Психогенетика или генетика поведения Behavior Genetic

Ψ

Психогенетика или генетика поведения (behavior genetic)

Юлия Давидовна

Через 2 недели (3 марта) будет выдана практическая работа, которая должна быть сдана через 4 недели (31 марта)

Будет выдана инструкция найти пару по следующим критериям:

зарегистрированную в гражданском браке до 10 лет-21 группа ( или более 10 лет-22 группа)-

не близкие родственники, друзья

должна проживать в Москве

Исследование ассортативности, трансляции семейных ценностей

Опросники:

· Айзенка по 3 шкалам (экстраверсия, нейротизм, психотизм)

· Локус контроля –Роттера

· Маккивиализм

· Ценностная шкала Шварца.

Отсчет: личные заметки по проведению исследования, мотивы испытуемых, отношение к эксперименту.

Формальности:

Не портить опросники

Не показывать инструкцию испытуемым

Прочитать (и дураку понятно)

Заполнять должны при экспериментаторе

Проверить наличие ответов на все вопросы

Предмет психогенетики природа индивидуальных различий или роль факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

 

Через 2 недели (3 марта) будет выдана практическая работа, которая должна быть сдана через 4 недели (31 марта) Будет выдана инструкция найти пару по следующим критериям: зарегистрированную в гражданском браке до 10 лет-21 группа ( или более 10 лет-22 группа)-

Врожденное не равно генетическому

2 mainstreamа в исследованиях генетики поведения:

 

· молекулярно-биологическое влияние на психологические признаки

· индивидуальная среда (2 категории среды: общие и индивидуальные)

 

 

Психогенетика предлагает четкое разделение биологических и социальных причин индивидуальных различий.

 

Болезнь Гетингтона— имеет доминантный характер, проявляется поражением переднего мозга.

 

Основоположник психогенетики:

Френсис Гальтон (1822-1911) – ввел термин антициклон =) Основоположник Евгеники (поизитивной)

«Наследственный талант и характер» 1865 год- заодно и год основания психогенетики.

· Вероятность появление талантливости в семьях выдающихся людей выше чем в обществе в целом.

23 стр., 11321 слов

Влияние индивидуального педагогического стиля на формирование ...

... поведения детей дошкольного возраста. Цель исследования заключается в определении особенностей влияния индивидуальных педагогических стилей на формирование агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Задачи исследования: ... дошкольном возрасте. Исследование проходило в один этап с февраля 2013г. по март 2013 г. В данный период была изучена специальная литература, подобран психодиагностический ...

· Чем больше степень родства тем выше вероятность талантливости.

 

 

  · молекулярно-биологическое влияние на психологические признаки · индивидуальная среда (2 категории среды: общие и индивидуальные)

Признаки

 

· Качественные- дискретное распределение (наличие хвоста, группа крови, количество конечностей)

· Количественные— континуальное распределение (вес, рост, IQ)

 

Конкордантность- совпадение признака (ов) у членов пар

Дисконкордантность— несовпадение признака (ов) у членов пар

 

Позитивная Евгеника — Улучшение численности ценных категорий общества.(по Гальтону) Обеспечение жилья этих категорий, жесткие законы иммиграции и миграции.

Негативная Евгеника (Флоринский-1865 год «Усовершенствований и выражение человеческого рода»)- Человек с «вредными» генами должен думать о своем потомстве и вступать в брак с человеком, имеющим «здоровые» генами.

· Качественные- дискретное распределение (наличие хвоста, группа крови, количество конечностей) · Количественные- континуальное распределение (вес, рост, IQ)  

Вариативность

· Индивидуальные различия

· Межиндивидуальные различия

· Изменчивость

· Межиндивидуальныая изменчивость

· Дисперсия

· Варианса

Обозначение в формулах генетики: V

Обозначение в формулах статистике : δ2

Коэфицент корреляции не говорит, что один признак (х) определяет другой признак (у) (или наоборот), а указывает лишь на их взаимосвязь (коэфицент корреляции от -1 до +1).

