19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева»
Социально-психологический факультет
Кафедра практической психологии и педагогики
Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса,
обучающихся по специальности «050706.65 — Педагогика и психология»,
дневной и заочной форм обучения
Тобольск 2008
Пояснительная записка
Современное российское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих специалистов. В педагогическом высшем учебном заведении психолого-педагогическая практика является частью образовательного процесса. Она позволяет добиться использования теоретических знаний в практической деятельности, сформировать необходимые умения и освоить элементы психолого-педагогического опыта.
Традиционно серьезное знакомство студента с профессиональной психолого-педагогической деятельностью происходит на 4-5 году обучения, когда во время практики будущие специалисты включаются в преподавательскую, развивающую и воспитательную деятельность.
Предложенный подход к организации и содержанию педагогической практики основан на следующих принципиальных положениях:
- Пропедевтическая направленность. Прежде чем включить студента в преподавательскую деятельность, необходимо сформировать у него базовые психолого-педагогические умения и навыки: ориентации в новой психолого-педагогической реальности, педагогического общения, профессионального анализа психолого-педагогических явлений, гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные умения.
- Связь с предметами психолого-педагогического цикла. Профессионально-педагогическая практика логически завершает изучение основного блока психолого-педагогических дисциплин: »Введение в психолого-педагогическую деятельность», »Педагогические теории, системы, технологии» и др.; помогает познакомиться с явлениями, изучаемыми в последующих курсах: »Методика преподавания психологии и педагогики», »Основы управления педагогическими системами», »Философия образования». Практика актуализирует знания студентов, обеспечивает их практическое применение.
- Развитие педагогического мышления. Прежде чем приступить к самостоятельной профессиональной деятельности, студент должен накопить опыт анализа и сумму примеров педагогического мастерства.
- Личностная ориентация. Формирование профессиональных психолого-педагогических навыков и умений требует индивидуального подхода к обучению каждого студента.
- Динамика самостоятельности. Распределение содержания и разных видов работы и учебных заданий предполагает повышение самостоятельности студента от начала к концу практики.
- Опора на реалии психолого-педагогической действительности. Практика организуется на договорных началах с образовательным учреждением. Учебные задания адаптируются к потребностям образовательного учреждения.
Психолого-педагогическая практика выполняет роль базового основания, позволяющего подготовить студентов ко все более усложняющейся педагогической и преподавательской деятельности.
Отчёт о результатах психолого-педагогической практики
... устраивались просмотры мультфильмов. 2.2. Основные работы и задания, выполняемые в процессе практики Во время психолого-педагогической практики я выполняла следующие работы и задания: Теоретическая часть (4 часа) ... что перед учителями гимназии стоят чётко обозначенные задачи: получение основного образования; охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ ...
В соответствии с квалификационными требованиями выпускник педагогического вуза должен обладать следующими базовыми психолого-педагогическими умениями:
- владеть системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и уметь использовать их в своей профессиональной деятельности;
- владеть системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями психолого-педагогического общения;
- уметь строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;
- уметь организовывать внеучебную деятельность учащихся.
Цель практики:повышение эффективности психолого-педагогической подготовки будущего специалиста, формирование у него знаний, умений и навыков преподавательской деятельности.
Задачи практики:
- Формирование специфических профессиональных умений преподавателя психологии и педагогики (определять и решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи дисциплины; организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся; отбирать учебный материал, обоснованно отбирать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, технические средства).
- Применение и углубление знаний, полученных в процессе обучения в институте, интеграция знания по психолого-педагогическим дисциплинам.
- Выработка творческого, исследовательского подхода к психолого-педагогической деятельности, приобретение умений изучать и обобщать психолого-педагогический опыт.
- Ознакомление студентов со спецификой содержания и организации учебно-воспитательного процесса в педколледже.
- Формирование умения использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам в разнообразных формах учебных и внеучебных занятий и мероприятий.
- Приобретение опыта творческой работы в роли преподавателя психолого-педагогических дисциплин, куратора студенческой группы, методиста по учебной практике.
- Совершенствование умения осуществлять психолого-педагогический анализ педагогического процесса в его различных формах.
- Сбор, анализ, обобщение и интерпретация эмпирического материала в соответствии с тематикой курсовой работы, оказание помощи студентам педколледжа в выполнении учебно-исследовательских работ.
- Формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в педагогической деятельности.
- Развитие и совершенствование психолого-педагогических умений:
- умений ставить конкретные задачи развития личности и коллектива на определенных этапах психолого-педагогического процесса;
- умений отбирать, конструировать и реализовать необходимую для развития обучающихся систему психолого-педагогических средств, опирающуюся на закономерности развития личности и коллектива, на возрастные и индивидуальные особенности школьников;
- умений определять достигнутый психолого-педагогический результат;
- умений анализировать учебно-воспитательную работу, находить причины несоответствия результатов с поставленными задачами.
Профессионально-педагогическая практика решает ряд специфических задач:
- Адаптировать студента к условиям образовательных учреждений.
- Создать условия для практического применения знаний психолого-педагогических дисциплин.
- Формировать и совершенствовать базовые профессиональные психолого-педагогические навыки и умения.
- Диагностировать профессиональную пригодность студента к психолого-педагогической деятельности.
- Обеспечить успешность дальнейшей психолого-педагогической деятельности.
Обязанности студента-практиканта
- Во время прохождения практики студент выполняет функциональные обязанности преподавателя-стажера, куратора студенческой группы.
- Студент находится в образовательном учреждении не менее 6 часов.
- Соблюдает трудовую дисциплину и правила, установленные в образовательном учреждении.
- Посещает учебные занятия, ведет протоколы, наблюдает и анализирует.
- Отчитывается каждую неделю перед групповым руководителем о выполнении заданий практики.
- Ведет научно-исследовательскую работу в соответствии с темами курсовых работ, выполняет исследования по заказу образовательного учреждения, органов народного образования.
Календарное распределение содержания практики
Недели |
Содержание работы |
Методы работы |
Форма отчетности |
1 неделя |
Участие в установочной конференции. Знакомство с базой практики. Педсовет в образовательном учреждении. Распределение по классам и группам, в которых будет осуществляться преподавательская и воспитательная работа. Посещение уроков у преподавателя психологии. Разработка пробного урока и воспитательного мероприятия. |
Беседа с администрацией, преподавателем психологии. Изучение документации. |
План работы первой недели. Конспект пробного урока. |
2 недели |
Проведение и анализ пробных уроков, классных часов. Подготовка внеклассных дел. Разработка урока третьей недели. Посещение и анализ уроков товарищей. Работа над курсовой работой. |
Работа с литературой. |
Анализ наблюдаемых занятий. Конспекты занятий (в школе урок; в колледже и вузе: лекция, СМ. занятие). |
3 неделя
|
Проведение пробных уроков, классных часов, внеклассной работы Проведение зачетных уроков, классных часов. |
Работа с литературой. |
Конспекты занятий. Конспекты уроков. Анализ проведенных уроков (самоанализ и анализ учителя и группового руководителя). Отчет по итогам практики. |
Примечание:
На каждую неделю практикант составляет подробный календарный план по всем видам работ:
- Подготовка к урокам. Подбор материалов, структурирование его в соответствии с целями и задачами урока. Разработка конспекта урока, наглядного материала, раздаточного материала, ТСО.
- Подготовка к воспитательному мероприятию (разработка, проведение и анализ коллективного творческого дела).
- Проведение уроков, обсуждение уроков с учителем, групповым руководителем.
- Работа над курсовой работой.
- Педагогическая рефлексия.
План на каждую неделю заверяется групповым руководителем.
