Сеанс музыкотерапии

Сеанс музыкотерапии

Сведения о музыкотерапии

1. Музыкотерапия — древнейший метод лечения. Еще в Библии мы видим страдающего от психического недуга царя Саула и помогающего ему игрой па арфе Давида. Лечение музыкой отличало древние цивилизации Греции и Китая.

Пифагор, Аристотель и Платон считали, что музыка отражает порядок и гармонию во Вселенной и способна восстановить нарушенную гармонию в человеческом теле.

Аристотель полагал, что музыка — средство не только лечения, но и очищения души. Музыка мощно действовала на человека, ее применяли с лечебной целью в психиатрии

в XIX веке психиатр Эскироль ввел лечение музыкой в медицинскую практику.

Впоследние десятилетия музыкотерапия находит сторонников в таких странах, как Англия, Америка, Голландия, Германия.

Она пришла в клиники и больницы, стала самостоятельной ветвью психотерапии благодаря могущественному действию на подсознание человека.

Здоровому человеку музыка доставляет наслаждение и радость, Для заболевшего — она может стать средством излечения.

ВXX веке музыканты после I и II мировых войн шли в госпитали помочь ветеранам войны, страдающим от физических и эмоциональных травм. В 1944 году возникла первая программа музыкотерапии, а в 1950 году создана Ассоциация музыкотерапия в Америке.

Существуют центры музыкотерапии в Канаде, Германии, Англии Специалист обучается 5 лет — он должен знать психологию, медицину и музыку. Существует много журналов по музыкотерапии.

Вевропейских странах и Америке музыкотерапия используется в психиатрических лечебницах, центрах реабилитации, больницах, клиниках, лечебных центрах, центрах помощи людям с проблемами, центрах помощи людям с церебральной патологией, зависимостью от лекарств и алкоголя, домах престарелых, хосписах, школах.

Показания к музыкотерапии:

—функциональныезаболевания нервной системы, неврозы, тревожность, заикание, энурез;

—психологическиеи эмоциональные проблемы;

—заболевания,имеющие психосоматический компонент (язвенная болезнь, астма, гипертоническая болезнь, сексопатология).

15 стр., 7007 слов

Восприятие музыки человеком

... как бы центр музыкальности (способность заниматься музыкальной деятельностью). Люди испытывают психологическое и физиологическое воздействие музыки. Это качество и решили использовать в своей работе психологи. Но долгие годы музыка была ...

Абсолютных противопоказаний нет. Относительные — острые состояния.

По существу, пет такого заболевания и болезненного состояния, где была бы излишней помощь музыкотерапии.

Специально подобранная музыка звучит в больницах во время операций, в послеоперационных палатах, в реанимации, снимая психологичеткое напряжение.

Музыкотерапия в госпиталях помогает бороться с болями, наладить нарушенный сои, снимает депрессию, страхи и сомнения, дает покой и расслабление, может повысить настроение и помочь по принципу, воплощенному в афоризме Наполеона:

В армии победителей раны заживают быстрее.

Музыкотерапия помогала более быстрому возвращению речи у больных после инсульта, возвращению памяти при тяжелых поражениях мозга.

С помощью музыки снимались боли и депрессии при родах, имеются данные об успокаивающем и обезболивающем действии музыкотерапии в хирургии.

Немецкие музыкотерапевты используют классическую музыку для лечения различных заболеваний (язвенная болезнь, болезни сердца).

Английский врач Деминг установил, что добавление к обычному лечению прослушивания музыки Бетховена и Моцарта помогало улучшению и рубцеванию язвы.

Вбольницах Голландии изучили помощь музыки в лечении болезней сердца.

Вдомах престарелых музыка оживляет эмоции пациентов, спасая от уныния, давая силы для жизни.

Исследования американских и чешских ученых показали, что пожилые люди с глубоким поражением интеллекта, забывшие свое имя, преображаются, услышав музыку своей молодости, — к ним возвращается память и гармоническое восприятие мира.

Приобщение к искусству помогает в психиатрии — музыкотерапия растворяет напряженность, помогает контролю за чувствами, улучшает контакт с людьми.

Существует аналитическая музыкотерапия, помогающая в лечении психозов, неврозов, функциональных нарушений.

Врач-психоаналитиксудит о внутреннем мире пациента по его самовыражению в музыке — различные психологические и эмоциональные состояния пациента спонтанно

илегко выражаются в музыке с помощью голоса или инструмента. Пациент раскрепощается, выражая свое эмоциональное состояние, разрешает конфликт, достигая душевного равновесия.

Специальную программу для помощи детям с проблемами создал выдающийся немецкий композитор Карл Орф.

