А.С. Макаренко называл методы воспитания «инструментом прикосновения к личности». В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этого понятия.
В энциклопедическом словаре понятие «метод» определяется как способ, путь достижения какой-либо цели, как способ действия. Отсюда метод воспитания – это способ, путь достижения заданной цели воспитания, способ получения результата.
Под методами воспитания понимают способы совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на достижение целей и решение задач воспитания.
Методы воспитания – это способы взаимодействия педагогов и воспитанников, направленные на достижение воспитательных задач (Радугин А.А.).
Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности воспитателей и воспитанников. (Пидкасистый П.И.)
Методы воспитания – это способы взаимодействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. (Подласый И.П.)
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. (Сластенин В.А.)
В теории и методике воспитания помимо термина «метод воспитания» существует термин «метод педагогического воздействия».
Метод педагогического воздействия можно охарактеризовать как способ деятельности воспитателя, ориентированный на организацию взаимодействия с воспитанниками, их деятельности. Метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика и состоит из трех частей: предписывающей («Что надо сделать?»), аргументирующей («Зачем надо сделать?»), методической («Как лучше сделать?»).
Классификация методов — это построенная по определенному признаку система методов, которая содействует их сознательному выбору, наиболее эффективному применению.
В педагогике нет единой классификации методов воспитания.В основе любой классификации методов воспитания лежит определенный критерий, т.е. главный признак, основание по которому методы группируются и обособляются. В 60-е годы прошлого века общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух групп. Все методы делились в зависимости от того, на что они были направлены, — на сознание ребенка или на его поведение. Считалось, что сознание и поведение — главные области воспитательного воздействия.
Методы психологического воздействия и процесс ресоциализации осужденных
... работе с осужденными. Наиболее распространенными и доступными методами специального психологического воздействия являются психотерапевтическая, психопрофилактическая беседы и внушение (суггестия). ... воздействия на осужденных; 2. организация времени, проводимого осужденными вне камер (труд, занятия спортом, получение образования, культурные мероприятия и т.д.); 3. религиозно-нравственное воспитание; ...
В 70-е годы прошлого столетия значительная часть теоретиков педагогики принимала классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя:
1. Методы целенаправленного формирования качеств личности.
2. Методы стимулирования естественного саморазвития личности.
3. Методы коррекции развития личности.
В общепризнанной классификации, предложенной Г.И. Щукиной, все многообразие методов воспитания представлено тремя группами.
Методы воспитания | ||
I группа | II группа | III группа |
Методы формирования сознания личности | Методы организации деятельности и формирования опыта поведения | Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения |
Убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и другие. | Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и другие. | Создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры. |
Данная классификация методов в настоящее время дополнена группой методов контроля и самоконтроля в воспитании.
Представляет интерес классификация методов воспитания, в основу которой положена структура личностных качеств (И.Ф. Харламов).
В данной классификации выделяют:
· Методы, направленные на формирование взглядов, убеждений, чувств, потребностно-мотивационной сферы, навыков и привычек поведения. Это группа основных методов, которые играют определяющую роль в развитии и формировании личности. К ним относятся методы убеждения, положительного примера, упражнения (приучения).
Методы, которые используются для коррекции и совершенствования структурных компонентов личности. Это группа вспомогательных методов, выполняющих регулятивно-коррекционную роль. К ним причисляют методы одобрения, осуждения, переключения учащихся на другие виды деятельности, требования и контроля.
Существуют и другие классификационные подходы. Задача воспитателя – выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования.
Методы воспитания применяются в единстве со средствами воспитания. Средства воспитания (в узком смысле) – совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса. Средствами воспитания (в широком смысле) является все, что способствует достижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания. Вся совокупность средств воспитания находится либо в природе, либо в сфере культуры. К ним, в частности, относятся наука, мораль, искусство, персоналии, материальные предметы, а также речь, отражающая в знаковой устной и письменной форме достижения культуры.
Особой проблемой в теории и методике воспитания является выбор методов и средств воспитания. Решая эту проблему, педагог учитывает цели и задачи воспитания, возрастные и индивидуальные особенности школьников, уровень их воспитанности, уровень развития детского коллектива, ценности и нормы отношений, складывающиеся в семье и ближайшем окружении учащихся. Следует учесть и уровень квалификации самого педагога, его методическое мастерство.
