные сказки: от четырех лет
Волшебные сказки — это те, в которых есть не только сюжетный вымысел, но и волшебные герои, волшебные предметы и помощники. Такие сказки могут быть как народными, так и авторскими. Время волшебству и чуду наступает приблизительно в четыре года или чуть ранее. У ребенка уже достаточно развито воображение, он не просто принимает правила бытия, но и сам ищет ответы на разные вопросы, учится принимать решения, выбирает между желаниями и предписаниями, решает первые нравственные проблемы. Поэтому в волшебных сказках есть магические предметы, волшебные помощники, с помощью которых ребенок учится находить непростой баланс между собственной детской беспомощностью и иллюзорным взрослым всемогуществом. Другая особенность волшебных сказок — яркие противоположные герои: злодеи и добрые волшебники — Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, феи, крестная, добры молодцы и так далее. Ребенок, читая сказку, присоединяется к тому или иному герою, переживает вместе с ним все перипетии, сочувствует ему, вместе борется со злом и торжествует над победой добра. В этом возрасте девочки и мальчики уже начинают видеть свои полоролевые отличия, поэтому каждый проигрывает свой «сценарий». Девочка представляет себя на месте Елены Прекрасной, а мальчик становится героем, который спасает ее из плена.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Тема свадьбы — одна из самых распространенных в волшебной сказке, дети проигрывают разные жизненные сценарии, ищут своих будущих принцев и принцесс. Психологи задают женщинам вопрос о любимой детской сказке, потому что в ней кроется бессознательный женский сценарий построения отношений. Так женщины с большим удивлением видят сходство своей любимой сказки «Русалочка» и жертвенностью в реальной жизни, или «Царевны лягушки» — с желанием того, чтобы любимый мужчина принимал такой, какая есть, без желания становиться лучше. Выводы о жизненных стратегиях можно сделать не только исходя из любимого сказочного женского образа, но и отталкиваясь от мужского. Марина, мама двоих детей, вспоминает: «Я всегда в детстве завидовала Емеле, который без всяких усилий добивается своего. И сейчас я понимаю, что от своих мужчин всегда хотела, чтобы они «по моему веленью» исполняли все мои желания. К сожалению, это бывало крайне редко и страдания не заставляли себя долго ждать…». Значит ли это, что сказка «По щучьему веленью» вредна для ребенка? Отнюдь нет, сказка всегда многогранна, и никто, кроме родителей, не сможет показать ребенку всей ее многозначности.
Советы родителям: Читая волшебные сказки, постарайтесь понять, с кем идентифицирует себя ребенок. Можно спросить: «Кто из героев сказки похож на тебя? Если бы ты играл роль в этой сказке, кем бы ты себя назначил?» Дети не всегда выбирают героя своего пола и положительного. Это диагностический признак и повод задуматься, но ни в коем случае не повод пугаться и ругать ребенка. Просто побеседуйте о герое: чем он привлекает ребенка, какие у него слабые стороны, ошибки? Как эти качества могут пригодиться человеку в жизни? Можно также спросить, кто из сказки похож на маму, папу, брата. Только не надо критиковать ребенка за выбор, просто слушайте и пытайтесь понять. Ведь на языке сказки у ребенка и взрослого намного больше шансов стать ближе и услышать друг друга. Задавайте открытые вопросы без критики и слушайте, слушайте, слушайте!
Самодельные сказки: эффект терапии
Чтение любых сказок уже несет в себе психотерапевтических заряд, потому что сказка — это не инструкция по применению. В сказке всегда есть образ, метафора, некая дымка, а в ней лишь намек. Сказка — это, прежде всего, свобода для принятия самостоятельного решения, право на согласие или протест. Сказка — это не назидательный удар дубиной, это игра на тонких инструментах души, которая дает право оставаться самим собой и выбирать свой путь из предложенных. Родители — не психотерапевты, они всего лишь родители. Не стоит стремиться быть психологом для своего ребенка, он вырастет и сможет найти себе много психологов-специалистов, а родители у него всегда будут одни. Лучше стать теми родителями, которые видят личность в своем ребенке, учат его следовать социальным нормам, помогают разобраться с трудностями. Сочинение сказок для ребенка — это универсальный инструмент, который дает возможность быть с ребенком в контакте и помогать ему в решении проблем. Вы думаете, что сочинять сказки — это сложно и ответственно? Конечно, не все родители смогут быть мастерами-сказкотерапевтами, однако сказка — это один из инструментов, на котором хороший родитель, как хороший музыкант, должен хоть чуть-чуть уметь играть. Это не так сложно, потому что сказкотерапия — это, скорее, игра на барабане, чем на сложном фортепиано. Дети прекрасно и с ходу играют на барабане (да и на фортепиано не стесняются), так давайте будем учиться у них, пробовать и не бояться.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, ... В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. По мнению ... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, ...
