Психологическая подготовка боксера 2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры»

Челябинский колледж физической культуры ФГБОУ ВО «УралГУФК»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Бокс

Психологическая подготовка боксера

Выполнил: студент 32 группы

Зубехин Д.А.

Челябинск 2016

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты психологической подготовки боксера

1.1 Сущность и значение психологической подготовки спортсмена

1.2 Направления психологической подготовки боксеров

1.3 Психическое состояние боксера в предстартовый период

Глава 2. Методические аспекты организации психологической подготовки боксеров

2.1 Методика психологической подготовки боксеров

2.2 Методики преодоления негативных эмоциональных состояний в процессе соревнований

2.3 Методики диагностики эмоционально-психологического состояния боксеров

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена. Чем ответственнее соревнование, тем напряженнее спортивная борьба, тем большее значение приобретает психическое состояние и особенности личности спортсмена. В этих условиях обычно побеждает тот, кто лучше психологически подготовлен к выступлению в каждом конкретном соревновании. Эмоциональная свежесть, уровень развития психомоторных процессов, честолюбивые мотивы и ряд других факторов готовности нередко приводят к победе над физически, технически и тактически более сильным соперником.

Бокс предъявляет чрезвычайно высокие требования к психологической стабильности игрока, т.к. в этом виде спорта психические нагрузки особенно влияют на успешность соревновательной деятельности.

Соревнования — это всегда стресс. Стрессовые состояния в спортивном процессе не возникают естественным образом. Они зарождаются на стадии подготовки. Весь предсоревновательный процесс связан не только в совершенствовании своего технического мастерства, но и в каждодневной физической и психической подготовки. Режим дня, правильное и особое питание до и во время соревнований, умение восстанавливаться после многочасовых турниров и готовить себя к следующим испытаниям и т.д.

18 стр., 8747 слов

Психологические особенности личности спортсмена-боксера

... физических качеств, но и психологических качеств спортсменов. Все вышеизложенное обусловливает актуальность разработки проблемы изучения психологических особенностей личности спортсмена-боксера. Цель курсовой работы: выявить психологические особенности личности спортсмена-боксера. ... характеристик личности спортсмена зависит успешность его выступлений на соревнованиях и уровень подготовки к ним. ...

Основополагающий момент психологической подготовки — саморегуляции спортсмена-боксера. Уровень физической подготовленности и психических качеств может оказывать как решающее, так и второстепенное, положительное или отрицательное влияние на ход соревнований, способствовать победам или явиться причиной поражений.

Психологическая подготовка — важный раздел в подготовке спортсменов к соревновательной деятельности. Впервые проблема психологической подготовки спортсмена была выдвинута в советской психологии спорта в 1956 г. на 1 Всесоюзном совещании по психологии спорта. Естественно, и до этого в учебно-тренировочном процессе использовались отдельные разделы психологической подготовки. Но именно с 1956 г. этот раздел подготовки стал рассматриваться как составной в комплексном педагогическом процессе и получил название психологической подготовки.

В отечественной психологии спорта разработаны научно-обоснованные рекомендации, касающиеся различных аспектов психологической подготовки спортсменов (А.В. Родионов, Б.А. Вяткин) и разработаны приемы психопрофилактических и психокоррекционных воздействий (В.Л. Марищук, Л.Д. Гиссен, Ю.Л. Ханин, Г.Д. Горбунов, А.Б. Алексеев).

При значительном числе исследований и методических работ по психологической подготовке в спорте необходимо отметить, что одной из проблем теории и практики бокса остается отсутствие разработанной методики саморегуляции спортсменов.

Объект исследования — процесс подготовки боксеров.

Предмет исследования — методика психологической подготовки боксера.

Цель исследования — рассмотреть методы психологической подготовки спортсмена боксера.

Задачи исследования:

  1. Описать сущность психологической подготовки спортсменов.
  2. Показать направления психологической подготовки боксеров
  3. Описать специфику психического состояния боксера в предстартовый период
  4. Изучить методические аспекты организации психологической подготовки боксеров

Методы и организация исследования: анализ специальной литературы.

Глава 1 Теоретические аспекты психологической подготовки боксера

.1 Сущность и значение психологической подготовки спортсмена

Результат выступления спортсмена на соревнованиях зависит от эффективности построения интегральной подготовки: технической, тактической, физической и психологической. Рассмотрим более подробно вопрос психологической подготовки в бильярдном спорте.

В ходе соревнований величина стрессов, которые испытывает спортсмен, постепенно увеличивается, особенно при достижении достаточно высоких результатов. Спортсмены, у которых тревога выражается в непосредственных агрессивных действиях, обычно не добиваются высоких спортивных показателей. Это относится и к индивидам, которые не способны владеть собой и управлять своим эмоциональным и физическим состоянием во время стресса [8, с.20].

8 стр., 3599 слов

Психологические подходы к исследованию языка и речи

... диалог – двустороннего обмена информацией. Исторически диалог – первичен. Монологическая речь требует более тщательной подготовки, она развернута во времени и более структурирована. По способу фиксации информации выделяют ...

Для регуляции эмоционального состояния спортсмена используется психологическая подготовка.

Психологическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них [11, с.23].

Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели [7, с.36].

Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой — неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой — позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.) [8, с.33].

Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения.

5 стр., 2243 слов

Психологическое сопровождение профессиональной деятельности спортсменов

... психологического сопровождения профессиональной деятельности спортсменов и подвести некоторые итоги его осуществления на примере хоккейной команды. Психологическое сопровождение спортсменов Стоить отметить, что подготовка спортсменов ... адаптации, фактором не только физического, но и интеллектуального развития. Двигательная активность благоприятно воздействуют на перцептивные, мнемические и ...

Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию [1, с.21].

Ниже перечислены основные виды деятельности психолога в процессе психологической подготовки[9, с.40]:

оценка текущего уровня психологической подготовленности (базовая психодиагностика);

разработка индивидуальной программы воздействий (программирование психологической подготовки);

организация обратной связи о состоянии спортсмена (мониторинг и оперативная диагностика);

применение при необходимости дополнительных мероприятий (коррекция);

создание адекватного психического состояния (настройка);

управление психическим состоянием спортсмена в соревнованиях (секундирование);

компенсация негативных последствий (восстановление).

Психическая подготовка в виде последовательных воздействий представляет собой один из вариантов управления совершенствованием спортсмена, в случае же применения воздействий самим спортсменом она является процессом самовоспитания и саморегуляции [7, с.56].

.2 Направления психологической подготовки боксеров

Бокс как вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к психике спортсмена. Значительно легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психической. Не о всяком боксере можно сказать что он «боец», даже если он обладает высокой техникой, тактикой и физической подготовкой [2, с.11].

Особенностью психологической подготовки в единоборстве являются:

  • ответственность перед коллективом за личные действия;
  • большое количество сильных сбивающих факторов во время соревнований;
  • сильно выраженные компоненты спортивного мастерства и их взаимодействия для достижения цели (техника, тактика, физическая и психологическая подготовки);
  • сложности турниров (перерывы между боями не дают возможности полностью восстановить организм, большое количество турниров, контроль над массой тела, профилактика травм и др.).

Состояние психологической подготовленности играет особую роль, зачастую является решающим в схватке. Спортсмен, не умеющий совладать с чрезмерным возбуждением накануне выхода на ринг, неуверенный в своих силах, вовремя боя не сможет быстро мобилизоваться и разумно действовать. Наоборот, если боксер хорошо психологически подготовлен, спокоен, уверен в себе, легко управляет своим настроением и действиями в бою, он и при сильно действующих факторах (пропуске сильного удара, неудачах в атаках и т. п.) сумеет мобилизоваться, правильно оценить обстановку, учесть возможности свои и противника и успешно решить тактические и технические задачи. Не надо забывать, что боксер, участвуя в турнире, который длится до 12 дней, имеет три-четыре боя и должен быть психологически готов к каждому из них.

10 стр., 4928 слов

Психологические особенности подготовки и проведения деловых переговоров

... общения. Непосредственное общение уменьшает возможность обдумывания, что увеличивает значимость этапа предварительной подготовки к переговорам и использование уже наработанных переговорных стратегий и тактик. По ... Исходя из вышесказанного, в процессе переговоров можно выделить три основные стадии: - подготовка к переговорам; - процесс их ведения; - анализ результатов переговоров и выполнение ...

При психологической подготовке боксера на первый план выдвигаются его индивидуальные качества; поэтому тренер должен быть достаточно эрудирован в области психологии, педагогики, физиологии и врачебного контроля с тем, чтобы досконально изучить своего подопечного и наиболее индивидуализировать подготовку с учетом его способностей и условий их развития [2, с.12].

Важную, а может даже решающую роль в этом аспекте играет тренер. Именно он должен следить за состоянием спортсмена и по мере поступления проблем решать их сообща.

Условно психологическую подготовку бойца можно разделить на два этапа:

) Подготовка на регулярных тренировках (общая подготовка) [5, с.55].

Основные задачи общей психологической подготовки [20, с.11]:

  1. Воспитание моральных черт и качеств личности спортсмена.
  2. Формирование спортивного коллектива и психологического климата команды.
  3. Развитие процессов восприятия, в том числе формирование и совершенствование специализированных видов восприятия, таких как «чувство дистанции», «чувство партнера», «чувство ринга», «чувство времени».
  4. Развитие внимания, в частности, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения.
  5. Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности быстро и правильно оценивать боевую ситуацию, принимать эффективное решение и контролировать свои действия.
  6. Развитие способностей управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самого боя.
  7. Развитие волевых качеств.

Важной задачей любого тренера привитие боксёру постоянного стремления к совершенству. Только в этом случае можно достигнуть действительно больших высот. Боксёр должен осознавать, что, только достигнув совершенства, он сможет стать лучшим. Отрабатывая на тренировках различные техники, тренер должен чётко указывать на сильные и слабые стороны, чтобы боксёр понимал, над чем ему предстоит поработать, а что является его коронкой. Зная свои силы, спортсмен будет более уверен в себе, а это хорошо сказывается на эмоциональном состоянии.

8 стр., 3962 слов

Психологическое поведение спортсменов

... рассматривают как уникальную целостную систему, способную к общению с другими личностями. Психологические составляющие эффективного профессионального контакта. Взятые вместе инновационная педагогика и гуманистическая ... третий язык общения. Напряжение, печаль, тоска, грусть, злость - неблагоприятные состояния для самоценности. Если самоценность чуть опустошена, то человек нормально функционирует. ...

