Одним из основных, наиболее эффективных инструментов социально-психологического исследования структуры малых групп обычно выступает социометрия. Кроме того, она выступает также и методом изучения личности как элемента группы.
Термин «социометрия», означающий измерение взаимоотношений в группе, предложен Дж. Л. Морено в 1934 г. Основоположник социометрии, известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по его мнению, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
По процедуре социометрия представляет собой вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совместной деятельности в заданных контролируемых условиях. Социометрия основана на выборе партнера и попытке на этой основе представить иерархию группы. Она фиксирует факт предпочтения или установку, выраженную индивидом в отношении взаимодействия с другими индивидами в определенных ситуациях. Преобладающим содержанием этой установки является потребность субъекта в общении с объектом выбора.
Рассмотрим, в чем заключается социометрический метод в диагностике отношений малых контактных групп. Исходя из задач диагностики и объектов измерения, психолог выбирает возможные критерии для опроса членов группы.
Различают сильные (общие) и слабые (специфические) критерии выбора. Чем важнее для человека деятельность, для которой производится выбор партнера, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в социометрии вопросы формулируются так, чтобы выявить стремление индивида к общению с другими членами группы в различных видах деятельности: труде, досуге, учении. Поэтому они относятся к эмоциональной стороне их межличностных отношений. Иначе говоря, вопросы должны касаться не взаимоотношений членов группы, а желания участвовать в определенной совместной деятельности. Это имеет немаловажное значение, так как испытуемые при прямых вопросах относительно взаимоотношений в группе могут давать не всегда честные ответы из-за нежелания раскрыть свое отношение к другим членам группы. Желание же участвовать в совместной деятельности определяется эмоциональным отношением участника группового взаимодействия. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы отвечает на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.
Мотивация профессиональной деятельности
... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...
Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. При непараметрической форме предлагается ответить на вопросы без ограничения числа выборов, при параметрической — с ограничением числа выборов.
Порядок составления социометрической карточки.
1. Вначале готовятся списки членов группы, которые будут диагностироваться. Каждый член группы должен иметь свой порядковый номер в списке — шифр.
2. Затем составляется карточка с учетом размера изучаемой группы. Под заголовком «Социометрическая карточка» дается краткая инструкция к заполнению. Здесь указывается, что, отвечая на вопросы, необходимо в графу «Выбор» проставлять номера тех членов группы по списку, которые наиболее полно соответствуют вашему отношению к ним по предложенным критериям выбора.
Опросный лист
Инструкция: Уважаемый друг! С целью улучшения психологического климата и повышения эффективности общения просим Вас принять участие в опросе. Напоминаем, что качество наших рекомендаций будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Перед Вами бланк с двумя вопросами. Отвечая на них, Вы выбираете только среди тех сверстников, которые учатся с Вами в одном классе. Количество выборов ограничено, поэтому Вы записываете лишь столько фамилий, сколько требуется (в данном случае по 4 фамилии после каждого вопроса).
Гарантируем неразглашение Ваших ответов.
Вопросы:
С кем из класса Вы чаще всего общаетесь или хотели бы общаться в свободное время?
1)___________________________________ 3)_______________________________
2)___________________________________ 4)_______________________________
С кем из класса Вы реже всего общаетесь или менее всего хотели бы общаться в свободное время?
1)___________________________________ 3)_______________________________
2)___________________________________ 4)_______________________________
На вопросы отвечал(а): ________________________ (фамилия) _________________ (имя)
Благодарим Вас за активное участие в опросе!
При опросе без ограничений выбору в социометрической карточке должна быть выделена графа, размеры которой позволяли бы давать достаточно полные ответы.
При опросе с ограничением выбора справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов предполагается разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь таблицей «Величины ограничения социометрических выборов» (см. табл.).
