Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»
- Воронцов Василий Алексеевич
«Самоутверждение подростка».
Реферат по дисциплине
«Основы радиационной безопасности и здорового образа жизни»
студента с факультета филологии и медиакоммуникаций (гр. ЯЖБ-105-0)
очной формы обучения
-
Физический факультет
Кафедра прикладной и
медицинской физики
«___»_________20__г.
- Экзаменатор:
к.ф.-м.н., доцент
____________Матвеев А.В.
ОМСК
2011
План:
1. Введение.
2. Подростковый возраст:
а) Подростковый период.
б) Признаки полового созревания у мальчиков и девочек.
в) Физические изменения у подростков.
г) Распространённые проблемы со здоровьем, их причины и советы по их предотвращению и устранению.
д) Режим дня.
е) Гигиена.
ё) Питание.
ж) Закаливание.
з) Физическая культура.
и) Психические и психологические изменения у подростков.
й) Типичные модели поведения.
к) Распространённые ошибки взрослых в воспитании детей и советы по их устранению и предотвращению.
3. Подростковые комплексы:
а) Причины возникновения.
б) Типичные комплексы у девочек.
в) Типичные комплексы у мальчиков.
г) Распространённые комплексы у подростков в целом.
д) Способы устранения комплексов.
4. Подростковый коллектив:
а) Потребность в общении.
б) Потребность в самоутверждении
в) Подростковый коллектив.
г) Типичные роли подростков.
5. Самоутверждение подростков:
а) Истинное и ложное самоутверждение.
б) Причины возникновения чувства непонимания.
в) Протест — неудачный способ самоутверждения.
г) Жертвы самоутверждения.
д) Парадоксы юности.
е) Ложное самоутверждение.
ё) Истинное самоутверждение.
ж) Разница между истинным и ложным самоутверждением.
6. Заключение.
7. Список литературы.
_____________________________________________________________________
1. Введение:
У многих есть собственные семьи с детьми, а если даже и нет, то через переходный возраст приходится проходить каждому. Так что о его трудностях все знают не по наслышке. Подростковый возраст — особенный жизненный этап, характеризующийся множеством физических и психологических изменений за короткий отрезок времени, а также множеством проблем — в том числе комплексами и поисками путей самоутверждения. Вот почему тема «самоутверждение подростка» многократно и очень широко освещалась как в научной литературе, так и в единичных публикациях на уровне личных наблюдений профессионалов или обывателей.
Я выбрал именно эту тему по той причине, что она способна заинтересовать массу людей. Несмотря на то, что взрослые тоже когда-то были подростками, они как будто забывают, каково быть ими, и перестают понимать своих детей. Мне хотелось бы с помощью своего реферата помочь подросткам и их родителям найти взаимопонимание и сформировать представление о том, что из себя представляет переходный период в целом. Какие изменения происходят в подростковом возрасте, какие могут возникнуть проблемы, как их разрешить или предотвратить. И, разумеется, рассказать о типичных путях самоутверждения и научить отличать истинное самоутверждение от ложного, чтобы подростки стали самоутверждаться за счёт достижения поставленных целей, а не за счёт унижения других или бессмысленной и нелепой борьбы с выдуманными противниками и преградами.
Я решил использовать в качестве источника информации интернет, потому что материалы в нём очень многообразны и доступны. Там можно найти и составленную профессионалами научную литературу, и написанные обычными людьми публикации, и обсуждения подобных тем на всевозможных сайтах Также к преимуществам можно отнести простой для понимания язык, наличие жизненных примеров, объяснения терминов, действенные советы. В совокупности всё это предоставляет возможность рассмотреть тему со всех сторон и сформировать более целостное представление о ней…
_____________________________________________________________________
Основная часть:
2. Подростковый возраст.
Подростковый возраст — период с 12—13 до 16—18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность которых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в том числе и на состояние вегетативной и центральной нервной системы.
У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12—14 лет и заканчивается к 16—18 годам; у мальчиков продолжается с 13—15 до 18— 20 лет. Прежде всего появляются так называемые вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и т. д. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек и поллюций у мальчиков.
Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3—5 кг. Для детей подросткового возраста характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.
У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений — появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15—16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.
Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14—15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.
В подростковом возрасте происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек — грудной и брюшной.
В подростковом возрасте могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так называемое «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так называемая юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс урежаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У некоторых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов желудочно-кишечного тракта.