Лист самооценки психолого-педагогических способностей практиканта
Перечень умений и навыков |
Уровень умений |
Оценка преподавателя |
|
До практики |
После практики |
||
Дидактические способности |
|||
1. Умение передавать учебный материал, делая его доступным |
|
|
|
2. Вызывать интерес к предмету |
|
|
|
3. Возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль |
|
|
|
4. Умение организовать самостоятельную работу учащихся |
|
|
|
Академические способности |
|||
1. Знать предмет учебного урока значительно шире и глубже. |
|
|
|
2. Использовать открытия в своей науке, проявлять к нему большой интерес |
|
|
|
3. Умение вести исследовательскую работу |
|
|
|
Перцептивные способности |
|||
1. Умение проникать во внутренний мир ученика. По незначительным признакам улавливать малейшие изменения в его внутреннем состоянии |
|
|
|
Речевые способности |
|||
1. Умение ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики |
|
|
|
2. Речь отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью |
|
|
|
3. Речь развернута, грамотна, выразительна, эмоциональна |
|
|
|
Коммуникативные способности |
|||
1. Умение общаться с детьми и взрослыми, умение выстраивать взаимоотношения |
|
|
|
2. Наличие педагогического такта |
|
|
|
Педагогическое воображение |
|||
1. Умение предвидеть последствия своих действий в образовательном и воспитательном проектировании личности учащегося |
|
|
|
Способность к распределению вниманию |
|||
1. Умение следить за содержанием и формой изложения материала |
|
|
|
2. Держать в поле внимания всех учащихся |
|
|
|
3. Чутко реагировать на признаки утомления, невнимательности, непонимания |
|
|
|
4. Умение замечать все нарушения дисциплины |
|
|
|
5. Умение следить за собственным поведением (позой, мимикой, пантомимикой, походкой) |
|
|
|
Отчетная документация
- Отчет по итогам практики.
- Характеристика преподавателя образовательного учреждения, заверенная администрацией образовательного учреждения.
- План сетка на каждую неделю.
- Два конспекта наблюдаемых занятий (урок, лекция, СМ занятие).
- Два конспекта урока (лекции, семинарского занятия), заверенный преподавателем и групповым руководителем.
- Самоанализ двух проведенных занятий.
- Два конспекта и самоанализа внеклассных занятий.
СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
- Фамилия, имя, отчество.
- Место похождения практики (база практики).
Сроки прохождения практики.
- Под чьим руководством проходил практику (учитель, классный руководитель, групповой руководитель).
- Какие виды работ проведены за период практики (уроки, семинары, их темы, внеклассная работа).
- Что получилось наиболее удачно и почему?
- Какие трудности обнаружил при подготовке в проведении, анализе собственной деятельности и деятельности товарища.
- Какие педагогические способности проявились наиболее ярко?
- Над чем работать в дальнейшем по формированию педагогических способностей?
- Ваши предложения по усовершенствованию практики.
Приложение 1
Психологический анализ урока в целом Цели
Операционализация, развитие понятий о способах организации учебной деятельности учащихся, о мотивации этой деятельности, о педагогическом общении и других более частных понятиях психологии учения и обучения.
Освоение общего способа целостного анализа урока. Воспитание исследовательской культуры, создание условий для постепенного обращения способа анализа деятельности коллег в способ профессионального самоанализа, в метод педагогической рефлексии.
Содержание основных этапов работы над заданием
Поскольку наша практика должна быть практикой применения теоретических знаний, предлагается соответствующая литература. Рекомендуются источники, как полезные одновременно по ряду аспектов психологического анализа урока, так и уместные по отдельным аспектам: проблемному обучению, культивированию эвристических форм мышления, совместной учебной деятельности учащихся, мотивации учения, педагогическому общению на уроке, профессиональной рефлексии. Со значительной частью указанных источников студенты, вероятно, познакомились до педагогической практики, с другими можно поработать во время практики, в процессе освоения предлагаемого способа анализа урока.
В качестве предмета психологического анализа выступают действия, поведенческие акты педагога на уроке, а также вызываемые ими формы активности школьников.
Основные аспекты анализа урока:
1. Психологическая оценка целей урока.
2. Психология организации познавательной активности учащихся.
3. Мотивация учебной деятельности школьников.
4. Стиль педагогического общения.
5. Профессиональная рефлексия автора урока. Данные аспекты трансформировались в названия частей схемы психологического анализа урока, которая является обобщенной, поскольку она не «привязана» к материалу определенного учебного предмета или к какому-нибудь типу урока.
Разработка указанных аспектов проведена по определенным позициям.
Схема психологического анализа урока
1. Целеполагание
Представляется очень желательной беседа с учителем или студентом-практикантом перед посещением его урока. Во всяком случае это сделает более интересным последующий анализ. Предметом обсуждения тут могут быть приблизительно такие позиции:
1.1. В чем заключаются цели урока? Каковы они с точки зрения встроенности в логику изучения других тем?
1.2. Какова по замыслу структура урока? Можно ли сказать, что она логически соответствует его целям? Как определяется состав знаний, умственных действий, способов мышления, умений, навыков и т.д., над которым предстоит работать с учащимися?
