Психология групп 2

29.02.12

Психология групп

Психология малых групп

Среда обитания воздействует на нас с помощью групп, как правило, малых.

Большие группы — социальные, половозрастные, профессиональные (нет непосредственного личного контакта, но влияние есть).

Отдельный вид в больших группах — стихийные группы.

Малая группа— та первичная среда, где человек получает первую информацию об окружающем мире.

Малая группа (Андреева)— это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов (подчеркнут аспект, что члены группы непосредственно общаются и взаимодействуют друг с другом).

Параметры (элементарные параметры) малых групп:

  1. Состав группы (композиция группы) — члены группы описываются по каким-либо разным параметрам (возрасту, полу, образованию, профессии — в зависимости от того, что нас интересует, что мы исследуем);
  2. Структура группы — взаимосвязи между отдельными субъектами относительно друг друга по некоторым измерениям:
  • Формально-статусное (когда позиции субординированы в системе социальных отношений — например, в штатном расписании);
  • Социометрическое (субординированность в системе межличностных предпочтений — кто больше нравится, кто меньше, а кто совершенно не нравится);
  • Коммуникативное (статус или субординированность в системе информационных потоков — смотрят на то, какие люди самыми первыми и в полном объеме получают информацию, какие после них, какие после и не в полном объеме, а какие получают самыми последними — как быстро и какого качества информация доходит до каждого члена группы);
  • Измерение социальной власти (субординированность по степени влияния в группе — вознаграждающая власть, принуждающая, законная, референтная (власть человека, который всем нравится), экспертная (власть человека, который может то, чего не могут другие, является специалистом в каком-то вопросе, обладает навыками и умениями в какой-то области)).

Все эти измерения, конечно, взаимосвязаны!

8 стр., 3863 слов

Группа как саморазвивающаяся система

... систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Группа является “микросредой” формирования личности. Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп ... , – чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; ... Левин одним из первых изучал феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой ...

  1. Нормы — те правила, которые группа вырабатывает и принимает для регуляции деятельности в группе (какие-то нормы являются общими для всего общества/культуры (общезначимыми), но какие-то являются выработанными в и для конкретной группы);
  2. Санкции (как следствие норм) — механизмы, которые обеспечивают соблюдение норм. Внутригрупповые санкции существуют не для того, чтобы наказать человека за то, что он не так себя повел, а для того, чтобы он сделал так, как нужно — главная функция — обеспечить следования нормам;
  3. Групповая динамика (групповые процессы) — каждая группа проходит в своем развитии какие-то этапы, и эта этапы — очень важный параметр характеристики групп;
  4. Индивид в группе (характеризуется статусом (объективное место в групповой структуре), позицией (субъективное место в группе — то, как человек сам себя представляет), ролью (функции, исполняемые индивидами в группе) индивида в группе).

«Групповая психотерапия», Кьелл Рудестам — много примеров по ролям.

Классификации малых групп:

  1. По характеру направленности активности группы:
  • Инт-группы (активность членов группы направлена внутрь группы, собираются ради друг друга или ради себя);
  • Экст-группы (активность членов группы направлена вовне, на окружающую реальность, они собираются для того, чтобы повлиять на окружающую реальность).
  1. Классификация Хаймана:
  • Референтные/эталонные группы (человек воспринимает эту группу как эталон, пример для себя; он может входить или не входить в такие группы).

    Типы референтных групп:

  1. Нормативная (человек не только одобряет нормы или ценности группы, но и стремится внутрь группы, стремится стать ее членом);
  2. Сравнительная (человек ориентируется на нормы и ценности, но внутрь не стремится — он только сопоставляет зарплату, статус, и пр.);
  3. Негативная сравнительная (та группа, в отношении которой человек находит в явной оппозиции, она для него символ того, что совершенно неприемлемо) (Барни из HIMYM- шутил про Канаду, оказался Канадцем!).
  • Группа членства (человек просто включен в группу, и не важно, разделяет ли он нормы поведения этой группы или нет).
  1. Классификация Мейо:
  • Формальная группа (все параметры группы четко заданы извне; есть официальный набор неких задач, которые должны выполняться членами группы; если какой-то человек выпадает из группы, кто-то займет его место).