Сказкотерапия — направление практической психологии, которое использует метафорические ресурсы сказок для развития самосознания, осознания проблем и помощи в принятии решений и линии поведения
Алгоритм сочинения сказки
- Выделите проблему, которая беспокоит вас или ребенка
Ваше видение проблемы и ее восприятие ребенком — это, что называется, «две большие разницы». Можно сконцентрироваться как на первом варианте, так и на втором. Проблема должна быть сформулирована максимально четко: «Маша не хочет одеваться сама, хотя умеет», «Дима разбрасывает свою одежду, не убирая ее в шкаф», «Миша кусает детей в садике», «Сережа грубит бабушке, считая, что та ему все должна», «Настя не может завести подруг, обижается на всех» и так далее. Проблему формулируете вы сами, не привлекая к этому ребенка, ведь это лишь ваше предположение, а не четкий «диагноз».
- Сформулируйте основную мысль рассказа, стержневую идею
Какие мысли вы хотите донести до ребенка, какие действия он должен совершить для преодоления проблемы? Подумайте над идеальным для вас вариантом — тем, к которому ребенок мог бы стремиться (или вам бы хотелось, чтобы стремился).
Опять же, четко его сформулируйте: «Маша стала одеваться сама, даже тогда, когда рядом есть люди, способные помочь», «Дима научился убирать свою одежду в шкаф без напоминания», «Миша перестал кусать детей в садике, научился выражать негативные эмоции словами».
- Выбор главного героя, похожего на ребенка
Герой может быть как человеком, так и зверьком, вымышленным персонажем, главное — чтобы он был похож на ребенка. Называть героя точным именем ребенка не следует, ведь у маленького слушателя должно остаться право не отождествлять себя с ним. Совпадать могут возраст, пол, любимые занятия и так далее. Очень важно, чтобы этот герой по определению был положительным. Нельзя начинать сказку со слов: «Жил-был плохой тигренок Джон, который всегда кусался и злился…». Можно сказать и по-другому, сравните: «Жил-был веселый, озорной трехлетний тигренок Джон. Иногда он так увлекался игрой, что мог даже укусить других зверят…».
Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный ...
... случае идет декодирование или дешифровка, во втором - кодирование, зашифровка сообщения. Если ребенок имеет определенные проблемы на этапе становления речи, то декодирование происходит с ошибками, которые имеют ... данной теме. Глава 1. Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный взгляд на проблему дисграфии 1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, операции ...
- Простройте сюжет с ошибочными действиями героя и их естественными последствиями
Наши хорошие, замечательные, любимые дети совершают ошибки, делают неправильные действия, не становясь при этом «плохими». Необходимо разделять личность (позитивную) и совершаемые негативные действия. Покажите естественные последствия, которые наступают, если неконструктивное поведение закрепляется. Например, «Все зверята стали бояться Джона, и у него совсем не осталось друзей, с которыми можно было бы весело поиграть»; «Родители очень расстраивались, когда Маша кричала: “Я не буду одеваться, сами оденьте меня!” Они не понимали, как их любимая дочка может так некрасиво себя вести и очень огорчались. Поэтому однажды…».
- Преодоление негативного реагирования, «идеальное поведение» и его позитивные последствия
Дети выбирают линию поведения, не зная всех последствий, им трудно всегда быть «хорошими», вести себя «как надо». Ведь детские желания никто не отменял, их «хочу!» настолько сильно, что требуется весомая сила с противоположной стороны. Только значимые, любимые люди, чье расположение важно, способны противостоять этим желаниями. «Маша поняла, что когда одевается сама, мама может ей гордиться. Она сама надела штанишки, а мама стояла и радовалась: “Какая моя доченька выросла большая, уже сама умеет одеваться”, она поцеловала Машу, и они быстро пошли на прогулку…». 6. Детское соавторство Сочиняя сказку, внимательно следите за реакцией ребенка: если ему скучно, он не следит за сюжетом, то, возможно, вы выбрали неактуальную для него проблему. По ходу сказки периодически спрашивайте: «Как думаешь, что будет дальше?» Заговорщицким тоном можно поинтересоваться: «И что он сказал?», «Она расстроилась или обрадовалась?», «Что он сделал — укусил котенка или нет?» В зависимости от ответов сюжет сказки можно выстраивать по-новому и менять его. Например, ребенок продолжает: «Да, Джон укусил лисенка, нечего забирать мячик», а вы делаете соответствующие выводы, но не спорите с ребенком: «Да, к сожалению, он опять начал кусаться, все зверята разбежались, и игра прекратилась. Стоит Джон и думает: «С кем еще можно так весело поиграть? Друзей-то не осталось». Завершать сказку надо позитивным финалом, в котором герой преодолел все свои трудности и выбрал «правильное» решение. И никаких дополнительных нравоучений: что усвоил ребенок — то в его копилке, что нет — то нет, значит, для этого еще не пришло время.