Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж» отделение социально-гуманитарного профиля
КЛАССИФИКАЦИЯ И СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выполнил:
Студент 4 курса
Специальности: 071302
«СКД и НХТ»
Специализации: «Постановка
театрализованных представлений»
Салехард 2011
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………
1.1 ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВИДЫ……………………………………………………………….
1.2 КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………………..
2.1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ………………………………………………………………………….
2.2 КАК РЕАЛИЗУЮТСЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы основывается на том, что ускорение темпов современной общественной и личной жизни, усиление интенсивности труда подавляющей части работоспособного населения России происходит на фоне тревожных изменений в социально-демографической ситуации в стране, среди которых наиболее значимым является снижение продолжительности жизни россиян и основных показателей их духовно-нравственного и физического здоровья. Особенно остро эти проблемы проявляются в жизнедеятельности населения крупных российских городов, в том числе и столицы России — Москвы.
Сущность и классификация социально-культурных технологий
... нововведения. Многообразие и классификация средств, форм и методов и их комплексное использование — характерная черта социально-культурных технологий. Понятие технологического модуля. Общие и частные методы социально-культурной технологии. Методы ...
В одном ряду с социально значимыми аспектами рекреации стоит проблема личностного развития людей, принимающих участие в рекреативной деятельности, т.к. в ней зачастую тиражируются образцы деструктивного, криминогенного, экстремального поведения различных категорий населения крупных городов, в первую очередь — молодежи.
Социально-культурная сфера крупных городов объективно нуждается в преодолении негативных тенденций в организации рекреационной деятельности населения, в научно обоснованных технологиях, стимулирующих механизмы самоорганизации в сфере досуга.
Несмотря на то, что государственное участие в развитии социально-культурной сферы постоянно сокращается, коммерческая инфраструктура досуга и рекреации развивается бурными темпами и сегодня по праву считается одной из наиболее прибыльных сфер экономики. В сфере современной рекреации имеются достаточно мощные ресурсы для педагогического воздействия на личность, способные перевести её развитие в социально одобряемое русло. Однако богатый воспитательный потенциал рекреации еще не в полной мере реализуется в деятельности учреждений культуры, в том числе парков культуры и отдыха.
Степень научной разработанности проблемы определяется наличием теоретико-методологических и прикладных исследований различных аспектов досугового поведения людей, выполненных в философии, социологии, педагогике, теории социально-культурной деятельности и ряде других научных дисциплин
Научная литература, специально посвященная социальным и культурным процессам, отражает процесс постоянного поиска и уточнения теоретических обоснований, основных понятий, содержания, видов и направлений социально-культурной деятельности, в которую рекреационная сфера входит в качестве подраздела.
Объект: Технология социально-культурной деятельности
Предмет: Процесс реализации технологии социально-культурной деятельности
Цель: Проанализировать технологии социально-культурной деятельности
Задачи:
1. Рассмотреть технологии социально-культурной деятельности и их виды.
2. Рассмотреть классификацию технологий социально-культурной деятельности.
3. Рассмотреть учреждения досуга.
4. Рассмотреть, как реализуются технологии социально-культурной деятельности.
1.1 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ВИДЫ
В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.
Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.
Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.
Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» — это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Социально–культурная анимация в образовании детей
... и Ю. Красильникова; социология досуга Ж. Дюмазедье в социально-культурной деятельности; социокультурный менеджмент В. Чижикова; экзистенциональная педагогика О. Больнова; внешкольное образование С. Гессена и др. Исследования французских теоретиков ...
В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология — это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.
По нашему мнению, технология — это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.
Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:
• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
• микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.
В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других.
Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:
1) по уровню применения;
2) по философской основе;
3) по ведущему фактору психического развития;
4) по ориентации на личностные структуры;
5) по характеру содержания и структуры;
6) по типу организации и управления познавательной деятельностью Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире».
Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях:
1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;
2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для ! получения заранее планируемых результатов обучения; ‘
3) процессуально-действенном — в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.
Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в . сфере культуры и досуга.
Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена ‘большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.
Особенности технологий организации досуговых форм для лиц пожилого возраста
... Н.М. Преодоление старости. - М., 1996 5. Ариарский М.А. Семья и культура досуга // Семья в зеркале социально-культурной деятельности. – СПб.: Специальная литература, 2004, с. 87. 6. Бедный М.С. ... лиц пожилого возраста в России 3. исследовать технологии организации досуговых форм для лиц пожилого возраста 4. на основе заключений анализа технологий организации досуговых форм для лиц пожилого возраста ...