При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, которая характерна для этого возраста, а также психическое и физическое перенапряжение. С возрастом все эти симптомы обычно проходят самостоятельно, однако в случае их появления следует обязательно обратиться к врачу для выяснения их истинной причины.
Режим дня. В подростковом возрасте необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8—9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.
Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, которые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать горячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения, бега, прыжков.
Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.
С пищей подросток должен получать все те вещества, которые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.
Белок — основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки. При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес, отстает рост, снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.
Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.
Жиры и углеводы — источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в котором содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10—15 грамм растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).
Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, например, при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы. Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.
Очень важно, чтобы дети в подростковом возрасте получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.
Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400— 500 мл молока.
Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14—15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3—5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15— 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5—7 дней по 1 мин., доводя продолжительность ходьбы до 10—15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях — ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34—35°, затем через каждые 6—7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22—24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2—3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10—12° (обычная температура водопроводной воды).
В подростковом возрасте физическое воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физического воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.
Психогигиена подросткового возраста. Подростковый возраст — один из ответственных этапов психического развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психической сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.
В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психического и физического созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, которые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (например, при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).
Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей).
В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так называемые реакции имитации).
К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.
Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.
Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.
Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только в ускорении темпов физического развития и полового созревания, но и в диспропорции между физического и социальным развитием подростка. В результате подростки, зрелые в физическом и половом отношении, в течение некоторого периода времени нередко обнаруживают черты психической инфантильности, «детскости» (повышенную внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию и т. д.).Указанная диспропорция нередко способствует возникновению тех или иных нарушений поведения у подростка, а отсутствие необходимых условий воспитания и обучения может стать причиной неправильного формирования его личности.
Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиологических изменений организма, которые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков).
У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологических явлений может вызвать невротические реакции.
Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.
П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психических заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться . под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у которых имеются остаточные явления после перенесенных инфекционных болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.
_____________________________________________________________________
3. Подростковые комплексы.
Подростковый возраст недаром называют переходным. Организм взрослеет, изменяются внешность и поведение ребенка. В подростковом возрасте у детей очень часто возникают всевозможные комплексы, от которых потом очень трудно избавиться.
Вообще подростковым называют возраст полового созревания, когда у мальчиков и девочек начинают проявляться характерные мужские и женские черты. Именно на почве изменений внешности базируется большинство подростковых комплексов.
Неуверенные в себе девочки с унынием смотрят в зеркало и приговаривают: «Я некрасивая, толстая, у меня кривые ноги, маленькая грудь, прыщи на лице, мальчики не обращают на меня никакого внимания и т.д.». Они заранее настраиваются на негативное отношение окружающих, замыкаются в себе. Такие комплексы часто являются причиной раннего вступления в половую жизнь девочек-подростков. Они пытаются таким способом доказать свою значимость и привлекательность.
Как избежать подобных комплексов? Нужно как можно раньше объяснить девочке, что на самом деле внешность – далеко не самая важная вещь в жизни. Объясните, что даже самым красивым девушкам тоже приходится в жизни тяжело, часто даже тяжелее, чем остальным. Да и мальчики не всегда предпочитают красивых девочек. Многие популярные у противоположного пола девушки обладают далеко не идеальной внешностью, они покоряют своим умом, чувством юмора, раскованностью (не путать с распущенностью!).
Если проблемы с внешностью у девочки надуманы, то обратитесь за консультацией к психологу, он поможет повысить самооценку Вашей дочери. Если же какие-то изъяны внешности все же имеют место быть, то можно просто подобрать соответствующий стиль в одежде и макияж, который скроет недостатки и поможет подчеркнуть достоинства.
Еще очень часто комплексы по поводу внешности девочкам внушают вездесущие СМИ и интернет. Модели с глянцевых обложек так стройны и загорелы, а на их коже нет одного пятнышка. Объясните дочери-подростку, что на самом деле все эти фотографии – результат умелой цифровой обработки, где все неровности и складки легко можно заретушировать.
Ваша дочь хочет быть такой же стройной как голливудские актрисы и тут же принимается изнурять себя диетами? Расскажите, что диета – это стресс для организма и как только окончится ее срок, все килограммы вернутся да еще с «довеском». Ведь после стресса организм во много раз активнее начинает запасаться жирами на следующий «черный день». Лучше посоветуйте ребенку заняться физкультурой или спортом по душе. Спорт всегда полезен для здоровья.