Внашемгородевозникцентр, созданныйамериканскиммузыкотерапевтом ВИТЕНБЕРГОМ. Музыкотерапия для отсталых и больных детей — это импровизация с ребенком на инструментах, совместное музицирование гармонизирует ребенка, помогает контакту, снятию напряженности.

Есть музыкотерапия для ЗДОРОВЫХ — она может снять стресс, помочь расслаблению, дать энергию для деятельности, гармонизировать чувства, отношения с людьми.

Музыка используется для воздействия па беременных — она способна не только

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир и чем ... в которой в наибольшей мере концентрируются эстетические, творческие проявления, является музыкальное искусство. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий ...

снять напряженность у будущих матерей, по и I способствовать большей одаренности детей. Дети, матери которых слушали музыку во время беременности, опережают в развитии своих сверстников. Если в палате для недоношенных детей звучит Музыка, они значительно быстрее прибавляют в весе. Английские специалисты для лучшего сна новорожденных применили запись ритмического шума сердцебиения матери — такая колыбельная музыка помогает уснуть не только детям, но и взрослым.

В школах используется специальная программа — музыка может оживить творческие способности, помочь обучению. Американская школа музыкотерапии расценивает музыку как дополнительное средство психотерапии. Педагоги опираются па значительный экспериментальный опыт с психофизиологическим тестированием.Европейская школа считает музыку важнейшим самостоятельным методам влияния па подсознание.

Музыкотерапевтическая практика может быть разделена па два течений. Музыкотераиия бывает пассивная, когда слушают предложенную музыку, иактивная, когда пациент включается в музицирование.

Музыкотерапевты используют самую разнообразную музыку. Замечательное воздействие оказывает музыка Моцарта. Используется медитативная музыка, звуки природы — записи пения птиц, шума воли, голосов китов, журчания ручья. Пассивная музыкотерапия может быть направленной на эмоциональную активацию пациента, она воплощает эмоции, вызывая духовное очищение — катарсис, ее целью может быть

состояние релаксации.

Британские музыкотерапевты убедились, что активная музыкотерапия помогала в работе с детьми с отставанием в развитии и с нарушением слуха и речи.

На симпозиуме по арттерапии музыкотерапевт из Америки представила кассету, где сначала были слышны трагические выкрики — кричал слепой негритенок, музыкотерапевт пыталась помочь, играя народные мелодии на рояле.

Следующая запись через два месяца также содержала звуки музыки и выкрики больного ребенка, по в них появилось нечто гармоничное.

На последней записи, сделанной через месяцы занятий, звучал голос мальчика — теперь он исполнял мелодию слепого музыканта СТИВА УАЙЛЬДЕРА.

Одним из первых музыкотерапевтов нашей страны является композитор и ученый А. Г. ЮСФИН. Ему удавалось спять приступ астмы у ребенка, меняя ритм музыки от тревожно задыхающегося, как у страдающего астматическим приступом ребенка, до более спокойного. Таким же ровным становилось дыхание ребенка.

Он обнаружил, что мелодии, сыгранные беременной женщине, после рождения ребенок узнает и особо выделяет.

Специалисты по музыкотерапии отрицают два распространенных предрассудка. Один из них состоит в том, что для успеха музыкотерапии от пациента требуются специальные музыкальные способности. Другое — о преимуществе одного метода музыкотерапии перед другими. Оба эти положения неверны.

Музыка использовалась в медицине Китая уже много веков назад. Музыкотерапия Китая — проявление гениальности древней цивилизации. Музыка была неотъемлемой частью жизни, философской и религиозной картины мира па протяжении тысячелетий.

ФИЛОСОФИЯ КИТАЯ СВЯЗЫВАЕТ МУЗЫКУ И ЗДОРОВЬЕ НА ОСНОВЕ Т Е О Р И И И Н Ь — Я Н Ь И 5 ЭЛ Е М Е Н Т О В . З А Д АЧ А В РАЧ А — В Ы Я В И Т Ь

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ДИСПРОПОРЦИИ И ВОССТАНОВИТЬ РАВНОВЕСИЕ. СООТВЕТСТВУЯ ТЕОРИИ 5 ЭЛЕМЕНТОВ, МУЗЫКА МОЖЕТ ЛЕЧИТЬ, влиять На работу различных органов, воплощая связанные с ними эмоции.

Каждому элементу по концепции 5 элементов соответствует ТОН и ИНСТРУМЕНТ. Есть уникальный документ, созданный во II веке до повой эры, в нем ставится диагноз

по восприятию инструмента:

пациент боится звука дерева, а не звука колокола, — врач делает вывод о блокаде энергии в меридиане желудка.

В начале XX века начато изучение действия музыки па человека. Одним из первых был Бехтерев, отметивший воздействие ритма.

Механизмы воздействия музыки сложны — она воздействует на различных уровнях.

