//Психологическая диагностика /Под ред. М. К. Акимовой, к. М. Гуревича. – сПб, 2003. Социометрия: процедура и показатели

Одним из основных, наиболее эффективных инструментов соци­ально-психологического исследования структуры малых групп обыч­но выступает социометрия. Кроме того, она выступает также и мето­дом изучения личности как элемента группы.

Термин «социометрия», означающий измерение взаимоотношений в группе, предложен Дж. Л. Морено в 1934 г. Основоположник социо­метрии, известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность меж­личностных отношений в группе составляет, по его мнению, ту пер­вичную социально-психологическую структуру, характеристики ко­торой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

По процедуре социометрия представляет собой вызванный иссле­дователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совме­стной деятельности в заданных контролируемых условиях. Со­циометрия основана на выборе партнера и попытке на этой основе представить иерархию группы. Она фиксирует факт предпочте­ния или установку, выраженную индивидом в отношении взаимодей­ствия с другими индивидами в определенных ситуациях. Преоб­ладающим содержанием этой установки является потребность субъекта в общении с объектом выбора.

Рассмотрим, в чем заключается социометрический метод в диагнос­тике отношений малых контактных групп. Исходя из задач диагнос­тики и объектов измерения, психолог выбирает возможные критерии для опроса членов группы.

Различают сильные (общие) и слабые (специфические) критерии выбора. Чем важнее для человека деятельность, для которой произво­дится выбор партнера, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в социометрии вопросы формулируются так, чтобы выявить стремление индивида к общению с другими членами группы в различных видах деятельности: труде, досуге, учении. Поэтому они относятся к эмоциональной сторо­не их межличностных отношений. Иначе говоря, вопросы должны ка­саться не взаимоотношений членов группы, а желания участвовать в определенной совместной деятельности. Это имеет немаловажное зна­чение, так как испытуемые при прямых вопросах относительно взаимо­отношений в группе могут давать не всегда честные ответы из-за не­желания раскрыть свое отношение к другим членам группы. Желание же участвовать в совместной деятельности определяется эмоциональ­ным отношением участника группового взаимодействия. Когда воп­росы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специ­альную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы отвечает на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпоч­тительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, ан­типатий, доверия или недоверия и т. д.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. При непараметрической форме предлагается ответить на вопросы без ограничения числа выборов, при параметрической — с ограничением числа выборов.

Порядок составления социометрической карточки.

1. Вначале готовятся списки членов группы, которые будут диагно­стироваться. Каждый член группы должен иметь свой порядко­вый номер в списке — шифр.

2. Затем составляется карточка с учетом размера изучаемой груп­пы. Под заголовком «Социометрическая карточка» дается крат­кая инструкция к заполнению. Здесь указывается, что, отвечая на вопросы, необходимо в графу «Выбор» проставлять номера тех членов группы по списку, которые наиболее полно соответ­ствуют вашему отношению к ним по предложенным критериям выбора.

Опросный лист

Инструкция: Уважаемый друг! С целью улучшения психологического климата и повышения эффективности общения просим Вас принять участие в опросе. Напоминаем, что качество наших рекомендаций будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Перед Вами бланк с двумя вопросами. Отвечая на них, Вы выбираете только среди тех сверстников, которые учатся с Вами в одном классе. Количество выборов ограничено, поэтому Вы записываете лишь столько фамилий, сколько требуется (в данном случае по 4 фамилии после каждого вопроса).

Гарантируем неразглашение Ваших ответов.

Вопросы:

С кем из класса Вы чаще всего общаетесь или хотели бы общаться в свободное время?

1)___________________________________ 3)_______________________________

2)___________________________________ 4)_______________________________

С кем из класса Вы реже всего общаетесь или менее всего хотели бы общаться в свободное время?

1)___________________________________ 3)_______________________________

2)___________________________________ 4)_______________________________

На вопросы отвечал(а): ________________________ (фамилия) _________________ (имя)

Благодарим Вас за активное участие в опросе!

При опросе без ограничений выбору в социометрической карточке должна быть выделена графа, размеры которой позволяли бы давать достаточно полные ответы.

При опросе с ограничением выбора справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов пред­полагается разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь таблицей «Величины ограничения социометрических выборов» (см. табл.).

Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп

Социометрическое ограничение d

Вероятность случайного выбора Р(А)

5-7

1

0,20-0,14

8-11

2

0,25-0,18

12-16

3

0,25-0,19

17-21

4

0,23-0,19

22-26

5

0,22-0,19

27-31

6

0,22-0,19

32-36

7

0,21-0,19

В тех случаях, когда психологу желательно установить сравнитель­ную ценность сделанных предпочтений, в социометрическую карточ­ку можно вводить своеобразную шкалу. Для этого в графе выборов указывают порядок выбора или предпочтения соответствующей циф­рой — выбор в 1-ю очередь, во 2-ю, в 3-ю и т. д.

Непараметрическая социометрия, без ограничения числа выборов, эффективна лишь при малой численности группы (10-12 человек).

При этом себя испытуемый не оценивает. Достоинство данной формы в том, что возможно выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы и вместе с тем сделать срез многообразия межличност­ных связей в группе. Недостаток — большая вероятность получения случайного выбора, одинакового подхода ко всем участникам группо­вого взаимодействия, что заведомо является ложным показателем.

Вторая форма — с ограничением выбора — позволяет существенно снизить вероятность случайного ответа. Испытуемый выбирает строго фиксированное число из всех членов группы. Введение социометриче­ского ограничения значительно повышает надежность социометриче­ских данных и облегчает их статистическую обработку. Испытуемый более внимательно относится к своим ответам, выбирая только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым критериям. Лимит выбора значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выбора в груп­пах различной численности в одной выборке. А это, в свою очередь, дает возможность сопоставительного анализа материала по различ­ным группам.

Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Она позволяет выявить только наиболее субъективно значимые связи и не дает ин­формации об эмоциональной экспансивности (несдержанности в про­явлении своих чувств) членов группы.

Выбор критериев социометрии диктуется задачами, которые перед собой ставит психолог. Они должны быть представлены с учетом сле­дующих требований:

— вопросы сформулированы как можно конкретнее, на основе ре­альной ситуации;

— не должно быть слишком большого количества критериев;

— предлагаемые выборы должны быть логически связаны между собой;

— вопросы должны вызывать активный интерес у большинства ис­пытуемых; « необходимо подбирать такие вопросы, смысл которых был бы понятен всем членам изучаемой группы;

— при формулировании вопросов целесообразно учитывать соци­ально-демографические, профессиональные, психологические, возрастные и другие признаки;

— вопросы должны быть связаны с деятельностью, которой зани­маются участники группы.

Приведем примеры сильных критериев, используемых в работе со школьниками.

«С кем из школьных товарищей ты бы хотел играть в команде?» «Кого из членов вашего класса ты бы хотел иметь соседом по парте?» «Кого бы ты пригласил на день рождения?»

Вопрос типа «С кем ты дружишь в классе?» является слабым критерием, так как он не связан с совместной деятельностью и звучит неконкретно.

Тем не менее, каким бы сильным ни был критерий выбора, никогда нельзя быть уверенным в том, что удалось выявить действительно не­посредственное отношение выбирающего к выбираемому. Для этого необходимы дополнительные сведения, получаемые, например, в ходе беседы.

Различают также двойные и одинарные критерии выбора. Двойной критерий предполагает возможность взаимного выбора (например, выбор товарища по парте, для совместной работы или игры).

Одинар­ный критерий применяется в случаях, если стоит вопрос о выборе не­формального лидера. Желательно, чтобы формулировка такого кри­терия звучала в положительной и отрицательной формах, так как наряду с применением положительных критериев, предполагающих объединение для какой-то деятельности, при изучении взаимоотно­шений применяются и отрицательные критерии. Например: «Кого из членов вашей группы вы бы выбрали в качестве лидера при выполне­нии ответственной работы?» Второй вопрос звучит прямо противопо­ложно: «Кого бы вы в последнюю очередь выбрали в качестве лидера при выполнении ответственной работы?» Отрицательные критерии помогают более четко выявить негативное отношение к некоторым членам группы, с тем чтобы попытаться это отношение изменить.

Существуют два взаимодополняющих друг друга способа обработ­ки результатов — графический и количественный.

Социограмма представляет собой графическое изображение струк­туры межличностных отношений в группе. Она является своеобраз­ной картой группы, на которой наглядно, с помощью определенных графических символов обозначаются позитивные и негативные выбо­ры, сделанные каждым членом группы.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы — кар­ты социометрических выборов.

