Размещено на http://
Развитие воображения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Введение
воображение дошкольник рисование
Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. Развивать творческие способности дошкольника — задача взрослого.
Благоприятным фактором развития творческого воображения является детское экспериментирование, самостоятельная деятельность с новыми предметами: ребенок, зная, что краски другого цвета можно получить, смешав их, пытается найти свой цвет, ранее не виденный им; пробует рисовать разными предметами, которые даже не предназначены для рисования (перышко птицы, гвоздик, палец, гайка и т.д.), делает открытия путем такого эксперимента.
Кроме этого, важно научить ребенка различным способам рисования, дать понятие о разной технике изображения, обогащать эмоциональный опыт.
Например, нарисовать то, что можно подарить лесным зверям, или лесные находки (кто мог потерять ту или иную вещь).
«Нарисуй и расскажи». (Отразить в рисунке содержание знакомых стихов и защитить рисунок).
Более старшим детям следует предлагать отображать в рисунках свои чувства, впечатления, полученные на экскурсиях, в музеях, события выходного дня, сновидения и др. Очень важно учить детей думать, что они будут рисовать завтра.
В каждом виде изобразительного творчества отмечается доминанта некоторых способностей. Например, в рисовании это цвет, в лепке это объемная пластина и т.д. Проблему изобразительных способностей изучали В.И.Киреенко и Б.А.Сазонтьев, которые главное внимание уделяют их развитию у школьников и взрослых. Наиболее полно дошкольный возраст рассматривает Е.И.Игнатьев.
Изобразительные способности изучали также Г,В,Лабунская, Н.П.Сакулина, Н.И.Стрелянова. Они рассматривали особенности выразительных средств рисунка (своеобразие линий, форм, цвета, расположения на плоскости листа), характер создаваемых детьми образов — как реалистических, так и сказочных.
Е.А.Флерина большое внимание уделяла цвету в предметном, декоративном рисунке, особенно при составлении композиции декоративного узора. А.В.Бакушинский выделяет цвет в рисунке как одно из наиболее ярких художественно-выразительных средств, обращает внимание на его орнаментальное значение при создании композиции узоров.
Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников
... на содержание и качество детских рисунков, использование разнообразных выразительных средств в них. Введение Природа ... объекты природы можно назвать красивыми и почему?”; Рисование на темы “самое красивое” и “самое ... Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт ... с детьми дидактических игр на различие оттенков одного цвета. Методы: — наблюдение; — экскурсии; — обследование; — ...
Ввиду вышесказанного, темой нашей работы была выбрана «Развитие воображения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей развития воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности, в частности с использованием нетрадиционных форм рисования.
Объект исследования — воображение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — развитие воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Цель работы — определить особенности развития воображения детей дошкольного возраста посредством использования изобразительной деятельности.
Для достижения цели исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть особенности воображения дошкольников;
— охарактеризовать развитие воображения детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной изобразительной деятельности;
— определить методические подходы к обучению дошкольников новым техникам рисования;
— провести практическую работу по развитию воображения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты воображения дошкольников и его развития
1.1 Понятие воображения
Слово воображение обозначает способность создавать новые образы, идеи и представления. В классике воображение — это способность человека на основе приобретенного ранее опыта генерировать новые идеи и предложения. Одной из разновидностей творческого воображения есть фантазия. Фантазия наиболее развита у детей, поскольку им еще не навязано мнение взрослых о новом и прекрасном, они еще могут придумать в своей голове то, чего еще нет на Земле, могут нарисовать картинку, которой еще свет не видел. Ведь их фантазия по девственному не затронута обществом потребления.
Тема воображения активно изучается не только психологами, но и бизнесменами. А все потому, что дабы придумать и воплотить в жизнь новую, работоспособную идею нужно иметь не только опыт предпринимательства, но и достаточно развитое воображение. Роль воображения в творчестве, равно как и в бизнесе просто неоценима! Художник не может нарисовать красивую картину не нарисовав ее предварительно в своем воображении.
Существует всего 5 видов воображения:
Непроизвольное воображение;
Произвольное воображение;
Игра в художественно-творческой деятельности дошкольников педагогические ...
... развития одаренности. Особенности художественной одаренности детей в дошкольном возрасте................... 11 1.2. Особенности изобразительной деятельности художественно одаренных дошкольников.............................................................................. 16 1.3. Игра в художественно–творческой деятельности дошкольников............ 20 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ...
Мечта;
Творческое воображение;
Воссоздающее (или репродуктивное) воображение [21, c. 46]
Непроизвольное или пассивное воображение — это процесс создания новых идей, форм и образов без помощи внешней среды. Суть пассивного воображения заключается в создании и соединении различных образов воедино в результате ослабления сознательной деятельности и мышления. Чаще всего подобное явление можно наблюдать во время сна и других состояний человека, при котором сознательный контроль за мыслями частично ослаблен. Именно в такое время человек может видеть то, чего нет на самом деле, то чего никогда не было и, возможно, не будет. Я думаю писатели-фантасты чаще всего черпают идеи для своих произведений именно из своих снов.
