Развитие психики человека и животного Снезапамятных врем н человек замечал различия в строении и поведении животных,умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живутсовсем другой жизнью, они не похожи на людей как внешне, так и по их поведению.Вероятно, основываясь на этом уч ными до середины 17 века полностью отрицаласьобщность человека и животного.С развитием медицины и анатомии в 18 векеобщность анатомического строения была признана. Общность психики же отрицали до19 века. В ч м же дело? Прежде всего, какова история развития психики человекаи животного.
Психика- свойство высокоорганизованной материи мозга субъективно отражатьдействительность. Каки всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, покоторым это развитие происходило.Развитие было долгим, оно приошло длинныйпуть от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных.Существуют 2 истории развития психики 1 филогинез -историческое развитие охватыет весь процесс эвалюции вида, более глобальная 2 онтогинез -развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая дляопредел нной особи Рассмотримисторические ступени развития психики.
Психика развивается по биологическимзаконам, т.е. развитие ид т по ступеням усовершенствования. Элементарнаясенсорная психика. Этот первый этап развития психики представил русскийпсихолог А.Н.Леонтьев.Как представляется мир для нас с вами? Мы еговидим как совокупность различных предметов и их отношений друг к другу.
Аживотные, обладающие элементарной сенсорной психикой представляют мир лишь ввиде таких и только таких свойств и элементов, от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненныхпотребностей. Нанизшем этапе эволюции такому уровню отражения действительности сетевидная как у кишечнополостных нервная система, а на высшем — ганглиозная узловая, как у насекомых . В качестве примера рассмотрим поведение паука.Напервый взгляд оно кажется наблюдателю настолько осмысленным и совершенным паукплет т паутину, терпеливо поджидает жертву, опутывает е и затем съедает , чтоприходится лишь восхищается его способностям.
Но эту точку зрения легкоопровергнуть. Бросим в паутину маленький камушек. Паук, почувствовав вибрациюсети, немедленно отправляется к жертве , опутывает е паутиной и пытаетсясъесть.Этот опыт можно продолжать до бесконечности — пока камушки или что-тоиное вызывает колебания паутины, паук каждый раз будет искать жертву ипытаться с ней расправиться.
Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных
... человеческого общества Какие науки изучают зачатки мышления у животных. Как сочетаются методы наблюдения и эксперимента в изучении психики животных? Какие авторы исследовали орудийную деятельность приматов Кто ... внутренних побуждений зависит интенсивность и характер коммуникативных сигналов? Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза Этологи о роли врожденного и ...
Мы наблюдаем абсолютно бессмысленное поведениепаука. Т.е. психика паука работает по элементарной схеме в ответ на конкретныйраздражитель непосредственно следует конкретная реакция, специально запрограммированная для ответа на этот раздражитель. Здесь мы имеем дело синстинктивным поведением, которое зародилось на этом этапе развития и являетсядля него основным. Перцептивная воспринимающая психика.На этой стадии животные видят мир в форме образовцелостных вещей и их соотношений друг к другу.
Этот уровень развития требуетдостаточного развития центральной нервной системы. Наряду с инстинктами,основную роль начинают играть определ нные навыки, усвоенные в период жизниособи. На высших этапах развития можно уже говорить о простейшем интеллекте. Инстинкты. На данном ипредыдущем этапах они играют определяющую роль в поведении животного.Какими бысложными не казались нам инстинкты, их основной и неисправимый недостаток втом, что срабатывают они талько тогда, когда соблюдены в определ нном порядкевсе внешние условия.
Животные не могут рассмотреть и среагировать на целостнуюситуацию, они способны произвести элементарный анализ отдельных е элементов. Взависимости от результата активизируются инстинкты. Инстинкт- автоматическое поведение, целесообразное в определ нных условиях. Навыки.Известно, что инстинкты основаны на безусловных рефлексах. Навыки жеосновываются на приобретенных, условных рефлексах.Окружающая среда постоянноподбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для их решения нужнодобавить к встроенным в психику программам новые, выученные, основанные на собственном жизненном опыте.Навыки позволяют значительно расширить спектр ситуаций, на которые животноеможет более или менее успешно реагировать.
Но и навыки не лишены недостатков.Животные приобретают их слишком медленно, за это время ситуация может изменятсямногократно и животным прид тся переучиваться.А если такой возможности непредставится — смерть. Интеллект.Как выглядит интеллектуальное поведение обезьян очень наглядно описал немецкийуч ный В.Келер. Опыты, провед нные им неоднократно повторялись, уточнялись исовершенствовались, поэтому их результаты достаточно точны и серь зных сомненийне вызывают.
Итак,на потолке клетки с шимпанзе подвешен банан так, что шимпанзе не может никакдотянуться или допрыгнуть до банана. Она довольно быстро прекращает бесплодныепопытки и пытается найти другой способ решения поставленной задачи.В клеткеимеется ящик. Подумав, обезьяна переставляет ящик под банан, взбирается на негои с л гкостью доста т пищу. Проведено большое количество подобных опытов, вовсех случаях мы наблюдаем одну и ту же концепцию рассудочного поведения 1 отсутствие длительных безрезультатныхдействий 2 после обнаружения верного решения вся операцияпроходит как единый целостныйакт 3 найденное решение потом всегда применяется ваналогичных случаях 4 животные действуют подобным образом не толькона экспериментах, но и в их естественных условиях Леонтьевназвал такую деятельность двухвазной сначала ид т процесс подготовления 1фаза , затем процесс осуществления 2 фаза . Этим подтверждается выводЛеонтьева и Фабрина о том, что уровень развития психики можно определять поуровню развития органов манипулирования с предметами.
Связь психики и поведения у животных
... поведение животных и человека. Прежде чем начать говорить о связи психики и поведения у животных, стоит коротко обозначить Понятия психики и поведения животных Психика животных ... развитие два направления психической деятельности животных локомоционное и манипуляционное по К. Э. Фабри. Итак, становится понятным то, что психика и поведение у животных неотделимы друг от друга. Следовательно, психику ...
Естественно, что шимпанзес более развитыми передними конечностями гораздо быстрее додумается применитьпредмет для осуществления своей цели, чем суслик, собака или лошадь. Главныеотличия даже самых сообразительных обезьян от первобытных людей состоит вследующем 1 животные используют орудия, случайнопопавшиеся на глаза 2 они не предвидят и не планируют ихиспользование в будущем 3 использованное в данной сутуации орудие теряетвсякое значение в любой другой ситуации 4 животные не сохраняют использованных орудий, они лишьнакапливают навыки пользования ими Итак, остановимся наэтом при анализе развития психики животного. Можно сделать вывод, что дажесамая наисообразительнейшая обезьяна никогда во всяком случае в обозримомбудущем не смастерит себе ножа, не будет носить его с собой и не построит дом.Т.е. ни одна обезьяна не станет человеком и из-за несовершенства развитиянервной системы и психики не приблизится сколько-нибудь заметно к уровнюразвития человека.
Это, с моей точки зрения, ставит под сомнение теорию Дарвинао происхождении человека от обезьяны.
Но, верн мся к развитию психики человека.Хотя возникновениечеловеческой психики является частью развития животного мира, психика человекасущественно отличается от психики животного.
Ведущую роль в развитиичеловеческой психики играют не биологические, а социально-общественныезакономерности.
Здесь мы подошли к самому важному вопросу как возникла высшаяформа отражения действительности — селовеческое сознание. Сознание — высшаяинтегрирующая форма психики, результат исторических условий, сформированный припостоянном общении с другими людьми и труде.Важнейшим условиемпоявления человека разумного был стадный образ жизни.Это и дало точлок кразвитию сознания и мышления — высших форм понимания, осмысления и отражениядействительности.
В первобытном человеческом стаде человек получил возможностьтрудиться и общаться с себе подобными.Это дало возможность передать однаждыпреобрет нный опыт от одной особи к другой, в то время как ни одно животное необучает целенаправленно других животных тому, что научилось делать само. Уживотных из поколения в поколение передавались лишь инстинкты, навыки жеприходилось приобретать самим.
В человеческом стаде потомки усваивали навыкипредков, таким образом они смогли развиваться вс быстрее и быстрее, и вместе сих развитием развивался их интеллект, мышление, сознание. В частности, развитиюмышления способствовало развитие в результате постоянного труда членораздельнойречи. Появление исовершенствование труда повлекло и другие изменения в человеческой психики дляуспешного труда человек должен поставит себе цель, представлять конечныйрезультат.Так развиваются воля, обостряется память.
В процессе труда человекработает какими-то частями своего тела, конечностями — развивается точнаякоординация двидений, внимание, зоркость.Таким образом, врезультате непрерывного и долговременного труда выковывались все без исключениястороны психики человека. Все перечисленные процессы стали контролироватьсясознанием, стали сознательными и управляемыми.Итак, именно труд создал человека, выделил его изживотного мира и возвысил над животным царством.
Развитие психики человека и животных
... животное – спрятать инструмент, чтобы достать его при необходимости. Пользование инструментом в процессе труда – явление четвертого уровня психического отражения – сознания.Этот уровень свойственен только психике человека. ... внимания, памяти, мышления, воображения. Познавательные процессы отражают в сознании человека пространственно-временные проявления окружающего мира. Понимание и сочувствие ...