Кстати комплексами относительно своей внешности страдают не только девочки, но и мальчики. Мальчики в не меньшей, а иногда даже и в большей, степени склонны переживать о развитии своих вторичных половых признаков. Они комплексуют, если отстают в этом плане от сверстников. Помочь мальчику справиться с комплексами может подростковый психолог.
Комплексами подростков награждают и очки или зубные «брекеты». Из-за насмешек сверстников подростки отказываются носить «это уродство», даже в ущерб своему здоровью. Как вариант, можно предложить подростку с проблемами зрения носить контактные линзы вместо очков, благо выбор огромен. И брекеты тоже можно подобрать и установить так, чтобы они были менее заметны. Постарайтесь при этом доказать подростку, что здоровье – прежде всего. Здоровый человек даже выглядит лучше, чем больной, но разодетый и украшенный по последней моде.
Кроме комплексов относительно внешности, подростки также часто страдают комплексами из-за своего материального положения, проще говоря, бедности. Если в школе все дети одеты лучше, имеют мобильные телефоны и компьютеры, а Ваш ребенок – нет, то считайте парочка комплексов у Вас в кармане. Все дети хотят быть не хуже своих сверстников, поэтому иногда даже стесняются признаваться в своей бедности. Объясните Вашему сыну или дочери, что Ваша семья не имеет материального достатка не потому, что Вам этого не хочется, а потому что так уж сложились жизненные обстоятельства. Помните, что если Вы отдаете подростка в привилегированную школу, где учатся дети состоятельных родителей, то и одежда, и аксессуары Вашему ребенку нужны соответствующие, иначе комплексов точно не избежать. Всегда тщательно взвешивайте, сколько пользы и сколько душевных страданий принесет подростку такая школа.
Во что могут вылиться подростковые комплексы? Одни подростки замыкаются в себе, становятся очень стеснительными, а другие, наоборот, хамят всем подряд, навязывают всем свое мнение, пытаются самоутвердиться. Многие подростки, испытывая неуверенность в себе, предпочитают компьютер общению со сверстниками, виртуальный мир полностью заменяет для них реальный.
Подростковые комплексы становятся причиной многих необдуманных поступков. Самоутвердиться подростки пробуют с помощью алкоголя, курения, наркотиков, секса. Как можно раньше начните объяснять подростку, что такие способы самоутверждения – это не выход. Никакого отношения к взрослости распитие алкоголя или курение «травки» не имеют. Да и секс тайком от родителей где-нибудь в сыром подьезде (в лесу, на даче, у друга на квартире – нужное подчеркнуть) не принесет ничего хорошего, а лишь риск инфекции и ранней беременности. Помните, что подросток – это практически взрослый человек, грамотная беседа о половых отношениях не вызовет, как многие опасаются, нездоровый интерес, а поможет подростку разобраться в этом вопросе, отделяя правду от глупых мифов.
Самоутверждение подростка — Стр 2
Быть подростком нелегко. Всплески гормональной активности, перестройка организма, новые ощущения и постоянная смена настроений – это лишь малая часть того, что переживает подросток во время полового созревания. Поддержите своего ребенка, ведь он по-прежнему нуждается в Вашей любви и заботе, даже если и не хочет этого признавать. Ведь кто сказал, что быть родителями легко?
_____________________________________________________________________
4. Подростковый коллектив. Потребность в общении и самоутверждении.
Общение подростков выходит далеко за рамки учебы, становится гораздо содержательнее, многообразнее, сложнее, чем у младших школьников. Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями, ближними.
Основное содержание общения подростков — поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеал подростковых отношений — «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. Вместе взятое, это формирует способность ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Откровенные разговоры занимаю большое место в общении подростков. В них заключен и обмен информацией, и согласование оценок, и выработка каких-то общих позиций. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в самопознании необъятного мира человеческих отношений.
Общение же способствует и удовлетворению другой важной потребности подростка — потребности самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Это одна из самых главных, основополагающих потребностей подросткового детства. Если для дошкольников мнение родителей было наиболее авторитетно, для младших школьников наиболее убедительно мнение учителя, то для подростков наиболее значимо мнение сверстников, коллектива класса. На каждый факт, который вредит престижу подростка в глазах товарищей, он реагирует очень болезненно.