Произвольное или активное воображение, здесь в отличии от предыдущего случая, генерация и моделирование новых образов происходит при помощи волевых усилий человека. То есть, человек сознательно начинает фантазировать придумывая новые идеи или способы решения своей задачи. Этот вид воображения присущий каждому человеку, который сталкивается на работе и в повседневной жизни с решением не стандартных задач или попадает в нестандартные ситуации.
Мечта — присуща каждому. Процесс мечтания всегда приятен, но его результат — мечта, не всегда осуществим. Также вы можете прочитать в моей статье: «Mечтать полезно». Особенностью данного вида воображения являются следующие составляющие:
· Яркие образы;
· Нечеткие пути достижения;
· Сильная эмоциональная составляющая;
· Заряд бодрости и энтузиазма [28, c. 31].
Творческое воображение в целом напоминает активное воображение с той лишь разницей, все оно направлено на творчество. Целью применения творческого воображения является «творение» — создания новых и прекрасных форм, образов и идей. Вместе с проявлением творческого воображения выходят наружу и предпочтения автора, происходит раскрытие его личности.
Воссоздающее или, другими словами, репродуктивное воображение — его особенность заключается в том, что все образы строятся на ранее прочитанной или услышанной информации. Например, пенсионер никогда не пользовался интернетом, но со слов своего внука он может сформировать в своем сознании его образ.
Функции воображения:
Регулирование эмоционального состояния;
Манипулируя вымышленными образами — создание плана действий;
Представление действительности образами + возможность управления ими;
Регулирование познавательных состояний и процессов, а в частности восприятия, речи, памяти, эмоций и внимания [32].
Каждая из функций играет важную роль в жизни человека. Поэтому, значение воображения нисколько не преувеличено. Те, у кого хорошо развито воображение хорошо ориентируются в нестандартных ситуациях и при необходимости могут дать самые неожиданные и правильные пути решения задач и проблем.
1.2 Развитие воображения у дошкольников
Что хотят сказать родители о малыше, когда произносят такую фразу: «Он у вас такой выдумщик, а какой фантазер!»? В быту фантазией или воображением, как правило, принято называть всё нереальное, которое не соответствует настоящей действительности, поэтому и не имеет на практике особого значения. С точки зрения науки, воображение это такая способность представить объект, который отсутствует или реально не существует, возможность удержать его в своём сознании, и мысленно манипулируя им. За основу воображения взяты образы. Опорой образов воображения являются образы памяти, которые имеют ряд отличий. Образами памяти называют постоянные, возможно верные образы из прошлого. Часто образ воображения изменен и сильно отличаются от реальности. К примеру, если малыш рассказывает вам, что сегодня в зверинце он видел слона с длинным хоботом и огромными ушами, что всё это происходило действительно в воскресенье, это, конечно является образом памяти. Но если вдруг рассказ малыша о драконе, здесь образ воображения.
Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности ...
... выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем ... возраста в психолого-педагогической литературе 1.1 Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте творческое воображение ребенок дошкольный Воображение - это умение конструировать в уме ...
Время развития у ребёнка воображения, это ориентировочно конец второго и начало третьего года. О появлении этих образов как итоге воображения нужно судить по таким признакам, как: дети начинают с большим удовольствием слушать сказки, рассказы, умудряясь сопереживать героям. Во время таких видов деятельности, как рисование, конструирование, игра, развивается творческое и воссоздающее воображение, продуктивное и репродуктивное. Существует такая особенность, образы созданные ребёнком самостоятельно существовать не будут. Для них необходима, какая то наружная опора в их деятельности. Например, ребёнок во время игры хочет создать образ какого-нибудь человека, и он берёт эту роль себе, действуя в этой, созданной, воображаемой ситуации. На развитие творческого воображения, немалое значение оказывает так же словотворчество малыша. Очень часто маленькие дети без всякой помощи и подсказки сочиняют считалки, сказки, дразнилки и т.д. Обычно в младшем, да ещё и в среднем возрасте, словотворчество дошкольника сопровождается внешними действиями ребёнка. И уже в старшем дошкольном возрасте это творчество делается самостоятельным от внешней деятельности [33, c. 66].
Воображение лежит в основе жизни малыша. Ведь это и полет фантазии, вместе с бурей эмоций, и способ познания мира, где сняты пространственные и временные ограничения. Используя воображение, вы можете перелететь в будущее и прошлое, представите и создадите то, чего нет сейчас в реальной жизни. Всё это расширит ваш мир возможностей, вдохновит на творчество и познание.
Развитие образного мышления у дошкольника.