    10 стр., 4504 слов

    2. Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире

    ... характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. Индивид- Отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических ... мировоззрении взаимосвязаны познание и ценностные отношения, фиксируемые в обществе как социальная норма, обычай, идеал, традиция или правило. Новые поколения вносят в них ...

    Практически всегда такие группы имеют юридические границы. В такие группы люди собираются, чтобы делать что-то;

  • Неформальная группа (возникают спонтанно, стихийно, нет заданности отношений, из-за личного стремления членов группы к контакту).

    В основе жизни такой группы лежат межличностные отношения. Люди собираются в такие группы, чтобы быть вместе.

  1. Неформальные группы внутри формальных (характеризуют эмоциональную жизнь группы);
  2. Отдельные (вне существующих формальных групп; собирают людей по интересам).

Люди стремятся принять участие в неформальной группе для удовлетворения своих потребностей: в общении, в информации, в самореализации, в ощущении себя защищенным, в одобрении или социальном статусе.

Функции неформальной группы носят компенсаторный характер — если у человека что-то не получается, он входит в неформальную группу. Член неформальной группы рассчитывает на максимальный душевный комфорт, если он его не получает — уходит в другую группу, именно поэтому неформальные группы очень динамичны (большая текучесть).

5 стр., 2464 слов

Группы социального риска в современном российском обществе

... в условиях, где создается прямая угроза здоровью и жизни молодого человека. группа социальный риск молодежь Литература 1. Ключарев Г., Пахомова Е., Трофимова И ... формах. Т.о., вышеперечисленные общности людей, как элементы общества, составляют в целом - социальную группу риска, т.е. группу, находящуюся под непосредственным воздействием совокупности рискогенных ...

Групповые феномены

Социальная фасилитация.Эксперимент: люди на треке, соревнуясь друг с другом, показывают результат лучше, чем если они просто «ездили бы на скорость».

Социальная фасилитация— усиление доминантных реакций в присутствии других людей. В присутствии других людей простые и хорошо знакомые задачи выполняются нами лучше (доминирующая реакция — правильное выполнение); сложные или мало знакомые нам действия будут выполняться хуже (доминирующая реакция в этом случае — невыполнение действия).

Чем больше людей, тем больше социальная фасилитация.

Причины возникновения социальной фасилитации:

  1. Боязнь оценки (мы обеспокоены тем, как нас оценивают другие, хотим показать себя с наилучшей стороны, и это беспокойство отвлекает нас и возникает конфликт);
  2. Наличие врожденного механизма социального возбуждения (этот механизм запускается, когда рядом находятся особи того же вида).

07.03.02

Социальная фасилитация выявляется тогда, когда человек стремится к индивидуальному результату; социальная леностьвыявляется в том случае, когда оценивается групповой результат (отсутствует индивидуальная ответственность).

Социальная леность— тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяются для достижения общей цели.

Существуют, однако, факторы, уменьшающие социальную леность:

  • Если члены группы сплочены, то социальная леность будет ниже (чем ниже сплоченность, тем больше увеличивается социальная леность);
  • Культурный фактор (чем выше степень коллективизма в культуре, тем меньше в ней социальная леность; чем выше степень индивидуализма — тем выше леность);
  • Гендерный аспект (женщины менее социально ленивы, поскольку менее склонны к индивидуализму).

Женщине на уровне инстинкта важна стабильность, консерватизм и желание с кем-то слиться; у мужчины на этом же уровне заложена изменчивость, экспериментаторство, стремление к индивидуальности.

Конформность.

Конформизм — согласование мнения и поведения с большинством (если бы мы были одни, мы бы поступили иначе, но так как мы в группе, мы присоединяемся большинству).

Конформизм— изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. Чем более в культуре выражен коллективизм, тем менее употребляется слово «конформизм» и более часто «социальная сензитивность».

Два вида конформизма:

  1. Уступчивость (внешние действия соответствуют давлению группы, но присутствует несогласие; мы не согласны, но все равно делаем так, как требует группа);
  2. Одобрение (перестраиваем внутренние убеждения в соответствии с социальным влиянием, искренне внутренне перестраиваемся).

Первая серия экспериментов(Соломон Аш) исследовала групповое давление.Испытуемым предлагалось сравнить три отрезка с эталоном. Разница была не в миллиметрах (это было видно ясно).

