Курилович Марина Анатольевна
Составить словарь терминов: |
аутентичность, инсайт, катарсис, клиентцентрированная терапия, коммуникация, лабилизация, обратная связь, ориентировочные основы, психодрама, психологическое воздействие, ролевые игры, роль, самооценка, самораскрытие, самосознание, социально-психологический тренинг (СПТ), сплочённость, спонтанность, теле, фрустрация, эмпатия, Я-концепция, Я-образ, группы встреч, Т-группы
|
Словарь (допуск к зачёту) – должен быть написан от руки!
- Дополнительная информация: см. программу на 2008-2009 гг.
- Литература – в локальной сети.
- Пахольян «Теория и методика тренинга».
- Петрушин С.В. «Тренинг в многочисленной труппе» (рекомендовано для подготовки).
13.04.2009
Тема: ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИЙ СПТ ТРЕННИНГА
1. Историческое становление групповых форм в психологической работе.
I этап: становление групповых форм работы в рамках практической медицины.
А.Месмер занимался лечением больных людей, объединяя их в группы – «Теория животного магнетизма» (автор Месмер).
XIX в. – Дж. Пратт собирал больных в группы, считая, что группа сама по себе оказывает терапевтический эффект.
Адлер – адаптировал методы индивидуальной терапии для работы с группой. Считал, что именно группа оказывает воздействие на цели и ценности индивида и помогает его модифицировать.
II этап: связан со становлением социальной психологии. Начинается формирование теорий социально-психологического тренинга.
III этап: становление групповой психологической работы в отдельных направлениях.
К.Левин – изучая феномены группового взаимодействия, выводит понятие Т-группы.
В основе создания Т-групп лежали следующие идеи:
1. Большинство людей живёт и работает в группах.
2. Чаще всего человек не отдаёт себе отчёта, каким образом он участвует в группе.
3. Большинство людей не осознаёт, какие реакции ______________________________
К.Левин лаборатория по изучению групп.
!!! Форверг ввёл понятие СПТ.
Общие определения спт
Емельянов Ю.Н. определяет СПТ как группу методов развития способностей к овладению любых видов сложной деятельности.
Жуков Ю.И., Петровская Л.А., Растянников П.В. определяют СПТ как область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью повышения компетентности в общении.
Захаров В.П. определяет специфику СПТ:
- осознание в процессе работы группы особенностей каждого участника;
- развитие умений и навыков общения;
- сплочение группы.
Основные типы и виды спт
- Инструментально ориентированные тренинги (ИОТ).
- Личностно ориентированные (ЛО).
ИОТ – социально-психологический тренинг поведения, связанный с модификацией поведения.
СПТ поведения = деятельность + навыки
(в процессе обучения) (в результате обучения)
Цель ИОТ — изменение установок
Виды инструментально ориентированного тренинга:
— тренинг для руководителей
— тренинг стратегии (?) решения конфликтов
— тренинг делового общения
— тренинг уверенности в себе
— тренинг социальных навыков и т.д.
ЛО тренинг – основным процессом является личностный рост.
Группы личностного роста:
— группы встреч
— гештальт-группы
— психодрам. группы
— группы танцевальной терапии
— группы арт-терапии и.т.д.
Преимущества и недостатки групповой формы работы
Преимущества:
(К.Рудестам)
- в группе возможна потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.
- опыт, приобретённый в группе, помогает в решении проблем.
- в группе возможно получение «обратной связи».
- в группе возможно получение поддержки от людей, имеющих сходный опыт.
- в группе становятся очевидными такие факторы, как давление партнёров, конформизм, влияние, распределение ролей.
- группа помогает формировать Я-концепцию индивида (помогает закончить Я-образ).
- экономическая выгода для психолога.
Недостатки:
- группа способствует созданию уникального стиля общения, не соответствующего реальному стилю общения в повседневной жизни.
- трудность реализации тех ценностей, которые формируются в группе.
- возможны психологические ожоги в группе.
- неприменимость некоторых форм поведения в группе в повседневной жизни.
Отличия групп личностного роста и психотерапевтических групп:
Критерий
|
Группы личностного роста
|
Психотерапевтические группы |
объект |
здоровая личность |
невротическая личность |
цель |
ускорение психологического развития и самореализации |
исправление симптоматического поведения |
задачи |
актуализация в обществе, стремление к радостной и полноценной жизни |
адаптация в обществе |
материал для работы |
опыт «здесь и теперь» |
прошлый опыт |
лидер группы |
самораскрывающаяся личность |
анонимный человек |
ориентация |
на чувства, физические и соматические ощущения |
на интеллект |
продолжительность |
кратковременная
|
долговременная |
Тема: ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ СПТ
1. Фаза разминки.
Цель данной фазы: запустить групповые процессы, наладить процесс межличностных отношений в группе.
Задачи: 1) снять тревогу, побудить участников к действию
2) создать благоприятный психологический климат
Важные моменты фазы:
— помнить, что каждый участник пришёл с различными ожиданиями;
— нужно ориентироваться на личностные качества участников;
— делать акцент на наблюдении за невербальным поведением;
— обязательно проводить обсуждение источника напряжения в группе.
Результатами фазы разминки должны быть:
— отступление тревоги;
— появление интереса участников к высказываниям друг друга.
