- Основные формы речевых нарушений: недостатки звукопроизношения, нарушения словообразования и фразообразования, письменной речи, темпа и ритма речи.
- Раннее выявление речевых нарушений и логопедическая помощь детям дошкольного возраста.
- Обучение и воспитание детей с нарушениями речи в школьном возрасте.
Литература.
- Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.
- Богомолова А.И. Нарушения произношения у детей. — М., 1979.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. — М., 1987.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.
- Жукова Н.С. Логопедия. — М., 1998.
- Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. — М., 1994.
- Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962.
- Изучение и коррекция речевых расстройств / Под ред. Л.Г. Парамоновой. — Л., 1986.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М., 2000.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, языковая деятельность. — М., 1969.
- Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1999.
- Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специализированном детском саду. — М., 1987.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. В 2 — х частях. — М., 1993.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.
- Хрестоматия по логопедии. В 2 — х томах. / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.
Семинарское занятие №2
Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха.
- Классификация нарушений слуха у детей.
- Психолого-педагогическая характеристика основных категорий детей с нарушенным слухом (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
- Возможности развития остаточного слуха. Возможности и перспективы формирования и развития словесной речи и речевого общения у детей с нарушенным слухом.
- Жестовая речь глухих — полноценная языковая система и средство общения и образования.
- Основные педагогические системы образования неслышащих: устная (оральная) система;мимико-жестикуляторная система; система тотальной коммуникации; билингвистическая система.
- Возможности и условия обучения неслышащих (глухих, позднооглохших, слабослышащих) в общеобразовательном учреждении — дошкольном, школьном.
- Специальные образовательные учреждения для неслышащих и особенности образовательного процесса в них.
Литература.
Ребёнок в системе дошкольного воспитания
... использованию детских возможностей весьма опасен и грозит нанести непоправимый вред ребенку. Речь идет не только о ближайших непосредственных результатах воспитательных воздействий. Значительно ... в определенной последовательности ценнейшие человеческие качества и способности. Так, при правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружаю ...
- Бертынь Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом//Дефектология – 1993 — № 4.
- Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. М., 2000.
- Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999.
- Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. М., 2000.
- Тигранова Л.И. Развитие логического мышления у детей с недостатками слуха. М., 1991.
дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
- Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т.5. М., 1983.
- Катаева А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта/Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта/Под ред. Л.П.Носковой. М., 1984.
- Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом/Под ред. М.С.Певзнер и Т.В.Розановой. -М., 1980.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников/Под ред.Л.П.Носковой. М., 1989.
- Корсунская Б.Д. Методика обучения речи глухих дошкольников">глухих дошкольников речи. М., 1969.
- Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать. М., 1990.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969.
- Познавательная деятельность глухих младших школьников/Под ред. Т.В.Розановой. М.,1977.
- Психология глухих детей/Под ред. И.М.Соловьева. М., 1971.
- Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.,1978.
- Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. М., 1975.
- Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978.
- Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., 1968.
- Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1988.
Семинарское занятие № 1
Нарушение чтения у детей с нарушением интеллектуального развития
... Цель исследования - выявление особенностей нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью. Исследования помогут педагогу организовать эффективное обучение детей и адресную коррекционную работу по развитию речи учащихся. Для ...
Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.
Вопросы
- Основные формы нарушений зрения у детей. Краткая характеристика каждого нарушения.
- Психолого-педагогическая характеристика основных категорий детей с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, ослепшие).
- Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения.
- Особенности пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения.
- Возможности и условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в общеобразовательной школе.
- Образовательные учреждения для слепых и слабовидящих и особенности образовательного процесса в них.
Литература.
- Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Под ред. В.А.Феоктистовой. — М., 1993.
- Жохов В. П. и др. Реабилитация детей . страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. — М., 1989.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики : Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. — М., 1999.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология слепых и слабовидящих. — М., 1998.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17-ти лет. — М., 1996.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. -СПб., 1995.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. — М.,1998.
дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
- Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой.-М., 1978.
- Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. — М., 1972.
- Земцова М.И. и др. Дети с глубокими нарушениями зрения. — М., 1967.
- Программы специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений IV вида ( для слабовидящих детей ).
( ясли-сад — начальная школа ).- М., 1997.
- Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей. — М.,1983.