Выработка волевых качеств у боксеров — одна из основных задач тренера. В связи с этим необходим творческий подход к обучению спортсменов, способствующий развитию целеустремленности, настойчивости, инициативности, сознательной дисциплины. Волевой боксер быстрее и успешнее совершенствует свои физические качества и спортивное мастерство. Волевая подготовка — процесс двухсторонний: с одной стороны, спортсмен является объектом воспитательного воздействия тренера и коллектива, с другой — активным субъектом этого процесса. Уверенное ведение боя, решительность в действиях, неожиданные и смелые атаки — основа боевых действий боксера. Тренеру следует развивать у воспитанников сильный характер. Нередко на ринге встречаются бойцы со схожей технической и тактической подготовленностью, встречу выигрывает тот, у кого сильнее воля. Без сильной воли нельзя добиться высоких спортивных результатов. Следует помнить, что психологическая подготовка спортсменов должна быть связана с физической, технической и тактической [17,с.42].

Специальную психологическую подготовку боксеров к конкретным соревнованиям можно условно разделить на пять этапов:

психологическая подготовка на предсоревновательном этапе тренировки;

психологическая подготовка к бою;

психологическое воздействие во время боя;

психологическое воздействие после окончания соревнований.

Психологическая подготовка на предсоревновательном этапе тренировки

Продолжительность этого этапа соответствует промежутку времени от начала предсоревновательного сбора до сообщения результатов жеребьевки на соревнованиях.

К числу основных задач этапа следует отнести следующие:

.Осознание боксерами особенностей и спортивных задач предстоящих соревнований.

Весьма важным в этот период является формирование общественно значимых и личных мотивов успешного результата выступления. Под влиянием тренера и всего коллектива (сбора) боксер должен подлинно, а не формально осознать важность успеха в соревнованиях для всей страны, республики, города, спортивного и трудового коллектива, своей семьи.

.Изучение конкретных условий соревнований.

В начале сбора тренерский состав должен сообщить о сроках, положении и месте проведения соревнований, количественном составе участников, об основных претендентах среди команд соперников, о климатических и временных условиях, реакции болельщиков и др.

.Изучение особенностей будущих соперников и их учет в тренировке.

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...

На предстоящие национальные, а иногда и международные соревнования дается определенная информация о соперниках. С этой целью обычно тренеры и боксеры ведут постоянно пополняющийся учет о всех ведущих или перспективных спортсменах в интересующих их весовых категориях [20]. В случае, если тренер уже видел выступления соперника, он сможет дать конкретные советы по поводу тактики ведения боя, а так же информировать о способностях и слабых сторонах оппонента. В этой ситуации крайне важно придерживаться золотой середины. Нельзя приуменьшать достоинств соперника с целью поднятия боевого духа и придания уверенности в себе подопечному, так как будет риск недооценки соперника, что приведёт к нежелательному результату. Однако, не нужно и восхвалять его, иначе боксёр выйдет на ринг уже морально побеждённым. В информативной манере разъяснить сложившуюся ситуацию и путём анализа выработать правильную тактику — вот оптимальный вариант для правильного психологического настроя бойца. В случае, если соперник — новая фигура, о которой нет никакой информации, подготовиться морально сложнее [8,с.13].

Если же по каким-то причинам соперники неизвестны, то необходимо всеми возможными способами узнать о них как можно больше. Для этого необходимо встретиться с тренерами и боксерами, которые участвовали в различных соревнованиях, где выступали предполагаемые соперники. Необходимо узнать, что собой представляет соперник, его особенности, манеру ведения боя, техническую подготовленность, «психологическую устойчивость», излюбленные приемы, применяемые им в бою, недостатки и слабые стороны подготовки.

.Формирование уверенности в своих силах.

Влияние психических состояний боксера на его действия определяется перестройкой психологических и физиологических процессов в организме. В одних случаях боксеры испытывают эмоциональный подъем, уверенность в своих силах, что повышает готовность организма к выполнению предстоящих спортивных действий, в других — возникает перевозбуждение или апатия, неуверенность, боязнь поражения, которые снижают готовность и возможности спортсмена.

.Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предсоревновательной подготовкой и соревнованиями.

В процессе предсоревновательной деятельности на боксера действуют различные стрессоры, связанные с максимальной нагрузкой, травмой и заболеванием, эмоциональным воздействием и т.д. [9,с.23]

Психологическая подготовка вовремя секундирования. В перерыве между раундами у тренера есть возможность вносить коррективы в действия боксёра, основываясь на наблюдениях во время боя. В данной ситуации очень важно внушать боксёру уверенность, как бы не обстояли дела на самом деле. Заставить бойца поверить в свои силы и давать грамотные наставления по поводу того или иного аспекта боя. Тренер должен быстро и чётко донести до подопечного, какие слабости он увидел в противнике, и как можно их использовать. Уверенность и профессионализм тренера обязательно благотворно повлияют на психологическое состояние боксёра. В случае победы над соперником, обязательно нужно закрепить успех похвалой, для того, чтобы в будущих встречах с этим оппонентом боец уже имел психологическое превосходство. Если же боксёр проиграл бой, нужно подбодрить его, но в обязательном порядке разобрать все ошибки, которые он допустил, чтобы он понял, что их устранение приведёт к победе [17].

