«Теория и методика психологического тренинга»

Курилович Марина Анатольевна

Составить

словарь

терминов:

аутентичность, инсайт, катарсис, клиентцентрированная терапия, коммуникация, лабилизация, обратная связь, ориентировочные основы, психодрама, психологическое воздействие, ролевые игры, роль, самооценка, самораскрытие, самосознание, социально-психологический тренинг (СПТ), сплочённость, спонтанность, теле, фрустрация, эмпатия, Я-концепция, Я-образ, группы встреч, Т-группы

Словарь (допуск к зачёту) – должен быть написан от руки!

  1. Дополнительная информация: см. программу на 2008-2009 гг.
  2. Литература – в локальной сети.
  3. Пахольян «Теория и методика тренинга».
  4. Петрушин С.В. «Тренинг в многочисленной труппе» (рекомендовано для подготовки).

13.04.2009

Тема: ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИЙ СПТ ТРЕННИНГА

1. Историческое становление групповых форм в психологической работе.

I этап: становление групповых форм работы в рамках практической медицины.

А.Месмер занимался лечением больных людей, объединяя их в группы – «Теория животного магнетизма» (автор Месмер).

XIX в. – Дж. Пратт собирал больных в группы, считая, что группа сама по себе оказывает терапевтический эффект.

Адлер – адаптировал методы индивидуальной терапии для работы с группой. Считал, что именно группа оказывает воздействие на цели и ценности индивида и помогает его модифицировать.

II этап: связан со становлением социальной психологии. Начинается формирование теорий социально-психологического тренинга.

III этап: становление групповой психологической работы в отдельных направлениях.

К.Левин – изучая феномены группового взаимодействия, выводит понятие Т-группы.

В основе создания Т-групп лежали следующие идеи:

1. Большинство людей живёт и работает в группах.

2. Чаще всего человек не отдаёт себе отчёта, каким образом он участвует в группе.

3. Большинство людей не осознаёт, какие реакции ______________________________

К.Левин лаборатория по изучению групп.

!!! Форверг ввёл понятие СПТ.

Общие определения спт

Емельянов Ю.Н. определяет СПТ как группу методов развития способностей к овладению любых видов сложной деятельности.

Жуков Ю.И., Петровская Л.А., Растянников П.В. определяют СПТ как область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью повышения компетентности в общении.

Захаров В.П. определяет специфику СПТ:

  1. осознание в процессе работы группы особенностей каждого участника;
  2. развитие умений и навыков общения;
  3. сплочение группы.

Основные типы и виды спт

  1. Инструментально ориентированные тренинги (ИОТ).
  2. Личностно ориентированные (ЛО).

ИОТ – социально-психологический тренинг поведения, связанный с модификацией поведения.

СПТ поведения = деятельность + навыки

(в процессе обучения) (в результате обучения)

Цель ИОТ — изменение установок

Виды инструментально ориентированного тренинга:

— тренинг для руководителей

— тренинг стратегии (?) решения конфликтов

— тренинг делового общения

— тренинг уверенности в себе

— тренинг социальных навыков и т.д.

ЛО тренинг – основным процессом является личностный рост.

Группы личностного роста:

— группы встреч

— гештальт-группы

— психодрам. группы

— группы танцевальной терапии

— группы арт-терапии и.т.д.

Преимущества и недостатки групповой формы работы

Преимущества:

(К.Рудестам)

  1. в группе возможна потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.
  2. опыт, приобретённый в группе, помогает в решении проблем.
  3. в группе возможно получение «обратной связи».
  4. в группе возможно получение поддержки от людей, имеющих сходный опыт.
  5. в группе становятся очевидными такие факторы, как давление партнёров, конформизм, влияние, распределение ролей.
  6. группа помогает формировать Я-концепцию индивида (помогает закончить Я-образ).
  7. экономическая выгода для психолога.

Недостатки:

  1. группа способствует созданию уникального стиля общения, не соответствующего реальному стилю общения в повседневной жизни.
  2. трудность реализации тех ценностей, которые формируются в группе.
  3. возможны психологические ожоги в группе.
  4. неприменимость некоторых форм поведения в группе в повседневной жизни.

Отличия групп личностного роста и психотерапевтических групп:

Критерий

Группы

личностного роста

Психотерапевтические группы

объект

здоровая личность

невротическая личность

цель

ускорение психологического развития и самореализации

исправление симптоматического поведения

задачи

актуализация в обществе, стремление к радостной и полноценной жизни

адаптация в обществе

материал

для работы

опыт «здесь и теперь»

прошлый опыт

лидер группы

самораскрывающаяся личность

анонимный человек

ориентация

на чувства, физические и соматические ощущения

на интеллект

продолжительность

кратковременная

долговременная

Тема: ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ СПТ

1. Фаза разминки.

Цель данной фазы: запустить групповые процессы, наладить процесс межличностных отношений в группе.

Задачи: 1) снять тревогу, побудить участников к действию

2) создать благоприятный психологический климат

Важные моменты фазы:

— помнить, что каждый участник пришёл с различными ожиданиями;

— нужно ориентироваться на личностные качества участников;

— делать акцент на наблюдении за невербальным поведением;

— обязательно проводить обсуждение источника напряжения в группе.

Результатами фазы разминки должны быть:

— отступление тревоги;

— появление интереса участников к высказываниям друг друга.

2. Фаза активизации спт.