Различают несколько типов социограмм.

Социограммы произвольного вида показывают комбинацию связей с наиболее удобным расположением членов группы по результатам вы­боров.

Социограммы локограммного вида (от слова «локус») заранее распо­лагают на плоскости членов группы так, чтобы это расположение моде­лировало их действительное местоположение в том помещении, где про­исходит основная деятельность группы, например в классе.

Мишеневые социограммы имеют вид щита, состоящего из трех или четырех концентрически расположенных окружностей, вписанных друг в друга. Чем выше положительный статус, тем ближе к центру круга рас­полагается член группы, и наоборот.

Социограмма позволяет выявить структурные элементы межлич­ностных отношений внутри группы — лидера, психологические ядра группы (подгруппы) и типы их коммуникативных связей, изолиро­ванных и исключенных (отвергнутых) индивидов.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наибо­лее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группи­ровки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Группировки выполняют роль эмоционально-психологических ядер систем общения. Их наличие или отсутствие характери­зует «психологический климат» группы. В хорошо организованных, сплоченных группах лидеры группировок положительно взаимосвя­заны. Наиболее часто встречаются группировки из двух-трех членов, реже из четырех и более.

Основные недостатки социограммы заключаются в произвольности построения схемы отношений и «трудночитаемости» (если в группе больше 15 членов).

Количественный анализ результатов начинается с занесения их в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей. Каждому индивиду в ней соответствует одна строка, когда он выступает в роли выбирающего, и один столбец, когда он выступает в роли выбираемого.

На основе матрицы рассчитываются социометрические индексы. Те из них, что предназначены для характеристики отдельных членов группы, называются индивидуальными. Индексы, характеризующие группу как целостное образование, носят название групповых.

Основной индивидуальный показатель — индекс социометричес­кого статуса. Он зависит от количества полученных индивидом вы­боров.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространствен­ную позицию (локус) в ней. Элементы социометрической структуры группы — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым другим, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через раз­личные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъек­тивную меру этого влияния подчеркивает величина социометриче­ского статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о по­ложительном и отрицательном статусе. Статус также измеряет потен­циальную способность человека к лидерству.

Воспользовавшись данными социоматрицы, можно высчитать социо­метрический статус индивида, отнеся его к тому или иному разряду («звезды», «принятого», «предпочитаемого», «пренебрегаемого», «изо­лированного», «отвергаемого»), и оценить его характер (положитель­ный или отрицательный).

Неверно было бы считать социометрический статус личности гло­бальным показателем ее положения в группе. Например, неправомерно отождествлять понятие «лидер» и понятие «наиболее предпочита­емый член группы» («звезда»).

На самом деле лидерство — феномен подструктуры общения, а уровень социометрического статуса харак­теризует положение в подструктуре взаимоотношений. Конечно, эти две характеристики могут совместиться в личности, но для этого не­обходима дополнительная диагностика.

Помимо социометрического статуса можно оценить каждого инди­вида (при неограниченном числе выборов) в отношении его психологи­ческой экспансивности. Индекс психологической экспансивности вы­ражает желание индивида сотрудничать с остальными членами группы и также может иметь положительный или отрицательных характер.

Характеристика группы как целостной системы выражается рядом групповых индексов, среди которых наибольшее значение имеет ин­декс групповой сплоченности. Он отражает степень взаимосвязаннос­ти индивидов, тесноту их эмоциональных связей и потому характери­зует внутреннюю социально-психологическую атмосферу группы, от которой зависят ее потенциальные возможности. В ряде исследова­ний было обнаружено, что индекс групповой сплоченности прямо коррелирует с эффективностью совместной деятельности.

Другие групповые индексы характеризуют степень прочности эмо­циональных связей между членами группы, ее общую психологиче­скую активность, способность объединять индивидов в единое целое.

При применении социометрического метода должны учитываться возрастные социально-психологические закономерности, которые весьма своеобразно могут взаимодействовать с особенностями, дей­ствительно характеризующими данную группу.

Например, в некоторых психолого-педагогических исследованиях были получены данные о том, что в результате положительного разви­тия межличностных отношений в школьном классе может быть за­фиксирована неполная статусная структура (нет наиболее предпочи­таемых «звезд» или «изолированных»).