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):
1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.
Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:
• концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
• системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;
• управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
• и еще важный элемент технологии — это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,
Глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряженностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении образования и культуры в жизни общества.
Но, тем не менее, процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблеме развития социально-культурной сферы и организации досуга людей всех возрастов.
Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и досуга уделяется оптимизации социально-педагогической и психологической помощи различным группам населения и созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий социально-культурной деятельности.
В связи с этим рассмотрим основные группы социально-культурных технологий и дадим краткую характеристику современных технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных институтов
Можно говорить об обучающих и воспитательных технологиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности.
Часть I. Разработка методологических оснований социально-психологического ...
... б) анализ феномена социально-психологической технологии, методов социально-психологического прикладного исследования и этических аспектов социально-психологического вмешательства в организационно-культурную систему. 2. Спроектировать социально-психологическую технологию изменения организационной культуры, включающую в себя: ...
Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «формируются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе» и далее «…известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии использования хозрасчетных механизмов в культурно-досуговых центрах. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне республик, области, края, района, города».
Примером внедрения педагогических технологий в процесс образования, может служить гуманно-личностная технология.
Целевые ориентации этой технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке человека путем раскрытия его личностных качеств и познавательных способностей. Принцип активности ребенка в процессе обучения и организации свободного времени был и остается одним из самых основных. Поэтому существует довольно большое количество педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности детей, подростков и молодежи.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой, Б.П. Никитина и другие.
Функциональные технологии подразделяются на:
• технологию информационно-познавательной и просветительной деятельности;
• технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений;
• технологию организации отдыха и развлечения.
1. Итак, современная информационно-просветительная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей.
Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности.
Рассматривая вопрос о развитии самодеятельного творчества, нельзя не говорить о возрождении общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечивают каждому краю свою самобытность и неповторимость.
2. Самодеятельное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм.
Исследования самодеятельного творчества и любительских объединений, проводимые в последнее время в различных регионах России, показали необходимость осуществления организационной перестройки системы руководства в развитии самодеятельных масс — главный момент возрождения художественно-бытовых традиций. Важным при этом является перенесение акцентов с организационных и сугубо контролируемых функций на функции содействия и сотрудничества с любительским объединением и клубом по интересам, а также выявления «неорганизованных любителей». Другим существенным элементом перестройки организации самодеятельного досуга может явиться активное и комплексное использование всех типов любительских объединений за счет различных средств организации.
1. Методологические основы социально-культурной деятельности
... и организации досуга в России в практической деятельности работников культурно-досуговой сферы. 1.3 Теория социально-культурной деятельности Методологические предпосылки формирования теории социально-культурной деятельности. Генезис теории социально-культурной деятельности. Сущность и особенности теории социально-культурной деятельности как формы организации научного ...
3. Технология рекреативно-оздоровительной деятельности ориентирована на оздоровление образа жизни людей и организацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
В настоящее время основное внимание работники учреждений социально-культурной сферы уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют:
восстановлению эмоционального равновесия людей;
• возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний;
• акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.
Дифференцированные технологии
К числу дифференцированных технологий можно отнести:
1) методику организации досуга детей и подростков;
2) методику молодежного досуга;
3) методику семейного досуга;
4) методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста
5)методику организации СКД с женщинами;
6) методику работы с мигрантами, беженцами
7)СКД с военнослужащими, социально не защищёнными категориями населения и т. д.
До настоящего времени в вузах культуры не ведётся подготовка специалистов по дифференцированным технологиям, которые могли бы повысить эффективность работы специалистов в сфере СКД. Как правило, только с годами приходит опыт и практика подсказывает, как строить работу с детьми дошкольного возраста, а как работать с коллективом, где самому молодому участнику 60 лет.
Каждая такая категория требует хорошего знания её психологических особенностей, социального статуса, потребностей и интересов.
Поэтому предполагается предварительная подготовка и изучение их досуговых интересов и ожиданий в социально – культурной сфере, прежде чем вести речь о серьёзной работе с каждой из вышеупомянутых категорий.
В последние годы в учреждениях культуры появились специалисты нового направления, способные квалифицированно вести работу с каждой категорией. Во МГУКИ открылась специализация «социальный педагог», ведутся узкие специализации для подготовки руководителей творческих коллективов в реабилитационных центрах, колониях для несовершеннолетних преступников и другие. Жизнь заставляет расширять спектр дифференцированных технологий в СКД.
