Содержание
Введение
Глава I. Семья как важнейший социальный институт
1.1 Понятие социального института
1.2 Семья как социальный институт
1.3 Понятие, сущность и структура семьи
1.4 Формы и исторические типы семьи
Глава II. Функции семьи
2.1 Основные функции семьи
2.2 Роль семьи в социализации личности
Глава III. Тенденции развития современной семьи и ее кризис
3.1 Основные тенденции и природа семейного конфликта
Заключение
Литература
социальный семья конфликт кризис
Введение
Важнейшим элементом социальной структуры современного общества является институт семьи. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. В современном мире и в России в частности проблема семьи и ее стабильности стоит особо остро, поэтому я сочла необходимым рассмотреть этот вопрос в своей работе «Семья как социальный институт».Проблемой моего исследования является семья, ее типы, функции и тенденции развития. Данное исследование является актуальным т.к. сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США) и в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института. Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, уникальным значением семьи в воспроизводстве общественной жизни и жизни каждого отдельного человека. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависит стабильность и устойчивость существования общества.
Исследователи подтверждают, что семейная жизнь является определяющей чертой человечества, а семья — приоритетной ценностью любого современного общества, поскольку положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются своего рода социальными индикаторами, раскрывающими общее положение дел в стране, реальные перспективы конкретного общества. Объектом моего исследования будет являться социальный институт и как следствие, предметом изучения будет семья как социальный институт. Цель исследования — изучение семьи как социального института. Задачи исследования основаны на цели: 1.Определить понятие — социальные институты; 2.Семья как социальный институт; 3.Исторические типы семьи; 4.Основные функции семьи; 5.Тенденции развития современной семьи и ее кризис. Метод исследования теоретический — изучение и анализ источников по данной проблеме. Исследования семьи начинались с изучения истории развития семьи И.Я. Бахофеном, Дж. Мак-Леннаном, Л. Морганом. Впоследствии идеи изменчивости форм социального института семьи в ходе истории развивались в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, М.М. Ковалевского, П. Сорокина, Ю.И. Семенова, Р.Зидера. Начало традиции изучения семьи как социально-психологической группы заложили в своих теориях 3. Фрейд, Ч. Кули, Э.Берджесс. Проблемы стабильности семьи и брака, а также проблемы реализации государственной семейной политики и оказания социальной поддержки и помощи семье анализируются в работах А.В. Артюхова, Е.С. Баразговой, В.Н. Бобкова, О.В. Бойко, СВ. Дармодехина, В.В. Елизарова, Г.И. Климантовой, Е.М. Рыбинской, Е.Р. Ярской-Смирновой. Н.В. Чуриковой.
Семья как малая социальная группа и социальный институт
... черты как малой социальной группы, так и социального института. 1.2 Семья как малая социальная группа и социальный институт Семья по своим характеристика является специфическим социальным феноменом. Образуя малую социальную группу (семья как источник социальной принадлежности), существующую ...
Глава I. Семья как важнейший социальный институт
1.1 Понятие социального института
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.
«Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». Общая социология: учеб. — М.: Проспект, 2010. — 384 с.
В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.
Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом состоянии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, дяди и т.д.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.
Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают.
Общими признаками, которые характеризуют все социальные институты, являются следующие: цель; набор установок и образцов поведения, социальных статусов и ролей; система санкций, обеспечивающая стимулирование желаемого и подавление отклоняющегося поведения;
культурные символы. Состав социальных институтов весьма разнообразен. Важнейшими социальными институтами являются:
а) экономические (собственность, деньги, банки);
Каковы социальные причины разрушения семей в российском обществе
... и др. 2.В чем актуальность темы. Семья – один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, имеющая первостепенное влияние на личность. Семья меняется не только под воздействием социально ...
б) политические (государство, партии, союзы);
в) социокультурные и воспитательные (наука, образование, семья) и другие.
Социальные институты выполняют разнообразные функции, важнейшими из которых являются интеграционная, регулятивная, коммуникативная, транслирующая, функция закрепления и воспроизводства общественных отношений и многие другие.
Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей. Они носят индивидуальный характер, обладают собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью их функций.