Когда это задание давалось испытуемым как индивидуальное, все с этим справлялись. Затем менялись условия задания — нужно было сравнить эти отрезки уже в присутствии нескольких человек, и ответ давался после того, как будут выслушаны мнения всех членов группы (они не были знакомы).

В случае ошибки деньги за эксперимент не отбирались (люди не боялись ошибиться).

Также отсутствовало групповое давление. В 37% случаев когда подставное большинство специально говорило неправильный ответ испытуемому, он соглашался с ним.

Стэнли Милграм заинтересовался вопросом о том, поддался ли обычный человек требованию кому-то навредить. В связи с этим была проведена следующая серия экспериментов. Цель эксперимента — выяснить, поддастся ли человек авторитарным указаниям, которые расходятся с представлениями его совести. В экспериментах принимали участие только мужчины. Приходили мужчины, затем к ним приходил еще один (подставной человек).

Им говорили о том, что один из них должен быть учителем, а второй учеником (эксперимент назвали «о влиянии наказания на запоминание»).

Подставной был учеником, а мужчина — учителем. Затем к ученику подключали датчики с электричеством, по которым учитель должен давать ток, когда тот отвечает неверно. Всего было около 50 участников. 63% из них подчинились приказу продолжать давать ток до того, как электричество дойдет до максимума (450 вольт).

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0(эксперимент Милграма).

http://socioline.ru/pages/eksperiment-milgrema-redkij-film-obedience-povinovenie (посмотреть фильм!)

Факторы подчиненияМилграма:

  1. Эмоциональная удаленность от жертвы (меньше сочувствия люди проявляют по отношению к тем, кто для них деперсонализован — кого они не видят, не слышат и пр.);
  2. Близость и законность авторитета (физическое присутствие рядом авторитетного человека заставляет нас подчиняться; если экспериментатор оставлял вместо себя клерка или техника, люди не подчинялись; явно это можно наблюдать в медицине — врач и медсестра);
  3. Освобождающее воздействие группы (конструктивный конформизм) (если кто-то в комнате эксперимента отказался выполнять эксперимент, в 90% случаев испытуемый к ним присоединялся).

«Открыть ящик Скиннера» Лорин Слейтер (посмотреть книгу; вторую главу).

Условия возникновение конформизма:

  1. Размер группы (конформизм возрастает при увеличении количества членов группы до 5 человек, а затем снижается).

    Объясняют этот момент с помощью теории социального вклада— рост влияние с ростом степени близости и размера — до 5 человек, затем каждый последующий вносит в группу меньше, чем предыдущий;

  2. Сплоченность (чем ближе друг к другу члены группы, тем больше вероятность конформизма);
  3. Статус влияющего (на нас больше влияет человек с высоким статусом (звание, должность, одежда), причем, чем ниже наш статус, тем сильнее человек с высоким статусом на нас влияет — чем больше расстояние между влияющим и нами, тем больше мы поддаемся влиянию);
  4. Публичный ответ (если мы вынуждены давать свой ответ публично, вслух, в присутствии других людей, наш ответ будет более конформным, чем если бы мы отвечали публично);
  5. Отсутствие предварительных заявлений (если мы даем ответ пятым, то мы гораздо более вероятно присоединимся к мнению группы; если мы отвечаем первым, а затем выслушиваем другие ответы, мы не будем менять свой ответ — поскольку те, кто меняет свое мнение, кажутся нам ненадежными).

Причины конформизма:

  1. Нормативное влияние (забота о своем социальном имидже) (связано с желанием человека удовлетворить желание других людей, чтобы заслужить их расположение, быть принятым ими, не заслужить неодобрения);
  2. Информационное влияние (желание быть точным) (когда реальность двусмысленна, и мы не знаем наверняка, как правильно, мы признаем суждения других, поскольку они могут служить источником информации).

Фильм «Нюрнберг» — посмотреть.

Факторы, способствующие уменьшению уровня конформизма:

  • Личность (кто-то поддается больше, кто-то меньше, кто-то вообще не поддается);
  • Культурно-исторические факторы.

Наряду с конформизмом существует сопротивление социальному давлению. Оно возникает, когда человек четко осознает, что его пытаются принудить что-то сделать. Люди часто начинают сопротивляться давлению (реактивное сопротивление, эффект бумеранга).