В дифференцированных технологиях основное внимание уделяется учёту возрастных особенностей, психологии данной возрастной категории, специфике их интересов и увлечений.
Принимается во внимание также вид деятельности, профессия человека, пол, национальность, религия, политические убеждения.
Учитывая тот факт, что происходит дифференциация населения по уровню жизни, социальному статусу, уровню образования, можно предположить, что процесс образования новых типов учреждений культуры будет набирать силу и ускорит формирование новых подходов в совершенствовании данного вида технологий.
Создание благоприятного социально-психологического климата в учреждении
... на пути реализации психологических резервов коллектива. 1.Понятие и роль социально-психологического климата в эффективной деятельности социального учреждения. Климат социально-психологический [от греч. klima — наклон] — интегральная характеристика системы межличностных ...
1.2 СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Рассматривая технологию социально-культурной деятельности, нельзя не остановиться на основных методах, формах и средствах, которые используются в практике работы учреждений культуры и досуга. Попытка проанализировать сущность терминов, так или иначе связанных с технологией социально-культурной деятельности, позволила сформулировать обозначаемые этими терминами понятия.
средства социально-культурной деятельности
Средства социально-культурной деятельности — это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.
В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и способы воздействия на человека. Как специалист широкого профиля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения. «Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности — приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала».
К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.
Следует отметить что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).
Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил:
• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;
• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности»
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы СКД делятся на массовую, групповую и индивидуальную.
Формирование этнической толерантности молодежи в условиях социально-культурного ...
... особенность формирования толерантности молодежи в условиях социально-культурного учреждения. 3. Проанализировать деятельность Центра культуры р.п. Майна по формированию этнической толерантности. ... социально-культурной деятельности. Материалы дипломной работы найдут применение в деятельности Центра культуры по формированию этнической толерантности, а также в других социально-культурных учреждениях. ...
И рассказывать дальше о массовых мероприятиях и требованиях к их подготовке и проведению:
-аудитория от 100 чел и до неск тысяч
— актуальность и значимость тем массовых мероприятий ( праздников, зрелищ, концертов, театрализованных представлений и т.д.)
-сложность их подготовки
— сценарно – режиссёрская разработка
— меры безопасности при проведении ит.д.
Групповая форма работы
Количество ауд от 5 7 чел и до 50
Особенности: камерность, возможность обратной связи, личностного общения
Групповые формы6 вечера отдыха, посиделки, гостиные, обряды, экскурсии. беседы и т.д.
Индивидуальная форма работы.
Особенности: дойти до каждого, выстроить диалог, взаимопонимание, помочь в решении проблем, ответить на вопросы, воздействовать на чувства и мысли.
Формы инд раб: беседа, консультация, индивид. Занятие
Условие успеха: интерес и желание помочь, любовь к людям
Можете привести пример из своей практики, что вам больше всего удаётся из форм работы, кажется наиболее интересным.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности».
Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо».
Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым.. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности: а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности — работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении мас- совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);
б) методы формирования сознания личности — убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);
Организация досуга в дошкольном учреждении
... деятельности; - используется поэтапная педагогическая технология, предусматривающая вариативность содержания досуговой деятельности с учетом национального своеобразия культуры досуга, ... досуга детей в дошкольных учреждениях ... личности; формирует социально значимые потребности ... досуг как социальный феномен 1.1 Особенности организации досуга детей дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность ...
в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения — практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;
г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности — моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение, (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.
Приведенная классификация методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей.
Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее определение.
Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.
Изучение форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило нам прийти к следующим выводам.
1.Современная технология социально-культурной деятельности характеризуется большим разнообразием средств, форм и методов организации досуга.
2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня направлен на развитие региональной культурной политики и целенаправленную поддержку культурных инноваций.
3. Технологические инновации обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом, будучи воплощенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности, они способствуют не только развитию личности, но и противостоят девальвации культуры.
2.1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Отличительной чертой организации досуга в социально культурных учреждениях является интеграция отдыха, укрепления здоровья и духовное обогащение. В первую очередь деятельность учреждения зависит от аудитории которая его посещает. В свою очередь аудитория различается по возрасту, национальности, профессии, социальному положению, образованию. Все это, а также ограниченность пребывания в учреждениях социально культурной сферы, ведет к тому, что возникающая здесь досуговая общность носит переходящий характер, не всегда отличается сплоченностью. Именно эти категории населения образуют основной «костяк» организаторов и участников, долгосрочных досуговых программ, постоянных цикловых форм просвещения, творчества, развлечений, самодеятельных коллективов и студий.