Таким образом, я думаю, что социальные институты, имея специфические особенности и отличаясь друг от друга, вместе с тем функционируют в тесной связи друг с другом и дополняют друг друга при этом институт семьи играет немало важную роль в социуме.
1.2 Семья как социальный институт
Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества — воспроизводство его членов и осуществление их первичной социализации. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».1
Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи — родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.
К тому же, через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.
Таким образом, семья, единственный социальный институт который выполняет никем не производимую функцию деторождения.
1.3 Понятие, сущность и структура семьи
Существует несколько определений семьи. В древнеславянском и древнерусском языке слово «семья» означало как семью вообще (всех членов рода, живущих совместно), так и челядь, домочадцев, холопов.
В толком словаре: семья — это группа живущих вместе близких родственников (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова).
Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями (супружество, родительство, родство); общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства); эмоциональной близостью; взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу. Семья — это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически. Семья — это основанная на браке и родстве группа людей, связанная общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Часто при определении семьи подчеркивают и такую ее особенность как совместное проживание членов семьи под одной крышей. Согласно вышеприведенному определению семья является сложным структурным целым. Ее содержание составляют две относительно самостоятельные и одновременно не существующие друг без друга системы отношений — отношения супружества и родства. Взаимно дополняя и обогащая друг друга, они очерчивают ту пространственную нишу, которую занимает семья в рамках общества в целом.
Половая социализация мальчиков и девочек в семье и обществе
... родителей и тем самым добиваются разного к себе отношения. Кроме того, в результате тех же врожденных различий ... детьми так, чтобы приспособить их поведение к принятым в обществе нормативным ожиданиям. Мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, ... и "социальные" факторы переплетаются, их нельзя понять друг без друга. Любое нарушение последовательности или сроков критических периодов половой ...
Супружеские отношения — это строящиеся на браке, т.е. на социально признанном и одобренном союзе, отношения между мужчиной и женщиной. Они возникли как следствие осознания социумом необходимости упорядочения сексуальной конкуренции мужчин и женщин относительно друг друга, введения ее в социально приемлемые рамки путем ограничения круга брачных партнеров и установления правил выбора супруга. Сущность брачных отношений составляют любовь и гармония. Биологические и физиологические различия мужчин и женщин заставляют их искать свое продолжение и завершение в индивидах противоположного пола. В социально-психологическом плане этот поиск всегда чувственно окрашен, связан с эмоциональной привязанностью к избраннику, со стремлением безраздельно обладать им и одновременно полностью принадлежать ему. В социокультурном плане любовь проявляется в гармоническом взаимодополнении: активного, рационалистического мужского начала и пассивным, чувственным женским началом.
Вторая сторона структуры семьи — отношения родства — также не лишена стремления к любви и гармонии. Однако ведущим началом здесь выступают кровные связи, упорядочивающие характер взаимодействия между поколениями, фиксирующие иерархию статусов и ролей, способ распределения власти, прав и обязанностей между членами семьи, регламентирующие имущественные отношения между родителями и детьми, с одной стороны, и между братьями, сестрами и другими родственниками — с другой.
Ведущую роль в системе семейных отношений играют супружеские отношения. Это связано, во-первых, с тем, что через них общество оказывает экономическое, политическое и иное влияние на семью, определяя ее исторически-конкретную форму, а, во-вторых, от характера брачных отношений зависит микроклимат в семье и то, каким образом и в какой мере реализуются кровнородственные отношения. Что же касается последних, то они вторичны, но не второстепенны, ибо при определенных обстоятельствах они могут оказывать обратное влияние на супружеские отношения и способствовать их изменению.
Таким образом, семья — это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно — экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним.
Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним.
Семья в современном обществе 2
... своих семей. <…> 7) Запретитьпротивозачаточные средства. <…> 8) Снизитьуровень жизни всего общества. <…> 9) Наконец,следует снова сделать общество ... «Объектность» грудного младенца – вопиющий эмпирический факт.Субъектность взрослого по отношению к правам человека (включая правасобственности и экономические правомочия) – ...