2. Фаза активизации спт.
Цель: создать атмосферу доверия в группе.
Задачи: 1) привести группу в оптимальное состояние для тренинга
2) ещё больше уменьшить напряжение участников группы
3) создать атмосферу доверия и контакта
Фаза активизации является фазой становления взаимоотношений.
Признак фазы – введение групповых норм.
Основные характеристики фазы активизации: в группе могут развиваться процессы, затрагивающие глубинные пласты личности (это связано с чувством тревоги, страхом быть отвергнутым.
Основные приёмы активизации:
— стимулирование высказываний участников
— все коммуникации сделать прямыми (без подтекста)
— мотивировать участников группы к отражению своих чувств (с помощью
следующих вопросов: что вы думаете и чувствуете? Поделитесь своими мыслями).
— нужно отслеживать групповую динамику.
Эта фаза может быть схожа с фазой разминки.
Критерии успешной активизации:
- появление взаимного доверия
- появление раскованности у участников
- смещается акцент с собственного говорения на слушание другого (!) ВАЖНО
- участники хотят активно работать
Задачи фазы активизации считаются выполненными, если:
— сложилась групповая иерархия
— определился лидер
— сложилась атмосфера активного обмена мнениями и чувствами
— преобладает позитивное настроение
— сложилась коммуникативная система.
3. Фаза лабилизации
Цель: коррекция самооценки личности.
Задача: эмоциональная встряска личности.
Лабилизация — |
это эмоциональная встряска личности, переживание многообразных чувств, возникающих в следствие осознания личностью неадекватности привычных форм поведения и неадекватности представлений о самом себе. |
Признаки прохождения фазы лабилизации:
- Участники группы перенесли чувство тревоги или страха относительно собственной неадекватности при выполнении упражнений.
- Когда у участников возникает потребность овладеть новыми формами поведения и возникает вопрос: что следует дальше?
4. Фаза введения ориентировочных основ (фвоо).
Цель: подготовка участников группы к приобретению новых навыков.
Задачи: 1) вернуть всем участникам группы уверенность в себе
2) ввести новые правила поведения
3) поднять уровень саморегуляции поведения
Ориентировочные основы — |
это правила поведения, модели поведения, которые необходимо усвоить и которыми нужно овладеть в тренинге |
Типы ориентировочных основ (2 типа):
- Демонстрируется образец поведения (который считается правильным).
- Демонстрируется образец правильного поведения (с оговоркой границ).
5. Фаза овладения приёмами поведения (фопп)
Цель: тренировка новых навыков поведения.
Задача: выполнение определённых упражнений и закрепление новых навыков.
Схема обсуждения упражнений:
- Дать высказаться каждому.
- Отметить положительные достижения.
- Указать на общие недостатки и ошибки.
- Остановиться на индивидуальных особенностях участников.
Результат: приобретение новых навыков / форм поведения.
6. Фаза окончания.
Это итог тренинга, когда выполнены все цели и задачи.
Тренинг заканчивается рефлексией.
Обсуждение вопросов: что дала тебе тренинговая работа, что ты можешь сказать о роли тренера и т.д. Может быть заполнена анкета.
Анкета обратной связи:
- Тренинговой имя участника.
- Дата занятия.
- Степень включённости (от 0 до 10).
- Самые значимые для тебя эпизоды.
- Твои основные ошибки в ходе занятий:
а) по отношению к себе
б) по отношению к группе
в) по отношению к ведущему
6. Что тебе особенно понравилось на занятии.
7. Твои пожелания тренеру.
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПТ.
К основным методам обычно относят: групповую дискуссию, игровые методы, психогимнастические упражнения.
В книге Петрушина примеры психогимнастических упражнений (см. самостоятельно).
Тема: ФИГУРА ВЕДУЩЕГО В СПТ.
Требования к личности ведущего:
— необходимо обладать подвижными мыслительными процессами;
— умение понимать человека за короткое время;
— демонстрировать корректное поведение;
— аутентичность поведения (т.е. способность предъявлять группе собственные эмоции
и переживания);
— уметь проявлять терпение;
— уметь выжидать;
— уметь проявлять уверенность в себе независимо от его чувств;
(!) — хорошая профессиональная подготовка.
Стадии профессиональной подготовки:
- Приобретение теоретических знаний по основам групповой психологической работы.
- Получение реального опыта участника группы.
- Практика наблюдателя (супервизора).
- Практика ассистента квалифицированного ведущего.
- Практика самостоятельного проведения группового тренинга.
Функции тренера:
- Функция эксперта (ведущий комментирует ситуацию).
- Функция катализатора (побуждает к действию).
- Функция дирижёра (регуляция внутригруппового поведения).
- Функция «образец участника».
С.Кратохвилл выделяет следующие роли:
1. активный руководитель
2. роль аналитика
3. комментатор
4. посредник (использует попустительский стиль)
5. член группы.
Трудности в работе тренера:
- установление психологической дистанции
- эмоциональная ловушка (2 лица: один вызывает симпатию, а другой – антипатию)
- когда группа делится на 2 полярных лагеря (сохранять эмоциональное спокойствие; попытаться нейтрализовать лидера; перевести группу на деловой акцент).
- агрессивные реакции участников (агрессия может быть как защитная реакция).
- «психологические ожоги».
6