Величины ограничения социометрических выборов
Число членов групп |
Социометрическое ограничение d |
Вероятность случайного выбора Р(А) |
5-7 |
1 |
0,20-0,14 |
8-11 |
2 |
0,25-0,18 |
12-16 |
3 |
0,25-0,19 |
17-21 |
4 |
0,23-0,19 |
22-26 |
5 |
0,22-0,19 |
27-31 |
6 |
0,22-0,19 |
32-36 |
7 |
0,21-0,19 |
В тех случаях, когда психологу желательно установить сравнительную ценность сделанных предпочтений, в социометрическую карточку можно вводить своеобразную шкалу. Для этого в графе выборов указывают порядок выбора или предпочтения соответствующей цифрой — выбор в 1-ю очередь, во 2-ю, в 3-ю и т. д.
Непараметрическая социометрия, без ограничения числа выборов, эффективна лишь при малой численности группы (10-12 человек).
При этом себя испытуемый не оценивает. Достоинство данной формы в том, что возможно выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы и вместе с тем сделать срез многообразия межличностных связей в группе. Недостаток — большая вероятность получения случайного выбора, одинакового подхода ко всем участникам группового взаимодействия, что заведомо является ложным показателем.
Вторая форма — с ограничением выбора — позволяет существенно снизить вероятность случайного ответа. Испытуемый выбирает строго фиксированное число из всех членов группы. Введение социометрического ограничения значительно повышает надежность социометрических данных и облегчает их статистическую обработку. Испытуемый более внимательно относится к своим ответам, выбирая только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым критериям. Лимит выбора значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности в одной выборке. А это, в свою очередь, дает возможность сопоставительного анализа материала по различным группам.
Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Она позволяет выявить только наиболее субъективно значимые связи и не дает информации об эмоциональной экспансивности (несдержанности в проявлении своих чувств) членов группы.
Выбор критериев социометрии диктуется задачами, которые перед собой ставит психолог. Они должны быть представлены с учетом следующих требований:
— вопросы сформулированы как можно конкретнее, на основе реальной ситуации;
— не должно быть слишком большого количества критериев;
— предлагаемые выборы должны быть логически связаны между собой;
— вопросы должны вызывать активный интерес у большинства испытуемых; « необходимо подбирать такие вопросы, смысл которых был бы понятен всем членам изучаемой группы;
— при формулировании вопросов целесообразно учитывать социально-демографические, профессиональные, психологические, возрастные и другие признаки;
— вопросы должны быть связаны с деятельностью, которой занимаются участники группы.
Приведем примеры сильных критериев, используемых в работе со школьниками.
«С кем из школьных товарищей ты бы хотел играть в команде?» «Кого из членов вашего класса ты бы хотел иметь соседом по парте?» «Кого бы ты пригласил на день рождения?»
Вопрос типа «С кем ты дружишь в классе?» является слабым критерием, так как он не связан с совместной деятельностью и звучит неконкретно.
Тем не менее, каким бы сильным ни был критерий выбора, никогда нельзя быть уверенным в том, что удалось выявить действительно непосредственное отношение выбирающего к выбираемому. Для этого необходимы дополнительные сведения, получаемые, например, в ходе беседы.
Различают также двойные и одинарные критерии выбора. Двойной критерий предполагает возможность взаимного выбора (например, выбор товарища по парте, для совместной работы или игры).
Одинарный критерий применяется в случаях, если стоит вопрос о выборе неформального лидера. Желательно, чтобы формулировка такого критерия звучала в положительной и отрицательной формах, так как наряду с применением положительных критериев, предполагающих объединение для какой-то деятельности, при изучении взаимоотношений применяются и отрицательные критерии. Например: «Кого из членов вашей группы вы бы выбрали в качестве лидера при выполнении ответственной работы?» Второй вопрос звучит прямо противоположно: «Кого бы вы в последнюю очередь выбрали в качестве лидера при выполнении ответственной работы?» Отрицательные критерии помогают более четко выявить негативное отношение к некоторым членам группы, с тем чтобы попытаться это отношение изменить.
Существуют два взаимодополняющих друг друга способа обработки результатов — графический и количественный.
Социограмма представляет собой графическое изображение структуры межличностных отношений в группе. Она является своеобразной картой группы, на которой наглядно, с помощью определенных графических символов обозначаются позитивные и негативные выборы, сделанные каждым членом группы.
На основе социоматрицы возможно построение социограммы — карты социометрических выборов.
Различают несколько типов социограмм.
Социограммы произвольного вида показывают комбинацию связей с наиболее удобным расположением членов группы по результатам выборов.
Социограммы локограммного вида (от слова «локус») заранее располагают на плоскости членов группы так, чтобы это расположение моделировало их действительное местоположение в том помещении, где происходит основная деятельность группы, например в классе.
Мишеневые социограммы имеют вид щита, состоящего из трех или четырех концентрически расположенных окружностей, вписанных друг в друга. Чем выше положительный статус, тем ближе к центру круга располагается член группы, и наоборот.
Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри группы — лидера, психологические ядра группы (подгруппы) и типы их коммуникативных связей, изолированных и исключенных (отвергнутых) индивидов.
Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Группировки выполняют роль эмоционально-психологических ядер систем общения. Их наличие или отсутствие характеризует «психологический климат» группы. В хорошо организованных, сплоченных группах лидеры группировок положительно взаимосвязаны. Наиболее часто встречаются группировки из двух-трех членов, реже из четырех и более.
Основные недостатки социограммы заключаются в произвольности построения схемы отношений и «трудночитаемости» (если в группе больше 15 членов).
Количественный анализ результатов начинается с занесения их в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей. Каждому индивиду в ней соответствует одна строка, когда он выступает в роли выбирающего, и один столбец, когда он выступает в роли выбираемого.
На основе матрицы рассчитываются социометрические индексы. Те из них, что предназначены для характеристики отдельных членов группы, называются индивидуальными. Индексы, характеризующие группу как целостное образование, носят название групповых.
Основной индивидуальный показатель — индекс социометрического статуса. Он зависит от количества полученных индивидом выборов.
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней. Элементы социометрической структуры группы — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым другим, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус также измеряет потенциальную способность человека к лидерству.
Воспользовавшись данными социоматрицы, можно высчитать социометрический статус индивида, отнеся его к тому или иному разряду («звезды», «принятого», «предпочитаемого», «пренебрегаемого», «изолированного», «отвергаемого»), и оценить его характер (положительный или отрицательный).
Неверно было бы считать социометрический статус личности глобальным показателем ее положения в группе. Например, неправомерно отождествлять понятие «лидер» и понятие «наиболее предпочитаемый член группы» («звезда»).
На самом деле лидерство — феномен подструктуры общения, а уровень социометрического статуса характеризует положение в подструктуре взаимоотношений. Конечно, эти две характеристики могут совместиться в личности, но для этого необходима дополнительная диагностика.
Помимо социометрического статуса можно оценить каждого индивида (при неограниченном числе выборов) в отношении его психологической экспансивности. Индекс психологической экспансивности выражает желание индивида сотрудничать с остальными членами группы и также может иметь положительный или отрицательных характер.
Характеристика группы как целостной системы выражается рядом групповых индексов, среди которых наибольшее значение имеет индекс групповой сплоченности. Он отражает степень взаимосвязанности индивидов, тесноту их эмоциональных связей и потому характеризует внутреннюю социально-психологическую атмосферу группы, от которой зависят ее потенциальные возможности. В ряде исследований было обнаружено, что индекс групповой сплоченности прямо коррелирует с эффективностью совместной деятельности.
Другие групповые индексы характеризуют степень прочности эмоциональных связей между членами группы, ее общую психологическую активность, способность объединять индивидов в единое целое.
При применении социометрического метода должны учитываться возрастные социально-психологические закономерности, которые весьма своеобразно могут взаимодействовать с особенностями, действительно характеризующими данную группу.
Например, в некоторых психолого-педагогических исследованиях были получены данные о том, что в результате положительного развития межличностных отношений в школьном классе может быть зафиксирована неполная статусная структура (нет наиболее предпочитаемых «звезд» или «изолированных»).
Отсюда делался вывод о том, что подобная статусная структура может служить показателем определенного уровня и состояния межличностных отношений. Но при сопоставлении статусных структур групп на различных возрастных этапах обнаружилось, что неполная статусная структура характерна для групп детей среднего дошкольного возраста, где она свидетельствует о недифференцированности отношений вследствие недостаточного опыта взаимных оценок. Неполная статусная структура была обнаружена и во вспомогательных школах.
Таким образом, необходимо учитывать, что одна и та же социометрическая картина в зависимости от возраста испытуемых и особенностей коллектива может иметь различные психологические причины и должна интерпретироваться с учетом этого.
Чем определяется то или иное положение индивида в группе?
Избирательность межличностных установок, которая обнаруживается в социометрическом выборе, обусловлена реальными факторами, по своей природе являющимися социально-психологическими стандартами, эталонами и стереотипами. Возникнув в результате межличностного общения в процессе совместной деятельности и взаимного познания, они объективизируют, кристаллизуют в себе собственный опыт личности и усвоенные «нравственно-этические и антрополого-психологические требования к людям». Их роль в процессе общения рассматривается двояко. Эти психологические образования выступают не только в качестве «алгоритмических предписаний» (нормативов общения), но и выполняют регулирующую функцию в формировании взаимоотношений. В акте социометрического выбора в свернутом виде происходит сличение конкретных объектов с эталонными образцами, результатом которого является выбор или отказ. С возрастом критерии, управляющие выбором, могут видоизменяться. Они зависят, с одной стороны, от возраста и личного опыта человека, с другой стороны, от групповых норм и традиций, и в первую очередь от ценностно-ориентационных установок, диктуемых широкой социальной средой.
Итак, статус личности в группе зависит от того, насколько полно в ней представлен соответствующим образом структурированный эталонный набор качеств, являющийся критерием для оценки членов данной группы.
Каковы возможности и ограничения социометрического метода, а также степень надежности?
Прежде всего, он не пригоден для решения практических задач типа «подбор», так как эффективен лишь в группах, где все члены знают друг друга. Социометрия используется для изучения неофициального структурного аспекта малой социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Следует помнить об ограниченных возможностях социометрии, которая позволяет сделать моментальный снимок динамики групповых взаимоотношений, но не может привести к проникновению в сущность групповых процессов, потому что сами по себе социометрические показатели еще ни о чем не говорят. Остаются в тени мотивация, причины тех или иных отношений индивидов. Нельзя точно предсказать эволюцию групповых взаимоотношений.
Вместе с тем очевидное достоинство социометрии заключается в том, что это один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в группе.
Социометрическое исследование, проведенное по любому критерию, дает информацию о подструктуре эмоциональных взаимоотношений в группе; все показатели и индексы относятся, строго говоря, именно к этой стороне внутригрупповой активности, а не к процессу общения. В этом состоит существенное ограничение социометрической методики.
Как уже было сказано выше, желание некоторых практикующих психологов проверять результаты социометрии методом наблюдения за группой либо методом «выбора в действии» зачастую приносит разочарование, ибо данные социометрических выборов отнюдь не всегда совпадают с наблюдаемыми взаимодействиями этих же лиц или с выборами их в действии. Это расхождение, однако, не дает оснований сомневаться в достоверности социометрических данных, оно лишь подчеркивает психологическую специфичность социометрической структуры группы, скрытой под внешним слоем взаимодействий. Поэтому в таких случаях более адекватными методами проверки являются интервью с испытуемыми по поводу мотивации их выборов либо повторные социометрические замеры для выявления устойчивости выборов. Вопросы интервьюеров должны касаться прежде всего следующего:
— умения субъекта воспринимать и оценивать основные параметры своих собственных взаимоотношений с другими членами группы;
— самооценки и уровня притязаний в области межличностных отношений;
— способности воспринимать и оценивать основные параметры взаимоотношений других членов группы между собой;
— умения субъекта правильно оценивать статус и отношения других членов группы.
Относительно надежности социометрии высказывается мнение, что вряд ли имеет смысл производить оценку устойчивости данных, полученных в одномоментном социометрическом срезе на группах менее 25 человек; целесообразнее дать качественную оценку надежности результатов измерений с помощью дополнительной информации )б изучаемой группе, например методом интервью. Таким образом можно констатировать следующее:
1) практическая ценность социометрического метода состоит в возможности проникнуть в невидимые на официальном уровне, но реально существующие групповые структуры межличностных взаимоотношений;
2) ограниченность же данного метода заключается в субъективном подходе к природе получаемой информации о взаимоотношениях людей, в невозможности дать оценку надежности данных на малых выборках без привлечения других методов исследования;
3) ценность социометрии повышается при ее комплексировании с другими методами исследования личности и группы. Я. Л. Коломинский одним из первых в нашей стране стал применять социометрический метод и внес весомый вклад в адаптацию и развитие этой методики, предложил целый ряд ее модификаций, расширил возраст применения, включив дошкольников и школьников.
Рекомендуемая литература
Бодалев А. А., Куницына В. Я., Панферов В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности. — Л., 1971.
Волков И. П. Специализированные социально-психологические методы. В кн.: Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьминой, В. Е. Семеновой. — Л., 1977. — С. 90-108.
Десев Л. Психология малых групп.— М., 1979.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — М., 1997. — С. 186-198.
Зарубежная социальная психология 20 столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. — М., 2002.
КоломинскийЯ.Л. Психология общения. — М., 1974.
Коломинский Я. Л. Социометрия в социально-психологическом исследовании: ее возможности и ограничения. В кн.: Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. — М., 1977. — С. 72-85.
Коломинский Я. Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. — М., 1977.
Морено Дж. Социометрия. — М., 1958.
Социально-психологические проблемы производственного коллектива. — М, 1983.
Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л., 1979.
Смирнов В. Е. Психология юношеского возраста. — М.; Л., 1929.
Социальная психология: Учебник / Под ред. Г. М. Андреевой. — М., 2000.
// Психологические тесты /Под ред. А. А. Карелина. – м., 2000. Т. 2. Метод социометрических измерений (социометрия)
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в групп6 возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Социометрическая процедура
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими; симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д. При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя).
Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N—число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1).
Указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их весьма трудно.
Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант—параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».
Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.
В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т.е. из группы к участнику).
Для системы отданных выборов (т.е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением).
Введением величины и можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:
где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N—число членов группы.
Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.
Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности — разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.).
Критерии определяются в зависимости от про-
граммы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. табл. «Величины ограничения социометрических выборов»).
Величины ограничения социометрических выборов
Число членов групп |
Социометрическое ограничение d |
Вероятность случайного выбора Р (А) |
5-7 |
1 |
0,20-0,14 |
8-11 |
2 |
0,25-0,18 |
12-16 |
3 |
0,25-0,19 |
17-21 |
4 |
0,23-0,19 |
22-26 |
5 |
0,22-0,19 |
27-31 |
6 |
0,22-0,10 |
32-36 |
7 |
0,21-0,19 |
Социометрическая карточка
№ № п/п |
Тип |
Критерии |
Выборы |
|||
1 |
Работа |
а) Кого бы Вы хотели выбрать своим бригадиром? б) Кого бы Вы не хотели выбрать своим бригадиром? |
• |
|||
2 |
Досуг |
Кого бы Вы хотели пригласить на встречу Нового года? |
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. табл. «Пример социоматрицы»).
Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений,
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.
Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
Пример социоматрицы для группы, численностью n членов
Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор
Социограмма
Социограмма — схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. 1).
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2,3 членов, реже из 4 и более членов (рис. 2).
Социометрические индексы
Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ).
Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Основными ПСИ являются:
—индекс социометрического статуса i-члена;
—индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
—индекс объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.
Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях: i — выбираемый, j — выбирающий, ij — совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
где Ci -— социометрический статус i-члена, Rj — полученные i-членом выборы, — знак алгебраического суммирования числа полученных выборовi-члена, N — число членов группы.
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждsм, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен расчет Ci + — положительного и Ci- —отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:
где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, R — сделанные j-членом выборы (+,-).
С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении. Из ГСИ наиболее важными являются:
Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:
где Ag—экспансивность группы, N — число членов группы.
Индекс показывает среднюю активность группы при решении задач социометрического теста (в расчете на каждого члена).
Индекс психологической взаимности в группе («сплоченности группы») высчитывается по формуле:
где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Aij+ — число положительных взаимных связей в группе, N -— число членов группы.
Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).
Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
11