Ψ
Психогенетика или генетика поведения (behavior genetic)
Юлия Давидовна
Через 2 недели (3 марта) будет выдана практическая работа, которая должна быть сдана через 4 недели (31 марта)
Будет выдана инструкция найти пару по следующим критериям:
зарегистрированную в гражданском браке до 10 лет-21 группа ( или более 10 лет-22 группа)-
не близкие родственники, друзья
должна проживать в Москве
Исследование ассортативности, трансляции семейных ценностей
Опросники:
· Айзенка по 3 шкалам (экстраверсия, нейротизм, психотизм)
· Локус контроля –Роттера
· Маккивиализм
· Ценностная шкала Шварца.
Отсчет: личные заметки по проведению исследования, мотивы испытуемых, отношение к эксперименту.
Формальности:
Не портить опросники
Не показывать инструкцию испытуемым
Прочитать (и дураку понятно)
Заполнять должны при экспериментаторе
Проверить наличие ответов на все вопросы
Предмет психогенетики природа индивидуальных различий или роль факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.
Через 2 недели (3 марта) будет выдана практическая работа, которая должна быть сдана через 4 недели (31 марта) Будет выдана инструкция найти пару по следующим критериям: зарегистрированную в гражданском браке до 10 лет-21 группа ( или более 10 лет-22 группа)-
Врожденное не равно генетическому
2 mainstreamа в исследованиях генетики поведения:
· молекулярно-биологическое влияние на психологические признаки
· индивидуальная среда (2 категории среды: общие и индивидуальные)
Психогенетика предлагает четкое разделение биологических и социальных причин индивидуальных различий.
Болезнь Гетингтона— имеет доминантный характер, проявляется поражением переднего мозга.
Основоположник психогенетики:
Френсис Гальтон (1822-1911) – ввел термин антициклон =) Основоположник Евгеники (поизитивной)
«Наследственный талант и характер» 1865 год- заодно и год основания психогенетики.
· Вероятность появление талантливости в семьях выдающихся людей выше чем в обществе в целом.
Влияние индивидуального педагогического стиля на формирование ...
... поведения детей дошкольного возраста. Цель исследования заключается в определении особенностей влияния индивидуальных педагогических стилей на формирование агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Задачи исследования: ... дошкольном возрасте. Исследование проходило в один этап с февраля 2013г. по март 2013 г. В данный период была изучена специальная литература, подобран психодиагностический ...
· Чем больше степень родства тем выше вероятность талантливости.
· молекулярно-биологическое влияние на психологические признаки · индивидуальная среда (2 категории среды: общие и индивидуальные)
Признаки
· Качественные- дискретное распределение (наличие хвоста, группа крови, количество конечностей)
· Количественные— континуальное распределение (вес, рост, IQ)
Конкордантность- совпадение признака (ов) у членов пар
Дисконкордантность— несовпадение признака (ов) у членов пар
Позитивная Евгеника — Улучшение численности ценных категорий общества.(по Гальтону) Обеспечение жилья этих категорий, жесткие законы иммиграции и миграции.
Негативная Евгеника (Флоринский-1865 год «Усовершенствований и выражение человеческого рода»)- Человек с «вредными» генами должен думать о своем потомстве и вступать в брак с человеком, имеющим «здоровые» генами.
· Качественные- дискретное распределение (наличие хвоста, группа крови, количество конечностей) · Количественные- континуальное распределение (вес, рост, IQ)
Вариативность
· Индивидуальные различия
· Межиндивидуальные различия
· Изменчивость
· Межиндивидуальныая изменчивость
· Дисперсия
· Варианса
Обозначение в формулах генетики: V
Обозначение в формулах статистике : δ2
Коэфицент корреляции не говорит, что один признак (х) определяет другой признак (у) (или наоборот), а указывает лишь на их взаимосвязь (коэфицент корреляции от -1 до +1).
Психогенетика- междисциплинарная область знания на стыке психологии и генетики, но это все же область психологии.
Психология:
· Дифференциальная психология
· Общая психология
· Психология развития
· Психофизиология
Генетика:
· Генетика количественных признаков
· Общая генетика
· Популяционная генетика
· Медицинская генетика
Психогенетика- междисциплинарная область знания, которая изучает роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.
Геном- характеристика вида, гаплоидный набор хромосом (23 штуки, а не пары, идиот!!!) описывается так же в генах 24 хромосом (23 + половые клетки).
Генотип- характеристика индивида, совокупность всех наследственных свойств индивида.
Локус- участок хромосом, в котором содержится определенная нуклеотидная последовательность. Возможны замены нуклеотидов. И огда, если они совместимы с жизнью ген существует в разных формах.
Аллель- одно из возможных структурных состояний гена.
Генотип и среда в изменчивости психологических признаков
... признак с высокой оценкой наследуемости не является детерминированным генотипом, хотя такие интерпретации часто встречаются даже в публикациях специалистов. Это совсем разные вещи— разделить источники вариативности ... у родственников популяционные генетики делают вывод о наследуемости признака, это не означает, ... относятся к индивидуальной среде, большее влияние общей среды констатируется только трижды. ...
Фенотип— совокупность всех признаков индивида, которая формируется при участии генотипа и под влиянием среды.
· Межиндивидуальные различия · Изменчивость · Межиндивидуальныая изменчивость
Основные постулаты психогенетеки
· Генотип проявляется в фенотипе
· Есть генетические и средовые источники межиндивидуальных различий
· Эти источники могут быть количественно оценены в помощью в сравнении друг с другом (пар родственников например)
Компоненты фенотипической дисперсии
· Фенотипическая вариативность (дисперсия) (P) равна сумме генотипической вариативности, средовой вариативности и ковариации генетических и средовых влияний:
Vp= Vg+Ve+2covGE
· Сумма компонентов фенотипической вариативности ( дисперсии) приравнивается к 100% или к 1:
Vp/Vp=1= Vg/Vp+Ve/Vp+2covGE/Vp
Генотип средовое взаимодействие- разная реакция обладателей различных генотипов на изменения условий среды.
Показатель наследуемости
Доля фенотипической вариативности, определяемая влияниями генотипа
H2= Vg/Vp
Компоненты средовой вариативности
· Эффект общей среды- влияние на вариативность признака средовых условий, совпадающих в паре родственников
· Эффект индивидуальной среды- влияние на вариативность признака средовых условий, различающихся в паре родственников
· Средовые эффекты, специфические для данного типа родственников (влияние на вариативность признака монозготной, дизиготной, сиблинговой среды и т.д)
Генотип-средовые эффекты
Взаимодействие генотипа и среды-разная реакция генотипов на изменение средовых условий.А)Активная— это самостоятельный отбор индивидом средовых условий, соответствующих его генотипу.
Б) Реактивная –разная реакция окружающих на людей обладающих различным генотипом.
В) Пассивная-«положительное» взаимодействие среды (родительской) и генотипа.
· Генотип-средовая ковариация-неслучайное распределение генотипов по разным средам. Положительная и отрицательная. Активная и пассивная.
· Ассортативность-неслучайный подбор партнеров брачных пар
· Материнский эффект- большее влияние матери на фенотип.