Отсюда делался вывод о том, что подобная статусная структура может служить показателем опре­деленного уровня и состояния межличностных отношений. Но при сопоставлении статусных структур групп на различных возрастных этапах обнаружилось, что неполная статусная структура характерна для групп детей среднего дошкольного возраста, где она свидетель­ствует о недифференцированности отношений вследствие недоста­точного опыта взаимных оценок. Неполная статусная структура была обнаружена и во вспомогательных школах.

Таким образом, необходимо учитывать, что одна и та же социомет­рическая картина в зависимости от возраста испытуемых и особенно­стей коллектива может иметь различные психологические причины и должна интерпретироваться с учетом этого.

Чем определяется то или иное положение индивида в группе?

Избирательность межличностных установок, которая обнаружива­ется в социометрическом выборе, обусловлена реальными факторами, по своей природе являющимися социально-психологическими стан­дартами, эталонами и стереотипами. Возникнув в результате межлич­ностного общения в процессе совместной деятельности и взаимного познания, они объективизируют, кристаллизуют в себе собственный опыт личности и усвоенные «нравственно-этические и антрополого-психологические требования к людям». Их роль в процессе общения рассматривается двояко. Эти психологические образования выступают не только в качестве «алгоритмических предписаний» (нормативов общения), но и выполняют регулирующую функцию в формировании взаимоотношений. В акте социометрического вы­бора в свернутом виде происходит сличение конкретных объектов с эталонными образцами, результатом которого является выбор или от­каз. С возрастом критерии, управляющие выбором, могут видоизме­няться. Они зависят, с одной стороны, от возраста и личного опыта человека, с другой стороны, от групповых норм и традиций, и в пер­вую очередь от ценностно-ориентационных установок, диктуемых широкой социальной средой.

Итак, статус личности в группе зависит от того, насколько полно в ней представлен соответствующим образом структурированный эта­лонный набор качеств, являющийся критерием для оценки членов дан­ной группы.

Каковы возможности и ограничения социометрического метода, а также степень надежности?

Прежде всего, он не пригоден для решения практических задач типа «подбор», так как эффективен лишь в группах, где все члены знают друг друга. Социометрия используется для изучения неофициаль­ного структурного аспекта малой социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Следует помнить об ограничен­ных возможностях социометрии, которая позволяет сделать момен­тальный снимок динамики групповых взаимоотношений, но не может привести к проникновению в сущность групповых процессов, потому что сами по себе социометрические показатели еще ни о чем не гово­рят. Остаются в тени мотивация, причины тех или иных отношений индивидов. Нельзя точно предсказать эволюцию групповых взаимо­отношений.

Вместе с тем очевидное достоинство социометрии заключается в том, что это один из немногих способов, посредством которого можно уви­деть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в группе.

Социометрическое исследование, проведенное по любому крите­рию, дает информацию о подструктуре эмоциональных взаимоотно­шений в группе; все показатели и индексы относятся, строго говоря, именно к этой стороне внутригрупповой активности, а не к процессу общения. В этом состоит существенное ограничение социометриче­ской методики.

Как уже было сказано выше, желание некоторых практикующих психологов проверять результаты социометрии методом наблюдения за группой либо методом «выбора в действии» зачастую приносит ра­зочарование, ибо данные социометрических выборов отнюдь не все­гда совпадают с наблюдаемыми взаимодействиями этих же лиц или с выборами их в действии. Это расхождение, однако, не дает оснований сомневаться в достоверности социометрических данных, оно лишь подчеркивает психологическую специфичность социометрической структуры группы, скрытой под внешним слоем взаимодействий. По­этому в таких случаях более адекватными методами проверки явля­ются интервью с испытуемыми по поводу мотивации их выборов либо повторные социометрические замеры для выявления устойчивости выборов. Вопросы интервьюеров должны касаться прежде всего сле­дующего:

— умения субъекта воспринимать и оценивать основные параметры своих собственных взаимоотношений с другими членами группы;

— самооценки и уровня притязаний в области межличностных от­ношений;

— способности воспринимать и оценивать основные параметры взаимоотношений других членов группы между собой;

— умения субъекта правильно оценивать статус и отношения дру­гих членов группы.