СКД и СКТ — Стр 2
За организацию и проведение всей программы досуговой терапии отвечают заведующие клубами, культорганизаторы, библиотекари, аккомпаниаторы (пианисты, баянисты, киномеханики, радисты, представители других служб).
Координация всей культурно-досуговой деятельности, как правило, возлагается на культсоветы – постоянно действующие структуры, в состав которых входят обычно штатные культработники. Утверждаются программы и графики досуговых мероприятий, рассматриваются текущие вопросы, связанные с содержанием и организацией культурного досуга.
Содержание досуговых программ для зрителя сегодня определяется рыночными отношениями, стоимостью услуг, включая транспорт, прокат оборудования и инвентаря.
Досуговая программа, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.
По своей направленности содержание досуга в учреждениях социально культурной сферы, включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, массовых гуляний с учетом знаменательных дат календаря и в соответствии с профилем учреждения, литературно-музыкальных и краеведческих, танцевальных вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.
1. Парки культуры и отдыха
Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздухе.
Первые парки были задуманы как универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурно-просветительный и физкультурно-оздоровительный виды деятельности.
В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть названия «парк» означает, что речь идет прежде всего о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, слово «отдых» указывает на то, что в парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления.
В деятельности парков культуры и отдыха появилось много нового как по содержанию, так и по форме.
На современном этапе в деятельности парков культуры и отдыха особенно возрастает значение экологической функции, его роли в формировании экологического сознания населения. Это явление связано с уже упоминавшейся тенденцией известного отрыва горожан от природы, ослабления контактов современных жителей городов с миром природы.
Другая особенность деятельности современных парков культуры и отдыха состоит в том, что происходят изменения в содержании отдыха посетителей, поэтому возрастает значение рекреационной функции. Рекреационная функция связана сегодня с самоценностью отдыха в природном окружении, с тем, что в условиях природы человеку легче сменить привычную среду окружения, темпы и ритмы поведения, нормы его деятельности в сфере производства, быта, образования.
Их деятельность опирается на платные основы, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.
2. Библиотеки
Это широко распространенный тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующих массовую работу с читателями.
По составу книжных фондов, методам их обработки, хранения и использования библиотеки подразделяются на две основные группы: массовые с универсальными книжными фондами и специальные с фондами книг по определенным видам научной, учебной, производственной деятельности.
Наиболее распространенными видами государственных массовых библиотек являются сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские.
Сельские библиотеки, помимо выдачи книг, организуют передвижные библиотеки, пункты выдачи книг на производственных объектах и книгоношество по домам.
Районная библиотека находится в ведении отдела культуры. У нее есть отдел выдачи книг на дом (абонемент), читальный зал с подсобным книжным фондом, передвижной фонд и детское отделение (при отсутствии самостоятельной детской библиотеки).
Наряду с обслуживанием литературой населения, местных учреждений и организаций, проведением широкой массовой работы районная библиотека помогает отделу культуры в руководстве библиотечными учреждениями, в координации их деятельности, составлении единых межведомственных планов библиотечного обслуживания населения с целью доведения книги до каждой семьи. Она организует справочно-библиографическую и консультационную работу, занятия для работников и общественного актива библиотек района.
Областная (краевая) библиотека — хранилище произведений печати, научно-методический и библиографический центр. Ее типовую структуру составляют отделы: обслуживания (с секторами абонемента, читальных залов, межбиблиотечного абонемента), научно-методический и библиографический, фондов и каталогов (с секторами комплектования и книгохранения), спецхранения, административно-хозяйственный.
Важнейшей задачей областной (краевой) библиотеки является разработка теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками и контроля за их работой.
Новый вид составляют хозрасчетные библиотеки, получившие в последние годы широкое развитие. Они создаются в местах, где нет поблизости государственных библиотек. Открываются такие библиотеки при наличии небольшого количества книг. Открытие платной библиотеки оформляется соответствующими документами.
К специальным библиотекам относятся: библиотеки отраслевых академий, республиканских академий, библиотеки научных учреждений, научно-исследовательских институтов, театральные, музейные, музыкально-нотные, военно-технические, учебных заведений, научно-технические (технические), библиотеки промышленных предприятий. Они комплектуются специальной литературой соответственно профилю предприятия, учреждения.