На занятиях, которые проводят с детьми дошкольного возраста — играх, рисовании, конструировании из разных предметов, кубиков — перед дошкольником всё время всплывают всё новые задачи, которые требуют представлять ему что-то в уме. Именно поэтому у ребёнка начинает развиваться образное мышление. Такое мышление становится основой для создания логического, словесного мышления, в последствии оно понадобится для успешного усвоения большинства школьных дисциплин.
Мир, который окружает ребенка, подкидывает с каждым новым годом всё сложнее и сложнее задачи, и для решения таких задач, уже мало всего лишь слышать, видеть, чувствовать, но очень важно уже выделять определённые связи и отношения между определёнными явлениями.
« Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития ...
... развития детей дошкольного возраста». В данной работе раскрывается значение театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста, ее роль в эмоциональном развитии детей. Объект исследования: эмоциональное развитие детей . Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство эмоционального развития детей ... нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, ...
Проявление любопытства становятся нормальным сопровождением процесса взросления малыша. Для самостоятельного ответа на многие вопросы ребенку нужно обращаться к работе мышления. Как раз, при помощи мышления вы получаете разные знания, те которые не дают нам органы чувств. Можно отнести мышление к данным ощущениям и восприятий, которые сопоставляют, различают и раскрывают отношения между происходящими окружающими явлениями. Окончательный результат мышления, это мысль, которая выражается в слове.
Мышление ребёнка, точно, так как и остальные познавательные процессы, имеет свои особенности. К примеру, малышу в среднем дошкольном возрасте на прогулке около речки можно задавать подобные вопросы:
— Витя, а почему плавают по воде листики?
— Потому что листья легкие и маленькие.
Дошкольники данного возраста не могут пока еще выделить существенные связи в явлениях предметах и делать из этого обобщающие заключения. На всём протяжении этого возраста мышление ребенка постоянно меняется. Это, конечно же, выражается в первую очередь и в том, что малыш овладевает всё более новыми и удобными способами мышления, а также и умственными поступками. Его развитие происходит этапами, и каждый прошлый уровень просто необходим для последующего этапа. Мышление развивается, переходя от наглядно — действенного к образному. После этого на основе уже созданного образного мышления, постепенно начинает развиваться образно-схематическое мышление, которое представлено промежуточным этапом между такими мышлениями, как образным и логическим. При помощи образно-схематического мышления можно установить отношения и связи между предметами, а так же их свойствами [32, c. 13].
Как правило, к поступлению в школу образное мышление ребёнка доходит до достаточно высокого уровня. Но это не означает, что больше можно не переживать о его дальнейшем развитии. Вовсе оно ещё не завершено. Занятия, проводимые с дошкольником, будут полезны и в школе.
1.3 Развитие воображения детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной изобразительной деятельности
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественных скачек в своем психическом развитии.
Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.
Как отмечает Л.С.Выготский творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта. Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. В этом смысле воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не видел. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием развития почти всякой умственной деятельности человека [13].
Программа «Развитие» направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей. Однако данные психологических диагностик выявляют низкий уровень развития воображения детей нашего детского сада.
Развитие воображения в первую очередь зависит от наблюдательности ребенка, его умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное.
В последнее время в практике дошкольного образования наметилась тенденция к раннему интеллектуальному развитию детей. Воспитатели все больше внимания уделяют обучению, а не развитию и воспитанию. Однако многочисленные исследования доказали, что маленький ребенок формируется в специфических детских видах деятельности — игре, лепке, аппликации, конструировании и др. Здесь он самовыражается, решает поставленные им же самим задачи. Посредством этой деятельности у него вырабатываются важнейшие качества — произвольность, контроль, то есть все то, что ему потом пригодится в школе. Поэтому так важно обращать особое внимание базисным вещам — развитию воображения, образного мышления, творческого начала, инициативности, активности, сопереживания и т.п.
Чем меньше будет у взрослых желание стремиться дать специализацию с самого раннего возраста ребенка, чем больше мы будем заниматься его общим развитием, способностью ориентироваться в природе, обществе, изобразительной деятельности, используя при этом самые разные материалы и способы, чем больше у него будет средств самовыражения, и тем более творческим человеком он станет, и тем лучше сформируются у него общие способности.
Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности — играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляет ему изобразительное творчество.
В основная задача состоит в том, чтобы привлечь детей к рисованию и лепке.
Главное — воспитать интерес к изобразительной деятельности, желание испробовать свои силы, привить навыки определенного поведения в процессе занятия и обращения с материалами.
Нетрадиционная техника изобразительной деятельности не исчерпывается средствами перечисленными в данной работе. Главное, чтобы дети поняли, что все в их окружении может иметь необычное проявление. Нужно только не бояться и экспериментировать, учить создавать что-то новое, необычное, не похожее ни на чье другое. В ходе проводимой работы оказалось возможным активизировать продуктивное воображение детей путем специального обучения, направленного на развитие возможности использования специфических для младших дошкольников средств воображения.
