Психология и педагогика: педагогика

министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Прямая соединительная линия 1Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»

Кафедра педагогики

Утверждаю

Декан ФПП

___________ М.В. Звяглова

«____» __________2011 г.

дисциплина для специальности

250 201.65 — Лесное хозяйство

Рабочая программа

Согласовано:

Начальник учебного отдела:

______________ В.В. Жегурова

«_____» ___________2011 г.

Разработал: ассистент

кафедры педагогики

___________ О.С. Медведева

«_____» ____________2011 г.

Принято на заседании

кафедры педагогики.

Зав. кафедрой:

__________ С.Н. Горычева

«____» __________2011 г.

2011

1 Введение

1.1 Место дисциплины в учебном процессе:

Курс «Педагогика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента ГОС (2000г.) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», является составляющей частью дисциплины «Психология и педагогика». Данный курс представляет собой синтез научно-педагогических знаний по проблемам общей педагогики, теории и методики воспитания, дидактики. При его изучении широко используются межпредметные связи с такими отечественными науками как философия, психология, социология, культурология, этика.

1.2 Цели и задачи дисциплины

Целью изучения курса является формирование основ психолого-педагогической компетентности будущего специалиста и умения использовать полученные знания в учебной и профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  • овладение основами педагогических знаний и повышение общей педагогической культуры студентов;
  • понимание студентами значения гуманитарного блока знаний для развития своих способностей в период обучения и для личного и профессионального роста;
  • формирование готовности студентов к коммуникативному взаимодействию в различных педагогических ситуациях, возникающих в учебной и профессиональной деятельности.

1.3 Требования к уровню подготовки студента

В результате освоения курса студент овладевает следующими знаниями:

  • представлений о предмете педагогики и её задачах, об актуальных проблемах педагогической науки и деятельности;
  • основополагающих категорий и понятий педагогики, закономерностей обучения и воспитания, самовоспитания;
  • общих закономерностей, принципов, особенностей педагогического процесса;
  • психолого-педагогических принципов управления учебной деятельностью, её основных форм и методов;
  • основных принципов, методов, приемов и средств управления образовательными системами;

В результате освоения курса студент овладевает следующими умениями:

  • анализировать научную литературу в области образования;
  • пользоваться понятийным аппаратом педагогики;
  • применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;
  • с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные занятия и воспитательные мероприятия;
  • владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач в профессиональной деятельности;
  • давать психолого-педагогическую характеристику личности.

2 Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Таблица 2.1 — дневная форма обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Часов по семестрам

6

Общая трудоемкость

40

40

Аудиторные занятия

— лекции

— практические занятия

13

13

-

13

13

-

Самостоятельная работа

27

27

Вид итогового контроля

зачёт

Таблица 2.2 — заочная форма обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Часов по семестрам

6

7

Общая трудоемкость

40

4

36

Аудиторные занятия

— лекции

— практические занятия

4

4

-

4

4

-

-

-

-

Самостоятельная работа

36

-

36

Вид итогового контроля

зачёт

3 Содержание дисциплины

3.1 Содержание теоретических занятий

3.1.1 Педагогика как наука

Объект, предмет, задачи и структура педагогики. Функции, методы педагогической науки. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Возникновение и развитие педагогики.

3.1.2 Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс. Система образования в РФ

Различные подходы к определению понятия «образование»: образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс.

Система непрерывного образования России: цели, содержание, структура. Основные типы образовательных учреждений, входящих с систему образования РФ. Единство образования и самообразования.

3.1.3 Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Управление образованием

Общее понятие о содержании образования. Компоненты содержания образования как фундамента базовой культуры личности: система знаний о явлениях и процессах окружающего мира, опыт овладения известными способами осуществления деятельности, опыт творческой деятельности, опыт осуществления оценочной деятельности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

Понятие «управление образованием». Государственно-общественный характер управления системой образования.

3.1.4 Педагогический процесс. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом

Сущностные характеристики понятия «целостный педагогический процесс», его структура, закономерности и принципы.

Понятие управления и педагогического менеджмента. Функции и принципы педагогического управления. Понятие методов, приемов и средств организации обучения и воспитания, принципы их классификации.

3.1.5 Воспитание в педагогическом процессе. Система форм, методов и средств воспитания

Различные подходы к определению понятия «воспитание». Закономерности и принципы воспитания. Классификация и характеристика основных направлений воспитания. Понятие «самовоспитания».

Понятия «метод воспитания», «прием воспитания». Классификации и характеристика методов воспитания. Педагогические условия выбора и эффективного использования методов воспитания.