8 стр., 3581 слов

Психологическая подготовка к соревнованиям

... А когда вы что-то осознаете – вы можете это изменить. Психологическая подготовка к соревнованиям Планирование результата. Что полезного в планировании результата? Польза в том, что это ... что в нынешней спортивной психологии много диагностики и много приемов саморегуляции психоэмоционального состояния без учета индивидуальных особенностей спортсмена, без учета особенностей определенного вида спорта и ...

Итогом психологической подготовки боксера должно явиться состояние психической готовности, которое находит свое выражение в максимальной мобилизованности спортсмена, отдаче всех сил для достижения наилучших результатов в соревнованиях.

.3 Психическое состояние боксера в предстартовый период

С приближением соревнований эмоциональное возбуждение и тревожность у боксеров возрастают, достигая своего апогея к моменту жеребьевки. Учитывая олимпийские принципы проведения соревнований, когда каждый бой может оказаться последним, жеребьевка во многом определяет успешность всего выступления в соревнованиях. Обычно боксеры с напряженным нетерпением ждут тренера, после жеребьевки внимательно следят за его поведением (с каким настроением пришел, как и с какой интонацией, мимикой и комментариями сообщил итоги жеребьевки).

Тренер, проанализировав обстановку, предшествующую началу соревнований, жеребьевку, зная силы и возможности своего боксера и его противников, результаты их предыдущих выступлений и прочее, должен заранее подумать, в какой форме лучше информировать своего подопечного.

После жеребьевки, когда боксеру становятся известны противники, психоэмоциональное напряжение спадает и становится более конкретным. Тренер совместно с боксером составляет примерную тактику проведения всего турнира, но особое внимание уделяет подготовке к первому бою. В день боя напряжение вновь заметно повышается и достигает максимума в последние 30-40 минут до момента выхода на ринг [20].

На психическое состояние боксера перед боем могут влиять различные факторы: высокий ранг соревнований, значимость результатов выступлений, чрезмерная установка руководителей только «на выигрыш», обстановка соревнований, титулы и звание противника, неудобная манера ведения боя соперника, боязнь поражения (нокаутом, ввиду явного преимущества, невозможности продолжать бой), неспортивное поведение соперника и его тренера, предвосхищение и переживание возможных боевых ситуаций и др.

Под влиянием этих факторов у боксера могут развиваться различные виды психического предстартового состояния, во многом влияющие на его действия в бою. Отрицательными психическими состояниями перед боем являются предстартовая лихорадка, предстартовая апатия, состояние самоуспокоенности.

Предстартовая лихорадка характеризуется чрезмерным уровнем эмоционального возбуждения, что проявляется в сильном волнении, быстрой смене эмоций, противоположных по содержанию, импульсивности, суетливости, раздражительности, повышенной речевой активности, потливости, невозможности сосредоточиться на предстоящем бою и т.п.

Предстартовая апатия — противоположное предстартовой лихорадке состояние. Пониженная возбудимость, выражающаяся в вялости всех психических процессов, сонливость, отсутствие желания боксировать, полное безразличие к исходу боя, упадок сил и неверие в свои силы, резкое ослабление процессов восприятия, внимания, мышления, скованность движений и замедленность реакций, состояние угнетенности, необщительности. Внешне данное состояние проявляется в снижении мышечного тонуса, бледности кожных покровов лица, появлении холодного пота, сухости во рту и т.п. [17, с.55].

28 стр., 13959 слов

Исследование эмоционального компонента психической готовности ...

... в контексте оптимальной боевой готовности спортсмена к соревнованиям. 2. Разработать конкурсно-юмористическую концертную программу “Мы – отряд!” – как ключ регулирования уровня эмоционального состояния. 3. Исследовать уровень эмоционального возбуждения ...

Состояние самоуспокоенности — характеризуется отсутствием готовности к волевым напряжениям, переоценкой своих возможностей, недооценкой сил противника и т.д. [17, с.50]

Имеется множество промежуточных предстартовых состояний. Важно, чтобы каждый боксер знал свой оптимальный уровень эмоционального возбуждения, его внутренние и внешние проявления и умел входить в это состояние при помощи специальных приемов, формирование сложного психофизиологического оптимального боевого состояния (ОБС) происходит индивидуально под влиянием практики спортивной деятельности в результате анализа и сравнения способов подготовки перед боями и успешностью выступления в них [18, c.13].

Для ОБС характерны следующие особенности: общий эмоциональный подъем, бодрость, воодушевление, внутренняя собранность и сосредоточенность на предстоящем бое, уверенность в своих силах, обострение процессов восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения и представления. У боксеров возникает чувство легкости и одновременно силы и быстроты при передвижениях и нанесении ударов, специфические ощущения («чувство дистанции», «дифференцировка силы удара», «чувство партнера» и др.).

Общее время психологической настройки перед боем обычно составляет от 45 до 90 минут и зависит от психологических особенностей нервной системы боксера и проявлений психоэмоциональной напряженности в каждом конкретном случае. Для спортсменов с инертной и сильной нервной системой настройка на бой требует больше времени, чем для боксеров со слабой и подвижной нервной системой [20, с.45].