Относительно надежности социометрии высказывается мнение, что вряд ли имеет смысл производить оценку устойчивости данных, полученных в одномоментном социометрическом срезе на группах менее 25 человек; целесообразнее дать качественную оценку надежности результатов измерений с помощью дополнительной информации )б изучаемой группе, например методом интервью. Таким образом можно констатировать следующее:

1) практическая ценность социометрического метода состоит в воз­можности проникнуть в невидимые на официальном уровне, но реально существующие групповые структуры межличностных взаимоотношений;

2) ограниченность же данного метода заключается в субъективном подходе к природе получаемой информации о взаимоотношени­ях людей, в невозможности дать оценку надежности данных на малых выборках без привлечения других методов исследования;

3) ценность социометрии повышается при ее комплексировании с другими методами исследования личности и группы. Я. Л. Коломинский одним из первых в нашей стране стал применять со­циометрический метод и внес весомый вклад в адаптацию и раз­витие этой методики, предложил целый ряд ее модификаций, расширил возраст применения, включив дошкольников и школь­ников.

Рекомендуемая литература

Бодалев А. А., Куницына В. Я., Панферов В. Н. О социальных этало­нах и стереотипах и их роли в оценке личности. — Л., 1971.

Волков И. П. Специализированные социально-психологические ме­тоды. В кн.: Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузь­миной, В. Е. Семеновой. — Л., 1977. — С. 90-108.

Десев Л. Психология малых групп.— М., 1979.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — М., 1997. — С. 186-198.

Зарубежная социальная психология 20 столетия: Теоретические под­ходы: Учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. — М., 2002.

КоломинскийЯ.Л. Психология общения. — М., 1974.

Коломинский Я. Л. Социометрия в социально-психологическом ис­следовании: ее возможности и ограничения. В кн.: Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. — М., 1977. — С. 72-85.

Коломинский Я. Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические про­блемы социальной психологии. — М., 1977.

Морено Дж. Социометрия. — М., 1958.

Социально-психологические проблемы производственного коллек­тива. — М, 1983.

Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л., 1979.

Смирнов В. Е. Психология юношеского возраста. — М.; Л., 1929.

Социальная психология: Учебник / Под ред. Г. М. Андреевой. — М., 2000.

// Психологические тесты /Под ред. А. А. Карелина. – м., 2000. Т. 2. Метод социометрических измерений (социометрия)

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии изве­стный американский психиатр и социальный психолог Дж. Мо­рено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межлич­ностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту пер­вичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характерис­тики группы, но и душевное состояние человека.

Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их измене­ния, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в усло­виях групповой деятельности, судить о социально-психологичес­кой совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформаль­ного порядка, формирующаяся как система межличностных отно­шений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во мно­гом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, не­формальных структур в групп6 возникает несколько, например, струк­туры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, ли­дерства и др. Неформальная структура зависит от формальной струк­туры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ро­левого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, все­гда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктив­ность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение нео­фициального структурного аспекта социальной группы и царя­щей в ней психологической атмосферы.

Социометрическая процедура

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследова­ния и выбора объектов измерений формулируются основные ги­потезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспери­ментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызыва­ет внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у не­которых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопро­сы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специ­альную карточку или предлагаются в устном виде по типу интер­вью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими; симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д. При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы со­циометрической карточки без ограничения числа выборов испытуе­мого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указан­ном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кро­ме самого себя).

Таким образом, теоретически возможное число сде­ланных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N—чис­ло членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1).

Ука­занная величина (N-1) полученных выборов является основной ко­личественной константой социометрических измерений. При не­параметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выя­вить так называемую эмоциональную экспансивность каждого чле­на группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в оп­росниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь толь­ко два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система от­ношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый за­ведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился вто­рой вариант—параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксирован­ное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 чело­век каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величи­на ограничения числа социометрических выборов получила на­звание «социометрического ограничения» или «лимита выборов».

Многие исследователи считают, что введение «социометри­ческого ограничения» значительно превышает надежность соци­ометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относить­ся к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов груп­пы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Ли­мит выборов значительно снижает вероятность случайных отве­тов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возмож­ным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограни­чения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существен­ное отличие второго варианта социометрической процедуры со­стоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т.е. из группы к участ­нику).

Для системы отданных выборов (т.е. в группу от участни­ка) она измеряется новой величиной d (социометрическим огра­ничением).

Введением величины и можно стандартизировать вне­шние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой ве­роятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

где Р — вероятность случайного события (А) социометри­ческого выбора; N—число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Под­ставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является невозмож­ность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возмож­но выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социо­метрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности — разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотноси­тельного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных обра­зований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета со­ставляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим чле­нам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.).