3.1.6 Коллектив как объект и субъект воспитания

Сущность понятия «коллектив». Структура, признаки и функции коллектива. Этапы становления студенческого коллектива. Межличностные отношения в коллективе. Взаимодействие личности и коллектива.

3.1.7 Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Сущностные характеристики понятия «семья». Функции семьи и ее воспитательные возможности. Типы семейного воспитания. Содержание и формы взаимодействия семьи и школы в целостном педагогическом процессе.

3.1.8 Обучение в структуре целостного педагогического процесса

Сущность обучения как составляющей целостного образовательного процесса, его двусторонний характер. Функции процесса обучения, его структура, закономерности и принципы. Виды обучения: репродуктивное, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное. Дистанционное обучение.

3.1.9 Формы организации учебной деятельности

Понятие «форма организации обучения». Классификации форм организации учебной деятельности. Общие формы организации учебной деятельности. Классно-урочная форма организации обучения, ее эффективность и проблемы.

Другие формы организации учебной деятельности: лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультация, диспут, конференция, деловые игры, ситуационные занятия, зачет, экзамен, факультативные занятия.

Типология методов обучения. Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссии, деловые и ролевые игры. Условия выбора методов обучения.

3.1.10 Управление образовательными системами

Организационная культура образовательного учреждения. Управленческая культура руководителя. Стили управления и взаимодействия. Имидж образовательного учреждения и его руководителя. Педагогическая функция в управлении организацией и персоналом. Повышение квалификации и аттестация работников. Результативность и эффективность управленческой деятельности.

3.2. Содержание самостоятельной работы студентов

  • работа с конспектами лекций: формулирование вопросов к преподавателю, изложение своей точки зрения, выдвижение собственных идей и комментариев по поводу пройденного курса и т. п.;
  • выбор тем для сообщений и для подготовки рефератов.
  • работа с научной, учебной литературой. Конспектирование материалов по избранным темам самостоятельной работы.
  • подбор педагогических ситуаций в художественной или учебной литературе для иллюстрации изученных тем;
  • анализ реальных фактов школьной и вузовской действительности с опорой на теоретические знания по педагогике;
  • подготовка к зачёту.

3.3 Распределение часов полной трудоемкости дисциплины

для специальности 250 201.65 — лесное хозяйство

Темы занятий

Объем в часах

дневная

заочная

Лекции

Сам.

раб.

Лекции

Сам.

раб.

3.1.1 Педагогика как наука

2

1

1

1

3.1.2 Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс. Система образования в РФ.

2

1

1

2

3.1.3 Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Управление образованием

1

2

2

3.1.4 Педагогический процесс. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

2

1

3

3.1.5 Воспитание в педагогическом процессе. Система форм, методов и средств воспитания.

1

2

1

2

3.1.6 Коллектив как объект и субъект воспитания.

1

2

2

3.1.7 Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

1

2

2

3.1.8 Обучение в структуре целостного педагогического процесса

1

2

1

2

3.1.9 Формы организации учебной деятельности.

1

2

3

3.1.10 Управление образовательными системами.

1

2

2

Работа над рефератом/ контрольной работой по выбранной теме.

9

15

Итого: 40/40

13

27

4

36

Вид контроля: зачёт

4 Учебно-методическое обеспечение

4.1 Рекомендуемая литература

4.1.1 Основная литература

  1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: Учеб. пособие. — М., 2007.
  2. Гуревич П.С. Психология и педагогика. — М., 2005.
  3. Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебник для студ. непедагог. вузов / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. — М., 2010.
  4. Педагогика: Уч. пос. для студентов высших учеб. завед., обучающихся по непедагогич. специальностям / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 2007.
  5. Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 3 кн. — М., 2007. — Кн. 1: Общие основы. — 527 с. Кн. 2: Теория и технологии обучения. — 574 с. Кн. 3: Теория и технологии воспитания. — 463 с.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. — Иваново, 2008. — 566 с.

4.1.2 Дополнительная литература

  1. Амонашвили Ш. А. Как живёте, дети? — М.: Просвещение, 1991.
  2. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М., 2005.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие. — М., 2001.
  4. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в интерактивные методы обучения. — М., 2009.
  5. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач: Учеб. пособие. — М., 1987.
  6. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник. — М., 2003.
  7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для вузов. — М., 2009.
  8. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие. — М., 2008.
  9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. — М., 2002.
  10. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей. — М., 1989.

4.1.3 Список методических рекомендаций и указаний

1. Педагогика: Рабочая программа / Авт.-сост. О.С. Медведева. — В. Новгород: НовГУ, 2011. — 11 с.

2. Студенту о самостоятельной педагогической подготовке: Метод. реком. к практ. занятиям / Сост. И.Д. Бутузов и др.: НГПИ, — Новгород, 1990. — 107 с.