1.4 Формы и исторические типы семьи
Известен целый ряд социальных форм брака и семьи. Среди первых
выделяется моногамия как союз одной женщины и одного мужчины, а также полигамия, где мужчины и женщины состоят одновременно в нескольких браках. Полигамия, в свою очередь, существует либо в форме полигинии, когда один мужчина находится в браке с несколькими женщинами, либо в форме полиандрии, когда одна женщина имеет нескольких мужей. В зависимости от правил выбора партнера брак подразделяется на эндогамный, предписывающий поиск супруга внутри некой родственной группы, и экзогамный, считающий нормой союз мужчины и женщины, принадлежащих к разным группам.С выбором супругами места жительства связан вопрос о форме семьи. Традиция, согласно которой молодые супруги селятся вместе с родителями и другими родственниками, создает благоприятную почву для воспроизводства расширенной семьи, представляющей собой союз нескольких поколений родственников. И, наоборот, стремление молодоженов жить отдельно обуславливает существование нуклеарной семьи, состоящей из взрослых родителей и зависимых от них детей. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью. Помимо расширенной и нуклеарной семей в некоторых странах существует и такая форма родства как клан, т.е. союз нескольких семей, имеющих общих родственников по мужской или женской линии.
При систематизации многообразия форм брака и семьи часто используется исторический подход, суть которого состоит в рассмотрении данных явлений сквозь призму концепции общественного прогресса. Согласно ему основная линия развития семьи идет от полигамии к моногамии и от расширенной семьи к семье нуклеарной.
Не отвергая подобного видения процесса развития семьи как социального института, социологи дополняют исторический подход социокультурным. Тем самым, они, во-первых, указывают на необходимость рассматривать все формы брака и семьи как рядоположенные в силу их одинаковой значимости для представителей разных культур, а, во-вторых, подчеркивают, что их возникновение носит не случайный, а закономерный характер, что они утвердились в результате длительного отбора, что при изменении культурно-исторической ситуации социум вправе выбирать те формы семьи и брака, которые помогут ему выжить и окрепнуть, а не те, которые считаются прогрессивными.
Брачные и родственные отношения в структуре семьи находятся в диалектической взаимосвязи. Анализируя момент их единства, можно понять сущность, а точнее, предназначение семьи для функционирования общества в целом. Самая большая ценность для общества — она сама. Семья как форма социальной жизни возникла из потребности ограничить эгоизм индивидов, упорядочить сексуальные и межпоколенные взаимодействия и, тем самым, обеспечить благоприятные условия для расширенного воспроизводства социума. Однако ограничиться этим означало бы признать, что семья — это репрессивный институт. А это далеко не так. У процесса упорядочения сексуальных и межпоколенных взаимодействий есть не только репрессивный, но и человеческий аспект. Семья возникла как опосредующее звено между личностью и обществом, призванное готовить для последнего психически и социально полноценных членов, способных укорениться в социуме и обеспечить его стабильное поступательное развитие. Укорененность в социуме как раз и есть способность человека к самоограничению своего «Я», но не путем самоотречения, а через любовь к своим близким, через групповую автономию семьи, через личную жизнь, наличие которой делает для индивида стабильность общества значимой ценностью.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ
... это определило проблему исследования, сформулированную следующим образом: какова система помощи семье и детям, пережившим различного рода (и прежде всего сексуальное) насилие. Решение ... психологам, социальным педагогам, социальным работникам по организации системы психологической помощи семье и детям, пережившим сексуальное насилие. Кроме того, разработаны рекомендации психологам кризисных центров ...
Семья, как сложно организованная система, не может существовать вне иерархии отношений, когда одним ее членам — родителям — принадлежит право регламентации условий жизни этой первичной ячейки общества, а удел других — исполнение этих предписаний. В соответствии с характером власти выделяются три типа семьи — матриархальный, где власть принадлежит жене и матери, патриархальный, характеризующийся жестким подчинением жены воле мужа и, как правило, строгой дисциплиной во взаимоотношениях родителей и детей, а также эгалитарный, где властные функции распределяются между супругами примерно поровну. Исследования ученых свидетельствуют, что матриархальная семья встречается редко и власть жены над мужем там не является абсолютной. В основном же распространена семья, где власть в большей или меньшей мере принадлежит мужу. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов).
Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе, формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо, а через промежуточные формы. Примером является семья, состоящая по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки видят в обычае воспитательства — обязательной отдаче детей на воспитание в чужие семьи. другой пример — обычаи травестизма и кувады. Травестизм — практика ”перемены пола”: мужчина отрекался от своего пола, надевал женское платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым, присваивая себе и женские права. Кувада — демонстрация отцом тесной связи с ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков причастности к нему, например жалоб на слабость или соблюдение диеты. Большинство ученых объясняет куваду как борьбу мужчины за признание его отцовских прав и установление отцовского родства.Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название — патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья достигала 200-300 человек, образуя население целого поселка.Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство. Семью возглавляли “старший” мужчина и “старшая” женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом.Будучи иерархически организованной структурой, семья, вместе с тем, не может успешно функционировать вне единства действий ее членов, ведь степень совпадения интересов, культуры, интенсивность духовного общения между членами семьи, т.е. сплоченность семейной группы, являются важной предпосылкой успешного выполнения семьей ее функций. По типу межличностных отношений выделяют авторитарную семью, где осуществляется жесткий контроль за выполнением установленных норм жизни, а также демократическую семью, где имеет место согласование этих норм с учетом потребностей и интересов всех членов семьи.Ролевая структура характеризует систему взаимодействий членов семьи в соответствии с ролевыми предписаниями, основанными на традициях и обычаях, существующих в обществе в целом, ближайшем социальном окружении и закрепленных в личном опыте членов семьи. Основные ролевые отношения в семье — муж и жена, отец и мать, сын и дочь, брат и сестра, дедушка и бабушка и т.д.Таким образом, можно сказать, что исторически сложилось большое разнообразие форм и типов семьи, которые остаются в прежнем состоянии, другие видоизменяются, а на фоне усиления кризиса современной семьи начали развиваться альтернативные формы общежития. Среди них, по мнению ученых, основными являются сожительство — совместное проживание мужчины и женщины без вступления в брак, а также создание коммун.
Современные подходы к психолого-педагогической помощи семье ребенка ...
... единственным стабилизатором, сохраняющим брак. Внутренние реальные проблемы членов семьи будут маскироваться преувеличенной заботой о ребенке, поддерживая в нем желание остаться навсегда больным. ... тревогой за его жизнь, здоровье и успешность. Деструктивные родительские позиции характеризуются несбалансированностью содержания общения. Проблема оказания помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в ...
Глава II Функции семьи
2.1 Функции семьи
Под функцией семьи следует понимать внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функции семьи, т.е. те потребности общества, и личности, которые она способна удовлетворить глубоко историчны, поэтому с течением времени меняется характер функций и их иерархия.
Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова являются:
« — репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
— экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
— воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
— коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха)»
Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ...
... лет Глава 3. Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ДОУ 3.1 Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни во время адаптационного периода 3.2 Стили ... роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка. Объект исследования - адаптация детей третьего года жизни к детскому саду. Предмет исследования - педагогические условия адаптации ...
М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими:
« — хозяйственно-бытовой (она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья — физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы);
— эмоциональной (семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях, эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать — это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другого, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья — это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам);
— сферой первичного социального контроля (цель общества — не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля — введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья — малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм — важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны));
— сферой духовного общения (она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи»1. Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Согласно А.Г. Харчеву: « специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Тема 1. Общество, семья, личность
... видят в обычае воспитательства – обязательной отдаче детей на воспитание в чужие семьи. Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее ... регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом. Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного ...
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению.
Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье»1.
В отдельные исторические периоды семья выполняет все или почти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя государство.
Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность: « Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные сексуальные отношения)»1. Таким образом, можно сказать, что способ реализации функций семьи зависит от ее структуры. Последняя включает в себя три подсистемы отношений: 1) структуру власти; 2) межличностные отношения членов семьи; 3) ролевую структуру, указывающую на то, какие роли выполняет каждый член семьи. Но нельзя забывать и о довольно важной роли семьи для социума — роль в социализации личности.
