министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»
Кафедра педагогики
Утверждаю
Декан ФПП
___________ М.В. Звяглова
«____» __________2011 г.
дисциплина для специальности
250201.65 – Лесное хозяйство
Рабочая программа
Согласовано: Начальник учебного отдела: ______________ В.В. Жегурова «_____» ___________2011 г. |
Разработал: ассистент кафедры педагогики ___________ О.С. Медведева «_____» ____________2011 г. |
Принято на заседании кафедры педагогики. Зав. кафедрой: __________ С.Н. Горычева «____» __________2011 г. |
2011
1 Введение
1.1 Место дисциплины в учебном процессе:
Курс «Педагогика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента ГОС (2000г.) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», является составляющей частью дисциплины «Психология и педагогика». Данный курс представляет собой синтез научно-педагогических знаний по проблемам общей педагогики, теории и методики воспитания, дидактики. При его изучении широко используются межпредметные связи с такими отечественными науками как философия, психология, социология, культурология, этика.
1.2 Цели и задачи дисциплины
Целью изучения курса является формирование основ психолого-педагогической компетентности будущего специалиста и умения использовать полученные знания в учебной и профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- овладение основами педагогических знаний и повышение общей педагогической культуры студентов;
- понимание студентами значения гуманитарного блока знаний для развития своих способностей в период обучения и для личного и профессионального роста;
- формирование готовности студентов к коммуникативному взаимодействию в различных педагогических ситуациях, возникающих в учебной и профессиональной деятельности.
1.3 Требования к уровню подготовки студента
В результате освоения курса студент овладевает следующими знаниями:
- представлений о предмете педагогики и её задачах, об актуальных проблемах педагогической науки и деятельности;
- основополагающих категорий и понятий педагогики, закономерностей обучения и воспитания, самовоспитания;
- общих закономерностей, принципов, особенностей педагогического процесса;
- психолого-педагогических принципов управления учебной деятельностью, её основных форм и методов;
- основных принципов, методов, приемов и средств управления образовательными системами;
В результате освоения курса студент овладевает следующими умениями:
- анализировать научную литературу в области образования;
- пользоваться понятийным аппаратом педагогики;
- применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;
- с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные занятия и воспитательные мероприятия;
- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач в профессиональной деятельности;
- давать психолого-педагогическую характеристику личности.
2 Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Таблица 2.1 – дневная форма обучения
Вид учебной работы |
Всего часов |
Часов по семестрам 6 |
Общая трудоемкость |
40 |
40 |
Аудиторные занятия — лекции — практические занятия |
13 13 — |
13 13 — |
Самостоятельная работа |
27 |
27 |
Вид итогового контроля |
зачёт |
Таблица 2.2 – заочная форма обучения
Вид учебной работы |
Всего часов |
Часов по семестрам
|
|
6 |
7 |
||
Общая трудоемкость |
40 |
4 |
36 |
Аудиторные занятия — лекции — практические занятия |
4 4 — |
4 4 — |
— — — |
Самостоятельная работа |
36 |
— |
36 |
Вид итогового контроля |
|
зачёт |
3 Содержание дисциплины
3.1 Содержание теоретических занятий
3.1.1 Педагогика как наука
Объект, предмет, задачи и структура педагогики. Функции, методы педагогической науки. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Возникновение и развитие педагогики.
3.1.2 Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс. Система образования в РФ
Различные подходы к определению понятия «образование»: образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс.
Система непрерывного образования России: цели, содержание, структура. Основные типы образовательных учреждений, входящих с систему образования РФ. Единство образования и самообразования.
3.1.3 Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Управление образованием
Общее понятие о содержании образования. Компоненты содержания образования как фундамента базовой культуры личности: система знаний о явлениях и процессах окружающего мира, опыт овладения известными способами осуществления деятельности, опыт творческой деятельности, опыт осуществления оценочной деятельности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
Понятие «управление образованием». Государственно-общественный характер управления системой образования.
3.1.4 Педагогический процесс. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом
Сущностные характеристики понятия «целостный педагогический процесс», его структура, закономерности и принципы.
Понятие управления и педагогического менеджмента. Функции и принципы педагогического управления. Понятие методов, приемов и средств организации обучения и воспитания, принципы их классификации.
3.1.5 Воспитание в педагогическом процессе. Система форм, методов и средств воспитания
Различные подходы к определению понятия «воспитание». Закономерности и принципы воспитания. Классификация и характеристика основных направлений воспитания. Понятие «самовоспитания».