Методы формирования сознания личности
К этой группе относятся методы разностороннего воздействия на
сознание, чувства и волю детей с целью формирования взглядов, убеждений,
понятий. Сущность этой группы методов состоит в том, что посредством их до
сознания ребенка доводятся те требования, которые общество предъявляет к
подрастающему поколению. Некоторые педагоги методы этой группы
называют короче и выразительнее — методы убеждения, поскольку главное их
назначение формирование устойчивых убеждений.
Функции.
1) формирование знаний о морали, нормах поведения, труде, общении у школьников;
2) формирование представлений, понятий, убеждений, взглядов;
3) обобщение, анализ собственного опыта школьников, трансформация общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные. Основной инструмент, источник методов убеждения слово, сообщение и обсуждение информации. Слово авторитетного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства.
Методы убеждения, внушения, объяснения, рассказа, беседы, лекции, диспута, примера используются в процессе формирования сознания личности, ее чувств, взглядов, убеждений. Это методы воздействия прежде всего на интеллектуальную сферу личности.
Убеждение – процесс логического обоснования (доказательства) какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение как словесное воздействие опирается на интеллект слушающего, апеллирует к его знаниям, жизненному опыту. Данный метод способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала учащихся, формированию их готовности защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней.
В процессе воспитания убеждение обычно дополняется таким методом, как внушение, так как всякий говорящий обычно внушает.
Внушение – метод воздействия на эмоциональную составляющую сознания, то есть на чувства, а через них – на ум и волю воспитанника. В основе внушения лежит доверие и снижение критичного отношения человека к поступающей информации. Использование метода внушения способствует переживанию детьми своих поступков и эмоциональных состояний. Следует учитывать, что внушенная информация прочно входит в сознание человека, отказаться потом от сложившейся точки зрения ему трудно. Поэтому злоупотреблять внушением нельзя. Кроме того, при весьма настойчивом воздействии может последовать обратная реакция.
Большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения, деятельности других людей.
Метод положительного примера используется в первую очередь для пробуждения у школьников потребности к развитию и совершенствованию своих личностных качеств и свойств. В процессе воспитания педагог опирается на положительные примеры жизнедеятельности ученых, писателей, общественных деятелей, людей, совершивших ратный или трудовой подвиг. Воспитательное влияние оказывает также пример самого учителя (его эрудиция, нравственная культура, отношение к своей работе), а также положительный пример сверстников. Действие метода положительного примера основано на механизме подражания. В механизме подражания можно выделить три этапа:
1. В результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется субъективный образ этого действия, желание
2. Образуется связь между примером для подражания и последующими действиями.
3. Происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации.
Однако жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Нужно обращать внимание воспитанников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.
Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Поэтому учитель всем своим поведением и во всех поступках и действиях должен служить для учащихся примером, быть образцом высокой нравственности, убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции.
Методы убеждения, внушения и положительного примера могут применяться как самостоятельные методы, но чаще всего они реализуются как приемы в рамках других методов формирования сознания: рассказа, беседы, лекции, диспута.
Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе:
1) вызвать положительные нравственные чувства (сопереживания, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа;
2) раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения;
3) представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие.
1) Сопровождается иллюстрациями, усиливает его восприятие музыкальное сопровождение.
2) Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
3) Обстановка имеет большое значение для восприятия рассказа на этическую тему.
4) Эмоциональность рассказчика.
5) Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранились как можно дольше.
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т.д.) применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.
Разъяснения — метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Разъяснение применяется только там, и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения (нельзя разрисовывать парту, грубить и др.).
Здесь необходимы категорические требования. Но для этих методов (рассказ, разъяснение, внушение) есть общее предостережение — они могут принять форму НОТАЦИИ. Она никогда не достигает цели, скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание поступать вопреки.
Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предлагающий участие обеих сторон воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнение, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.
Предметом этической беседы чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся. Цельэтической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
В школьной практике используются плановые и неплановые этические беседы. В большинстве случаев поводом для этической беседы становятся конкретные факты, события поступки. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим следам», т. е. сразу же после события, поступка или несколько позже, когда ребята осмыслят и поймут их.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.
1. Очень важно чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.
2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают.
3. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают.
4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов.
5. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно придти к правильному выбору.
Воспитательная беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера.
Основное назначение бесед привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них правильное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям.
В практике воспитания прибегают к увещеваниям–сочетание просьбы с разъяснением и внушением. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Педагогическая эффективность увещевания также зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.
Увещевание иногда принимает форму возбуждения чувства стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками. Педагог не только вызывает эти чувства и заставляет воспитанника переживать их, но и указывает пути к исправлению.
