Перечисленные ниже методы имеют в психиатрии вспомогательное значение. Их роль значительно возрастает при диагностике органических психических расстройств (опухоли, эпилепсия, атрофические заболевания, сосудистые поражения мозга и др.).
Электроэнцефалография – регистрация колебаний электрического потенциала мозговых клеток с помощью электродов, наложенных на кожу головы. Данные колебания отражают общую активность мозга, а не какие-либо специфические психические процессы.
При анализе ЭЭГ обращают внимание на частоту, амплитуду и форму волн. При высокой активности работы мозга наблюдается явление десинхронизации в виде снижения амплитуды и увеличения частоты волн, во время сна наблюдается синхронизация – повышение амплитуды волн и уменьшение их частоты (медленные волны).
При эпилепсии регистрируются волны высокой амплитуды с острыми вершинами (острые волны, пики, пик-волна).
При атрофии мозговой коры и гибели участка мозга волны отсутствуют или их амплитуда снижается. Поскольку записываются кривые одновременно с нескольких участков мозга (чаше с 16 участков), по ЭЭГ можно установить место расположения патологического очага.
В целом данные ЭЭГ неспецифичны, по ним нельзя точно установить диагноз заболевания, поскольку сходные расстройства могут наблюдаться при разных поражениях. Иногда патологические знаки на ЭЭГ находят у совершенно здоровых людей. Наибольшую ценность данные ЭЭГ имеют при диагностике эпилепсии.
Традиционная рентгенография не позволяет проанализировать структуру мозга, так как мозг мало задерживает рентгеновские лучи. На рентгенограммах видны только кости черепа и их изменения в связи с длительным повышением внутричерепного давления. Однако компьютерная обработка рентгеновского сигнала дает возможность рассмотреть строение мозга.
Этот принцип используется в рентгеновской компьютерной томографии (КТ).
С помощью данного метода удается диагностировать опухоли мозга, атрофические заболевания, кисты. Для повышения эффективности методики используют рентгеноконтрастные вещества.
Поскольку для диагностики используются слабые источники рентгеновского излучения, общая доза облучения при исследовании бывает небольшой. Разрешающая способность различных аппаратов КТ значительно отличается, поэтому некоторые мелкие опухоли и очаги можно не обнаружить.
Блоки мозга и функции психического отражения
... записей биотоков можно судить об изменениях в психическом состоянии человека. Возникающие з мозгу волны представляют собой электромагнитные колебания различной частоты. Наиболее медленные из них наблюдаются тогда, ... биотоков немедленно меняется, и на ней появляются следы значительно более частых волн. Открытие в мозгу возникающих электрических токов, которые можно записать с помощью усилителей в виде ...
Более информативным методом является магнитно-резонансная томография (МРТ).
Она позволяет охарактеризовать не только структуру, но и частично функциональное состояние мозга. При МРТ не используются источники ионизирующего излучения, поэтому она не представляет никакой угрозы здоровью даже при многократном применении.
Реоэнцефалография и допплерография применяются для диагностики поражения сосудов мозга (атеросклероз, гипертоническая болезнь, диабетическая ангиопатия).
С их помощью можно установить нарушение проходимости крупных сосудов (артерии, вены).
Лабораторные исследования применяются для выявления как соматической патологии, так и некоторых специфических заболеваний мозга. Лишь при некоторых заболеваниях высокоспецифичные методики могут помочь в диагностике. Так, без серологического обследования практически невозможна точная диагностика сифилитических психозов.
При прогрессивном параличе обычно регистрируется резко положительная «++++» реакция Вассермана (RW).
Недостатки этого теста: его малая специфичность и возможность появления ложноположительной реакции. Более точны специфические трепонемные тесты: реакция пассивной гемагглютинации, реакция иммунофлуоресценции (РИФ) и реакция иммобилизации бледных трепонем.
Психиатрия: психологические методы обследования больных
Задачей психолога в психиатрической клинике может быть оценка способностей человека, черт его личности, определение характера и глубины повреждения психики в результате болезни. Собственно диагноз психического заболевания по результатам тестирования поставлен быть не может. Психологические методы основаны на анализе реакций и поведения человека в условиях так называемого психологического эксперимента.
Ситуация психологического эксперимента создается с помощью специально заготовленных заданий и вопросов. Данные задания уже многократно испытаны на здоровых и больных людях и изучены все возможные формы реакций, указывающие на ту или иную патологию.
Таким образом, важнейшим условием психологического обследования является строгое соблюдение условий методики, в противном случае реакцию больного нельзя оценить точно. Какими бы странными ни казались задания и вопросы, они должны быть заданы только в той форме, в которой указаны в инструкции.
При психологическом исследовании никогда не задают вопросы, на которые все люди дают одинаковые ответы, поэтому задания выглядят неопределенно и расплывчато. В большинстве случаев задание не предполагает правильного и неправильного ответа: любой ответ пациента является отражением его личной точки зрения. Поэтому не допускается, чтобы кто-либо из окружающих – другие больные, медсестра или родственники – пояснял больному смысл задания или помогал в ответах на вопросы.
Исследование мышления, памяти и интеллекта можно проводить с помощью батареи тестов Векслера, включающей большой набор проб на различные знания и умения больного – есть варианты для взрослых (WAIS) и для детей (WISC).
В результате вычисляется интеллектуальный индекс IQ.
Однако эта методика требует много времени и профессиональной психологической подготовки. Кроме того, она не может выявить задержку развития у детей раннего возраста. В этом случае приходится определять психофизиологический возраст ребенка по стандартным шкалам психического развития (например, по шкале Стенфорд–Бине или Гезелла).
Задания для самостоятельной работы студентов к разделу «Педагогическая ...
... — обнаружить шпаргалку, тогда, и не "конфискуя" ее, всегда можно применить "репрессивные" меры, например: сразу поставить двойку, просто снизить оценку, записать замечание в дневник, позвонить родителям ... и пр.; в) Обнаружив шпаргалку, сразу же дайте ее хозяину индивидуальное задание (набор подобных заданий должен быть заготовлен заранее), выполнению которого шпаргалка не поможет; г) подготовка ...
Показатели IQ выше 100% свидетельствуют о высоком интеллекте, опережающем развитии. Цифры от 70 до 90% рассматриваются как пограничные, говорят об относительно низком интеллекте, но не считаются признаком патологии. О ней свидетельствует IQ ниже 70%.
В клинической практике чаще используются упрощенные тестовые задания для приблизительной оценки степени расстройств памяти и интеллекта. В частности, применяется проба на запоминание 10 двусложных слов (в норме запоминаются испытуемым после 3-4 устных повторений) или бессмысленных буквосочетаний (запоминаются после 5-7 повторений).
Отсчитывание по Крепелину заключается в вычитании из 100 или 200 одного и того же числа (7 или 17), ошибки при выполнении этого задания могут указывать как на нарушения памяти, так и на расстройства интеллекта, ухудшение результатов по мере выполнения задания свидетельствует об истощаемости. При тяжелых заболеваниях мозга пациенты не могут назвать пальцы на руках, перечислить месяцы года в обратном порядке, не могут объяснить переносный смысл пословиц и поговорок.
При некоторых заболеваниях (шизофрения, эпилепсия и др.) часто нарушается стройность и целенаправленность мышления без выраженного снижения интеллекта. Особенно хорошо эти расстройства выявляются с помощью методики «четвертый лишний». Больному предлагают из 4 предметов, изображенных на карточке, выбрать три, составляющие группу, назвать эту группу, и объяснить, почему четвертый предмет в нее не входит.
Важен не сделанный выбор, а его объяснение. Так, больные шизофренией в своем мышлении часто опираются на второстепенные формальные признаки (например, из набора «стул, стол, чашка, кровать» больной удаляет чашку, так как остальные предметы «имеют горизонтальную плоскость для помещения на нее предметов»).
Больные эпилепсией и органическими заболеваниями мозга дают исключительно бытовые, конкретные описания (например, в том же задании удаляют кровать, поясняя, что «это для того, чтобы чаю попить нужно, а кровать она потом, когда уже напился, потребуется») или не могут сделать выбор совсем.
Личностные опросники применяются для определения важнейших черт характера. Это может быть полезным при мягких психических расстройствах, связанных со снижением способности человека адаптироваться в ситуации стресса (например, при неврозах).
С их помощью можно выявить некоторые изменения личности при прогрессирующих психических заболеваниях (шизофрения и эпилепсия).
Личностные опросники состоят из перечня вопросов и ряда ответов, из которых пациент должен выбрать один, наиболее ему подходящий. Если больной затрудняется, то ему рекомендуют указывать тот ответ, который в первую очередь приходит ему в голову, или ориентироваться на более частые ситуации. Примерами личностных опросников являются тест Айзенка и тест ММРI.
Психофизиологические методики. Определения метода, методики, теста
... с помощью различной аппаратуры: например, электроэнцефалография; ü «бумага-карандаш» - тестовые задания, которые требуют минимум дополнительных условий и основаны на психофизиологических особенностях человека: например, теппинг-тест. Малоформализированные методики ü методики наблюдения (наличие плана ...
По тесту Айзенка можно оценить лишь 2 важнейшие черты характера: общительность (шкала экстраверсии–интроверсии) и устойчивость к стрессу (шкала нейротизма).
Тест состоит из 57 вопросов. По результатам теста человека можно отнести к одному из 4 типов: уравновешенный экстраверт – сангвиник, уравновешенный интроверт – флегматик, неуравновешенный экстраверт – холерик, неуравновешенный интроверт – меланхолик. Надежность данного теста невелика.
MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) считается более надежной и разработанной психологической методикой. Авторы теста хотели создать инструмент диагностики психических заболеваний, поэтому назвали шкалы теста в соответствии с наиболее распространенными болезнями: «шизофрения», «депрессия», «психопатия», «паранойя», «истерия» и др. Однако в действительности тест не позволяет установить точный диагноз, зато дает подробную характеристику личности человека. Таким образом, данную методику можно применять и у здоровых людей, а также при оценке личности больных с соматическими расстройствами для выбора правильной тактики психотерапевтической и реабилитационной работы.
Проективные методы не предлагают пациенту никаких заготовленных ответов, он должен сам в процессе свободной фантазии дать свою оценку изображений и словосочетаний, предложенных в таблицах. Примером проективной методики являются задания с незаконченными предложениями, где пациент должен сочинить свой вариант окончания фразы (например, «Будущее кажется мне…»).
Существуют методики, в которых анализируются рисунки больного (например, изображение дерева или животного).
Тест Люшера заключается в том, что пациент выбирает из цветных карточек наиболее ему приятные. В тематическом аперцептивном тесте он описывает свое отношение к людям, изображенным на таблицах.
В тесте Сонди из ряда фотографий выбирает понравившиеся ему лица. В тесте Роршаха перечисляет свои ассоциации, возникшие при просмотре таблиц с бесформенными чернильными пятнами.
Проективные методики дают много интересной информации, однако ее очень трудно интерпретировать, поэтому они могут применяться только специально обученными психологами. В медицине данные тесты вызывают много споров, не все методики считаются достаточно надежными.
Публикуется по: Ю.Г. Тюльпин. Психические болезни с курсом наркологии.