.
3. Кинотеатры
Наиболее популярным типом учреждений культуры является кинотеатр. Кинотеатр — учреждение, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. Кинотеатры бывают стационарные и передвижные. Основное помещение — зрительный зал, оснащен кинопроекционной аппаратурой, светоотражающим звукопрозрачным экраном, громкоговорителем. Совокупность технических средств, используемых в кинотеатре, отличает их друг от друга. Кинотеатры различают по величине экрана: широкоэкранный и обычный формат.
Кинотеатры располагают портативной кинопроекционной установкой в основном для демонстрации узкопленочных (16 мм) кинофильмов.
Кинотеатры проводят широкую культурно-досуговую деятельность: перед началом кинофильма организуются встречи с депутатами, концерты профессиональных и самодеятельных коллективов, лекции, беседы и т.д.
В последнее время на базе кинотеатров стали организовываться киновидеоцентры, киносалоны. В стоимость билета в видеоцентрах входит набор безалкогольных напитков, мороженое и сладости.
4.Культурные комплексы
Поиски в совершенствовании организации деятельности учреждений культуры привели к мысли о создании культурных комплексов, предусматривающих интенсификацию деятельности системы культурного обслуживания населения. На селе этому способствует консолидация учреждений культуры, сведение их в пределах того или иного региона в комплекс. Для села это особенно важно, ибо взятые в отдельности, в отрыве друг от друга действующие там учреждения культуры по своим возможностям выглядят пока что весьма ограниченными. Но объединенные в определенную систему, построенную на основе постоянного и всестороннего взаимодействия, они могут обрести новое качество и немалые возможности для улучшения своей работы.
Культурные комплексы создаются на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйств из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи. При такой организации дела, координации руководства учреждениями культуры достигается значительное укрепление материальной базы культурного обслуживания населения и заметно повышаются качественные и количественные показатели всей культурно-досуговой деятельности.
В Татарстане были значительно расширены рамки районного культурного комплекса: все местные учреждения, имеющие отношение к культурному обслуживанию, использовали государственные учреждения в качестве опорных. В состав Бавлинского районного культурного комплекса, к примеру, вошли РДК, профсоюзный дом культуры, районные библиотеки (для взрослых и детей), кинотеатр, детская школа искусств, художественно-оформительская мастерская, книжные магазины книготорга и районо, автоклуб, парк культуры и отдыха, парикмахерская, салон одежды.
При всем многообразии социально-экономических условий и состояния сети органы культуры неизменно фиксировали, что во всех случаях, когда периферийные учреждения культуры объединялись, происходило значительное улучшение обслуживания населения как в центрах хозяйства, так и на производственных участках, возрастали количественные и качественные показатели культурно-досуговой деятельности, укреплялась материальная база, поднимался престиж кадров, расширялся общественный актив.
5. Культурно-спортивные комплексы
Формирование гармонической личности во многом зависит от взаимодействия всех социальных институтов, участвующих в этом процессе: семьи, школы, трудового коллектива, общественных организаций, средств массовой информации, учреждений культуры, спорта, отдыха, творческих союзов.
Осуществить такое взаимодействие можно лишь при умелой интеграции всех государственных и общественных организаций, причастных к культурно-досуговой деятельности.
Совершенствование управления в сфере досуга должно идти, как нам представляется, по линии совершенствования организационной структуры учреждений культуры, механизма экономического стимулирования.
Создание культурно-спортивных комплексов имело несколько параллельно развивающихся и действующих направлений: культуры, которая включала сеть театров, концертных залов, кинотеатров, парков, клубов, музеев и т.п.; физкультуры и спорта — сеть стадионов, спортзалов, футбольных полей, спортивных площадок, плавательных бассейнов и т.п.; отдыха — сеть учреждений отдыха и туризма, площадок, детских клубов и кружков по месту жительства, различных добровольных обществ типа охотников и рыболовов, любителей книги и т.д.
Каждое направление реализуется по присущим ему видам культурного обслуживания населения.
Создание культурно-спортивного комплекса — это новый подход к культурному обслуживанию населения, который позволяет обеспечивать, с одной стороны, единство структур входящих в него учреждений культуры и спорта, а с другой — интеграцию всех видов управления сферой досуга.