Диспут — это метод предполагает спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений. Диспут требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы участников спорить. Эти вопросы помещаются на броском призывном плакате вместе со списком рекомендуемой литературы, чтобы все будущие участники диспута могли основательно запастись аргументами, авторитетными мнениями и примерами. Участников знакомят с правилами.
Настоящий диспут длится обычно несколько часов и выплескивает огромную интеллектуальную и эмоциональную энергию участников. Поэтому в чистом виде этот метод воспитания не используется в дошкольном и младшем школьное возрасте. Но элементы диспута вполне допустимы при проведении с ними бесед. Диспут как метод формирования оценок и убеждений не требует определенных и окончательных решений. В отличие от диспута, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решения.
Беседа и диспут такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения у учащихся
Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. Деятельность воспитывает, если личностно значима для детей, имеет «личностный смысл». Позиция учеников должна быть активной. Руководство деятельностью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.
В отечественной педагогике организация деятельности детей является ведущим методом воспитания. Эта группа включает в себя: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации. Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников.
Упражнение многократное повторение определенных действий и поступков с целью их доведения до уровня привычки. Доведение этих действий до автоматизма. Упражнение в этом контексте есть упражнение в правильном, жизненно значимом поступке. В ходе упражнения повторяются не только действия и поступки, но и мотивы, их вызывающие. Без длительных, систематических усилий, повторения отдельных действий и операций ребенок не научится не только читать, писать, играть в мяч, мастерить из дерева или ткани, но и застегивать пуговицы, выполнять правила гигиены, этикета, уличного движения, сдерживать себя в споре, планировать свое время. Результат упражнений устойчивые качества личности, навыки и привычки.
В воспитании детей, особенно дошкольников, большое место занимают прямые упражнения, т.е. совершенно открытая демонстрация ребенку той или иной поведенческой ситуации и тщательная, многократная тренировка показанного действия.
Методы прямого упражнения малыша учат держать ложку, надевать одежду, обувь. Этот же метод прямого упражнения используется для приучения первоклассника к школе: его упражняют в правильной посадке за учебным столом, в умении располагать письменные принадлежности и книги на рабочем месте, держать ручку, вставать, приветствуя учителя, тихо садиться на свое место.
Не меньшую значимость в воспитательном процессе имеют косвенные упражнения, имеющие скрытую природу от детей. Нужно помнить, что настоящее воспитание как раз то, когда дети не чувствуют, что их воспитывают.
Вспомним блестящий опыт А.С. Макаренко. У него ни в колонии, ни в коммуне принципиально не было замков в шкафах, кабинетах, складах и погребах. А воспитанники ребята с большим опытом беспризорной и воровской жизни. А.С. Макаренко был гениальным воспитателем и считал, что такая обстановка — лучшее «упражнение в честности». Вот почему веселая и приветливая учительница по утрам обязательно упражняет детей в вежливости, а всегда чистая и светлая комната для занятий, где стыдно даже тайком бросить на пол фантик, приучат к аккуратности.
Педагогические условия эффективность метода упражнения:
1) системы упражнений и их содержания; 2) доступности и посильности упражнений; 3) объема и частоты повторений; 4) контроля и коррекции; 5) личностных особенностей воспитанников; 6) места и времени выполнения упражнений; 7) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 8) мотивации и стимулирования упражнений.
Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки надо начинать упражнение как можно раньше. Ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. (К.Д.Ушинский.)
Метод приучения – разновидность метода упражнения. Приучение как метод наиболее эффективен на ранних возрастных этапах – для дошкольников и младших школьников. Применение этого метода требует соблюдения ряда педагогических условий. Предписывая детям тот или иной образ действий, необходимо выразить его в коротком и ясном правиле. Важно показать образец воспитываемой формы поведения, создать положительное отношение к ней. Большое значение в приучении ребенка к определенным формам поведения имеет его режим жизнедеятельности. Этот режим должен быть целесообразным, последовательно осуществляемым, конкретным и понятным для ребенка. Приучение-это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Приучение состоит из ряда последовательных действий, которые должен усвоить ученик: 1) показ, как выполняется то или иное действие( убрать со стола и т.д.); 2) закрепление правильных действий под непосредственным наблюдением педагога или родителей. Гуманистическая педагогика выступает против жестокого приучения. Требует по возможности смягчения этого метода и использование его в комплексе с другими, прежде всего игровыми.
Функцию упражнения и приучения выполняет режим дня ребенка (в детском саду, школе, семье), специально организованные педагогические ситуации, в которых проявляют себя учащиеся. Наиболее эффективными для детей младшего школьного возраста являются игровые ситуации, творческие игры.