Таким образом, можно констатировать, что психологическое состояние человека всегда сказывается на его действиях. В боксе это явление крайне важно. Психологическое состояние боксёра перед предстоящим поединком должно быть стабильным, иначе, каким бы мастером он не был, они рискует проиграть даже слабому сопернику.

История знает множество случаев, когда именитые боксёры с огромным опытом и высоким статусом проигрывали бои гораздо более слабым соперникам. Одной из основных причин тому являлось неправильное психологическое состояние. Боксёр чувствует скованность и неуверенность, так как не сосредоточен на бое, потому что ему мешают какие-то внутренние проблемы.

Все разделы подготовки боксера (техническая, психологическая, тактическая и физическая) взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но в таком жестком единоборстве, как бокс, психологическая подготовленность является основой всего. Это мнение разделяют многие ведущие тренеры современности.

Глава 2. Методические аспекты организации психологической подготовки боксеров

.1 Методика психологической подготовки боксеров

Основными задачами психологической подготовки к соревнованиям являются:

  • повышение психологической устойчивости спортсмена в условиях соревновательной деятельности;
  • стимуляция боксера к достижению высоких спортивных результатов;
  • формирование умения побеждать в любых условиях соревновательной борьбы;
  • выработка индивидуального стиля борьбы [13, с.78].

Для успешной психологической подготовки боксера, т.е. развития волевых качеств, разработана методика индивидуальной подготовки.

. Постепенное увеличение степени трудностей, которые боксер должен преодолевать во время тренировки и соревнований. Условия тренировки должны постоянно усложняться — до такой степени, чтобы эмоциональный накал и физическая нагрузка соответствовали условиям реального боя.

. Усложнение координационных упражнений — в разнообразные акробатические упражнения постепенно добавляются новые элементы, можно увеличивать их количество и интенсивность:

  • игровые упражнения. В игре за ограниченное время нужно набрать необходимое количество очков можно усложнять условия игры;
  • сложные серии ударов и защит, сочетающиеся со сложными передвижениями. Темп и интенсивность выполнения движений в серии могут меняться. Увеличение количества и продолжительности раундов, интенсивности работы, можно применять спурты (максимальные ускорения).

    Постепенное усложнение тренировочных боев путем подбора опытных, тяжелых и более сильных спарринг-партнеров. Число партнеров на одном тренировочном занятии тоже можно увеличивать.

3 Уверенность в выполнении задания. Боксеру предлагаются сложные упражнения:

  • сначала он выполняет технические или тактические приемы пошагово (по частям), а потом в более высоком темпе. В тренировке с более сильным партнером перед боксером ставятся сложные технико-тактические задачи. При этом сильный партнер несколько поддается, что предоставляет возможность осуществить намеченное [5, с.100].
  • Спортсмену в ходе теоретической подготовки предлагается решить сложную задачу, а затем, демонстрируя заранее подготовленные видеоматериалы, показать на примере других (желательно более опытных) боксеров способы ее решения.
  • К упражнениям, развивающим волю спортсмена, можно отнести:
  • спурты в работе на снарядах;
  • спурты в условных и вольных боях;
  • упражнения с максимальным ускорением в беге на короткие дистанции;
  • «взрывные» упражнения с тяжестями;
  • общеразвивающие упражнения с интенсивными усилиями.

4 Собранность при выполнении приемов. Во время боя спортсмен должен находиться в состоянии мобилизационной готовности. Внимание сосредотачивается только на действиях противника, что позволяет мгновенно реагировать на любой его шаг. В рамках решения этой задачи спортсмену предлагаются следующие упражнения:

  • сложно-координационные упражнения при воздействии посторонних сбивающих факторов
  • резких вспышек света, неожиданных шумов или музыки;
  • использование на ринге технико-тактических приемов при возникающих помехах: нарушение правил ведения боя партнером, неожиданное вмешательство рефери или секундантов, неадекватное поведение зрителей.

5 Выработать у боксера способность к продолжительным волевым усилиям. Используются упражнения на развитие выносливости:

  • многокилометровые кроссы и прогулки;
  • длительные заплывы;
  • продолжительная работа без снижения интенсивности при сложных погодных условиях;
  • уменьшение перерывов отдыха при работе на снарядах и лапах;
  • увеличение продолжительности и количества раундов без снижения интенсивности работы;
  • увеличение количества спуртов в раундах [7, с.68].

.2 Методики преодоления негативных эмоциональных состояний в процессе соревнований

Преодоление отрицательных эмоциональных состояний и их регулирование может быть осуществлено при помощи специальных приемов. Наиболее распространенными являются следующие [20, с.69]:

.Преднамеренное изменение направленности и содержания мыслей и представлений. Для отвлечения от тревожных мыслей, связанных с исходом боя, боксер старается вспомнить об удачно проведенных соревнованиях, о своих друзьях и близких, о приятных эпизодах из своей жизни или представлениях о будущем и т.д. Такую же роль играют и шутки, разговоры на отвлеченные от бокса темы с тренером и товарищами по команде.

Отвлечение возможно и путем создания покоя и свободы от навязчивых мыслей, напряжения ожидания.

