Составь предложение со словарным словом (словами)
Учащимся предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово. Усложним задание, предложим составить предложение по заданной схеме, в схеме указать местонахождение словарного слова, используя цвет или значок. Например:
/______ ______ __ _______.
(Сорока сидит на суку.)
Комментатор (вставь пропущенную орфограмму, объясни) Даны словарные слова с пропущенными рфограммами (ошибкоопасные места).
Необходимо вставить букву, объяснить свой выбор. При этом очень важно научить учащихся классифицировать орфограммы.
Например: Т_ТРА_Ь
или как вариант Т(и, е)ТРА(т, д)Ь
1) безударная гласная (далее б/гл) е в корне слова, непроверяемая ударением;
2) буква д, обозначающая парный со гласный [д], который можно проверить (звук согласный проверяй — рядом гласный подставляй): тетради, где [д] стоит в сильной позиции.
«Немой» словарик
Учитель или ведущий ученик, четко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Остальные ученики угадывают слово, затем также без звучно «проговаривают» его еще раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма. Данный навык важен при выполнении любой письменной работы, особенно при написании диктантов, когда ученик пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, связанных с пропуском или заменой букв.
«Толковый» словарь
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем его лексическое значение. Учащиеся угадывают слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.
«Этимологический» словарик
Ведущий рассказывает о происхождеии загаданного слова. Ученики угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
«Картинный» словарь
Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Этот вид работы можно усложнить: учащиеся должны выбрать или нарисовать сюжетную картин
ку, на которой будут изображены предметы, называемые словарными словами. На сюжетной картинке необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подобрать к этим словам признаки, действия. Итогом станет небольшое сочинение по данной картинке с использованием отработанных заготовок.
Формирование орфографической зоркости как условие формирования ...
... Орфографическая зоркость как орфографическое умение, ее сущность 1.6 Система работы по формированию орфографической зоркости 1.7 Проговаривание как прием формирования орфографической зоркости 1.8 Виды орфографических упражнений, ... о чём пишет, а не над орфографией каждого слова. Говоря о психофизиологической природе орфографического навыка, нужно иметь в виду не только зрительные и рукодвигательные ...
Выборочный диктант
Ведущий читает предложение или текст. Остальные ученики на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В данном случае необходимо определить временные границы выполнения работы и затем выявить, кто из учащихся нашел больше слов. В этой работе важны не просто списывание словарных слов, а работа со словом (выделение орфограмм).
Схемы?угадайки
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Возможен и более сложный вариант: орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Однако этот вариант требует определенных обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые — подчеркивать (знак минус — слабая позиция).
___О___О____ (воробей, молоко, …)
________СС __ (касса, масса, …)
___Е____ДЬ (медведь, тетрадь, …)
Копилка?минутка
На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определенную орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берется группа словарных слов с парными согласными, аналогично — удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания дается 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова (вытирает с доски).
Снова дается 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчеркивание орфограммы).
«Лишнее» слово
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или при подведении к новому материалу. Например, темаурока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные». На доске записаны слова:
сорока, ворона, петух, корова, дорога
Далее идут рассуждения:
1. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух — всего 5.
2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как во всех словах 3 слога, а в
этом слове 2.
3. … слово петух, так как все слова заканчиваются на гласную, а данное слово —на согласную.
4. … слово дорога, так как все слова отвечают на вопрос к т о?, а слово дорога — на вопрос ч т о? И так далее. Аргументов может быть много, и «лишних» слов тоже!
Буквы?липучки (магниты)
Дана определенная буква (орфограмма).
За отведенное время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например:
М ШИНА КЛА
М ЛИНА MA А
М ГАЗИН КА А
… (А) … … (СС) …
Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определенную орфограмму. Можно использовать данный прием как вариант домашней работы, например, при изучении темы «Удвоенные согласные».
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
... личности и на все психическое развитие ребенка. Данная курсовая работа посвящена логопедической работе по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования: ... недоразвитием речи; 3. Выявить нарушения и провести коррекционно-логопедическую работу по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; 4. ...
«Мнемонический» словарик
Учащиеся с помощью учителя, родителей или самостоятельно (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении.
Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц.
МЕБЕЛЬ из ели.
ЯГОДА. Ем ягоды круглый год.
КОСТЮМ. Костя носит костюм.
ЛОПАТА. Лопата похожа на лопасть.
ПЕНАЛ. У Пети пенал.
БЕРЕЗА. У березы белый ствол.
ТОВАРИЩИ. Том и Толик товарищи.
ПАЛЬТО. Пальто носит папа.
«Шифровки»
Эту работу лучше давать вне урока, так как для его выполнения требуется немало времени, ведь важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Самое интересное при этом сам процесс работы. Ученики могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть самыми разными.
Шифровка «Слоговое сложение»
Раздели данные слова на слоги. Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Поставь ударение, выдели орфограмму.
ВЕС НА + ГО РОД → НА РО
′
Д
ТРА ВА + У ГОН → ВА ГО
′
Н
ТЕ МА + ЛЕ ТО + ФОН ТАН → ТЕ ЛЕ ФО
′
Н
Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку.
Шифровка «Алфавит»
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9…
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13, 6, 33 — (АЛЛЕЯ) — в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
Шифровка «Убери лишнее»
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определенному признаку.
Например: К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные иполучишь словарное слово (БЕРЁЗА).
Данное упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определенных тем (например, парные согласные).
Шифровка «Части слова»
Этот вид задания можно использовать при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например: Приставка в нашем слове, как у слова
ЗАБОЛЕЛ.
Корень — как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс — как у слова БЕРЁЗКА.
Окончание — как у слова КОНЬКИ.
В итоге получается слово ЗА МОРОЗ К И.
Шифровка «Добавь гласные» (или «Испорченная печатная машинка»)
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке).
Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
Например: КПСТ (КАПУСТА).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединенных каким-то общим признаком. Например: живые существа: КРВ
(КОРОВА), ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК); это растет: ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА), РХ (ОРЕХ)
Кроссворды
Этот вид работы требует больше времени, поэтому используется во внеклассной
работе или в качестве домашнего задания.
«Недостающие пазлы»
По сути, это списывание с определенным грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарныеслова.
Работа со словарными словами как один из путей формирования орфографической ...
... орфограммами, малоэффективна. Поэтому я на ряду с традиционными приемами работы со словарными словами использую новые более сложные упражнения направленные на активизацию словесно -логического мышления, усиление ... как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают "словарное" слово в тетрадь, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен ...
«Проба пера»
Этот вид работы практикуется в III–IV классах, когда индивидуальный словарик достаточно полон. Для способных детей словарь может быть дополнен словами, не входящими в программу данного класса. Школьникам предлагается в течение выходных дней написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определенному подбору:
1) на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву);
2) на наличие в словарных словах буквосочетаний оро0, 0оло;
3) словарные слова должны иметь одну определенную орфограмму (например, удвоенную согласную);
4) можно использовать словарные слова на определенную тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.
«Тематическое меню»
В рамках определенной темы можно по работать со словарными словами следующим образом.
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени их по числам, по родам и т.д. (в теме «Имя прилагательное», «Правописание окончаний имен прилагательных»).
3. Измени форму числа, падеж (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам»).
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы. Или, наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы — словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»).
5. Подбери к данным словарным словам родственные слова, одушевленные имена существительные.
Например: М_ШИНА — МАШИНИСТ,
P_БOTA — РАБОЧИЙ.
Или наоборот: С_ПОЖНИК — САПОГИ,
ФУ_БОЛИСТ — ФУТБОЛ.
6. Допиши к словарным словам имена собственные (в теме «Заглавная буква в
именах собственных»).
7. Образуй от данного словарного слова слово другой части речи (в теме «Части речи»).
Например:
Р_БОТА — РАБОТАТЬ,
УЖ_Н — УЖИНАТЬ
Загадки?шутки (игры)
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ, …)
2. В каких словарных словах спряталась
0ель0? (УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК, …)
3. Слог потерялся. (___ЛЮТ, ___БАКА, __ВЕДЬ, …)
4. Игра «Чей это голос?».
мычит (кто?) — _________ (КОРОВА)
поёт (кто?) — _________ (СОЛОВЕЙ,
ДЕВОЧКА, …)
5. Собери слоги:
0жур0, 0ный0, 0де0 (ДЕЖУРНЫЙ)
0ки0, 0ва0, 0лен0 (ВАЛЕНКИ)
6. Вопрос — ответ:
Чем рубят дрова? ________
Первый день недели. _________ И т.д.
Эти игры можно использовать во вне классной работе или как вариант домашнего задания. «Мудрый словарик»
При работе со словарными словами полезно использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы. Данный вид работы воспитывает любовь к русскому языку, обогащает словарный запас. Например, надо дописать словарные слова:
Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного ...
... звуковой анализ понимают узко, а именно - как «слушание отдельных звуков в словах и используемый для ознакомления с буквами» [55, с.39]. Данная трактовка не противоречит положениям ... речевой слух, формировать умение слушать отдельные звуки, устанавливать их последовательность в словах. Так, например, разрабатывая новую для своего времени методику первоначального обучения грамоте, К.Д. Ушинский ...
Как об стенку ___________ (ГОРОХ).
Береги нос в большой _____ (МОРОЗ).
Метод графических ассоциаций Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2–3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Например, в слове шофер вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, дорожный знак, которые по очертанию похожи на букву о. Обсудив, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, ученикам предлагается творческое задание — нарисовать словарное слово в словариках (в конце индивидуальных словариков можно оставить несколько страниц для творческой работы).
Желающие могут нарисовать слово на альбомных листахопорах.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Александрова Г. Занимательный русский язык. СПб., 1997.
Занимательная грамматика. М., 1996. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. Ярославль, 1997.
Е.В. СЕЛЕЗНЕВА, учитель начальных классов, средняя общеобразовательная школа «Личность», г. Новороссийск