Шкала потребности в достижениях ю. М. Орлова 2

ОПИСАНИЕ Потребность в достижениях выступает источником активности личности. Она определяется уровнем самооценки человека. При адекватной самооценки чем выше уровень потребности в достижениях, тем активнее и целенаправленнее человек. Мотивация достижения — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.  Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями. Опросник можно использовать для исследования влияния потребности в достижениях на эффективность деятельности. Исходный перечень пунктов составлялся таким образом, что в них косвенно отражались индивидуальные особенности человека, ориентированного на достижения. После этого пункты отбирались по значениям критериальной валидности и согласованности с суммарным баллом. Методика представляет собой анкету, которая включает 22 утверждения (Вариант А).

Существует также вариант опросника, где шкала потребностей в достижениях содержит 23 пункта (Вариант Б).

Вариант а

ОБРАБОТКА Подсчитать общую сумму баллов и сравнить полученный результат с оценочной шкалой. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Ключ Ответ «Да» на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22. Ответ «Нет» на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Сумма баллов положительных и отрицательных ответов характеризует уровень потребности в достижении.  Размах индивидуальных баллов может быть очень большим: от 2 до 22.  Уровни потребности в достижениях: — низкий – 2-10 — ниже среднего – 11-12  — средний – 13-14 — выше среднего – 15-16 — высокий – 17-22 Шкала потребности в достижениях имеет также децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно перевести в стены и оценить с помощью следующей таблицы:

17 стр., 8390 слов

Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе. Потребности ...

... уступать и защищаться. Таким образом, дан­ный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся ... результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит); средний уровень - частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может ...

 

Уровень мотивации достижения

 

низкий

средний

высокий

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма балов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-19

Люди с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами:  — настойчивость в достижении целей; — неудовлетворенность достигнутым; — склонность сильно увлекаться работой, стремление в любом случае получить удовольствие от успеха; — неспособность плохо работать; — постоянное стремление сделать дело лучше; — потребность изобретать новые приемы работы, при выполнении самых обычных дел; — неудовлетворенность легким успехом; — отсутствие духа соперничества, желание, чтобы и другие пережили вместе с ними радость успеха в достижении результата; — готовность принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.

ИНСТРУКЦИЯ: «В опроснике имеются утверждения, которые позволят Вам уточнить Ваши мнения, интересы и то, как Вы оцениваете себя. Если Вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет». Представляйте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не тратьте время на обдумывание, отвечайте быстро, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Не упускайте ничего, отвечайте по порядку и обязательно на каждый вопрос. Возможно, некоторые высказывания будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «Да» или «Нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное или неблагоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Плохих или хороших ответов не существует».

Текст опросника

  1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
  2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
  3. Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
  4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
  5. По моему мнению, большинство людей живет далекими целями, а не близкими.
  6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
  7. Эмоциональные люди нравятся мне больше, чем деловые.
  8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
  9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
  10. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее всего, обстоятельства, чем я сам.
  11. Мои родители считали меня ленивым ребенком.
  12. Мои родители слишком строго контролировали меня.
  13. Терпения во мне больше, чем способностей.
  14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
  15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
  16. Ради успеха могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.
  17. Я не усердный человек.
  18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
  19. Если бы я был журналистом, я бы писал, скорее всего, об оригинальных изобретениях людей, а не о происшествиях.
  20. Мои близкие не разделяют моих планов.
  21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
  22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Вариант б

ОБРАБОТКА

 

Ключ *

Валидность **

Надежность ***

1.

да

0,41

0,42

2.

да

0.43

0.39

3.

нет

0,50

0.29

4.

нет

0,41

0.30

5.

нет

0,56

0,41

6.

нет

0.46

0.31

7.

да

0,70

0.32

8.

да

0,63

0,

9.

да

0,51

0,

10.

нет

0,44

0,

11.

нет

0,54

0,

12.

нет

0,54

0,

13.

нет

0,63

0,

14.

нет

0,52

0,

15.

да

0,58

. 0. 3

16.

нет

0,50

0. 1

17.

да

0,55

0,4

18.

нет

0,41

0,2

19.

да

0,51

0. 3

20.

да

0,64

0, 40

21.

нет

0,28

0,. 34

22.

да

0, 49

0. 24

23.

да

0, 68

0, 33

Примечание к таблице.  Ключ «да» соответствует положительной корреляции утверждения с критерием, «нет» — отрицательный. **) высокой группе было 46 человек, в низкой — 58. Испытуемыми были студенты II курса МПИ им. В. И. Ленина. ***) Объем выборки, при оценке внутренней согласованности N = 716. Все коэффициенты корреляции статистически значимы.

Таблица для преобразования «сырого» индивидуального балла в деления шкалы  со средней арифметической Хсред.=5.0 и средним квадратическим отклонением δ= 2.0.

Шкала

%

процентили

«Сырой» балл

0

0.9

0.3

0-4

1

2.8

1.2

5-7

2

6.6

4.0

8

3

12.1

10.6

9

4

17.4

22.7

10

5

19.8

40.1

11-12

6

17.4

59.9

13

7

12.1

77.3

1 4

8

6.6

89.4

15

9

2.8

96.0

16-17

10

0.9

98.8

18-23

Средний балл: М = 12.6 Среднее квадратическое отклонение: δ=2.51 Число испытуемых: n= 716 Распределение не нормально, скошено влево. Размах индивидуального балла лежит в пределах от 5 до 20. Нормализация осуществлена для шкалы со средней арифметической 5 и средним квадратичным отклонением 2. Пример обработки. Если испытуемый получил 6 баллов, то ему приписывается балл 1 по шкале, если же испытуемый получил 13 баллов, то ему приписывается балл 6.  Во втором столбце таблицы дано ожидаемое процентное распределение баллов, а в третьем столбце — процентили, показывающие процент испытуемых, которые должны иметь балл ниже указанного. Так, например, 40.1% испытуемых имеют балл ниже, чем 5, а 19.8% — имеют балл 5.

Текст опросника

1. Думаю, что успех в жизни зависит больше от расчета, чем от случая. 2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь потеряет для меня смысл. 3. Для меня в любом деле важнее процесс исполнения, чем его конечный результат. 4. Считаю, что люди больше страдают от неудач в работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. 5. По моему мнению, большинство людей живут дальними целями, а не близкими. 6. Если даже есть возможность и я уверен, что никто этого не заметит, я не могу пройти в кино без билета. 7. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач. 8. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. 9. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. 10. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности. 11. Мои родители считали меня ленивым ребенком. 12. Думаю, что в моих неудачах скорее повинен я сам, а не обстоятельства. 13. Мои родители строго контролировали меня. 14. Терпения во мне больше, чем способностей. 15. Лень, а не сомнение в успехе, вынуждает меня часто отказываться от своих намерений. 16. Думаю, что я — уверенный в себе человек. 17. Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу. 18. Я — не усердный человек. 19. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается. 20. Если бы я работал в газете, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях. 21. Мои близкие обычно не разделяют моих планов. 22. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей. 23. Я настойчив в достижении своих целей.