Цель: создать атмосферу доверия в группе.

Задачи: 1) привести группу в оптимальное состояние для тренинга

2) ещё больше уменьшить напряжение участников группы

3) создать атмосферу доверия и контакта

Фаза активизации является фазой становления взаимоотношений.

Признак фазы – введение групповых норм.

Основные характеристики фазы активизации: в группе могут развиваться процессы, затрагивающие глубинные пласты личности (это связано с чувством тревоги, страхом быть отвергнутым.

Основные приёмы активизации:

— стимулирование высказываний участников

— все коммуникации сделать прямыми (без подтекста)

— мотивировать участников группы к отражению своих чувств (с помощью

следующих вопросов: что вы думаете и чувствуете? Поделитесь своими мыслями).

— нужно отслеживать групповую динамику.

Эта фаза может быть схожа с фазой разминки.

Критерии успешной активизации:

  1. появление взаимного доверия
  2. появление раскованности у участников
  3. смещается акцент с собственного говорения на слушание другого (!) ВАЖНО
  4. участники хотят активно работать

Задачи фазы активизации считаются выполненными, если:

— сложилась групповая иерархия

— определился лидер

— сложилась атмосфера активного обмена мнениями и чувствами

— преобладает позитивное настроение

— сложилась коммуникативная система.

3. Фаза лабилизации

Цель: коррекция самооценки личности.

Задача: эмоциональная встряска личности.

Лабилизация

это эмоциональная встряска личности, переживание многообразных чувств, возникающих в следствие осознания личностью неадекватности привычных форм поведения и неадекватности представлений о самом себе.

Признаки прохождения фазы лабилизации:

  1. Участники группы перенесли чувство тревоги или страха относительно собственной неадекватности при выполнении упражнений.
  2. Когда у участников возникает потребность овладеть новыми формами поведения и возникает вопрос: что следует дальше?

4. Фаза введения ориентировочных основ (фвоо).

Цель: подготовка участников группы к приобретению новых навыков.

Задачи: 1) вернуть всем участникам группы уверенность в себе

2) ввести новые правила поведения

3) поднять уровень саморегуляции поведения

Ориентировочные основы —

это правила поведения, модели поведения, которые необходимо усвоить и которыми нужно овладеть в тренинге

Типы ориентировочных основ (2 типа):

  1. Демонстрируется образец поведения (который считается правильным).
  2. Демонстрируется образец правильного поведения (с оговоркой границ).

5. Фаза овладения приёмами поведения (фопп)

Цель: тренировка новых навыков поведения.

Задача: выполнение определённых упражнений и закрепление новых навыков.

Схема обсуждения упражнений:

  1. Дать высказаться каждому.
  2. Отметить положительные достижения.
  3. Указать на общие недостатки и ошибки.
  4. Остановиться на индивидуальных особенностях участников.

Результат: приобретение новых навыков / форм поведения.

6. Фаза окончания.

Это итог тренинга, когда выполнены все цели и задачи.

Тренинг заканчивается рефлексией.

Обсуждение вопросов: что дала тебе тренинговая работа, что ты можешь сказать о роли тренера и т.д. Может быть заполнена анкета.

Анкета обратной связи:

  1. Тренинговой имя участника.
  2. Дата занятия.
  3. Степень включённости (от 0 до 10).
  4. Самые значимые для тебя эпизоды.
  5. Твои основные ошибки в ходе занятий:

а) по отношению к себе

б) по отношению к группе

в) по отношению к ведущему

6. Что тебе особенно понравилось на занятии.

7. Твои пожелания тренеру.

Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПТ.

К основным методам обычно относят: групповую дискуссию, игровые методы, психогимнастические упражнения.

В книге Петрушина примеры психогимнастических упражнений (см. самостоятельно).

Тема: ФИГУРА ВЕДУЩЕГО В СПТ.

Требования к личности ведущего:

— необходимо обладать подвижными мыслительными процессами;

— умение понимать человека за короткое время;

— демонстрировать корректное поведение;

— аутентичность поведения (т.е. способность предъявлять группе собственные эмоции

и переживания);

— уметь проявлять терпение;

— уметь выжидать;

— уметь проявлять уверенность в себе независимо от его чувств;

(!) — хорошая профессиональная подготовка.

Стадии профессиональной подготовки:

  1. Приобретение теоретических знаний по основам групповой психологической работы.
  2. Получение реального опыта участника группы.
  3. Практика наблюдателя (супервизора).
  4. Практика ассистента квалифицированного ведущего.
  5. Практика самостоятельного проведения группового тренинга.

Функции тренера:

  1. Функция эксперта (ведущий комментирует ситуацию).
  2. Функция катализатора (побуждает к действию).
  3. Функция дирижёра (регуляция внутригруппового поведения).
  4. Функция «образец участника».

С.Кратохвилл выделяет следующие роли:

1. активный руководитель

2. роль аналитика

3. комментатор

4. посредник (использует попустительский стиль)

5. член группы.

Трудности в работе тренера:

  1. установление психологической дистанции
  2. эмоциональная ловушка (2 лица: один вызывает симпатию, а другой – антипатию)
  3. когда группа делится на 2 полярных лагеря (сохранять эмоциональное спокойствие; попытаться нейтрализовать лидера; перевести группу на деловой акцент).
  4. агрессивные реакции участников (агрессия может быть как защитная реакция).
  5. «психологические ожоги».

6