Также, существует тенденция стремиться к неповторимости и уникальности. Очень ярко это проявляется в подростковом возрасте.

Деиндивидуализация

Деиндивидуализация— утрата самосознания и боязни оценки, возникающая в групповых ситуациях, обеспечивающих анонимность. Деиндивидуализация свойственна не только малым, но и большим группам (в них более явно и наглядно).

Условия возникновения деиндивидуализации:

  1. Размер группы (чем больше группа, тем сильнее выражена деиндивидуализация).

    Здесь дело также в месте, где событие происходит (ситуация большого города сама по себе предусматривает деиндивидуализацию и обезличенность; Большой город — как группа без размера);

  2. Физическая анонимность;
  3. Возбуждающие совместные действия в группе (эксперимент «чу-чу»);
  4. Ослабление самосознания (психоактивные вещества).

Лидерство

Явления лидерства и руководства есть воплощения власти, во многом обуславливают координацию и организацию для достижения членов группы. В зарубежной литературе leadershipобозначает и лидерство, и руководство. В отечественной психологии эти понятия разводят:

Руководство

Лидерство

Социальный феномен, руководствует в сфере формальных отношений;

Психологический феномен в системе неформальных отношений;

Основа феномена — полномочия власти;

Основа — межличностное влияние;

Стабильный феномен;

Нестабильный феномен (во многом зависит от настроения);

Осуществляется в определенной системе санкций;

Лишен «санкций», всё зачастую происходит «как получится»;

Позиция опосредована различными документами;

Позиция почти ничем не опосредована;

Сфера деятельности — не только малая группа, но и области за ее пределами;

Сфера деятельности — малая группа;

Руководство — назначенный феномен.

Лидер никем не назначается формально.

Сходства:

  • Лидерство и руководство — две стороны одного процесса — управления;
  • Отношения в обеих ситуациях — вертикальные.

Лидер выдвигается для организации группе при решении задачи (обычно в конкретной ситуации), принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы подстраиваются под ситуацию, когда он будет вести, а они будут ведомыми. Мера влияния лидера на группу — не постоянная величина. Иногда понятие лидера приравнивают к понятию «авторитет», но это не совсем верно. Авторитет может быть примером для группы, но совсем не обязательно будет брать на себя организацию и решение задач.

Подходы к рассмотрения лидерства:

  • Харизматические теории лидерства. Лидера обладают определенным общим для них набором личностных качеств. Если выявить эти качества, то люди смогли бы развивать их в себе. Однако, слишком большой набор черт препятствовал тому, чтобы создать список качеств.
  • Поведенческий подход. Внутри этого подхода пытались определить набор поведенческих характеристик лидера. Эффективность руководителя/лидера определяется его поведением.
  • Ситуационный (ситуативный) подход. Попытки рассмотреть дополнительные ситуационные факторы (подчиненные, характер задания, среда).

14.03.12

Поведенческий подход.

В основном исследовался западными психологами; в их работах зачастую нельзя развести лидерство и руководство.

В рамках этого подхода рассматривались стили лидерства — привычные манеры поведения по отношению к своим подчиненным или последователям, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению цели. По традиционной системе классификаций, предложенной Куртом Левином, выделяется три стиля:

  • Авторитарный (голос лидера/руководителя — решающий, управление происходит в виде неких распоряжений, поступающих членам группы; субъективизм, сухость тона; возможно, что авторитарный лидер ставит членам группы только текущие задачи, не информируя их о перспективах; авторитарное руководство не требует от членов группы особого напряжения);
  • Демократический (позиция лидера/руководителя — не над группой, а внутри нее; его голо не то чтобы не решающий, но группа имеет возможность рассмотреть его и принять какое-то групповое решение; тон товарищеский, советы, оценки, объяснения; лидер/руководитель делит ответственность с членами группы; члены группы видят перспективу, дела планируется; в повседневных делах это, пожалуй, самый эффективный тип лидерства);
  • Либеральный (всё пускается на самотек — работа в группе складывается из интересов отдельных участников; позиция такого лидера/руководителя незаметна, находится в стороне).