Существует воздействие на уровне сознания в виде

образов.

Музыка вызывает

эмоциональный ответ.

 

 

Существует физиологический тип реакции на уровне органов

(изменения в

центральной нервной системе, в железах внутренней секреции, в органах и системах).

Обнаружено также воздействие музыки па тканевом, клеточном уровне.

Действующие факторы музыки изучены в психологических и физиологических методиках.

Эмоционально-образноевоздействие музыки

Под влиянием музыки возникают эстетические эмоции наслаждения искусством. (Эстетические переживания необходимы человеку, это одна из незаменимых основ существования, помогающая справиться с монотонностью жизни, нереализованностью многих чувств.)

Возникают ценностные эмоции (упорядочивание картины мира, его гармоническое восприятие).

Происходит оживление творческих сил.

Данная терапия отвлекает от тяжелых ситуаций, она может убрать напряжение,

тягостные эмоции, успокаивает и расслабляет, снимает напряжение.

 

Музыка помогает воплотить чувства, приспособиться к миру и

реализовать себя в

нем. Музыка может дать радостные энергические эмоции. Она озвучивает голоса души, совести и воли.

По словам Л. Н Толстого: «Музыка сразу переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое.» Если человек выразит свои чувства, слушая музыку, или воплотит их инструментом или голосом, то он разрешит конфликт и решит свои проблемы.

Многие наблюдения доказывают эффективность музыки не только в психологической помощи, но и в выздоровлении от различных заболеваний.

Становится очевидным, что музыка не только действует па эмоциональную сферу, но

иоказывает влияние на соматическом уровне, что доказывают данные клинических и физиологических исследований.

Впалатах интенсивной терапии музыка вызывает сон у людей, которые не спали перед этим 3 дня, — при этом повышается уровень веществ, снимающих боли.

Музыка способна повысить количество иммуноглобулинов, заживляющих раны, влияет на выработкугормонов.

Музыка действует как акустическое поле па живую клетку. Под влиянием музыки происходит СМЕНА РИТМОВ НА ЭНЦЕФАЛОГРАММЕ, НОРМАЛИЗАЦИЯ М О З Г О В О Г О К Р О В О О Б РА Щ Е Н И Я, В О З Н И К А Е Т С И Н Х Р О Н И З А Ц И Я

Р И Т М И Ч Е С К О Й А К Т И В Н О С Т И М О З ГА , О Ч А Г П ОЛ О Ж И Т Е Л Ь Н О Г О ВОЗДЕЙСТВИЯ влияет па источник доминанты, — так музыка снимает напряженность

итрагическое мироощущение.

Установлено, что музыка влияет па колебательные процессы внутри клетки и па биоэлектрическую активность мозга. Музыка гармонизирует колебательные процессы живой ткани и мозга по резонансному механизму, в этом тайна ее воздействия.

Каждый элемент музыки мы воспринимаем всем своим существом.

Тонизирующим эффектом обладает мажорная музыка быстрого темпа и энергичного ритма и достаточно громкая.

Мелодии радости влияют на частоту сердечных сокращений, расширяют кровеносные сосуды.

Нейтральным эффектом обладает мажорная музыка умеренного темпа, ритма и громкости. Успокаивающим, расслабляющим действием обладает минорная музыка, медленная, спокойная и тихая. Энергичная минорная музыка может активизировать физиологические процессы

Психонейроиммунология — ключ к физиологическому воздейстствию музыки

Психонейроиммунология подтверждает помощь музыкотерапии на языке биологической модели. Психонейроиммунология доказывает, что от наших эмоций зависит наше здоровье.

Оказалось, что клетки иммунной системы и нервной системы выделяют сходные вещества — цитокинины. Они подавляют или стимулируют работу клеток иммунной и нервной системы.

Вспомним, что иммунная система определяет нашу жизнеспособность, способность

противостоять инфекциям и вредным воздействиям окружающей среды.

Наше умственное и эмоциональное состояние определяет паше здоровье, депрессия подавляет иммунитет, заставляя нервную систему вырабатывать цитокинины, подавляющие иммунную систему. Хронический стресс заставляет нервную систему чрезмерно вырабатывать стимулирующие цитокинины и перенапрягает иммунную систему.

Эти данные говорят нам: смейся и думай о хорошем — тогда ты сохранишь здоровъе.

Учение о целебной силе звука уходит в глубину веков — в японских храмах есть традиция обходить помещение с барабанами, флейтами и гонгами после службы для очищения воздуха. Известно, что во время чумы в России все время звонили колокола.

Впоследние годы возникла привлекательная идея цвето- и звукотерапии.