2.2 Роль семьи в социализации личности
Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения та-кого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важ-нейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренин-га личности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Психолог Кон И.С. указывал, что: « такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию».1 Щербаков С.А. считал: « Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь»2.Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное -затормаживает
То же самое может происходить со взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений. Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием. В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям. Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние. Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья.Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного “Я”. Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что — плохо. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребенка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку прежде всего нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении корректировать поведение ребенка. С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Как указывала Токарева Т.Н. : « Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности
Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Таким образом, необходимо сказать, что с момента рождения человек начинает усваивать опыт окружающего многообразного мира, т.е. социализироваться и этот процесс происходит с помощью института семьи.
Глава III. Тенденции развития современной семьи и ее кризис
3.1 Основные тенденции и природа семейного конфликта
Закономерные и случайные сдвиги в развитии общества (урбанизация и т.д.) подрывают устои традиционной семьи, характеризуют направленность семейной жизни. Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Можно выделить ряд тенденций в развитии семьи, отчетливо проявившихся в последние десятилетия:
« — переход от многоядерных расширенных семей традиционного (патриархального) типа к нуклеарным семьям;
— снижение рождаемости — характерная особенность российского общества конца XX в. Если в 1985 г. на 1000 человек населения в России приходилось 16,6 рождения, то в 1995 г. — лишь 9,3. Отметим, что на протяжении последнего десятилетия уровень рождаемости практически остается неизменным. Переход от многодетной к малодетной семье в современном обществе обусловлен включением женщин в его производственную сферу; особенностями профессиональной деятельности супругов, в частности ее высокотехнологичностью; ценностными ориентациями и социально-экономическими условиями жизни современной семьи. Причинами снижения рождаемости в России являются экономическая нестабильность общества; низкий уровень социальных гарантий для молодых семей; слабая социальная защищенность детей и подростков; реальное возрастание как «цены образования» так и удельного веса платного сектора образовательных услуг; неудовлетворительный уровень здравоохранения, в первую очередь охраны здоровья матери и ребенка; низкий престиж материнства. Таким образом, в семье на одного ребенка зачастую приходится четверо прародителей — бабушек и дедушек. Это обстоятельство сдвигает «центр тяжести» забот семьи — родителям приходится заботиться о собственных пожилых родителях. Особенностью положения семьи в нашей стране является также взаимность помощи и забот в семье: бабушки и дедушки—пенсионеры помогают работающим детям в воспитании внуков, ведении хозяйства и т.д.;
— диспропорция в продолжительности жизни мужчин и женщин. В пожилом возрасте и старости наблюдается значительное преобладание женского населения, много вдов, обремененных особой психологической проблемой — как пережить утрату супруга и самоопределиться в новых условиях. В нашем обществе такое самоопределение нередко лежит в плоскости утверждения бабушки в новой роли — «незаменимого члена семьи» своих детей, неформального главы семьи, основного воспитателя внуков, организатора быта, «домоправительницы», хозяйки дома и т.д. Подобная экспансия прародителя в отношении семейных ролей, традиционно исполняемых самими супругами, приводит к размыванию границ семейной системы (или подсистем семьи) и нарушению ролевого функционирования семьи;
— увеличение числа разводов. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируется лишь спустя 1 —3 года;
— возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с родителями и близкими взрослыми (сироты, воспитанники интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорники и т.д.).
Эта тенденция характерна для российского общества, а также для стран с низким жизненным уровнем, переживающих значительные социальные потрясения, войны, перевороты, революции;
— демократизация и эгалитаризация отношений в семье, прежде всего в супружеских отношениях, переход от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяемости супругов, партнерству, помощи и взаимной поддержке;
— возрастание числа несовершеннолетних родителей — подростковое родительство. В ряде стран, например в США, государством и общественными организациями оказывается значительная социальная и психологическая поддержка беременным школьницам и матерям-подросткам. В России предпринимаются только первые шаги по созданию социальной и психологической службы помощи несовершеннолетним родителям. В силу этого у нас много «отказных детей», т.е. детей, от ответственности за воспитание которых матери отказываются еще в родильных домах;
— рост числа преступлений на семейно-бытовой почве. Акты насилия и агрессии в семье перестают быть экстраординарными явлениями, часто превращаясь в ужасающую реальность повседневного существования семьи. Проблема насилия в семье, особенно насилия родителей в отношении ребенка, привела к появлению в англоязычной литературе термина child abused — ребенок, подвергшийся жестокому обращению. Вопрос о том, что именно включать в содержание понятия «жестокое обращение», остается открытым. В зависимости от степени благополучия общества психологи предлагают причислять к жестокому обращению широкий спектр проявлений родительского поведения: от прямой физической агрессии, сексуального насилия, неудовлетворения основных жизненных (витальных) потребностей ребенка до холодного к нему отношения, недостатка эмоциональной близости и привязанности. В последнем случае возникает дискуссионный вопрос о том, является ли отсутствие любви родителя к ребенку актом насилия? Известно, что родитель, не испытывающий любви к ребенку, зачастую сам глубоко страдает от чувства вины, сознания своей «ущербности и неполноценности» и сам, в полной мере являясь жертвой собственной «нелюбви» к ребенку, нуждается в психологической помощи и поддержке;
— увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без детей» — сознательный выбор супругов. Нередко их отложенное решение иметь детей, обусловленное задачами завершения профессионального образования, осуществления карьеры, трудным финансово-экономическим положением семьи или жилищными проблемами, перерастает в окончательное решение жить без детей, «ради себя», что в итоге приводит к осознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Совершенно иные проблемы вынуждены решать супруги, в силу медицинских причин не имеющие возможности иметь детей, — проблемы длительного и далеко не всегда эффективного лечения от бесплодия, усыновления, воспитания приемных детей. Отметим, что развитие репродуктивной медицины в значительной степени способствует решению таких проблем;
— наконец, тенденция, не столь явно пока еще выраженная в российском обществе, но все более и более набирающая силу, — это появление так называемых «двухкарьерных» семей, т.е. семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В таких семьях особое значение приобретают характер распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, демократизм и взаимозаменяемость, общность семейных и личностных ценностей, наличие ресурсов поддержки семьи в воспитании детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи и т.д.»1
Семья — это не только поле мира, согласия и единства, но и арена конфликтов. Поэтому изучение данного социального института требует учета как выводов теории функционализма, так и теории конфликта. Природа семейного конфликта связана с противоречивостью тех оснований, на которых строится семья. Любовь здесь опосредуется своей противоположностью — юридическим договором, а равенство и добровольность взаимной ответственности не существует без неравенства, принудительности организации. Семейный конфликт разворачивается на двух уровнях — внутрисемейном (межличностном) и социальном.
Первый возникает в связи с распределением имущества, власти, сфер влияния и т.п. между супругами, с одной стороны, и между родителями, детьми и другими родственниками, с другой. Социальный же уровень семейного конфликта связан с процессом вовлечения женщины в общественное производство и вытекающими из него «негативными» последствиями для существования самого института семьи. Структура внутрисемейных конфликтов сложна и многообразна. Она охватывает как систему супружеских, так и кровнородственных отношений. «Поле действия» внутрисемейного конфликта — все отношения, очерченные системой выполняемых семьей функций. «Яблоком раздора» между мужем и женой чаще всего выступают вопросы: « — перераспределения материальных средств (как, на какие цели, в какой последовательности тратить семейные деньги, кто должен распоряжаться семейным бюджетом и т.п.); — образования и воспитания детей (чему и как учить детей, чье родительское слово должно быть более весомо); — организация быта (кто, каким образом и по каким стандартам должен выполнять работу по дому); — проведения досуга (где, когда, с кем, в какой форме отдыхать); — неудовлетворенности уровнем сексуального общения. Что же касается «конфликта поколений», то его основная линия — «несовпадение взглядов отцов и детей», а также вопросы наследования и материальной помощи». Способом разрешения конфликта, принявшего перманентную форму, выступает развод, представляющий собой юридический акт прекращения, аннулирования брака. Публичность процедуры развода имеет глубокий социальный смысл, так как отражает негативное отношение общества к распаду семьи.
