Тема 1. Диагностика эмоциональной сферы.
I. Основные теоретические положения.
1. Характеристика эмоциональной сферы личности.
Эмоциональная сфера личности представлена особым классом субъективных психических процессов и состояний, в которых отражается отношение человека к окружающей действительности и к самому себе в форме переживаний.
Эмоциональную сферу составляют
- собственно эмоции
- чувства
- настроение
- аффект
- страсть
- стресс
- фрустрация
2. Эмоции
Эмоция (в узком смысле слова) – это психический процесс, в котором отражается непосредственное, временное, субъективное переживание.
Три составляющие эмоций
- мимическое выражение
- физиологическая реакция
- субъективное переживание
Мимическое выражение, сопровождающее эмоцию, сохраняется на лице в течение 0,5 – 4 секунд; если дольше – значит, человек «изображает» эмоцию.
К физиологическим реакциямотносятся покраснение (побледнение), дрожь в конечностях, изменение дыхательного ритма, сокращение гладкой мускулатуры кишечника и др.
Субъективное переживание– это то, что мы называем гневом, радостью, интересом, страхом и т.д.
Классификация эмоций
а) Классификация К.Изарда
К. Изард выделяет 10 основныхэмоций:
- интерес
- радость
- удивление
- горе
- гнев
- отвращение
- презрение
- страх
- стыд
- вина
По мнению К.Изарда, остальные эмоции являются результатом смешения базовых эмоций.
Субъективное переживание чувства одиночества подростками
... мы понимаем одиночество как субъективное переживание, вызывающее различные позитивные или негативные чувства и эмоции. Предполагается, что наиболее важным является субъективная оценка человеком собственного одиночества, ... с окружающим миром. Особое положение подросткового периода в цикле детского развития отражается в других его названиях - переходный, трудный, критический. В них зафиксирована ...
б) Классификация Б.И.Додонова
Б.И.Додонов связывает эмоции с потребностями.
- коммуникативные эмоции связаны с потребностью в общении;
- глорические (gloria– слава) эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе, в признании;
- эстетические эмоции связаны с потребностью в прекрасном;
- гедонистические эмоции (gedone– наслаждение) связаны с потребностью в телесном и душевном комфорте; к ним можно отнести сладкую лень, негу, истому и т.д.
- пугнические (pugna– борьба) эмоции связаны с потребностью в острых ощущениях, в борьбе и преодолении трудностей;
- романтически эмоции связаны с потребностью в необычных переживаниях, в прекрасном, необыкновенном, неизведанном;
- праксические эмоции вызываются успешностью или неуспешностью деятельности;
- акизитивные (acquisition– приобретение) эмоции связаны с потребностью приобретать, накапливать, коллекционировать;
- гностические (gnosis– знание) эмоции связаны с потребностью узнавать новое, учиться, решать интеллектуальные задачи;
- альтруистические эмоции (нет картинки) связаны с потребностью помогать, содействовать, покровительствовать.
В зависимости от преобладающих эмоций формируется общая эмоциональная направленность личности.
1. Альтруистический тип
К этому типу принадлежат люди, которым важен непосредственный контакт с окружающими, ценны эмоции нежности, сочувствия, сопереживания. У «альтруистов» есть потребность покровительствовать другим людям, приносить им радость и счастье. Для них характерно чувство беспокойства за чью-то судьбу. Они чаще других испытывают обиду в ответ на неблагодарность. Этот тип способствует формированию самоотверженной личности. Представления о личном счастье у «альтруистов» часто связаны с хорошей семьей, с детьми.
2. Коммуникативный тип
Этот тип ОЭН является самым распространенным, близок к альтруистическому и характерен для девушек. У людей этого типа существует потребность общения с людьми – желание делиться с ними мыслями, чувствами, переживаниями, для них важно завоевать симпатию, одобрение, расположение со стороны близких и уважаемых людей. Таким людям необходимо, чтобы рядом обязательно был друг или сочувствующий человек.
Роль эмоций в познавательной деятельности человека. Проявления ...
... эмоциям в различных видах искусства. К. С. Станиславский (1953) говорил, что из всех трех психических сфер человека — ума, воли и чувств ... анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение ... Так, А. Эллис утверждает, что мышление и эмоции так тесно связаны друг с другом, что обычно сопровождают друг ...
3. Праксический тип
По мнению ученого-физиолога И. П. Павлова, праксические переживания наиболее близки к «рефлексам цели». Для людей праксического типа ценным является стремление к цели и удовольствие от успехов на этом пути. Для них характерны увлеченность, одержимость работой, любование результатами своего труда. Если работа не клеится, они испытывают раздражение и недовольство собой. «Праксики» не просто трудолюбивы, они видят в труде смысл своей жизни.
4. Гностический тип
Гностические эмоции связаны с потребностью получения информации. А. Эйнштейн назвал это человеческое стремление «бегством от удивления». Типичная эмоциональная ситуация, пробуждающая гностические эмоции, — это возникновение проблемы. Для людей этого типа самое приятное переживание – разобраться в трудном вопросе. К этому типу принадлежат ученые, которые испытывают гностическое удовольствие, занимаясь исследованиями.
5. Романтический тип
Для «романтиков» характерно стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному и экзотическому, ожидание чего-то необыкновенного, чуда. Слова лермонтовского героя «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала» – это типичное высказывание представителя романтического типа. И сегодня встречаются люди, которых манят гадания, черная магия, мистика. К сожалению, некоторых подростков-«романтиков» погоня за тайной и приключениями приводит иногда в преступный мир.
6. Пугнический тип
Эмоции здесь возникают из-за потребности в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе. Жажда острых ощущений, риск, драйв, решительность, спортивная злость — именно такие переживания характерны для людей этого типа. Сам страх является для них чем-то приятным, мобилизует силы. Ярким представителем этого типа можно считать космонавта Юрия Гагарина, который писал о себе: «Каждый прыжок переживался по-своему, доставляя смешанное чувство волнения и радости. Мне нравилось и томление, охватывающее тело перед прыжком, и трепет, и порыв, и вихрь самого прыжка»
7. Эстетический тип
Наслаждение прекрасным, жажда красоты, чувство изящного, возвышенного — вот мир переживаний людей данного типа. Этот тип определяется не абсолютным эстетическим развитием человека, а преобладанием у него среди других стремлений влечения к эстетическому наслаждению. Любимое эмоциональное состояние эстетического типа – легкая грусть, задумчивость, приятное чувство одиночества, возвышенность, связанная с музыкой, стихами, природой. Таким людям нравится ходить в театры, на выставки, в филармонию.
8. Глорический тип
Люди этого типа любят, когда ими восхищаются, любуются, перед ними преклоняются. Им нравится быть предметом всеобщего внимания, у них есть потребность самоутвердиться. Этот тип ОЭН преобладает у актеров, политиков, у других людей публичных профессий.
9. Акизитивный тип
Главное наслаждение людей данного типа – страсть, удовольствие по случаю приобретения. Однако акизитивные устремления могут быть направлены не только на приобретение вещей, но и на накопление определенных знаний и интересных знакомств. Типичные представители этого типа – коллекционеры и банкиры.
10. Гедонический тип
У «гедонистов» особый эмоциональный мир, который связан с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Они любят наслаждаться вкусной пищей, солнечными лучами, испытывают приятную возбужденность на танцах и вечеринках, для них характерны чувство беззаботности, безмятежности, веселья. Они реже других типов ОЭН испытывают радость от успешного труда, не страдают от невозможности заняться любимым делом, зато их часто мучают чувство вины, тоска и апатия. При этом для людей этого типа характерна сострадательность. Одним из представителей «гедонистов» можно считать литературного героя И. Гончарова — Илью Ильича Обломова.
Таким образом, тип общей направленности личности накладывает отпечаток на особенности эмоциональной сферы человека, а через нее — на восприятие действительности, мечты и планы, выбор деятельности, друзей, любимых, на творчество, представление о счастье
Поэтому во взаимоотношениях с окружающими надо учитывать эти типы ОЭН.
3.Чувства
Чувство — это состояние человека, в котором отражается егоустойчивоеотношение к определенным предметам или явлениям окружающего мира.
Считается, что чувства – это одно из наиболее ярких проявлений личности, выступающих в единстве с познавательными процессами, волевой регуляцией поведения и деятельности. Охарактеризовать личность – во многом означает сказать, что она любит, что ненавидит, чем гордится…
4.Настроение
Настроение — слабовыраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого может быть человеку не ясна.
5.Аффект
Аффект – это сильное, бурно протекающее, относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся дезорганизацией сознания.
6. Страсть
Страсть – это сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание.
7.Стресс
Стресс — это неспецифическая (т.е. всегда одна и та же) реакция организма на предъявляемое воздействие.
8.Фрустрация
Фрустрация – этосостояние переживания неудачи на пути к значимой цели.
II. Экспресс-диагностика эмоциональных состояний.
1. Экспресс-диагностика эмоциональных состояний при помощи невербальных характеристик.
Общие сведения
А.Пиз: передача информации осуществляется за счетневербальных средств на 55%, за счетвербальных средств — на 45%(7% — слова, 38% — тон голоса, интонации)
Бердвиссл: невербальные средства — 65%, вербальные – 35%
Невербальные характеристики.
Кинес(т)ика:
- жесты
- мимика
- пантомимика (поза и походка)
- визуальный контакт (направление и продолжительность взгляда)
Такес(т)ика:
- рукопожатия
- похлопывания
- поцелуи
Проксемика:
- дистанция между партнерами
- ориентация партнеров относительно друг друга
Просодика:
- тембр голоса
- высота голоса
- темп речи
- громкость
- интонации
Экстралингвистика:
- вздохи
- смех
- кашель
- плач
Мимика как средство диагностики эмоционального состояния Просодика как средство диагностики эмоционального состояния
Части и элементы лица |
Эмоциональные состояния |
|||||
Гнев |
Презрение |
Страдание |
Страх |
Удивление |
Радость |
|
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
Рот открыт |
Рот обычно закрыт |
||
Губы |
Уголки губ опущены |
Уголки губ приподняты |
||||
Форма глаз |
Глаза раскрыты или сужены |
Глаза сужены |
Глаза широко раскрыты |
Глаза прищурены или раскрыты |
||
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
Блеск глаз не выражен |
Глаза блестят |
||
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
Брови подняты вверх |
||||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
Внутренние уголки бровей подняты вверх |
||||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
Горизонтальные складки на лбу |
||||
Подвижность лица и его частей |
Лицо динамичное |
Лицо застывшее |
Лицо динамичное |
- При стрессе:убыстряется темп речи, чаще употребляется междометия, сокращаются паузы.
- При страхе и раздражении:голос становится выше.
- При эмоциональном возбуждении: голос становится грудным.
- Положительный настрой на активное общение: речь с усилениями, но не грубыми интонациями.
- Концентрация на собственных мыслях: паузы в речи, «шумовые эффекты» (причмокивания, насвистывание), молчание.
- Отрицательная эмоциональная реакция (беспокойство, нервозность):речь становится медленнее и тише голос звучит либо тихо, либо визгливо.
- Сильная пассивная отрицательная реакция (смущение, подавленность, стыд):речь тихая и сбивчивая, замедленная, монотонная.
- Активная отрицательная эмоциональная реакция (раздражение, сдерживаемая агрессия): изменение громкости, изменение темпа речи.
Жесты и позы как средство диагностики эмоционального состояния
1. Положительная активная позиция, готовность к действию.
Широкие, открытые позы. Посадка на стуле прямая, без опоры на спинку. Руки на бедрах (в положении сидя) или широко расставлены и упираются в стол.
2. Положительный настрой на активное общение.
Ладони открыты навстречу партнеру и движутся вперед и вверх-вниз.
Верхняя часть тела подается слегка вперед (в положении сидя).
Во время высказывания ладонь поднята вверх на уровне лица, пальцы сжаты в щепоть, рука совершает частые движения от себя и к себе (так человек подчеркивает важность излагаемой информации).
Ладони с раскрытыми пальцами прижаты к груди (это очень «сильный жест, выражающий либо горячую заинтересованность, либо неискренность, если другие части тела отражают другое эмоциональное состояние).
3. Концентрация на собственных мыслях.
Вертикальные складки на лбу, человек встает с места и прохаживается, фиксируя положения рук. Человек может делать «захватывающие» движения кистями рук или потирать пальцы друг о друга. Такие жесты означают формулирование найденного решения, поиск убедительных доводов.
4. Критическая оценка, ожидание.
В положении сидя за столом одна рука поставлена на локоть, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные – ниже уровня рта.
В таком состоянии человек не удовлетворен поступающей информацией, но пока настроен на ее дальнейший прием и оценку, а не на действия. В данной ситуации велик риск возникновения отрицательных эмоций, поэтому собеседнику следует предоставить более убедительную информацию, снять возникшее напряжение.
5. Слабая пассивная отрицательная реакция (сомнение, недоверие).
Руки сцеплены перед собой в «замок» или повернуты ладонями вовнутрь и делают медленные «отгребающие движения». Опускание ресниц («занавешивание» глаз).
6. Пассивная отрицательная реакция(скука, потеря интереса к собеседнику).
Вположении сидя за столом, голова тяжело опирается на подставленную руку (или даже на две руки) как на подушку, шея расслаблена.
Поза вялая или демонстративно прямая, но закрытая (руки скрещены на груди).
Взгляд пустой, почти неподвижный.
Ноги скрещены, или ступни и колени направлены от собеседника («сдерживаемое бегство»).
Полубессознательное рисованиев тетради, ежедневнике, на салфетке, театральной программке.
7.Сильная пассивная отрицательная реакция(смущение, стыд, неуверенность).
У сидящего человека обе ноги упираются в пол, тело сжато и наклонено вперед – «стартовая позиция».
У стоящего человека носки ступней повернуты друг к другу («косолапость»).
Частая смена опорной ноги, переминание с ноги на ногу.
Человек теребит край одежды, пуговицу, другую руку.
Ладонь закрывает нижнюю часть лица.
8.Отрицательная эмоциональная реакция(беспокойство, нервозность)
Для этого состояния характерна неожиданная, «нелогичная» смена поз и движений.
Неритмичные повторяющиеся движения: ерзанье на стуле, вращение в руках различных предметов.
«Моторная неловкость»: человек спотыкается, задевает руками предметы, роняет их на пол.
Ритмические движения рук, ступней, пальцев: постукивание по столу, притопывания, вращение больших пальцев рук вокруг друг друга.
Закрывание сумкой, портфелем, газетой.
Локти на столе, руки образуют пирамиду, кисти рук закрывают рот.
Ладони, ухватившись одна за другую, образуют один большой кулак и массируют друг друга.
9. Активная отрицательная реакция(раздражение, сдерживаемая агрессия).
Плечи развернуты, выпячен живот, голова поднята или немного наклонена вперед.
Ноги широко расставлены, носки вывернуты наружу. Человек периодически приподнимается на носки.
Руки на бедрах, большие пальцы заложены за ремень брюк или в карманы.
Руки сжимаются в кулаки, крепко обхватывают подлокотники кресла или какой-либо предмет.
Вертикальные движения рукой: ребро ладони «рубит» воздух.
Помахивание поднятым вверх указательным пальцем.
Удары по столу ребром ладони, кулаком, вытянутым указательным пальцем.
2. Экспресс-диагностика эмоционального состояния собеседника по случайным непроизвольным рисункам
1. Переплетение кругов.
Человек чувствует себя отстраненным от дел или событий, от участия в значимой для него деятельности. Он хотел бы установить более близкие, доверительные отношения с собеседником или участниками событий.
2. Решетки, стрелы
Такому человеку неловко, некомфортно, неудобно; он чувствует, что попал в неприятное положение, щекотливую ситуацию, которую не может разрешить. Каждая жирная линия символизирует непринятое решение или несостоявшееся действие. Если рисунок в конце обведен, значит, человек решил отложить решение проблемы.
3. Круги, извилистые линии, спирали.
Так рисует человек, сосредоточенный на своих мыслях, возможно, готовящийся принять важное решение. Если эти фигуры появляются у Вашего собеседника во время разговора с Вами, надо постараться закончить беседу.
4. Повторяющиеся узоры из углов и овалов, как на обоях и коврах.
Это признак давящей скуки. Говорящему (выступающему) следует изменить тему беседы (выступления) или манеру изложения.
5. Солнышко, цветочки, гирлянды, мишки, котики, зайки.
Грустное настроение, недостаток тепла, внимания.
Такой рисунок – как призыв: «Обратите на меня внимание». Если такой рисунок возникает во время разговора у одного из собеседников, значит, другой собеседник говорит слишком долго и не позволяет высказаться партнеру.
6.Кресты.
— знак сильной ненависти, неприятия (желание «похоронить» врага;
— чувство вины за ложное обещание;
— отражение грустных мыслей, связанных с близкими людьми (разлука, болезнь, смерть);
— неловкость
7.Переплетение сердец.
Автор такого рисунка (переплетение сердец) переполнен положительными эмоциями, но вынужден скрывать свои чувства.
8. Геометрические фигуры
а) Геометрические фигуры, нарисованные на нелинованной бумаге (или немногочисленные и очень четко нарисованные на бумаге в клеточку) указывают, что рисовавший их человек имеет ясные цели, которые будет твердо отстаивать. Сдерживаемая агрессивность (чем больше углов у фигуры, тем сильнее агрессия).
б) Если человек просто обводит клеточки,
то это можно рассматривать как признак скуки.
9. Фигурки человечков или карикатурные рожицы
Так рисует тот, у кого возникло чувство беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности. Человечки отражают раздвоенное состояние рисующего, который не хочет соглашаться, но и отказать не решается.
Глаза, нарисованные отдельно, указывают на то, что человек критически оценивает ситуацию.
10. Пчелиные соты.
Так человек рисует, когда стремиться к покою, упорядоченности.
11. Шахматная доска.
а) Затруднительное, неудобное положение. Желание найти простой и ясный выход.
б) Скука
в) Скрытые комплексы (если рисунок встречается часто).
III. Методики, направленные на диагностику эмоциональной сферы личности.
1.Исследование алекситимии
(Торонтская алекситимическая шкала)
Алекситимия — сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Является характерным признаком тяжелой стрессовой ситуации.
Тест адаптирован в институте им. В. М. Бехтерева.
Инструкция испытуемым:
Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте Х в соответствующем месте).
Дайте только один ответ на каждое утверждение: 1) совершенно не согласен, 2) скорее не согласен, 3) ни то, ни другое, 4) скорее согласен, 5) совершенно согласен.
№ |
Утверждения |
Совершенно не согласен |
Скорее не согласен |
Ни то, ни другое |
Скорее согласен |
Совершенно согласен |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||
1 |
Когда я плачу, всегда знаю, почему |
|
|
|
|
|
|||
2 |
Мечты — это потеря времени |
|
|
|
|
|
|||
3 |
Я хотел бы быть не таким застенчивым |
|
|
|
|
|
|||
4 |
Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю |
|
|
|
|
|
|||
5 |
Я часто мечтаю о будущем |
|
|
|
|
|
|||
6 |
Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие |
|
|
|
|
|
|||
7 |
Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений |
|
|
|
|
|
|||
8 |
Мне трудно находить правильные слова для моих чувств |
|
|
|
|
|
|||
9 |
Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам |
|
|
|
|
|
|||
10 |
У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам |
|
|
|
|
|
|||
11 |
Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит |
|
|
|
|
|
|||
12 |
Я способен с легкостью описать свои чувства |
|
|
|
|
|
|||
13 |
Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать |
|
|
|
|
|
|||
14 |
Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол |
|
|
|
|
|
|||
15 |
Я часто даю волю воображению |
|
|
|
|
|
|||
16 |
Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим |
|
|
|
|
|
|||
17 |
Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле |
|
|
|
|
|
|||
18 |
Я редко мечтаю |
|
|
|
|
|
|||
19 |
Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так |
|
|
|
|
|
|||
20 |
У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение |
|
|
|
|
|
|||
21 |
Очень важно уметь разбираться в эмоциях |
|
|
|
|
|
|||
22 |
Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям |
|
|
|
|
|
|||
23 |
Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства |
|
|
|
|
|
|||
24 |
Следует искать более глубокие объяснения происходящему |
|
|
|
|
|
|||
25 |
Я не знаю, что происходит внутри меня |
|
|
|
|
|
|||
26 |
Я часто не знаю, почему я сержусь |
|
|
|
|
|
Обработка данных:
Подсчет баллов осуществляется таким образом: 1) ответ «совершенно не согласен» – оценивается в 1 балл, «скорее не согласен» – 2, «ни то, ни другое» – 3, «скорее согласен» – 4, «совершенно согласен» – 5. Так оцениваются пункты шкалы: 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26.
Иначе оцениваются пункты шкалы: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24. В них ставим противоположную оценку в баллах по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2–4; 3 — 3; 4 — 2; 5 — 1);
Сумма баллов, полученная в результате сложения по всем пунктам, есть итоговый показатель « алекситимичности ». Результаты могут распределиться в интервале от 26 до 130 баллов.
«Алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше.
«Неалекситимический» тип личности набирает 62 балла и ниже.
Алекситимия представляет собой сложный сплав личностных, когнитивных и эмоциональных проявлений и препятствует формированию рефлексивного и практически преобразующего отношения к действительности.
В частности, следует отметить слабую дифференцированность эмоциональной сферы у лиц, которые могут быть отнесены к алекситимическому типу личности. Такие люди жалуются на раздражительность, конфликтность, аффективные срывы, причины которых в силу вышеуказанной слабой эмоциональной дифференциации слабо осознаются. Бедный словарный запас не позволяет осмыслить переживаемое, ибо, как справедливо отмечал Л.С.Выготский, «мысль совершается в слове».
Для лиц с алекситимией характерна неопределенность будущего, страх перед будущим, доминирование прошлого над будущим, в ряде случаев будущее не связывается с сознательными усилиями субъекта. Будущее в сознании данной категории людей слабо связано с прошлым. Имеет место дезактуализация настоящего, которое ограничено, однообразно, прерывисто.
Характерна неустойчивость самооценки. Ряд деталей указывает на сильную гетерономность.
2. Шкала стресса. Исследование социальной адаптации.
(Т. Холмс, Р. Раэ)
Ученые Т. Холмс и Р. Раэ на основе многолетних исследований составили перечень наиболее часто встречающихся перемен в жизни, вызывающих стресс. Каждое указанное в этом перечне событие имеет определенную эмоциональную значимость в жизни человека, выражающуюся в баллах. С помощью этой таблицы каждый человек может выяснить степень своей сопротивляемости стрессу или, наоборот, ранимости. Для этого необходимо изучить все пункты перечня и отметить те события, которые за последние два года происходили в Вашей жизни. Если какая-то ситуация повторялась более одного раза, то соответствующее количество баллов следует умножить на данное количество раз. Далее просуммируйте все набранные Вами баллы.
Если общая сумма баллов находится в промежутке от 150 до 199 баллов, то у Вас высокая степень сопротивляемости стрессу. Если от 200 до 299 – пороговая сопротивляемость. Если Вы набрали свыше 300 баллов, то Вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку Вы близки к фазе истощения.
Смерть супруга 100
Развод 73
Разъезд супругов (без оформления развода).
65
Тюремное заключение 63
Смерть близкого члена семьи 63
Травма или болезнь 53
Женитьба 50
Увольнение с работы 47
Примирение супругов 45
Уход на пенсию 45
Изменение состояния здоровья члена семьи 44
Беременность 40
Сексуальные проблемы 39
Появление нового члена семьи 39
Реорганизация на работе 39
Изменение финансового положения 38
Смерть близкого друга 37
Изменение профессиональной ориентации 36
Усиление конфликтности отношений с супругом 35
Ссуда или заем на крупную покупку (дом, квартира) 31
Окончание срока выплаты ссуды или займа 30
Изменение должности 29
Сын или дочь покидают дом 29
Проблемы с родственниками мужа (жены) 29
Выдающееся личное достижение 28
Супруг бросает работу (приступает к работе) 26
Начало или окончание обучения в учебном заведении 26
Изменение условий жизни 25
Отказ от каких-то индивидуальных привычек 23
Проблемы с начальством 23
Изменение часов или условий работы 20
Перемена места жительства 20
Смена места обучения 20
Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска 19
Изменение привычек, связанных с вероисповеданием. 19
Изменение социальной активности 18
Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (телевизор, СВЧ-печь)
18
Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном. 16
Изменение числа живущих вместе членов семьи 15
Изменение привычек, связанных с питанием. 15
Отпуск 13
Рождество 12
Незначительное нарушение правопорядка 11
Данная шкала связывает силу стресса с тем или иным событием в жизни человека, а также дает возможность выявить сферу деятельности, которая порождает стресс: работа, семья, личная жизнь и т.д.
Томас Холмс и Ричард Раэ, разработавшие эту шкалу, пришли к выводу, что люди, набравшие более 300 баллов, на 80% подвержены риску заработать какое-либо заболевание в течение 6 месяцев.
Данная шкала доказывает, что стресс есть неспецифическая реакция организма!
3. Исследование эмоциональной отзывчивости
Цель– определение уровня эмпатических тенденций личности
Каждому участнику исследования раздается тест-опросник, представляющий собой 33 утверждения, отражающих те или иные ситуации, которые могут вызывать сочувствие, сопереживание при общении и взаимодействии с людьми, живой и неживой природой.
Инструкция испытуемому: «Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте ее и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли возникнуть лично у Вас. Если Ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните от «да», а если они иные, то подчеркните ответ «нет».
- Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко
- Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать
- 3.Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться, и открыто проявляют свои чувства
- Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют
- Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать
- Я считаю, что глупо плакать от счастья
- Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей
- Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания
- Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия
- На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди
- Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными
- Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми
- Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
- Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки
- По моему мнению одинокие пожилые люди недоброжелательны
- Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь
- Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком
- Когда я читаю книгу (роман, повесть), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
- Когда я вижу, что с кем-то плохо общаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую
- Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются
- Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему
- Мне неприятно, если люди вздыхают или плачут, когда смотрят кинофильмы
- Чужой смех меня раздражает
- Когда я принимаю решение, чувства других людей на меня, как правило, не влияют
- Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены
- Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных
- Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей
- Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие
- Я очень переживаю, когда смотрю фильм
- Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг нас
- Маленькие дети плачут без причин
Обработка результатов
Цель обработки результатов – получить индекс эмпатичности испытуемого. Чтобы получить этот индекс, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с ключом.
Да — 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Нет – 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33
Таким образом, индекс эмпатии (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «нет».
Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретаций индекса эмпатии с учетом возраста и пола респондентов.
Пол
Юноши
Девушки |
Высокий уровень эмпатии 33 – 25
33 – 29 |
Средний уровень эмпатии 24 – 17
28 – 22 |
Низкий уровень эмпатии 16 – 8
21 – 22 |
Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста.
Анализ результатов
Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия и сопереживания связана с умением человека «проникать» в чувственный мир других людей. В разнообразных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и животных. Такая отзывчивость побуждает к оказанию помощи другим. Поэтому при анализе результатов нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не все склонны рефлексировать, поэтому для интерпретации показателей уровни эмпатии у юношей и девушек различаются.
Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди них – степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии окружающих по их жестам, мимике, интонации, а также от жизненного опыта и воспитания.
Следует обратить внимание на тех, кто имеет высокий уровень эмпатии, с коэффициентами 30 –33, пронаблюдать за особенностями отношений с окружающими. Дело в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоисты, которые пользуются добротой других для достижения своих целей. Поэтому для эмоционально отзывчивых людей важно умение отстоять себя в условиях столкновения с себялюбием, эгоизмом других людей.
4. Исследование настроения. Методика цветописи а.Н.Лутошкина.
Диагностика настроения может быть одноразовой, и тогда достаточно однодневного исследования. Но исследователя может интересовать динамика настроений в течение некоторого отрезка времени, и тогда исследование повторяют каждый день в течение недели, месяца, квартала и т.д.
В основу методики положена традиционная эмоциональная оценка цветов, разделяемая основной массой людей: красный цвет – настроение активное, восторженное; оранжевый – настроение радостное; желтый цвет – светлое, приятное; зеленый цвет – настроение спокойное, уравновешенное; синий – грустное, печальное; фиолетовый – настроение тревожное, тоскливое; черный цвет – состояние крайней неудовлетворенности.
Испытуемому предлагается заполнять дневник настроений.
Инструкция:« Мы обращаемся к Вам с просьбой: ежедневно рассказывать нам о своем настроении. Мы понимаем, что чувства и настроение – это личная, интимная жизнь человека, и вторгаться в нее не всегда позволено. Но мы не видим другого пути изучения настроения, как только обратиться с просьбой, принять участие в такой работе. Нас интересует, с каким настроением Вы приходите на работу, с каким уходите с работы, как отражаются на Вашем самочувствии коллективные дела, отношения с людьми. С этой целью мы просим Вас ежедневно в начале и в конце рабочего дня в цветописном дневнике настроений, который Вы будете получать, оценивать свое эмоциональное состояние. Кроме того, мы просим Вас давать такую же оценку настроению всего Вашего коллектива.
В цветописи каждая цветовая полоса – это условное обозначение того или иного настроения. В зависимости от того, какое у Вас сегодня настроение, Вы слева от соответствующего цвета в начале, а затем и в конце рабочего дня проставляете дату. В правой стороне Вы можете указать, какое, по Вашему мнению, настроение преобладает в течение дня в Вашем коллективе. Эта работа не займет у Вас много времени. Записи делайте, пожалуйста, самостоятельно, старайтесь ни с кем не советоваться.
Работа с записями принесет Вам пользу. Оценивая свое настроение и состояние своих коллег, анализируя причины колебаний своего самочувствия, Вы тем самым будете учиться управлять своими чувствами, глубже понимать взаимоотношения.
Мы заранее благодарим Вас, ценим Ваше сотрудничество и обещаем не разглашать полученных сведений».
Мое настроение сегодня |
Тональность настроения |
Настроение моего коллектива сегодня |
|
Восторженное |
|
|
||
|
Радостное |
|
|
||
|
Приятное |
|
|
||
|
Спокойное |
|
|
||
|
Грустное |
|
|
||
|
Тревожное |
|
|
||
|
Крайне неудовлетворенное |
|
|
||
|
Трудно сказать |
|
Обработка результатов
- Все данные, полученные с помощью цветописи, переносятся в цветоматрицы. Цветоматрицы отражают эмоциональные состояния в а) в начале дня, б) в конце рабочего дня, в) мнения о настроении всего коллектива.
- Выделяются общие цвето-эмоциональные синдромы: а) позитивно-стимулирующие (представлены цвета верхней части спектра), б) умеренные, стабилизирующие (преобладают цвета средней части), в) негативные, астенизирующие (цвета нижней части спектра), г) напряженные (представлены противоположные по значению цвета).
- Статистическая обработка цветоматриц требует преобразования полученных данных: красному цвету приписывается оценка + 3 балла,
оранжевомуцвету +2 балла,
желтому цвету +1 балл,
зеленомуцвету – «трудно сказать» «0» баллов,
синемуцвету – 1 балл,
фиолетовомуцвету – 2 балла,
черному цвету — 3 балла.
- Условный показатель психологической атмосферы дня (А) высчитывается по каждому вертикальному столбцу в матрице по формуле:
т.е. из суммы всех положительных баллов надо вычесть сумму всех отрицательных баллов, а затем разделить полученный результат на количество испытуемых.
5. Исследование фрустрации. Фрустрационный тест Розенцвейга.
Методика С.Розенцвейга создана в 1944 году и занимает промежуточное положение между ассоциативным вербальным тестом и Тематическим апперцептивным тестом Г.Мюррея. Адаптация теста к отечественным условиям проведена Н.В.Тарабриной. Стимульный материал представляет собой из 24 контурных рисунков, на каждом из которых отражена ситуация незаконченного диалога. Одно действующее лицо обращается к другому со словами, которые вызывают фрустрацию. В зависимости от изображенных на картинках сюжетов, они моделируют ситуации препятствия и обвинения.
Препятствие
Обвинение
Реакция на ситуацию отражается в том ответе, который должен высказать от имени этого персонажа обследуемый человек. По направленности ответы делятся на:
- экстрапунитивные(направленные вовне, на других людей или на окружающие объекты) в форме осуждения и требования к другим разрешить ситуацию.
- интропунитивные(направленные индивидом на самого себя, с чувством вины и стремлением взять на себя ответственность за исправление ситуации).
- импунитивные(фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначимая, не связанная ни с чьей виной; испытуемый полагает, что ситуация разрешится сама собой).
6. Диагностика эмоционального состояния с помощью теста Люшера.
Автор – Макс Люшер, доцент кафедры психотерапии швейцарского антропологического института в Базеле. Полный вариант теста – 73 цветовые таблицы, модифицированный тест – 8 цветов. Процедура обследования: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним цветных эталонов самый приятный цвет, не соотнося его ни с любимым цветом одежды, ни с цветом обивки мебели и т.д. Выбранный эталон убирается со стола, а испытуемого просят выбрать наиболее понравившийся цвет из оставшихся цветных эталонов. Процедура повторяется до тех пор, пока все цвета не будут отобраны.
Тема 2. Диагностика воли
I. Понятие воли в психологии
1. Воля – это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать свои силы на достижение поставленной цели.
а) Основные функции воли
- активизирующая
- тормозящая
Активизирующая функциявыступает на первый план, если есть дефицит побуждения (например, не хочется приниматься за написание курсовой работы).
Тормозящая функцияосуществляется при дефиците торможения, т.е. когда трудно закончить увлекательное занятие (например, завершить компьютерную игру).
б) Формы проявления воли:
- волевые действия
- выбор мотива и цели
- регуляция психических процессов, состояний и действий
- волевые качества личности
II. Локус контроля
Американский психолог Джулиан Роттер ввел термин «локус контроля». По его мнению, люди различаются между собой тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Существует два крайних типа такой локализации (локуса контроля): интернальныйиэкстернальный.
При интернальном локусе контроля человек считает, что происходящие с ним события, прежде всего, зависят от его личностных качеств и являются закономерным результатом его собственной деятельности.
При экстернальном локусе контроля человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом случайности, везения (невезения), давления окружающих людей.
Интерналы проявляют большую ответственность и социальную активность, более последовательны в своем поведении. Их временная перспектива охватывает значительно более широкую сферу как в будущем, так и в прошлом и насыщена большим количеством событий. Интерналы более способны отсрочить легкодоступные сиюминутные цели ради достижения отдаленной, но более значимой цели. Интерналы проявляют большую когнитивную активность. Их общая удовлетворенность трудом выше, чем у экстерналов.
III. Психодиагностические методики
1. Методика оценки эмоционально-волевых качеств.
1. Как долго вы переживаете случившийся конфликт? а) очень долго; б) по-разному; в) быстро забываю.
2. Становится ли вам страшно во время сильной грозы? а) всегда; б) не знаю; в) иногда; г) никогда.
З. Часто ли вы вздрагиваете при неожиданных и резких сигналах
а) очень часто; б) часто; в) редко; г) очень редко.
4. Всегда ли вы умеете подчинить себя достижению намеченной цели, проявляете настойчивость и упорство?
а) очень редко; б) редко; в) часто; г) очень часто.
5. Всегда ли вам удается сохранять спокойствие и правильно действовать в острых и неожиданных ситуациях?
а) нет; б) очень редко; в) редко; г) всегда.
6. Часто ли бывает так, что вы действуете сразу без колебаний
а) никогда не действую так;
б) прежде чем действовать подумаю;
в) чаще всего действую без колебаний;
г) всегда действую без колебаний. —
7. Наблюдаете ли вы у себя повышенное настроение? а) нет; б) иногда; в) часто; г) очень часто.
8. Проявляете ли вы осторожность и предусмотрительность в незнакомой обстановке?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) никогда.
9. Легко ли вы ориентируетесь в опасных и напряженных условиях?
а) с трудом; б) бывает трудно; в) легко; г) очень легко.
10. Всегда ли вы готовы длительное время подвергать свою 1 жизнь опасностями лишениям?
а) нет; б) никогда; в) почти всегда; г) всегда.
Шкала бальной оценки психологических качеств
Сумма ответов вариантов «в», «г» |
10-8 |
7-6 |
5-4 |
3-2 |
1-0 |
Баллы |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Уровень развития психологических качеств оценивается следующим образом
56 — отлично развито качество,
46-— хорошо развито качество,
36 — удовлетворительно развито качество
26 — плохо развито качество,
16 — очень плохо развито качество.
2. Исследование уровня субъективного контроля (уск)
Уровень субъективного контроля показывает, насколько человек склонен считать себя и свои действия причиной происходящего с ним, насколько он готов брать на себя ответственность за результат своих действий (бездействия).
Методика разработана в НИИ им. В.М.Бехтерева психологами Е.Ф.Бажиным, Е.А.Голынкиной, А.М.Эткиндом.
Инструкцияиспытуемому: «Предлагаемый Вам опросник содержит 44 утверждения. Прочитав утверждение, ответьте, согласны Вы с ним или нет. в графе для ответов напротив соответствующего номера утверждения поставьте знак «+», если Вы согласны, или знак «-», если не согласны. Помните, что в тесте нет «плохих» или «хороших» ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне. Предпочтителен тот ответ, который первым пришел Вам в голову».
1.Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2.Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь – дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
7. Внешние обстоятельства (благосостояние, родители) влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9.Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), а не от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что могу осуществить их.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они и старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому то многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.
23.Я думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему родители поступают так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточных усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще больше были виноваты другие люди, чем я.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблема разрешится сама собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь друг людей или судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения или лени и мало зависело от везения или невезения.
Обработка результатов
1. Определите сумму совпадений ответов с теми номерами, которые указаны в ключе.
Ключ к методике УСК
Ответ |
Номера вопросов |
(+) Согласен |
2, 4, 11, 12,13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44. |
(-) Не согласен |
|
2. Для определения показателей интернальности можно использовать следующие стандарты.
Стандарты уровней локуса контроля
Показатели интернальности |
Уровни интернальности |
10 – 11 |
низкий |
12 – 32 |
средний |
33 – 34 |
высокий |
Примечание.Существует более сложная модификация теста-опросника УСК. При обработке выделяют
- общий УСК (для любой жизненной ситуации);
- УСК для успехов;
- УСК для неудач;
- УСК семейных отношений;
- УСК производственной сферы;
- УСК неформальных отношений с людьми;
- УСК собственного здоровья.
Задания для самопроверки
Эмоционально-волевая сфера личности.
1. Выберите правильный вариант ответа.
Психический процесс, в котором отражается непосредственное, временное, субъективное переживание, называется
а) страсть б) эмоция в) настроение г) стресс
2. Вспомните экспресс-диагностику эмоционального состояния по случайным рисункам.
О чем свидетельствует данный рисунок?
3. Выберите правильный вариант ответа.
Тест Розенцвейга предназначен для диагностики
а) настроения б) стресса
в) фрустрации г) общей эмоциональной направленности
4. О чем свидетельствует данная поза?
5. Выберите правильный вариант ответа
Зеленый цвет в тесте Люшера означает
а) оптимизм б) пессимизм в) агрессивность г) импульсивность
6.Установите соответствие:
Состояние человека |
Телесные проявления |
1. Концентрация на собственных мыслях |
А. Глаза широко открыты, брови могут быть приподняты, верхняя часть тела подается слегка вперед. |
2. Положительный настрой на активное общение |
Б. Прищуривание глаз, постукивание пальцами по столу, ноги прижаты друг к другу |
3. Критическая оценка, ожидание, удивление |
В. Вертикальные складки на лбу, человек встает с места и прохаживается, фиксируя положения рук. |
|
Г. Внимательный, твердый взгляд, подбородок опирается на ладонь или указательный палец вытянут вдоль щеки |