В1989 году появилось сенсационное сообщение Фабьен Маман — французского ученого-музыкантао работах, проделанных совместно с биологами. Ученые показали, что звук со строго определенными частотами может губительно воздействовать па раковые клетки и быть использован в качестве терапевтического средства, обладающего стимулирующим и восстановительным действием на организм. Исследователи изучали процессы в клетках крови при воздействии звуковых частот в порядке хроматической гаммы — они применяли микроскоп, фотосъемку по методу Кирлиана (фиксация биоэнергетического поля вокруг живого объекта).

Оказалось, что звучание той или иной ноты изменяет цвет и форму клеток. Ученые нашли тесную связь формы и цвета клетки с мощностью ее биополя и частотой производимого звука.

Нота «до» вытягивает клетку в длину, звучание «ре» интенсивно меняет окраску, делая клетку очень яркой. (Интересно, что данная нота используется во многих магических ритуалах.)

(Примечание автора: тональность «ре мажор» связывалась Скрябиным и другими композиторами с радостным солнечным желтым цветом.).

Нота «ля» (440 Гц) окрашивает клетку в розовый цвет, успокаивает, способствует расслаблению.

Исследования психологов показали, что остро ритмичная музыка снижает эмоциональность, возникает более мрачная оценка образов живописи, краски па картинах кажутся более тусклыми и мрачными, происходит эмоциональное обесцвечивание, безразличие, агрессивность. Классическая музыка повышает эмоциональную чуткость, ценностное, эстетическое восприятие мира.

Замечательный петербургский психолог и врач Гнездилов изучал действие па человека звуков колокольного звона. Он полагает, что каждый орган настроем на свой тон. Организм, как музыкальный инструмент, резонирует с окружающим звуковым полем. Его пациенты интуитивно находили свой желанный тон звучания, ритм и силу воздействия.

Звуки колокола были способны вызывать обезболивающий эффект. Колокольные звуки действуют па зоны чакр.

Имеются сведения о значительном влиянии музыки на жизнь растений, что убеждает

вее способности действовать на клеточном уровне.

Наиболее мощное влияние па развитие растений оказала музыка Баха и индийские Раги.

Мантры, поющиеся в Индии, воссоединяют человека с природой, вызывая исцеляющие силы, которые освобождаются пением некоторых гласных звуков.

Музыкотерапия мелодическими шедеврами

Основу нашего сеанса арттерапии воздействия составляет импровизация па рояле, звучат шедевры мелодики, близкие психологическому состоянию пациента.

МУЗЫКУ СЛУШАЮТ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ. СЕАНСУ МУЗЫКОТЕРАПИИ (ИМПРОВИЗАЦИИ НА РОЯЛЕ) ПРЕДШЕСТВУЕТ ПОСТАНОВКА ТЕСТА ЛЮШЕРА,

Выбор среди шедевров афористики помогает узнать о настроении человека, знакомит его с разными типами восприятия мира. Читающий афоризмы отбирает наиболее полюбившиеся ему — и сам находит себе духовное лекарство для исцеления.

Выбор афоризма, репродукции шедевров живописи позволял узнать психологическое

состояние человека и вводил человека в мир арттерапии.

 

ИНТУИТИВНЫЙ ВЫБОР НОТЫ. АККОРДА; КЛЮЧЕВЫХ МЕЛОДИЙ

позволял

получить представление о музыке, которая будет ему желанна и сможет помочь этому человеку, создать сценарий для сеанса импровизации. Помощь больным оказывали мелодии великих музыкантов:

—музыкаБетховена с ее мудростью, стихийным мужеством, помогающим преодолеть невзгоды;

—музыкаМоцарта с ее радостной прелестью, очарованием смеющейся гармонии мира;

—Шубертс его добротой и простодушным миром ручья и леса;

—мелодииГрига с их северной романтикой озер под солнцем Норвегии;

—драгоценныебриллианты мелодий Шопена (в них — печаль человека, вспоминающего красоту мира);

—музыкаЧайковского (это огромные заплаканные глаза ребенка, испуганного тем, что он потеряет счастье);

— музыка Баха — потоки света над громадным собором, с крыши которого виден весь мир; его витражи показывают следы Бога в отсвете лютеранского хорала.

Мы часто закапчивали наш сеанс двумя мелодиями Баха и Моцарта. Тема Баха из Концерта «фа минор» — это спокойные шаги навстречу свету, она несет умиротворение, ведет к чему-топрекрасному. Светоносный Моцарт («Моцарт в птичьем гаме» — по словам Мандельштама) заливает их сознание лучами солнца и укрепляет в них надежду. Светлая мелодия Баха ведет слушателя к счастью, а светоносный Моцарт в птичьем гаме встречает усталого путника.

В дальнейшем тысячи сеансов музыкотерапии помогли найти наиболее желанные мелодии, оказавшие мощный эффект.