Педагогические условия:
1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и воспитанников.
2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правила.
3. На каждый отрезок времени должен быть выделен оптимальный объем
действий, посильных для воспитанников.
4. Показывайте, как выполняются действия, какие результаты.
5. Лучше использовать последовательно-параллельную схему приучений.
6. Приучение требует постоянного контроля.
7. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.
Приучение и упражнение эффективны, если опираются на положительные
мотивы деятельности и в свою очередь формируют их.
Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения.
Поручения достаточно продуктивный метод организации деятельности и поведения учащихся Суть его заключается в передаче воспитаннику определенных функций в выполнении тех или иных общественно полезных дел и ответственности за них. В деятельности учебной группы могут применяться самые разнообразные по содержанию поручения: учебные, трудовые, спортивные, культурно-массовые. По времени они могут быть эпизодические, кратковременные, длительные; по сменяемости – сменяемые и постоянные. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми, коллективными, постоянными и временными. Следует помнить, что младшие школьники особенно трепетно относятся к поручениям своего воспитателя, учительницы, для них это момент счастья, переживание своей значимости для любимого педагога, подтверждение авторитета в глазах товарищей. С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности и т.д. Но не всякое поручение способствует воспитанию ответственности у ребенка. Чтобы они воспитывали ребят необходимо соблюдать некоторые условия: ученики должны знать об общественной значимости поручений, понимать важность и необходимость тех дел, которые им поручают; поручения следует давать в соответствии с интересами, склонностями и возможностями каждого ребенка; нельзя ограничиваться только распределением поручений надо научить каждого учащегося их выполнять.
В коллективе не должно быть ни одного школьника без постоянных или временных поручений (практических заданий).
Помочь определить каждому дело по душе, правильно распределить обязанности, учитывая интересы и способности членов коллектива — важная практическая задача педагога.
Метод воспитывающих ситуаций –это метод организации деятельности и поведения в специально созданных условиях. Он предполагает специальную организацию таких условий, такой внешней обстановки, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, те или иные представления, чувства, мотивы, поступки. По сути это упражнения в условиях ситуации свободного выбора.
Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Это педагогическое воздействие на сознание воспитанника, целью которого является стимулирование или, наоборот, торможение тех или иных его действий или поступков. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки. Прямые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенное требование (совет, просьба, намек, одобрение, выражение недоверия) отличается от прямого тем, что вызывает психологические факторы: переживание, интересы, стремления учащихся. Виды косвенных требований: требование-совет, требование-игра, требование доверием, требование-намек, требование-одобрение. Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые требования часто вызывают отрицательную или нейтральную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Этими требованиями можно сформировать внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении (лицемерие).
По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого педагог сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования учащихся друг к другу, «организованные» воспитателем, – опосредованные требования. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся.
Общественное мнение — это выражение группового требования, которое соединяет в себе оценки, суждения, волю учебной группы.. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.
Методы стимулирования деятельности и отношений личности
Выделяют методы стимулирования и мотивации интереса к разным видам деятельности и методы стимулирования долга и ответственности. К первой группе, например, относится создание ситуаций: эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в разных видах деятельности, а также игра, дискуссия, методы рефлексии. Вторая группа представлена следующими методами: разъяснение личностной и общественной значимости того или иного вида деятельности, формирование у школьников соответствующего убеждения; предъявление требований; упражнения по их выполнению; поощрение успеха и порицание недостатков деятельности; соревнование.
К эффективным методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся следующие классические ситуации, создаваемые педагогом:
· Ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко) характеризуется тем, что создаются условия для выражения доверия со стороны других детей или значимого для ребенка взрослого.
· Ситуация свободного выбора – школьник ставится перед необходимостью сделать самостоятельный выбор того или иного поступка, вида деятельности.
· Ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка на основе уже имеющегося опыта.
· Ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Караковский и др.) создается в том случае, когда нужно поддержать группу учащихся, отдельного ученика, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах.
· Ситуация творчества (В.А. Караковский) заключается в создании условий для развития творческих способностей школьников, их воображения, фантазии, способности к импровизации, умения выйти из нестандартной ситуации.
Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) вызывает желание быть лучше, а также соответствующее ему волевое усилие и, как результат, – достижение лучших показателей. Это подтверждается обычно и официальным признанием: призовое место, количество баллов, диплом, грамота.
В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, поощрение, наказание.
Эти методы педагогического воздействия служат тому, чтобы помочь школьнику осознать свои достоинства или недостатки, стимулировать или тормозить определенное поведение, приучать контролировать свое поведение.