Ситуационный подход

Лидер— продукт ситуации (время, место, обстоятельство); он в конкретной ситуации смог актуализироваться лучше других. Черты и свойства лидера — относительны. Однако, конечно, есть определенныезакономерности:

  • Скорее всего, если человек лидер в одной ситуации, он будет лидером и в другой;
  • Если человек проявил себя лидером в какой-то ситуации, то остальные люди будут считать его лидером вообще.

Теория жизненного цикла Бланшарда

Самые эффективные стили лидерства зависят от зрелости исполнителя (коллектива).

Важные для лидерства аспекты:

  • Ответственность;
  • Мотивация;
  • Способности.

Степень зрелости группы будет определяться ситуацией.

4 стиля лидерства, взаимосвязанные с уровнем зрелости исполнителей:

  1. Давать указания (в ситуации низкой зрелости группы; когда нет ни желания, ни ответственности, ни особых возможностей).

    Инструкции, руководство, строгий контроль;

  2. Продавать (в равной степени важна ориентация и на задачу, и на отношения, поскольку группа хочет, но не может — группа средней степени зрелости).

    Руководитель дает инструкции, ориентируясь на задачи, поддерживает мотивацию членов группы, чтобы они и дальше хотели делать что-то, несмотря на то, что не могут;

  3. Участвовать (члены группы могут, но не хотят исполнять и брать ответственность — умеренно-высокая зрелость группы).

    Предлагается в высокой степени ориентироваться на отношения и в низкой на задаче. Члены группы, вроде бы, должны участвовать в принятии решения. Задача лидера — предоставить членам группы возможность участвовать в принятии решений;

  4. Делегировать (высокая зрелость группы — и могут, и хотят).

    Низкая степень ориентированности и на задачи, и на отношения.

В зависимости от ситуации лидер должен демонстрировать все 4 стиля лидерства.

Системный подход

Лидерство — отношения между людьми, а лидер — субъект управления этими отношениями.

Феномен принятия группового решения

Групповая задача — некий объект принятия группового решения.

Типы задач:

  • Продуктивные (необходимо в результате обсуждения получить какой-то творческий продукт);
  • Дискуссионная (нужно обсудить и выработать решение или некую панораму решений);
  • Проблемные (группе дается проблема, а она должна ее решить).

Характеристики задачи будут влиять на процесс принятия группового решения. Например, когда решается продуктивная задача, в первую очередь рассматривается оригинальность идей; в случае дискуссионной задачи — включенность всех членов группы в дискуссию; в случае проблемной задачи — ориентация на действия (что нужно сделать, чтобы решить задачу).

Роль группового обсуждения в принятии решений начал изучать Курт Левин во время Второй Мировой Войны. В результате эксперимента он выявил, что групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции, и тем самым позволяет участникам увидеть разные стороны проблемы. Более того, если решение является логическим выводом из групповой дискуссии, оно принимается членами группы, поскольку превращается в групповую норму (несмотря на то, что члены групп могут друг друга не знать).

Дальнейшие исследовали велись на тему того, в каких же формах нужно проводить групповые дискуссии, чтобы они стимулировали решения. Формы групповых дискуссий:

  • Совещание (все высказались, и было выбрано мнение, наиболее подходящие в данной ситуации);
  • Мозговой штурм (необходимо хорошо знать членов группы, ориентироваться в их наклонностях и способностях, чтобы разбить группу на 2 части: одна часть генерирует идеи, а вторая их критикует).

    В его результате должен появиться некий набор вариантов решения задачи/проблемы;

  • Синектика (метод соединения разнородного).

    Наиболее четко формулируются противоположные мнения. Синектика хороша при решении дискуссионных задач — группы должна вроде как отбросить крайности и принять среднее от индивидуальных решений.

«Сдвиг рисков».Общий принцип — групповое обсуждение усиливает первоначальное мнение. В итоге феномен был переименован в «групповую поляризацию» — изменение решения членов группы, вызванное влиянием группы.

Информативное влияние: информация, собранная в процессе обсуждения, по большей части усиливает поддержку вашей точки зрения. Складывается некий банк идей.

Нормативное влияние: мы более уверены в своем решении, если оно пользуется социальной поддержкой, мнение высказывается более четко.

Огруппление мышления (на семинар).

Какое решение более ценно — групповое или индивидуальное? Некоторые задачи лучше не решать в группе, но есть такие задачи, в которых присутствие другого человека при принятии решения очень помогает.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector