ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ
1. Нарушения отношений ребенка и взрослого как первоисточник социальной дезадаптации.
2. Оптимизация социальной ситуации путем дифференцированного обучения.
3. Ранняя профессиональная ориентация как поиск сферы самореализации подростков.
• Основным источником психогений и дезадаптации у подростков является семья. Это может происходить по многим причинам.
Во-первых, велика зависимость ребенка от семьи. В семье удовлетворяется значительная часть его потребностей, в том числе и материально-бытовые, потребности в эмоциональной поддержке, любви, симпатии. Неудовлетворение их в семье порождает скрытую или явную семейную неудовлетворенность, нервно-психическое напряжение, тревогу.
Во-вторых, велика роль семьи в осуществлении социального контроля за поведением подростка. В подростковом возрасте ряд психических механизмов, необходимых для самостоятельного поведения в качестве взрослого члена общества находится в стадии формирования. Неспособность семьи выполнить эту функцию ведет как к нарушению его поведения, так и нарушениям в развитии личности.
В третьих, подросток вступает в этап интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, расширяется крут его общения, нарастает связь с неформальными группами, школой. Все это происходит в условиях бурных физиологических, психологических и социальных перемен организма и личности подростка. Поэтому в этот период подросток нуждается в направляющей и консультирующей помощи семьи. Неспособность семьи справиться с этой задачей ставит ребенка в трудное и, уязвимое положение, обусловливая дезориентацию в социальной действительности, обезоруживая его перед лицом различных трудностей и противоречий. Поэтому семейная психотерапия и психокоррекция являются одним из главных методов психологической помощи.
• Неблагополучность социальной ситуации развития ребенка может быть детерминирована не только сферой семейных отклонений, но и школьными проблемами. Ситуация может быть расценена как абсолютно неблагоприятная, если ребенок обучается по программе, не соответствующей его интеллектуальным возможностям.
На практике часто происходит следующее: если ребенок не усваивает программу, но не мешает, это не является основанием исключения из школы. Его просто переводят из класса в класс. Часто на этом убедительно настаивают родители. На практике это означает, что детей с умственной отсталостью, речевыми нарушениями, инфантилизмом, задержкой психического развития обучают по несоответствующей программе, неподготовленные к этому педагоги и воспитатели. А семья, внешне благополучная, обращается тогда, когда социальная дезориентация стала очевидной и для родителей. Поэтому необходима ранняя диагностика и выявление таких детей.
Составить схему взаимодействия социального педагога с субъектами ...
... детей и подростков. 59 Практические задание №1 1. Составить схему взаимодействия социального педагога с субъектами воспитания и социальной защиты детей и подростков в школе. СОЦИАЛЬНЫЙ ... в преодолении «педагогической запущенности» и школьной дезадаптации; 3) формирование мотивации к обучению; 4) ... профилактике безнадзорности и преступлений, - по реабилитации семей состоящих на КДН, - по итогам работы ...
Главным новообразованием подросткового возраста есть чувство взрослости, стремление к самоутверждению. Так сложилось, что хорошая учеба есть аналог социально-одобряемого поведения подростка. И те, кто учится плохо, неминуемо чувствуют себя неполноценными. II ищут другие формы самореализации. Чем мент-ше возможности самореализоваться в деятельности социально-одобряемой, тем вероятнее, что они будут искать успеха в другой асоциальной сфере: «Человек формируется в деятельности, а деятельность формирует сознание» (Леонтьев А.Н.).
В этом плане ранняя профессиональная ориентация — это спасательный круг, который, позволяет обойти асоциальную сферу.
При наличии невысокого интеллекта и выраженной педагогической защищенности рекомендуется как можно более раннее направление в ПТУ. Обучение практической профессии, привитие трудовых навыков должны являться для подростков более адекватным видом реализации стремления к самостоятельности. Тем более, как правило, дети, которые плохо учатся. сами стремятся уйти из школы и пойти работать, даже если бюджет семьи этого не требует. Родители же, наоборот, выступают против, чем задерживают становление личности ребенка.
При выборе профессии у подростков акцентуантов надо знать показания и ограничения, связанные с особенностями их характерологического развития.
Неустойчивый акцентуант требует постоянного контроля с армейской дисциплиной, где могут формироваться волевые качества. Для гипертима важна разноплановость деятельности, новые задания, которые он будет решать самостоятельно и добросовестно.
Эпилептоидам очень подходит деятельность, которая требует однообразия, четкости, усидчивости. Интероидам можно рекомендовать ту сферу деятельности, где они будут в центре внимания.
Таким образом, можно предположить следующие факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом-возрасте:
— неблагоприятность средовых условий, в первую очередь, семьи;
— преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
— низкий уровень познавательной активности и интеллектуальных предпосылок.
Среди профилактических мероприятий можно выделить такие:
Социально-нравственные представления детей старшего дошкольного ...
... адекватной социально-нравственной модели поведения на музыкальных занятиях. Объектом исследования явились социально-нравственные представления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В качестве предмета изучения выступали педагогические условия ...
— активное выявление социально неблагополучных семей для оказания своевременной помощи детям с ранними формами социально-педагогической запущенности и проведение ряда социальных мероприятий в отношении таких детей;
— правильная ориентация педагогов и воспитателей для выявления детей с ранними признаками патологии поведения;
— для детей с ЗПР и олигофренией адекватные условия обучения, препятствующей появлению микросоциальной и педагогической запущенности и психологических отрицательных реакций на школу:
— адекватная профессиональная ориентация как реализация стремления к самостоятельности.
В заключении хотелось бы отметить следующее: есть такое понятие — социальная ниша.
Это та форма жизнедеятельности человека, в которой он чувствует себя психологически комфортно, то есть, не вступает в противоречие с социумом. Суть социальной адаптации аномального ребенка состоит в том, чтобы подогнать его под стандарт нормы, а помочь найти ему свою социальную нишу. II совсем плохо, когда к социальной дезадаптации приходит здоровый ребенок в результате неправильного педагогического влияния взрослых.