Соревнование – это метод стимулирования активности воспитанников путем создания таких условий, в которых каждый его участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими участниками. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того факта, что детям свойственно стремление к здоровому соперничеству, состязанию, приоритету, первенству, самоутверждению. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать следующие принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта. Соревновательность заложена в самой психологии человека. Даже ребенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников. У соревнования как метода большие воспитательные возможности: оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы; соревнование способно открыть совершенно неожиданные способности детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать; соревнование сплачивает детей, развивает дух коллективизма, укрепляет дружбу. Педагогические условия:
1. Организуется в связи с конкретной педагогической задачей.
2. Не все виды деятельности детей требуют применения метода соревнования.
3. Особой методики требует соревнование в учебной деятельности.
4. Соревнование в детской среде должно быть обставлено яркой атрибутикой: девиз, звания, титулы, эмблемы, призы.
5. Для метода соревнования важны гласность и сравнимость результатов.
Традиционными методами стимулирования деятельности и поведения являются методы поощрения и наказания. Поощрение – способ выражения положительной оценки действий учащихся, общественного признания того образа действий, который избран и реализуется учеником на практике. Поощрение закрепляет положительные привычки и навыки поведения, вселяет уверенность в собственных силах. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д. Важно, чтобы поощрение было естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Этот метод призван выполнять очень значимые функции: одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить у них стремление так действовать, самоутвердиться в правильной линии поведения.
Рекомендации по применению метода поощрения:
1. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника членам коллектива.
2. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы: кому, сколько и за что.
3. Поощрение требует личностного подхода и объективности.
4. Объективность в поощрении.
5. Одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.
Правила использования поощрения:
1. Поощрять надо лишь за действенные успехи.
2. Не следует хвалить: а) за то, что получено от природы (ум, здоровье и
т.д.); б) за то, что достигнуто не своими усилиями; в) больше двух раз за одно
и тоже достижение; г) из-за жалости; д) из-за желания понравиться.
3. Не следует поощрять одних и тех же детей очень часто.
4. Поощрение педагога должно совпадать с мнением коллектива.
5. Важно обеспечить гласность поощрения.
6. При выборе видов поощрений необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся
Отношение к наказанию как методу воспитания в педагогике неоднозначно и противоречиво. Наказание – это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Формы наказаний: замечание учителя, предупреждение, беседа, неодобрение, порицание, обсуждение на собрании, взыскание, вызов на педсовет, отстранение от занятий, перевод в другой класс, школу, исключение из школы и др.
Наказание должно быть справедливым, осознаваемым воспитанником, не должно унижать его достоинство, причинять ему моральные или физические страдания. Недопустимо наказание по подозрению. Педагог должен быть уверен в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.
В отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20-е годы прошлого века).
Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинств личности. Гуманистическая педагогика не отрицает наказаний, а требует лишь изменения их меры, характера, способа введения. Наказания применяются лишь в тех случаях, когда учащиеся умышленно или по небрежности нарушают установленные правила.
Учащиеся не наказываются: а) за неумения; б) за старые привычки; в) за незнание;
При наказании необходимо соблюдать следующие правила:
1. Сочетание требовательности и уважения к ученику.
2. Справедливость в применении наказаний.
3. Учет психологического состояния наказуемого.
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Педагогические условия, определяющие эффективность метода наказания:
1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.
2. Не рекомендуется применять групповые наказания.
3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.
4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым.
5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника.
6. Наказание – сильнодействующий метод. Поэтому не торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации.
7. Не допускайте превращения наказания в орудие мести.
8. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь.
Поэтому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.
Некоторые педагоги к методам стимулирования относят и сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих яркие эмоциональные переживания.
Справедлив вывод польского педагога Яна Корчака: «Сердитый взгляд воспитателя, похвала, выговор, шутка, совет, поцелуй, сказка в качестве награды, словестное поощрение вот лечебные процедуры, которые надо назначать в малых и больших дозах, чаще или реже, в зависимости от данного случая и особенностей организма».
Общая характеристика форм воспитательной работы
Формы воспитания (воспитательной работы) —способы организации
воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термин «воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания»
Функцииформ воспитательной работы:
Первая функция организаторская. Организация отражает определенную логику взаимодействия участников воспитательной работы. Любая форма воспитания предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся.
Вторая функция регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как взаимоотношения между педагогами и учащимися, так и между детьми, в процессе которых происходит формирование норм социальных отношений.