Знание этих особенностей позволит родителям и педагогам успешно обходить трудности. Если же они не учитываются, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в поведении и нравственном развитии, приводящие в конечном итоге не только к проступкам, но и к правонарушениям.
Подростковый коллектив. Потребность в общении и самоутверждении. Процесс самоутверждения может идти различными путями, но главный из них — «играние ролей» (социально-психологический термин), причем именно тех, на которые подросток претендует. Из них наиболее характерны следующие. «Умные» — подростки – это те, которые претендуют на признание своих интеллектуальных способностей. Характерно, что на эту роль могут претендовать не только отличники или хорошисты. У подростков, особенно 5-6 классов, высоко котируется не успеваемость, а сообразительность, начитанность, эрудиция. Во всяком случае, есть немало подростковых коллективов с низким интеллектуальным уровнем, в которых быть отличником не только не престижно, но и опасно. Их воспринимают как «зубрил», «выскочек» и т. п.
Как правило, подростки спокойно воспринимают упреки учителей в том, что они «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на «тупость», «неспособность». Особенно в тех случаях, когда они произносятся публично.
Путешествуйте всей семьёй! Весело и с пользой провести время помогут туры по Золотому Кольцу и другие экскурсионные туры по России и странам ближнего зарубежья. Это не только возможность прекрасно отдохнуть, но и узнать много нового и интересного.
_____________________________________________________________________
5. Самоутверждение подростков:
Как Вы думаете, что такое подлинное самоутверждение и каковы ложные и истинные пути к самоутверждению, которые совпадали бы с путями обретения и должного применения свободы? Какие советы вы могли бы дать подросткам, которым эта тема наиболее близка?
Дело в том, что юному человеку очень хочется внешне создать тот же свой образ, который содержится в его воображении. И, как правило, внутренне подросток ощущает свое величие, свою огромность, он ощущает себя личностью. Но взаимоотношения с другими людьми открывают, что окружающий мир судит его совсем по другой шкале, что его считают, напротив, маленьким, недостаточно образованным, недостаточно привлекательным с позиции противоположного пола. Этот диссонанс часто вызывает в душе подростка или юноши крик отчаяния: «никто не понимает меня, не принимает таким, какой я есть, я никому не нужен!» Это состояние испытывают в юности многие люди, в том числе испытывал его и я.
Как справляться с ним, что делать? Первым инстинктивным желанием является желание протестовать, действовать наперекор всем. Но при этом «всеми» как правило оказываются люди, действовать наперекор которым подростку как раз таки и не следовало бы! И не только потому, что в Библии есть заповедь «почитай отца и мать свою», но уже потому, что эти люди – родители – любят и понимают подростка больше, чем кто бы то ни было другой, люди, которые знают о своем ребенке больше, чем он сам еще способен знать о себе. Но первыми, на кого кидается подросток в порыве утверждения своего внутреннего образа, оказываются родители. И, что закономерно, три четверти из тех, кто в юности жестоко обращался со своими родителями потом, уже в зрелые годы, с горечью говорят себе: «какой же я был дурак!»
Также часто подростки в своем протесте относятся жестоко к людям, которые не кажутся им симпатичными. Например, рядом с подростком могут находятся мальчики и девочки которые хотят с ним дружить или влюблены в него, но не нравятся ему. И подросток слепо отвергает дружбу или влюбленность этих своих ровесников, требуя непременно, чтобы с ним дружили и его любили только те, кого он сам считает достойными себя. И тогда самоутверждение происходит за счет унижения и отталкивания этих ровесников, за счет растаптывания их добрых чувств. Вспомним наши школьные годы: в первых любовных поисках доверенными лицами, которые обязательно были нужны для ведения переговоров с объектом вожделений, для того, чтобы делиться переживаниями и страданиями, служили как раз такие приятели, которые казались недостаточно хорошими для того, чтобы быть друзьями.
Повзрослев же, вспоминаешь с теплотой и любовью именно этих верных нам в юные годы людей, а не тех, в кого был безответно влюблен или кому слепо пытался подражать.
Наконец, третьей жертвой подросткового стремления к самоутверждению становятся учителя. И также через годы становится стыдно за свои проделки. Вспоминаешь с благодарностью о тех, кто делился с тобой знаниями.