Понятия «метод воспитания», «прием воспитания». Классификации и характеристика методов воспитания. Педагогические условия выбора и эффективного использования методов воспитания.
3.1.6 Коллектив как объект и субъект воспитания
Сущность понятия «коллектив». Структура, признаки и функции коллектива. Этапы становления студенческого коллектива. Межличностные отношения в коллективе. Взаимодействие личности и коллектива.
3.1.7 Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
Сущностные характеристики понятия «семья». Функции семьи и ее воспитательные возможности. Типы семейного воспитания. Содержание и формы взаимодействия семьи и школы в целостном педагогическом процессе.
3.1.8 Обучение в структуре целостного педагогического процесса
Сущность обучения как составляющей целостного образовательного процесса, его двусторонний характер. Функции процесса обучения, его структура, закономерности и принципы. Виды обучения: репродуктивное, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное. Дистанционное обучение.
3.1.9 Формы формы организации учебного процесса в школе">организации учебной деятельности
Понятие «форма организации обучения». Классификации форм организации учебной деятельности. Общие формы организации учебной деятельности. Классно-урочная форма организации обучения, ее эффективность и проблемы.
Другие формы организации учебной деятельности: лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультация, диспут, конференция, деловые игры, ситуационные занятия, зачет, экзамен, факультативные занятия.
Типология методов обучения. Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссии, деловые и ролевые игры. Условия выбора методов обучения.
3.1.10 Управление образовательными системами
Организационная культура образовательного учреждения. Управленческая культура руководителя. Стили управления и взаимодействия. Имидж образовательного учреждения и его руководителя. Педагогическая функция в управлении организацией и персоналом. Повышение квалификации и аттестация работников. Результативность и эффективность управленческой деятельности.
3.2. Содержание самостоятельной работы студентов
- работа с конспектами лекций: формулирование вопросов к преподавателю, изложение своей точки зрения, выдвижение собственных идей и комментариев по поводу пройденного курса и т.п.;
- выбор тем для сообщений и для подготовки рефератов.
- работа с научной, учебной литературой. Конспектирование материалов по избранным темам самостоятельной работы.
- подбор педагогических ситуаций в художественной или учебной литературе для иллюстрации изученных тем;
- анализ реальных фактов школьной и вузовской действительности с опорой на теоретические знания по педагогике;
- подготовка к зачёту.
3.3 Распределение часов полной трудоемкости дисциплины
для специальности 250201.65 – лесное хозяйство
Темы занятий |
Объем в часах |
|||
дневная |
заочная |
|||
Лекции |
Сам. раб. |
Лекции |
Сам. раб. |
|
3.1.1 Педагогика как наука |
2 |
1 |
1 |
1 |
3.1.2 Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс. Система образования в РФ. |
2 |
1 |
1 |
2 |
3.1.3 Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Управление образованием |
1 |
2 |
|
2 |
3.1.4 Педагогический процесс. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. |
2 |
1 |
|
3 |
3.1.5 Воспитание в педагогическом процессе. Система форм, методов и средств воспитания. |
1 |
2 |
1 |
2 |
3.1.6 Коллектив как объект и субъект воспитания. |
1 |
2 |
|
2 |
3.1.7 Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. |
1 |
2 |
|
2 |
3.1.8 Обучение в структуре целостного педагогического процесса |
1 |
2 |
1 |
2 |
3.1.9 Формы организации учебной деятельности. |
1 |
2 |
|
3 |
3.1.10 Управление образовательными системами. |
1 |
2 |
|
2 |
Работа над рефератом/ контрольной работой по выбранной теме. |
|
9 |
|
15 |
Итого: 40/40 |
13 |
27 |
4 |
36 |
Вид контроля: зачёт |
|
|
|
|
4 Учебно-методическое обеспечение
4.1 Рекомендуемая литература
4.1.1 Основная литература
- Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: Учеб. пособие. – М., 2007.
- Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М., 2005.
- Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебник для студ. непедагог. вузов / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. – М., 2010.
- Педагогика: Уч. пос.для студентов высших учеб. завед., обучающихся по непедагогич. специальностям / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2007.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 3 кн. – М., 2007. – Кн. 1: Общие основы. – 527 с. Кн. 2: Теория и технологии обучения. – 574 с. Кн. 3: Теория и технологии воспитания. – 463 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – Иваново, 2008. – 566 с.