1.3. Как предполагается учитывать наличный уровень подготовленности учащихся?
1.4. Есть ли в составе целей урока замыслы, относящиеся к построению (развитию) отношений с учащимися, к педагогическому общению?
2. Психология организации познавательной активности учащихся
Выделим и здесь несколько позиций анализа:
2.1. Как и насколько успешно учитель влиял на внимание учащихся, может быть, он использовал какие-либо специальные способы организации внимания?
2.2. Если имело место объяснительно-иллюстративное обучение, то какова работа педагога по дифференциации понятий: насколько богат фактический материал, варьировался ли он в целях обобщения, приводились ли особые факты, а также факты, чем-то близкие данному понятию, но к нему не относящиеся?
2.3. Если учащиеся выполняли упражнения, решали задачи, то что можно сказать о степени новизны каждого задания по отношению к предыдущему? Культивировались ли при этом какие-нибудь общие способы решения класса задач, приемы умственной деятельности?
2.4. Какие логические формы мышления (индукция, дедукция и др.), мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение), эвристические (творческие) процессы инициировались деятельностью учителя?
2.5. Если имело место проблемное обучение, то какова степень обобщенности знания, «помещенного» на место неизвестного в проблемной ситуации, насколько удачным оказался процесс ее создания? Какой оценки заслуживает комплекс вопросов, подсказок и других средств, использованных учителем в управлении умственной активностью школьников?
2.6. Использовались ли какие-нибудь формы совместной учебной деятельности школьников? Как комплектовались малые группы, как работали учащиеся в группах с точки зрения психологии сотрудничества и общения?
2.7. Имели ли место какие-нибудь способы дифференциации или индивидуализации работы учащихся на уроке, насколько они эффективны?
2.8. Можно ли говорить в целом о каких-то «микровкладах» урока в умственное развитие учащихся, в становление умения учиться, в воспитание каких-то свойств личности?
3. Мотивация учебной деятельности школьников
Уточним, что впредь под мотивами учебной деятельности мы будем понимать побуждения, вызывающие то, ради чего она осуществляется, и обратимся к классификации мотивов
Суть данного аспекта анализа урока заключается в том, чтобы установить, на какие мотивы учения ориентируется учитель, какие из них он вызывает и культивирует («прививает») своими действиями. Так, позиции 3.1—3.5 характеризуют активизацию познавательных мотивов учения, остальные позиции — социальных.
3.1. Подчеркивал ли учитель важность, необходимость данной темы (раздела, вопроса и т. д.) в составе учебного предмета или в жизни?
3.2. Опирался ли он на жизненный опыт учащихся, их ранее усвоенные знания, интересы? Использовал ли занимательный материал?
3.3. Ставил ли вопросы, вовлекающие школьников в процесс изучения материала, «открытия» новых знаний, способов действия, решения задач?
3.4. Приобщал ли учащихся к формированию (формулированию) целей, частных задач урока?
3.5. Использовал ли учитель разнообразные способы организации познавательной деятельности школьников?
3.6. Может быть, педагог удачно активизировал гражданские чувства детей, их ответственность перед обществом за результаты учения?
3.7. «Включал» ли педагог мотивы соревнования, самоутверждения?
3.8. Если имели место групповые формы учебной деятельности, то в какой мере они способствовали появлению у школьников заинтересованности в успехе одноклассника?
3.9. Можно ли сказать, что учащиеся в основном с желанием, пристрастно работали на уроке? Может быть, урок дал информацию об учащихся как о субъектах учения?
4. Стиль педагогического общения
4.1. Каков эмоциональный тонус работы педагога: он приветлив, бодр, доброжелателен или озабочен, угрюм, или даже проявляет раздражительность?
4.2. Имеет ли место акцентирование мыслей и чувств школьников: учитель внимателен к их высказываниям, соглашается с идеями и предложениями учащихся, комментирует их, дополняет, разрабатывает, тактично опровергает? А может быть, он ограничивается однозначными оценочными репликами («так», «правильно», «не годится» и т. д.)?
4.3. Склонен ли педагог одобрять, хвалить или как-то иначе эмоционально поощрять школьников за удачную мысль и хорошо выполненную работу? Как именно он это делает? Тактичен ли учитель в реагировании на неудачные ответы? Как выражает неудовольствие ходом дела? Чувствуют ли учащиеся эмоциональную поддержку со стороны педагога в трудных ситуациях?