Имена авторов этих шедевров приятно называть: Глюк, Сен-Сане,Брамс, Мендельсон, Берлиоз, Лист, Бизе, Бородин, Глинка, Чайковский, Рахманинов, Марчелло, Альбинони, Фибих, Таррега, Родригес, Ярифельд, Оффенбах; нельзя было оставить без внимания шедевры фольклора, романсов, замечательных мелодий битлов и Поля Мориа, Элвиса Пресли и Рэй Чарльса Армстронга.

Этапы сеанса музыкотерапии:

1) Предварительная диагностика выбором цвета, изображения животного, афоризма, картины дает информацию о состоянии пациента. Эти методы уводят пациента из мира его проблем в мир арттерапии. Они дают ключи к необходимой для результата музыкотерапии. Выбранные афоризмы определяют установки пациента и дают ключи к решению проблем для его интеллекта и воображения.

Эмоциональный рблик животного говорит нам о проблемах пациента и дает знание о том, КТО ПРИШЕЛ НА СЕАНС МУЗЫКОТЕРАПИИ.

Выбранные картины отражают психологическое состояние пациента, помогают его

гармонизации и становятся образной программой сеанса музыкотерапии. Они дают знание — ЧТО ОН ХОЧЕТ ИСПЫТАТЬ.

2) В тысячах наблюдений найдены мелодические шедевры, желанные тысячам людей. Эти мелодии обладали мощным психотерапевтическим действием в тысячах сеансах музыкотерапии.

Это мелодические шедевры Моцарта, Баха, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Вагнера, Брамса, Паганини, Листа, Шопена, Грига, Берлиоза, Сен-Санса,Чайковского, Бородина, Рахманинова, Прокофьева.

Мелодии — это послание наивысшей художественной одаренности человечества. Возможно, обнаруженные и желанные тысячам людей мелодии являются архетипическими или близкими к ним. Они затрагивают все 24 тональности, все цветомузыкальные уровни, Мелодические шедевры могут быть основой проработки наиболее важных для человека эмоций, закрытых в подсознании образов, проблемах, комплексах, акцептуациях, психологических программ.

Человек знакомится со всеми мелодиями, но выбирает наиболее желанные. Происходит проработка различных проблем.

Благодаря наличию обратной связи индивидуальный выбор пациента способствует тому, что музыкотерапия становится НЕДИРЕКТИВНОЙ, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ.

Насильственное схематичное навязывание человеку музыкальной информации без проверки цветовыбора может вызвать нежелательный эффект Кессона:

3)Эти мелодии отличаются по принципу Инь-Янь.Женские,или, лучше сказать, женственные, мелодии — несут чувства от меланхолической красоты до счастья и радости.

Мужские, или мужественные, мелодии несут образы страсти — борьбы и триумфа. Они не обязательно должны правиться только мужчинам или только женщинам. Эти шедевры желанны всем в зависимости от эмоционального состояния.

4)Мелодии расположены по ступеням цветомузыкального психологического воздействия.

Их порядок соответствует цветовой гамме теста Люшера: черный — серый; коричневый

фиолетовый; синий — зеленый; желтый — красный.

5)Общее направление сеанса музыкотерапии. Этапы воздействия:

1.Медленная минорная — печальная музыка, меланхолическая реализует эмоции темных цветов (черный, серый, коричневый);

2.Быстрая минорная музыка — страстная (аналог сочетания темных цветов и энергичных цветов — красный и желтый);

3.Медленная мажорная музыка — спокойно гармоничная (аналог спокойных светлых цветов — фиолетовый, синий, зеленый);

4.Быстрая мажорная музыка — позитивная энергетическая музыка (аналог красного и желтого цвета).

6)Условия проведения сеанса:

1.после диагностики цветовыбора, выбора картин и животных, работы с афоризмами начинается музыкальное воздействие;

2. прослушивание происходит с закрытыми глазами;

3. слушатель оценивает комфортность музыки по 10-баллыюйсистеме. Оценка комфортности восприятия мелодии по10-балльнойсистеме дает основу для отбора нужных мелодий, выявления катарсиса и кесона.9-10баллов — знак эффективной музыки, состояния катарсиса. Катарсис — ощущения блаженства, счастья, радости, мощной проработки эмоций.

Низкая оценка (1-4балла) означает, что воздействие резонирует с отрицательными

эмоциями, возникли проявления кессона, . происходит проработка болезненных эмоциональных программ.

Следует оцепить мелодию сразу, когда оценка стала очевидной слушателю: если она ниже 5 баллов — можно прекратить воздействие.

Проработка кессона важна для разрушения отрицательной доминанты.

7) Воздействие музыкальных мелодических шедевров необходимо сочетать с психологической работой.