- Слабовидящие дети / Под ред Ю.А.Кулагина и др. — М., 1967.
- Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. — М., 1997.
- Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. -СПб.,1995.
- Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей, — Л., 1980.
- Теоретические и методологические вопросы обучения слепых и слабовидящих / Под ред. А.И.Зотова. А.Г.Литвака. -Л., 1987.
Семинарское занятие 4
- Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта-Степени умственной отсталости по международной классификации.
- Врожденное и приобретенное слабоумие.
- Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей.
- Особенности познавательной деятельности и усвоения социальных умений у умственно отсталых. Взаимосвязь развития интеллекта и речи.
- Вспомогательная школа: состав учащихся, содержание и особенности образовательного процесса.
- Возможности и условия обучения умственно отсталых детей в общеобразовательной школе.
Литература
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.,1995.
- Зеньковский В.В. Психология детства.-Екатеринбург,1995.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М.,1998.
- Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха и интеллекта/ Под. ред. Л.П. Носковой.-М.,1990.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников/ Под. ред. Л.П, Носковой.-М.,1989.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.,1989.
- Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.-М.,1991.
- Стребелева Е.А. Детская олигофренопсихология: Программа педагогических институтов / Под ред. В.И. Селиверстова.-М., 1992.
дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Сравнительная характеристика одаренных детей и детей с трудностями в обучении
... положительные и отрицательные эмоции, пережитые чувства, психологическое ощущение ребенка Особенности: Кратковременность 5. Воображение Ярко развитие воображение, постоянная потребность фантазировать Слабое воображение, неспособность к ... поведения - чаще всего дети много спят, нуждаются в дневном сне в начальной школе для восстановления сил - психомоторное развитие происходит сравнительно ровно - ...
- Бертынь Г.П. Близнецовый метод при изучении олигофрении у детей.-М.,1974.
- Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов.-М.,1976.
- Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой.-М.,1982.
- Выготский Л.С. Собр. соч.:В 6 т.-М.,1984.-Т.5.
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.-М.,1985.
- Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М.,1974.
- Журба Л.Т., Мастюкова Е.М.. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.,1981.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности.// Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. — М.,1978.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.-М.,1986.
- Лубовскккий В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М.,1978.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф.-М.,1965.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов.-М.,1969.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М.,1977.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М..1970.
Семинарское занятие 6.
Дети с трудностями в обучения.
- Основные категории детей общеобразовательной школы, испытывающих трудности в обучении: дети с задержкой психического развития, дети с проявлениями школьной и/или психической дезадаптации. Психолого-педагогическая характеристика каждой из этих групп.
- Принцип дифференцированного подхода к детям с трудностями обучения в образовательном учреждении. Особенности коррекционно-педагогической помощи в зависимости от характера трудностей в обучении и причин, порождающих эта трудности.
- Классы и школы для детей с задержкой психического развития. Содержание и особенности образовательного процесса в них. Классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе. Назначение, особенности комплектования и образовательной деятельности.
Литература.
- Власова Г.А., Певзнер М С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М, 1967.
- Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. — М., 1999.
- Дети группы риска как объекты социальной охраны и социальной профилактики //Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. — М, 1993.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 1998.
- Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. — М., 1997.
- Корнелиус Х, Фэйр Ш. Выиграть может каждый. — М, 1992.
- Компенсирующее обучение в России .Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М., 1997.
- Мастюкова Е.М.. Лечебная педагогика. — М., 1997.
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология, — М., 1996.
- Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. — М., 1996.
- Рабочая книга школьного психолога //Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1991.
- Романова Е.
15 стр., 7471 слов
Работа с детьми, имеющими задержку психического развития, в современной школе
... развития (ЗПР). 2. Раскрыть сущность основных понятий. 3. Раскрыть особенности организации педагогического процесса с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Определить направления коррекционно-развивающей работы с детьми ... исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70--80% из них ...
С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 1991.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990.
- Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников// Дефектология.- 1993.- № 5.
- Хрестоматия “Обучение и воспитание детей “группы риска” Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. — М., 1996.
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. — М., 1995.
Воспитание и обучение детей с искаженным психическим развитием.
Синдром раннего детского аутизма. Психолого-педагогическая характеристика аутич-ного ребенка. Возможности и перспективы его образования и социальной интеграции.
Семинарское занятие 5.
Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Нарушения опорно-двигательного аппарата и речевое развитие ребенка.
- Особенности коррекционно-педагогической помощи детям с детским церебральным параличом.
- Условия и возможности образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы.
- Специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: контингент учащихся, содержание и особенности коррекционно-образовательной деятельности.
Литература.
- Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997.
- Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., Просвещение,1993.
- Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. СПб., 1998.
- Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/Под ред. И.А.Смирновой. СПб., 2000.
- Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.,1997.
- Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М.,1991.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений: Методическое пособие/ Под ред. И.А.Смирновой. СПб.,1995.
Семинарское занятие 7.
Формирование словаря детей с помощью дидактических игр
... так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых ... работы по формированию словаря; 3) Изучить специфику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста. Гипотеза: возможно систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволит ...
Воспитание и обучение детей с нарушениями эмоциональной сферы и поведения.
- Отклонения в поведении как следствие нарушения гармонического развития психики ребенка.
- Психопатия как форма дисгармонического развития личности.
- Воспитание и обучение детей с искаженным психическим развитием. Синдром раннего детского аутизма. Психолого-педагогическая характеристика аутичного ребенка. Возможности и перспективы его образования и социальной интеграции.
- Сущность и содержание коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в поведении. Консультативно-педагогическая помощь семье ребенка. Возможности психотерапии в системе коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в поведении.
- Роль учителя общеобразовательной школы в оказании коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в поведении.
Литература
- Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. М., 1998.
- Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. М., 1993.
- Башина В.М. Аутизм в детстве. М., 1999.
- Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I // Дефектология. 1997. N 2.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
- Каган В.Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. СПб., 1996.
- Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991.
- Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. 1996. N 3.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.
- Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство.1997. N 1.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.
- Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М., 2001.
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. М., 1990.
- Подласый А.Ф. Курс лекций по коррекционной педагогике М.,2002
Воспитание и обучение детей с комбинированными нарушениями.
Возможные комбинациияарушений у детей. Особенности коррекционно-педагогической помощи и образовательного процесса применительно к каждой категории детей с комбинированными нарушениями. Принцип подбора типа образовательного учреждения для каждой категории детей с комбинированными нарушениями.
4.2. Основы дидактики специальной пемгогикя
Закономерности процесса обучения детей с ограниченными возможностями, содержание их образования, важнейшие принципы и методы их обучения. Общие с дидактикой общеобразовательной школы и специальные дидактические принципы и методы обучения детей с ограниченными возможностями. Важнейшие дидактические знания, необходимые педагогу общеобразовательной школы, имеющего в своем классе детей с отклонениями в развитии.
Коррекционно-развивающая программа: "Развитие эмоциональной ...
... дети требуют к себе особого внимания. Поэтому разработка коррекционно-развивающих программ является важной психолого-педагогической проблемой. Основное содержание комплексной программы. Коррекционно-развивающая программа по развитию ... на арт-терапевтических занятиях создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства и художественной деятельности о самом сокровенном, ...
5. Специальная педагогика в системе социальных институтов !
Социальные институты, содействующие лицам с ограниченными возможностями в развитии, воспитании, образовании, профессиональной ориентации •ипрофессиональнойпод-готовке, социализации и социальной интеграции, и система коррекциоино-обрвэввотель-ных услуг в них.
Система профилактики и раннего вмешательства, оказывающие помощь до рождения ребенка: основы валеологического образования населения, консультирование лиц, веэу-пающих в брак, служба планирования семьи, медицинский патронаж в период эмбрионального развития ребенка. Медико-педагогический патронаж младенцев с проблемами в развитии. ,.,.. » г ;
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Медикв-социально-ледагогичес-кий патронаж н раннем дошкольном возрасте. Возможности семьи и дошкольных учреждений по оказании ребенку с отклонениями в развитии коррекционно-ледагогической помощи. Деятельность системы консультативно-диагностических служб. Зависимость успеха коррекционно-педагогической помощи ребенку с .отклонениями в развитии от своевременности выявления нарушений развития.
Школьная система коррекционно-педагогической помоцшжак этап социализации формирующейся личности человека сограннченными возможностями. Дифференцированный и индивидуальный харастеркоррекдионяо-образовательных услуг в зависимости от характера и тяжести нарушения, возможности участия семьи в реализации коррекционно-обра-
25