4.4. Имели ли место дисциплинирующие воздействия на уроке? Можно ли сказать, что они осуществлялись с сохранением уважения к личности школьника, что они индивидуализированы? А может быть, учитель был при этом бестактен, легко переходил на угрозы и другие отчуждающие от учащихся формы поведения?
4.5. Каково общее впечатление о стиле педагогического общения? Понимает ли учитель интеллектуально и эмоционально учащихся или все видит только со «своей колокольни» и слышит только себя? Можно ли сказать, что средствами данного урока учитель содействовал формированию положительной самооценки школьников, воспитывал у них уверенность в себе?
5. Профессиональная рефлексия
5.1. Насколько развернутым, обстоятельным окажется этот самоанализ?
5.2. Считает ли учитель, что цели урока достигнуты, что урок прошел в соответствии с его замыслами? Если это так, то с чем он это связывает: с активностью школьников, собственным мастерством, обстоятельствами или еще с какими-нибудь факторами?
5.3. Если урок в чем-то не удался, то чем педагог это объясняет, открыт ли он в анализе собственных просчетов?
5.4. Намечает ли он конструктивные пути преодоления собственных недостатков? Насколько они психологически обоснованы?
Методические рекомендации
Очень важная часть работы — обсуждение урока с его автором. В некотором смысле эту часть можно назвать собственно анализом урока. Обсуждение может иметь различную структуру. Может оказаться целесообразной последовательность рассуждений, прямо обусловленная схемой нашего анализа. В ином случае эта последовательность может определяться сравнительным значением тех или иных действий автора урока. Возможны и другие варианты. Но в любом случае посетивший урок должен стремиться к тому, чтобы раскрыть основные достоинства урока в контексте теоретических положений психологии обучения и общения, высказаться о дискуссионных вопросах, выразить свои пожелания. Поскольку урок, как правило, получает некоторую синтетическую оценку, рекомендуется учесть, что наряду с психологическим анализом урока есть еще своеобразная психология психологического анализа. И тут не всегда удается соединить объективность с уважением к личности автора урока. Разве не бывает так, что посетивший урок перечисляет удрученному автору длинную последовательность недостатков, большинство из которых — различные проявления одного и того же недостатка? Вообще качество анализа находится в сильной зависимости от способности его автора к обобщению. Обобщение конкретных фактов может вести и к заключению о чертах характера учителя. В этом случае требования к такту особенно важны, ибо без их соблюдения самые добрые пожелания не будут приняты.
Заметим, что часто обсуждение уроков бывает коллективным. В этом случае надо быть внимательным к мнению коллег, чтобы соотнести свое мнение с их высказываниями.
Содержание отчета:
1. Основные «параметры» урока (школа, класс, учебный предмет, тема урока).
2. Основные данные о предварительной беседе, реструктурированная, приведенная в порядок запись урока по предложенной (или другой) форме.
3. Данные о рефлексии автора урока.
4. Собственно анализ урока.
5. Выводы, заключение о посещении с соответствующими рекомендациями автору урока.
6. Рефлексия студента в связи с опытом выполнения задания .
Критерии оценки качества выполнения задания
- Качество данных о предварительной беседе, записи урока, данных о рефлексии автора урока.
- Уровень оперирования теоретическими знаниями и данными записи урока в его обсуждении (в тексте собственно анализа урока).
- Связь выводов с содержанием анализа, а также рекомендаций — с выводами.
- Оформление отчета.
Приложение 2
КОНСПЕКТ УРОКА
Конспект урока по_________________в_______классе (группе)
средней школы №______________
студента___________курса________социально-психологического факультета
дата проведения___________.
1. Тема урока.
2. Цель, образовательно-воспитательные и развивающие задачи.
3. Структура урока (или план урока) с примерным указанием времени, отводимого на каждый этап.
4. Содержание и методика проведения каждого этапа.
5. Оборудование урока (наглядность, доска, записи, которые будут сделаны в тетрадях учащихся, ТСО).
6. Использованная литература.
При подготовке урока необходимо учесть следующие его этапы:
1. Определить объем учебного материала урока и его место в системе уроков по данной теме.
2. Определить воспитательные, образовательные задачи урока.