Психогенетика- междисциплинарная область знания на стыке психологии и генетики, но это все же область психологии.

Психология:

· Дифференциальная психология

· Общая психология

· Психология развития

· Психофизиология

Генетика:

· Генетика количественных признаков

· Общая генетика

· Популяционная генетика

· Медицинская генетика

Психогенетика- междисциплинарная область знания, которая изучает роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

 

Геном- характеристика вида, гаплоидный набор хромосом (23 штуки, а не пары, идиот!!!) описывается так же в генах 24 хромосом (23 + половые клетки).

Генотип- характеристика индивида, совокупность всех наследственных свойств индивида.

Локус- участок хромосом, в котором содержится определенная нуклеотидная последовательность. Возможны замены нуклеотидов. И огда, если они совместимы с жизнью ген существует в разных формах.

Аллель- одно из возможных структурных состояний гена.

12 стр., 5880 слов

Генотип и среда в изменчивости психологических признаков

... признак с высокой оценкой наследуемости не является детерминированным генотипом, хотя такие интерпретации часто встречаются даже в публикациях специалистов. Это совсем разные вещи— разделить источники вариативности ... у родственников популяционные генетики делают вывод о наследуемости признака, это не означает, ... относятся к индивидуальной среде, большее влияние общей среды констатируется только трижды. ...

 

Фенотип— совокупность всех признаков индивида, которая формируется при участии генотипа и под влиянием среды.

 

· Межиндивидуальные различия · Изменчивость · Межиндивидуальныая изменчивость

Основные постулаты психогенетеки

· Генотип проявляется в фенотипе

· Есть генетические и средовые источники межиндивидуальных различий

· Эти источники могут быть количественно оценены в помощью в сравнении друг с другом (пар родственников например)

Компоненты фенотипической дисперсии

· Фенотипическая вариативность (дисперсия) (P) равна сумме генотипической вариативности, средовой вариативности и ковариации генетических и средовых влияний:

Vp= Vg+Ve+2covGE

· Сумма компонентов фенотипической вариативности ( дисперсии) приравнивается к 100% или к 1:

Vp/Vp=1= Vg/Vp+Ve/Vp+2covGE/Vp

Генотип средовое взаимодействие- разная реакция обладателей различных генотипов на изменения условий среды.

Показатель наследуемости

Доля фенотипической вариативности, определяемая влияниями генотипа

H2= Vg/Vp

Компоненты средовой вариативности

· Эффект общей среды- влияние на вариативность признака средовых условий, совпадающих в паре родственников

· Эффект индивидуальной среды- влияние на вариативность признака средовых условий, различающихся в паре родственников

· Средовые эффекты, специфические для данного типа родственников (влияние на вариативность признака монозготной, дизиготной, сиблинговой среды и т.д)

 

Генотип-средовые эффекты

Взаимодействие генотипа и среды-разная реакция генотипов на изменение средовых условий.А)Активная— это самостоятельный отбор индивидом средовых условий, соответствующих его генотипу.

Б) Реактивная –разная реакция окружающих на людей обладающих различным генотипом.

В) Пассивная-«положительное» взаимодействие среды (родительской) и генотипа.

· Генотип-средовая ковариация-неслучайное распределение генотипов по разным средам. Положительная и отрицательная. Активная и пассивная.

· Ассортативность-неслучайный подбор партнеров брачных пар

· Материнский эффект- большее влияние матери на фенотип.

 

Б) Реактивная –разная реакция окружающих на людей обладающих различным генотипом. В) Пассивная-«положительное» взаимодействие среды (родительской) и генотипа. … · Генотип-средовая ковариация-неслучайное распределение генотипов по разным средам. Положительная и отрицательная.…

Показатели среды

Доля фенотипической вариативности, определяемая средовыми влияниями:

С2+Е2=Ve/Vp

E2 разброс индивидуальной среда (сюда входит и ошибка измерения ),

С2 в какой степени фенотипическая дисперсия обусловлена обще средовыми воздействиями

 

 