Слушатель описывает:

—эмоции,сопровождавшие общение с мелодией;

—ощущения,если они имели место;

—зрительныеобразы описываются, их можно нарисовать, «зримая музыка» обладает мощным психотерапевтическим эффектом.

8) Мелодии, получившие высокую оценку — 9-10баллов,—главноедля музыкотерапии. Они составляют основу окончательноговоздействия (блоком принятых мелодий, оцененных в9-10баллов):

— после прослушивания всех мелодий и выбора прослушивают только лучшие для слушателя мелодии с глубокой проработкой и установкой на нужный эффект;

—прослушиваниевозможно сопровождать созданием телесного якоря — в дальнейшем останется рефлекс на положительные эмоции;

—кассетаиз принятых мелодий — основа последующего воздействия;

—выбранныелучшие мелодии могут быть основой индивидуальной кассеты для длительного воздействия.

9) Работа с группой.

Групповой сеанс позволяет найти желанные мелодии каждому участнику; по оценке в баллах групповой сеанс выявляет феномены визуалов и визионеров.

Пассивная музыкотерапия прослушивания может сочетаться с индивидуальным спонтанным музицированием и совместной импровизацией с музыкотерапевтом или с записью музыки.

ФЕНОМЕНЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ мелодическими шедеврами

1) ФЕНОМЕН КАТАРСИСА. Музыка своего психологического уровня волнует человека, вызывает потрясение. Назовем это состояние катарсис. Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.

Катарсис способствует оживлению творческого подсознания, помогает гармонизовать человека, снять болезненные симптомы. Цветовыбор после достижения катарсиса становится гармоничным.

Лик катарсиса — это счастливое лицо, наполненный светом творческого счастливого огня взгляд. Это лицо счастливого человека, человека, в творчестве нашедшего свою самореализацию.

Приобщение к шедеврам мелодики своего психологического уровня часто сопровождается (при сеансе с закрытыми глазами) появлением зрительных образов. Это эффект Чюрлениса, сотворчество, разговор подсознания с высшими духовными ценностями на одном уровне и на своем языке.

Мы наблюдаем проявления катарсиса — во время сеанса импровизации слушатель с закрытыми глазами видит иногда поразительные по яркости зрительные образы, трагически горестная маска сменяется сиянием глаз, человек испытывает творческое потрясение. Если сеанс проведен правильно, снимается тревожность.

Выбор близких человеку произведений искусства, включение в творческую игру, самоидентификация с творцами шедевров — это нереализованная одаренность. Именно это он бы нарисовал, написал, сыграл, если бы умел.

Такое личностное приобщение к шедевру может снять оковы отрицательных эмоций, освободить творческое подсознание человека, слившегося с миром искусства.

Мы приобщаем подсознание к высшим мировым ценностям, эмоции пациента реализованы в шедеврах великих музыкантов, которые испытывали подобные чувства. Музыка своего уровня волнует невротичного человека, вызывает потрясение, мы

видим состояние катарсиса..

Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.

2) ФЕНОМЕН КЕССОНА. При нарушении принципа индивидуальности, несоответствии психологического содержания музыки и слушателя возникают тягостные ощущения, феноменкессона.

При восприятии музыки чуждого психологического уровня отмечаются следующие проявления кессона, идущие ступенями:

—безразличие,отсутствие интереса;

—скука,оценки «примитивный», «наивный» иронически-насмешливоевосприятие (смеховой кессон);

—отрицание,негативизм;

—эмоциональныеи вегетативные реакции (кашель, беспокойные движения и т. п.).

Кессон — термин, взятый для представления о неприятии чуждого пациенту

психологического уровня и его проявлений. Кессонная болезнь — это состояние, которое возникает у водолаза, если его быстро поднимают из глубины: может выделиться азот в крови и погубить человека.

Так же вреден переход на чуждый психологический уровень. . Понятие «кессон» имеет универсальное значение в психологических взаимоотношениях.

Если музыка не соответствует отрицаемому цвету, она может отрицаться и вызывать отрицательные образы — чудесная мелодия воспринимается как скучная, тягостная, при этом возникают удивительиые негативные образы — приведем некоторые примеры.

Зима, два мужика пилят дрова и очень надоело. Атомный взрыв.

Эмбрион в банке.

Женщина отрицает в тесте Люшера синий цвет и на исполнение мелодии соответствующей тональности реагируют по законам Кессона — иронически смеется, увидев свинью на коньках.

Молодой человек, отрицая синий цвет, на этой мелодии увидел пластмассовых людей с синими лицами, сидящих на снегу.

феномен кессона позволяет снять старые проблемы, проработать болезненные проблемы.

Цель музыкотерапевта — избежать КЕССОНА и добиться КАТАРСИСА.