1.4 Обучение дошкольников новым техникам рисования
Развитию творческого воображения дошкольников способствуют занятия-упражнения. Их задача — научить детей разной технике. Здесь не нужно ставить задачу создавать образ, не навязывать технику. Ребенок выберет их сам. Главное здесь — овладение разными приемами и системами изображения. Занятия-упражнения проводятся игровым методом уже с младшей группы. Взрослый предлагает предмет, образ, вещь, а дети воспроизводят их каждый по-своему.
Для развития воображения можно предлагать детям рисовать следующие темы: «Радость», «Страх», «Счастье», «Я веселый», «Я грустный», «Рисуем музыку» (марш, вальс, галоп), «Рисуем песенку пчелы (шмеля, жука), «Рисуем удары сердца (пульса)»…
Развивая воображение, мы покажем детям роль линии в создании образа. Необходимо поощрять стремление рисовать то, что нравится, что окружает, поощрять инициативу, самостоятельность.
С тех пор, как в практику работы дошкольных учреждений входит ТРИЗ, можно говорить о несколько необычных и в то же время интересных способах изображения.
Одним из наиболее интересных, красочных и изобретательных способов является монотипия. Для ее решения надо иметь фотобумагу или любую другую (чем качественнее бумага, тем качественнее изображение), акварельные краски, мыло, кисти или зубные щетки, воду, стеклянные или пластиковые пластины. Они могут быть любой формы и размера.
Методика работы:
На стеклянную (пластиковую) основу при помощи краски, воды, мыла кистью или зубной щеткой наносится акварель. Лист бумаги накладывается сверху и делается оттиск пальцами, ладошкой или тампоном. На полученном изображении можно дорисовать нужные детали или оставить рисунок как есть. Высушенную работу оформить в рамочку.
Пальцевая живопись. Рисунок наносится пальцами (одним или несколькими), а также ладошкой. Бумага используется любая, краска — любая. Если работать ладошкой, то краска наливается в плоскую посуду, а вода — в плоские розетки или в банки.
Условие: каждый палец набирает одну определенную краску. Благодаря этому, изображение получается чистым и ярким. В группе «Малыши» пальцевую живопись хорошо использовать для рисования на темы: «Украшение платья», «Заячьи следы», «Свет в окошках», «Зажглись огоньки на елках», «Снег идет», «Заборчики» «Травка», «Цветы» и др.
Рисование свечой. Можно рисовать на бумаге. После изображения свечой нанести цветную тушь. Рисунок проявляется на цветном фоне.
Рисование на влажной поверхности. На мокром листе бумаги пальцем, толстой кистью, губкой или зубной щеткой наносите рисунок. Когда высохнет, сделать необходимую прорисовку деталей. Этим способом можно рисовать и на ткани. Темы: «Город в тумане», «Мне приснился сон», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и др. [4]
Коллаж. Это сочетание аппликации и рисования. Коллаж может быть гладким и объемным. Для его выполнения используются бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал. Работы оформляются в объемную рамку. Можно прорисовать детали. Например, сделав голову животного или человека объемной из одноцветной ткани, можно нарисовать мордочку, лицо, а волосы или мех наклеить из нитей, меха, войлока и т.д.
Рисование из тюбика. Краска наносится нажатием на тубу, при этом надо уметь регулировать струю. В тубе можно сделать несколько отверстий иголкой, чтобы струек было несколько.
Поролоновые рисунки. Делается оттиск маленькими поролоновыми фигурками, которые предварительно обмакивают в краску. Сначала рисунки будут хаотичными. Затем они превратятся в орнамент, что поможет ребенку оценивать пространственные ориентиры.
«Кляксография». На бумагу или влажную ткань капаем кистью жидкую гуашевую краску. Из полученной капли можно выдуть желаемый предмет; можно сложить лист или ткань пополам, чтобы клякса отпечаталась на противоположной стороне листа, а потом дорисовать недостающие детали. Для выдувания использовать любую трубочку или дуть без нее, поворачивая лист, или ходить вокруг листа.
Рисование на копировальной бумаге. Копировка кладется на белый лист бумаги. Рисунок выполняется ногтем, пальцем, гусиным пером, использованным стержнем, острой палочкой и т.д. Копировка может быть разного цвета.
Рисуем точками. Кистью, пальцем, фломастером, карандашом, углем, пастелью выполняется рисунок, состоящий из одних отдельных точек. Лучше выполнять в цвете, чтобы четче проступало изображение.
Рисование на бересте. Рисуем на очень старой бересте. На ней остается вся настоящая фактура, а мы можем подрисовать, добавить, где-то оживить в цвете. Затем кладем работу под гнет и обрамляем рамочкой.
Рисование на восковой основе (граттаж).