4.1.2 Дополнительная литература
- Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? – М.: Просвещение, 1991.
- Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М., 2005.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие. – М., 2001.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в интерактивные методы обучения. – М., 2009.
- Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач: Учеб. пособие. – М., 1987.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник. – М., 2003.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М., 2009.
- Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие. – М., 2008.
- Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. – М., 2002.
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей. – М., 1989.
4.1.3 Список методических рекомендаций и указаний
1. Педагогика: Рабочая программа / Авт.-сост. О.С. Медведева. – В. Новгород: НовГУ, 2011. – 11 с.
2. Студенту о самостоятельной педагогической подготовке: Метод. реком. к практ. занятиям / Сост. И.Д. Бутузов и др.: НГПИ, – Новгород, 1990. – 107 с.
3. Н.И. Никитина. Самостоятельная работа по педагогике. Метод. реком. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непедагогическим специальностям – Новгород: НовГУ, 2010. – 32 с.
4.2 Педагогические контрольные материалы
4.2.1 Вопросы к зачёту
- Педагогика как наука. Основные категории педагогики.
- Методы педагогических исследований.
- Основные факторы развития личности.
- Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс.
- Система образования в РФ. Цели, содержание и структура непрерывного образования.
- Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Педагогический процесс. Его структура, закономерности и принципы.
- Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
- Воспитание в педагогическом процессе. Система форм, методов и средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
- Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Функции процесса обучения, его структура, закономерности и принципы.
- Формы организации учебной деятельности.
- Методы обучения. Условия выбора методов обучения.
- Организационная культура образовательного учреждения. Управленческая культура руководителя. Стили управления и взаимодействия.
- Педагогическая функция в управлении организацией и персоналом. Результативность и эффективность управленческой деятельности.
4.2.2 Темы контрольных работ для студентов заочного отделения
- Педагогика – наука о воспитании.
- Методология и методы педагогической науки.
- Факторы развития личности.
- Современная система образования РФ.
- Информатизация образования.
- Интернационализация образования. Болонский процесс.
- Целостный педагогический процесс.
- Сущность процесса воспитания. Виды воспитания.
- Семейное воспитание и его типы.
- Студенческий коллектив – сущность, этапы его развития. Взаимодействие личности и коллектива.
- Ребенок – субъект воспитания и объект воспитания.
- Сущность процесса обучения. Виды обучения.
- Формы организации обучения.
- Проблема контроля успеваемости учащихся.
- Проблема неуспеваемости учащихся.
- Методы и средства обучения.
- Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссии, деловые и ролевые игры.
- Управленческая культура руководителя. Стили управления и взаимодействия. Имидж образовательного учреждения и руководителя.
- Инновационные учебные заведения в РФ и за рубежом.
- Авторские образовательные технологии (на примере одной).
- Проблемы и перспективы ускоренного обучения.
При подготовке контрольных работ использовать литературу, представленную в разделе № 4.1
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Карта учебно-методического обеспечения дисциплины: Педагогика
Специальность: 250201.65 – лесное хозяйство
Форма обучения – очная
Часов: всего 40, лекций – 13, практ. зан., сам. раб. –27
Форма обучения – заочная
Часов: всего 40, лекций – 4, практ. зан., сам. раб. – 36
Факультет ФПП. Кафедра педагогики.
Таблица 1 – Обеспечение дисциплины учебными изданиями
Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.) |
Вид занятия, в котором используется |
Число часов, обеспечиваемых изданием |
Кол. экз. в библ. НовГУ (на каф.) |
Примечание |
|
лекции, сам. работа |
40 |
14 |
|
|
лекции
|
40 |
20 |
|
|
лекции, сам. работа |
40 |
20 |
|
|
лекции, сам. работа |
40 |
50 |
|
|
лекции сам. работа |
40 |
30 |
|
|
лекции, сам. работа |
40 |
20 |
|
Таблица 2 – Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями
Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.) |
Вид занятия, в котором используется |
Число часов, обеспечиваемых изданием |
Кол. экз. в библ. НовГУ (на каф.) |
Примечание |
|
лекции, СРС |
40 |
|
эл. вар. согл. с УМО |
|
сам. работа |
40 |
40 |
|
|
сам. работа |
40 |
10 |
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины 100 %
Зав. кафедрой педагогики: ____________ С.Н. Горычева
«____»________________ 2011 г.
15