.Произвольное изменение направленности и сосредоточенности внимания. Известно, что сосредоточение внимания на отрицательных переживаниях усиливает их и, наоборот, отвлечение от них внимания — ослабляет.

Весьма эффективен прием на переключение внимания с внешних объектов на внутренние ощущения и переживания и обратно. Например, боксер сосредотачивает внимание на внешних объектах: дворце спорта, раздевалке, окружающей обстановке; затем переключает внимание на различные участки своего тела (на лицо, ноги, руки, живот) и путем мысленного повторения словесных «формул» старается вызвать в них ощущение тепла и тяжести. Подобная процедура повторяется несколько раз.

Можно воспользоваться и другим приемом — сосредоточить внимание на своем лице. Расслабляя мышцы лица, лба, глаз, придавать ему различные выражения (решительности, гнева, внимания, мужественности, доброжелательности и т.п.), т.е. по принципу обратной связи создавать нужное состояние и настроение.

.Произвольная регуляция дыхания при помощи специальных дыхательных упражнений по глубине, интенсивности, частоте, ритму, продолжительности. Следует обращать внимание на свое дыхание и постараться нормализовать дыхательный ритм. Начинать лучше всего со вздоха («вздоха облегчения»).

.Принятие уверенной позы и мимики. Боксер не должен выражать внешне сильное волнение, неуверенность. Наоборот, осанкой, мимикой, движениями он старается выразить состояние уверенности, бодрости и т.д. Для этого необходимо уметь представить свои действия мысленно, как бы со стороны, и чувствовать усилия, вкладываемые в эти действия.

.Воздействие при помощи слова. Словом можно боксера взбодрить, вселить в него уверенность, обрадовать, успокоить и, напротив, огорчить, расстроить и т.п.

Словесная настройка перед боем зависит от особенностей нервной системы спортсмена. Боксеры с неодинаковыми типами нервной системы по-разному реагируют на отрицательную и положительную оценки их деятельности. Спортсмены с сильной нервной системой требуют более длительного словесного воздействия, это воздействие достаточно устойчиво к различным сбивающим факторам, на них положительно отражаются критические замечания. Спортсмены со слабой нервной системой (это вовсе не означает, что спортсмены слабые) более чувствительны и эмоциональны к словесному воздействию, на них оно действует более быстро, но менее устойчивы к сбивающим факторам, их следует почаще хвалить и по возможности оберегать от критики [20, с.99].

Большую роль играет применение мысленных самоприказов, самоободрения, самопобуждения («я выиграю», «я добьюсь», «я должен» и т.д.).

Словесные формулы могут быть самыми различными в зависимости от целей и задач настройки. Например, спортсмену, который часто пренебрегает защитами, рекомендуется перед боем мысленно произносить формулу: «Предельно собран и внимателен к действиям противника, всегда готов к защите».

.Уточнение и детализация плана ведения боя. План боя зависит от особенностей ведения боя соперником, собственного состояния боксера, судейства и многих других факторов. Важное значение приобретает настройка, связанная с мобилизацией готовности к максимальным волевым усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящем бою. Переоценка сил противника может привести к неуверенности в собственных силах и проигрышу еще до боя. Недооценка сил соперника способствует тому, что боксер должным образом не может настроиться на бой и в случае неблагоприятного изменения ситуации боя не способен перестроиться по ходу поединка.[16; 10; 23]

. Применение в разминке специальных движений, упражнений, различных по мышечному напряжению, темпу, амплитуде (в зависимости от особенностей эмоционального состояния), которые могут снизить возбуждение или снять состояние подавленности. В общеподготовительной части разминки резкая, темповая, ритмичная музыка способствует бодрому, веселому настроению, повышает эмоциональный тонус, а спокойная, мелодичная действует успокаивающе. Специальная часть разминки проводится с учетом особенностей соперника.

.Применение специального массажа, оказывающего на спортсмена успокаивающее или возбуждающее действие. При предстартовой лихорадке с целью успокоения применяется 3-5-минутный массаж: комбинированное поглаживание, легкое поверхностное разминание, потряхивание. При предстартовой апатии делают возбуждающий массаж в течение 5-7 минут: разминание, выжимание, ударные приемы, воздействия точечным массажем на биологически активные точки [20, с.45].

.Идеомоторная тренировка. За 5-7 минут до боя боксер отдыхает, сосредотачивается на запрограммированных боевых действиях, мысленно повторяет все возможные действия противника, ситуации, которые могут возникнуть на ринге, и мысленно «проигравает» наиболее оптимальные противодействия.

Особое значение для боксеров приобретает психологическая подготовка во время соревнований, длительность которых составляет иногда 10-12 дней. За это время спортсмен, проводя от 3 до 5 боев, должен сохранить на высоком уровне психическое и физическое состояние, регулировать массу тела, предохраняться от возможных травм.

Боксеру, идущему в турнире без поражений, после каждого боя необходимо, по возможности, полностью восстановиться психически и физически для мобилизации сил к очередному поединку. Психологическое воздействие после окончания боя включает: нормализацию психического состояния; уменьшение эмоций, вызванных проведенным боем и мешающих объективной оценке своих возможностей и перспектив дальнейшего выступления; стимуляцию уверенности спортсмена в своих силах. Для боксеров, выигравших бой, характерны два крайних состояния: повышенное состояние психической напряженности, если предстоит проведение следующего боя с очень сильным соперником, и полное снятие психической напряженности, если победа одержана с очень сильным противником, основным претендентом на золотую медаль. В любом случае положительное воздействие оказывает анализ выигранного боя с разбором допущенных ошибок, рекомендациями по их исправлению, советом [3, c.56].

