ОПИСАНИЕ Потребность в достижениях выступает источником активности личности. Она определяется уровнем самооценки человека. При адекватной самооценки чем выше уровень потребности в достижениях, тем активнее и целенаправленнее человек. Мотивация достижения — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями. Опросник можно использовать для исследования влияния потребности в достижениях на эффективность деятельности. Исходный перечень пунктов составлялся таким образом, что в них косвенно отражались индивидуальные особенности человека, ориентированного на достижения. После этого пункты отбирались по значениям критериальной валидности и согласованности с суммарным баллом. Методика представляет собой анкету, которая включает 22 утверждения (Вариант А).
Существует также вариант опросника, где шкала потребностей в достижениях содержит 23 пункта (Вариант Б).
Вариант а
ОБРАБОТКА Подсчитать общую сумму баллов и сравнить полученный результат с оценочной шкалой. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ Ответ «Да» на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22. Ответ «Нет» на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Сумма баллов положительных и отрицательных ответов характеризует уровень потребности в достижении. Размах индивидуальных баллов может быть очень большим: от 2 до 22. Уровни потребности в достижениях: — низкий – 2-10 — ниже среднего – 11-12 — средний – 13-14 — выше среднего – 15-16 — высокий – 17-22 Шкала потребности в достижениях имеет также децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно перевести в стены и оценить с помощью следующей таблицы:
Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе. Потребности ...
... уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся ... результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит); средний уровень - частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может ...
|
Уровень мотивации достижения |
|||||||||
|
низкий |
средний |
высокий |
|||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Сумма балов |
2-9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18-19 |
Люди с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами: — настойчивость в достижении целей; — неудовлетворенность достигнутым; — склонность сильно увлекаться работой, стремление в любом случае получить удовольствие от успеха; — неспособность плохо работать; — постоянное стремление сделать дело лучше; — потребность изобретать новые приемы работы, при выполнении самых обычных дел; — неудовлетворенность легким успехом; — отсутствие духа соперничества, желание, чтобы и другие пережили вместе с ними радость успеха в достижении результата; — готовность принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.
ИНСТРУКЦИЯ: «В опроснике имеются утверждения, которые позволят Вам уточнить Ваши мнения, интересы и то, как Вы оцениваете себя. Если Вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет». Представляйте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не тратьте время на обдумывание, отвечайте быстро, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Не упускайте ничего, отвечайте по порядку и обязательно на каждый вопрос. Возможно, некоторые высказывания будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «Да» или «Нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное или неблагоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Плохих или хороших ответов не существует».
Текст опросника
- Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
- Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
- Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
- Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
- По моему мнению, большинство людей живет далекими целями, а не близкими.
- В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
- Эмоциональные люди нравятся мне больше, чем деловые.
- Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
- Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
- Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее всего, обстоятельства, чем я сам.
- Мои родители считали меня ленивым ребенком.
- Мои родители слишком строго контролировали меня.
- Терпения во мне больше, чем способностей.
- Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
- Думаю, что я уверенный в себе человек.
- Ради успеха могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.
- Я не усердный человек.
- Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
- Если бы я был журналистом, я бы писал, скорее всего, об оригинальных изобретениях людей, а не о происшествиях.
- Мои близкие не разделяют моих планов.
- Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
- Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Вариант б
ОБРАБОТКА
|
Ключ * |
Валидность ** |
Надежность *** |
1. |
да |
0,41 |
0,42 |
2. |
да |
0.43 |
0.39 |
3. |
нет |
0,50 |
0.29 |
4. |
нет |
0,41 |
0.30 |
5. |
нет |
0,56 |
0,41 |
6. |
нет |
0.46 |
0.31 |
7. |
да |
0,70 |
0.32 |
8. |
да |
0,63 |
0, |
9. |
да |
0,51 |
0, |
10. |
нет |
0,44 |
0, |
11. |
нет |
0,54 |
0, |
12. |
нет |
0,54 |
0, |
13. |
нет |
0,63 |
0, |
14. |
нет |
0,52 |
0, |
15. |
да |
0,58 |
. 0. 3 |
16. |
нет |
0,50 |
0. 1 |
17. |
да |
0,55 |
0,4 |
18. |
нет |
0,41 |
0,2 |
19. |
да |
0,51 |
0. 3 |
20. |
да |
0,64 |
0, 40 |
21. |
нет |
0,28 |
0,. 34 |
22. |
да |
0, 49 |
0. 24 |
23. |
да |
0, 68 |
0, 33 |
Примечание к таблице. Ключ «да» соответствует положительной корреляции утверждения с критерием, «нет» — отрицательный. **) высокой группе было 46 человек, в низкой — 58. Испытуемыми были студенты II курса МПИ им. В. И. Ленина. ***) Объем выборки, при оценке внутренней согласованности N = 716. Все коэффициенты корреляции статистически значимы.
Таблица для преобразования «сырого» индивидуального балла в деления шкалы со средней арифметической Хсред.=5.0 и средним квадратическим отклонением δ= 2.0.
Шкала |
% |
процентили |
«Сырой» балл |
0 |
0.9 |
0.3 |
0-4 |
1 |
2.8 |
1.2 |
5-7 |
2 |
6.6 |
4.0 |
8 |
3 |
12.1 |
10.6 |
9 |
4 |
17.4 |
22.7 |
10 |
5 |
19.8 |
40.1 |
11-12 |
6 |
17.4 |
59.9 |
13 |
7 |
12.1 |
77.3 |
1 4 |
8 |
6.6 |
89.4 |
15 |
9 |
2.8 |
96.0 |
16-17 |
10 |
0.9 |
98.8 |
18-23 |
Средний балл: М = 12.6 Среднее квадратическое отклонение: δ=2.51 Число испытуемых: n= 716 Распределение не нормально, скошено влево. Размах индивидуального балла лежит в пределах от 5 до 20. Нормализация осуществлена для шкалы со средней арифметической 5 и средним квадратичным отклонением 2. Пример обработки. Если испытуемый получил 6 баллов, то ему приписывается балл 1 по шкале, если же испытуемый получил 13 баллов, то ему приписывается балл 6. Во втором столбце таблицы дано ожидаемое процентное распределение баллов, а в третьем столбце — процентили, показывающие процент испытуемых, которые должны иметь балл ниже указанного. Так, например, 40.1% испытуемых имеют балл ниже, чем 5, а 19.8% — имеют балл 5.
Текст опросника
1. Думаю, что успех в жизни зависит больше от расчета, чем от случая. 2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь потеряет для меня смысл. 3. Для меня в любом деле важнее процесс исполнения, чем его конечный результат. 4. Считаю, что люди больше страдают от неудач в работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. 5. По моему мнению, большинство людей живут дальними целями, а не близкими. 6. Если даже есть возможность и я уверен, что никто этого не заметит, я не могу пройти в кино без билета. 7. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач. 8. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. 9. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. 10. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности. 11. Мои родители считали меня ленивым ребенком. 12. Думаю, что в моих неудачах скорее повинен я сам, а не обстоятельства. 13. Мои родители строго контролировали меня. 14. Терпения во мне больше, чем способностей. 15. Лень, а не сомнение в успехе, вынуждает меня часто отказываться от своих намерений. 16. Думаю, что я — уверенный в себе человек. 17. Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу. 18. Я — не усердный человек. 19. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается. 20. Если бы я работал в газете, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях. 21. Мои близкие обычно не разделяют моих планов. 22. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей. 23. Я настойчив в достижении своих целей.