Понятно, что «бескровно» преодолеть конфликт, который мы описывали в начале, очень сложно. Юная душа кипит и требует свободы от тех людей, которые снова и снова требуют что-то не совпадающее с твоими внутренними убеждениями. Но только время способно показать, что люди, которые в юности требовали что-то от тебя и через сопротивление которым ты пытался самоутвердиться, очень многое дали тебе.
И напротив, те люди, чью любовь ты пытался заслужить, кому ты хотел следовать, как правило, составляли самую несвободную часть того мира, в котором ты находился.
Обратите внимание на то, что такое молодежная тусовка с точки зрения свободы. Это – жесточайший дрэсс-код, жесточайший фэйс-контроль. Никакая капиталистическая всемирная корпорация еще не ввела в свою культуру ничего подобного по степени жесткости и неукоснительности выполнения! И подростки готовы тратить все свои карманные деньги на приобретение самой уродливой одежды или украшений только для того, чтобы соответствовать требованиям среды, к которой они стремятся принадлежать.
Тусовки анархистов, панков, эмо требуют обязательно раскраситься, одеться и вести себя строго определенным образом. Люди из этих тусовок презирают штамп в паспорте, но с радостью ставят «штампы» на свои лица и тела и считают себя при этом свободными людьми. Нет, свободный человек одевается всегда так, как он хочет, а не так, как требуют от него друзья байкеры. Там, где обязательно ношение шарфа с надписью любимого клуба, там нет свободы.
Один из самых парадоксов юности в том, что юноши, стремясь обрести свободу от своих родителей, учителей, нежеланных знакомых при этом стремятся к другой максимальной закрепощенности, и разменивают свою свободу. Понять подростков можно: очень трудно преодолевать одиночество на земле.
Что же делать? Подростку хорошо бы понять, что каждое из времен его жизни хорошо само по себе и не следует форсировать время из-за кажущихся трудностей. Время ученичества в школе ценно не меньше, чем следующие возможные этапы в жизни и его следует беречь и проводить его с максимальной отдачей, а не сопротивляться ему.
Когда время моих школьных лет уже подходило к концу и впереди маячило поступление в вуз, мне нужно было к экзаменам прочесть некоторые художественные книги. Я сел дома и принялся читать Толстого, Достоевского и Чехова. И тогда я безумно обрадовался тому, что на свете существует школьная литературная программа, ведь я уже знал многие из этих произведений, знал, благодаря разъяснению учителя, сложные и интересные нюансы их сюжетов, взаимоотношений персонажей.
В школьные годы нужно обрести полезные и уместные интересы и хобби, постараться, чтобы эти интересы не свелись однажды к одной только «несчастной любви». Даже несчастную юношескую любовь можно пережить так, чтобы она чему-то научила. Я пытался в то время писать стихи, рисовать. И, кроме того, следует найти интересы и увлечения за пределами школы и, по возможности, наставников и учителей вне ее стен, другие коллективы, к которым подросток мог бы добровольно присоединиться. Молодые люди, которые оказываются вовлеченными в здоровую культуру увлечений и хобби, оказываются гораздо более свободными и радостными, чем те их ровесники, которые замыкаются в среде сплетней на тему «кто что на себя нацепил».
В среде кружков или спортивных клубов можно найти не только друзей, но и единомышленников, а это всегда позволяет не только весело, но и с пользой провести время, позволяет юноше начать такой среде самореализацию. Можно и нужно позволить себе испытать удовольствие от того, что ты можешь себя сейчас позволить учиться. Конечно, школа требует огромного времени, но уж в институте, особенно на последних курсах, юноша всегда может найти достаточно времени на то, чтобы оглядеться в жизни, найти свой будущий круг общения в зрелые годы, выбрать свою профессию. И если юноша прикладывает достаточно усилий для этих поисков, то оказывается, что и родители, и учителя являются его союзниками, а те друзья, которым он стремился подражать, сами начинают тянуться к нему и искать его общества.
Самоутверждаться необходимо каждому человеку, но утверждать себя следует не от противного, не в глупой борьбе с окружающими, а созидательно – в строительстве духовного и профессионального образов своей личности, в поиске здоровых интересов и единомышленников, в обретении полезных знаний и навыков. Такое самоутверждение встречает не сопротивление, но сочувствие и помощь и родителей, и учителей и ровесников и становится хорошим подспорьем во взрослении человека.
_____________________________________________________________________
6. Заключение:
Переходный возраст — самое настоящее испытание и для самих подростков, и для их родителей. Дети начинают изменяться, и они не могут этого не заметить. Из-за этих изменений у них начинают появляться комплексы, от которых они пытаются избавиться путём самоутверждения. Вот только самоутверждение бывает истинным и ложным. Частенько подростки пытаются возвысить себя за счёт унижения других или за счёт сопротивления любым порядкам. Это ложное самоутверждение. Разумеется, оно не только не идёт на пользу, но даже вредит. Очень важно понимать это и следовать пути истинного самоутверждения. Утверждаться надо за счёт постановки хороших целей и их достижения, чтобы это приносило пользу и радость. Однако далеко не каждый способен это понять. Это должна объяснить семья. В переходном возрасте дети по-прежнему нуждаются в помощи и поддержке родителей, хотя сами подростки отказываются признавать это. Более того — не просто по-прежнему, а даже ещё больше, чем раньше. В это время человек становится тем, кем он будет до конца своей жизни. Вот почему именно на этом этапе нужно уделять особое внимание воспитанию подростков. Для этого им нужны хорошие друзья, которые могут стать удачными образцами для подражания, и крепкие семьи, которые будут их любить и поддерживать. Надо дать им понять, что отношения с родителями намного важнее отношений со сверстниками, потому что если человек может стать другом, а потом он же может стать и врагом, то родители всегда были и будут родителями. Друзья и хобби меняются, их можно заменить, а родители не меняются и остаются незаменимыми навсегда. Надо дать понять подросткам, что не имеет никакого смысла гонка за престиж в глазах ровесников, что бессмысленно перестраивать абсолютно всё в своей жизни (начиная внешностью и оканчивая поведением) лишь для того, чтобы покрасоваться перед окружающими, и что намного важнее то, что человек из себя представляет в действительности, а не то, что о нём думают и говорят. Самоутверждение — попытка избавиться от комплексов и доказать что-либо себе самому. Надо вовремя выявлять причины комплексов и избавляться от них, а энергию и стремление реализовать свои возможности использовать на пользу — записываться на курсы, занятия, кружки или секции… Нужно всячески отслеживать и поощрять здравые увлечения и хобби подростков — например, покупать книги читающим, предметы инвентаря спортсменам и т. д., а от дурных привычек и людей ограждать. Для этого необходимо располагать полной и точной картиной: каков характер подростка и его друзей, какие интересы у подростка и его друзей, как и где подросток проводит время со своими друзьями. Это довольно-таки проблематично, учитывая то, что дети в подростковом возрасте хотят избавиться от любой опеки и влияния родителей , добиться независимости и автономии. Однако это всё же возможно, хотя и очень сложно. Родители должны стремиться к установлению тёплых отношений, похожих на дружеские. Они должны быть очень тактичны — например, быть доброжелательны и не говорить прилюдно о том, что может поставить в неловкое положение. Они ни в коем случае не должны давить на подростков — наоборот, нужно предоставлять им больше свободы и независимости, пусть и в разумных пределах. Возникающие разногласия желательно разрешать как можно мягче — либо убедительно аргументируя собственную позицию и доказывая её преимущества, убеждая, что она выгоднее для них самих и что родители действуют в интересах самих детей, либо косвенно влияя на них с помощью отбора литературы или фильмов, либо идя на уступки. Для подростков в самоутверждении важен сам процесс борьбы, а не причина. Так что для устранения семейных конфликтов родителям нужно свести на нет у подростков само ощущение противостояния чему-либо. Не получая провоцируемого противодействия, дети наверняка оставят свои попытки самоутвердиться за счёт борьбы с семьёй. Нужно укреплять доверие между собой и добиваться единства. Если отношения в семье будут гармоничными и дети будут прислушиваться к своим родителям, то подростки смогут перенять опыт старших и избежать множества ошибок, даже если их трудности будут нетипичными…
_____________________________________________________________________
7. Список литературы:
«Подростковый возраст.» (http://www.bibliotekar.ru/624-5/53.htm).
«Подростковые комплексы.» (http://strana-sovetov.com/kids/14/730-teenage-facilities.html).
«Подростковый коллектив. Потребность в общении и самоутверждении.» (http://www.rastut-goda.ru/teenager/council-of-psychologists/1999-adolescence-team-the-need-for-communication-and-assertiveness.html).
«Ложное самоутверждение.» (http://www.realisti.ru/main/krut?id=350).
http://ru.wikipedia.org
_____________________________________________________________________