Б) Реактивная –разная реакция окружающих на людей обладающих различным генотипом. В) Пассивная-«положительное» взаимодействие среды (родительской) и генотипа. … · Генотип-средовая ковариация-неслучайное распределение генотипов по разным средам. Положительная и отрицательная.…
Показатели среды
Доля фенотипической вариативности, определяемая средовыми влияниями:
С2+Е2=Ve/Vp
E2— разброс индивидуальной среда (сюда входит и ошибка измерения ),
С2— в какой степени фенотипическая дисперсия обусловлена обще средовыми воздействиями
Наследственность | Наследуемость |
Способность живых организмов передавать свои свойства и функции от родителей к потомкам | Статистический показатель: определяет долю генетической дисперсии в общей дисперсии признака |
Объектом исследования может быть отдельный индивид | Объект исследования-популяции |
Не меняется на протяжении жизни | Меняется при изменении средовых условий; при изменении частоты генов в популяции |
С2- в какой степени фенотипическая дисперсия обусловлена обще средовыми воздействиями Наследственность Наследуемость Способность живых организмов передавать свои…
Компоненты генотипичсекой активности
· Аддитивный эффект- результат сумминирования действия разных генов (ни один аллель не имеет преимущества) определяется суммой вкладов аллелей каждого локуса в генотип. При наследовании- аддитивный эффект аллеля у детей такой же, как был у родителей. Ребенок будет похож на родителей.
Аддитивный эффект определяет наследуемость в узком смысле.
· Доминантность- результат взаимодействия аллелей одного локуса
· Эпистаз— результат взаимодействия аллей разного локуса
Аддитивный эффект определяет наследуемость в узком смысле. · Доминантность- результат взаимодействия аллелей одного локуса · Эпистаз- результат взаимодействия аллей разного локуса
Аддитивность, доминантсноть и эпистаз определяют наследуемость в широком смысле.
Близнецовый метод
Делятся на:
· Монозиготные (из одной яйцеклетки)-всегда одного пола
· Дизиготными (из двух яйцеклеток)
Вероятность рождения близнецов повышают (дизигот)
· Лечения от бесплодия
· Старший возраст матери
· Более высокий порядковый номер беременности
· Генетическая предрасположенность
· Ряд средовых воздействий (низкий СЭС, стресс)
· Некоторые другие факторы
· Монозиготные (из одной яйцеклетки)-всегда одного пола · Дизиготными (из двух яйцеклеток)
Причины увеличения частоты многоплодных беременностей
· Изменения возраста матери ( более поздние беременности)
· Развитие медицины ( предотвращение преждевременных родов, спасение детей с низким возрастом гестации)
· Использование гормональных препаратов
· Распространение метода экстракорпорального оплодотворения
Гемеллология— наука, изучающая близнецов, вопрос для что?где?когда?, а в начале еще запудрить мозги кузеном Дарвина
« Я искал какой-нибудь новый метод, который позволил бы с помощью измерения определить влияния природы и воспитания и оценить их относительные доли в очерчивании склонностей и интеллектуальных способностей человека. История близнецов дает мне то, что я искал»
Ф. Гальтон «История близнецов», 1875
Гальтон доказал, что не бывает одинаковых отпечатков пальце, отпечатки пальцев восстанавливаются (узор) даже после ожогов. В первые в 1911 году (после смерти Гальтона) в качестве доказательства были использованы отпечатки пальцев.
Цели близнецовых методов:
· Развитие медицины ( предотвращение преждевременных родов, спасение детей с низким возрастом гестации) · Использование гормональных препаратов · Распространение метода экстракорпорального оплодотворения
Разделить влияние наследственности и среды
Классический близнецовый метод- сравнение внутрипарных сходств МЗ и ДЗ близнецов.
Испытуемые- выборка МЗ близнецов и выборка ДЗ близнецов
Этапы исследования
· Диагностика признака у МЗ близнецов
· Оценка внутрипарного сходства МЗ близнецов
· Диагностика признака у ДЗ близнецов
· Оценка внутрипарного сходства у ДЗ близнецов
· Сравнение внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов
Постулаты близнецового метода
· Условия развития близнецов, входящих в одну пару, одинаковы, независимо от зиготности (постулат о равенстве средовых условий для партнеров близнецовой пары)
· Монозиготные близнецы генетически идентичны
· Монозиготные и дизиготные близнецы различаются по степени генетического сходства
· Близнецы не отличаются от одиночнорожденных
Систематические факторы, влияющие на внутрипарные различия МЗ близнецов
· Неравенство условий в пренатальном периоде развития
· Распределение ролей в паре
Комплементарность (дополнительность)
Лидерство в паре