3. Определить приемы и методы обучения.
4. Подобрать необходимые средства обучения (наглядные пособия, ТСО).
5. Определить возможные пути активизации познавательной деятельности школьников. Определить содержание и форму самостоятельной работы учащихся.
6. Определить тип урока (комбинированный урок, урок усвоения новых знаний, урок закрепления знаний), структуру его. Распределить отрезки урока по времени.
7. Разработать методику закрепления учебного материала по ходу урока и в конце его.
8. Разработать методику контроля и учета знаний учащихся, определить, кого из учеников необходимо проконтролировать особенно.
9. Определить содержание, объем и форму домашнего задания.
Приложение 3
Профессиональная рефлексия педагогического общения
Цели
Развитие понятия о профессиональной рефлексии, операционализация понятий, относящихся к психологии общения: «открытость в общении», «пластичность в общении», «понимание другого человека в общении» и др.
Развитие наблюдательности, пытливости, научного стиля мышления, обращенных студентом на самого себя; создание условий для формирования адекватной и позитивной профессиональной самооценки.
Воспитание отношения к ученику как к субъекту учебной деятельности и межличностных отношений, чье мнение имеет большое значение для профессионального становления личности педагога.
Приложение 4
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО
Подготовьте и организуйте коллективное творческое дело в классе или с несколькими классами. Напомним основные принципы коллективного творческого дела.
Суть каждого дела — забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, далеких друзьях.
Дело это — коллективное, потому что совершается вместе ребятами и старшими товарищами как их общая забота.
Дело это — творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща — не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается… Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно — частица жизни!
Напомним его этапы, формы и способы осуществления.
1. Выбирается то или иное коллективное творческое дело.
2. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.
3. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же и руководит выполнением задуманного.
4. Проведенное дело обсуждается на общем сборе-«огоньке», причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.— М., 1989. —С.3-4).
Дела, представленные студентами как зачетные, оцениваются по следующим параметрам (от 0 до 3 баллов):
1. Замысел.
2. Соответствие возрасту.
3. Заинтересованность детей.
4. Занятость детей в проведении дела.
5. Организация.
6. Спонтанность руководителей.
7. Осуществление руководства детьми.
8. Культура общения.
9. Эстетичность оформления.
10. Разнообразие методов и приемов.
11. Степень вовлечения детей на этапе подготовки.
12. Воспитательная ценность.
13. Дополнительно.
Примечание: общая оценка от 0 до 36 баллов. По 13 пункту отметка выставляется при наличии индивидуальных особенностей КТД, по желанию методиста.
Самоанализ педагогической деятельности
- Какие педагогические ситуации оказались самыми сложными для Вас? Как Вы их разрешили? Приведите конкретные примеры.
- Обобщите результаты самонаблюдения и сделайте вывод о характере затруднений и их причинах.
- Составьте программу саморазвития, призванную помочь Вам преодолевать подобные затруднения.
Приложение 5
Оценка качества лекции
При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество Можно назвать узловые критерии оценки качества.
Это содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции. Раскроем смысл каждого из них.
Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.
Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы).
Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.
Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование /наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.
Руководство работой студентов: требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков.
Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.
Использование приемов поддержания внимания — риторические вопросы, шутки, ораторские приемы.
Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).
Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.
Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.
Приложение 6 критерии оценки семинарского (практического) занятия
Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.
Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.
Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.
Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.
Отношения «преподаватель — студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.
Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышает тон, опирается в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.
Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.
Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М., 1999. – 304с.
- Весна Е.Б., Киселева О.О. Профессионально-педагогическая практика. – М. – Воронеж, 1999. – 80с.
- Ермолаева М.В. и др. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М. – Воронеж, 1998. – 288с.
- Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М., 2000. – 288с.
- Психологические задания к педагогической практике студентов / Под ред. А.Э. Штейнмеца. – М., 2002. – 128с.
- Психологические основы педагогической практики студентов / Под ред. А.С. Чернышева. – М., 2000. – 144с.
- Родионов В.А. , Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – Ярославль, 2001. – 160с.
Для заметок
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Тобольский государственный педагогический институт
имени Д.И. Менделеева
Кафедра практической психологии и педагогики
Программа психологической практики в педагогическом училище
(Методические указания для студентов 4 курса по специальности »Педагогика и психология» очного и заочного отделений)