Развод — это крайняя мера, применяемая обществом к семье. Но он необходим для регулирования семейных отношений, поскольку фиксирует факт невозможности дальнейшего функционирования брака в силу неисполнения одним или обоими супругами взятых на себя обязанностей. История знает несколько форм развода. Это, во-первых, развод-кара или развод-санкция, когда к виновнику распада семьи применялись суровые меры, как к злостному нарушителю закона. Во-вторых, это — развод — крушение, когда суд, не выясняя степени виновности супругов и не применяя к ним санкций, аннулирует брак по факту доказанности прекращения супружеских отношений. В-третьих, это — развод — подтверждение, когда суд просто регистрирует факт распада семьи. «Сегодня в развитых странах мира наблюдается резкое обострение проблемы стабильности семьи. Это связано с ростом числа разводов (в среднем на 3 брака приходится один развод), со снижением количества людей, вступающих в брак, с падением рождаемости, не обеспечивающим физического воспроизводства социума»1. Называется много причин, которые привели к такому положению вещей, среди которых одна из ведущих — изменение социального положения женщин. Когда-то женщина была главной хранительницей домашнего очага, обеспечивая стабильность семьи. Переход к индустриальной цивилизации ослабил не только родственные связи, укоренив вместо расширенного нуклеарный тип семьи, но и нанес серьезный удар по отношениям супружества. Участие в общественном производстве, во-первых, дало женщине экономическую независимость от мужчины. Одним из следствий этого стало изменение характера мотиваций вступления в брак и преобладание в них ориентаций на брак по любви.
Другим следствием явилось распространение так называемых неполных семей с одним родителем (чаще всего матерью), неспособных обеспечить полноценную социализацию детей. Во-вторых, экономическая независимость женщины от мужчины способствовала некоторой деформации традиционной системы сексуальных ролей. Мужчина перестал рассматриваться как единственный добытчик и кормилец семьи, что, конечно же, не могло не повлиять на изменение его поведения в семье. Стал расти слой женщин, нацеленных на личный успех, профессиональный рост, карьеру. Среди них заведение семьи подчас рассматривается как все более обременительное дело, дети как помеха, обуза для профессиональной деятельности и личной жизни. Таким образом, семья как социальный институт терпит некоторые изменения и кризис, которые, по моему мнению связаны с изменениями ролей мужчин и женщин в современном мире — пассивностью первых и активностью последних.
Заключение
Таким образом, хочется сделать вывод: семья — это социальный институт, который удовлетворяет индивидуальные потребности членов семьи, осуществляет их первичную социализацию, выступает посредником во взаимосвязи личности и общества. Семья выполняет ряд функций (перечислим основные): репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, функция социализации личности. Выделяют также различные типы семей: по структуре власти в семье; типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности; по составу семьи, по этапу жизненного цикла, по социальному составу. В ходе своего исследования, я выявила, что существуют трудности современной нуклеарной семьи, что с исторической арены сходит брак как юридический, репрессивный по своей сути институт. Семья же, как способ социальной организации общества сохраняет свое значение.
Литература
Антонов А.И. Социология семьи / Под ред. проф. А. И. Антонова.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009.
Антонов А.И. Микросоциология семьи / — М.: ИНФРА-М, 2009. — 368с.
Гидденс Э. Социология. Учебник 90-х годов. — Челябинск, 1991.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1991.
Демографический ежегодник России. 2005: Стат. сб. / Д 31 Росстат.
— M., 2005.
Демографический ежегодник России. 2009: Стат. сб. /Д 31 Росстат.
— M., 2009.
Демография: Учебник. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008.
Кабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: 2004.
Кон И.С. Психология личности. — М, 2005.
Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы, методология, теория. — М.: Наука, 1989.
Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт. НПО «МОДЭК». — 1999.
Общая социология: учеб. — М.: Проспект, 2010.
Социология: Учебное пособие / Под ред. к.и.н. А.С.Попова (пензенск.гос.пед.ун-т им.В.Г.Белинского) — Пенза, 1995.- 43-46 с.
Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.
Сысенко В.А. Супружеские конфликты. — М.6 Мысль, 1989.
Токарев Т.Н. Проблемы личности в психологии//Психология. — 2007. — №2
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. — М.: Просвещение, 1989.
Щербаков С.А. Семья и личность//Проблемы теории и практики управления. 2007. — №5
Размещено на