В зависимости от индивидуальных особенностей боксера, его психического и функционального состояния в перерывах между боями должны использоваться средства активного отдыха, восстановления, включая массаж, баню, психорегулирующую тренировку. Хорошим мобилизирующим средством является тренировка, которую проводят ежедневно, учитывая самочувствие спортсмена. Тренировка включает в себя комплекс привычных упражнений без больших физических и психических напряжений (упражнения на снарядах, легкий имитационный бой с партнером, бой с тенью, упражнения на «лапах» и т.д.) и упражнений отвлеченного характера, как средства активного отдыха.

Одна из важнейших задач тренера в напряженных условиях соревнований — укрепить отношения между всеми боксерами команды и постараться использовать положительные межгрупповые влияния на настроение и поведение отдельных боксеров, не отличающихся эмоциональной устойчивостью. В команде должен всячески поддерживаться дух взаимопомощи, внимания к каждому участнику; должна быть создана дружеская обстановка и одновременно высокая требовательность всех участников к соблюдению режима, дисциплины и результатам выступления на ринге [21, c.33].

Рациональная регуляция боевой установки и психического напряжения составляет основу непосредственной психологической настройки боксера к следующему бою. Если, например, бой был выигран у основного претендента, то тренер должен предостеречь от самоуспокоения и благодушного настроения. Безусловно, победа над сильным противником воодушевляет боксера и прибавляет моральные силы, но нельзя пренебрегать настройкой, так как следующий бой может быть не менее серьезным. Можно привести множество примеров из практики, когда боксер выигрывает у чемпиона, а потом из-за дальнейшей несобранности проигрывает слабому боксеру.

После окончания соревнований боксерам необходимо дать полный отдых. Его длительность зависит от напряженности проведенного турнира; чем более трудным он был, тем продолжительнее должен быть отдых.

Будущий успех зачастую зависит от того, как ведет себя тренер после неудачного выступления своего боксера. Поражение для многих — большое душевное потрясение. Это относится особенно к тем спортсменам, которые сделали все, что было в их силах: они долго тренировались с полной отдачей; были в отличной спортивной форме и допустили незначительную техническую или тактическую оплошность; получили сильный удар, травму; проиграли в равном бою или в результате необъективного судейства. Тренер должен понимать моральное состояние боксера, нацелить на будущее выступление и тщательно проанализировать его действия в соревнованиях.

.3 Методики диагностики эмоционально-психологического состояния боксеров

К оценке психических показателей следует подходить особенно внимательно, поскольку они весьма вариативны и во многом определяются индивидуальными особенностями человека. Оценка этих показателей требует в каждом конкретном случае специального сравнительного анализа, на основании которого и определяется диагностическая ценность теста, и осуществляется интерпретация данных полученных с его помощью.

Для оценки психических состояний, и в частности эмоционального состояния, чаще всего используется треморометрия и измерение электрокожного сопротивления (ЭКС) [15, c.58].

Треморометрия — тест для оценки мануальной координации, используется специальная металлическая платформа с прорезями различной конфигурации. Задача испытуемого, опустив в прорезь металлический стержень, соединенный с платформой и индикатором, провести им по прорези, не касаясь ее боковых стенок. Касание замыкает цепь и фиксируется на индикаторе. Задание выполняется аккуратно в удобном для испытуемого темпе. Испытуемый работает попеременно правой и левой рукой. Рабочая рука находится на весу. Движения производятся каждой рукой слева направо,

Приборами для измерения тремора служат тремометры самых разных конструкций, наиболее подходящими для оценки психического состояния бильярдистов. Прибор состоит из металлической (алюминиевой или латунной) пластины (1), контактного стержня (2), источника тока (S3) и счетчика импульсов (4), включенных последовательно в электрическую цепь-параллельно к счетчику подключается электросекундомер (S).

В пластине сделаны прорези в виде ломаной и кривой линий длиной 600 мм и шириной 5 мм, а также три отверстия диаметром 5, 7 и 10 мм. Толщина контактного стержня с резиновой или деревянной рукояткой — 3 мм [15, c.45].

Сущность исследования заключается в том, что обследуемому необходимо провести стержень через прорезь пластины или удерживать его в отверстии таким образом, чтобы не коснуться им краев прорези или отверстия. При каждом касании стержнем пластины замыкается электрическая цепь, количество касаний регистрируется счетчиком импульсов, а продолжительность каждого касания фиксируется электросекундомером.

Наблюдение за состоянием спортсменов [16, c.63]

Что наблюдаетсяКак оцениваетсяБыстрота реакций на грани утомленияОткрытое педагогическое наблюдениеЧувство удараЗажатость в плечевом поясеСтремление к победе

Также можно использовать методики самодиагностики

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН) [16, c.79]

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния в момент обследования.

Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам).

Активность (сумма баллов по шкалам) .

Настроение (сумма баллов по шкалам).