На лист бумаги ватным тампоном или широкой кистью по всей поверхности наносится гуашь разного цвета. После высыхания гуашь покрывается воском или парафином. Для этого натираем лист свечой. Парафиновая поверхность заливается тушью. (Тушь плохо ложится на восковую или парафиновую поверхность, поэтому надо применить усердие и силу воли.) После того, как тушь высохнет, еще раз нанести восковую подкладку. Теперь можно рисовать на ней любым острым предметом (перо ученическое, стержень, спица, толстый гвоздь, гусиное перо и др.).
Помните, что детей нужно научить разной технике, но не заставлять в ней работать.
Глава 2. Практический анализ эффективности использования изобразительной деятельности для развития воображения дошкольников
2.1 Оценка творческого воображения дошкольников
Практический эксперимент был проведен нами в группе детского сада № ___ нашего города. В эксперименте приняло участие 21 человек.
Показатели развития творческого воображения дошкольников, которые
*компетентность (эстетическая)
*творческая активность
*эмоциональность
*креативность
*произвольность и свобода поведения
*инициативность
*самостоятельность и ответственность
*способность к самооценке
Всего мы включаем уровень развитости воображения 8 вышеуказанных показателей. В соответствии с этими показателями мы выделили 3 уровня развитости воображения у дошкольников.
Высокий уровень — 6-8 показателей
Средний уровень — 4-5 показателей
Низкий уровень — 1-3 показателя.
Мы попросили нарисовать детей птичку. Результаты их рисования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уровень развития воображения на констатирующем этапе.
Ф.И.ребенка |
Уровень воображения |
|
1. Егор А. |
Высокий |
|
2. Дима Р. |
Средний |
|
3. Никита Ш. |
Высокий |
|
4. Олег А. |
Средний |
|
5. Миша И. |
Средний |
|
6. Настя П. |
Средний |
|
7.Паша П. |
Низкий |
|
8. Эдик Н. |
Низкий |
|
9. Саша Н. |
Низкий |
|
10. Настя Е. |
Средний |
|
11. Витя Л. |
Средний |
|
12. Тамара У. |
Низкий |
|
13. Даша И |
Низкий |
|
14. Никита П. |
Низкий |
|
15. Полина В. |
Средний |
|
16. Вика Ц. |
Средний |
|
17. Дима В. |
Средний |
|
18. Катя О. |
Высокий |
|
19. Диана С. |
Высокий |
|
20. Настя С. |
Средний |
|
21. Рома Л. |
Низкий |
|
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости проведения соответствующей работы по развитию воображения у дошкольников, ведь только у 4 из 21 ребят был зафиксирован высокий уровень развития воображения.
Вышеуказанные результаты доказали необходимость проведения практической работы по развитию воображения детей посредством изобразительной деятельности.
Особое внимание необходимо уделять анализу детских работ. Творческие работы носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и детей. Роль педагога состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу. Тактичные направляющие вопросы педагога позволяют детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы. Создавая и сравнивая свои работы, дети задумываются о том, что радость и грусть бывают разные, что все мы разные и должны учиться понимать друг друга. В том числе и через свои рисунки.
2.2 Развитие креативных изобразительных способностей дошкольников
Творческое отношение к явлениям окружающей действительности включает эстетический компонент, так как все, что рез его эмоции, ребенок воспринимает, проходит через его эмоции, чувства, переживания. В творчестве он выражает свою личностную позицию, свое «Я».
Развитие творчества ребенка обеспечивают восприятия, единство воображения и художественно-образного мышления, творческое воображение.
Изобразительное творчество ребенка невозможно также без развития специальных изобразительных способностей — чувства цвета, формы, композиции: способности «ручной умелости» (владения техникой).
Формирование ручной умелости как важной для изобразительной деятельности способности Т.С.Комарова рассматривает в связи с процессом создания изображения, образа и утверждает, что нельзя их сводить к простым или более сложным упражнениям. Как указывает исследователь, различные навыки, входящие в технику рисования, по-разному комплексируються в умения и играют важную роль в освоении изображения. «Ручная умелость» как один их компонентов изобразительной деятельности направлена в основном на формирование сенсомоторной способности к рисованию (регуляции рисовальных движений), что дает возможность рассматривать это умение в аспекте обучения детей средствам художественно-образной выразительности в разных видах деятельности.
Нами были проведены следующие занятия с ребятами, направленные на развитие воображения.
Конспекты занятия по рисованию.
«Любимые краски»
Задачи:Вызывать интерес к изобразительному материалу, стимулировать инициативные познавательные действия к ним, совершенствовать сенсорные ориентировки в цвете, стимулировать появление изобразительных действий по замыслу.
Материал:Листы бумаги формата А3, тонированные в разные цвета, пальчиковые краски разных цветов, разноцветные круги, разложенные в виде дорожки.
Ход занятия:Воспитатель обращает внимание детей на дорожку: «Ребята, смотрите какая дорожка. А куда она ведет? Давайте по ней пройдем». (Дети проходят по дорожке и садятся за стол, на котором разложены тонированные листы бумаги).
Педагог предлагает каждому ребенку выбрать понравившийся ему лист. Воспитатель говорит: «Ребята, сейчас наши ножки шли по дорожке, а теперь пошагают пусть ладошки — нарисуют здесь дорожки». Педагог предлагает детям выбрать краску, называет ее: «Ты выбрал желтую краску, у тебя будет желтая дорожка». В ходе занятия воспитатель обращает внимание, что отпечатки можно делать рядом друг с другом, а можно на расстоянии — получаются разные дорожки; хвалит детей.
В конце занятия воспитатель предлагает выложить рисунки в одну дорожку. Спрашивает у детей, какого цвета его дорожка, исправляет, если цвет называют неверно. Когда рисунки высохнут, дети могут поиграть — куклы или зверюшки гуляют по дорожкам.
Конспект занятия по рисованию.
«Замечательные пятнышки»
Задачи:Вызывать интерес к изобразительному материалу, создавать условия для возникновения интереса к изобразительной деятельности взрослых, вызывать желание подражать им, стимулировать появление изобразительных действий по замыслу.
Материалы:Листы формата А3, тонированные в один цвет, «пальчиковые» краски, игрушка — зайчик.
Ход работы:Воспитатель привлекает внимание детей, показывая корзинку: «Ребята, смотрите какая корзинка». (Заглядывает) «Ой, а кто же в ней спрятался»? Постепенно достает игрушку — зайца. «Зайка, почему ты дрожишь? Ты боишься лисички»? (Зайка кивает).
«Не бойся, ведь, ты умеешь быстро прыгать. Ну-ка, покажи! (Зайчик весело прыгает).
Зайка подбегает к баночкам с краской. Педагог говорит: «Зайка, а это краски: «Зайка, а это краски: желтая, красная, зеленая, синяя». Опускай пальцы в краску: «Знаешь, мои пальчики тоже умеют «прыгать», смотри: раз, два, три». (Делай несколько отпечатков на листе).
«Ребята, смотрите, какие замечательные пятнышки получались. Выберите себе краску и пусть ваши пальчики тоже «попрыгают».
Дети выбирают краску и повторяют действия педагога. В конце занятия воспитатель приглашает зайчику посмотреть, какие получились пятнышки. Зайка хвалит детей, отмечает особенности рисунка каждого ребенка.
«Путешествие вглубь картины»
Чтобы занятие прошло ярко, на высоком эмоциональном подъеме, я предлагаю детям отправиться в путешествие в пространство картины.
Вот, к примеру, репродукция с изображением дремучего леса.
Сначала мы с детьми решаем, на чем будем путешествовать (выбираем какое-нибудь сказочное приспособление), что возьмем с собой.
Затем мы фантазируем, что может встретиться нам в таком лесу. Дети предлагают: в самой чаще живет Хозяин Леса. Мы придумываем, как он может выглядеть, чем занимается, когда спит, что ест.» Какой цвет является для него любимым и почему?
Затем мы обсуждаем, какие звери, птицы могут жить в такой чаще, какие чувства испытывает человек, оказавшись в глубине леса?
После этого можно нарисовать собственную картину под названием «В чаще старого леса».
Между делом я сообщаю детям, что пространство картины, расположенное ближе к нам, лучше изображать в теплых тонах, а все, что располагается вдали, — в более холодных.
Для лучшего усвоения этого правила можно прочитать детям стихотворение:
Я черной, черной краской Рисую черный лес.
Он мрачный и опасный, Мой лес колючий весь!
В нем спят сухие елки,
В нем дремлет черный пень.
В нем хмуро бродят волки, И то не каждый день.
Но я зеленой краской Исправлю мрачный вид.
И в шумный ельник сразу Синица прилетит.
И зажурчит меж елок Прозрачная река,
И встанет на пригорок Избушка лесника.
Взойдут из-под осины Грибы-боровики…
Хватай скорей корзины И прямо по тропинке
В рисунок мой беги! (Л.Кузьмин)
Занятия живописью предполагают знакомство детей со свойствами красок, со смешиванием цветов. Дети учатся получать составные цвета из основных, а также получать различные цветовые оттенки.
Помогите осени — разукрасьте листья
Вот так можно начать знакомство со смешанными цветами.
Дети обнаруживают гирлянды из осенних листьев, но белых (силуэты).
Это осенний дождь смыл все краски, но если дети хотят, листья можно опять сделать красивыми. Ребят ожидает еще один сюрприз — исчезли некоторые краски.
Что делать? Воспитатель напоминает: у художника тоже иногда не бы-ва’ет краски нужного цвета, и тогда он «делает» ее сам.
Для этого нужна палитра. Воспитатель разводит в одном стакане с водой синюю краску, в другом желтую, а в третьем — немного той и другой краски. Получается вода зеленого цвета. Дети могут попробовать повторить этот опыт.
Но для рисования нужно смешивать краски не в воде, а на палитре. Это сложнее, чем делать цветную воду. Результат зависит от того, сколько взять краски каждого цвета, хорошо ли промыта кисточка. Воспитатель предлагает подумать: какая краска получится, если смешать красную и желтую краски.
Дети пробуют смешивать краски на палитре, затем приступают к рисованию.
«Мир рисуем многоцветным»
А этот фрагмент может стать началом в освоении получения различных цветовых оттенков.
Нам пришло письмо от девочки по имени Оля.
«Здравствуйте, дорогие ребята. Недавно по телевизору я увидела страну Рисовандию. Там было так красиво, все предметы, растения, животные такого необычного цвета! Может быть, вы подскажете, где найти такие краски?»
Педагог предлагает детям помочь Оле и объясняет: один и тот же цвет может иметь разные оттенки.
Вот белая краска. Выложим ее на палитру. Добавим в белое пятнышко чуть-чуть красной краски: получается бледно-розовый цвет. А если добавить еще немного красного, получится ярко-розовый оттенок. Так же можно получить оттенки любых других цветов.
Для чего нужно создавать разные цветовые оттенки? Для того, чтобы точнее и интереснее передать окружающий мир. Ведь небо не всегда бывает только голубым или только синим. А листья? А ствол дерева? Если вглядеться, они многокрасочны.
Данные занятия способствовали развитию воображения у детей. Они стали больше экспериментировать с цветом и формой в своих рисунках.
Ниже в таблице 2 представлены результаты формирующего эксперимента.
Таблица 2. Уровень воображения на формирующем этапе.
Ф.И.ребенка |
Уровень воображения |
|
1. Егор А. |
Высокий |
|
2. Дима Р. |
Средний |
|
3. Никита Ш. |
Высокий |
|
4. Олег А. |
Высокий |
|
5. Миша И. |
Высокий |
|
6. Настя П. |
Средний |
|
7.Паша П. |
Средний |
|
8. Эдик Н. |
Средний |
|
9. Саша Н. |
Низкий |
|
10. Настя Е. |
Средний |
|
11. Витя Л. |
Средний |
|
12. Тамара У. |
Средний |
|
13. Даша И |
Низкий |
|
14. Никита П. |
Низкий |
|
15. Полина В. |
Средний |
|
16. Вика Ц. |
Средний |
|
17. Дима В. |
Средний |
|
18. Катя О. |
Высокий |
|
19. Диана С. |
Высокий |
|
20. Настя С. |
Средний |
|
21. Рома Л. |
Средний |
|
По данным таблицы видно, что количество детей с высоким уровнем воображения увеличилось до 6, а с низким сократилось до 3. У остальных 12 детей из 21 был зафиксирован средний уровень воображения.
2.3 Анализ проведенной практической работы по развитию воображения дошкольников
На финальном этапе проведения нами экспериментальной работы мы провели повторное тестирование ребят (рисунок птицы), результаты которого представлены ниже в таблице 3.
Таблица 3. Уровень воображения на контрольном этапе.
Ф.И.ребенка |
Уровень воображения |
|
1. Егор А. |
Высокий |
|
2. Дима Р. |
Высокий |
|
3. Никита Ш. |
Высокий |
|
4. Олег А. |
Высокий |
|
5. Миша И. |
Высокий |
|
6. Настя П. |
Средний |
|
7.Паша П. |
Высокий |
|
8. Эдик Н. |
Средний |
|
9. Саша Н. |
Средний |
|
10. Настя Е. |
Средний |
|
11. Витя Л. |
Средний |
|
12. Тамара У. |
Средний |
|
13. Даша И |
Средний |
|
14. Никита П. |
Средний |
|
15. Полина В. |
Средний |
|
16. Вика Ц. |
Высокий |
|
17. Дима В. |
Средний |
|
18. Катя О. |
Высокий |
|
19. Диана С. |
Высокий |
|
20. Настя С. |
Средний |
|
21. Рома Л. |
Средний |
|
Для наглядной демонстрации результатов проведенной нами практической работы нами была составлена диаграмма 1, представленная ниже.
Диаграмма 1.Сравнение уровней орфографических знаний на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
На наших занятиях мы не только развивали воображение и творческие возможности детей, но и обогащали и расширяли художественный опыт детей, побуждая детей экспериментировать, поддерживали и поощряли творческие находки дошкольников.
Контрольный просмотр работ дошкольников подтвердил эффективность проведенных нами занятий, показав повышение уровня воображения у детей группы.
Предложенная программа положительно влияет на развитие воображения дошкольников. Воспитанники научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.
В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения — произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены.
Присутствует творческая переработка представлений.
Итак, развитие специальных изобразительных способностей помогает ребенку свободно проявлять индивидуальность в творчестве. От степени развитости чувства цвета, формы, композиции зависит процесс создания художественного образа, его выразительности. Цветовой колорит, гармония красок, оригинальность очертаний линий, форм, силуэтов, разнообразие композиционного построения в декоративных и сюжетных работах придают индивидуальность детским рисункам, лепке, аппликации. Мы полагаем, что детское творчество надо рассматривать как универсальную способность, которая обеспечивает различие личности ребенка. Создание благоприятных педагогических условий будет способствовать этому процессу.
Заключение
Изменения, происходящие в настоящее время в системе как школьного, так и дошкольного образования, выдвигают новые требования, среди которых главными являются развитие способностей. Происходит переориентировка направленности образования от узко прагматических задач формирования знаний, умений, навыков к развитию творческих способностей, разработки путей такого развития на всех возрастных этапах. В этом плане особую активность представляет проблема развития творческих способностей в период дошкольного детства.
Творчество — одна из наиболее содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных детских деятельностей.
Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно — творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности. Проводя эту работу, у детей повышается уровень творческого воображения. Дети очень охотно включаются в игровые ситуации, у них повышается интерес к рисованию, творческому воображению.
Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям (конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение оказывалось на более высоком уровне развития.
Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности заданий. Занятия с детьми могут проводиться как фронтально, так и малыми группами (4 — 6 человек) или же индивидуально. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базы воображения, а также развитие и активизация речи, обучение детей комбинированию и перекомбинированию имеющихся образов и представлений и приемам оперирования ими для развития собственно воображения.
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов /Г.С.Абрамова. — М.:Просвещение, 2003.- С.123.
2. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии: Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А. Селюцкий.- Петрозаводск: Карелия, 1991.- С. 237-303.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.:Просвещение, 2005. — С.56.
4. Боровик О.В. Развиваем воображение /Л.И.Божович// Дошкольное образование. -2001. — №1. — С.23.
5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии /Л.С.Выготский.- СПб.: Питер, 2003.- 123 с.
6. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества /А.Я.Дудецкий.- Смоленск, 2004. — С.214.
7. Дьяченко, О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей /О.Дьяченко// Дошкольное воспитание. -2003. -№8. — С.24.
8. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника /О.М.Дьяченко. — М.:Просвещение, 2008. — С.79.
9. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей /О.М.Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. — С.32.
10. Ермолаева, М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе) /М.В.Ермолаева, И.Г.Ерофеева. — М.:Просвещение, 2002. — С.123.
11. Запорожец, А.В., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов /А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин. — М.:Просвещение, 2004. — С.70.
12. Кириллова Г.Д. Реалистические тенденции в воображении детей /Г.Кириллова// Дошкольное воспитание. -2001. -№12. — С.26.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика /С.А.Козлова, Т.А.Куликова. — М.:Просвещение, 2000. — С.41.
14. Коломенский, Я.Л., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста /Я.Л.Коломенский, Е.А.Панько. — М.:Просвещение, 2003. — С.123.
15. Коршунова Л. С., Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения./Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. — М. 1989.
16. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 12.
17. Кравцова, Е. Развитие воображения /Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. — С.17.
18. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе /Е.Е.Кравцова. — М.:Просвещение, 2001. — С.66.
19. Крутецкий, В.А. Психология /В.А.Крутецкий. — М.:Просвещение, 2006. — С.278.
20. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. — 2001. — №5.
21. Лебедев В. Миры воображения: Руководство по интерактивной имагогике. — М.: Ин-т Психотерапии, 2002. — 229 с.
22. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 — 108.
23. Люблинская, А.А. Детская психология /А.А.Люблинская. — М.:Просвещение, 2001. — С.43.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С.Мухина. — М.:Просвещение, 2002. — С.314.
25. Найссер У. Познание и реальность. — М. 1981. /Воображение и память: 141 — 165/.
26. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии /Р.С.Немов. — М.:Просвещение, 2005. — С.342.
27. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования /Р.С.Немов. — М.:Просвещение, 2003. — С.63.
28. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. — М. 1990. /Представление и воображение: 80 — 100/.
29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология Л.Ф.Обухова. — М.:Просвещение, 2004. — С.66.
30. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы /Л.Ф.Обухова. — М.:Просвещение, 2004. — С.25.
31. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. — М.:Просвещение, 2006. — С.123.
32. Палагина, Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике /Н.Н.Палагина// Вопросы психологии.- 2007.-№6. — С.13.
33. Пороцкая, Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения /Е.Пороцкая// Дошкольное воспитание. -2004.- №9. — С.66.
34. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. — М.:Просвещение, 2000. — С.62.
35. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада /Т.А.Репина. — М.:Просвещение, 2003. — С.123.
Размещено на