3) ЭФФЕКТ СКРЯБИНА — интуитивное ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОЕ восприятие. Оказалось, что ИНТУИТИВНОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ЦВЕТА вызывает также

предпочтение СВЯЗАННЫХ С НИМ АККОРДОВ.

Мелодии тональностей, которые человек интуитивно выбрал, способны оказать на него особенно мощное воздействие.

ОТРИЦАНИЕ ЦВЕТА сопровождается неприятием СВЯЗАННЫХ с этим цветом аккордов и мелодий. Это частный случай закона цветовой психологии.

4)ЭФФЕКТ ЧЮРЛЕНИСА — прослушивание с закрытыми глазами желанных мелодий, соответствующих психологическому состоянию слушателя и его цветовыбору, вызывает появление ярких спонтанных зрительных образов. Феномен ЧЮРЛЕНИСА означает, что музыка глубинно повлияла на человека, создавая проявление катарсиса. Зримая музыка — изображение образов, увиденных в сеансе музыкотерапии.

5)ПАРАДОКС — в случае выбора темных цветов минорные образы живописи, музыки воспринимаются как радостные и желанные. Это проявление описанной физиологом Введенским парадоксальной фазы ответа нервной системы на перераздражеиие.

6)ЭФФЕКТ ВСПЛЫВАНИЯ — минорные образы после катарсиса начинают восприниматься адекватно. «Оказывается, это грустная музыка», — говорит человек, недавно сказавший про мелодию «Смерть Озе» (она оплакивает смерть матери): «Эта мелодия меня бодрит».

7)ВИЗУАЛ — человек, способный увидеть зрительные образы, слушая музыку с закрытыми глазами.

8)ВИЗИОНЕР — человек, который:

—воспринимаетнеобычно яркие зрительные образы, слушая музыку с закрытыми глазами;

—управляетвозникновением образов;

—способенпередать другому этот образ или воспринять чужие образы. Слушая музыку, близкую психологическому состоянию, человек переносит феномен

РЕЗОНАНСА. У тревожных людей отмечается феномен ПАРАДОКСА — трагическая музыка воспринимается как радостная, иногда пациент видит радостные образы.

Затем происходит изменение восприятия музыки: она вдруг оценивается как грустная, какой и является.

При этом часто оказывалось, что цветовая гамма цветовыбора нормализуется, снимаются болезненные симптомы.

Такое изменения восприятия музыки я назвал «всплывание» — исчезает тягостный темный цветовыбор, человек как бы всплывал из темного уровня на более светлые. Когда человек находился на темном уровне, трагические мелодии были ему родственны и близки. Теперь, когда он изменился, эти мелодии воспринимаются по-иному.

Психологический кессон (Дьявол в церкви)

Неприятие психологического состояния другого человека — общечеловеческая особенность.

Ярким примером «кессона» в восприятии чужого культурного мира может стать знаменитое описание Л. Н. Толстым оперы Вагнера.

Глядя па вагнеровский художественный мир отчужденным взглядом русского крестьянина, напоминающим отношение крыловского муравья к стрекозе, Толстой сообщает, что люди па сцене стоят на месте и долго поют, размахивая мечами.

Волнующие многих образы Вагнера восприняты иронично и превращены в

Сеанс музыкотерапии — Стр 2

карикатуру.

Так же иронично он описал исполнение квартета Бетховена. Его возмущало гипнотическое действие музыки композитора.

Вспомним потрясение Гете, услышавшего 5-юсимфонию Бетховена: «Кажется, что обрушился потолок».

Несоответствие психологических состояний прекрасно передает рассказ Томаса Гарди «Дьявол в церкви» — подвыпившие музыканты, проснувшись на церковных хорах, где им надо было играть, во время церковной службы «врезали марш», как у Булгакова в «Мастере и Маргарите», — к ужасу прихожан, грянули что-топепристойно-кабацкое.Выйдем из мира литературных образов в мир музыкотерапии.

Из практики:

Люди, переносящие вирусный гепатит, часто отрицают красный и желтый цвета и связанные с ними энергетические эмоции.

Среди пациентов был пианист. Он поправился, вошел в зал музыкотерапии и заиграл яркий фортепианный концерт.

Несколько пациентов, страдающих гепатитом, выбежали из зала. Такая энергичная музыка им пока нетерпима.

В зале пятеро пациентов. Они распределились на две группы.

Трое выбрали мажорный аккорд, у них мажорное распределение цветов по Люшеру. Двое сидят отдельно. Они выбрали минорный аккорд, да и тест Люшера у них «минорен».

Ястал играть светлую, спокойную музыку: счастье, блаженство, удовольствие возникло на лицах «мажоров».

По-иномувели себя «миноры». Они тревожно взирали на все происходящее. Одна нервно теребила пальцами рукав своего платья. Другая сказала, что вообще плохо переносит музыку. Видно было, что у нее закипают слезы беспокойства. «Миноры» явно заволновались и затосковали.