Предприятия бытового обслуживания организуют на базе КСК различные кружки: рукоделия, кулинарии, моделирования и пошива одежды, ремонта бытовой техники и т.п., расширяют формы совместной с учреждениями культуры работы по обслуживанию малых населенных пунктов, полевых станов, отдаленных участков и ферм, изучают вместе с работниками КСК спрос населения на различные виды товаров и услуг и оказывают посильное влияние на формирование разумных потребностей.
Организованная таким образом целенаправленная деятельность учреждений культуры, спорта и других организаций, объединенных в культурно-спортивный комплекс, позволяет избежать одностороннего увлечения отдельными культурно-досуговыми программами, обеспечить взаимосвязанное развитие всех направлений досуговой деятельности для реализации комплексного, системного подхода к процессу организации досуга.
Оптимальное сочетание отраслевого и территориального принципов может быть достигнуто тогда, когда учреждения, входящие в КСК, подчиняются единому директору и отчитываются перед своими вышестоящими организациями за всю содержательную и финансово-хозяйственную деятельность, когда КСК имеет статус юридического лица.
6. Молодежные центры досуга и кафе
Современная организация рационального использования досуга привела к созданию молодежных центров досуга и кафе.
Появление новых типов учреждений культуры находится в неразрывной связи с новыми реальными методами хозяйствования, новыми формами организации труда, такими, как бригадный и семейный подряд, индивидуальная трудовая и кооперативная деятельность. Так появились молодежные центры досуга и кафе, которые проводят широкую культурно-досуговую деятельность в специфических условиях.
Молодежные центры досуга функционируют по принципу центров досуга.
Механизм образования денежных средств молодежного центра досуга, расходуемых на оплату труда его работников, идентичен формированию единого фонда оплаты труда предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование.
Доход молодежного центра досуга образуется за счет выручки от реализации продукции, работ, услуг в действующих ценах, рассчитанных в соответствии с методическими рекомендациями по расчету цен на платные услуги и другими соответствующими ценами. Доход молодежного центра досуга является источником производственного и социального развития, оплаты труда, он находится в распоряжении центра и используется им самостоятельно.
Следует отметить, что имеется несколько вариантов нормативов распределения дохода, в которых учитываются практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности молодежных центров дохода.
Недостаток собственных оборотных средств может компенсироваться хозрасчетным доходом, а их пополнение осуществляется за счет собственных ресурсов.
Сейчас в Российской Федерации меняются правовые основы деятельности предприятий и учреждений. Молодежный центр досуга имеет право продавать, передавать, обменивать технические средства, оборудование, различные материальные ценности, инструменты, списывать их с баланса, если они морально устарели, сдавать в аренду или использовать для взаимовыгодного обмена, а также передавать в бесплатное пользование сооружения, оборудование, помещения, мастерские и так далее.
Доход от реализации имущества направляется в фонд развития, а убытки, которые могут быть при передаче, продаже или списании имущества, покрываются за счет соответствующих отчислений из фондов молодежного центра досуга.
В молодежном кафе может осуществляться культурно-досуговая деятельность.
Администрация молодежного кафе обеспечивает наиболее благоприятные условия для организации отдыха молодежи. Прежде всего речь идет об оснащении кафе удобной мебелью, необходимым оборудованием, о художественном оформлении интерьеров, обеспечении культинвентарем, звукоусилительной и видеоаппаратурой, другими средствами культурно-просветительной работы.
Вся культурно-досуговая деятельность в молодежном кафе проводится на принципе самоокупаемости.
Смета расходов на проведение культурно-досуговых программ в молодежном кафе рассматривается и утверждается в соответствии с Положением о любительском объединении, клубе по интересам.
Таким образом, нельзя считать, что какой-то особенный «любительский» характер деятельности является неким специфическим признаком всей самодеятельности, базирующейся в учреждениях социально-культурной сферы.
Безвозмездность, материальная незаинтересованность принадлежат к числу сущностных особенностей самодеятельности, обусловленных внутренней духовной мотивированностью (как было показано выше).
Однако здесь применяется система стимуляции: некоторые виды самодеятельности «правдами и неправдами» все же материально поощряются. Самодеятельность являет примеры разных по общественной значимости и объективным достоинствам результаты предметной деятельности. Общественный характер ее заключается в том, что развитие способностей, происходящее здесь (изменение личности, расширение кругозора, выработка новых навыков, закрепление в «другой» среде качеств, которые закладывает основная среда — трудовой или учебный коллектив), является общественно ценным процессом.