3. Н.И. Никитина. Самостоятельная работа по педагогике. Метод. реком. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непедагогическим специальностям — Новгород: НовГУ, 2010. — 32 с.

4.2 Педагогические контрольные материалы

4.2.1 Вопросы к зачёту

  1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики.
  2. Методы педагогических исследований.
  3. Основные факторы развития личности.
  4. Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс.
  5. Система образования в РФ. Цели, содержание и структура непрерывного образования.
  6. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
  7. Педагогический процесс. Его структура, закономерности и принципы.
  8. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
  9. Воспитание в педагогическом процессе. Система форм, методов и средств воспитания.
  10. Коллектив как объект и субъект воспитания.
  11. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
  12. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Функции процесса обучения, его структура, закономерности и принципы.
  13. Формы организации учебной деятельности.
  14. Методы обучения. Условия выбора методов обучения.
  15. Организационная культура образовательного учреждения. Управленческая культура руководителя. Стили управления и взаимодействия.
  16. Педагогическая функция в управлении организацией и персоналом. Результативность и эффективность управленческой деятельности.

4.2.2 Темы контрольных работ для студентов заочного отделения

  1. Педагогика — наука о воспитании.
  2. Методология и методы педагогической науки.
  3. Факторы развития личности.
  4. Современная система образования РФ.
  5. Информатизация образования.
  6. Интернационализация образования. Болонский процесс.
  7. Целостный педагогический процесс.
  8. Сущность процесса воспитания. Виды воспитания.
  9. Семейное воспитание и его типы.
  10. Студенческий коллектив — сущность, этапы его развития. Взаимодействие личности и коллектива.
  11. Ребенок — субъект воспитания и объект воспитания.
  12. Сущность процесса обучения. Виды обучения.
  13. Формы организации обучения.
  14. Проблема контроля успеваемости учащихся.
  15. Проблема неуспеваемости учащихся.
  16. Методы и средства обучения.
  17. Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссии, деловые и ролевые игры.
  18. Управленческая культура руководителя. Стили управления и взаимодействия. Имидж образовательного учреждения и руководителя.
  19. Инновационные учебные заведения в РФ и за рубежом.
  20. Авторские образовательные технологии (на примере одной).
  21. Проблемы и перспективы ускоренного обучения.

При подготовке контрольных работ использовать литературу, представленную в разделе № 4.1

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Карта учебно-методического обеспечения дисциплины: Педагогика

Специальность: 250 201.65 — лесное хозяйство

Форма обучения — очная

Часов: всего 40, лекций — 13, практ. зан., сам. раб. -27

Форма обучения — заочная

Часов: всего 40, лекций — 4, практ. зан., сам. раб. — 36

Факультет ФПП. Кафедра педагогики.

Таблица 1 — Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.)

Вид занятия, в котором используется

Число часов, обеспечиваемых изданием

Кол. экз. в библ. НовГУ (на каф.)

Примечание

  1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: Учеб. пособие. — М., 2007.

лекции,

сам. работа

40

14

  1. Гуревич П.С. Психология и педагогика. — М., 2005.

лекции

40

20

  1. Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебник для студ. непедагог. вузов / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. — М., 2010.

лекции,

сам. работа

40

20

  1. Педагогика: Уч. пос. для студентов высших учеб. завед., обучающихся по непедагогич. специальностям / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 2007.

лекции,

сам. работа

40

50

  1. Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 3 кн. — М., 2007. — Кн. 1: Общие основы. — 527 с. Кн. 2: Теория и технологии обучения. — 574 с. Кн. 3: Теория и технологии воспитания.

лекции

сам. работа

40

30

  1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. — Иваново, 2008.

лекции,

сам. работа

40

20

Таблица 2 — Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.)

Вид занятия, в котором используется

Число часов, обеспечиваемых изданием

Кол. экз. в библ. НовГУ (на каф.)

Примечание

  1. Педагогика: Рабочая про рамма / Авт.-сост. О.С. Медведева. — В. Новгород: НовГУ, 2011. — 14 с.

лекции,

СРС

40

эл. вар.

согл. с УМО

  1. Студенту о самостоятельной педагогической подготовке: Метод. реком. к практ. занятиям / Сост. И.Д. Бутузов и др.: НГПИ, — Новгород, 1990. — 107 с.

сам. работа

40

40

  1. Н.И. Никитина. Самостоятельная работа по педагогике. Метод. реком. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непедагогическим специальностям — Новгород: НовГУ, 2010. — 32 с.

сам. работа

40

10

Учебно-методическое обеспечение дисциплины 100 %

Зав. кафедрой педагогики: ____________ С.Н. Горычева

«____"________________ 2011 г.

15