Япринял срочные меры — отпустил «мажоров». Они ушли с сияющими лицами, музыка дала им установку на самореализацию, выздоровление, счастье.

Потом попросил «миноров» сесть и сыграл им самую грустную и печальную музыку, какую только знал. Это были Брамс, печальный Моцарт, Чайковский (тональности «до», «фа» и «соль минор»).

Прозвучала щемяще-печальная«Разлука» Глинки.

И произошло чудо … лица пациентов посветлели, напряженные морщины разгладились. Им было очень хорошо, это была их музыка.

Печальная «Разлука» Глинки в их восприятии стала радостной, потом они рассказали, что видели под музыку счастливые картины весенней природы, радостные встречи.

Смеховой и образный кессон

Светлая мелодия Марчелло медленно спускается, повторяя прекрасную фразу, мерно струится ритм. Следует описание зрительного образа:

Двамужика пилят дрова. Пилят и пилят, пилят и пилят. Сколько можно их пилить?! Правда, красивая зима, желтые стружки, опилки на снегу …. Но очень долго пилят.

Башмакв цветах, — представляет свой зрительный образ мелодии Ноктюрна

Шопена женщина.

Двоетащат мешок, видимо, очень тяжелый, — это о мелодии Бетховена!

Явижу Ленина и Крупскую у белого рояля.

Наиболее поразивший меня кессонный образ:

Женщина с темным цветовыбором и значительными проблемами прослушала мелодию Грига «Смерть Озе» (изображавшая смерть матери Пер Гюнта) и заявила, что эта мелодия ее бодрит..

— Я никогда Вас не забуду, — сказал я ей после сеанса.

Во время групповой музыкотерапии возникают забавные образы смехового кессона, когда ироническое восприятие музыки удивляет остальных участников сеанса.

Кто-тоувидел под paдостную, веселую мелодию удивившие всех образы: темная нора, ночь.

—Милаядевушка, которая не принимает синий цвет, прослушав прекрасную мелодию Шопена, заявила, что та у нее вызывает комический образ фигуристки, которая прыгает на коньках через веревочку.

—Прекрасномспокойная мелодия внезапно вызывает ассоциации с замызганным репродуктором, скучным амбарным замком.

—Финалконцерта Рахманинова: девушка, которой было видно не до триумфа, заявила: — Я вижу узбекскую делегацию на ВДНХ.

Так устроен человек. Его оценки зависят от его эмоционального состояния.

Вегетативный кессон (кашель в филармонии)

Когда зазвучала высокая светлая мелодия, раздался надсадный кашель девушки. Он исчезал всякий раз, когда мелодия становилась минорной, и возобновлялся на фоне светло-высокоймузыки, особенно после тональностей «ре мажор», «до мажор». Этому человеку, очевидно, нетерпим желтый и зеленый цвет.

Сеанс заканчивается, девушка говорит, что некоторые мелодии были для нее комфортны, а некоторые — тягостны. Загадок тут нет — она ставит первым цветом в тесте Люшера черный. Она отрицает и ставит на последние места желтый и зеленый цвет.

Не с этим ли связан иногда приступ кашля у зрителей в зале филармонии? Вегетативный кессон — это способ, которым подсознание реализует свой отказ воспринимать нежелательную психологическую информацию.

Я решил сыграть группе выздоравливающих больных мелодии Шопена, расположив их по тональностям согласно цветам Люшера от черного к красному.

Пока я играл прекрасные мелодии, соответствующие черному, коричневому, фиолетовому, синему и зеленому уровням, они наслаждались музыкой, как и я.

Как только возник желтый уровень счастливых, радостных мелодий, раздался посторонний звук — кто-тохрустел бумажкой.

Последовал диалог:

—Ктохрустел бумажкой?

— Я.

—Вампонравилась музыка?

—Всепонравилось, кроме последних мелодий.

Я играю группе музыкантов. Во время исполнения раздается кашель. Он исчезает при одних мелодиях — и вторит другим. Закончив играть, я спрашиваю:

—ПочемуВы кашляете?

—Онапростужена, — объясняют мне остальные.

—Японимаю, что она простужена. Но почему она не кашляла предыдущие полтора часа, а закашляла только теперь? Вам понравилась эта музыка?

—Некоторыемелодии, а некоторые были неприятны.

—Этонеудивительно. Вы отрицаете тот цвет, который соответствует этой музыке. Так и должно быть.

Последующая музыка хорошо ею принимается, появляются зрительные образы, глаза сияют.

— А почему же она больше не кашляет? — спрашиваю я, вызваввеселье у музыкантов, для которых теперь ответ очевиден.