Третья функция информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение воспитанниками той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм
воспитания нет. Наиболее распространенной является классификация
организационных форм воспитанияв зависимости от того как организованы
учащиеся (по количеству участников).
Массовые формы (участие всего класса)(воспитатель– несколько групп, классов): дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования, клубы, утренники, устные
журналы, игры, конкурсы, КВН, экскурсии, КТД, турниры, походы; кружковая
(групповая) форма (воспитатель – группа детей): — предметные кружки, клубы, секции, олимпиады, советы дел, творческие группы, органы самоуправления, кружки, этические и эстетические занятия, беседы, диспуты, игры, викторины, конкурсы, разные формы трудовой деятельности и др. ; индивидуальная форма (воспитатель – воспитанник) — индивидуальные поручения, коллекционирование, физическое самосовершенствование, беседа, задушевный разговор, обмен мнениями, консультация, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы и др.
В некоторых публикациях делаются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания. При такой классификации формы воспитания условно подразделяются на такие группы; словесные формы (лекции, диспуты, встречи, устные журналы и т. д.); практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, кружки, трудовые дела и др.); наглядные формы (школьные музеи, выставки, тематические стенды и др.).
Оригинальна предложенная Е. И. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы:
мероприятия (события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них), дела (общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе), игры(воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения).
Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Однако мероприятие- это из прошлого, они проводились с целью выполнения планов воспитательной работы, а личность ребенка являлась средством их исполнения.
Воспитательное дело — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Главные особенности воспитательных дел — необходимость, системность, полезность, комплексность, осуществляемость. Воспитательный процесс рассматривается как цепочка беспрерывных воспитательных дел. При этом воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными и творческими делами (КТД).
Методику КТД разработан И. П. Иванов. Он выделил следующие этапы:
1. предварительная работа;
2. коллективное планирование;
3. коллективная подготовка дела;
4. проведение КТД;
5. коллективное подведение итогов КТД;
6. ближайшее последействие КТД.
По главным целям и назначению воспитательные дела бывают: экологические, этические, социально-ориентированные, эстетические, трудовые и физкультурно-оздоровительные, познавательные, др. В воспитательных делах выделяют:
— целеполагание ( анализ ситуации);
— планирование;
— организация и подготовка;
— непосредственное осуществление дела;
— подведение итогов, анализ результатов.
Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Заслуживает внимание подход к определению форм воспитательной
деятельности, связанный направлениями воспитательной работы
(нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, умственное воспитание).
Например, при осуществлении задач нравственного воспитания широко применяются такие формы: круглый стол, устный журнал, беседы на этические темы и др.
По степени сложности формы воспитания разделяют на простые, составные и комплексные (B.C. Безруков)
Простыеформы построены на минимальном количестве методов и средств. Они посвящаются, как правило, одной теме или решению одной задачи. К ним относятся: экскурсии, викторины, консультации, диспуты, походы, турниры, выставки, выпуск газет, концерты, встречи с интересными людьми и др.
Составныеформы строятся на развитии простых или на их разнообразных соединениях. Это конкурсы, праздничные вечера, утренники, субботники, трудовые десанты конференции, КВН, слеты и др. Каждую из составных форм на основе анализа можно разложить на простые составляющие формы. Так в праздничный вечер можно включить доклад, выставку, викторину, концерт, конкурсы, встречу с интересными людьми и т. д.
Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных. Это могут быть дни открытых дверей, дни Мира, Ребенка, Матери и т.д. А также лектории, операции, слеты, турпоходы, движения (милосердия), а также народные и религиозные праздники (Каляды, Масленица, Гукание вясны, Пасха, Купалле и др.) Например, в рамках недели музыки могут проводиться лекции, консультации, концерты, экскурсии, вечера, устные журналы, встречи с интересными людьми и др.
Кроме того, различают (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова) следующие формы воспитательной работы:
а) по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные;
б) по способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные;
в) по времени проведения: кратковременные, продолжительные, традиционные;
г) по времени подготовки: формы воспитания без включения учащихся в предварительную подготовку и формы, предусматривающие такую подготовку;
д) по субъекту организации: организаторами деятельности детей выступают педагоги или другие взрослые, деятельность организуется на основе сотрудничества, инициаторами деятельности и ее организаторами выступают сами воспитанники;
е) по результату: формы, результатом которых является обмен информацией; формы, результат которых – выработка общего решения (мнения); формы, результат которых – общественно значимый продукт.
Форма работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска. К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относятся: коллективные творческие дела (КТД), чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ.