46. работа соц. пед. с детьми мигрантов

После распада СССР, суверенизации регионов, образования и укрепления новых государств возросла миграционная мобильность населения. Миграция населения — процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный срок (более 6 месяцев).

По степени управляемости выделяют стихийную и организованную, по отношению к перемещению — добровольную, вынужденную и принудительную миграции. Переселение в пределах одного государства — внутренняя миграция, и внешняя миграция — эмиграция и иммиграция — соответственно выезд и въезд граждан из одной страны в другую на постоянное место жительства или на более или менее длительный срок.

Причины миграции — поиск работы, получение образования, вступление в брак, а также политические, национальные, религиозные, экологические и военные причины.

Ухудшение материального положения, смена местожительства, эколого-климатические изменения, необустроенность в жилищном и социальном плане ведет к повышенным показателям нарушения состояния здоровья у вынужденных переселенцев. Категория «утрата» является определяющей характерной чертой статуса беженца. При этом дети лишаются своих домов, привычных вещей, своих друзей, а часто родителей и близких родственников. Дети беженцев часто получают психические травмы, будучи свидетелями убийства своих родителей. Для большинства детей потеря родителей — это полная катастрофа, вызывающая тяжелые психические расстройства, которые могут неоднократно проявляться на протяжении их дальнейшей жизни. Для таких детей характерны неврозы, депрессии, ухудшение умственных способностей, ослабление активности. Не исключается для них и опасность оказаться в числе преступников.

Реакция на травматические события, формы поведения, в которых дети проявляют себя обычно во время стрессовых состояний, зависят от возраста, стадии развития детей, а также и от умения привлечь различные средства для своего спасения. Например, дети дошкольного возраста, особенно привязанные к родителям, в травматических ситуациях проявляют в своей поведенческой манере еще более страстную привязанность к ним. Дети младшего школьного возраста, пережив стрессовые ситуации, становятся раздражительными, грубыми, у них появляются жалобы на плохое самочувствие. Обычно после пережитого у них резко падает успеваемость в школе.

10 стр., 4647 слов

26 Основные принципы диагностики и психокоррекции детей с психическим недоразвитием. (нет психодиагностики)

5 Категория развития как важный методологический принцип психологии. Принцип развития (психики) - принцип, предлагающий рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. То есть психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если ее рассматривают статично, вне движения, изменения и развития. Это развитие может ...

Дети мигрантов могут испытывать также лишения из-за недостатка пищи, отсутствия медицинского обслуживания, надлежащего жилья. Все это ведет к физическому истощению организма. Развитие ребенка в результате замедляется, истощается и его эмоциональный потенциал.

Случаются ситуации, когда ребенок может быть подвергнут риску, связанному с прямой угрозой его жизни или так называемому социокультурному риску, при котором он лишен жизненно необходимых социальных и психологических условий для нормального дальнейшего развития. Усиление того или другого может вызвать психические заболевания, нарушение поведения, что нередко проявляется в пристрастии к алкоголю, наркотикам. Такие обстоятельства могут сделать ребенка преступником или толкнуть его на самоубийство.

Положение детей беженцев в школе очень часто наносит ущерб их самоутверждению. Например, незнание языка и культуры страны нового поселения приводит к тому, что они чувствуют себя неловко, отстают от других учащихся в изучении школьных предметов. А стремление сохранить собственную идентичность, приверженность прежним ценностям лишь обостряют проблемы пребывания в школе. Ребенку необходимо адаптироваться к новым условиям, которые противоречат их традиционным формам жизни, поведения, нормам, что приводит к конфликтам. И если в новой стране исповедуется другая религия, то для ребенка это тоже является психотравмирующим фактором.

Проблемами мигрантов занимаются Федеральная миграционная служба, службы занятости, общественные фонды «Содружество», российский фонд помощи беженцам «Соотечественники».

В социально -педагогической деятельности можно выделить такие задачи работы: защита интересов мигрантов, разработка адаптационных программ, разработка предложений по методической разработке программы профориентации, получение льгот, реализация мероприятий по социальной адаптации и трудовой реинтеграции.

9 стр., 4311 слов

Социально-философская, нравственно-психологическая и онтологическая проблематика повестей В. Распутина «Последний срок», «Живи и помни», «Пожар»

16 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО "Благовещенский государственный педагогический университет" историко-филологический факультет кафедра литературы распутин писатель проза Доклад по теме: Социально-философская, нравственно-психологическая и онтологическая проблематика повестей В. Распутина "Последний срок", "Живи и помни", "Пожар" Выполнил: студентка 5 курса группы "А ...

В социально — педагогической работе выделяют:

1) практическую социальную работу.

  1. Социальное направление (проведение консультаций, выявление мигрантов, социальная диагностика, группы самопомощи и взаимоподдержки, выявление лиц с девиантным поведением и асоциальных семей, профилактика девиантного поведения, организация культурно-досуговой работы, профилактика бездомности и детской беспризорности, взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам);
  2. Социально-информационное направление (информирование о деятельности социальных служб, сбор информации об мигрантах и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения, информирование общественности относительно проблем миграции в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей, содействие адекватному освещению в средствах массовой информации).
  3. Социально-психологическое направление: психологическое консультирование, психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации, психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях постравматического стресса, психопрофилактика стресса, поведение психологических тренингов с мигрантами, психологическая диагностика развития детей и подростков, психологическая диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности.
  4. Социально-педагогическое направление: проведение консультаций по воспитанию детей, специализированная (коррекционная) помощь детям и подросткам, контроль за получением образования детьми и подростками, профессиональное консультирование и содействие получению профессионального образования подростками и молодежью, профилактика девиантного поведения, проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях, проведение работы по формированию толерантности местного населения.
  5. Медико-социальное направление: оказание посреднической помощи при решении медицинских проблем.
  6. Финансовое направление: привлечение средств общественных фондов и спонсоров для оказания помощи мигрантам.
  7. Материальное направление — совместно с общественными организациями предоставление продуктовой и вещевой или иной натуральной помощи.
  8. Социально-трудовое направление: помощь в переквалификации взрослым членам семей и в поиске работы, а также в временном трудоустройстве подросткам.

2. Организационная работа: связь с международными организациями, различными ведомствами, содействие созданию общественных организаций, организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов, социальная реклама федеральной и местной миграционной политики, организация службы по связям с общественностью, курсов, семинаров, центров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации мигрантов.

6 стр., 2682 слов

Основные направления в работе при развитии исполнительской техники у учащихся средних классов

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ" Основные направления в работе при развитии исполнительской техники у учащихся средних классов Благовещенск Введение В средних классах музыкальной школы очень важно сохранить уже сформированную и еще больше развить заинтересованность ребенка к ...

12 стр., 5771 слов

Комплексный центр социального обслуживания населения

1 Задача Дедушка, 70 лет, проживает на собственной жилплощади один, внучка, которая за ним ухаживала, по работе уехала почти на пол года. Жалуется на неспособность самостоятельно заботиться о себе, на одиночество и ухудшение здоровья. Делаем следующее: - проводим беседу, оцениваем его состояние и необходимые ему услуги - составляем договор на поступление, на основе пакета документов (полис, ...

В работе с детьми — беженцами эффективно использование так называемой «стрессовой модели» работы, предполагающей развитие способности ребенка преодолевать трудности. Согласно этой модели специалисты проводят глубокую комплексную диагностику и затем их действия направлены на стабилизацию стрессового состояния, вызванного тяжелыми испытаниями, уменьшение психологических последствий таких понятий как «травма», «утрата», «жестокое лишение». С такими детьми поводится комплексная психосоциальная работа, направленная на восстановление личности ребенка с учетом требований, связанных с его физическим, нравственным и духовным развитием.