Критерии определяются в зависимости от про-

граммы данного исследования: изучаются ли отношения в произ­водственной группе, группе досуга, во временной или стабиль­ной группе.

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные отве­ты. При опросе с ограничением выборов справа от каждого кри­терия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Опреде­ление числа выборов для разных по численности групп, с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвес­ти, пользуясь специальной таблицей (см. табл. «Величины огра­ничения социометрических выборов»).

Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп

Социометрическое ограничение d

Вероятность случайного выбора Р (А)

5-7

1

0,20-0,14

8-11

2

0,25-0,18

12-16

3

0,25-0,19

17-21

4

0,23-0,19

22-26

5

0,22-0,19

27-31

6

0,22-0,10

32-36

7

0,21-0,19

Социометрическая карточка

№ № п/п

Тип

Критерии

Выборы

1

Работа

а) Кого бы Вы хотели выбрать своим бригади­ром?

б) Кого бы Вы не хотели выбрать своим бригадиром?

2

Досуг

Кого бы Вы хотели при­гласить на встречу Ново­го года?

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, на­чинается этап их математической обработки. Простейшими спо­собами количественной обработки являются табличный, графи­ческий и индексологический.

Вначале следует построить простейшую социоматрицу. При­мер дан в таблице (см. табл. «Пример социоматрицы»).

Результа­ты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозна­чений,

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточ­но наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным меж­групповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу получен­ных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе. На основе социоматрицы стро­ится социограмма — карта социометрических выборов (со­циометрическая карта), производится расчет социометричес­ких индексов.

Пример социоматрицы для группы, численностью n членов

Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор

Социограмма

Социограмма — схематическое изображение реакции испы­туемых друг на друга при ответах на социометрический крите­рий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некото­рой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. 1).

Социограммная техника является существенным дополнени­ем к табличному подходу в анализе социометрического материа­ла, ибо она дает возможность более глубокого качественного опи­сания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группиро­вок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стре­мящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометричес­ких измерениях встречаются положительные группировки из 2,3 членов, реже из 4 и более членов (рис. 2).

Социометрические индексы

Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ).

Первые характеризуют индивидуальные со­циально-психологические свойства личности в роли члена груп­пы. Вторые дают числовые характеристики целостной социомет­рической конфигурации выборов в группе. Они описывают свой­ства групповых структур общения.

Основными ПСИ являются:

—индекс социометрического статуса i-члена;

—индекс эмоциональной экспансивности j-члена;

—индекс объема, интенсивности и концентрации взаимо­действия ij-члена.

Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ро­лях: i — выбираемый, j — выбирающий, ij — совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы опре­деляется по формуле:

где Ci -— социометрический статус i-члена, Rj — полученные i-членом выборы, — знак алгебраического суммирования чис­ла полученных выборовi-члена, N — число членов группы.

Социометрический статус — это свойство личности как эле­мента социометрической структуры занимать определенную про­странственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у эле­ментов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрическо­го статуса. Элементы социометрической структуры — это личнос­ти, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодей­ствует с каждsм, общается, непосредственно обменивается инфор­мацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства цело­го. Реализация этого воздействия протекает через различные соци­ально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную спо­собность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет Ci + — положительного и Ci- —отрица­тельного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы выс­читывается по формуле:

где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, R — сде­ланные j-членом выборы (+,-).

С психологической точки зрения показатель экспансивнос­ти характеризует потребность личности в общении. Из ГСИ наиболее важными являются:

Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитыва­ется по формуле:

где Ag—экспансивность группы, N — число членов группы.

Индекс показывает среднюю активность группы при реше­нии задач социометрического теста (в расчете на каждого члена).

Индекс психологической взаимности в группе («сплоченнос­ти группы») высчитывается по формуле:

где Gg — взаимность в группе по результатам положитель­ных выборов, Aij+ — число положительных взаимных связей в группе, N -— число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде все­го от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спе­цификой группы.

Использование социометрического теста позволяет прово­дить измерение авторитета формального и неформального лиде­ров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной не­приязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым мето­дом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Она весьма полезна в прикладных исследованиях, осо­бенно в работах по совершенствованию отношений в коллекти­ве. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких ис­точниках.

11