31. нормотивное и индивидуальное в

6.2. Нормативное и индивидуальное в развитии психологических признаков

По современным представлениям, генотип в онтогенезе выполняет Д1 функции: во-первых, типизирует, во-вторых, индивидуализирует развити

190

Общепризнано, что генетические факторы ответственны за форми-0вание единых для всей человеческой популяции признаков (телесной » ганизации, прямохождения, универсальности руки, способности к печевой коммуникации, высшим психическим функциям и т.д.), которые возникли в результате антропогенеза. Они присущи всем здоровым людям и в онтогенезе каждого человека реализуются благодаря консервативной наследственности. Так называется фонд неизмен-Hbix видовых признаков, детерминируемых генотипом и не имеющих межиндивидуальной изменчивости.

Генотип требует для своей реализации определенных условий среды. Его видоспецифическая часть (консервативный фонд наследственности) предусматривает наличие диапазона средовых условий, в которых возможно полноценное развитие человека как представителя Homo sapiens. При этом имеются в виду, с одной стороны, соответствующие видовым требованиям природные, экологические условия, позволяющие удовлетворить базисные потребности организма (в пище, безопасности и т. д.), а с другой стороны — социальные, которые предусматривают необходимую заботу и поддержку со стороны взрослых, общение со сверстниками, возможность присвоения соцального опыта и др. Необходимо подчеркнуть, что нормативное развитие допускает довольно существенные колебания значимых факторов среды, в пределах которых оно возможно.

Однако выход за пределы адаптивных возможностей организма влечет за собой искажение нормативного развития, а в крайних случаях гибель (например, при сильном недостатке йода в окружающей среде возникает эндемический кретинизм).

То же самое касается требований к социальной среде: ребенок, попадающий в социальную изоляцию, лишается возможности реализовать имеющиеся у него видоспецифи-ческие способности к развитию высших психических функций, речевой коммуникации и т.д. Известно, что дети, в раннем возрасте подвергшиеся социальной и когнитивной депривации, обнаруживают существенные отклонения в психическом развитии, в большинстве случаев необратимые. Таким образом, консервативный фонд наследственности и экологически валидные природные и социальные условия среды неразрывно взаимосвязаны.

7 стр., 3244 слов

Роль среды и наследственности в формировании личности

... личности оба подхода. Объект исследование - личность. Предмет исследования – роль наследственности и среды в развитии личности. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие личности. 2. Рассмотреть ... их развития. Развитие человека рассматривается преимущественно как развитие его способностей. С одной стороны, развитие происходит за счет резервных сил генотипа (задатки способностей могут проявляться ...

Наряду с общими, свойственными всем людям соматическими и психологическими особенностями по многим характеристикам существу-ет большая межиндивидуальная вариативность. Она различна для раз-НЬ1х признаков и разных возрастов. Например, отношение максимально-Го и минимального показателя интеллекта в популяции здоровых взрос-ЛЬ1х людей составляет 2,9:1, а у детей 4 лет крайние значения показате-я интеллекта соотносятся как 1,6:1. Как показывают исследования •Пломина с соавторами, общая оценка разнообразия поведения детей ^ает значительный разброс — 34:1. Сказанное подтверждает, что наедаемый в популяции диапазон индивидуально-психологических осо-енностей может быть весьма значительным.

191

Межиндивидуальная вариативность многих соматических и психологических признаков настолько велика, что невозможно встретить двух одинаковых людей (за исключением однояйцевых близнецов, которые однако, при ближайшем рассмотрении также обнаруживают различия).

В дифференциальной психологии, в частности, существует правило, утверждающее, что индивидуальные различия всегда больше групповых {М.С.Егорова, 1997).

Наиболее существенным здесь является то обстоятельство, что указанное разнообразие в значительной степени может определяться наследственностью, поскольку наряду с консервативным фондом генотип каждого человека содержит уникальное, присущее только ему, сочетание индивидуально-специализированных генов. По некоторым данным, 60-70 % генофонда каждого человека индивидуализировано. По образному выражению Р.Пломина, каждый человек — это уникальный генетический эксперимент, который никогда не будет повторен.

Итак, формирование индивидуально-психологических различий в онтогенезе также может быть связано с двумя источниками детерминации: генотипом и средой. В этом случае речь идет о взаимодействии уникальной части генотипа и индивидуально-специфической среды (вариативность последней, однако, не должна выходить за пределы, допускаемые нормативным развитием).

Иными словами, своеобразный в каждом конкретном случае вариант развития (фенотип) любого индивидуального (в том числе и психологического) признака может быть результатом как уникальной генетической конституции, так и уникального жизненного опыта. Следовательно, при анализе генетической детерминации развития человека следует различать два относительно независимых аспекта: формирование нормативных (универсальных, общевидовых) закономерностей и формирование межиндивидуальной вариативности в реализации этих закономерностей, т. е. индивидуальных различий.

Важно подчеркнуть, что применительно к видоспецифическому развитию практически невозможно сказать, в какой степени на ту или иную его характеристику повлияли гены, а в какой степени — среда, поскольку в нормативном развитии эти влияния неразделимы. Как заметил Д.Хебб, спрашивать, насколько данный тип поведения зависит от генетических, а насколько от средовых факторов, — это все равно что спрашивать, насколько площадь поля зависит от его длины, а насколько — от ширины. Однако, когда речь идет об индивидуальных различиях какой-либо психологической характеристики, их причины могут быть достаточно определенно отнесены к среде, или к генотипу, или одновременно к тому и другому источнику вариативности.

4 стр., 1795 слов

Донаучный уровень развития психологии индивидуальных различий

... В.Н., 1998; Нартова-Бочавер С.К., 2003; Штерн В., 1998). Донаучный уровень развития психологии индивидуальных различий Дифференциальная психология имеет и предысторию становления, в ходе которой некоторые ... Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог В. Штерн в своей работе «Психология индивидуальных различий», опубликованной в 1900 г. В течение некоторого времени в качестве синонимов ...

Более того, соотношение генотипических и средовых влияний в формировании индивидуальных различий (в отличие от нормативного развития) является предметом многочисленных экспериментальных исследований, поскольку входит в круг наиболее существенных проблем возрастной психогенетики, или психогенетики развития, — науки, изу-

чающей природу межиндивидуальной изменчивости психологических особенностей человека в процессе онтогенеза.

В то же время в возрастной психологии проблемы индивидуализации развития относятся к числу мало разработанных. Традиционно эта наука была направлена в основном на изучение общих закономерностей развития и возрастных особенностей психики на разных этапах онтогенеза (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Элъко-нин, Ж.Пиаже, Э.Эриксон и др.).

Другими словами, предметом ее изучения были в основном нормативные, или общечеловеческие, закономерности психического развития. Формирование индивидуальных различий рассматривалось не как самостоятельная линия онтогенеза психики, а как проблема соотношения возрастного и индивидуального в психическом развитии. Между тем есть основания полагать, что нормативное развитие и формирование индивидуальных различий имеют различную возрастную динамику, а возможно, и разные механизмы. Так, общепризнано, что познавательное развитие младенца в значительной степени обусловлено темпами биологического созревания, связанными с реализацией генетической программы развития, в то же время индивидуальные различия в познавательном развитии младенцев во многом определяются условиями их жизни (Plomin).

Имея разную природу, детерминанты нормативных закономерностей развития могут не совпадать с детерминантами индивидуальных различий. В частности, по некоторым данным, нормативная генетическая детерминация реализуется в онтогенезе значительно раньше, нежели генетическая детерминация индивидуальных различий.