Наследственность Наследуемость
Способность живых организмов передавать свои свойства и функции от родителей к потомкам Статистический показатель: определяет долю генетической дисперсии в общей дисперсии признака
Объектом исследования может быть отдельный индивид Объект исследования-популяции
Не меняется на протяжении жизни Меняется при изменении средовых условий; при изменении частоты генов в популяции

 

С2- в какой степени фенотипическая дисперсия обусловлена обще средовыми воздействиями     Наследственность Наследуемость Способность живых организмов передавать свои…

Компоненты генотипичсекой активности

· Аддитивный эффект- результат сумминирования действия разных генов (ни один аллель не имеет преимущества) определяется суммой вкладов аллелей каждого локуса в генотип. При наследовании- аддитивный эффект аллеля у детей такой же, как был у родителей. Ребенок будет похож на родителей.

Аддитивный эффект определяет наследуемость в узком смысле.

· Доминантность- результат взаимодействия аллелей одного локуса

· Эпистаз— результат взаимодействия аллей разного локуса

 

Аддитивный эффект определяет наследуемость в узком смысле. · Доминантность- результат взаимодействия аллелей одного локуса · Эпистаз- результат взаимодействия аллей разного локуса

Аддитивность, доминантсноть и эпистаз определяют наследуемость в широком смысле.

Близнецовый метод

Делятся на:

· Монозиготные (из одной яйцеклетки)-всегда одного пола

· Дизиготными (из двух яйцеклеток)

 

Вероятность рождения близнецов повышают (дизигот)

 

· Лечения от бесплодия

· Старший возраст матери

· Более высокий порядковый номер беременности

· Генетическая предрасположенность

· Ряд средовых воздействий (низкий СЭС, стресс)

· Некоторые другие факторы

 

· Монозиготные (из одной яйцеклетки)-всегда одного пола · Дизиготными (из двух яйцеклеток)  

Причины увеличения частоты многоплодных беременностей

· Изменения возраста матери ( более поздние беременности)

· Развитие медицины ( предотвращение преждевременных родов, спасение детей с низким возрастом гестации)

· Использование гормональных препаратов

· Распространение метода экстракорпорального оплодотворения

 

Гемеллология— наука, изучающая близнецов, вопрос для что?где?когда?, а в начале еще запудрить мозги кузеном Дарвина

 

« Я искал какой-нибудь новый метод, который позволил бы с помощью измерения определить влияния природы и воспитания и оценить их относительные доли в очерчивании склонностей и интеллектуальных способностей человека. История близнецов дает мне то, что я искал»

Ф. Гальтон «История близнецов», 1875

Гальтон доказал, что не бывает одинаковых отпечатков пальце, отпечатки пальцев восстанавливаются (узор) даже после ожогов. В первые в 1911 году (после смерти Гальтона) в качестве доказательства были использованы отпечатки пальцев.

 

Цели близнецовых методов:

· Развитие медицины ( предотвращение преждевременных родов, спасение детей с низким возрастом гестации) · Использование гормональных препаратов · Распространение метода экстракорпорального оплодотворения

Разделить влияние наследственности и среды

Классический близнецовый метод- сравнение внутрипарных сходств МЗ и ДЗ близнецов.

Испытуемые- выборка МЗ близнецов и выборка ДЗ близнецов

 

Этапы исследования

· Диагностика признака у МЗ близнецов

· Оценка внутрипарного сходства МЗ близнецов

· Диагностика признака у ДЗ близнецов

· Оценка внутрипарного сходства у ДЗ близнецов

· Сравнение внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов

 

Постулаты близнецового метода

· Условия развития близнецов, входящих в одну пару, одинаковы, независимо от зиготности (постулат о равенстве средовых условий для партнеров близнецовой пары)

· Монозиготные близнецы генетически идентичны

· Монозиготные и дизиготные близнецы различаются по степени генетического сходства

· Близнецы не отличаются от одиночнорожденных

 

Систематические факторы, влияющие на внутрипарные различия МЗ близнецов

· Неравенство условий в пренатальном периоде развития

· Распределение ролей в паре

Комплементарность (дополнительность)

Лидерство в паре