Методика «градусник» Ю.Я. Киселева

Экспресс-оценка эмоциональных состояний спортсмена определяется с помощью «градусника» состояний, предложенного Ю.Я. Киселевым «Градусник» представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентное соотношение) [12, c.102].

Спортсмену предъявляется данная шкала, на которой он должен сделать отметку уровня состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели:

) самочувствие;

) настроение;

) желание тренироваться;

) удовлетворенность тренировочным процессом;

) отношения с друзьями;

) отношение с тренером;

) спортивные перспективы (на данное соревнование);

) готовность к соревнованиям.

Рис.1 Бланк для методики «градусник» Ю.Я. Киселева с десятью делениями

Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любой момент, а также любые компоненты предстартового, соревновательного и послесоревновательного состояния.

Все описанные выше методы оценки психического состояния спортсменов достаточно просты и надежны, не требуют много времени и несомненно найдут широкое применение в практике бокса.

спортсмен психический боксер

Заключение

Доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

Действительно, чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности.

Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.

Соревновательная деятельность — это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.

Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности.

Велико значение произвольной саморегуляции при подготовке к выступлению и во время соревнований, когда спортсмен должен справиться с психологической напряженностью, снижающей его работоспособность.

Задача тренера — подготовить ученика к тому этапу его спортивной деятельности, когда спортсмен высокой квалификации может самостоятельно оценить сложившуюся соревновательную ситуацию, быстро принять правильное решение и справиться со своим состоянием.

Произвольная саморегуляция помогает спортсмену справиться с эмоциональным возбуждением.

Он должен научиться сознательно контролировать собственные проявления психики и определять причины их возникновения, переключать внимание и концентрировать его на необходимом, отвлекаться от отрицательных раздражителей и использовать словесные формулировки, специальные приемы, способствующие созданию оптимального состояния.

По возможности следует привлекать специалистов-психологов к проведению занятий со спортсменами групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

При правильном использонии приемов саморегуляции психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:

  • спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде (к условиям деятельности);
  • уверенностью спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, надежность действий, помехоустойчивость;
  • боевым духом спортсмена.

Единство этих черт спортивного характера обусловливает состояние спокойной боевой уверенности.

Список использованных источников

  1. Алексеев А.В. Себя преодолеть / А.В. Алексеев. — М.: Физкультура и Спорт, 2005. — 192 с.
  2. Атилов А.А. Современный бокс / А.А. Атилов. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 639 с.
  3. Бокс. Теория и методика : Учебник / Под общей ред. Ю.А. Шулика, А.А. Лаврова. — М. : Советский Спорт, 2009. — 767 с.
  4. Бокс. Энциклопедия / Составители В.А. Марков, В.Л. Штейнбах. — М. : Олимпия, 2011. — 656 с.
  5. Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткина. — М.: Физкультура и спорт. 2001.
  6. Генов Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф.П. Генов.- М.: Физкультура и спорт, 2001.
  7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288с.
  8. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. — М.: ФиС, 2006. — 207 с.
  9. Горбунов Г.Д. Практический психолог в спорте / Г.Д. Горбунов: — Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И.П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002.
  10. Дегтярев, И.П. Бокс : учебник для институтов физкультуры / И.П. Дегтярев. — М. : Физкультура и спорт, 2007. — 398 с.
  11. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры / Е.П. Ильин.- СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. — 486 с.
  12. Киселев Ю.Я. Некоторые психологические аспекты оптимизации спортивной деятельности / Ю.Я. Киселев // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов: Сб. науч. тр. — СПб.: СПНИИФК, 2009.
  13. Ковтин А.Н. Бокс. Секреты профессионала / А.Н. Ковтин. — СПб.: 2010.
  14. Кулакова Э.А. Приемы психорегуляции в спорте. — М.: ГЦОЛИФК, 2001. — 23 с.
  15. Легурский К.Е. Методика психодиагностики в спорте / К.Е. Легурский. — М.: Физкультура и спорт, 2010.
  16. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л. К. Серова. — М.: Просвещение, 2010.
  17. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов и др. — М.: ФиС, 2005. -132 с.
  18. Психология: Учеб. для институтов физической культуры // под ред. В.М. Мельникова: — М.: Физкультура и спорт, 2007.
  19. Пуни А.Ц. Особенности процесса психологической подготовки к соревнованию: Учеб. пособие для институтов физической культуры. / Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. — М.: Физкультура и спорт, 2009.
  20. Романенко М.И. Бокс / М.И. Романенко. — К.: Вища школа, 1978. — 296с.
  21. Родионов А.В. Психологические аспекты подготовки спортсменов высокого класса / А.В. Родионов // Психология и современный спорт: Междунар. сб. научных работ по психологии спорта. Сост. А.В. Родионов, Н.А. Худадов. — М.: Физкультура и спорт, 2002.
  22. Сивицкий В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности. — Международный гуманитарно-экономический институт / В.Г. Сивицкий. — Минск: МГЭК, 2005.
  23. Теория и методика бокса : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101 / под общ. ред. Е.В. Калмыкова. — М. : Физическая культура и спорт, 2009. — 264 с.
  24. Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику / А.Г. Ширяев. — СПб. : Шатон, 2002. — 190 с.